Кто утверждал что живые организмы изначально целесообразны
Контрольная работа по биологии на тему «Развитие взглядов на происхождение видов и приспособленность» 9 класс
Данная разработка состоит из 25 вопросов с выбором одного правильного ответа.
Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по биологии на тему «Развитие взглядов на происхождение видов и приспособленность» 9 класс»
Контрольная работа по теме
«Развитие взглядов на происхождение видов и приспособленность»
1. Предложил первую теорию эволюции, но неверно объяснил движущие силы эволюции:
1) Ж.Б.Ламарк 2) К.Линней 3) А.Уоллес 4) Ч.Дарвин
2. Утверждал, что живые организмы изначально целесообразны:
1) Ж.Б.Ламарк 2) К.Линней 3) А.Уоллес 4) Ч.Дарвин.
3. Искусственная классификация животных и растений была предложена:
1) Ж.Б.Ламарком 2) К.Линнеем 3) А.Уоллесом 4) Ч.Дарвином
4. Утверждал, что благоприобретенные признаки передаются по наследству:
1) Ж.Б.Ламарк 2) К.Линней 3) А.Уоллес 4) Ч.Дарвин.
5. Направляющим фактором при создании пород домашних животных и сортов культурных растений Дарвин считал:
1) изменчивость 2) наследственность 3) естественный отбор 4) искусственный отбор
6. Направляющим фактором, обеспечивающим появление приспособлений к среде обитания, Дарвин считал:
1) изменчивость 2) наследственность 3) естественный отбор 4) искусственный отбор
7.. В основе естественного отбора, по Дарвину лежит:
1) размножение в геометрической прогрессии 2) наследственность
3) изменчивость 4) борьба за существование
8.Английский ученый, выдающийся геолог и натуралист, доказавший, что геологическое строение нашей планеты постоянно меняется в результате естественных процессов, и оказавший большое влияние на мировоззрение Дарвина:
1) А.Уоллес 2) Ч.Лайель 3) Ж.Б.Ламарк 4) К.Ф.Рулье
9. Основные движущие силы эволюции, по Дарвину:
1) внутреннее стремление к самосовершенствованию
4) упражнение или неупражнение органов под влиянием среды
5) естественный отбор
6) передача по наследству благоприобретенных под влиянием среды признаков
10.Причиной образования новых видов, по Дарвину, является:
1) борьба за существование 2) постепенное расхождение в признаках у особей одного вида 3) неограниченное размножение
11.Выберите правильные утверждения:
1) между современными и ископаемыми видами не существует родственных связей
2) между островными и континентальными формами можно обнаружить опреде- ленное сходство, свидетельствующее об их родстве
3) причиной действия естественного отбора является борьба за существование
4) новые виды возникают в результате расхождения признаков у особей одного вида
12. Естественным отбором называется:
1) борьба за существование
2) выживание и размножение сильнейших особей
3) выживание и размножение наиболее приспособленных особей
13. Ч.Дарвин жил и работал:
а) в 19 в. в Англии б) в 18 в. во Франции в) 17 в. в Швеции
14. Какое из утверждений точнее отражает взгляды Дарвина:
а) любая изменчивость может служить материалом для эволюции
б) материалом для эволюции служит наследственная изменчивость
в) причиной возникновения приспособлений является прямая адаптация организмов к условиям среды
15. Теорию эволюции справедливо считать теорией, созданной:
а) Ч.Дарвином и Ч.Лайелем
б) Ч.Дарвином и А.Вейсманом
в) Ч.Дарвином и А.Уоллесом
16. Значение теории Дарвина заключается в том, что он:
а) доказал факт существования эволюционного процесса
б) доказал, что виды изменяются в ходе исторического развития
в) выявил факты, определяющие причины разнообразия и приспособленности видов
17. Основным трудом Ламарка был…
А. «Происхождение видов путём естественного отбора»
Б. «Философия зоологии»
В. «Изменение домашних животных и культурных растений»
Г. Верного ответа нет
18. Первым дал определение вида …
А. Аристотель
Б. Кювье
В. Ламарк
Г. К. Линней
19. Французским естествоиспытателем (1744 – 1829), создавшим первую эволюционную теорию был…
А. Кювье
Б. Линней
В. Ламарк
Г. Дарвин
20. На основе сходства Ламарк выделил … классов беспозвоночных, в отличие от двух классов Линнея
А. 9
Б. 10
В. 15
Г. 7
23. Первую эволюционную теорию предложил…
А. Кювье
Б. Дарвин
В. Линней
Г. Ламарк
24. В системе Линнея самым крупным таксоном был…
А. Вид
Б. Род
В. Тип
Г. Класс
25.Эволюционной единицей Ламарк считал…
А. Отдельный организм
Б. Особь
В. Популяцию
Г. Класс
Утверждал, что живые организмы изначально целесообразны : * К?
Утверждал, что живые организмы изначально целесообразны : * К.
1. Доказательство эволюции?
1. Доказательство эволюции.
( по Ламарку, по Дарвину).
«ВЗГЛЯДЫ УЧЕНЫХ – БИОЛОГОВ НА РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА»линней ламарк дарвин?
«ВЗГЛЯДЫ УЧЕНЫХ – БИОЛОГОВ НА РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА»линней ламарк дарвин.
Эволюционные учения Ламарка и Дарвина?
Эволюционные учения Ламарка и Дарвина.
1. Известно, что наряду в научной классификацией живых организмов существует и практическая классификация?
1. Известно, что наряду в научной классификацией живых организмов существует и практическая классификация.
В чем заключается принципиальное различие между ними?
Привидите два примера практической классификации организмов.
2. Выберите автора первой научной классификации живых организмов ( Ч.
В чем преимущество теории дарвина перед теорией ламарка?
В чем преимущество теории дарвина перед теорией ламарка?
Заполните пожалуйста?
Кто создал первую эволюционную теорию?
Кто создал первую эволюционную теорию?
1) Дарвин 2) Линней 3)Ламарк 4) Опарин.
Среди учёных найдите автора первой научной классификации живых организмов Ч?
Среди учёных найдите автора первой научной классификации живых организмов Ч.
Первое учение об эволюции органического мира создал а)линней б)ломоносов с)дарвин д)ламарк е)шванн?
Первое учение об эволюции органического мира создал а)линней б)ломоносов с)дарвин д)ламарк е)шванн.
В чем отличия между теориями эволюции система ламарка от дарвина?
В чем отличия между теориями эволюции система ламарка от дарвина.
Можно поближе сфоткать.
Человек отличается от животного имением ума, речи, умением размышлать, писать, читать и другим.
Ну, в первую очередь от генов. Смотря что за млекопитающее. Какие у него способности. Если млекопитающее X в течении пятидесяти поколений бегало каждый день, то мышцы, отвечающие за бег у X будут развиты наиболее сильно, по сравнению с другими мыш..
В данном случае варианты а и г.
У гороха в самом начале появляется 1 центральный корень.
Ответ Б ток как вирусы и бактерии не имеют хлоропластов.
1. ) Что такое клетка? 2. ) Что такое цитоплазма? 3. ) Как называется внутреннее содержимое ядра? (кариоплазмы) 4. ) Что такое хроматин? 5. ) Что такое хромосома? 6. ) Что содержит ядро? 7. ) Что делает эндоплазматическая сеть? 8. ) Что такое..
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Принципиальными вопросами биологии были и остаются вопросы, связанные с происхождением многообразие видов на Земле и их удивительной приспособленностью к среде обитания Креационисты считают, что живые организмы созданы высшей силой — творцом, трансформисты объясняют появление многообразия видов естественным путем, на основе естественных законов. Приспособленность креационисты объясняют изначальной целесообразность, виды были созданы изначально приспособленными, трансформисты считают, что приспособленность появилась в результате развития, в ходе эволюции.
Представителем взглядов креационизма был шведский ученый, естествоиспытатель Карл Линней. Его называют «королем ботаников», «отцом систематики». Он описал около 8000 видов растений, 5000 видов животных, закрепил использование бинарной (двойной) номенклатуры для обозначения видов, усовершенствовал ботанический язык — установил единообразную ботаническую терминологию. Его классификация была основана на объединении видов в роды, родов в отряды, отрядов в классы.
В 1735 году вышла в свет его книга «Система природы», в которой он классифицирует все растения в 24 класса на основе особенностей строения цветков: количества тычинок, однополости и обоеполости цветков. Животный мир он поделил на 6 классов. Его классификация была наиболее полной для своего времени, но Линней понимал, что система, созданная на основе нескольких признаков является искусственной системой. Карл Линней был сторонником метафизического представления о происхождении видов — их неизменности и изначальной целесообразности. «Видов столько, сколько различных форм создал в начале мира Всемогущий» — говорил Линней. Но в конце жизни Линней признал, что иногда виды могут образовываться под влиянием среды или в результате скрещивания.
Представителем философии трансформизма был выдающийся французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк, создавший первую теорию эволюции. В 1809 году выходит его основной труд «Философия зоологии», в которой Ламарк приводит многочисленные доказательства изменяемости видов. Он считал, что первые живые организмы возникли из неорганической природы, причем древняя жизнь была представлена простыми формами, которые в результате эволюции дали начало более сложным.
Животных Ламарк разделил на 14 классов, которые расположил на 6 ступенях градации по степени усложнения нервной и кровеносной системы (от инфузорий на нижней ступени до птиц и млекопитающих на верхней). Такая теория постепенного усложнения, теория «градации», основана на влиянии внешней среды на организмы и ответной реакции организмов на внешние воздействия, прямой приспособляемости организмов к среде. Под действие различных факторов внешней среды происходит упражнение полезных органов и постепенное исчезновение органов, которые не упражняются. При длительном воздействии определенных условий происходит закрепление приобретенных признаков, которые передаются по наследству. Причем по Ламарку для живых организмов характерно стремление к самоусовершенствованию, заложенное Творцом.
Таким образом, движущими силами эволюционного процесса по Ламарку являются: 1 — влияние среды, которое приводит к упражнению или неупражнению органов; 2 — стремление к самоусовершенствованию; 3 — передача по наследству благоприобретенных признаков.
Но теория не была принята. Не все признавали, что градация идет под влиянием стремления к самоусовершенствованию, что приспособленность возникает в результате целесообразных изменений в ответ на воздействия среды, а наследование приобретенных признаков не подтверждено многочисленными наблюдениями и экспериментами. Например, А.Вейсман на протяжении двадцати поколений отрезал хвосты мышам, неупотребление хвостов должно было привести к их укорочению, но хвосты двадцать первого поколения были такой же длины, как и первого. Купирование хвостов у многих пород собак не приводит к изменению их длины. Кроме того, с точки зрения теории Ламарка нельзя объяснить возникновение, например, окраски скорлупы птичьих яиц и их формы, которая носит приспособительный характер, или появление раковин у моллюсков, ведь его идея о роли упражнения и неупражнения органов здесь неприменима.
Кто из ученых приспособленность объяснял с позиций креационизма?
Кто из ученых предложил первую эволюционную теорию, но неверно объяснил движущие силы эволюции?
Какой ученый реформировал ботанический язык, закрепил использование бинарной номенклатуры, описал около 8000 новых видов растений?
Можно ли считать классификацию К.Линнея искусственной? Почему?
Как появилась длинная шея у жирафа по Линнею?
Движущие силы эволюции по Ламарку?
Какой ученый предложил теорию градации?
Какой ученый считал, что благоприобретенные признаки передаются по наследству?
Какой ученый считал, что живым организмам присуще стремление к прогрессу?
Задания для письменной работы:
Заслуги К.Линнея. Почему его считают представителем креационизма?
Объясните с точки зрения Ламарка появление длинной шеи у жирафа.
Почему эволюционные взгляды Ламарка не получили признания в научном мире?
Каково значение учения Ламарка.
Тест 1. С позиций креационизма объяснял приспособленность и многообразие видов:
Тест 2. Предложил первую теорию эволюции, но неверно объяснил движущие силы эволюции:
Тест 3. Утверждал, что живые организмы изначально целесообразны:
Тест 4. Искусственная классификация растений и животных была предложена:
Тест 5. Утверждал, что благоприобретенные признаки передаются по наследству:
Тест 6. Разделил животных на 14 классов, расположил их на 6 ступенях и предложил теорию градации:
Тест 7. Считал, что всем организмам присуще стремление к прогрессу:
**Тест 8. Верные суждения:
Линней был трансформистом.
Ламарк был креационистом.
По Линнею длинная шея у жирафа бал изначально.
По Линнею живым организмам присуще стремление к самоусовершенствованию.
В конце жизни Линней признал возможность образования новых видов в результате скрещивания.
**Тест 9. Движущие силы по Ламарку:
Внутреннее стремление к прогрессу.
Упражнение или неупражнение органов.
Передача по наследству благоприобретенных признаков.
Тест 10. Длинная шея у жирафа появилась по Линнею:
В результате внутреннего стремления к самоусовершенствованию.
Была длинной изначально.
В результате градации.
Большую роль имело упражнение шеи.
В результате естественного отбора самых длинношеих.
Большую роль играла передача по наследству благоприобретенных признаков.
Уроки биологии в 10-11 классе, Пименов А.В., 2003.
Развитие биологии в додарвиновский период.Система К. Линнея
Вопрос 1. Что было известно о живой природе в Древнем мире?
В эпоху Античности некоторые древнегреческие философы выделяли материальное начало, которое рассматривали как первоисточник всего живого. Фалес Милетский (ок. 625—547 до н. э.) таким первоисточником считал воду. Живший на полвека позже Анаксагор (ок. 500—428 до н.э.) утверждал, что живые организмы произошли из воздуха. Демокрит (ок. 470 или 460 до н.э. — умер в глубокой старости) был уверен, что основой зарождения жизни является ил. Серьезный вклад в развитие представлений о жизни внес Аристотель (384—322 до н.э.), создавший теорию непрерывного и постепенного развития живого из неживого, первую систематику животных, а также «лестницу существ».
Вопрос 2. Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII в.?
В XVIII в. в Европе господствовало мировоззрение, основанное на догматах христианской церкви. Ученые считали, что поскольку все живые организмы созданы Богом, то они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени. Такое метафизическое направление в биологии получило название «креационизм».
Вопрос 3. Что такое систематика?
Систематика — это наука о классификации живых организмов. В древности существовало множество разнообразных систем классификации. Основы современной систематики были заложены в XVIII в. шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем (1707— 1778).
Вопрос 4. По какому принципу построена классификация организмов К. Линнея?
Основой классификации К. Линнея является принцип иерархичности таксонов (групп организмов), когда несколько более мелких таксонов объединяются в более крупный. Виды объединяются в род, роды — в отряд и т. д. Самой крупной таксономической единицей в системе К. Линнея являлся класс. Для обозначения видов К. Линней использовал бинарную (двойную) номенклатуру: первое слово названия обозначало род, второе — видовую принадлежность. Например, Ноmo sapiens — человек разумный, Convallaria majalis — ландыш майский, Ursus arctos — медведь бурый.
Вопрос 5. Поясните мысль, высказанную К.Линнеем: «Система — это ариаднина нить ботаники, без нее гербарное дело превращается в хаос».
В XVIII в. было уже известно множество видов растений. При отсутствии строгой классификации становилось все сложнее работать с ними, отделять один вид от другого, объединять родственные виды в группы, определять степень их родства. Иными словами, как нить Ариадны вывела героя Тезея из Лабиринта, так и систематика помогла навести порядок в том хаосе знаний, которые накопили ученые до Линнея.
Урок биологии Развитие биологии в додарвиновский период
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея»
Цели : познакомить учащихся с работами К Линнея по систематике растений и животных, остановиться на трудах Ж.Кювье.
Образовательные : сформировать представления о системе природы, созданной К. Линнеем, о роли К.Линнея, Ж.Кювье и других в создании эволюционной теории.
Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, заполнять таблицы, работать с учебником, выделять основную мысль в тексте.
Воспитательные: способствовать формированию материалистического мировоззрения; воспитанию чувства ответственности.
Тип урока: комбинированный
Оборудование : учебник, тетрадь.
К. Линней «Философии ботаники».
(Приветствие, настрой на работу).
Что такое «процесс эволюции»? Охарактеризуйте особенности этого процесса.
Какой вклад в развитие эволюционной теории внесли древние люди? Древнегреческие ученые? Креационисты?
Принципиальными вопросами биологии были и остаются вопросы, связанные с происхождением многообразия видов на Земле и их удивительной приспособленностью к среде обитания.
Изучение и описание большого количества растений и животных привело к накоплению знаний и необходимости создания целостной системы природы. В этот период меняются взгляды в философии – формируется материалистическое мировоззрение.
Представителем взглядов креационизма был шведский ученый К.Линней (Швеция, 1707 – 1778 гг.), которую отличают четкость и полнота изложения, наиболее научная классификация. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим вклад К. Линнея в развитие эволюционных представлений.
Но сначала давайте вспомним с вами:
В какой период жил и работал ученый? (метафизический).
Что лежит в основе метафизического мировоззрения ? (идеи креационизма).
В чем состоит сущность креационизма? (все живое создано Богом и остается неизменным).
Что означает природа «изначально целесообразна»? (это полное соответствие организма или органа цели, поставленной творцом при его создании).
Работа в парах по заданию:
Используя свои знания, ответьте на вопрос и запишите ответ на него в тетради:
В чем состоит сущность метафизических представлений?
Природа создана Творцом.
Природа изначально целесообразна.
Б). Взгляд К. Линнея на понятие о виде.
К. Линней считал вид реальной и элементарной единицей живой природы . Он уточнил само понятие вида, привлекая для его определения не только морфологический, но и физиологический критерий (скрещиваемость между представителями одного вида и нескрещиваемость их с особями других видов).
Линней был креационистом и метафизиком, поэтому он считал, что виды не изменяются и их существует столько, сколько разных форм было с самого начала создано Творцом. Однако к концу своей жизни Линней уже не был таким решительным сторонником неизменности видов.
Таким образом, К. Линей не только установил реальность существования видов в природе, но и выделил главный признак – нескрещиваемость особей разных видов (репродуктивная изоляция).
В качестве основы классификации К. Линней принял вид. Сходные виды объединил в роды , роды — в отряды, отряды — в классы.
Таким образом, в основу классификации был положен принцип иерархичности (т. е. соподчиненности) таксонов. C развитием науки в эту систему был введен ряд категорий: семейство, подкласс и другие, а высшим таксоном стал тип. Но принципы систематики, заложенные Линнеем, остались неизменными до наших дней. При классификации организмов ученый учитывал не весь комплекс признаков, а лишь небольшое их число. Поэтому классификация Линнея, несмотря на т, что была научной, оказалась искусственной. Сам Линней осознавал искусственность своей системы природы и указывал на необходимость разработки естественной. Он писал: «Искусственная система служит только до тех пор, пока не создана естественная».
Г). Бинарная номенклатура (двойные названия).
К.Линней использовал предложенный его предшественниками двойные названия (впервые ввел К. Геснер): рода и вида, например, Lathyrus pratensis чина луговая, Lathyrus silvestris – чина лесная. Название рода является общим для всех видов, которые он объединяет: Lathyrus – чина. Название вида стало коротким и более точным. Принцип двойных названий экономный, так как требует особых названий только для родов и сохранился в систематике и в настоящее время.
Если виду дано название, изменять его нельзя.
В 1735 году вышла в свет книга «Система растений» К. Линнея, в которой он раскрыл классификацию растений и животных. Его классификация была наиболее полной для своего времени, но Линней понимал, что система, созданная на основе нескольких признаков, является искусственной системой. К.Линней был сторонником метафизических взглядов о происхождении видов – их неизменности и изначальной целесообразности.
Д). Систематика животных.
К Линней верно выделил классы млекопитающих, птиц и рыб.
Но ошибочно объединил
пресмыкающихся и земноводных в один класс «Гады», в класс «Черви» поместил почти все типы беспозвоночных;
объединил в один отряд ленивца, муравьеда (отряд неполнозубые) и слона (отряд хоботные) по признаку отсутствия резцов, хотя бивни и есть разросшиеся верхние резцы;
по сходству в строении клюва курицу (килегрудые) и страуса (бескилевые) объединил в один отряд
Е). Систематика растений.
Все растения подразделялись на 24 класса: 23 класса явнобрачных (цветковых) и 1 класс тайнобрачных (голосеменных и споровых) на основе особенностей строения цветков: количество тычинок, однополости и обоеполости цветков
В системе Линнея, при классификации по 1- 2 произвольно взятым признакам, далекие в систематическом отношении растения, оказывались иногда в одном классе, а родственные – в разных:
морковь (семейство зонтичные) и смородина (семейство крыжовниковые) отнес к пятитычинковым;
манжетка (семейство розоцветные) и повилика (семейство повиликовые) – к классу четырехтычинковым.
Ж). Вклад в науку и значение для развития теории.
Работа в группах по заданию:
Используя материал, найдите, обсудите вопросы и выступите перед классом:
Каков вклад в науку К.Линнея?
Каково значение теории К. Линнея для развития эволюционного учения?
По ходу рассказа представителей групп класс заполняет таблицу:
Используя материал параграфа найдите, обсудите и запишите в тетради недостатки классификации К. Линнея?
Разделял метафизические взгляды о божественном творении видов. Считал, что видов
столько, сколько их создал Бог.
«Видов столько, сколько их создало изначальное, бесконечное Существо» (К.Линней).Это и помешало Линнею создать естественную классификацию живых существ. Линней искал только сходство, но не родство между видами. Но в конце жизни он признал, что виды могут образовываться под влиянием среды или в результате скрещивания.
К. Линней разделял метафизические взгляды, при объединении видов в роды он искал сходство, а не родство.
Под родством в биологии понимается общность происхождения.
К. Линней считал, что каждый вид является результатом отдельного творческого акта, происходящим от одной пары особей.
3. К.Линней классифицировал организмы по 1 – 2 признакам сходства и неродственные организмы оказались в одной группе, а родственные – в разных.
морковь и смородину он отнес к классу пятитычинковые, а манжетку и повилику – к классу четырехтычинковые.
Класс амфибий включал пресмыкающихся и земноводных, а класс черви – одноклеточных, губок, кищечнополостных, червей, моллюсков, иглокожих.
Курица и страус попали в один отряд, хотя они относятся даже к разным подклассам.
Стоило поменять признак, как вся классификация разрушалась (поэтому его классификацию
4.Классификация животных К.Линнея построена по нисходящему принципу: от сложного к простому.
И). Первые эволюционисты: Ж.Кювье и Ж.де Сент- Илера .
По ходу учащиеся заполняют таблицу «Вклад ученых в науку.
Труды Ж.Кювье (1769 – 1832).
Французский естествоиспытатель, натуралист. Считается основателем сравнительной анатомии и палеонтологии, основ геохронологии.
Установил принцип «корреляции органов» (соотносительности), на основе которого реконструировал строение многих вымерших животных.
Считал виды постоянными и неизменными.
Выдвинул теорию катастроф, согласно которой на Земле периодически происходят катастрофы, которые уничтожают все виды. За каждой катастрофой следует новый акт творения.
К). Этьен- Жоффруа Сент – Илер (1772 – 1844).
пропагандировал единство животного мира на основе общности происхождения всех известных видов.
Приведите примеры бинарной номенклатуры. Назовите родовое и видовое название.
Основные таксономические категории: вид →род→семейство→подкласс→отряд, класс →тип.
Какая таксономическая категория отсутствует у К.Линнея? (тип).
Б). Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей группы .
Б) вид Капустная белянка
В) отряд Чешуекрылые
Г) тип Членистоногие
Д) род Огородные белянки
Е) семейство Белянки
VI. Подведение итогов
К Линней и его последователи провели огромную работу по изучению и систематизации разрозненного фактического материала, накопленного их предшественниками. Так была заложена научная основа для дальнейшего изучения природы.
§ 4.1, вопросы в тетради.
Значение для развития
Швеция, 1707 – 1778 гг
Описал около 8 тыс. видов растений и около 4,5 тыс. видов животных
Усовершенствовал ботанический язык, установив около 1 000 новых терминов.
Разработал короткие и четкие определения (диагнозы) каждой группы организмов, что значительно облегчало их описание. Многие из этих диагнозов не устарели и в наши дни.
Ввел бинарную (двойную) номенклатуру вместо употреблявшихся ранее громоздких полуноминальных (т. е. состоящих из многих слов) названий; эта номенклатура употребляется и в наше время («Система природы», 1735).
Разработал принципы построения классификации живой природы («Философия ботаники»). На этих принципах он построил первую научную систему живой природы, которая включала в себя всех известных в то время животных и все растения и была самой совершенной для своего времени.
Создание первой научной классификации растений и животных
В основе классификации заложил принцип
Что было известно о живой природе в Древнем мире? В эпоху Античности некоторые древнегреческие философы выделяли материальное начало, которое рассматривали как первоисточник всего живого. Фалес Милетский (ок. 625-547 до н. э.) таким первоисточником считал воду. Живший на полвека позже Анаксагор (ок. 500-428 до н. э.) утверждал, что живые организмы произошли из воздуха. Демокрит (ок. 470 или 460 до н. э. — умер в глубокой старости) был уверен, что основой зарождения жизни является ил. Серьезный вклад в развитие представлений о жизни внес Аристотель (384-322 до н. э.)
Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII в.? В XVIII в. в Европе господствовало мировоззрение, основанное на догматах христианской церкви. Ученые считали, что поскольку все живые организмы созданы Богом, то они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени. Такое метафизическое направление в биологии получило название «креационизм».
Что такое систематика? Систематика — это наука о классификации живых организмов. В древности существовало множество разнообразных систем классификации. Основы современной систематики были заложены в XVIII в. шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем (1707-1778).
По какому принципу построена классификация организмов К. Линнея? Основой классификации К. Линнея является принцип иерархичности таксонов (групп организмов), когда несколько более мелких таксонов объединяются в более крупный. Виды объединяются в род, роды — в отряд и т. д. Самой крупной таксономической единицей в системе К. Линнея являлся класс. Для обозначения видов К. Линней использовал бинарную (двойную) номенклатуру: первое слово названия обозначало род, второе — видовую принадлежность. Например, Homo sapiens — человек разумный, Convallaria majalis — ландыш майский, Ursus arctos — медведь бурый.
Поясните мысль, высказанную К. Линнеем: «Система — это ариаднина нить ботаники, без нее гербарное дело превращается в хаос». В XVIII в. было уже известно множество видов растений. При отсутствии строгой классификации становилось все сложнее работать с ними, отделять один вид от другого, объединять родственные виды в группы, определять степень их родства. Иными словами, как нить Ариадны вывела героя Тезея из Лабиринта, так и систематика помогла навести порядок в том хаосе знаний, которые накопили ученые до Линнея.
В школе Карл Линней считался одним из самых неспособных учеников. С раннего детства мальчика околдовал загадочный мир цветов, которым он посвящал очень много времени. По физике и математике оценки у Карла были хорошие, но знание латыни, греческого и древнегреческого языков исключительно плохим. Многие учителя и одноклассники относились к Карлу с иронией из-за его нелепого увлечения.
Карл Линней окончил гимназию с любопытной характеристикой, написанной в совершенно непривычном для нас стиле. Вот один из ее фрагментов:
“ Гимназист подобен дереву. Случается иногда, хотя редко, что дикая природа дерева, несмотря ни на какие заботы, не поддается культуре. Но, пересаженное в другую почву, дерево облагораживается и приносит хорошие плоды. Только в этой надежде юноша отпускается в университет, где, может быть. Он попадет в климат благоприятный его развитию”.
В 1727 году Линней сдает экзамены и был зачислен в Лундский университет, изучает медицину, занимается самообразованием;
В1732 году Линней отправился в путешествие в Лапландию – результат «Краткая флора Лапландии»;
К. Линней едет в Голландию, чтобы получить степень доктора наук;
1735г К.Линней издает книгу “Система природы”.
1739г К.Линней был избран президентом Шведской академии, стал главой кафедры в родном Упсальском университете, а впоследствии – ректором, получил орден Полярной Звезды и дворянство и звание «Короля ботаники».
До конца своей жизни Карл Линней работал с полной самоотдачей.