Кто такой сурдопедагог и чем он занимается
Как выбрать сурдопедагога. Советы экспертов
Автор: Редакция Мастерслух
Педагог – профессия, требующая огромной отдачи, высокого мастерства. Не зря говорят, что это призвание. Сурдопедагогом быть непросто вдвойне. Ведь занятия проводятся со слабослышащими и глухими учениками, маленькими детьми. «На кону» будущее качество жизни в мире звуков, психологический комфорт, полноценное развитие ребенка. Хороший специалист – «товар штучный», найти его не так-то просто. Большую роль играет еще и нахождение резонанса с ним, как с человеком.
Вот на что советуют обратить внимание эксперты МастерСлухТМ.
Сурдопедагог, занимающийся с детьми, просто обязан быть и отличным профессионалом, и доброй тетей (ну, или дядей – к кому попадете)
Кто такой сурдопедагог
Сурдопедагог – специалист, занимающийся с глухими и слабослышащими детьми (иногда – взрослыми), многие из которых носят слуховые аппараты или кохлеарные имплантаты. Он обучает говорить, общаться и с помощью звуков, и с помощью жестов, помогает распознавать новые звуки (которые включаются после слухопротезирования), управлять собственным голосом и ликвидировать возможные дефекты речи, ориентироваться в окружающей «звуковой» действительности.
Для полноценной слухоречевой реабилитации рекомендуется проходить несколько циклов занятий с сурдопедагогом.
Нестыдные вопросы. Что нужно узнать перед началом занятий
Окончание профильного вуза, дающего специальное (дефектологическое) образование – золотой стандарт в профессии сурдопедагога.
Но нередко обладатели смежных специальностей, особенно в регионах, где нет университетов, обучающих сурдопедагогов, проходят курсы переподготовки и получают соответствующий диплом с присвоенной квалификацией.
В любом случае сурдопедагог должен не скрывать документы о своем образовании, разъяснять особенности профессии, сколько часов было потрачено на теорию и практику, где последняя проводилась и т. п.
Чем больше стаж, тем, понятное дело, лучше. Сурдопедагогика – профессия практическая. Без опыта работы «в полях»: детских садах, школах, специализированных коррекционных учреждениях стать хорошим сурдопедагогом, пожалуй, невозможно.
Ребята, уже отзанимавшиеся у специалиста, – лучшая ему реклама. Они и их близкие могут рассказать о сурдопедагоге еще и как о человеке, его характере, особенностях. Это очень важно! Какого педагога вы предпочтете своему ребенку: строгого или мягкого? Выжимающего на занятиях все соки, но с быстрым результатом или спокойного, предпочитающего медленный темп?
Как правило, слабослышащие – это сообщество, где все настроены помогать друг другу, и проблем с контактами других учеников и общением с ними у вас возникнуть не должно.
Если же воспитанников скрывает сам специалист – это, согласитесь, странно.
Грамотный сурдопедагог не станет обещать быстрый и стандартный для всех результат, например, овладение речью после пяти занятий. Каждый ребенок приходит со своими проблемами, процесс восстановления и адаптации у всех индивидуален.
Сложно представить, чтобы во время занятий сурдопедагог в обязательном порядке указывал родителям на дверь. Ведь отработка полученных навыков предстоит в семье. Но все же поинтересуйтесь этим моментом.
Взрослых может ввести в заблуждение и другое – показаться, что сурдопедагог только играет с ребенком. Где же занятия? На самом деле, особенно когда речь о маленьких детях, именно в процессе игры происходят сложные процессы обучения, адаптации, оттачивания необходимых навыков.
В любом случае специалист должен открыто объяснять эти моменты, много общаться не только с ребенком, но и его родителями.
Занятия c ребенком в кабинете сурдопедагога могут казаться родителям обычными играми, но это совсем не так
Каверзный вопрос. Что думает сурдопедагог о дактильной речи? Обязательно ли ее знать?
Обычно против изучения дактильной речи выступают родители, желающие, чтобы ребенок (особенно если ему уже установлен имплантат или слуховой аппарат) как можно быстрее «стал нормальным». Опасаются, что отложится освоение устной речи.
Наше мнение: дактильная речь – первый этап, когда дети еще не могут полноценно говорить и общаться. Но и в последующем она нужна – как вспомогательное средство в освоении языка.
Конечно, развернутые ответы на все эти вопросы и максимальная открытость сурдопедагога – не 100 %-ная гарантия замечательных отношений с ним и быстрого эффекта от занятий, но вам точно будет спокойнее, когда вы будете отдавать ребенка в руки такого специалиста.
Отличного специалиста можно выбрать для своего ребенка в сети центров МастерСлухТМ (контакты – здесь).
Расскажите или сохраните себе:
Еще в
От сердца к сердцу
Давняя пациентка «МастерСлуха» – десятилетняя Кристина Ковалева из Ейска. Она наблюдается в медцентре сети с трехлетнего возраста и недавно получила у нас новые современные слуховые аппараты Signia Motion P 7 px! Это было сделано при содействии благотворительного фонда Дмитрия Маликова «Проникая в сердце». Читать далее →
Бесплатная замена речевых процессоров теперь доступна во Владикавказе
Маленькие пациенты с нарушениями слуха из Республики Северная Осетия — Алания получили прекрасную возможность: теперь заменить речевой процессор системы кохлеарной имплантации (РП КИ) можно дома, по полису. Читать далее →
Слабослышащие пенсионеры Ставрополя узнали о современных возможностях коррекции слуха
24 сентября в Ставрополе в Краевом центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов состоялась встреча со слабослышащими людьми старшего поколения, в которой приняли участие врач-сурдолог Елена Булгакова. Читать далее →
О работе сурдопедагога: для тех, кто хочет помогать детям с нарушениями слуха
Сурдопедагог работает с глухими и слабослышащими людьми. Преимущественно речь идет о детях. Дело в том, что у людей, потерявших слух в зрелом возрасте, уже есть важные навыки: они умеют читать, писать, правильно говорить, и владеют профессией. Во многих случаях они могут работать по специальности, пусть даже с некоторыми ограничениями. Но ребенка еще предстоит обучить всему этому, не опираясь на слух. Вдобавок ему понадобятся дополнительные навыки — чтение по губам, использование дактильной азбуки и языка жестов.
Начнем с образования.
Где можно выучиться на сурдопедагога?
Курсы профпереподготовки можно пройти дистанционно* — это значит, что вам не придется ехать в учебное заведение. Такой формат обучения дает возможность освоить новую профессию человеку из любого населенного пункта, не переезжая на время учебы. После успешного прохождения итогового тестирования вы получите диплом, который даст вам право на трудоустройство по новой специальности.
Вы сможете работать сурдопедагогом после окончания любой из этих программ:
Востребована ли профессия сурдопедагога в России?
Хороших специалистов очень мало, особенно если речь идет не о Москве. Даже в городах-миллионниках далеко не всем родителям слабослышащих и глухих детей удается найти сурдопедагога для регулярных занятий с ребенком.
Сложилась ситуация, когда:
У детей с нарушениями слуха есть возможность прожить счастливую полноценную жизнь. Но сделать это без своевременной помощи хорошего сурдопедагога очень трудно. Специалистов не хватает в школах (коррекционных и обычных), интернатах, детских садах, медицинских организациях, центрах реабилитации. Также многие родители слабослышащих и глухих детей ищут сурдопедагогов для индивидуальных занятий с ребенком. Зарплата специалистов зависит от многих факторов, поэтому не воспринимайте данные, которые указаны ниже, как окончательный вариант. В среднем в Москве сурдопедагогам платят 70—85 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге — от 35 до 50 тыс., в Новосибирске — 23, в Омске — 21, в Челябинске — 20, в Сургуте — 34, в Краснодаре — 19, в Магнитогорске — 30 тыс. рублей. Почасовая ставка при ведении индивидуальных занятий варьируется от 700 до 1500 рублей в разных городах России.
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий
Подберем программу для Вас!
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Сурдопедагог
Сурдопедагог – нечасто встречающее названия среди обывателей. Хотя всем нам известно, что есть сурдопереводчики, сурдоперевод.
[1], [2], [3], [4], [5]
Кто такой сурдопедагог?
Это те специалисты, который осуществляют перевод аудиоречи для людей, которые имеют проблемы со слухом. Сурдопедагог же выполняет более широкую функцию. Он помогает адаптироваться в жизни людям с ограниченными возможностями слуха и речи. Профессия сурдопедагога по сути является узкой специализацией дефектолога, который не только изучает и корректирует нарушения слуха, но и участвует в социальной и психологической адаптации своих пациентов.
Важно не путать функции сурдопедагога и врача оториноларинголога. Данный врач занимается диагностикой проблем и патологий уха, горла и носа, а также их лечением. Но при этом его интересует только медицинская сторона вопроса. Уделяется внимание устранению физических недостатков, лечению конкретных заболеваний, будь то медикаментозным, хирургическим или каким-либо другим методом. Сурдопедагог же в свою очередь не лечит болезни, а помогает с ними жить. Безусловно проводится и определённая коррекция, работа над произношением звуков, обучение языку жестов. Также сурдопедагоги работают с детьми, которые получили кохлеарный имплант.
Когда следует обращаться к сурдопедагогу?
Сурдопедагог – не тот врач, с которым знакомятся все дети при плановых осмотрах в поликлинике. Обычно к этому специалисту обращаются при возникновении характерных симптомов тех заболеваний, с которыми работает сурдопедагог. Чаще всего пациентами сурдопедагогов становятся дети, а именно дети довольно маленькие. Это связано с тем, что если нарушения слуха врождённые, то родители довольно рано замечают, что ребёнок не реагирует на звуки. Но о таком враче, как сурдопедагог, мало кто из родителей знает, да и далеко не в каждой поликлинике он есть. Потому в случае необходимости обычно направляет к такому врачу другой специалист – педиатр, невропатолог, лор.
Но нарушения слуха также могут быть и приобретёнными, даже в очень маленьком возрасте. Причиной тому могут быть осложнения от воспалительных процессов уха или горла. Потому если родителям известно, что ребёнок перенёс такое заболевание, а также если при лечении использовались препараты, которые могут снижать слух, то стоит особо внимательно наблюдать за ребёнком, и в случае подозрений на ухудшение слуха, необходимо обратиться за консультацией не только к лору, но и к сурдопедагогу. Такие же опасения должны вызывать травмы уха или головы. Обращает на себя внимание отставание в развитии речи ребёнка. Иногда причиной такого явления может стать нарушение слухового восприятия. Потому и в таком вопросе может потребоваться помощь сурдопедагога.
Какие анализы нужно сдать при обращении к сурдопедагогу?
Проблемы со здоровьем, которые рассматривает сурдопедагог, имеют много аспектов. Как ранее упоминалось, причинами нарушения слуха могут быть различные другие заболевания. Потому при рассмотрении ситуации нужно иметь комплексную картину состояния здоровья ребёнка. Потому в перечень анализов при обращении к сурдопедагогу войдут такие стандартные и знакомые нам анализы, как общий анализ крови, общий анализ мочи, общий анализ кала. Могут также потребоваться анализы крови на содержание глюкозы, скорость оседания эритроцитов. Так как для полной оценки причин нарушений нужно знать, нет ли скрытых воспалительных процессов, какой общее состояние больного. Это нужно не только для постановки диагноза, но и для выбора наиболее правильной тактики коррекции и лечения.
Если явно присутствует воспалительный процесс вблизи уха или в нём, то иногда рекомендуют сделать микробиологический посев жидкостей, чтоб более точно определить возбудителя воспалительного процесса.
Кроме стандартных лабораторных исследований при развитии проблем с восприятием звука для более многогранного взгляда на ситуацию можно провести и ряд генетических исследований. Так как доказана связь глухоты с мутациями определённых генов. Если таковая мутация присутствует, то бороться с проблемой будет несколько сложнее, но тем не менее информация о таком положении дел важна для подбора методов работы с пациентом.
Какие методы диагностики использует сурдопедагог?
Кроме анализов и стандартных методов исследования, сурдопедагог использует и ряд весьма специфических методов диагностики. Так, кроме стандартного медицинского осмотра, сурдопедагог может направить пациента на проведение такой диагностической процедуры, как аудиометрия.
Аудиометрия – это процедура измерения остроты слуха. Существуют разные методы и приборы для её проведения. Для этого проверяется чувствительность к звуковым волнам, которые подаются на разной частоте. На сегодняшний день исследование проводят при помощи прибора аудиометра, а ранее такие процедуры проводили с использованием различных камертонов. Хотя и сегодня использование камертонов возможно и допустимо.
Результатом подобного исследования является аудиограмма. При регулярном проведении аудиометрии по динамике данных аудиограмм врач может диагностировать не только просто сниженный слух, а и развитие этого процесса во времени.
Аудиометрия даёт информацию о костной и воздушной проводимости, то есть позволяет оценить, как работу внутреннего уха, так и всего слухового тракта в целом.
Аудиометрию проводят как тональным, так и речевым методом. И если первый позволяет оценить чувствительность к звуку в диапазоне типовых частот (125 Гц – 8000 Гц), то второй говорит о способности распознавать именно человеческую речь различных уровней громкости.
Чем занимается сурдопедагог?
Сурдопедагог в своей практике занимается развитием навыков общения и речи у слабослышащих или глухих людей, а также проводит их адаптацию к слуховым аппаратам различного типа.
Врач-сурдопедагог на основе изучения тех или иных физиологических особенностей слабослышащих или полностью глухих детей, разрабатывает такие методы коррекции проблемы, методик развития и воспитания, чтоб ребёнок мог свободно обучаться. Не отставать от сверстников в учебном процессе и социальной сфере.
Также сурдопедагог ведёт общеобразовательные занятия по школьным предметам для слабослышащих и глухих детей, используя специальные методики донесения информации, объяснения понятий.
Но самой главной целью является обучение детей с ограниченными возможностями слуха устной речи, что не только помогает лучше адаптироваться в обществе, но и влияет на общее интеллектуальное и психологическое развитие. Это довольно сложная задача, так как в данном случае ребёнок сам себя не слышит и не слышит окружающих, потому недостаточно полно осознаёт смысл своих действий, когда учится говорить.
Нужно понимать это не просто формальная работа. Фактически это такая же работа педагога, которая требует понимания, участия, сочувствия, способности стимулировать и подбадривать своих подопечных. Но главным отличием является то, что сурдопедагог работает глухими или практически глухими людьми. Огромное значение, конечно, имеет то, слышал ли человек когда-либо. Так как слышащий ранее человек, который по тем или иным причинами потерял частично или полностью эту способность, имеет представление о звуке, что существенно повлияло на его общее развитие, на формирование абстрактного мышления. Если же человек не слышал от рождения, то к нему требуется несколько иной подход. Для такой работы нужно не просто быть хорошим профессионалом, но и уметь понимать тех. С кем работаешь, изучать их. Для некоторых сурдопедагогов это путь в целую жизнь. Безусловно сурдопедагог обучает языку жестов. При этом стараясь не просто научить обмениваться важной информацией, но и создавать живое эмоциональное общение. Также сурдопедагог может обучить глухого или слабослышащего человека элементарной речи, тут уже требуются и логопедические навыки, навыки дефектолога. И безусловно сурдопедагог – это прежде всего педагог, потому в число его действий входит всё то, с чем обычно приходится сталкиваться педагогам в целом. Это и психология общения, и умение заинтересовывать, и способность разглядеть в каждом ученике самостоятельную оригинальную личность.
Какие заболевания лечит сурдопедагог?
Помощь сурдопедагога может требоваться при различных заболеваниях среднего и внутреннего уха, мозга, и даже зубов или языка.
Сурдопедагог проводит диагностику и коррекцию при таких заболеваниях как глухота, слепоглухота и слепоглухонемота.
Также он может работать с пациентами, страдающими тугоухостью, отитом или отосклерозом.
Другими причинами для обращения к сурдопедагогу могут стать нистагм, неврит слухового нерва, болезнь Меньера, вибрационная болезнь.
Глухота – полная или практически полная потеря способности воспринимать и понимать звуки извне, и тугоухость – существенное снижение, но не полная потеря, способности слышать звуки, чаще всего вызваны заболеваниями внутреннего уха, воспалениями внутреннего и среднего уха, различными другими инфекционными процессами и их осложнениями вблизи ушей (отит, грипп). Кроме этого причиной потери или снижения слуха могут стать громкие звуки, сильный шум, вибрация или механическая травма.
Более сложным случаем является глухонемота. Это неспособность не только слышать, но и говорить. Глухонемота может быть связана с тем, что ребёнок не слышит речи, а может быть вызвана и нарушениями голосового аппарата. Выявляя причину проблемы, сурдопедагог подбирает индивидуальный метод работы с таким учеником.
Наиболее сложным для коррекции случаем является слепоглухонемота. Глухого ребёнка обучают устной речи через визуальный контакт. Если же приобретённо или врождённо ребёнок не только глух, но и слеп, то обучить его речи вообще не представляется возможным. Но тем не менее такой человек остро нуждается в специальном обучении, чтоб приобрести элементарные навыки коммуникации и самообслуживания.
Болезнь Меньера – это скопление жидкости во внутреннем ухе. При этом оказывается давление на те клетки, которые отвечают за пространственную ориентацию тела и равновесие. Эта болезнь может быть вызвана инфекционными и другими воспалительными процессами во внутреннем ухе, травмами или нарушением работы сосудов.
Советы сурдопедагога
Если помощь сурдопедагога понадобилась, значит скорее всего ребёнку уже был поставлен диагноз тугоухость или же глухота. Это всегда сложно для родителей и близких маленького пациента. Но нужно понимать, что, не смотря на все сложности, люди с подобными проблемами могут замечательно адаптироваться в обществе, не отказывая себе в человеческих радостях жизни наравне с нормально слышащими. Но для этого требуется не только помощь сурдопедагога, но и напряжённая и кропотливая работа родителей и членов семьи. И в первую очередь следует придерживаться ряда простых и в то же время очень важных правил:
Многие родители, волнуясь о том, как их ребёнок с проблемами слуха приспособится в обществе, пытаются относиться к нему как к слышащему, ставят слишком сложные для малыша задачи, выстраивают общение с ним без учёта того, что он их не слышит. Потому важно принять тот факт, что ребёнок плохо слышит или вообще не слышит и действовать в соответствии с этим.
Родительская гиперопека тоже ограничивает возможности ребёнка с ограниченным слухом адаптироваться в обществе. Ему и так следует научиться значительно большему, чем его хорошо слышащие сверстники, потому задача родителей не ограждать ребёнка от внешнего мира, а создать максимально комфортные и безопасные условия его познания.
В силу того, что у людей с ограничениями слуха так или иначе возникают и проблемы с речью, потому общение для них очень затрудняется, становится нецелесообразным. Потому очень важно привить малышу с проблемами слуха не просто желание, а стремление и привычку общаться. Для этого нужно показывать ему пример общения с ним – использовать жестикуляцию, мимику, жесты. Нужно показать ребёнку, что общение – это прекрасно, зажечь в нём желание тоже обучиться этому увлекательному занятию.
Но в любом случае следует помнить, что при возникновении проблем со слухом следует сразу же обратиться к врачу сурдопедагогу. И пусть лучше это будет ложная тревога.
Кто такой сурдопедагог?
Цели и задачи
Сурдопедагог проводит занятия с людьми, у которых диагностированы проблемы с речью или слухом, развивая комуникационные навыки чтобы они могли полноценно общаться с окружающими. Помимо этого, он помогает адаптироваться к ношению слуховых аппаратов. Врач, на основе изучения различных физиологических особенностей у детей с тугоухостью или полной глухотой, разрабатывает индивидуальные способы корректировки проблемы, чтобы ребенок мог обучаться самостоятельным образом. Это поможет наладить полноценную жизнь, не отставать от сверстников в изучении школьных предметов, стать коммуникабельнее и увереннее в себе.
Также педагог проводит со слабослышащими детьми занятия по общеобразовательным предметам. При этом он использует методики, помогающие максимально полно донести информацию без искажения.
Основная функция, возложенная на него — обучение детей со слуховыми проблемами устной речи, которая крайне необходима для успешной социализации и развития. Такое обучение дает следующие результаты:
Специалисту предстоит усердная работа, так как маленький человек не слышит других людей и даже самого себя, поэтому не до конца осознает смысл собственных действий.
Сфера деятельности
Услуги врача данной специализации могут понадобиться при разных заболеваниях среднего и внутреннего уха, головного мозга, а также зубов или языка. Сурдопедагог производит обследование и коррекцию при следующих недугах: глухота, слепоглухота и слепоглухонемота. Помимо этого, он работает с больными, которые страдают от тугоухостью разной степени, отита.
Нистагм, неврит, заболевание Меньера, вибрационная болезнь, отосклероз – тоже повод обратиться к доктору.
Причины обращения к специалисту
Сурдолог – не из тех докторов, с которыми малыши знакомятся при регулярных осмотрах в районной больнице. Обычно данного врача посещают, если возникают симптомы болезней, которые относятся к его сфере деятельности. В большинстве случаев пациентами становятся малыши. Так происходит потому, что если у ребенка проблемы со слухом от рождения, то родители сразу замечают отсутствие реакции на звук. Но о специализации «сурдопедагог» почти никто не знает (в районных больницах они работают крайне редко). Поэтому направление к нему обычно дает педиатр или невропатолог.
Слуховые патологии могут быть не только врожденными, но и приобретенными даже у младенцев. Основная их причина – воспалительные процессы в области ЛОР-органов, повлекших за собой осложнения. Поэтому, если малыш перенес нечто подобное, причем для лечения использовались ильнодействующие препараты, родителям необходимо привести его на осмотр не только к ЛОРу и педиатру, но и к сурдологу. Травмы головы или ушей тоже могут вызвать недомогание. Плохо развитая речь – также тревожный сигнал. В некоторых случаях причиной невнятной речи или вообще ее отсутствия являются заболевания органов слуха. Поэтому и в этой ситуации не стоит медлить с обращением к профессионалу.
Какие способы диагностики применяются при лечении?
Помимо сдачи анализов и стандартных способов обследования, применяются некоторые специфические способы диагностирования. Как правило,может быть рекомендована аудиометрия. С помощью данного метода измеряется острота слуха, проверить восприимчивость к звуковым волнам, подаваемым на разной частоте. В распоряжении специалистов имеются различные методики и техника для осуществления процедуры.
Результатом диагностики является аудиограмма.Если регулярно осуществлять исследование, врач сможет отследить процесс в динамике и и развитие патологии на определенном временном отрезке.
Аудиометрия предоставляет данные о костной и воздушной проводимости, поэтому врач может оценить состояние не только внутреннего уха, но и всего слухового тракта.
Диагностика осуществляется как тональным, так и речевым методом. И если в первом случае можно оценить чувствительность к звучанию в диапазоне стандартных частот (125 Гц – 8000 Гц), то второй оценивает именно восприятие человеческой речи на разном уровне громкости.