Кто такой гестия бог чего
За что древнегреческая богиня домашнего очага получила главную привилегию от Зевса и другие факты о Гестии
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Известная среди двенадцати олимпийцев в греческой мифологии, Гестия (Веста в римских мифах), была первенцем титанов Кроноса и Реи и приходилась сестрой греческому верховному богу Зевсу. Несмотря на то, что Гестия фигурировала в нескольких мифах, она была одной из самых почитаемых и влиятельных богинь среди людей Древней Греции, потому что она была богиней домашнего хозяйства. Она обычно получала первые подношения в церемониях домашнего хозяйства, таких как свадьба, рождение, прибытие невест и рабов. Гестия означает очаг, соответственно богиня олицетворяла священность и важность стихии.
1. Рождение
Богиня Гестия – старшая дочь титанов Кроноса и Реи. Считалось, что Гестия родилась дважды. Она была первым ребёнком, которого проглотил обезумевший титан Кронос. Вскоре после этого, опасаясь за свою власть, он проглотил четверых из пяти оставшихся своих детей: Деметру, Аида, Геру и Посейдона.
Благодаря быстрому мышлению Реи, Зевс смог избежать печального события, которое постигло его братьев и сестёр. Зрелый и сильный Зевс позже вернётся и заставит Кроноса извергнуть своих братьев и сестёр из его желудка. Именно здесь происходит второе рождение Гестии. Она была последним ребёнком, которого извергал Кронос.
Именно по этой причине Гестия упоминается как «первое и последнее» божество первоначальных шести олимпийцев.
2. Гестия
Как правило, имя Гестии означает «очаг» или «камин». С другой стороны, её имя также могло означать «дом» или «семья». Третье и последнее значение Гестии относится к государству. Например, почти в каждом греческом Пританее (административном центре правительства) был найден огромный очаг, посвящённый богине. Это было в тех местах, где древние греки приносили несколько жертвоприношений и молитв греческим богам. Очаг был также местом, где люди собирались и формировали прочные социальные и гражданские связи. И как правило, такие очаги делали Гестию обычно связанной с вопросами общественного или государственного благополучия.
3. Привилегии
В отличие от многих греческих богов и богинь, у Гестии никогда не было ни супруга, ни любовника. Она, вместе с богинями Афиной и Артемидой, обязалась остаться вечной девственницей. Таким образом, Гестия, Артемида и Афина составляют знаменитые три богини-девственницы, чьи сердца не могут быть покорены или пойманы в ловушку романтической любовью (даже Афродитой, греческой богиней любви).
Благодаря этому обету Зевс – царь богов – возвысил Гестию до положения царского очага, возможно, самой высокой чести, которую любой бог может получить на горе Олимп. Именно по этой причине некоторые рассказы описывают её как главную из богинь девственной божественности, соответственно, она превосходит по полномочиям даже Геру и Афину.
Клятва Гестии оставалась непоколебимой, отвергая предложения любви от Посейдона и Аполлона. Благодаря этому её собратья-боги всегда приходили на её защиту, когда другое божество угрожало её целомудрию. Однажды Приап – младший бог плодородия, попытался изнасиловать спящую Гестию. Ослиный рёв заставил Гестию проснуться и отбиться от Приапа, который затем был жестоко избит богами за свои прегрешения.
4. Образ
Скромные изображения Гестии проистекают из убеждения, что она была особенно озабочена поддержанием семьи и домашних дел общины. В отличие от драматических жизней и приключений её братьев и сестёр и других греческих богов, Гестия оставалась прикованной к своей задаче. За это она заслужила уважение и восхищение всех богов.
Богиня домашнего очага также была описана как чистая и мирная. Она обычно поддерживает нейтральную позицию, стараясь не принимать ничью сторону.
5. Культ
Очаг играл неотъемлемую роль в домах древних греков. Его веками использовали для отопления и приготовления пищи. Очаг часто занимал центральное место в доме, позволяя семье приносить жертвы и молиться богам. Считалось, что Гестия получала самую богатую часть каждой жертвы и молитвы, приносимой греческим богам у очага. Самым любимым жертвенным животным Гестии считалась домашняя свинья. Другие рассказы говорят, что вместо этого она предпочла годовалую корову.
Древние греки уделяли огромное внимание содержанию очагов, найденных в храмах и общественных центрах (пританеум или агора). Они считали, что очаг огонь в нём имел прямое отношение к сплочённости и единству в общине. Если их не поддерживать должным образом, общество может погрузиться в хаос. Зажигая огонь в очаге, греки совершали ряд особых ритуалов и молитв.
Женщины обычно избирались главами культа и храмов Гестии. Они также были матриархами в своих семьях. Однако на уровне общины или государства для руководства молитвами к Гестии выбирался высокопоставленный государственный служащий или влиятельный государственный чиновник.
По сравнению с другими греческими божествами, у Гестии было не так много посвящённых культовых центров и храмов. Это было связано с тем, что греки верили, что каждый храм в стране был местом обитания Гестии. Однако в Спарте и Эрмиони есть немало храмов, посвящённых Гестии.
Почти во всех храмах Древней Греции – будь то в Дельфах (то есть в храме Аполлона) или в большом зале в Микенах – были установлены очаги для вознесения молитв и жертвоприношений различным греческим божествам. Поскольку эти очаги рассматривались как воплощение Гестии, Древняя Греция почитала Гестию как врата к божеству на горе Олимп, то есть она рассматривалась как посредник между греками и их богами.
Богиня Гестия играла значительную роль почти во всех бытовых сферах греческого общества. Её важность проистекает из использования очага, который предназначался для приготовления пищи, жертвоприношений и поддержания тепла в доме. В связи с этим древние греки приберегали для богини первое и последнее подношение вина. Точно так же считалось, что Гестия заслуживает лучшей доли жертвоприношений, предназначенных для греческих богов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Богиня Гестия
Общая информация
Общие сведения | |
Родители | Кронос и Рея |
Братья и сёстры | Деметра, Гера, Зевс, Аид, Посейдон |
Функции | Богиня домашнего и общегородского очага, середины мира, алтарей, жертвоприношений, гостеприимства (вместе с Гермесом), домоустройства и жилого строительства. |
Место обитания | Гора Олимп (или Дельфы) |
Символы | Пылающий очаг, жертвенный огонь. |
Атрибуты | Сосуд для углей, зажжённый факел, головное покрывало из тонкого полотна (лат. infula – символ скромности и чистоты). |
Священные животные | Свинья, осёл |
Священные растения | Витекс священный (Целомудренник, Прутняк). |
Свита | Нимфы – они сопровождали всех олимпийских богинь. Вероятнее всего, Гестии прислуживали Океаниды. |
Партнёрство | Гермес, как охранник дома и покровитель гостеприимства. |
Внешний вид | Изображалась в виде молодой, кроткой девушки, скромно и просто одетой. Её можно узнать по длинному, закрывающему ноги и всю фигуру пеплосу и покрывалу или повязке на голове. В руке богиня держала цветущую ветку витекса, жертвенный сосуд, лампу, факел или посох. |
В римской мифологии | Веста |
Богиня домоустройства и семейного быта
Имя Гестия переводится с греческого как «очаг» – производное от праиндоевропейского h₂wes, что означало «живой», «проживает» и «сжигать». Для приготовления пищи и обогрева помещений античные греки использовали большую жаровню, которая устанавливалась в самом просторном помещении, называемом «ойкос». Здесь была сосредоточена домашняя жизнь: происходили самые важные события, собиралась семья, приносились жертвы богам. В потолке над жаровней оставляли круглое отверстие для отвода дыма – своего рода атриум на четырёх колоннах. Наряду с бытовой, он выполнял и сакральную функцию: связывал земное человеческое жильё с горним миром.
Очагом дорожили, его называли «сердцем дома» и святилищем Гестии. Богиня олицетворяла пылающий огонь, что роднит её с индийским Агни и зороастрийским Атару.
Покровительница дома
Гестия считалась хранительницей всего, что связано с домом: людей, в нём живущих, имущества, отношений. Круглый очаг, одновременно служивший её алтарём и жертвенником, устанавливали в самом центре жилища, в пастаде – небольшом зале, открытом во внутренний дворик. Богиня входила в триаду олимпийцев-покровителей домашнего хозяйства вместе с Зевсом Геркеем и Гермесом. Огонь в очаге поддерживался постоянно – за этим следила старшая хозяйка дома, хотя в исключительных случаях её функции мог выполнять мужчина.
На ночь тлеющие угли покрывали золой, чтобы не прогорели до утра. А, проснувшись, спешили добавить новые сухие щепки. Погасший по недосмотру огонь, предвещал невзгоды и бедствия для всей семьи. Пылающий очаг, напротив, служил лучшей защитой – это представление было отголоском ещё более древних, неолитических верований.
Богиня жилой архитектуры
Гестия открыла людям секреты строительства жилья и его обустройства. Её называли богиней архитектуры, наряду с Аполлоном и Афиной. Древнегреческий историк и мифограф Диодор Сицилийский писал: «…Гестия открыла, как строить дома и в благодарность за это благодеяние, её святыню устанавливают в каждом из них. Там богине воздаются положенные почести и приносятся жертвы». Центральная часть каждого греческого дома посвящалась Гестии.
Покровительница семьи
Гестия – одна из трёх олимпийских богинь, которые не поддались чарам Афродиты. Несмотря на обет девственности, она стала покровительницей семейной жизни, что в античности не вызывало противоречий. Например, целомудренная Артемида помогала роженицам и отвечала за счастливый брак.
Все самые важные семейные обряды, связанные с продолжением и укреплением рода, а также ростом его благосостояния, проводились у очага, а значит, под покровительством Гестии.
Защитница неприкосновенности жилища
Влияние Гестии простиралось до границ человеческого жилья. Никто посторонний без разрешения не мог их нарушить. В этом аспекте богиня выступала в тандеме с Гермесом, который имел сходные функции. Являясь с одной стороны богом воров, он, с другой, охранял от них дом вместе с имуществом.
Снаружи у входной двери устанавливали гермы – квадратные столбы, которые символизировали Гермеса и служили оберегом от «незваных гостей». Внутри дома располагался круглый священный очаг Гестии. Таким образом, обеспечивали двойную защиту: изнутри и снаружи.
В гомеровском гимне есть обращение к двум божествам-защитникам: «Приходите и живите вместе в этом славном доме в дружбе… привет, дочь Кроноса и ты, Гермес, носитель золотого жезла!».
Богиня домашнего очага
Как олицетворение огня, Гестия выполняла все его функции:
«Славная твоя доля и твоё право. Смертные не устраивают пир, пока не нальют… сладкого вина для приношения Гестии, как первого, так и последнего», – говорится в гомеровском гимне.
Объяснение ритуалу кроется в мифе о Кроносе, от которого произошли боги-олимпийцы первого поколения. Титану пришлось проглотить новорожденных детей, чтобы кто-то из них в будущем не лишил его власти. Гестия, как старшая дочь, родилась и попала в желудок Кроноса раньше всех. Прошло время и Зевс заставил отца изрыгнуть сестёр и братьев обратно. Теперь старшая дочь вышла из чрева последней, вслед за богами, проглоченными позже. Поэтому во время пира ей приносили первую и завершающую жертву.
Богиня очага на Олимпе
Гестия поддерживала огонь и во дворце олимпийских богов. Поэтому она никуда не отлучалась и не участвовала ни в ратных, ни в будничных делах других небожителей. Платон, опираясь на образ богини, постоянно пребывающей в небесном доме, называл её «сутью бытия».
Покровительница гостеприимства
В этой ипостаси Гестия вновь действовала в союзе с Гермесом, который, в числе прочего, был богом путешественников. Он оберегал человека, пока тот находился в дороге. Но как только путник переступал порог чьего-то дома, его встречал пылающий очаг Гестии, обеспечивая тепло, защиту и ужин. В Древней Греции существовал обычай открывать двери перед любым незнакомцем, если он нуждался в приюте.
Эпизод, подтверждающий эти слова, можно найти в «Одиссее» Гомера. Главный герой, оказавшись далеко от родины в стране феаков, направился во дворец местного правителя, где сел в пепел очага и умолял помочь ему вернуться в Итаку. Таким образом, Одиссей показывал зависимость от воли чужеземцев и, одновременно, отдавал себя под покровительство Гестии. Чтобы не вызвать гнев богини, феакам пришлось исполнить его просьбу.
Богиня общественного очага
Греческий полис, в каком-то смысле представлял собой большую семью, поэтому в его политико-культурном центре – на агоре, обустраивался городской общественный очаг. Это было одно из самых значимых мест для каждого эллина. Очаг располагался в пританее – административном здании, где проводили встречи с иностранными послами, просителями или гостями, а также чествовали именитых горожан, например, победителей Олимпийских игр. Здесь же бесплатно питались высшие чиновники – пританы, руководившие заседаниями городского совета (буле).
Пританей был позаимствован из микенской традиции и копировал царский дворец (мегарон), в тронном зале которого постоянно горел низкий круглый очаг-жертвенник. В VII – VI вв. до н. э. здание строили прямоугольным с перистильным двором в центре. Позднее, в классическую эпоху, на афинском Акрополе возвели более совершенный пританей в форме толоса (круглое куполообразное сооружение). Аналогичным образом римляне строили храмы Весты.
Общественное святилище Гестии, называемой Прутанитис (хранительница), включало помимо очага, статую богини. Огонь в нём поддерживали шесть незамужних девушек знатного рода, специально выбранных для этой цели. Перед каждой сессией городского совета или при смене магистрата, пританы приносили в святилище жертвы.
Если общественный огонь случайно гас, его разжигали от солнца с помощью параболического зеркала или путём трения двух кусочков дерева. Другие способы считались «нечистыми». От центрального очага в пританее, при необходимости, зажигали домашние.
Во время вторжения персов на греческую землю, в V в. до н. э., по совету Дельфийского оракула, все полисы потушили общинные очаги. Считалось, что их осквернили своим присутствием завоеватели. Новый огонь был принесён из Дельф – крупнейшего религиозного центра античности.
Покровительница колонистов
В VIII – VI вв. до н. э. началась великая греческая колонизация – активное освоение прибрежных зон Средиземного и Чёрного моря. Переселенцы везли с собой угли из общественного очага метрополии (μητρόπολις в переводе означает «материнский город»), чтобы зажечь священный огонь на новом месте.
Богиня жертвенного огня
В эпоху античности, очаг одновременно являлся и алтарём, на котором приносили жертвы домашним (сокровенным) божествам-хранителям. Гестия, как персонификация священного огня, присутствовала на каждом таком ритуале. Аналогичным образом, с неё начинались жертвоприношения в храмах всех олимпийских богов, в том числе Зевса и Афины, культ которых был наиболее развит в Классической Греции.
Имя богини огня и очага упоминалось первым:
Отсюда пошло крылатое выражение: «Начать с Гестии». Подразумевалось, что делу дан правильный ход и оно должно завершиться благополучно. Кроме того, богине предназначалась лучшая часть ритуальных даров.
Отражение в мифах
Исключительным правом открывать любое жертвоприношение, свою старшую сестру наделил Зевс, в качестве награды за обет девственности. Гестия присягнула, что никогда не выйдет замуж, после того как, по наущению Афродиты, сразу два бога – Посейдон и Аполлон попросили её руки. «Чистая дева… упорно отказывалась, уверяя, что совершенно не желает этого. Коснувшись головы Зевса, который держал эгиду, она поклялась великой клятвой, что будет девицей во все свои дни. Тогда отец богов вместо брака дал её высокую честь занимать место в центре любого дома, а также иметь самую богатую долю (в жертвоприношениях). Во всех храмах богов она получает первое приношение и среди смертных она – главная богиня», – говорится в гомеровском гимне.
Три основных аспекта
Гестия реже других богов упоминается в античной мифологии. Но, судя по могуществу, которым наделяли её авторы древности, она была центральным культовым божеством, участвуя во всех религиозных обрядах. Поскольку связь с олимпийскими богами осуществлялась через сжигание жертвоприношений.
Три главных религиозных функции:
Гестия
История персонажа
Персонаж древнегреческой мифологии. Дочь бога земледелия и времени Кроноса и титаниды Реи, матери олимпийских богов. Сама Гестия — богиня семейного очага. В Древнем Риме «аналогом» Гестии стала богиня Веста.
Гестия в мифах
Гестия — богиня-девственница и не испытывает приязни к богине любви Афродите и ее делам. Гестия дала обет целомудрия и отказывала женихам, которые домогались ее руки, хотя среди последних были бог морей Посейдон и златокудрый красавец Аполлон, покровитель искусств. Громовержец Зевс приходится богине братом, и Гестия живет у него.
Отец Гестии — Кронос
Считается, что богиня Гестия основала древний город Кносс на острове Крит.
В Древней Греции была распространена поговорка «начинать с Гестией». Имелось в виду, что некто приступил к делу правильно и успешно, положил делу хорошее начало. Связано это было с обычаем приносить богине Гестии жертву перед тем, как начиналось любое священнодействие, не важно, общественного или частного характера. Гестия исполняла роль богини жертвенного огня, поскольку очаг в доме древних греков одновременно исполнял функцию алтаря, где приносились жертвы домашним божествам.
Афродита
Зачинателем жертвоприношения считался и вестник богов Гермес, поэтому Гестия почиталась с ним вместе. В жертву Гестии приносили годовалую телку или домашнюю свинью.
Гестия — значимый персонаж легенды о Прометее. Прометей — титан и создатель людей, которые изначально все были мужчинами. Первая женщина — Пандора — была создана богами позже, когда громовержец Зевс захотел отомстить Прометею, обманувшему богов.
Гестия и Гермес
Прометей отстаивал интересы людей, которые боги пытались ущемить. Так, когда Зевс велел разделить между людьми и богами тушу быка, Прометей подсунул богам кости и жир, уложив те покрасивее, а людям приберег лучшую часть — мясо, прикрыв то дурно пахнущими внутренностями, чтобы сделать эту часть отталкивающей. Зевс, желавший взять для богов лучшую часть, обманулся и выбрал жир и кости, из-за чего сильно разгневался на людей.
В гневе Зевс лишил людей огня, без которого тем трудно было выжить. Прометей выкрал огонь у богов. Огонь же тот охраняла Гестия. По другой версии, Гестия сама отдала Прометею огонь, который тот передал людям. Поскольку огонь был священной субстанцией и принадлежностью богов, люди, заполучив его, приблизились к богам.
В эпоху Древней Греции жены правителей и богатые женщины использовали так называемые «сферы Гестии», когда хотели вернуть в семью любовь, взаимное уважение и верность. «Сферами Гестии» называли шары, сплетенные из виноградной лозы и прутьев. Внутрь этих шаров вкладывали пшеничные колоски и зерна или другие полезные злаки, ассоциирующиеся с достатком, а также перья, символы небесного, и металлические кольца, которые символизировали супружескую верность.
Прометей
В древнегреческом искусстве антропоморфные изображения Гестии встречаются редко. Куда больше с Гестией ассоциировался очаг как таковой. Когда богиню все же изображали на посуде или в скульптуре, внешне Гестия выглядела как скромно одетая женщина, часто с покрытой головой. Иногда богиню изображали с цветущей ветвью в руке. Другими атрибутами Гестии служат котел и огонь в виде факела.
Имя богини означает «сердце», «очаг» или «алтарь». Как и у других богов, у Гестии много эпитетов, дополняющих имя богини. Хломорфос — зеленая, Полиморфос — многообразная, Полиолвос — богатая благословениями.
На пирах Гестии посвящались первое и последнее возлияния вина. Огонь в храмах Гестии должен был гореть непрерывно. Если случайно или по небрежности погасший в домашнем очаге огонь говорил о неспособности поддерживать благополучие и должное религиозное рвение внутри семьи, то не уследить за священным огнем в храме Гестии было нарушением долга перед сообществом.
Гестия
В определенных случаях священный огонь мог быть потушен ритуально. Вторичное разжигание сопровождалось ритуалами завершения, очищения и обновления.
Внутри дома культ Гестии отправляла старшая женщина в семье, изредка — мужчина. В общественных зданиях тоже находились очаги, и там обряды в честь Гестии совершали те, кто нес гражданскую службу.
Экранизации
В 2010 году эпизодическую роль Гестии в приключенческом боевике «Битва титанов» исполнила актриса Джейн Марч.
Джейн Марч в образе Гестии
Римская версия Гестии — богиня Веста — появляется в сериале «Сверхъестественное». В человеческом облике взяла себе имя Бонни и поселилась в американском городке. Чтобы добыть для себя человеческие жертвы, организовала религиозную группу «Воздержание очищает нас», куда заманивала девственников. Последователей Веста держала в заброшенном бункере. Когда истощенные от голода люди оказывались на грани смерти, Веста поедала их печень.
Дин и Сэм присоединяются к религиозной группе Весты, чтобы выяснить, куда пропадают люди. Когда позже богиня пытается съесть печень Сэма, то приходит в ужас от того, насколько скверно сохранилась эта печень.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
В 51 год Анна Халприн медленно умирала. Врачи диагностировали у нее тяжелый, неизлечимый рак кишеч.
Это цитата сообщения Panter_Woman Оригинальное сообщениеВы научились слушать тишину? У тишины особое.
—Метки
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Мифы и Легенды * Гестия (Веста)
Мифы и Легенды * Гестия (Веста)
Гестия (Веста)
Гестия (др.-греч. Ἑστία ) — богиня семейного очага и жертвенного огня в Древней Греции. Старшая дочь Кроноса и Реи. Сестра Зевса, Геры, Деметры, Аида и Посейдона.
Гестия не любит дел Афродиты. Посейдон и Аполлон добивались её руки, но она предпочла остаться девственницей и жить у своего брата Зевса. Ее изображение было в афинском Пританее. Названа «владеющей лавром пифийским». Ее статуя у дороги в Фессалии. Ее жертвенник в роще Зевса Гомория близ Эгия (Ахайя). Основала город Кносс.
Ей приносилась жертва перед началом всякого священнодействия, все равно, носило ли последнее частный или общественный характер, благодаря чему образовалась и поговорка «начинать с Гестией», служившая синонимом успешного и правильного приступа к делу.
В награду за то ей были назначены высокие почести. В городах ей посвящался жертвенник, на котором вечно поддерживался огонь, и выселявшиеся колонисты брали с собой огонь с этого жертвенника на новую родину.
Ей посвящены XXIV и XXIX гимны Гомера и LXXXIV орфический гимн.
Соответствует римской Весте.
В честь Гестии назван астероид (46) Гестия, открытый в 1857 году.
Храм Весты
Главной обязанностью весталок (их было шесть) было поддержание неугасимого пламени в храме богини. Жриц подбирали очень тщательно, из хороших семей, без физических недостатков. Великий понтифик сам отбирал шестерых девочек от 6 до 10 лет из 20, выбранных по жребию.
Они поступали в обучение к старшим весталкам на десять лет, сначала пройдя церемонию посвящения Весте. Им обрезали волосы, которые подвешивали в качестве жертвы богине на священном дереве, затем одевали в белую одежду и нарекали именем Амата, которое прибавлялось к их собственному. Проучившись десять лет, молодые жрицы приступали к своим обязанностям, которые должны были выполнять в течение следующего десятилетия.
Жертвоприношение богине Весты, 1723 (Себастьяно Риччи (1659–1734)
Они назывались весталиями и сопровождались обрядами и жертвоприношениями, состоявшими из годовалых телок, плодов, вина, воды и масла. Веста была символом, объединявшим римских граждан в одну большую семью вокруг общего очага. Потому культ этой богини имел столь важное значение в жизни римского государства. Пока пылал огонь Весты в ее святилище и хранились в ее храме священные реликвии, Рим, охраняемый этими святынями, был крепок и могуч.
Весталки
Гестия (Веста)
Весталки (лат. virgo vestalis) — жрицы богини Весты в Древнем Риме, пользовавшиеся большим уважением и почётом. Их особа была неприкосновенной (поэтому многие отдавали им на хранение свои завещания и другие документы). Весталки освобождались от отцовской власти, имели право владеть собственностью и распоряжаться ею по своему усмотрению. Оскорбивший каким-либо образом весталку, например, попытавшийся проскользнуть под её носилками, карался смертью. Впереди весталки шёл ликтор, при опредёленных условиях весталки имели право выезжать в колесницах. Если им встречался на пути ведомый на казнь преступник, они имели право помиловать его, если весталка клялась, что встреча эта произошла случайно и с её стороны непреднамеренно.
Весталка с гирляндой плюща (Carl Friedrich Deckler)
В обязанности весталок входило поддержание священного огня в храме Весты, соблюдение чистоты храма, совершение жертвоприношений Весте и пенатам, охрана палладиума и других святынь. Плутарх, оставивший наиболее подробное описание правил служения Весте, предполагает, что они хранили также некие святыни и исполняли некие обряды, скрытые от глаз непосвящённых.
Жертвоприношение Весте
(Francisco de Goya (1746–1828)
Создание института весталок
Создание института весталок приписывается царю Нуме Помпилию, окончательно упорядочившем всю систему государственной религии, каковой она оставалась до тех пор, пока язычество оставалось религией Древнего Рима.
Уже Плутарх, приводящий этот факт в своих «Сравнительных жизнеописаниях»[1], не мог внятно ответить на вопрос — почему в весталки выбирали именно юных девушек и почему они должны были хранить свою «чистоту» в течение 30 лет. Плутарх справедливо указывает на родство между римским и греческим обрядом поддержания негасимого огня, при том, что в Греции поддерживать огонь должны были старые девы, и случись ему погаснуть — разводить новый можно было исключительно древним способом — зажжением от солнца. Сам Плутарх пытался вывести необходимость этого вынужденного девства из сравнения с «бесплодностью огня». Однако, вернее это верование находит себе объяснение в первобытном «посвящении себя божеству» — характерном, например, для жрецов богини Кибелы или для инкских «солнечных дев».
Так или иначе, Нума вначале посвятил для служения негасимому огню Весты Геганию и Верению, затем прибавил к ним ещё двух — Канулею и Тарпею. Сервий Туллий довёл число весталок до шести, что осталось неизменным до конца. Когда освобождалась вакансия в коллегии жриц, избиралась новая весталка (в раннюю эпоху — царями, при республике и империи — Великим понтификом) посредством жребия из двадцати девочек. От кандидаток требовалось:
* патрицианское происхождение;
* возраст от 6 до 10 лет;
* отсутствие физических недостатков;
* проживание обоих родителей в Италии.
Вновь поступающую в общину весталок вводили прежде всего в атриум храма Весты, где ей обрезали волосы и вешали их как пожертвование на священное дерево, которому в эпоху Плиния Старшего было уже более 500 лет. Затем юную весталку одевали во всё белое, нарекали её именем «Возлюбленная» (лат. Amata), которое прибавлялось к её номену, и посвящали её в новые обязанности.
Избранные весталки выходили из лона семьи и попадали под покровительство верховного понтифика. От обязанности служению Весте девушка могла быть освобождена только по особым семейным обстоятельствам. Одеяние весталок состояло из длинной белой туники и головной повязки (лат. infula), из-под которой спускались косы, при жертвоприношениях прятавшиеся под покрывалами.
Срок службы составлял 30 лет, делившийся равными частями на обучение, непосредственно службу и обучение других (наставничество). По истечении этих лет весталка становилась свободной и могла выйти замуж. Впрочем, последнее случалось крайне редко, так как существовало поверье, что брак с весталкой не приведёт к добру, а кроме того, выходя замуж, бывшая весталка теряла свой уникальный для римской женщины социальный и имущественный статус и становилась обычной матроной, полностью зависимой от мужа, что, разумеется, было ей невыгодно.
Всё время служения весталки должны были сохранять целомудренный образ жизни, его нарушение строго каралось. Считалось, что Рим не может брать на себя такой грех, как казнь весталки, поэтому их наказывали погребением заживо (на Злодейском поле, лат. Campus Sceleratus, находившемся в черте города у Коллинских ворот на Квиринале) с небольшим запасом пищи, что формально не являлось смертной казнью, а соблазнителя засекали до смерти. Угасание священного огня считалось для Рима дурным предзнаменованием; разжечь его вновь можно было только трением двух палочек. Если у какой-то весталки огонь угасал, то её бичевал сам Великий понтифик.
Во главе весталок находилась самая старшая из них, называемая великой весталкой (лат. Vestalis Maxima), получавшая приказания непосредственно от верховного понтифика.
Ежегодно великая весталка и верховный понтифик возносили публичное молебствие о благополучии Рима, поднимаясь на Капитолий. Именно этот обряд выступает символом жизни Рима и римской цивилизации в знаменитой оде Exegi monumentum Горация:
crescam laude recens, dum Capitolium
scandet cum tacita virgine pontifex
то есть «буду возрастать я славой, (вечно) молодой, покуда на Капитолий восходит жрец с безмолвной девой».
Весталки были очень богаты, главным образом из-за владения большими имениями, дававшими большой доход, помимо которого каждая лично получала от своей семьи значительную сумму при посвящении и получала от императоров щедрые подарки. В 24 году, когда Корнелия вступала в число весталок, Тиберий подарил ей 2 миллиона сестерциев.
Институт весталок просуществовал приблизительно до 391 года, когда император Феодосий запретил общественное языческое вероисповедание. После этого священный огонь был погашен, храм Весты закрыт, а институт весталок расформирован.
Средневековая церковь, однако, почитала их и считала их прообразом Девы Марии, и это отчасти объясняет их присутствие в средневековом искусстве.
Наиболее известные весталки
* Рея Сильвия (лат. Rhea Silvia) — мать Ромула и Рема, основателей Рима.
* Тарпея (лат. Tarpeia), предательски открывшая ворота города осаждавшим Рим сабинянам.
* Эмилия (лат. Aemilia)
* Цецилия Метелла
* Лициния (лат. Licinia)
* Аквила Севера (англ.) (лат. Aquilia Severa), вышедшая замуж за императора Гелиогабала (Марка Аврелия Антонина).
* Коэлия Конкордия (англ.) (лат. Coelia Concordia), считающаяся последней великой весталкой, приблизительно около 380 года.
Весталка Туккия собирает воду в решето (Луис Гектор Леру)
* По легенде, две весталки, Туккия (англ.) (лат. Tuccia) и Квинта Клавдия, были обвинены в нарушении целомудрия, но обе смогли доказать свою невиновность, совершив чудеса. Туккия смогла собрать воду в решето и донесла воду из Тибра до Форума, тем самым доказав свою невиновность, а Клавдия, потянув за трос, сдвинула с места глубоко вросший в ил корабль.
«Клавдия Квинт свой род выводила от древнего Клавса,
Был ее облик и вид знатности рода под стать.
И непорочна была, хоть порочной слыла: оскорбляли
Сплетни ее и во всех мнимых винили грехах.
Ее и наряд, и прическа, какую она все меняла,
Были вредны, и язык вечных придир — стариков.
Чистая совесть ее потешалась над вздорами сплетен, —
Но ведь к дурному всегда больше доверия в нас!»
«Вот появилась она меж достойнейших в шествии женщин,
Вот зачерпнула рукой чистой воды из реки,
Голову трижды кропит, трижды к небу возносит ладони
(Думали все, кто смотрел, что помешалась она),
Пав на колени, глядит неотрывно на образ богини
И, волоса распустив, так обращается к ней;
»О небожителей мать плодоносная, внемли, благая,
Внемли моим ты мольбам, коль доверяешь ты мне!
Я не чиста, говорят. Коль клянешь ты меня, я сознаюсь:
Смертью своей пред тобой вины свои искуплю.
Но коль невинна я, будь мне порукою в том предо всеми:
Чистая, следуй за мной, чистой покорна руке.»
Так говоря, за канат она только слегка потянула
(Чудо! Но память о нем даже театр сохранил):
Двинулась Матерь Богов, отвечая движеньем моленью, —
Громкий и радостный крик к звездам небесным летит.»
(Овидий. Указ. соч., 305 — 325).
«Клавдия всех впереди выступает с радостным ликом,
Зная, что честь ее днесь подтверждена божеством.»
(Овидий. Указ. соч., 340).