Кто такой пономарь и чем он занимается
Алтарник (пономарь) и его обязанности
Алтарником или пономарем называют мужчину-мирянина, который помогает священнослужителю во время богослужения.
Пономарь — древнее греческое слово, означающее приставник или привратник.
Ранее алтарниками называли только священников, а помощников, прислуживающих при совершении богослужений, именовали пономарями. Термин алтарник прижился в 20 веке.
Теоретически пономаря поставляет епископ, но на практике это правило не выполняется, и на это служение благословляет настоятель храма.
Облачение
Пономари в алтаре надевают специальную богослужебную одежду — стихарь. На ношение стихаря благословляет настоятель.
Перед облачением в стихарь пономарь совершает два поясных поклона в сторону Престола, затем берет благословение на облачение в стихарь у епископа или священника, совершает поясной поклон без крестного знамения в сторону благословившего его лица, затем целует крест стихаря и облачается.
Выходить в стихаре из храма по не служебным делам запрещено.
Требования к алтарнику
На должность алтарника выбирают мужчину, участвующего в Таинствах исповеди и Причастия, ведущего духовную жизнь и благоговейного.
Так как служение алтарника символизирует служение ангелов у Престола Господня, к духовному облику прислужника выдвигаются строгие требования:
Согласно Преданию, алтарник, как и прочие служители алтаря, являет образ Горнего мира, и сослужит Господу Иисусу Христу в деле спасения людей.
Обязанности алтарника
Круг обязанностей прислужника и порядок их совершения изложен в Уставе пономарей.
Краткий перечень дел, выполняемых алтарниками:
Кроме того, на алтарника возложена уборка в храме. При необходимости, алтарник выполняет обязанности чтеца, звонаря.
Алтарнику запрещено касаться Престола, Жертвенника и Священных сосудов и нельзя проходить между Престолом и Царскими вратами.
Кто такой пономарь и как им становятся?
В причт храма помимо священнослужителей входят миряне, которые несут различные послушания. Одно из них – пономарство. Пономарь – это человек, в обязанности которого входит следить за порядком во время совершения богослужения.
В древности пономари заботились о сохранности храмового имущества, об его освящении, наблюдали за поведением прихожан. В определенное время пономарь закрывал врата храма, чтобы никто из непосвященных – оглашаемых, инаковерующих, еретиков – не смог проникнуть на совершаемую Евхаристию, участие в которой могут принимать лишь крещеные христиане.
В настоящее время в обязанности пономаря входит приготовление облачений священнослужителей, подготовка некоторых сосудов, разжигание кадила, возжжение светильников и свечей в алтаре. Служение пономаря позволяет проводить службу чинно и без суеты. Кроме того, пономари, как правило, исполняют обязанности чтецов. Пономарями могут стать только мужчины (за редким исключением, к примеру, для женских монастырей).
В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре. Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии, второй же – нет. Чтобы стать пономарем или алтарником, необходимо иметь пламенное желание помогать в алтаре священству в присутствии Живого Бога, примерное поведение и веру.
Как же становятся алтарниками? Расскажу вам свою историю. Мне было одиннадцать лет, учился я в воскресной школе Свято-Андреевского храма города Маркса уже третий год. И довольно часто посещал богослужения в нашем приходе. Таинственное, загадочное и в какой-то мере непонятное чувство всегда влекло меня узнать, понять, как устроено все в алтаре, как совершают жертву Богу, по какому распорядку все происходит на службе.
В очередную субботу, до начала урока по церковнославянскому языку, учительница сказала, что настоятель протоиерей Валерий Генсицкий предложил мне попробовать себя в качестве алтарника. Я был ошеломлен, но согласился без раздумий.
В долгожданный воскресный день я стоял на паперти храма, ждал настоятеля. Батюшка встретил меня, сразу объяснил правила поведения в алтаре. А я, будучи ребенком, не до конца осознавал происходящее. И вот сам алтарь, Святая Святых христианского храма. Меня покорила обстановка этого места. Здесь своя, особенная тишина. Здесь как нигде чувствуется незримое, но действительное присутствие Живого Бога.
Батюшка подвел меня к старшему пономарю Сергию Карабанову, который прислуживал в храме более двадцати лет. Он встретил меня очень по-доброму: объяснил все, дал советы, за что ему я сердечно благодарен.
Стихарь носить мне сразу не благословили. Настоятель дал неделю «подготовки», я впитывал, наблюдал и усваивал информацию. Было это все в первую неделю поста. Непередаваемое чувство страха, радости, благоговения переполняли меня во время постовых богослужений, а песнопения покоряли до глубины души.
Прошло пять лет. За это время стремление служить в алтаре во мне только усиливалось. Особенно радостно бывает принимать участие в крестном ходе на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия, в Покровск приезжают священно-, церковнослужители и миряне со всех благочиний. Здесь я увидел – нас много, и только вместе мы сила. И сила эта — в соборной молитве Воскресшему Господу и Его Пречистой Матери.
Кто такой пономарь?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Кто такой пономарь? Почему говорят: «Что ты читаешь, как пономарь»? Должен ли пономарь читать монотонно?
Отвечает протоиерей Игорь Фомин:
Пономарь — одна из степеней церковнослужителя, над ним в большинстве случаев совершается хиротесия, определенный вид посвящения в Церкви.
Пономарем может стать любой благочестивый человек, избранный из числа мирян и поставленный помогать священнодействию в алтаре.
Должен ли пономарь читать монотонно? Как ни странно, должен. Потому что только монотонное чтение не дает молитве эмоциальной окраски, чувственности, экзальтации, которые присущи артистическому чтению. Ведь талантливый артист может один и тот же текст произнести как на минорной, так и на мажорной ноте — а в молитве это совершенно недопустимо. В храме стоит множество людей, и пономарь, священник или диакон должны только призвать к молитве. А то, что переживает в данный момент каждый слушающий, — тоже частичка богослужения, и переживания у людей в этот момент могут быть совершенно разные. Потому текст богослужения должен подаваться не эмоционально, а по смыслу.
Мы знаем много прекрасных ораторов, которых приятно слушать. Бывает, заслушаешься буквально до того, что влюбишься в человека. А когда тот же самый текст начинаешь читать сам в одиночестве, он словно тускнеет, становится обычным. В Церкви такому методу чтения не место, здесь первичен не человек, произносящий богослужебный текст, а сами слова молитвы.
Православная Жизнь
В терминологии слова «пономарь» и в развитии пономарства как церковного института произошли существенные изменения со времен апостольских.
Само слово «пономарь» в русском языке искажено. Греческий оригинал пишется как «парамонарь» и переводится «привратник», «приставник». Со временем в Русской Православной Церкви переиначенное греческое слово «пономарь» вытеснило оригинал и стало широко употребляться.
Изначально пономарство как явление возникло в древней Церкви в связи с Ее непростым полулегальным-полуподпольным положением. За проведение богослужения можно было оказаться арестованным римскими властями, вызвать гонения иудействующих или народный языческий бунт. Кроме того, христиан было тогда в разы меньше, чем язычников, потому приходилось следить за приходящими и причащающимися людьми.
Вот почему контроль за храмовыми дверями являлся не только символическим, но реально важным делом. Из среды верующих избирались благочестивые мужчины, способные выполнять функцию охранников, молящихся от нападения и контролируемых, чтобы оглашенные или находящиеся под епитимьей христиане покидали храм до начала Литургии верных.
Со временем и особенно после Миланского эдикта, подписанного святым равноапостольным императором Константином в 313 году, Церковь получила официальный статус и была избавлена от гонений. Не нужно уже было так охранять вход в храм. Пономари начинают выполнять другие функции, связанные с помощью священнику в алтаре, особенно в служении Литургии. Они следят за освещением храма, возжигают светильники, подают кадило, греют воду на «теплоту» для Таинства Евхаристии, выходят со свечами во время входа, совершают другие важные действия. Также пономари часто выполняют обязанности чтеца. Особенно в чтении Апостола, «шестопсалмия», паремий. Следят также они и за порядком во время богослужения. Выполняют и другие функции. Например, уборщика в алтарях между службами. Потому их стали еще называть свещеносцами, кандиловжигателями, алтарниками.
Ранее над пономарями совершали специальный чин хиротесии. Этот чин предусматривает также возложение на поставляемого архиереем рук. Но без совершения Таинства Священства. Потому чин хиротесии совершается не возле престола, а на середине храма.
Но сейчас чин хиротесии применяется преимущественно для поставления в чтецы и иподиаконы. Для того чтобы получить право стать пономарем, достаточно благословения настоятеля храма.
В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре (с греческого языка переводится как «стих», «строка», «прямая линия»). Стихарь представляет собой аналог священнического подризника. Он выглядит как прямая длинная рубаха почти до пяток. Стихарь может быть любого цвета, используемого в богослужебных облачениях. Сзади на спине обычно на стихаре вышивается крест. Стихарь – символ чистоты – нравственной и телесной, которую должен иметь человек, вступающий во Святое Святых – алтарь, место обиталища Бога.
Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Между ними разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии; второй же нет. Он не имеет права совершать богослужения самостоятельно, прикасаться к Престолу и жертвеннику.
Но функцию пономаря также умалять нельзя. В книге, представляющей собой руководство для священников «Учительное известие», написано, что священник не имеет права совершать Литургию, если в алтаре нет лица мужского пола, помогающего ему.
Из опыта скажу, что значение толкового пономаря во время богослужения очень трудно переоценить. Во время одной диаконской хиротонии митрополит Антоний Сурожский назвал диакона хранителем священнической молитвы. Это действительно так. Диакон возглашает ектении, подает кадило и пр., единственно для того, чтобы в материальном плане «разгрузить» священника. Ведь он должен предстоять у Престола Божия, ходатайствуя за народ перед Богом. И для этого ему нужно полностью, максимально сосредоточенно углубиться в молитву.
В приходах, где нет диаконов, функцию хранителя священнической молитвы выполняет пономарь. Он берет на себя материально-техническую часть: возжигания лампад, разжигания кадила, приготовления просфор, воды и вина и т. д. для того, чтобы душа священника смогла всецело предаться молитве и творить ее с Божьей помощью для спасения вверенных ему людей.
Потому, конечно же, пономарь (мужчина ли, отрок ли, дитя), углубляясь в Церковь, углубляясь в алтарь, несет равноангельское служение, помогающее творить самое важное дело на Земле – святую Литургию – Таинство, освящающее-обожающее нас и служащее для нашего спасения.
О пономарях
прот. Андрей Ткачёв
Когда Грибоедов написал свою известную комедию «Горе от ума» и показал ее, в частности, Пушкину — прочел это произведение, то его острый ум и острый язык изрек такую сентенцию, что половина этой комедии разойдется на пословицы. Так и произошло. Огромное количество выражений из этого произведения стали крылатыми, и мы пользуемся ими в соответствующих случаях. Так, например, «злые языки страшнее пистолетов», например, это оттуда и это уже пословица. Или, скажем, такая фраза как «влюбленные часов не наблюдают» — тоже грибоедовская, и тоже крылатая. Есть там у него и такое: «в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов».
Но там же есть у него такое выражение: «читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой». Вот возьмем оттуда тему от грибоедовского «Горя от ума» и поговорим о пономарях, которые читают без чувства, без толка, без расстановки. Пономарь, или парамонарь или парамонарий — это один из низших представителей служителей Церкви; человек, на которого возлагается обязанность открывать и закрывать храм, убирать в алтаре. Человек, который зажигает свечи в алтаре, лампады в храме, следит за наличием масла в них, чистотой их фитилей, он может звонить к богослужению в колокола, если владеет искусством колокольного звона, или просто в один колокол бить, призывая людей на молитву; он, умея читать, будучи грамотным, обученным церковному чтению, может читать Шестопсалмие, на утрене или другие псалмы на Часах, он выходит со свечою, предходя к священнику на службе, и когда священник с Евангелием идет. Он совершает массу маленьких очень важных дел, без которых нельзя служить, если священник, допустим в селе, там батюшки бедные, один — без диакона, без пономаря, говорит: «сам читаю, сам пою, сам кадило подаю» — это очень плохо. Священник весь задерганный, забеганный, он боится что-то опустить, что-то забыть, и он не молится в это время так, как должен был бы молиться, а вот суетится. Пономарь берёт на себя эту суету, и он суетится, а священник молится. Это очень важно.
В истории, знаете, есть святые пономари. Был такой Андрей благоверный – князь, который скрылся в период междоусобицы, не захотел принимать участие в борьбе за власть, и как простой пономарь, провел многие годы в одной простой деревенской церквушке. Только когда умер, у него на груди заметили и нашли такой медальон, говоривший о княжеском достоинстве. Эта высокая душа спряталась в пономарскую должность для того, чтобы Богу послужить, и не хотел пачкать руки братской кровью. Был, например, святой пономарь Архип, имя которого празднуется когда о Чуде Михаила в Хонех вспоминаем. Это был простой пономарь, жил при церкви и ухаживал за ней, молился там Богу, как мог, проповедовал. Мы приходим — священника нет, что-то хотим спросить – тот, кто в Церкви есть, тот и отвечает: бабушка на свечном столике, или пономарь, если он знает, если он грамотен, то он, как второй священник-он подскажет, научит, он даст правильную информацию, какую книжечку взять, подскажет, где, как, что – они же выполняют величайшую миссию, эти простые, казалось бы, незаметные люди. Но исходя из грибоедовского этого словосочетания, этой цитаты «читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой». Мы должны с вами остановить внимание также на качество чтения церковного. Уж не раз было сказано, что Церковь предлагает нам роскошнейшую трапезу ежедневно для ума, души и сердца. Если в Церкви проповедь не произносятся — а они часто не произносятся, что очень плохо,- но даже всё-таки если не произносится в Церкви проповедь каждодневная, каждая служебная, то всё равно мы питаемся от источника благовествования, всё равно мы слушаем стихиры, которые являются образцом чудесной поэзии. Мы слушаем песнопения, ирмосы, стихиры, тропари, мы слушаем псалмы царя Давида, мы слышим Евангелие и Апостол на Литургии — постоянно слышится голос проповедника. Это голос Павла, или Петра, или Давида или Моисея, и мы слушаем постоянно эту небесную науку. И здесь нужно, братья и сестры, чтобы действительно читал человек не так, как пономарь — то есть бывает, он читает и не понимает, что он там читает — но с чувством, с толком, и с расстановкой. Человек читающий часто, произносящий часто одни и те же тексты, приобретает такую речевую небрежность, которая похожа на медицинский почерк. Вот эта притча во языцех и предмет анекдотических насмешек — почерк рецептурный, почерк врачей, выписывающий нам рецепт. Постоянно пишущие размашисто, как курица лапой, накарябает такое там чего-то на латыни, что-нибудь такое там накарябает на этом клочке бумаги — ты в жизни этого не прочитаешь. Только тот, кто это читает постоянно, в рецептурном отделе, может это разобрать. Это потому, что постоянная деятельность одна и та же, рождает некую такую поспешность и небрежность. Если это касается чтения церковного и пения то это превращается в грех, потому что проклят «всяк творящий дело Божие с нерадением». Читаются важнейшие слова. Если они превращаются в монотонный гул, то никто ничего не понимает, никто ничего не слышит, и это очень, братья и сестры, плохо. Посему сегодняшнее слово наше касается всех тех, кто несет в Церкви священнейшее послушание чтения и пения, произнесения гласного, произнесения молитв. Мы должны артикулировать это все правильно. Недаром в славянской азбуке буквы Р,С,Т имеют имена «рцы», «слово», «твердо», и образуют из себя некое предложение – то есть твердо произноси слова. Читаешь, поешь на клиросе, или там в алтаре – значит, говори так, чтобы слышал тебя человек. Бог слышит, Бог сердце слышит, Бог движения нашего сердца считывает точно, считает всё, что движется в нашем сердце — сердце молящемся. А вот люди лишаются пищи, если твое слово невнятно, и ты не понимаешь, что там говорят. Апостол Павел так говорит: труба, если дает невнятный звук — то кто побежит на сражение? Сколько есть слов в языке — ни одно из них не есть без смысла. Если нужно чётко и внятно произносить священные слова — потому что слова-то священные, это действительно это пища — это хлеб духовный, это огонь для лукавого, который отбегает от нас, слыша в наших устах эти священные призывы имени Божия и различные молитвы. Поэтому нужно внимательно к этому относиться. Я мечтаю о тех добрых временах, когда люди наши будут настолько церковно грамотны, что вот пришли люди в Церковь, и священник мог бы подойти к любому из прихожан и сказать, допустим: «Ты, Николай, сегодня будешь на службе? – Буду, – почитаешь Шестопсалмие». «А вы, Вера Федоровна, будете сегодня? – Буду — Почитаете кафизму». Вот я так мечтаю о том, чтобы у меня, у вас, на наших приходах люди не просто слушали, как читают другие, но и сами в случае необходимости могли взять эту книгу и прочесть правильно, четко — насколько позволяет им голос громко, но ясно, осмысленно, и с пониманием. Тогда это будет как бы признак того, что мы народ Божий, люди, взятые в удел царственного священства, что мы совершаем разумную словесную службу, понимаем что происходит в Церкви и сознательно участвуем в этом, а когда можно, когда нам позволяют — то ещё и принимаем личное участие. Это было бы чудесно, братья и сестры. Один священник мне рассказывал, что в праздник Похвалы Божией Матери в Великом Посту, на пятой неделе, когда поётся Акафист Деве Марии «Взбранной воеводе победительная», то в Греции есть обычай — в некоторых местах на островах, — что там этот Акафист читают все люди, то есть раздается Акафист всем и разбивается: ты читай этот кондак, ты этот икос — и читают все, а «Аллилуйя» и «Радуйся» поют всей Церковью. Получается, что весь храм — по одному так, в шахматном порядке, наполняется храм голосом 24 молящихся людей одного за другим. Вот это действительно красиво. То есть надо нам это тоже как-то осваивать, чтобы мы свой голос в Церкви тоже слышали, и читали не так, как пономарь грибоедовский, но с чувством, с толком, с расстановкой.
Закончим, по крайней мере, сегодняшнюю встречу воспоминанием о том, что Сам Господь наш Иисус Христос в Церкви читал, то есть исполнял послушания чтеца, Он посещал синагогу, Ему давали читать. Евреи были тщательны в этом деле, щепетильны — они не давали читать тем, кто читал с ошибками, кто шепелявил, сипел, хрипел, не выговаривал буквы. Они давали читать только человеку с ясной и красивой речью, зычным голосом. Очевидно, Господь обладал этими голосовыми такими качествами, и Его Слово было особым. Они давали Ему читать. И мы читаем в Евангелии, как Он разогнул Книгу Исаии – пророка, читал, потом согнул, сел, и стал проповедовать. То есть чтение в храме, на собрании молитвенном псалмов, пророчеств — это ведь как бы даже уподобление Господу Иисусу Христу, Который тоже Своим языком, Своими пречистыми устами благоволил читать святые слова в храме Божием. Так что давайте на это послушание тоже смотреть как на важнейшее, как на способы принесения людям духовной пищи. Те, кто занимается этим — пусть занимаются этим со страхом Божиим, У Господа для них есть награда.