Кто такой теолог и чем он занимается
Кто такой теолог и чем он занимается
Теолог — богослов, человек, занимающийся теологией.
Богословие, или теология — учение о религиозных догматах и заключённое в их рамки философское мышление, призванное эти догматы защищать и обосновывать. Представляет собой комплекс наук об истории вероучений, о формах религиозной жизни, религиозном культурном наследии (религиозное искусство, памятники религиозной письменности), о религиозной научной деятельности и образовании. Теология рождается из стремления разъяснить основные положения той или иной религии, изучает религиозное мировоззрение изнутри.
Богословие следует отличать от религиоведения и философии религии.
Термин «теология» появился в Древней Греции и первоначально использовался для обозначения мифологических повествований и поэм о богах. Творцов этих поэм — Гомера, Гесиода, Орфея — называли теологами. Аристотель называл этим термином философское учение о Боге как «неподвижном Перводвигателе». Однако большинство современных исследователей считают, что теология, в строгом смысле слова, является достоянием теистических религий — иудаизма, христианства, ислама.
Отцы церкви вначале считали теологией лишь Священное Писание. Лишь позже к теологии стали относить рационалистическое учение о христианских истинах.
В ХII-ХIII вв. этот термин закрепляется применительно к концептуализированному богословию.
Теология не представляет собой единого учения; в каждой из теистических религий содержание и строение теологии варьируются в зависимости от принадлежности к тому или иному религиозному направлению, конфессии, вероисповеданию.
С точки зрения некоторых мыслителей Русской православной церкви, отличие православного богословия (просто «богословия») от богословия не православного («теология») таково: «Источниками богословия православного являются Священное Писание (Библия) и Священное Предание (традиция понимания Священного Текста), а также ее определенное мировоззрение и мистический опыт. Библия и Предание не противопоставляются друг другу, напротив, Предание является тем контекстом, той духовной средой, в которой создается Библия; Священное Писание в известной степени само является Преданием. » (о. Сергий Ленин).
Теология в католической версии выступает как преимущественно рациональное богопознавание.
Протестантская теология содержит в себе как рационалистические, так и интуитивно-мистические направления.
По мере развития теологии со сменой стилей мышления менялся и характер богословствования: наряду с традиционализмом появляется модернизм, неудовлетворенность последним находит выражение в фундаментализме и т.д.
В XX в, появился ряд новых направлений католической и протестантской теологий — «диалектическая теология», «теология процесса», экзистенциальная, секулярная, радикальная теология, теология труда, политики, феминистская, «черная» теология и т.п.
В России богословие исторически развивалось в рамках религиозных учебных заведений (духовных семинарий и академий), где преподавалось вместе с рядом прикладных (устав, апологетика, церковное пение, пастырское богословие), в отличие от стран Запада, где теология всегда оставалась частью университетского образования и на теологических факультетах многих университетов до сих пор остаются практические специализации для подготовки священников.
Широко распространён взгляд на теологию как на профессиональное образование для христианского духовенства.
Под системой православного богословия как науки понимается набор различных богословских дисциплин (отрасли богословия), каждая из которых излагает различные стороны вероучения и культа.
За пределами России теологию относят к гуманитарным дисциплинам, как, например, философию. Такие известные американские университеты и колледжи, как Гарвардский, Йельский и Принстонский, изначально были основаны специально для обучения христианского духовенства.
Сегодня в России идет возрождение религиозных традиций, изучается богатое духовное наследие наших предков. В программы вузов добавляется специальность «Теология».
Выпускники программы «Теология» могут заниматься научно-исследовательской, учебно-воспитательной и экспертно-консультативной работой. Теологи служат в религиозных учреждениях (церковных приходах, мечетях, буддистских храмах), преподают в учебных заведениях, работают в светских учреждениях.
В приходе теолог организует культурно-досуговую деятельность, проводит воспитательную работу с детьми и молодежью, подготавливает религиозные праздники (Рождество, Курбан-байрам, Пасха).
В светских учреждениях и воинских частях теологи проводят религиозно-просветительскую деятельность.
Специалисты в области теологии активно взаимодействуют с местными органами государственной власти. С целью привлечения прихожан в храм теолог разрабатывает и воплощает в жизнь социальные проекты (строительство центров реабилитации, домов милосердия, осуществление психологической помощи по телефону доверия).
В процессе работы теолог изучает большое количество литературы на разных языках. Например, специалист в области православной теологии безупречно владеет русским и классическими церковными языками: церковнославянским, древнегреческим, латинским. А теологам ислама кроме знания русского и национального языков понадобится еще и арабский.
Знаменитые и великие теологи:
Обязанности специалиста зависят от места его службы.
Теологи-преподаватели читают соответствующие дисциплины (теология, философия, богословие, история религии) в образовательных учреждениях, проводят воспитательные мероприятия в детских садах.
Специалисты учреждений госбезопасности выступают в качестве аналитиков по профилактике деятельности экстремистских культов и сект.
Теологи, работающие в общественных организациях и СМИ, консультируют и дают независимую экспертную оценку по вопросам религий.
В обязанности теолога, служащего в церкви или мечети, входит организация кружков и секций, молодежных клубов, организация отдыха для детей и взрослых.
В учреждениях социальной адаптации и реабилитации этот специалист проводит беседы с пациентами.
Теологи часто выполняют обязанности переводчиков с церковно-славянского, арабского, греческого, латинского и других языков. Они сопровождают туристические группы, как правило, паломников.
Теолог постоянно совершенствует и расширяет свои знания, для чего необходима хорошая долговременная память. Научно-исследовательская и методическая работа потребует от него аналитического и логического мышления, развитого литературного языка. А работа в области образования, воспитания, а также социальной направленности – коммуникабельности и ораторского мастерства. Он должен быть терпеливым, доброжелательным, отзывчивым, уметь внимательно выслушать и поддержать человека.
Теолог – это профессионал с широким кругозором.
Знания не только в области религии, но и в области общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин. В частности, нужно хорошо разбираться в социологии, психологии, педагогике, политологии, истории и культуре разных народов
Профессия – теолог или о том, как меняется мода на образование
Слово Максуду Садикову
Максуд-хаджи Садиков родился в 1963 году в селе Арчиб, Чародинского района Республики Дагестан. Окончил школу с золотой медалью. В 1986 г. окончил экономический факультет Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева. Затем аспирантуру при той же академии и докторантуру при МГУ им. М.В. Ломоносова. Работал в Министерстве по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации. Был членом Политического консультативного Совета при Президенте Российской Федерации. Возглавлял Общероссийское политическое общественное движение «Нур» (занявшее 21-место на обще-российских выборах в Государственную Думу в 1999 г. среди 43 блоков). Кандидат экономических и доктор философских наук. В настоящее время является ректором Института теологии и международных отношений.
— Максуд Ибнухаджарович, скажите, пожалуйста, что значит «профессиональный теолог»?
— Как мы знаем, Институт теологии и международных отношений готовит специалистов не только по теологии, но и по другим направлениям. В чем особенность выпускников Вашего вуза и какое место в образовательных программах занимает религиозный компонент?
В настоящее время при Институте функционируют четыре факультета: теологии и религиоведения, лингвистики и межкультурных коммуникаций, экономики и информатики, международных отношений. Такие направления подготовки специалистов, как исламская теология, международные отношения, бизнес-информатика, искусства и гуманитарные науки являются для нашего региона новыми.
При Институте открыт и Гуманитарно-педагогический колледж, который осуществляет подготовку специалистов среднего профессионального образования: учитель информатики, учитель иностранного языка, учитель начальных классов, воспитатель дошкольного учреждения.
Во всех факультетах Института и отделениях Гуманитарно-педагогического колледжа преподаются предметы по основам и культуре Ислама. Все студенты должны владеть арабским языком и современными технологиями межкультурных и межконфессиональных коммуникаций. Они также получают знания и по другим мировым религиям, что очень важно для их понимания и взаимодействия с ними в мире и согласии.
Следовательно, вопросам религиозного направления в Институте отводится немаловажное место, поскольку нашими приоритетными направлениями являются поддержание формирования полноправных граждан страны, несущих своими действиями нравственность, духовность и патриотизм.
— На Ваш взгляд, какие мотивации побуждают абитуриента к выбору именно Вашего института? Что привлекательного и особенного в Институте теологии в отличие от других вузов, которых немало в Дагестане?
— Во все времена религиозное образование было основным, даже единственным. Если человек осознает, что многими процессами в жизни движут религиозные мотивы, то его выбор будет ясен. Поступить можно по совету окружающих или из любопытства, но обычно человек получает теологическое образование, исходя из своего мировоззрения, по зову сердца, такое решение является осознанным, основанным на внутреннем убеждении.
— Ваш вуз является одним из учредителей Северо-Кавказского университетского центра исламского образования и науки (СКУЦИОН). Какова цель создания этого центра, и что он уже успел сделать?
— СКУЦИОН является самым крупным научно-образовательным исламским центром России, в котором ведется подготовка исламских священнослужителей и исламских теологов. Другие центры расположены в Казани, Москве, Уфе, Нальчике. В состав Центра входят самые крупные и авторитетные учебные заведения региона.
Сегодня мы живем в условиях глобализации мира. Развитие и распространение Ислама идет по всем регионам земного шара и идет очень быстро. И сам человек становится более мобильным и информативным. Это требует от наших алимов большей активности и гибкости, расширения собственного кругозора, в том числе и в области «светских» наук.
Поэтому мы сегодня обязаны взаимодействовать и обмениваться опытом с аналогичными исламскими центрами других регионов и стран. Нужно работать и с известными государственными университетами нашей страны над изучением современных научных достижений в области педагогики, психологии, информатизации учебного процесса. Идет работа по налаживанию контактов с междуна¬родными исламскими образовательными центрами в Индонезии, Египте, Сирии, Турции.
Мы принимаем участие во всех общероссийских и региональных исламских форумах, студенческих конкурсах и олимпиадах. Разработаны и изданы учебно-методические комплексы по различным религиозным дисциплинам на русском языке. Издано более 15 учебников, учебных пособий, книг по исламской хрестоматии.
Но, к сожалению, сегодня нам остро не хватает богословских кадров для исследовательской работы, владеющих современными научными и информационными технологиями. Специалистов, владеющих одновременно и религиозными и светскими знаниями, единицы.
— Вы как-то сказали о важности подготовки собственных специалистов внутри России. Почему Вы подчеркнули этот момент, ведь сегодня, наоборот, даже модно получать образование за границей? Некоторые с гордостью произносят: «Сын, брат, муж учатся в Сирии, Египте и т. д.».
— Да, модно. Но, как известно, мода меняется. Иншааллах! Наступит время, когда учиться в исламских учебных заведениях Дагестана станет и престижным, и модным. Сегодня идет возрождение религиозных традиций, изучается богатое духовное наследие наших предков, которые имели одну из самых эффективных систем исламского образования в мире. История Ислама в Дагестане начинается с 20 года Хиджры. Уже к 733 году по григорианскому календарю в Дербенте действовали мечети со школами, где население обучалось канонам Ислама и коранической грамоте. Выпускники дагестанских медресе работали даже за рубежом в качестве преподавателей, имамов и т.д. В отличие от многих регионов мира, в нашей Республике сохранены истинные исламские традиции вероубеждения и обучения. Нам сегодня нужно возрождать традиции и развивать систему исламского образования за счет внедрения современных образовательных и информационных технологий.
Отметим, что выезд за рубеж тоже важен, даже необходим. Но лучше это сделать после прохождения определенного курса религиозного обучения у нас на Родине, в целях профилактики влияния экстремистских и сектантских идеологий.
— Скажите, а бывают ли у Вас в жизни минуты, когда хочется опустить руки и сказать себе: «Все! Больше не могу, устал, надо остановиться»?
— Максуд-хаджи, быть из рода истинного шейха Маммадибира ар-Рочи, значит, быть потомком самого Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Осознаете ли Вы себя частицей великой истории Ислама?
— И напоследок, Ваши пожелания читателям журнала «Ислам».
Теолог
Рейтинг пользователей сайта
Для друзей!
Справка
Теология – это комплекс наук об истории вероучений, о формах религиозной жизни, религиозном культурном наследии (религиозное искусство, памятники религиозной письменности), о религиозной научной деятельности и образовании. Теология изучает религиозное мировоззрение изнутри. Ее еще называют нерелигиозным богословием.
За пределами России теологию относят к гуманитарным дисциплинам, как, например, философию. Такие известные американские университеты и колледжи, как Гарвардский, Йельский и Принстонский, изначально были основаны специально для обучения христианского духовенства.
Сегодня в России идет возрождение религиозных традиций, изучается богатое духовное наследие наших предков. В программы вузов добавляется специальность «Теология».
Описание деятельности
Выпускники программы «Теология» могут заниматься научно-исследовательской, учебно-воспитательной и экспертно-консультативной работой. Теологи служат в религиозных учреждениях (церковных приходах, мечетях, буддистских храмах), преподают в учебных заведениях, работают в светских учреждениях.
В приходе теолог организует культурно-досуговую деятельность, проводит воспитательную работу с детьми и молодежью, подготавливает религиозные праздники (Рождество, Курбан-байрам,Пасха).
В светских учреждениях и воинских частях теологи проводят религиозно-просветительскую деятельность.
Специалисты в области теологии активно взаимодействуют с местными органами государственной власти. С целью привлечения прихожан в храм теолог разрабатывает и воплощает в жизнь социальные проекты (строительство центров реабилитации, домов милосердия, осуществление психологической помощи по телефону доверия).
В процессе работы теолог изучает большое количество литературы на разных языках. Например, специалист в области православной теологии безупречно владеет русским и классическими церковными языками: церковнославянским, древнегреческим, латинским. А теологам ислама кроме знания русского и национального языков понадобится еще и арабский.
Факультет Божий. Зачем светским вузам теология
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Что же такое теология? Чем она отличается от богословия и какая от нее польза обществу? Требуют ли от студентов-теологов согласия с тем, чему их учат? И куда можно устроиться с дипломом теолога? Ответы на эти вопросы «Фома» попытался найти у людей, занимающихся ими профессионально.
Теология – прикладная наука?
Теологию у нас сейчас преподают уже в 36 светских вузах, из которых 21 – государственный. Еще в пяти готовятся создать теологические кафедры или факультеты. Недавно XI Всемирный Русский Народный Собор рекомендовал правительству внести теологию в перечень научных специальностей. А на совместном заседании Совета по теологии и Общественного совета Центрального федерального округа, прошедшем в Туле, решено было разработать программу развития системы теологического образования в стране и дальнейшего использования новоиспеченных теологов. Иными словами, речь идет о создании теологических факультетов и кафедр в светских вузах, их финансировании из госбюджета и введении степеней кандидатов и докторов теологии.
Особенно подробно эту тему обсуждали на заседании в Туле. Причем, из того, что говорилось с трибуны, следовало, что теология в вузах нужна, главным образом, ради нравственного воспитания молодежи и в интересах… госбезопасности. Призывали даже “выстроить вертикаль теологического образования”. Поминали и деструктивные секты, намекнули на недоброй памяти ваххабитов – вот, мол, к чему приводит обучение мусульманских теологов за границей. Говорили о цветущем состоянии системы теологического образования за рубежом, припомнили и “Болонский процесс”, вынуждающий Россию равняться на Европу.
И только завкафедрой теологии Тульского государственного университета и директор Тульской православной классической гимназии протоиерей Лев Махно решился отойти от проблем “строительства вертикали”, не стал оглядываться на Запад, а заговорил о религиозных основах российской гуманитарной культуры. Эту тему продолжил доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН Владимир Катасонов: “Корнем культуры является религиозный опыт народа. И все наши знаменитые достижения в искусстве, в гуманитарной науке, и даже в естествознании так или иначе связаны с религией, а именно – с Православием. Одной из таких вершин является, в частности, философия культуры отца Павла Флоренского – первая российская система философии культуры”.
Ученым-гуманитариям сегодня уже практически невозможно обойтись без религиозного контекста своего предмета. К примеру, изучая бытовую культуру средневекового города, необходимо понимать, во что верили его жители, изучая фламандскую живопись – знать религиозную подоплеку изображенных художниками сюжетов, а, анализируя ирландский фольклор, неплохо представлять, к каким христианским корням он восходит.
Если вынести за скобки атеизм
Разница между теологией и религиоведением в том, что теология рассматривает любую религию как бы изнутри. Теологи глубоко и подробно исследуют избранную ими для изучения религию, ее священные тексты, вероучение и его внутреннюю логику, священную историю, культ, религиозное законодательство, причем с точки зрения самой этой религии.
С другими традициями и верованиями их, конечно, тоже знакомят, но не так глубоко и только с точки зрения выбранной специализации. И если, скажем, появится какой-нибудь обзорный курс лекций по истории верований племени кубу для православных теологов, он обязательно будет составлен с позиции Православия. Конечно, религиоведы могут знать верования кубу (а также ислам, буддизм, даосизм и так далее) гораздо лучше, чем православные теологи, но ведь и о Православии они успеют узнать столько же, сколько о других религиях и верованиях – не больше.
– Система подготовки теологов – двухуровневая, – пояснил ректор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (ПСТГУ) протоиерей Владимир Воробьев. – Сначала общегуманитарный блок дисциплин: история религий, история России, философия. И только пройдя этот базовый уровень, студенты переходят к специальным дисциплинам, для каждой конфессии своим: само вероучение, сакральные тексты, вероучительная литература, древние языки, история конфессии, конфессиональное право, культ.
Правда в постсоветской России стандарт обучения теологов и религиоведов поначалу совпадал почти полностью – ни о каких религиозных спецпредметах во временном стандарте по специальности “теология” от 1992 года за подписью тогдашнего главы Госкомвуза В. Д. Шадрикова и речи не шло. А религиоведческий стандарт до сих пор остается безрелигиозным: на изучение “материализма, атеизма, религиозного индифферентизма, богоборчества, антиклерикализма и нигилизма” (цитирую описание курса “История свободомыслия”) в нем отводится в полтора раза больше часов, чем на изучение христианства.
Между тем, ни в Европе, ни вообще в мире атеизм вовсе не считается обязательной платформой религиоведения. “Там как раз, – уверяла завсектором научно-методического обеспечения религиозного образования ПСТГУ Мария Тюменева, – наблюдается философский плюрализм. У нас же по понятным причинам атеизм претендует на объективную позицию. Отсюда и попытки противопоставить теологию и религиоведение, хотя они взаимно дополняют друг друга”.
Если вынести за скобки атеизм, то религиоведы изучают не столько само содержание религий, сколько их общественные функции и отражение в общественном сознании.
“Теология” же в переводе с греческого означает “богословие”, и разница в подготовке православных теологов и православных богословов только в том, что первые не обязательно становятся священниками (например, женщины-теологи), тогда как вторых готовят преимущественно к пастырскому служению. Но у нас теологию стараются ни в коем случае не называть богословием, чтобы этот “исключительно светский” предмет не путали с церковным.
– Теология – особая наука, – объяснил мне Владимир Катасонов. – Она не пытается полностью рационализировать веру. А вот культурология и другие религиоведческие дисциплины, такие, как философия религии, постоянно стремятся объяснить религию, и при этом постоянно ее искажают и упрощают. И после такой редукции специалисты – философы и культурологи – сами же остаются недовольны получившейся картиной.
Тула теологическая
Сегодня кафедра теологии гуманитарного факультета Тульского государственного университета считается одной из лучших. По словам протоиерея Льва Махно, идея ее создания принадлежит тогдашнему ректору ТулГУ Эдуарду Соколову, и родилась она задолго до 2001 года, когда была создана кафедра. С тех пор университет готовит бакалавров теологии (срок обучения четыре года) и преподавателей теологии (срок обучения пять лет). На каждый курс принимают пятнадцать “бюджетников” и пять платных студентов, так что в общей сложности здесь обучается около сотни человек.
И хотя специализацией кафедры официально считается христианское искусство, здесь изучают и спецпредметы: догматическое богословие, библеистику, историю христианской письменности и патристику, литургическое богословие, историю Русской Церкви, каноническое право, богословие иконы, историю и теорию православного певческого искусства, Православие в русской литературе XVIII-XX веков.
Лекции читают и священники, и светские преподаватели ПСТГУ и МГУ им. Ломоносова. Среди них – такие известные православные ученые, как Александр Дворкин. Но и здесь, как и на других теологических отделениях преподавателей не хватает: выпускники духовных семинарий и академий не имеют права работать в светских вузах (государство пока не признает их дипломы), а светских специалистов нужного профиля единицы.
Поэтому спецпредметы изучают только будущие теологи – на прочих “добровольцев” у преподавателей не хватит ни сил, ни времени, да и задача “охватить весь вуз” изначально не ставилась. Но студентам теологического отделения все условия для полноценного обучения созданы.
Сначала отцу Льву отдали один этаж в корпусе университетского общежития, потом он попросил второй… Сейчас оба этажа кафедры теологии – это оазис с европейскими интерьерами в обшарпанной общаге. “Третий этаж этого корпуса быстренько начали ремонтировать, – улыбается отец Лев, – чтобы я и его не забрал”.
При Университете построили храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Каждую среду служится Литургия. На нее могут приходить все желающие, но студенты кафедры теологии присутствуют на ней обязательно. А как иначе, если литургическое богословие – у них обязательный предмет?! В каждом классе есть иконы, и перед богословскими предметами преподаватель читает молитвы. Келейное правило* – тоже важная часть процесса обучения, но на нем обязательно только присутствие, а не сама молитва. “Я вовсе не считаю, что мой студент обязательно должен быть верующим, – говорит отец Лев. – Верить или не верить – это его личный выбор. Например, на нашей кафедре уже два года учится некрещеный молодой человек. В конце концов, с человеком можно стать просто хорошими друзьями, и для этого совершенно необязательно чтобы он был православным”.
Абитуриентов кафедры теологии ТулГУ не спрашивают о вероисповедании и не требуют у них благословения духовного отца. Наличие или отсутствие каких-либо знаний о Православии также не учитывается при поступлении. А вот знание общеобразовательных предметов проверяют: абитуриенты сдают экзамены по русскому языку (изложение), обществознанию (тестирование), истории России (тестирование). Впрочем, это все экзамены общефакультетские – только в заявлении абитуриент должен указать, что хочет учиться именно на кафедре теологии. Но оценивать знания приходится жестко: в 2006 году конкурс на теологическое отделение был 18 человек на место, и он постоянно растет.
Почему столько ребят хотят изучать теологию? “Кого-то привлекают условия, кого-то список предметов, – говорит отец Лев. – Есть и такие, кто приходят с установкой “хочу знать больше о своей культуре”. Это и есть наша главная задача – возвращение к истокам своей культуры, удовлетворение возникшей потребности людей узнать свои корни, узнать Православие. Ведь религия – это не просто часть общечеловеческой культуры, это, по сути, главная ее часть”. Впрочем, отец Лев озабочен приливом случайных людей, приходящих на кафедру только из-за сложившейся там “семейной, домашней обстановки” (студенты говорят, что батюшка даже бесплатно кормит иногородних ребят) и думает ввести предварительное собеседование. Есть еще идея разделить обучение на бакалавриат и магистратуру и не брать на 5-й курс тех, кто на 4-м не справился с письменной выпускной работой бакалавра.
Иди, теолог, ищи, теолог.
По словам отца Льва, проблем с трудоустройством у его выпускников пока не было: “Теологи – люди с прекрасным гуманитарным образованием, а такие нужны всем и всегда. Выпускник нашей кафедры знает шесть языков – два современных, древнегреческий, древнееврейский, латынь и древнеславянский. Помимо общеобразовательных предметов у нас преподают тридцать специальных дисциплин: например, историю Русской и Западной Церквей. Лучшего гуманитария и быть не может. И после обучения перед ним открыты все дороги: в школы, в университеты, в редакции СМИ”.
Вдобавок, хотя кафедра и не выпускает священников, но эта дорога, по словам отца Льва, не закрыта для студентов мужского пола: “Несколько человек с нашей кафедры действительно хотели бы посвятить себя служению Церкви. И мы сейчас ведем переговоры с Духовной Академией о том, чтобы выпускник нашей кафедры мог поступить туда сразу, минуя семинарию. Наш учебный план построен так, что ему даже не придется ничего досдавать”.
В 2006 году был первый выпуск, и большинство новоиспеченных теологов пошли работать в издательства и на радио. Трое поступили в аспирантуру: один в Москве, двое в Туле. Многие хотели бы защититься и остаться преподавать в альма-матер. но защитить диссертацию на кафедре пока невозможно. А если защищаться на других кафедрах и факультетах, придется потратить уйму времени на науки, которые к его специальности прямого отношения не имеют. Да и диссертацию придется писать не по своему профилю. Ведь до сих пор Высшая аттестационная комиссия (ВАК) Министерства образования и науки России не утвердила степени кандидатов и докторов теологии…
Сам отец Лев считает, что теологи больше нужны как посредники между Церковью и остальным миром – структурами власти, бизнесом, СМИ, сферой образования: “Виды профессиональной деятельности наших выпускников – научно-исследовательская, учебно-воспитательная; экспертно-консультативная; организационно-управленческая; представительско-посредническая; социально-практическая. ” По мнению председателя Общественного совета ЦФО известного предпринимателя Евгения Юрьева, основная сфера приложения сил дипломированных теологов – учреждения образования, в том числе и средние школы. Впрочем, протоиерей Владимир Воробьев пояснил, что с трудоустройством выпускников пока не все так просто – потому что “мало кто знает, что это за теология такая. Надо объяснять”.
Объяснять придется в основном госчиновникам, для чего, как сообщил Евгений Юрьев, создается экспертная группа, которая подготовит свои предложения по развитию системы теологического образования в России и направит их в Минобрнауки. Объяснять придется и законодателям – в правовой системе нашей страны до сих пор нет четких определений “светского” и “религиозного”, поэтому оба эти слова толкуются сторонниками и противниками изучения теологии совершенно по-разному, а юристы из лагеря сторонников вынуждены апеллировать только к зарубежному опыту… Но это уже – политические вопросы, которые выходят за рамки нашего исследования.