Кто такой раскольников что он сделал
Родион Романович Раскольников
Содержание
Психологический портрет
До убийства
Раскольников — бывший студент, живущий в большой нищете в Санкт-Петербурге, у него есть мать и сестра. Нищета и разработанная Родионом Раскольниковым «Теория исключительности» толкают его на убийство старухи-процентщицы. По Раскольникову, люди, бескомпромиссно идущие по головам других людей, достигают морального и материального успеха — нужно лишь отбросить веру и запреты. Как следствие, он замышляет убийство, которое должно стать первой ступенью его на пути к моральным и материальным вершинам.
Раскольников — человек замечательного ума, он глубоко и тонко чувствует, способен к постоянному интеллектуальному анализу своих и чужих поступков. Он — яркий пример интеллигента, чересчур увлекшегося размышлениями и рефлексиями. В итоге, он теряет всякий ориентир в своей жизни — способность видеть все и вся насквозь не помогает его самоопределению. Он готов к осознанию своей ничтожности, обнаружить себя песчинкой на берегу жизни, но все время надеется, что окажется «избранным».
Достоевский неоднократно подчеркивает физическое совершенство Раскольникова, что символизирует его богатые духовные ресурсы, но, подобно нравственным идеалам, это качество «обезображено» нищетой и мучительным поиском смысла жизни. Но он ставит цель — стать прекрасным полноценно душой, разумом и телом, что требует от него прохождение сквозь всяческие страдания и изыскания.
В голове Раскольникова созревает идея, по его мнению, неопровержимая — все люди делятся на две категории: «обыкновенные» — те, кому просто приходится плыть по течению жизни, не пытаясь ничего изменить; и «необыкновенные» — как Наполеон, те, кому всё дозволено, даже убийство.
Раскольников долго не решается на преступление. Он уверен, что зная все тонкости убийства и, относя себя к людям «необыкновенным», будет способен переступить через себя и продолжить спокойную, счастливую жизнь, уничтожив «вошь» (речь идет о старухе-процентщице), мешающую всем жить.
Его план тонко продуман, как ему самому кажется, до мелочей.
Убийство
После убийства
Достоевский детально исследует мысли, чувства, переживания героя. Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего». Казалось бы, улик против него нет, преступник объявился. Можно использовать украденные у старухи деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте. Что-то мешает Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете. Нет. Он попытался переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но, несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой, нечеловеческой теории. Напротив, она продолжает властвовать над его умом. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к «твари дрожащей».
Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Почему именно ей, малознакомой, невзрачной, не блещущей умом девушке, которая к тому же принадлежит к самой жалкой и презираемой категории людей? Наверное, потому, что Родион видел в ней союзницу по преступлению. Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает она это ради своей несчастной, голодающей семьи, отказывая себе даже в самоубийстве. Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Кроме того, она распоряжается своей жизнью, а не чужой. Именно Соня окончательно опровергает теоретизированный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная жертва обстоятельств и не «тварь дрожащая». В страшных, казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро. Таким образом, по мысли Достоевского, только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путем к преобразованию общества.
Свидригайлов
В романе «Преступление и наказание» вводится противовес сомневающемуся и мечащемуся Раскольникову — Аркадий Иванович Свидригайлов, человек, не задумывающийся о средствах достижения своих целей. Опускаясь в пропасть разврата, теряя веру, Свидригайлов заканчивает жизнь самоубийством, показывая тем самым тупиковость теории Раскольникова.
Примечательна мысль Свидригайлова, которая у него появилась за несколько часов до самоубийства:
Выйду сейчас, пойду прямо на Петровский: там где-нибудь выберу большой куст, весь облитый дождем, так что чуть-чуть плечом задеть, и миллионы брызг обдадут всю голову. |
Эта мысль являет собой добравшийся до поверхности зов сердца выйти в люди, где бы он непременно нашел спасение.
Родион Романович Раскольников
Родион Романович Раскольников — главный герой романа «Преступление и наказание» (1866) Ф. М. Достоевского. Бывший студент-юрист Петербургского университета — из-за нехватки средств был вынужден оставить учёбу.
Имея свою теорию о том, что люди делятся на обычных людей, плывущих по течению, и людей, подобных Наполеону, которым дозволено всё, Раскольников решается на убийство; однако после обнаруживает, что «Наполеоном» он не является.
Семья и происхождение
По происхождению он, судя по всему, является мещанином. На момент повествования Родиону Раскольникову исполнилось 23 года:
И уже 3 года он живет в Петербурге:
Вероятно, он родом из Р-й губернии (вероятно, имеется в виду Рязанская губерния):
Семья Раскольникова состоит из его матери Пульхерии Александровны и младшей сестры Дуни. Отец Раскольникова умер несколько лет назад:
Учеба и работа Раскольникова
За несколько месяцев до событий, описанных в романе, из-за нехватки средств вынужденный оставить учёбу на юридическом факультете Петербургского университета:
Живёт Раскольников крайне бедно:
Когда Раскольников учился в университете, он почти не имел товарищей:
Он учился, не жалея себя, за что однокурсники его уважали, но не любили:
Также Раскольников подрабатывал, давая частные уроки детям, но в конце концов оставил эту работу. Он перестал общаться со знакомыми и замкнулся в себе.
Из-за нищеты он уже четвертый месяц не платит за аренду жилья:
Чтобы хозяйка не выгнала его с квартиры, Расскольников обещал ей, что «мамаша заплатит»:
Раскольников владеет немецким и французским языком. Его товарищ Разумихин предлагает ему подработку в качестве переводчика текстов с немецкого:
У Раскольникова есть литературные способности. За полгода до убийства старухи-процентщицы он он написал статью под «О преступлении» которую опубликовали публикуют в газете «Периодическая речь»:
При этом денег за статью он не требовал:
В начале романа Раскольников находится в состоянии, похожем на ипохондрию. Его нервы расстроены, он целыми днями лежит на кровати, думая о жизни, но ничего не предпринимает:
Внешность
Внешность героя в романе описывается дважды. В начале произведения Раскольников представлен как высокий, стройный юноша «с прекрасными тёмными глазами», «замечательно хороший собой»:
Позже Достоевский создал иной портрет Родиона Романовича — после преступления он напоминает человека, с трудом превозмогающего сильную физическую боль:
Он является нетрусливым, незабитым молодым человеком:
Одежда
Раскольников одевается очень бедно, его костюм ужасно поношен:
Он носит очень широкое пальто, похожее на мешок:
Автор о Раскольникове
Достоевский описывает Родиона Раскольникова как надменного, гордого, необщительного, угрюмого, мрачного, мнительного, вспыльчивого, высокомерного меланхолика и ипохондрика, но при этом он доброго и великодушного:
Мнение окружающих о Раскольникове
Несмотря на свою замкнутость, окружающие относятся к Родиону весьма доброжелательно, и отзываются о нем преимущественно положительно.
Разумихин о Раскольникове:
Раскольников не любит говорит о своих чувствах. Иногда он бывает холоден, бесчувственен и неразговорчив. По мнению его друга Разумихина, в нем как будто сменяются два противоположных характера:
Несмотря на ум и образование Раскольникова, Разумухин по-дружески называет его дураком:
Он высоко себя ценит и имеет на это право, по мнению Разумихина:
Мать о Раскольникове
По мнению Пульхерии Александровны, ее сыну Родиону свойственно слишком быстро выносить суждения:
Также она считает, что Родион, как и его младшая сестра Дуня, угрюм, вспыльчив, высокомерен, но при этом великодушен:
Дуня о брате
Раскольников — тщеславный, заносчивый, самолюбивый человек, не верующий в Бога, по мнению его сестры Дуни:
Зосимов о Раскольникове
По мнению Зосимова, Раскольников является человеком с бешеным тщеславием, а также ипохондриком:
Свидригайлов о Раскольникове
Свидригайлов считает Раскольникова гордым, самолюбивым, циничным и тщеславным человеком:
Вместе с тем Раскольников привлекает Свидригайлова тем, что не боится иметь собственное мнение:
Лужин о Раскольникове
Лужин считает Раскольникова заносчивым «молокососом»:
Следователь Порфирий Петрович о Раскольникове
Следователь Порфирий Петрович, зная о преступлении Раскольникова, все равно считает его благородным человеком с зачатками великодушия:
По мнению Порфирия Петровича, даже несмотря на совершенное преступление Раскольников не является безнадежным подлецом:
Раскольников — смелый, заносчивый, серьезный человек и страшный борец, по мнению Порфирия Петровича:
Также Порфирий Петрович отмечает, что Родион Раскольников от природы является весьма раздражительным человеком:
Характеристика Раскольникова
Родион Раскольников эрудированный молодой человек 23 лет, душа которого находится в постоянном поиске. Он не уверен точно, кто он в структуре им же придуманной теории о разделении массы человеческой на два основных типа: «низшие люди» и «собственно люди».
В первую категорию Раскольников относит «тварей дрожащих» или «материал» — законопослушных, консервативных, заурядных людишек. Во вторую — людей выдающихся, достойных, двигающих мир, имеющих право даже на нарушения законов этики и морали.
Герой надеется, что ему на роду писано быть среди «избранных». Но его беспокоит собственная нерешительность в принятии решений посягающих на нормы нравственности. По сути, за угрюмым, высокомерным и самолюбивым меланхоликом скрывается второе «я» Раскольникова — чуткий, великодушный, добрый человек, любящий свою семью и не желающий никому страданий. Пойдя на кровавое преступление, Раскольников стремился доказать себе, что он сам относится ко второму типу людей, и его впереди ждут особые свершения. Однако результат разочаровал убийцу-теоретика, угрызения совести привели его к выводу, что он глубоко заблуждался.
Роль в сюжете романа
Три года назад Родион Романович Раскольников, рождённый в бедной, но гордой семье, прибыл из глубокой провинции в Петербург для обучения в юридическом университете. Темноглазый шатен выше среднего роста, стройный фигурой и приятный на лицо выходил на улицы Петербурга в жутких лохмотьях и в сильно изношенной, в пятна и дырах шляпе. Герой находился на грани нищеты и не мог более оплачивать своей учёбы и проживания в большом городе.
О причастности Раскольникова догадывается следователь, но доказательств нет — если не брать в расчёт «теорию Раскольникова» и его неоднозначное, нервное, депрессивное поведение. Родион знакомится с семьёй Мармеладовых и неожиданно находит сочувствие в лице Сонечки, которая жертвуя своей честью, зарабатывает на панели, чтобы прокормить своих сводных братьев и сестёр. Его гнетёт глобальная разница мотивов его преступления и преступления бедной девушки. Состояние душевного раскола нарастает с каждым днём.
Не в силах примириться с самим собой Раскольников ссорится с матерью и сестрой, с единственным другом, отказывается от сочувствия Сонечки и, в конце концов, является в полицию с повинной. После суда героя ждут каторга и ссылка. Вместе с ним уже по собственной воле отбывать наказание едет сочувствующая ему Соня Мармеладова. Рядом с ней Раскольников обретёт счастье и по-настоящему раскается в совершённых грехах.
Биография Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: история жизни, судьба, жизненный путь
Раскольников. Художник П. Боклевский |
История жизни бедного студента Раскольникова является центральной сюжетной линией в романе «Преступление и наказание». Все события в романе так или иначе связаны с Раскольниковым и его семьей.
В этой статье представлена биография Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: история жизни, жизненный путь, судьба героя.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове
Биография Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: история жизни, судьба, жизненный путь
Родион Романович Раскольников — молодой человек 23 лет, красивый, образованный и умный. Он является бывшим студентом юридического факультета Петербургского университета.
Некоторое время назад Родион Раскольников, отучившись около 2 лет в университете, бросил учебу из-за нехватки денег. Также он перестал давать частные уроки, из-за чего впал в нищету. Любопытно, что еще во время учебы в университете Раскольников полгода содержал своего больного друга, который позже умер, и ухаживал за его больным отцом. Также за несколько месяцев до преступления Раскольников совершает настоящий подвиг: он спасает двух детей из пожара (см. Подвиги Раскольникова).
В начале романа мы уже встречаем Раскольникова, впавшего в апатию и тоску. Он много времени проводит в своей комнате, размышляя о жизни. В конце концов он изобретает собственную теорию «об обыкновенных и необыкновенных людях». Согласно этой теории Раскольникова, великие люди идут к своей цели любой ценой, не волнуясь о нравственности поступков. Также, согласно этой теории, в мире есть и другие люди — обыкновенные, «люди-материал», которым суждено быть лишь толпой без своего мнения.
В конце концов Раскольников решает проверить свою теорию на деле и таким образом доказать себе, что он сам не является «тварью дрожащей», а напротив, является великим, особенным человеком.
Одержимый своей теорией, Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее младшую сестру Лизавету. Он грабит имущество старухи и скрывается незамеченным с места преступления. После убийства он впадает в болезненное состояние, его мучают душевные терзания. В итоге молодой человек не использует награбленное и просто прячет его под камень в одном из дворов Петербурга.
Сразу после совершения преступления Раскольников понимает, что его теория потерпела крах, потому что истинно великие люди не задаются вопросами о своем величии, а просто действуют несмотря ни на что.
Раскольников после преступления
После преступления Раскольников некоторое время скрывается от правосудия. Однако умный и проницательный следователь Порфирий Петрович догадывается, что именно Раскольников виновен в преступлении. Следователь психологически давит на молодого человека и мучает его своими уловками.
В этот период Раскольников знакомится с Соней Мармеладовой, «девушкой непристойной профессии». Раскольников находит в Соне родственную душу, такую же грешную и глубоко страдающую.
В конце концов молодой человек делает явку с повинной в полицию. После этого его отправляют на 8 лет на каторгу в Сибирь. Вслед за Раскольниковым в Сибирь отправляется и Соня. В Сибири девушка всячески поддерживает друга и помогает ему.
Мать Раскольникова умирает вскоре после суда над сыном. Сестра Раскольникова Дуня выходит замуж за его друга Разумихина. Дуня и Разумихин собираются однажды переехать в Сибирь, чтобы быть ближе к Раскольникову.
На каторге в душе Раскольникова происходит переворот: он наконец понимает, насколько ему дорога добрая и кроткая Соня. Вероятно, молодой человек в конце концов раскаивается и в своем преступлении. Соня и Раскольников ждут конца каторги, чтобы вместе начать новую жизнь.
Это была биография Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского: история жизни, судьба героя, его жизненный путь.
Казнить нельзя помиловать: кто такой Родион Раскольников
Родион Романович Раскольников — главный герой романа «Преступление и наказание» и один из самых известных персонажей во всем творчестве Федора Достоевского. Он решился на убийство старухи-процентщицы, чтобы избавить мир от «кровопийцы» и заодно поправить свое финансовое положение. Но сразу после преступления раскаялся и сам перевел себя из группы «право имею» в «твари дрожащие».
Мы решили вспомнить, кем был этот человек, и как менялся его образ от черновиков к окончательной версии романа.
Двойное портретирование
«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту»
Достоевский знакомит нас со своим героем буквально с первых строк. Никаких лишних сантиментов и надоедливых пейзажей. Мы узнаем про жаркий июльский вечер, бедную каморку и задавленного бедностью юношу, который, кстати, «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».
Психолог-Достоевский, возможно, понимал, что если сделает будущего убийцу настоящим красавцем, то заранее оправдает его перед читателями, а особенно — перед читательницами. Сегодня факт, интуитивно найденный автором, подтвержден множеством научных исследований: мы действительно больше доверяем и сочувствуем людям с интересной внешностью. Так что образ Раскольникова в начале романа сразу располагает к себе. Но не только сочувственные вздохи публики спровоцировали Достоевского подарить своему герою смазливое личико. Автор использует прием двойного портретирования и после убийства описывает персонажа несколько иначе:
«Раскольников был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный. »
Второй портрет показывает, как изменился герой после преступления и внешне, и внутренне.
Раскольников в черновиках
В черновиках к «Преступлению и наказанию» автор писал о будущем герое: «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к обществу. Его идея: взять во власть это общество. Деспотизм — его черта. »
Прототипами для образа Раскольникова послужили два преступника. Один из них — француз Пьер Франсуа Ласнер, совершил убийство ради ограбления, но, как утверждал Достоевский, называл себя «мстителем, борцом с общественной несправедливостью» и оправдывал свой поступок именно этим мотивом. Второй — приказчик Герасим Чистов, убивший топором двух старух в 1865-м году. Чистов был старообрядцем, отсюда и фамилия героя — Раскольников.
Трансформация образа
Роман был закончен в 1867 году, за это время Достоевский успел написать еще и «Игрока» — темп для двух крупных произведений невероятный. И все же центральным текстом стало именно «Преступление и наказание». Со времен Михаила Бахтина принято говорить о полифоничности романов, вышедших из-под пера мастера. Множество идей и множество мнений сталкиваются в каждой его книге, и «Преступление и наказание» здесь весьма яркий пример. У каждого из героев своя правда и даже в голове Раскольникова она не одна. Решаясь на преступление, он уже отбрасывает идею первенства и старшинства, дающую «право» сильным личностям. Читая письмо Пульхерьи Александровны о скором замужестве Дуни он рассуждает так:
«. Ясно, что тут не кто иной, как Родион Романович Раскольников, в ходу и на первом плане стоит. Ну как же-с, счастье его может устроить, в университете содержать, компанионом сделать в конторе, всю судьбу его обеспечить; пожалуй, богачом впоследствии будет, почетным, уважаемым, а может быть, даже славным человеком окончит жизнь! А мать? Да ведь тут Родя, бесценный Родя, первенец! Ну как для такого первенца хотя бы и такою дочерью не пожертвовать! О милые и несправедливые сердца! Да чего: тут мы и от Сонечкина жребия, пожалуй что, не откажемся!»
Бахтин считал, что «Достоевскому важно не то, чем его герой является в мире, а прежде всего то, чем является для героя мир и чем является он сам для себя самого». Это в равной мере можно отнести и к Макару Девушкину («Бедные люди»), и к Якову Голядкину («Двойник), и к поздним персонажам, таким как Раскольников и Иван Карамазов («Братья Карамазовы»).
В «Преступлении и наказании» писатель стремился показать две стремящиеся друг к другу силы: влияние среды на личность и восприятие личностью окружающего ее пространства и общества. Последнее дает развитие личности вне зависимости от обстоятельств. В начале романа Раскольников пишет статью «О преступлении» «по поводу одной книги» (не исключено, что этой книгой была «Жизнь Юлия Цезаря»), чем оправдывает свои будущие действия. Но уже в третьей части читает с Соней вслух легенду о воскресении Лазаря, прямо проецируя его образ на себя самого. Меняется, как кажется, и отношение автора к герою. И «черновой» «наполеон» местного пошиба в романе превращается в человека, в чье перерождение верит сам автор. Достоевский даже делится с Раскольниковым некоторыми фактами своей биографии, так на каторге под подушкой осужденного героя лежит Евангелие. Эта же книга хранилась у писателя во врем его собственного заключения.
Истинная история Родиона Романовича Раскольникова
В Петербурге жарким летом 1866 года в большом многоквартирном и многоэтажном доме в крошечной, честно сказать, на редкость гнусной и грязной каморке лежал на каком-то жутком топчане отчисленный за неуплату студент университета Родион, или, как его звали родственники и приятели, Родя Раскольников, лет двадцати с чем-то, из обедневших не то дворян, не то купцов. Раскольников в этот жаркий день пытался сообразить, что нужно сделать, чтобы ему, Роде, поесть. Мама денег ещё не прислала, да и нет у мамы денег. За эту жуткую каморку не плачено – того гляди хозяйка выставит на улицу. Приятели его были такие же не очень-то удачливые студенты или бывшие студенты. Ни работать, ни учиться никто из их компании не умел, да и не хотел.
В комнату, не постучав, степенно зашла служанка хозяйки нестарая ещё Аграфена. А, всё валяешься, запросто обратилась она к Роде. Не платишь, хозяйка баит, смотри, ох, смотри, паря. Да ты, никак, голоден? Не надо ли тебе чего? Надо, с двусмысленной улыбкой протянул Родя. Ах, охальник, захохотала молодушка, шутливо замахиваясь на Родю. Оба, однако, понимали, что Роде сейчас не до молодушек и не до неприличных намёков. Вдруг Родя спросил, а что, мол, Груша, у хозяйки-то дрова во дворе всё не переколоты? Да, нет, откликнулась Груша, работника какого надо сыскать, чтоб переколол. Вот и работа, решил Родя. Только надо топор где сыскать, да поскорее, чтоб никто эту работу у него не перенял.
Грушенька ещё повертелась в каморке и разочарованно ушла, не дождавшись обычных родиных шлепков по её полной попке. Совсем мальчик задумался, лениво раздумывала про себя эта простая, милая девушка, спускаясь по большой лестнице дома. Родя был из образованных, следовательно, людей для неё не совсем понятных и странных. Он не приставал к ней, как другие жильцы, так только – иногда по попе погладит, да пошутит. Совсем задумался паря, видать ни есть нечего, ни работы нет. Не жалеют их в ихних университетах. Родя интересовал Грушу, но всерьёз думать о нём было ей невозможно – не того полёта птица. Уж больно умён. Иногда войдёшь к нему, а он чего-то пишет. Писарь!
Родион Романович, между тем, о Груше совсем не думал. Мысль о еде, которую он может купить, переколов валявшиеся во дворе хозяйкины чураки на дрова, несколько подбодрила его. Как, однако, с топором? Где топор-то взять? У студента отродясь никаких топоров не бывало, и купить было не на что. Приятели родины мало в этом от него отличались – бестопорные. Родион вышел на улицу и пошёл, куда глаза глядят, лихорадочно соображая, как решить эту трудность. Нечаянно в каком-то дворе увидел работников – то ли сарай чинят, то ли те же сараи сносят. Работники, не стесняясь его присутствием, бросили инструмент и работу, и пошли куда-то, небось, пообедать в трактир. Инструмент был разбросан на полу сарая – подходи, бери.
Родион Романович никогда вором не был. Да и какое воровство – топор на время позаимствовать. Ну, переколет он дровишки хозяйке, получит рубля три за работу, и быстро вернёт «струмент» на место. Раскольников был порядочный, ранее никогда чужое и не подумал бы взять. Да и жили в этой округе Петербурга хорошо – работники запросто оставляли свои инструменты чуть ни на глазах у всех, никто ничего не брал, народ всё степенный, без склонности зариться на чужое. Да что тут думать, подбадривал себя Родя. Быстро всё сделаю, а потом мужикам объясню, простите, мол, нужно было очень. Раскольников поймал себя на мысли, что уже несколько минут стоит и как-то с недоумением смотрит на лежащий на полу сарая обыкновенный топор.
Старуха, то есть какая же, помилуйте, старуха, женщина лет за пятьдесят, чистенькая, несколько строгая, всей округе давала в долг денег. И то сказать, чем же ещё прокормиться ей было возможно – в прачки тяжело для её лет, в весёлые девицы тоже тяжело, да и мало желающих мужчин на весёлую девицу её годов. Прислугу тоже господа подбирают себе по моложе. Процентщица жила тяжело, заёмщики люди резкие, часто просто голодные да пьяные. Впрочем, дела шли неплохо. Конечно, иной человек поморщится, как это, мол, людей мучать процентами, не гуманно, мол. Да ведь живот-то есть каждый день просит, тут уж не до гуманности! Со старухой, в помощницах, жила вместе с ней её сводная сестра чуть моложе её, женщина тихая и покорная.
Раскольников вошёл в комнаты процентщицы. А, господин студент, улыбаясь беззубым ртом, поздоровалась женщина. Из задней комнаты слышно было, как сестра процентщицы что-то зло выговаривала. Кажется, сёстры поссорились. Родион Романович совсем уже было хотел попросить денег взаймы у столь доброй к нему банкирши, но вдруг случилось непредвиденное – топор, который Раскольников придерживал под тужуркой, выскользнул и со стуком упал на пол, прямо перед процентщицей. На стук вошла в комнату рассерженная сестра хозяйки. Родя совсем уже хотел извиниться за шум, но тут свершилось непредвиденное. Уже потом, в течение многих лет эта потрясающая сцена стояла у Раскольникова перед глазами и мучала его ночными кошмарами.
Старуха-процентщица вдруг вся исказилась немыслимой злобой, кажется, даже затряслась он ненависти. Что такое, мелькнуло у Родиона в мозгу, зачем? Старуха, несмотря на свой возраст, малый, согбенный рост и очевидное слабосилие, совершенно неожиданно для всех, и даже, скорее всего, для себя самой, очень проворно и ловко схватила упавший на пол топор и в абсолютной тишине, двумя руками, обрушила инструмент на голову сестре! Было ощущение, что она всю жизнь рубила дрова и никакой трудности для неё не было в таком самом обыкновенном разрубании чего бы то ни было – дерева, деревянного чурака при рубке дров, а то и человеческой головы.
Что-то громко хрястнуло в несчастной голове сестры, подвергнувшейся этому смертельному, как потом выяснилось, нападению. Сестра как-то даже аккуратно осела на пол. Хлещет кровь из порубленной головы, старуха с озлобленным, каким-то ведьминым взглядом и донельзя изумлённый Родя, совершенно потерявшийся в этой обстановке. Топор выскользнул из рук процентщицы и со стуком повалился прямо возле сидящей в крови сестры. Вдруг вся окровавленная умирающая сестра потянулась за топором и уже совсем как в страшном, невозможном сне схватила его. Как могла эта почти разрубленная, истекающая кровью и мозгами несчастная в последние не то, что минуты, но мгновения своей несчастной жизни это сделать…
Сестра взмахнула топором не менее проворно, чем только что это сделала сама процентщица. Хрясь, громко хрустнула голова старухи-процентщицы! Если бы Родион Романович мог подумать, что сестра, умирая, найдёт в себе силы на такое, то он, может быть, бросился бы спасать процентщицу. Хотя нет, может быть, и не бросился бы. Да и кто не растеряется от таких невозможных сцен, какое сердце не содрогнётся от ужасов окровавленных, разрубленных голов, залитых кровью тел, пола, топора, с прилипшими к нему волосами и ниточками, тоже истекающего кровью? Как хрупка человеческая жизнь! Как непредвиденно может ждать нас в любой момент какое-нибудь страшное событие! И с кем же – с тихими старушками, живущими в тихом квартале!
Когда Раскольников немного пришёл в себя от страшной сцены, всё было кончено – обе женщины бездыханными лежали на полу в каких-то немыслимых лужах крови. Топор-то, топор-то било в мозг Роди! Топор-то я взял. Ну, казалось бы, да брось ты топор, да чёрт с ним с топором-то! Чего несчастному голодному студенту думать о какой-то железке в такой момент? Но Родион Романович в каком-то ослеплении зачем-то схватил украденный им топор, догадался вытереть его от крови какой-то попавшейся под руку тряпкой, спрятал его на груди и побежал вон из залитой кровью квартиры. Невозможно, невозможно, била только одна мысль в мозг. Если бы он смог, то побежал бы, но от бессилия он едва плёлся, а страшный топор, казалось, жёг его тело своим ужасом.
Как он догадался прийти на какой-то пустырь, как догадался найти какой-то валун, которых там валялось много и забросить топор под этот камень, помнилось ему плохо. Вне себя от пережитого Раскольников вернулся в свою каморку. Самое удивительное, что топор тряпицей он вытер очень тщательно, никаких следов крови на его одежде не было. Никто не обратил внимания и не остановил бывшего студента, когда он метался по городу сам не свой. Всё оказалось шито-крыто. Родя свернулся калачиком на постели. Груша по доброте душевной и, может быть, по тайной страсти к нему, принесла поесть. Раскольников лихорадочно поел, Груша сидела рядом, а потом очень медленно, дрожжащей рукой неожиданно погладила его по голове.
Убийство потрясло всю округу. Долго работали следователи. Свидетелей почти не оказалось. Как выяснилось, процентщицу не любили очень многие в округе, а её тихая с виду сестра регулярно цапалась с ней. Цапалась, впрочем, не так уж сильно – никто никогда не видел и не слышал, чтобы они, к примеру, били друг друга или таскали друг друга за волосы. Осталось только загадкой, куда девался топор, которым были убиты обе женщины. Подозревали многих. Таскали на допрос и Родю, но ничего ни от кого не добились. Через много лет, Родион Романович Раскольников, сделавший блестящую карьеру, генерал, с возмущением думал, как этот писака Достоевский умудрился так наклеветать на него, тихого студента в романе об этом необычайном происшествии.