Кто такой искусствовед и чем он занимается
Профессия искусствовед: кто это?
Профессия искусствоведа сформировалась на основе потребности определять авторов и устанавливать подлинность тех или иных произведений. Кроме того, искусствоведы занимаются просветительской научно-исторической работой.
Чем занимаются искусствоведы
Искусствоведение – это крайне широкое направление, находящееся на стыке истории, искусства и культурологии. Различные виды искусства здесь рассматриваются не только в целом, но и по отдельности. Поэтому среди искусствоведов выделяют и более узкие специальности:
искусствовед, занимающийся изучением изобразительного и монументального искусства;
литературовед, специализирующийся на различных художественных произведениях;
музыковед – специалист по различным музыкальным композициям;
театровед – человек, изучающий вопросы возникновения и развития театра как вида искусства;
киновед – знаток одного из самых молодых направлений искусства.
Хотя чаще всего под искусствоведом понимается ученый, который занимается изучением исключительно живописи, скульптуры, архитектуры, графики и декоративно-прикладного искусства.
Однако вне зависимости от направленности любой искусствовед в совершенстве знает:
историю и теорию искусства;
критику художественных произведений;
методиками определения подлинников.
В определенном смысле любой искусствовед – это также популяризатор художественной культуры, который помогает прививать эстетический вкус аудитории, помогает разбираться в истории, биографиях великих художников.
При этом произведений искусства в мире насчитывается великое множество. Очень многие искусствоведы всю жизнь посвящают изучению творчества какого-либо одного художника, или какой-то конкретной эпохе, или углубляются в изучение определенного жанра.
Что должен знать искусствовед
В число обязанностей искусствоведа следует включить:
участие в организации различных выставок или экспозиций;
работа со специальной учетной документацией;
написание и публикация различных исследований, подготовка и проведение лекций как для профильных студентов, так и для интересующихся искусством людей.
Источник фото wirestock/freepik
Хороший искусствовед должен в совершенстве знать:
стили, жанры и направления в искусстве;
значимые имена различных деятелей искусства – от исследователей до художников;
работу с источниками (источниковедение);
методики определения тех или иных художественных произведений;
язык оригинала произведения (для литературоведов).
Где работают искусствоведы
Искусствоведение – крайне обширная отрасль, поэтому мест для трудоустройства у этих специалистов крайне много. Наиболее распространенные организации:
профильные учебные заведения, а также центры дополнительного образования и переподготовки;
аукционы, специализирующие на произведениях искусства.
В ряде случаев искусствоведы могут работать и на телевидении, и заниматься научно-просветительской работой среди населения. Кроме того, искусствоведы с художественным образованием занимаются реставрационными работами, либо организуют выставки современных художников.
Где выучиться на искусствоведа?
Сейчас многие высшие учебные заведения предлагают образование в данном направлении. Поэтому для начала абитуриенту необходимо определиться, какой профиль его интересует больше всего. Например, если это кинематограф, то более рационально будет пойти учиться в школу кино или кинематографический институт, где есть направления «Киновед», «Историк кино».
Если же интересует направление в его широком понятии, то необходимо искать вузы с искусствоведческими или историческими факультетами. При этом стоит отметить, что такие направления представлены особенно хорошо в крупных вузах федерального значения.
Искусствовед
Чем занимается искусствовед?
Поле деятельности искусствоведа – изобразительное искусство: живопись, скульптура, графика и современное искусство. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Более того: искусство подталкивает человечество к переосмыслению окружающего мира, к новому пониманию своей роли и места в нём.
Зачем же искусствовед? Искусствовед открывает людям искусство, хранит его для людей, он объясняет искусство, дает искусству слово!
Виды искусствоведов
Искусствоведческая деятельность различается по видам искусств. Изучающие музыку, кино или другие не изобразительные искусства квалифицируется как музыковед, киновед и так далее.
Мы сейчас тут говорим только о знатоке изобразительного искусства: живописи скульптуры и графики.
Искусствоведы не могут заниматься всеми направлениям в изобразительном искусстве, они специализируются. Например, есть специалист по:
Кто-то может всю жизнь посвятить изучению творчества одного художника или художественного направления, итогом чего будет написание и публикация статей и монографий или организация выставок и издание каталогов.
Фокусом внимания другого станет изучение быта и старины, предметов декоративно-прикладного искусства или архитектуры и т.п.
Где работают искусствоведы и что они делают?
Мест, где работают искусствоведы, великое множество и задач у них тоже великое множество:
Практическое применение и зарплата искусствоведа зависят от личных качеств и способности применить знания в реальной жизни.
Зарплата искусствоведа на декабрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Качества искусствоведа
Искусствоведу необходимо обладать:
Искусствовед живет интересной жизнью и много путешествует
Работа искусствоведа может быть связана с интенсивными поездками в другие страны, ведь искусство всемирно и доступно всем людям земного шара. И поэтому для современного искусствоведа необходимо знание иностранных языков. Но и этого может оказаться недостаточно. Что еще важнее, так это усидчивость и способность усердно трудиться.
Хотя… в какой профессии эти качества не важны?
Чтобы стать искусствоведом и получить квалификацию «искусствовед»:
необходимо окончить факультет искусствоведения или факультет истории искусств в университете. В вузе изучают историю и теорию изобразительного искусства, виды искусства, техники и материалы, организацию художественной жизни и художественную критику,
посещать выставки и мастерские художников,
много общаться и взаимодействовать с людьми творческих специальностей, исследователями, работниками музеев, галеристами и арт-критиками.
Специальность искусствоведа требует от ее обладателей постоянного развития, с целью продвижения в профессиональной среде и повышения своего авторитета.
Профессия: искусствовед
Как я отказалась от карьеры в МИД ради работы в музее
Кто такой искусствовед
Искусствовед — это человек, который сведущ в искусстве и получил соответствующее высшее образование. Он может работать в музее, фонде искусства или аукционном доме, а ещё заниматься научной или преподавательской работой.
В качестве музейного работника искусствовед вместе с коллегами занимается хранением коллекций, проводит выставки, читает лекции для детей и взрослых. В небольших организациях искусствовед и швец, и жнец. В крупной галерее это научный сотрудник, который исследует и описывает произведения искусства. Например, пресс-релиз выставки на большой площадке готовит пиарщик, а искусствовед пишет каталог — размышление или историческое исследование на тему экспозиции.
В аукционных домах и галереях работают агенты и галеристы. Они общаются с художниками, обсуждают выставки или продажу картин. Для этой работы не всегда требуется специальное образование, но для оценки произведений всё-таки нужен искусствовед.
Высшее образование в сфере искусства можно получить во многих вузах России, например по программам «История искусств», «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», «Искусства и гуманитарные науки». Традиции классического искусствоведения сильны в Италии и Англии: там глубоко изучают работы мастеров старой школы. Центром современного искусства сейчас являются выставочные площадки и университеты США.
Как я нашла своё призвание
Школа в Марокко и подготовка к ЕГЭ
Я из семьи потомственных дипломатов: родилась в Москве, но первые четыре класса училась в школе при посольстве в городе Рабат, куда родителей отправили в командировку. Влиться в учебный процесс по возвращении было непросто: в пятом классе оказалось больше ребят, чем во всей моей прежней школе.
В московской школе я получила свою первую двойку и даже тройку за четверть. Справиться со стрессом и исправить ситуацию помогла мудрость родителей. Они поддерживали меня, говорили, что нужно немножко позаниматься и отметки повысятся.
Моими любимыми предметами были английский, французский и русская литература. Другие давались сложнее, особенно история. Поэтому, когда в 10-м классе я поняла, что придётся сдавать её в формате ЕГЭ, — это была трагедия. Два года я усиленно изучала историю с нуля, в том числе один год в экстернате.
Как я поступила в МГИМО
В старших классах я понятия не имела, куда поступать: сидела на уроках, выполняла домашние задания и не думала, что могу интересоваться чем-то ещё. Сейчас мне кажется, что стоило пойти поработать, заняться волонтёрской деятельностью, чтобы понять, чего я хочу. Но тогда я ощущала сильное давление со стороны сверстников, которые куда-то готовились, и взрослых, которые пугали: «Если сейчас не поступишь, будет плохо».
В надежде, что я заинтересуюсь дипломатией и продолжу семейную традицию, родители предложили поступать на международные отношения в МГИМО. Все готовились к экзаменам, и если ты никуда не собирался поступать, то просто выпадал из тусовки, поэтому я согласилась. В 2009 году все впервые поступали только по ЕГЭ. Я хорошо написала английский, а по истории набрала всего 78 баллов. Однако этого хватило, чтобы меня зачислили на платное.
Удивительная стажировка в Париже
Годы учёбы в МГИМО были славным временем: я нашла друзей, с которыми поддерживаю отношения до сих пор. Учёбой я не особенно интересовалась, поскольку выбор специальности был почти бессознательный. Университет стал для меня возможностью изучать французский и поехать на стажировку.
На третьем курсе мне повезло отправиться в Париж по программе студенческого обмена. Так вышло, что решение об этом приняли внезапно, поэтому я не смогла вовремя записаться на популярные курсы. Обычно студенты по обмену стараются взять те предметы, которые им перезачтут в родном вузе, но мне вместо политологии и международных отношений пришлось изучать нечто экзотическое.
Мой учебный план в Институте политических наук Сьянс-По составили «Нации и национализм», «Партия как организм чего-то там» и потрясающий, хотя абсолютно бесполезный, как мне тогда казалось, предмет «История футбола». Этот великолепный курс преподавал обаятельный француз, ярый фанат, который знает про футбол абсолютно всё. Другой необычный предмет вели адвокатесса и девяностолетний литератор: они рассказывали, как юридические дела отражаются в литературе и что это может дать читателю. Наконец, моей основной дисциплиной была «Культура европейца».
Главный курс моего парижского семестра стоял в расписании в восемь утра по четвергам. Это было единственное занятие, и желание туда не пойти было просто гигантским. Однако я не пропустила ни одной лекции, потому что впервые в жизни мне стало ужасно интересно. Я просыпалась в шесть часов, чтобы не опоздать к началу, а потом с огромным удовольствием сидела в библиотеке над дополнительной литературой.
Я впервые испытала ощущение радости и удовольствия от учёбы. Мне так понравилось изучать культуру, что по возвращении я начала искать, что могу делать дальше в этом направлении. До диплома бакалавра в МГИМО оставался один год, поэтому мысли бросить учёбу у меня не было. Я думала о магистратуре и выбирала, куда пойти.
Как я стала искусствоведом
Сначала я считала, что искусствоведение следует изучать только в МГУ, но меня напугали требования к поступающим в магистратуру. Например, на письменном экзамене нужно в числе прочего продемонстрировать знание специфики европейских школ академического рисунка и семиотики как эмпирического и теоретического знания о природе искусства. Поэтому я успешно прошла вступительные испытания на программу по русской культуре в моём родном вузе. Однако её передумали открывать. Так в апреле на четвёртом курсе я понятия не имела, куда идти дальше, пока не услышала о магистратуре ВШЭ.
Оказалось, что в НИУ ВШЭ шёл набор на программу «История художественной культуры и рынок искусства». Я разузнала всё об этой магистратуре и сообщила родителям о своём решении. Хорошо помню этот непростой разговор: родители были сильно расстроены, ведь без диплома магистра в сфере международных отношений путь в МИД для меня был закрыт. Мама и папа мечтали, что я стану дипломатом в четвёртом поколении, но я наконец-то поняла, что именно мне нужно.
Два года в Вышке стали самыми прекрасными в моей жизни: там я встретила преподавателей с горящими глазами, мы изучали историю архитектуры, технику живописи и скульптуры. Нас водили в реставрационные мастерские, где художники и скульпторы показывали, как делают отливы. Увидеть всё это вживую было неземным наслаждением.
Один из спецкурсов был посвящён ориентализму. Это направление в искусстве показывает культуру востока глазами европейца: романтизированную, утрированную, например, с банями и бассейнами, где прекрасные женщины курят кальян. Конечно, такое представление не совсем соответствует действительности, и меня это заинтересовало. Я писала магистерскую диссертацию по творчеству французских художников-путешественников: Александра-Габриэля Декана, Жана-Леона Жерома, Эжена Фромантена.
Как я искала работу
После поступления в магистратуру мне казалось, что с дипломом я буду модная, концептуальная и стану делать выставки. Очень скоро стало ясно, что это не совсем моё, а в середине второго курса я начала искать работу. На весь портал HeadHunter было две вакансии в сфере искусства, и одна из них меня заинтересовала.
Фонду русского абстрактного искусства требовался искусствовед, который будет делать всё. Я отправила резюме, и меня взяли, несмотря на скромный опыт волонтёрства на выставках. Работать я начала сразу полный день: занималась хранением картин, отбирала работы на реставрацию, писала тексты для сайта, брала интервью у художников. Мне довелось буквально прикоснуться к искусству: я трогала руками работы, когда перекладывала листы графики микалентной бумагой, чтобы сангина и уголь не осыпались. Именно в Фонде я познакомилась практически со всеми видами деятельности искусствоведа.
Как я попала в музей и начала преподавать
Однажды моя научная руководительница из Вышки сказала, что знакомая ищет ведущую семинаров для подростков. Я ответила: «Музей?! Конечно хочу! Это же музей!» У меня было убеждение, что самое главное — это поработать в музее. Мне казалось, что именно там мне будет очень хорошо. Мои ожидания полностью оправдались. А ещё через год мне так же предложили вести занятия в лицее ВШЭ.
В музее мне дали готовую программу занятий, однако я могла придумывать любые задания. Экспозиции давали огромный простор для творчества. В лицее мне дали полный карт-бланш, поэтому первый год я вела занятия по истории искусств, на следующий мы с ребятами проследили, как менялись колорит и композиция работ в разные периоды, а затем я взялась за курс по иконографии. Это было довольно сложно, на подготовку каждого занятия уходило до пятнадцати часов, зато теперь я хорошо разбираюсь в этой теме. Преподавательская деятельность дарит возможность постоянно узнавать новое.
С чего начать путь в мир искусства
Существует несколько способов разобраться в искусстве и понять, насколько вам это близко. Идея, которая лежит на поверхности, — знакомиться с мировыми художественными шедеврами и интересоваться судьбой их авторов. Можно самостоятельно пройти экспресс-курс истории искусств по книге Эрнста Гомбриха или прийти на мои занятия в «Фоксфорде». Я помогаю школьникам научиться определять стиль и период создания произведения по отличительным признакам.
Другой важный момент в становлении любого культурного человека, и в особенности искусствоведа, — насмотренность. Нужно посетить достаточно много выставочных залов, чтобы напитаться впечатлениями. Лучше начать с признанной классики или лучших образцов современного искусства.
Ещё один занятный способ знакомиться, например, с архитектурой — гулять по городу и обращать внимание на памятники и дома, читать таблички и вывески. Так можно узнать о людях, которые жили здесь, работали или строили здания.
Чтение научно-популярных статей и биографий творческих деятелей подогревает интерес к искусству и расширяет кругозор. К этому можно добавить просмотр документальных фильмов, например, о направлениях в живописи или видеолекций известных искусствоведов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Чем занимается искусствовед?
Профориентация,личный опыт,экспертное мнение
Чаще всего люди сталкиваются с абстрактными понятиями и определениями, когда речь заходит о гуманитарных профессиях. Из-за универсальных названий сложно разобраться, чем занимается тот или иной студент и кем он будет работать. Одной из подобных «сложных» профессий является искусствоведение. Ясно, что это что-то про искусство, но чему конкретно учатся студенты-искусствоведы?
С этим и другими вопросами нам помогла разобраться Анастасия Воротилина – студентка 4 курса программы «История искусств» ВШЭ.
Почему ты выбрала Вышку и именно эту программу?
Поступление на искусствоведение было достаточно спонтанным решением – я нашла эту программу всего за полгода до ЕГЭ, до этого рассматривала совсем другие варианты. В первую очередь мне понравился сам университет – я сходила на олимпиаду «Высшая проба», съездила на день открытых дверей и была очень впечатлена уровнем организации этих мероприятий, увлеченностью людей своим делом, и, самое главное, современностью и актуальностью предлагаемого образования.
Выбор пал на историю искусств, потому что я хотела получить специальность, каким-либо образом связанную с моим тогдашним увлечением фотографией.
Чем занимается искусствовед?
Какие варианты помимо искусствоведения и ВШЭ ты рассматривала?
Почти всю свою школьную жизнь я хотела поступать на лингвистику, активно учила язык, спрашивала у знакомых, учащихся на этой специальности, об особенностях образования, вузах, в которые стоит поступать. После экзаменов, кроме истории искусств в Вышке, подавала на специальности, связанные с языками в РГГУ, МГПУ и РАНХИГС, но серьезно я поступление в эти места не рассматривала, потому что была уверена, что хочу учиться только во ВШЭ.
Как проходила твоя подготовка к поступлению?
Я сдавала русский, историю и английский. Основой моей подготовки была самостоятельная работа с материалом, но я также ходила к репетиторам и на курсы. Это помогло мне в первую очередь понять структуру экзамена и привыкнуть к ней.
Пришлось ли столкнуться с какими-то трудностями?
С самой подготовкой трудностей особо не было – я любила учиться и делала это хорошо, но я ужасно уставала от постоянной учебы и поездок к репетиторам и на курсы. Психологически тоже было тяжело, конечно, – боишься, что не поступишь туда, куда хочешь, не знаешь, что ждет впереди. Но я бы сказала, что больше стресса испытываешь, уже учась на первом курсе.
Что значит «учиться на искусствоведа»? Какие предметы ты изучаешь, какие практики проходишь?
Что касается предметов, то каждый из них посвящен какому-либо периоду в истории искусства, за четыре года мы последовательно изучили их все, начиная с «Искусства Древнего мира» и заканчивая «Искусством второй половины XX-XXI вв.». В основном, мы изучаем западное искусство и искусство России, но есть несколько курсов по искусству Азии, Ислама, Ибероамерики. Мы также учим два языка – английский и французский или немецкий на выбор.
Мы регулярно посещаем ГМИИ им. Пушкина, Третьяковскую галерею, были на семинарах в мастерской Лазаря Гадаева, кураторской экскурсии в Музее Архитектуры, ходили в Дом Наркомфина. На практики мы ездили в Санкт-Петербург, проводили семинары в Эрмитаже, в Новгород и Псков ездили смотреть древнерусскую архитектуру, также были в Твери и Тверской области.
Вот так выглядит практика искусствоведа
Удалось ли за время обучения постажироваться или поработать в своей области?
К сожалению, нет, так как я достаточно рано поняла, что после окончания университета я не хочу заниматься деятельностью, связанной с искусством, по крайней мере, на данный момент. Но очень многие мои однокурсницы волонтёрят или работают на выставках, кто-то делает свои, кто-то читает лекции.
Какие у тебя остались впечатления от обучения на искусствоведа? Какие ожидания оправдались, что наоборот не понравилось?
Впечатления остались скорее положительные – Вышка давала нам столько классных возможностей поучиться не только в стенах нашего университета, но и увидеть то, как работают искусствоведы в естественной среде.
Однако не все так хорошо, как хотелось бы – некоторые курсы пересекались по хронологии или даже шли в совершенно сбивающей с толка последовательности, например, мы начали проходить Ренессанс раньше, чем готику, советское искусство раньше чем узнали про русское искусство конца XIX в.
Стала бы ты сейчас учиться на искусствоведа, уже имея представление об обучении и профессии в целом?
Скорее да. В течение учебы я получила очень много чрезвычайно полезных навыков – умение писать, делать хорошие презентации, правильно подавать материал. Учеба на искусствоведа очень сильно расширяет кругозор, причем не только в узкой области искусства – ты много узнаешь о религии, культуре, философии, литературе, кино, на самом деле много о чем. Еще она, конечно, прививает вкус и развивает критическое мышление.
Какие потенциальные возможности есть у искусствоведа после окончания университета?
Во-первых, это, конечно, работа в сфере искусства – в музеях и галереях в совершенно разных ролях.
Но этим весь спектр возможного трудоустройства не ограничивается, как раз из-за тех навыков, которые дает искусствоведческое образование.
Какие у тебя планы на будущее?
Во время учебы на истории искусств я поняла, чем я хочу заниматься и на третьем курсе получила второе образование по специальности «Преподаватель английского языка», поэтому собираюсь работать и развиваться в этой сфере. В ближайшем будущем рассматриваю поступление в магистратуру, но она точно не будет связана с моей бакалаврской специальностью.
Что бы ты посоветовала тем, кто хочет поступать на искусствоведение?
Если не хочешь ошибиться с выбором вуза, приходи в январе и феврале 2020 года на выставку «Навигатор Поступления», чтобы лучше разобраться в профессиях, вузах и поступлении.
Прикоснуться к прекрасному: все о профессии искусствоведа
Искусство ― одно из тех понятий, определение которых занимает добрый абзац и все равно зачастую не дает о нем полного понимания. Коротко говоря, под этим термином подразумевают творческую деятельность человека, которая является отражением его видения окружающего мира, собственных чувств и эмоций и воплощением его творческих способностей.
Соответственно, с этих позиций следует рассматривать профессию искусствоведа. О том, где получить образование искусствоведа и куда идти работать, поговорим в этой статье.
Два слова об истории
Искусство возникло десятки тысяч лет назад. Уже тогда люди умели изображать объекты доступными способами. Самая известная находка ― наскальные рисунки в пещере Ласко во Франции. Ученые считают, что этим, хоть и примитивным, но вполне различимым и понятным изображениям, около 40 000 лет. В эпоху палеолита, к которой относят эту находку, люди использовали резьбу по камню и натуральные красители. Просто чудо, что такие артефакты дошли до наших дней.
Искусство ― изобразительное, пластическое, музыкальное ― всегда было отражением того, что происходит с человеком и вокруг него. Какими бы ни были направления и течения в искусстве, это всегда некий переработанный мозгом и чувствами опыт. Некоторые произведения оставили столь глубокий след в истории и культуре человека, что мимо них нельзя пройти до сих пор.
История искусства тесно переплетается с историей общества и ее ответвлениями: социальной, религиозной, политической, экономической сферой деятельности человека. Удивительно, но некоторые шедевры, если их расположить в хронологическом порядке и правильно проанализировать, способны пересказать историю человечества лучше всякого учебника.
Эта мысль и подводит нас к профессии искусствоведа как некого проводника в мир художественных форм.
Знать и понимать
Прежде всего ответим себе на вопрос: а зачем вообще нужны искусствоведы? Ведь полюбоваться Моной Лизой в Лувре, оценить красоту слога Тургенева и великолепие Санта-Мария-дель-Фьоре вполне реально без теоретических изысканий.
Однако все не так просто. Размах Флорентийского собора понять гораздо легче, если знать, что это — первый подобный проект в истории человечества. До Филиппо Брунеллески никто не мог придумать, как удержать такой огромный купол. Это уникальный и самый большой кирпичный купол, который не поддерживается ничем, кроме стен собора и им самим. Его уникальность состоит в кладке кирпичей, в которой каждый следующий кирпич поддерживает предыдущий. Разгадать тайну того, как Брунеллески удалось так точно рассчитать углы кладки, ученые не могут до сих пор.
Обо всем этом и многом другом знают искусствоведы. Они изучают литературу, музыку, театр, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, кино ― словом, все виды искусств. Это направление предполагает изучение теории и истории искусств, а также художественную критику. Искусствоведение формулирует принципы искусства, помогает его пониманию и развитию.
Нельзя не отметить и такую функцию, как популяризация. Работы искусствоведов ― критические статьи, экскурсии, лекции, фильмы ― знакомят публику с произведениями искусства, помогают из понять и оценить их, формируют вкус.
Искусствоведы, как правило, специализируются не только в одном-двух видах искусства, но и на конкретной эпохе, художнике или направлении. Они часто выступают в роли экспертов по оценке предметов искусства, могут определить возраст, эпоху и авторство, основываясь на манере исполнения, контексте и других аспектах.
Где учиться на искусствоведа
Без сомнения, искусствоведы ― люди широкого кругозора и эрудиции. Образованию искусствоведа можно позавидовать. Впрочем, они учатся всю жизнь, все глубже погружаясь в предмет своего научного интереса.
Искусствоведа отличает прекрасная память, способность емко и красиво выражать свои мысли, аналитические способности, тонкий эстетический вкус.
Изучение искусства ― полноценное и длительное образование. Большая часть учебного времени отведена изучению мировой и отечественной истории, поскольку искусство не существует вне исторического контекста.
Кроме этого, студенты подробно изучают следующие предметы:
Часть учебного процесса посвящена практике. В зависимости от направления, это может быть работа в музее, архиве, хранилище. Студентов учат анализировать и систематизировать информацию, работать с первоисточниками и каталогами.
Поступают в вуз после 11-го класса, для чего нужно сдавать следующие предметы: русский язык, историю, иностранный язык. Образование искусствоведа можно получить в рамках нескольких программ, которые предлагают российские вузы:
Где работать искусствоведу
После окончания обучения искать работу можно в нескольких направлениях. Во-первых, это, конечно, музеи и музейные комплексы. Галереи, центры искусства ― все это потенциальное место работы специалиста по искусству. Во-вторых, это — аукционные дома и крупные компании, которые торгуют предметами искусства и антиквариата. В-третьих, профильные учебные заведения.
Много времени искусствовед посвящает и написанию собственных работ: книг, монографий, статей. С развитием интернета многие вещи можно реализовывать онлайн, развивая свой собственный блог или канал.
Зарплата искусствоведа зависит от его опыта, сферы научного интереса и места работы. В среднем зарплаты колеблются в размере от 25 000 до 70 000 рублей. Дополнительный доход приносит чтение лекций, ведение блога и написание статей.
Одним из преимуществ профессии искусствоведа является ее постоянная востребованность. Разрыв между поколениями создателей и зрителей все больше. Многое, например исторический контекст, обстоятельства жизни художника, принятые во время создания работы правила, нужно объяснять зрителю.
Без искусствоведов смысл многих произведений искусства будет утрачен. И уже никто не поймет, зачем смотреть в глаза Джоконде и что новаторского в иконописи Андрея Рублева. Кроме того, эта профессия ― возможность окружать себя поистине прекрасными вещами: интересными книгами, удивительными картинами, яркими людьми.