Кто такие реваншисты к чему они призывали
Значение слова «реваншист»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
РЕВАНШИ’СТ, а, м. (книжн.). Тот, кто берет или стремится взять реванш. Фашистские реваншисты.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
реванши́ст
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: оправдаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «реваншист»
Предложения со словом «реваншист»
Понятия, связанные со словом «реваншист»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «реваншист»
Я, как человек, который клялся блюсти закон, не позволю реваншистам завладеть фемидой и, тем более, общественным мнением!
Но эта иллюзия активно и с полным пониманием прагматики насаждается реваншистами эпохи постмодерна.
Часто подчёркивается характерная для культурных реваншистов практика двойных стандартов.
Реваншизм как анахронизм
Моя нелюбовь к реваншистам — это не психоз, это — ответная реакция. Это реакция моей иммунной системы на опасность.
Я.Валетов
Почему у нас, в России, с самого зарождения государственности всё одно и то же? Сколько ни пробовали, а воз и ныне там. Только при каждой попытке как будто бока себе обдираем — теряем территории. И сейчас то же самое, — снова вместо капитализма очередной феодальный реванш.
В.Спицин
Под реваншизмом (от фр. revanche — отмщение, возмездие) обычно понимают подпитываемую шовинизмом, часто неадекватную и агрессивную политику потерпевших поражение реакционных сил страны, стремящихся любой ценой вернуть свои утраченные позиции или территории. В каком-то смысле это движение против времени, эволюции, позитивного развития, потому что из осколков нельзя «восстановить» разбитую вазу, а поражение и есть символическая разбитая ваза — результат разрушительной идеологии, дурной политики и неумелых или неудачных политиков.
Наиболее яркий пример символической «разбитой вазы» — неизменный распад империй: все некогда существовавшие империи развалились, и история не знает примеров их «воссоединения» имперскими реваншистами, что свидетельствует о необратимости и закономерности подобных исторических процессов.
Впрочем, истории хорошо известно, чем кончаются попытки взять реванш, — мировыми войнами и сокрушительными поражениями реваншистских сил. Азбучный пример — нацистская Германия, потерявшая по Версальскому мирному договору 10 % своих территорий и породившая дьявольскую волну реваншизма, способствовавшего в конце 30-х годов прошлого века развязыванию Второй мировой войны. Гитлер смог разбудить глубинные темные силы немецкого народа, стать «фюрером всех немцев» и рупором нации именно благодаря пробуждению дремучей архаики, массового бессознательного, и дремлющих в человеке животных инстинктов.
Свидетельством животных инстинктов, на которых жиздился гитлеровский реваншизм, стало настоящее беснование: немцы жаждали умереть за своего фюрера, который обещал им исполнение всех желаний, немки теряли контроль над своими мочевыми пузырями, а малые детки валом шли в гитлерюгенд, отдавая себя своему фюреру без остатка. Даже на исходе войны, когда любой трезвомыслящий человек осознал близкую и позорную для немцев развязку гитлеровского реванша, немцы ошалело шли умирать за своего фюрера, не считаясь с историческими реалиями.
Историк Александр Янов в провидческой книге «Веймарская Россия» (1995) ярко и убедительно показал, что судьба постимперской России подчиняется общим историческим закономерностям, а историческая параллель, которая наиболее близка к российским событиям после краха коммунизма и распада страны, — это судьба Веймаровской Германии после развала агрессивной вильгельмовской империи. Возникшая в 1919 году на развалинах этой Германской империи Веймаровская демократическая республика рассмотрена профессором А.Яновым, как прототип Российской Федерации, возникшей в 1991 году на обломках СССР.
Допутинская Россия, как ранее догитлеровская Германия, прошла через позор поражения в войне: Германия проиграла Первую мировую, Россия проиграла Третью мировую, или Холодную войну и к тому же распалась. Оба народа были унижены победителями и утратили согревавший их граждан ореол Величия. Претерпев брейкдаун, оба народа, вымучили из себя вульгарную демократизацию, и от нее же натерпелись. Как в догитлеровской Германии, так и в допутинской России коммунисты-социалисты и либералы-демократы не смогли увлечь народ своими жалкими проектами будущего. Не зная, откуда взять силы для возрождения и не умея активизировать собственные ресурсы, оба народа принялись искать врагов и жаждали отмщения. И немцы, и русские возлагали все надежды на Спасителя. И он не замедлил им явиться.
В марте 1920 года проигравшую войну Германию потряс путч Вольфганга Каппа, эквивалент — августовский путч в РФ. В ноябре 1923 года реваншисты во главе с Гитлером попытались организовать в Мюнхене «марш на Берлин». Эквивалент — октябрьский мятеж в Москве. В январе 1933 года веймаровская демократия потерпела сокрушительное поражение и страну возглавил «плохой Гитлер». Александр Янов точно и блистательно предсказал даже срок прихода в «Веймарскую Россию» «хорошего Гитлера» — начало 2000-х… Более того, он предупредил Запад о том, что, увлекшись экономической помощью молодому демократическому государству, образовавшемуся после распада СССР, лидеры демократических стран не учитывали исторические аналогии, силу инерции и реванша. Поэтому они вполне могли проморгать момент, когда устройство этого государства окажется во власти сил реваншизма, и устройство это все менее и менее будет напоминать высокие демократические образцы.
Подобно тому как на смену Веймарской республике пришел Третий Рейх, демократическую ельцинскую Россию ждет та же или даже еще худшая судьба, не зависящая даже от того, кто придет на смену Ельцину, прогнозировал Александр Янов. Задолго до прихода Путина он точно предсказал перерождение нарождавшегося демократического общества в имперского гиганта, милитаризованного, агрессивного, пожирающего не только собственные гражданские институты, но и всё вокруг.
Вновь проводя исторические параллели, Аверкиев отмечал подобие политических ситуаций в Германии 1933 года и России 2000 года, а также стилей правления и реваншистских устремлений двух вождей-«миротворцев», убеждавших себя и окружающий мир в собственных «благих намерениях». В начале «великого пути во имя спасения Отечества», писал Аверкиев, никто никого не хочет убивать. Но к этому неизменно приводит логика абсолютной власти и миссия «спасителя Отечества», стремящегося возродить из пепла свою «державу»: «Люди любят Путина, как немцы любили Гитлера, потому, что он давал им расслабиться, сбросить бремя ответственности, свободы, цивилизации. При Путине, как при Гитлере, люди могут спокойно отдаться своим страхам и слабостям. При Путине, как при Гитлере, всякому нормальному человеку легко быть безответственным и несамостоятельным, трусливым и подобострастным — общество его за это не осудит. При Путине, как при Гитлере, легко и с удовольствием можно отдаться самой яркой и сильной человеческой эмоции — ненависти».
Впрочем, появление реваншизма в России вполне было предсказуемо и симптоматично даже без работ Янова или Аверкиева: страна не взяла на себя ответственность за мегапреступления коммунизма, не было ни всенародного покаяния, ни суда над преступниками. За новую агрессию и преступления против человечества придется, однако, отвечать всем, а не только Путину и его ближайшим приспешникам. Также как в свое время всему немецкому народу пришлось взять ответственность за преступления гитлеровского государства.
Реваншизм — это когда общество больше не сопротивляется милитаристской пропаганде даже на уровне инстинкта выживания. Победа во Второй мировой воспринимается поддерживающими режим россиянами не как обеспечение прочного мира, а как фундамент реванша, который можно обеспечить, если надо, и военным путем.
Анализируя личности вождей масс, я уже несколько раз отмечал подобие их психотипов: злокачественный нарциссизм, политический максимализм, построение пресловутой «вертикали власти» и опора на «административный ресурс», популизм, миссианство, несменяемая абсолютная власть, ориентация на «глубинный народ», ликвидация оппозиции, репрессивность, восприятие геополитического поражения своей страны как личного поражения и как моральной травмы, Еще — иррационализм, непрерывно усиливающийся отрыв от реальности, ведущий к полной и необратимой неадекватности.
Я настаиваю на абсолютном иррационализме гитлеровского реваншизма, потому что конец нацистской Германии был ясен уже после поражений вермахта под Сталинградом и на Курской дуге, а к лету 1944-го сам Гитлер превратился в жалкую развалину, державшуюся исключительно на наркотиках: сколиоз позвоночника, тремор левой руки, глаукома правого глаза, боли в желудке, тошнота, озноб и слабость, депрессивные состояния. Гитлер уже тогда плохо контролировал себя и был подвержен вспышкам ярости. После перенесенного в 1942 году гриппа он не выносил яркого света. К лету 1944-го этот маниакальный тип был тенью себя прежнего. Один из офицеров, не видевший Гитлера год, при встрече с ним пришел в ужас. Но махина нацистского государства по-прежнему держалась на фюрере, хотя всем были ясны результаты гитлеровского реваншизма. В 1944 году англо-американские бомбардировщики превращали Берлин в развалины, и у Гитлера появилось прозвище Blutsauger — вампир. Но Германия по-прежнему оставалась государством фюрера. Немцы ждали чуда и верили в него.
Вождизм, как феномен, несет в себе пафос «темных властелинов», притягательный для «темного» человеческого материала, иначе говоря, — для шпаны, гопников, жлобов, спинным хребтом ощущающих родство и «единство душ» верхов и низов. Вождизм практически неизменно открывает дорогу авантюристам и проходимцам, йехулигенции, людям без чести и совести, не знающим понятия «репутации». При диктатуре в фаворе не достойные граждане, самоценные политики или независимые предприниматели, а малюты скуратовы разумовские или потемкины. При диктатуре неизменно процветает противоестественный отбор, связанный с тем, что диктаторы открывают путь вверх не даровитым или умелым профессионалам, а «человеческой пене», беспринципным авантюристам, карьеристам и наглым дуполизам.
Как всю эту и подобную ей бесовщину можно объяснить? Я объясняю феномен диктаторства и его последствий постепенной утратой чувства реальности, уходом фюреров в неадекватное состояние. Есть такое понятие как «головокружение от успехов». Когда диктатор нарциссического типа захватывает власть и превращает свое окружение в жалких марионеток или холопов, он постепенно начинает разрушать собственное сознание, принимая желаемое за действительное. Отрыв от реальности начинает прогрессировать. Так — шаг за шагом — диктатор уходит в мир химер и начинает жить плодами своего болезненного воображения, заражая этим состоянием свое окружение. Со временем бесовские искушения превращаются в систему, а неадекватность трансформируется в элемент безумия.
Как контрпродуктивное и контристорическое явление, геополитический реваншизм начинается с полного отрицания вины за собственные агрессивные действия, паразитирует на самых негативных человеческих чувствах мести и ненависти, превращает экспансию в идеологию, в мессианство и в готовность жертвовать миллионами жизней «ради идеи» и чаще всего кончается грандиозной апокалиптической бойней, возвращающей человека в состояние зверя.
Реваншизм становится индустрией. Производством чувств ненависти и вражды занята вся государственная пропаганда. Журналисты рыщут по всем странам Запада, рисуя жизнь этих стран жирными черными красками, переваливая на них все внутренние беды. Судя по их описаниям, в этих странах вообще нет ничего хорошего, только безработица, инфляция, преступность, разврат, всякие неонацисты и откровенные поджигатели войны. Особенно часто звучит отлично сконструированная политтехнологами и пропагандистами мантра «унижения» России Западом, тема «продолжавшейся почти четверть века ползучей военной и экономико-политической экспансии в сферы жизненно важных интересов страны».
Экономическая стагнация, инфляция, утрата лидерства и военного потенциала, низкие рейтинги, утечка мозгов объясняются не внутренними причинами, а «происками» и «заговорами» врагов и русофобов — силами глобализма, атлантизма, жидомасонства и сатанизма. Невозможность на равных конкурировать с мировыми лидерами компенсируется блатными понтами и угрозами.
Главная опасность реваншизма — в неадекватном планировании победить противника «блиц-кригом», «одним броском», в утрате связей с реальностью и пренебрежением технологическим превосходством противника, невозможности просчитать шансы, в несокрушимой вере в возможность подкупить или запугать западных лидеров, в необоснованной ставке западного мира на испуг, и, главное, — в традиционной готовности пожертвовать миллионами жизней соотечественников. Если говорить коротко, то — в иррационализме самого диктаторского начала, движимого мессианским комплексом, столь ярко продемонстрированном в феномене гитлеризма.
Значение слова реваншист
Реваншист в словаре кроссвордиста
реваншист
I м.Приверженец политики реваншизма. II м.Тот, кто стремится к реваншу [ реванш
Большой современный толковый словарь русского языка
1. м. Приверженец политики реваншизма.
2. м. Тот, кто стремится к реваншу (
2).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
реваншиста, м. (книжн.). Тот, кто берет или стремится взять реванш. Фашистские реваншисты.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Словарь русского языка Лопатина
Словарь русского языка Ожегова
1. м. Приверженец политики реваншизма.
2. м. Тот, кто стремится к реваншу (
2).
Толковый словарь Ефремовой
Полный орфографический словарь русского языка
Это не мешает таким неизлечимым поборникам «холодной войны», как Штраус, или реваншист Бехер, или газетный магнат–провокатор Шпрингер, твердить о правах и свободах, о демократических завоеваниях.
Этот гад ползучий, фашист и реваншист Коль предлагал «Суетливому уроженцу Ставрополья, бесмыссленно дергающему рычаги локомотива…», давай мол так и так, майн либер фройнд Миша, как любит говорить старый добрый русский пословиц: «Спешить – людей насмешить», Группу будем выводить не спеша, с толком, с расстановкой, по мере готовности, с ключами от квартир, семьи, детишки опять же малые, ну не в чистое же поле – My lieberGot!