(1. Skipper. 2. Store keeper) — 1. До издания закона 1902 г. — морское судоводительское звание (шкипер дальнего плавания; шкипер каботажного плавания). 2. На современных больших морских торговых судах и на судах военных — содержатель имущества по палубной части. Однако большинство крупных морских торговых судов в своем штате имеет подшкипера, который является помощником плотника и в то же время заведует материальной частью по палубе. 3. Старший матрос (он же и командир судна) — шкипарь — на различных судах легкой постройки (мариинка, фонтанка и др.). На судах баржевой постройки вместо шкипаря — водолив.
Полезное
Смотреть что такое «ШКИПЕР» в других словарях:
ШКИПЕР — (голл. schipper, от нем. Schiffer) управляющий купеческим судном, на ответственности коего находится товар и самый корабль; на военных судах лицо, в ведении которого находятся запасные рангоуты, такелажи. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
шкипер — капитан Словарь русских синонимов. шкипер сущ., кол во синонимов: 3 • капитан (21) • к … Словарь синонимов
ШКИПЕР — ШКИПЕР, шкипера, муж. (голланд. schipper) (мор.). 1. Капитан коммерческого судна. 2. Должностное лицо на военных судах, ведающее корабельным имуществом. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ШКИПЕР — ШКИПЕР, а, мн. ы, ов и а, ов, муж. 1. Капитан несамоходного судна. 2. Капитан коммерческого судна (устар.). 3. На морских судах: лицо, ответственное за палубное имущество. | прил. шкиперский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова
ШКИПЕР — муж. шхипер, голланд. корабелыщк, управляющий купеческим судном, капитан, каптен. | мор. классный чиновник на военном корабле, обычно из боцманов, заведывающий запасным рангоутом, такелажем. Шкиперская каюта, где хранятся шкиперские припасы.… … Толковый словарь Даля
шкипер — ШКИПЕР, а, м. Ирон. обращение … Словарь русского арго
Шкипер — лицо, которому вверено управление судном. Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МОРЯКОВ … Официальная терминология
шкипер — шкипер, мн. шкиперы, род. шкиперов и в речи моряков шкипера, шкиперов … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Шкипер — В Викисловаре есть статья «шкипер» Шкипер (англ. skipper «капитан» от англосакс … Википедия
шкипер — стар. щипор, шхипор, шкипер, начиная с Петра I; см. Смирнов 329. Из нидерл. sсhiрреr, ср. нж. нем. sсhiрреrе, ср. в. н. schifhërre; см. Мёлен 181; Фальк – Торп 999. Едва ли из др. сканд. skipari, вопреки Горяеву (ЭС 423) … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
1.Устар. Капитан коммерческого судна. [Барыни] с досадою косились на жен и дочерей голландских шкиперов. Пушкин, Арап Петра Великого.
2. Командир несамоходного речного судна. Через два месяца Иван отправился в плавание шкипером баржи и забрал с собой жену. Рыбаков, Екатерина Воронина.
3. Лицо, ответственное за палубное имущество на морских судах.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Шкипер — капитан парусного судна; в России до 1902 года — капитан торгового судна; в более широком смысле (обычно неофициально либо в историческом контексте) — капитан (командир) любого торгового или рыболовецкого, в т.ч. несамоходного, судна.
Шкипер — должностное лицо на военном корабле, отвечающее за корабельное имущество; или же на больших морских торговых судах — лицо, ответственное за палубное имущество.
ШКИ’ПЕР, а, м. [гол. schipper] (мор.). 1. Капитан коммерческого судна. 2. Должностное лицо на военных судах, ведающее корабельным имуществом.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
шки́пер
1. морск. капитан коммерческого судна
2. командир речного судна
3. лицо, ответственное за палубное имущество на морских судах
4. диал. (Воронежская область) таксист ◆ Шкипер завёз нас в какие-то тигули
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: антипод — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
С этой профессией часто возникает путаница. В яхтенном спорте шкипер — это командир корабля. Он руководит судном и командой во время парусных гонок. А вот его коллега на военном корабле, тоже шкипер, занимается другими задачами. Другими настолько, что тёзок можно считать двумя разными специалистами.
— Объясните уже кто такой шкипер!
Designed by bublikhaus/Freepik
На яхте. Самое распространённое место работы. Правда, не в России: у нас частные корабли — от мала до велика — явление нечастое, потому и профессия востребована слабо. Карьера специалиста обычно ограничена должностью шкипера парусной яхты в частном клубе, но некоторым всё же удаётся устроиться командирами круизных моторных судов;
На военном корабле. На таких судах шкипер — это уже должность старшего офицера, ответственного за сохранность и исправность имущества. Специальность актуальная и, более того, востребованная;
На торговом судне. На нём слово «шкипер» просуществовало до начала XX века, так называли капитана судна. Должность упразднили больше века назад, но термин прижился — так всё ещё обращаются к командирам на рыболовных и торговых кораблях.
— Получается, обязанности у шкиперов тоже разные?
Конечно! Общего у них, по большей части, — одно название и пять океанов. Объясняем на пальцах:
Что делает
Что знает:
Шкипер парусной или моторной яхты
1. Руководит командой, контролирует исполнение поставленных задач
2. Управляет судном, прокладывает курс
3. Проверяет состояния яхты, необходимость проведения профилактических и ремонтных работ
1. Принцип работы судна, его характеристики, правила эксплуатации и безопасности
2. Нормативы по охране портовых фарватеров и сооружений
3. Принятую систему сигналов между судами
1. Следит за сохранностью и исправностью корабельного имущества
2. Проверяет качество нового инструментария и оборудования, проводит ремонтные работы
3. Координирует работу матросов.
1. Устройство судна, правила проведения ремонтных работ
3. Нормативные акты, касающиеся его непосредственных обязанностей, регламен на корабле
Кстати, на любом корабле шкипер может быть только один. Так что к чрезмерной нагрузке этим специалистам не привыкать.
— Хочу стать шкипером! Получится?
Скорее всего. Из образования достаточно курсов, а основные требования ко всем членам экипажа на кораблях схожие: организованность, дисциплинированность, ответственность, стрессоустойчивость и далее по списку.
Сложностей несколько. Во-первых, нужно провериться на морскую болезнь — с ней вам карьера шкипера точно не светит. Во-вторых, вместо горячих ванн и джакузи плавать какое-то время придётся в бассейне — этим навыком должен владеть любой шкипер. Заодно лучше провериться на заболевания, с которыми путь в эту профессию заказан любому:
Заболевания сердечно-сосудистой системы
Заболевания органов дыхания
Нарушения опорно-двигательного аппарата
Нарушения слуха и зрения
Нервные и психические расстройства
— Есть какие-то школы шкиперов, курсы?
И то, и другое! Выучиться на шкипера яхты можно в специальных школах. Они работают по трём международным системам:
Royal Yachting Association (RYA)
American Sailing Association (ASA)
International Yacht Master Training (IYT)
Получите сертификат об обучении по любой из них и можете отправляться в плавание. Конечно, не на военном корабле — для этого всё же нужно образование в военном училище, а отбор туда жёсткий: одной теорией не обойдёшься, понадобится ещё и отличная физподготовка.
— Что насчёт перспектив, зарплаты?
Designed by teksomolika/Freepik
На любой яхте — моторной, парусной — шкипер за главного. На худой конец он — помощник капитана. Зарплаты соответствующие, но с невероятным разбросом.
В России можно устроиться в небольшие яхт-клубы. Правда, больше чем на 30 000 — 70 000 ₽ рассчитывать не стоит, да и вакансии найти тяжело.
За границей условия другие:
На военном судне всё, конечно, иначе. Шкипер на нём хоть и старший офицер, но возможность дальнейшего карьерного роста это не отменяет. Он может стать штурманом, а со временем, при получении дополнительного образования, — даже капитаном.
Подытожим:
Обучение: Чтобы получить сертификат, позволяющий стать шкипером яхты до 24 метров с командой до 10 человек, достаточно пройти курсы стоимостью до 150 000 ₽ и продолжительностью около трёх недель.
Требования: Крепкое здоровье, для карьеры шкипера круизной яхты — английский.
Море требует от экипажа судна чёткой и слаженной работы, порой с полной отдачей всех сил. Обеспечить такую слаженность действий без наличия некой объединяющей, и одновременно контролирующей силы — не представляется возможным. Любой корабль, будь то гигантский трансокеанский лайнер или небольшая лодка с экипажем из двух-трёх человек, должен иметь человека, несущего ответственность за судно, за всё происходящее на его борту, а равно за всех членов экипажа и пассажиров. Таким «верховным» ответственным лицом является капитан, или шкипер.
Кто такой шкипер на судне?
Часто можно услышать вопрос – «Чем отличается шкипер и капитан? Являются ли эти слова синонимами, или данные лица имеют разные должностные обязанности?». Сначала разберёмся в происхождении обоих терминов, может здесь удастся обнаружить ответ на вопрос? Слово «шкипер» происходит от голландского «schipper», происходящего от «schip» — «корабль». То есть изначально под шкипером в Европе понимался именно командир судна. Слово же «капитан» имеет более широкое значение. Происходит оно от латинского «caput» — «голова», в смысле «глава», «командир», и имело первоначально чисто военный смысл, вовсе не привязанный к морю, что видно до сих пор в одноимённом армейском чине.
Сегодня принципиальных различий между данными терминами не существует. Правда, в прошлом шкипер и капитан официально были различными морскими понятиями. Так, в России до начала ХХ века шкипером официально именовалось лицо, командующее несамоходным судном, чаще всего баржей либо невоенным парусником. Кроме того, в военном флоте существовала должность «шкипер» наряду с должностью «капитан». Причём обязанности этих двух должностных лиц никоим образом не дублировали друг друга. Капитан являлся непосредственным командиром корабля, в то время как шкипер отвечал за сохранность корабельного имущества.
В Европе же (в той же Голландии или Англии), в отличие от России, шкипером с самого начала именовали командира любого невоенного судна – будь то торговое судно или рыболовецкая шхуна. Лишь позднее, с 19 века, с приходом на море века железа и пара, слово «капитан» стало распространяться и на гражданский флот. Прежде всего, капитанами называли командиров больших престижных судов. Позднее это почётное неофициальное звание было закреплено официально. Вспомним хотя бы капитана Эдварда Смита с «Титаника». Сегодня же понятие шкипер практически полностью вытеснено в область судов малого класса – рыболовецких, грузовых, прогулочных. Так, оно прочно закрепилось и за командирами яхт.
Должностные обязанности шкипера
Шкипер парусной яхты может быть:
В современном яхтинге шкипер полностью выполняет обязанности командира (капитана) судна. Яхтенный шкипер полностью несёт единоличную ответственность за безопасность плавания – сохранность самого судна, целостность находящихся на его борту людей и грузов. В обязанности шкипера входит поддержание дисциплины и порядка на вверенной ему яхте. Все служебные распоряжения шкипера, находящиеся в пределах его полномочий, должны неукоснительно выполняться всеми членами экипажа и пассажирами. В отношении наёмной команды яхтенный шкипер выступает в роли непосредственного начальника. Приём на судно и увольнение любого члена экипажа не должно производиться без его уведомления.
Кроме того, во время плавания шкиперу делегируются полномочия исполнительной власти. К примеру, он имеет право арестовать (изолировать) любое лицо на яхте, если его действия создают опасность жизни и здоровью прочих людей, сохранности их имущества или яхтенного оборудования. Если на судне во время его нахождения в открытом море совершилось некое преступление, то шкипер яхты наделяется правами органов юстиции для проведения предварительного дознания и установления круга подозреваемых.
При ряде иных экстренных ситуаций, например, при рождении на борту ребёнка или смерти человека — яхтенный шкипер обязан зарегистрировать сей факт в судовом журнале. Данная запись, в соответствии с действующим законодательством, имеет полную юридическую силу, наряду с официальными свидетельствами. Во время морских происшествий, создающих угрозу судну, шкипер яхты обязан организовать и лично возглавить действия по борьбе за живучесть своего судна.
Если дальнейшая борьба за живучесть невозможна и угрожает жизни людей, то он обязан организовать эвакуацию экипажа и пассажиров, сам в последнюю очередь покинуть борт яхты, прихватив с собою судовую документацию. Даже после гибели судна шкипер сохраняет все свои командирские права и обязанности в отношении экипажа, вплоть до самого возвращения в порт приписки. При приёме сигнала бедствия с другого корабля, шкипер обязан немедленно предпринять все действия по оказанию ему всего спектра необходимой помощи.
Получение шкиперского сертификата
Помимо должностных обязанностей, каждый шкипер обязан обладать необходимыми профессиональными навыками. Прежде всего, это хорошее знание английского языка, так как он является международным языком морского общения. Без знания английского, шкипер не сможет вести переговоры ни со встречными судами, ни с портовыми властями, не принимать послания от береговых навигационных служб.
Кроме того, яхтенный шкипер должен иметь определённый опыт хождения под парусом в качестве матроса, отлично разбираться в навигации и морских картах, уметь работать с парусным вооружением. Ну и, конечно, обладать физической силой и здоровьем, коммуникабельностью, а также крепкими нервами – без этого исполнять служебные обязанности в экстремальных условиях открытого моря будет очень непросто.
Чтобы получить право командовать яхтой, следует иметь соответствующую лицензию. К сожалению, в отличие от автомобильных прав, яхтенных прав единого международного образца сегодня до сих пор нет. Одной из причин этого является огромное разнообразие типов и классов маломерных судов, акваторий и условий навигации в них, специальных требований к шкиперам в зависимости от той или иной ситуации.
В России аттестацией шкиперов занимается одно из подразделений МЧС – Госинспекция по малоразмерным судам. В обязанности ГИМС также входит обязанность регистрации яхт и моторных лодок, таким образом, она является своеобразным морским/речным ГИБДД. Вот только выдаваемые инспекцией права на управление маломерными судами выдаются исключительно на русском языке. Поэтому взять по российской шкиперской лицензии яхту в чарт в дальнем зарубежье весьма затруднительно. В лучшем случае от вас потребуют нотариально заверенного перевода документа, а в худшем – лицензию признаваемых в данной стране шкиперских школ.
Наиболее «ходовыми» лицензиями яхтенных шкиперов являются документы, выдаваемые английской (RYA) и американскими яхтенными школами (ASA) и (IYT). В этих школах выдаются лицензии, в соответствии со стандартами IIC – Еврокомиссии ООН. Стандарты Ай-Ай-Си представляют собой первую, и наиболее удачную попытку унифицировать все шкиперские сертификаты в мире. Данный тип лицензий признаётся в большинстве стран Европы и Америки. В перечисленных школах можно получить сертификаты четырёх основных видов:
На каждую из этих категорий придётся сдавать отдельный экзамен, состоящий как из теоретической, так и из практической части. Обучение по системам RYA, IYT, IIC сегодня проводят многие российские частные яхтенные школы, выдавая сертификаты европейского образца.
Если мы заглянем в толковые словари русского языка разных авторов или в общедоступную универсальную мультиязычную интернет-энциклопедию Википедию, то прочитаем, что
Шкипер — «капитан» от англосаксонского scip, от schiр — «судно, корабль»:
Сегодня шкипером также называю яхтенных капитанов.
Яхтенный шкипер (капитан яхты) — это человек, профессионально управляющий яхтой.
Что должен знать и уметь яхтенный шкипер?
Чтобы стать профессиональным яхтенным шкипером, нужно понимать какие требования предъявляются к этой профессии, что должен знать и уметь яхтенный капитан и что входит в его обязанности.
Самое важно, что в профессии яхтенный шкипер есть ограничения по здоровью. Если у вас есть такие заболевания, как
если вы подвержены морской болезни, то, к сожалению, шкипером вам не стать. Капитан должен обладать отменным здоровьем, быть сильным, выносливым и хорошо плавать.
На самом деле яхтенный шкипер должен много знать и много уметь, начиная от основ международного морского права и морского этикета, английского языка и оказания первой медицинской помощи, и заканчивая морскими узлами, которые вяжет закрытыми глазами за считанные секунды. Конечно же, сюда входит вся теория и практика парусных яхт, знания навигации, метеорологии, приливов, мастерское управление яхтой, в том числе и в экстремальных условиях и знания техники безопасности.
Главными качествами яхтенного шкипера должны быть ответственность, стресоустойчивость, коммуникабельность, требовательность. Он должен быть лидером и хорошим организатором, настоящим командиром, с задатками «морского волка».
Также нужно четко понимать, что во время плавания шкипер несет ответственность за безопасность плавания, за все, что происходит на борту и за бортом, за команду, пассажиров и груз. Шкипер — это начальник на яхте и ему делегируются полномочия исполнительной власти в любых неординарных ситуациях.
Только при таких входных данных вы сможете стать профессиональным яхтенным шкипером.
Где обучают яхтенных шкиперов?
На сегодняшней день создано множество яхтенных школ, которые предоставляют возможность пройти обучение, сдать экзамены и получить шкиперский сертификат на управление яхтой.
В настоящее время в яхтинге нет единого международного образца обучения по управлению яхтой. Система обучения в разных странах может быть разная, но есть общепризнанные организации, которые работают по трём международным системам:
Royal Yachting Association (RYA)
American Sailing Association (ASA)
International Yacht Master Training (IYT)
Их сертификатам доверяют в большинстве морских стран.
В этих школах выдаются шкиперские лицензии, в соответствии со стандартами IIC – Еврокомиссии ООН. Данный тип лицензий признаётся в большинстве стран Европы и Америки.
В яхтенных школах можно получить сертификаты четырёх основных видов:
Шкипер яхты с правом дневного плавания.
Шкипер с правом плавания в прибрежных водах (не далее 20-ти миль).
Шкипер дальнего плавания.
Каждая категория подтверждается сдачей экзамена, состоящего их теоретической и практической части. Конечно же, практике уделяется особое внимание. Для шкипера опыт морского перехода крайне важен.
Сегодня многие российские частные яхтенные школы проводят обучение по системам RYA, IYT, IIC и выдают сертификаты европейского образца. Эти сертификаты годятся, чтобы взять яхту в чартер в большинстве стран мира, но не в России.
В России аттестацией шкиперов занимается Минтранс и Госинспекция по малоразмерным судам, которые выдают права на управление яхтой. В отличие от всех остальных, документы, выданные этими организациями дают право на управление парусным судном на территории Российской Федерации.
Также сертификаты на управление яхтой выдает Всероссийская Федерация Парусного Спорта. Данная организация дает очень качественное обучение, с получением признанного в европейских странах сертификата для участия в парусных спортивных регатах.
В России яхтенные шкиперы становятся все более востребованы, особенно хорошо подготовленные, с признанным сертификатом.
Если вы уже готовы покорять просторы океана, взяв на себя всю ответственность за яхту и команду, то самое время стать профессиональным яхтенным шкипером.