Кто такой пономарь и чем он занимается

Алтарник (пономарь) и его обязанности

Алтарником или пономарем называют мужчину-мирянина, который помогает священнослужителю во время богослужения.

Пономарь — древнее греческое слово, означающее приставник или привратник.

Кто такой пономарь и чем он занимается. Смотреть фото Кто такой пономарь и чем он занимается. Смотреть картинку Кто такой пономарь и чем он занимается. Картинка про Кто такой пономарь и чем он занимается. Фото Кто такой пономарь и чем он занимается

Ранее алтарниками называли только священников, а помощников, прислуживающих при совершении богослужений, именовали пономарями. Термин алтарник прижился в 20 веке.

Теоретически пономаря поставляет епископ, но на практике это правило не выполняется, и на это служение благословляет настоятель храма.

Облачение

Пономари в алтаре надевают специальную богослужебную одежду — стихарь. На ношение стихаря благословляет настоятель.

Перед облачением в стихарь пономарь совершает два поясных поклона в сторону Престола, затем берет благословение на облачение в стихарь у епископа или священника, совершает поясной поклон без крестного знамения в сторону благословившего его лица, затем целует крест стихаря и облачается.

Выходить в стихаре из храма по не служебным делам запрещено.

Требования к алтарнику

На должность алтарника выбирают мужчину, участвующего в Таинствах исповеди и Причастия, ведущего духовную жизнь и благоговейного.

Кто такой пономарь и чем он занимается. Смотреть фото Кто такой пономарь и чем он занимается. Смотреть картинку Кто такой пономарь и чем он занимается. Картинка про Кто такой пономарь и чем он занимается. Фото Кто такой пономарь и чем он занимается

Так как служение алтарника символизирует служение ангелов у Престола Господня, к духовному облику прислужника выдвигаются строгие требования:

Согласно Преданию, алтарник, как и прочие служители алтаря, являет образ Горнего мира, и сослужит Господу Иисусу Христу в деле спасения людей.

Обязанности алтарника

Круг обязанностей прислужника и порядок их совершения изложен в Уставе пономарей.

Кто такой пономарь и чем он занимается. Смотреть фото Кто такой пономарь и чем он занимается. Смотреть картинку Кто такой пономарь и чем он занимается. Картинка про Кто такой пономарь и чем он занимается. Фото Кто такой пономарь и чем он занимается

Краткий перечень дел, выполняемых алтарниками:

Кроме того, на алтарника возложена уборка в храме. При необходимости, алтарник выполняет обязанности чтеца, звонаря.

Алтарнику запрещено касаться Престола, Жертвенника и Священных сосудов и нельзя проходить между Престолом и Царскими вратами.

Источник

Кто такой пономарь и как им становятся?

В причт храма помимо священнослужителей входят миряне, которые несут различные послушания. Одно из них – пономарство. Пономарь – это человек, в обязанности которого входит следить за порядком во время совершения богослужения.

В древности пономари заботились о сохранности храмового имущества, об его освящении, наблюдали за поведением прихожан. В определенное время пономарь закрывал врата храма, чтобы никто из непосвященных – оглашаемых, инаковерующих, еретиков – не смог проникнуть на совершаемую Евхаристию, участие в которой могут принимать лишь крещеные христиане.

В настоящее время в обязанности пономаря входит приготовление облачений священнослужителей, подготовка некоторых сосудов, разжигание кадила, возжжение светильников и свечей в алтаре. Служение пономаря позволяет проводить службу чинно и без суеты. Кроме того, пономари, как правило, исполняют обязанности чтецов. Пономарями могут стать только мужчины (за редким исключением, к примеру, для женских монастырей).

В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре. Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии, второй же – нет. Чтобы стать пономарем или алтарником, необходимо иметь пламенное желание помогать в алтаре священству в присутствии Живого Бога, примерное поведение и веру.

Как же становятся алтарниками? Расскажу вам свою историю. Мне было одиннадцать лет, учился я в воскресной школе Свято-Андреевского храма города Маркса уже третий год. И довольно часто посещал богослужения в нашем приходе. Таинственное, загадочное и в какой-то мере непонятное чувство всегда влекло меня узнать, понять, как устроено все в алтаре, как совершают жертву Богу, по какому распорядку все происходит на службе.

В очередную субботу, до начала урока по церковнославянскому языку, учительница сказала, что настоятель протоиерей Валерий Генсицкий предложил мне попробовать себя в качестве алтарника. Я был ошеломлен, но согласился без раздумий.

В долгожданный воскресный день я стоял на паперти храма, ждал настоятеля. Батюшка встретил меня, сразу объяснил правила поведения в алтаре. А я, будучи ребенком, не до конца осознавал происходящее. И вот сам алтарь, Святая Святых христианского храма. Меня покорила обстановка этого места. Здесь своя, особенная тишина. Здесь как нигде чувствуется незримое, но действительное присутствие Живого Бога.

Батюшка подвел меня к старшему пономарю Сергию Карабанову, который прислуживал в храме более двадцати лет. Он встретил меня очень по-доброму: объяснил все, дал советы, за что ему я сердечно благодарен.

Стихарь носить мне сразу не благословили. Настоятель дал неделю «подготовки», я впитывал, наблюдал и усваивал информацию. Было это все в первую неделю поста. Непередаваемое чувство страха, радости, благоговения переполняли меня во время постовых богослужений, а песнопения покоряли до глубины души.

Прошло пять лет. За это время стремление служить в алтаре во мне только усиливалось. Особенно радостно бывает принимать участие в крестном ходе на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия, в Покровск приезжают священно-, церковнослужители и миряне со всех благочиний. Здесь я увидел – нас много, и только вместе мы сила. И сила эта — в соборной молитве Воскресшему Господу и Его Пречистой Матери.

Источник

Кто такой пономарь?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Вопрос читателя:

Кто такой пономарь? Почему говорят: «Что ты читаешь, как пономарь»? Должен ли пономарь читать монотонно?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин:

Кто такой пономарь и чем он занимается. Смотреть фото Кто такой пономарь и чем он занимается. Смотреть картинку Кто такой пономарь и чем он занимается. Картинка про Кто такой пономарь и чем он занимается. Фото Кто такой пономарь и чем он занимается

Пономарь — одна из степеней церковнослужителя, над ним в большинстве случаев совершается хиротесия, определенный вид посвящения в Церкви.

Пономарем может стать любой благочестивый человек, избранный из числа мирян и поставленный помогать священнодействию в алтаре.

Должен ли пономарь читать монотонно? Как ни странно, должен. Потому что только монотонное чтение не дает молитве эмоциальной окраски, чувственности, экзальтации, которые присущи артистическому чтению. Ведь талантливый артист может один и тот же текст произнести как на минорной, так и на мажорной ноте — а в молитве это совершенно недопустимо. В храме стоит множество людей, и пономарь, священник или диакон должны только призвать к молитве. А то, что переживает в данный момент каждый слушающий, — тоже частичка богослужения, и переживания у людей в этот момент могут быть совершенно разные. Потому текст богослужения должен подаваться не эмоционально, а по смыслу.

Мы знаем много прекрасных ораторов, которых приятно слушать. Бывает, заслушаешься буквально до того, что влюбишься в человека. А когда тот же самый текст начинаешь читать сам в одиночестве, он словно тускнеет, становится обычным. В Церкви такому методу чтения не место, здесь первичен не человек, произносящий богослужебный текст, а сами слова молитвы.

Источник

Православная Жизнь

В терминологии слова «пономарь» и в развитии пономарства как церковного института произошли существенные изменения со времен апостольских.

Само слово «пономарь» в русском языке искажено. Греческий оригинал пишется как «парамонарь» и переводится «привратник», «приставник». Со временем в Русской Православной Церкви переиначенное греческое слово «пономарь» вытеснило оригинал и стало широко употребляться.

Изначально пономарство как явление возникло в древней Церкви в связи с Ее непростым полулегальным-полуподпольным положением. За проведение богослужения можно было оказаться арестованным римскими властями, вызвать гонения иудействующих или народный языческий бунт. Кроме того, христиан было тогда в разы меньше, чем язычников, потому приходилось следить за приходящими и причащающимися людьми.

Вот почему контроль за храмовыми дверями являлся не только символическим, но реально важным делом. Из среды верующих избирались благочестивые мужчины, способные выполнять функцию охранников, молящихся от нападения и контролируемых, чтобы оглашенные или находящиеся под епитимьей христиане покидали храм до начала Литургии верных.

Со временем и особенно после Миланского эдикта, подписанного святым равноапостольным императором Константином в 313 году, Церковь получила официальный статус и была избавлена от гонений. Не нужно уже было так охранять вход в храм. Пономари начинают выполнять другие функции, связанные с помощью священнику в алтаре, особенно в служении Литургии. Они следят за освещением храма, возжигают светильники, подают кадило, греют воду на «теплоту» для Таинства Евхаристии, выходят со свечами во время входа, совершают другие важные действия. Также пономари часто выполняют обязанности чтеца. Особенно в чтении Апостола, «шестопсалмия», паремий. Следят также они и за порядком во время богослужения. Выполняют и другие функции. Например, уборщика в алтарях между службами. Потому их стали еще называть свещеносцами, кандиловжигателями, алтарниками.

Ранее над пономарями совершали специальный чин хиротесии. Этот чин предусматривает также возложение на поставляемого архиереем рук. Но без совершения Таинства Священства. Потому чин хиротесии совершается не возле престола, а на середине храма.

Но сейчас чин хиротесии применяется преимущественно для поставления в чтецы и иподиаконы. Для того чтобы получить право стать пономарем, достаточно благословения настоятеля храма.

В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре (с греческого языка переводится как «стих», «строка», «прямая линия»). Стихарь представляет собой аналог священнического подризника. Он выглядит как прямая длинная рубаха почти до пяток. Стихарь может быть любого цвета, используемого в богослужебных облачениях. Сзади на спине обычно на стихаре вышивается крест. Стихарь – символ чистоты – нравственной и телесной, которую должен иметь человек, вступающий во Святое Святых – алтарь, место обиталища Бога.

Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Между ними разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии; второй же нет. Он не имеет права совершать богослужения самостоятельно, прикасаться к Престолу и жертвеннику.

Но функцию пономаря также умалять нельзя. В книге, представляющей собой руководство для священников «Учительное известие», написано, что священник не имеет права совершать Литургию, если в алтаре нет лица мужского пола, помогающего ему.

Из опыта скажу, что значение толкового пономаря во время богослужения очень трудно переоценить. Во время одной диаконской хиротонии митрополит Антоний Сурожский назвал диакона хранителем священнической молитвы. Это действительно так. Диакон возглашает ектении, подает кадило и пр., единственно для того, чтобы в материальном плане «разгрузить» священника. Ведь он должен предстоять у Престола Божия, ходатайствуя за народ перед Богом. И для этого ему нужно полностью, максимально сосредоточенно углубиться в молитву.

В приходах, где нет диаконов, функцию хранителя священнической молитвы выполняет пономарь. Он берет на себя материально-техническую часть: возжигания лампад, разжигания кадила, приготовления просфор, воды и вина и т. д. для того, чтобы душа священника смогла всецело предаться молитве и творить ее с Божьей помощью для спасения вверенных ему людей.

Потому, конечно же, пономарь (мужчина ли, отрок ли, дитя), углубляясь в Церковь, углубляясь в алтарь, несет равноангельское служение, помогающее творить самое важное дело на Земле – святую Литургию – Таинство, освящающее-обожающее нас и служащее для нашего спасения.

Источник

О пономарях

прот. Андрей Ткачёв

Когда Гри­бо­едов напи­сал свою извест­ную коме­дию «Горе от ума» и пока­зал ее, в част­но­сти, Пуш­кину — прочел это про­из­ве­де­ние, то его острый ум и острый язык изрек такую сен­тен­цию, что поло­вина этой коме­дии разой­дется на посло­вицы. Так и про­изо­шло. Огром­ное коли­че­ство выра­же­ний из этого про­из­ве­де­ния стали кры­ла­тыми, и мы поль­зу­емся ими в соот­вет­ству­ю­щих слу­чаях. Так, напри­мер, «злые языки страш­нее писто­ле­тов», напри­мер, это оттуда и это уже посло­вица. Или, скажем, такая фраза как «влюб­лен­ные часов не наблю­дают» — тоже гри­бо­едов­ская, и тоже кры­ла­тая. Есть там у него и такое: «в деревню, к тётке, в глушь, в Сара­тов».

Но там же есть у него такое выра­же­ние: «читай не так, как поно­марь, а с чув­ством, с толком, с рас­ста­нов­кой». Вот возь­мем оттуда тему от гри­бо­едов­ского «Горя от ума» и пого­во­рим о поно­ма­рях, кото­рые читают без чув­ства, без толка, без рас­ста­новки. Поно­марь, или пара­мо­нарь или пара­мо­на­рий — это один из низших пред­ста­ви­те­лей слу­жи­те­лей Церкви; чело­век, на кото­рого воз­ла­га­ется обя­зан­ность откры­вать и закры­вать храм, уби­рать в алтаре. Чело­век, кото­рый зажи­гает свечи в алтаре, лам­пады в храме, следит за нали­чием масла в них, чисто­той их фити­лей, он может зво­нить к бого­слу­же­нию в коло­кола, если вла­деет искус­ством коло­коль­ного звона, или просто в один коло­кол бить, при­зы­вая людей на молитву; он, умея читать, будучи гра­мот­ным, обу­чен­ным цер­ков­ному чтению, может читать Шесто­псал­мие, на утрене или другие псалмы на Часах, он выхо­дит со свечою, пред­ходя к свя­щен­нику на службе, и когда свя­щен­ник с Еван­ге­лием идет. Он совер­шает массу малень­ких очень важных дел, без кото­рых нельзя слу­жить, если свя­щен­ник, допу­стим в селе, там батюшки бедные, один — без диа­кона, без поно­маря, гово­рит: «сам читаю, сам пою, сам кадило подаю» — это очень плохо. Свя­щен­ник весь задер­ган­ный, забе­ган­ный, он боится что-то опу­стить, что-то забыть, и он не молится в это время так, как должен был бы молиться, а вот суе­тится. Поно­марь берёт на себя эту суету, и он суе­тится, а свя­щен­ник молится. Это очень важно.

В исто­рии, знаете, есть святые поно­мари. Был такой Андрей бла­го­вер­ный – князь, кото­рый скрылся в период меж­до­усо­бицы, не захо­тел при­ни­мать уча­стие в борьбе за власть, и как про­стой поно­марь, провел многие годы в одной про­стой дере­вен­ской церк­вушке. Только когда умер, у него на груди заме­тили и нашли такой меда­льон, гово­рив­ший о кня­же­ском досто­ин­стве. Эта высо­кая душа спря­та­лась в поно­мар­скую долж­ность для того, чтобы Богу послу­жить, и не хотел пач­кать руки брат­ской кровью. Был, напри­мер, святой поно­марь Архип, имя кото­рого празд­ну­ется когда о Чуде Миха­ила в Хонех вспо­ми­наем. Это был про­стой поно­марь, жил при церкви и уха­жи­вал за ней, молился там Богу, как мог, про­по­ве­до­вал. Мы при­хо­дим — свя­щен­ника нет, что-то хотим спро­сить – тот, кто в Церкви есть, тот и отве­чает: бабушка на свеч­ном сто­лике, или поно­марь, если он знает, если он гра­мо­тен, то он, как второй свя­щен­ник-он под­ска­жет, научит, он даст пра­виль­ную инфор­ма­цию, какую кни­жечку взять, под­ска­жет, где, как, что – они же выпол­няют вели­чай­шую миссию, эти про­стые, каза­лось бы, неза­мет­ные люди. Но исходя из гри­бо­едов­ского этого сло­во­со­че­та­ния, этой цитаты «читай не так, как поно­марь, а с чув­ством, с толком, с рас­ста­нов­кой». Мы должны с вами оста­но­вить вни­ма­ние также на каче­ство чтения цер­ков­ного. Уж не раз было ска­зано, что Цер­ковь пред­ла­гает нам рос­кош­ней­шую тра­пезу еже­дневно для ума, души и сердца. Если в Церкви про­по­ведь не про­из­но­сятся — а они часто не про­из­но­сятся, что очень плохо,- но даже всё-таки если не про­из­но­сится в Церкви про­по­ведь каж­до­днев­ная, каждая слу­жеб­ная, то всё равно мы пита­емся от источ­ника бла­го­вест­во­ва­ния, всё равно мы слу­шаем сти­хиры, кото­рые явля­ются образ­цом чудес­ной поэзии. Мы слу­шаем пес­но­пе­ния, ирмосы, сти­хиры, тро­пари, мы слу­шаем псалмы царя Давида, мы слышим Еван­ге­лие и Апо­стол на Литур­гии — посто­янно слы­шится голос про­по­вед­ника. Это голос Павла, или Петра, или Давида или Моисея, и мы слу­шаем посто­янно эту небес­ную науку. И здесь нужно, братья и сестры, чтобы дей­стви­тельно читал чело­век не так, как поно­марь — то есть бывает, он читает и не пони­мает, что он там читает — но с чув­ством, с толком, и с рас­ста­нов­кой. Чело­век чита­ю­щий часто, про­из­но­ся­щий часто одни и те же тексты, при­об­ре­тает такую рече­вую небреж­ность, кото­рая похожа на меди­цин­ский почерк. Вот эта притча во языцех и пред­мет анек­до­ти­че­ских насме­шек — почерк рецеп­тур­ный, почерк врачей, выпи­сы­ва­ю­щий нам рецепт. Посто­янно пишу­щие раз­ма­ши­сто, как курица лапой, нака­ря­бает такое там чего-то на латыни, что-нибудь такое там нака­ря­бает на этом клочке бумаги — ты в жизни этого не про­чи­та­ешь. Только тот, кто это читает посто­янно, в рецеп­тур­ном отделе, может это разо­брать. Это потому, что посто­ян­ная дея­тель­ность одна и та же, рож­дает некую такую поспеш­ность и небреж­ность. Если это каса­ется чтения цер­ков­ного и пения то это пре­вра­ща­ется в грех, потому что про­клят «всяк тво­ря­щий дело Божие с нера­де­нием». Чита­ются важ­ней­шие слова. Если они пре­вра­ща­ются в моно­тон­ный гул, то никто ничего не пони­мает, никто ничего не слышит, и это очень, братья и сестры, плохо. Посему сего­дняш­нее слово наше каса­ется всех тех, кто несет в Церкви свя­щен­ней­шее послу­ша­ние чтения и пения, про­из­не­се­ния глас­ного, про­из­не­се­ния молитв. Мы должны арти­ку­ли­ро­вать это все пра­вильно. Неда­ром в сла­вян­ской азбуке буквы Р,С,Т имеют имена «рцы», «слово», «твердо», и обра­зуют из себя некое пред­ло­же­ние – то есть твердо про­из­носи слова. Чита­ешь, поешь на кли­росе, или там в алтаре – значит, говори так, чтобы слышал тебя чело­век. Бог слышит, Бог сердце слышит, Бог дви­же­ния нашего сердца счи­ты­вает точно, счи­тает всё, что дви­жется в нашем сердце — сердце моля­щемся. А вот люди лиша­ются пищи, если твое слово невнятно, и ты не пони­ма­ешь, что там гово­рят. Апо­стол Павел так гово­рит: труба, если дает невнят­ный звук — то кто побе­жит на сра­же­ние? Сколько есть слов в языке — ни одно из них не есть без смысла. Если нужно чётко и внятно про­из­но­сить свя­щен­ные слова — потому что слова-то свя­щен­ные, это дей­стви­тельно это пища — это хлеб духов­ный, это огонь для лука­вого, кото­рый отбе­гает от нас, слыша в наших устах эти свя­щен­ные при­зывы имени Божия и раз­лич­ные молитвы. Поэтому нужно вни­ма­тельно к этому отно­ситься. Я мечтаю о тех добрых вре­ме­нах, когда люди наши будут настолько цер­ковно гра­мотны, что вот пришли люди в Цер­ковь, и свя­щен­ник мог бы подойти к любому из при­хо­жан и ска­зать, допу­стим: «Ты, Нико­лай, сего­дня будешь на службе? – Буду, – почи­та­ешь Шесто­псал­мие». «А вы, Вера Федо­ровна, будете сего­дня? – Буду — Почи­та­ете кафизму». Вот я так мечтаю о том, чтобы у меня, у вас, на наших при­хо­дах люди не просто слу­шали, как читают другие, но и сами в случае необ­хо­ди­мо­сти могли взять эту книгу и про­честь пра­вильно, четко — насколько поз­во­ляет им голос громко, но ясно, осмыс­ленно, и с пони­ма­нием. Тогда это будет как бы при­знак того, что мы народ Божий, люди, взятые в удел цар­ствен­ного свя­щен­ства, что мы совер­шаем разум­ную сло­вес­ную службу, пони­маем что про­ис­хо­дит в Церкви и созна­тельно участ­вуем в этом, а когда можно, когда нам поз­во­ляют — то ещё и при­ни­маем личное уча­стие. Это было бы чудесно, братья и сестры. Один свя­щен­ник мне рас­ска­зы­вал, что в празд­ник Похвалы Божией Матери в Вели­ком Посту, на пятой неделе, когда поётся Ака­фист Деве Марии «Взбран­ной вое­воде побе­ди­тель­ная», то в Греции есть обычай — в неко­то­рых местах на ост­ро­вах, — что там этот Ака­фист читают все люди, то есть раз­да­ется Ака­фист всем и раз­би­ва­ется: ты читай этот кондак, ты этот икос — и читают все, а «Алли­луйя» и «Радуйся» поют всей Цер­ко­вью. Полу­ча­ется, что весь храм — по одному так, в шах­мат­ном порядке, напол­ня­ется храм голо­сом 24 моля­щихся людей одного за другим. Вот это дей­стви­тельно кра­сиво. То есть надо нам это тоже как-то осва­и­вать, чтобы мы свой голос в Церкви тоже слы­шали, и читали не так, как поно­марь гри­бо­едов­ский, но с чув­ством, с толком, с рас­ста­нов­кой.

Закон­чим, по край­ней мере, сего­дняш­нюю встречу вос­по­ми­на­нием о том, что Сам Гос­подь наш Иисус Хри­стос в Церкви читал, то есть испол­нял послу­ша­ния чтеца, Он посе­щал сина­гогу, Ему давали читать. Евреи были тща­тельны в этом деле, щепе­тильны — они не давали читать тем, кто читал с ошиб­ками, кто шепе­ля­вил, сипел, хрипел, не выго­ва­ри­вал буквы. Они давали читать только чело­веку с ясной и кра­си­вой речью, зычным голо­сом. Оче­видно, Гос­подь обла­дал этими голо­со­выми такими каче­ствами, и Его Слово было особым. Они давали Ему читать. И мы читаем в Еван­ге­лии, как Он разо­гнул Книгу Исаии – про­рока, читал, потом согнул, сел, и стал про­по­ве­до­вать. То есть чтение в храме, на собра­нии молит­вен­ном псал­мов, про­ро­честв — это ведь как бы даже упо­доб­ле­ние Гос­поду Иисусу Христу, Кото­рый тоже Своим языком, Своими пре­чи­стыми устами бла­го­во­лил читать святые слова в храме Божием. Так что давайте на это послу­ша­ние тоже смот­реть как на важ­ней­шее, как на спо­собы при­не­се­ния людям духов­ной пищи. Те, кто зани­ма­ется этим — пусть зани­ма­ются этим со стра­хом Божиим, У Гос­пода для них есть награда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *