Кто такие пятидесятники и чем они занимаются
Пятидесятники — это христиане, секта или кто-то еще?
Узнайте все самое интересное и полезное о пятидесятниках, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Кто такие пятидесятники
Пятидесятничество – это одно из “новых” религиозных течений, появившееся в начале ХХ века и считающее себя одной из ветвей протестантизма. Своё учение они относят к новозаветным событиям Пятидесятницы — Дню Сошествия Духа Святого на апостолов.
“При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом их них.
И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.” (Деян. 2:1-4)
История возникновения
В 1901 году американский евангелист (“евангелизм” – ряд протестантских конфессий, объединенные идеей буквального исполнения Евангелия) Чарльз Фокс пришел к выводу, что современные ему христиане утратили особое духовное состояние. То самое, которым отличались апостолы. Он открыл в США школу, где изучалась библейская книга “Деяния Апостолов”.
Путем возложения рук на своих учеников, он проводил ритуал крещения Святым Духом. После чего его последователи якобы начинали разговаривать на различных языках, в том числе никому неизвестных. И даже получали дар и исцелять больных. Этим явлением заинтересовался Томас Барратт – известный норвежский методистский (методизм — одно из направлений протестантизма) проповедник. Он занялся распространением данного учения в странах Европы. В том числе в России, где он в 1911 году посетил с миссионерским визитом Петербург.
В 30-х годах ХХ века британский религиозный деятель Смит Вигглсворт утверждал, что ему пришло откровение. В нём указывалось на необходимость проповеди в традиционных церквях методистов и других христианских конфессий. Это объединение пятидесятников и христианских Церквей дало толчок к появлению харизматического движения.
С конца 70-х годов появилось неопятидесятничество, в основе которого лежит “теория процветания”. Её сформулировал американский харизматический проповедник Кеннет Хейгин, основавшего религиозное движение “Слово веры”. Согласно его взглядам, по воле Божией человек должен быть здоровым, успешным и процветающим. В свою очередь, болезнь и бедность являются следствием греха и свидетельством нарушения человеком заповеди и постигшего его Божьего наказания. Стоит отметить, что не все так называемые церкви современного неопятидесятничества разделяют такой радикальный взгляд.
Особенности вероучения пятидесятников
Во всех остальных аспектах пятидесятники придерживаются протестантских догматов. Главной и единственной книгой Священного Писания у них считается Библия. Священное Предание Православия и Католицизма они считают ересью и ложью. Особое внимание пятидесятники посвящают теме Второго Пришествия и конца света. В воскресные дни совершаются молитвенные собрания.
Из-за отсутствия единого управленческого центра, существенно различаются обряды и толкования вероучения в различных церквях пятидесятников.
Пятидесятники это не православные
Одним из главных отличий православных христиан от пятидесятников является Таинство Причастия. У пятидесятников существует лишь так называемое хлебопреломление, которое проводится в первое воскресенье месяца в память о Тайной Вечере. Таинством это действо не является. Для православного христианина Причастие – это важнейшее Таинство, без которого духовная жизнь и спасение души невозможны.
Пятидесятники не признают почитания святых и иконопочитание, считая такие проявления религиозного поклонения идолопоклонством.
Православные христиане с почтением относятся к иконам как к изображению образа Бога, Богородицы и святых угодников. И молятся не материальному предмету (иконе), а молятся перед образом святого. Догмат иконопочитания подчеркивает, что чествование икон и поклонение им (в смысле поклона, внешнего знака почтения, а не служения, «приличествующего одному только Божескому естеству») относится не к самому изображению. И, тем более, не к материалу, из которого оно изготовлено, а к изображенному лицу (первообразу), следовательно, не имеет характера идолопоклонства. Иконопочитание возможно по причине Воплощения Бога-Слова, Иисуса Христа, изображаемого по человеческой природе, от которой в Его единой ипостаси неотделима природа Божественная. В соответствии с определением «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу”.
Пятидесятники не крестят младенцев, но приносят для благословения на воскресные собрания. Православные христиане принимают крещение в любом возрасте, в том числе во младенчестве, и крестят по вере родителей ребенка.
Огромная разница между пятидесятниками и православными заключается в совершении богослужений. У первых богослужения как такового не существует. Молитвенное собрание сопровождается различными действиями, при которых присутствующий на нем человек впадает в состояние, схожее с трансом. Православное богослужение – Литургия, во время которой совершается важнейшее Таинство – Причастие Тела и Крови Иисуса Христа.
Являются ли пятидесятники сектантами
По мнению Православной Церкви пятидесятничество относится к харизматическим сектам, не имеющим + отношения к христианству. Александр Дворкин, исследователь современного сектантства, считает пятидесятничество опасной сектой, способной своими обрядами навредить психическому здоровью человека.
По мнению священника Русской Православной Церкви Олега Стеняева: “Следует отличать протестантов от неопротестантов. Протестанты – это лютеране, это англикане. Все остальное – это секты. Сам термин «секта» был введен Мартином Лютером. В предисловии своего толкования на Послание к Галатам он пишет:
«Сектанты – анабаптисты. Они не научены в вере, никто не посылал их на проповедь, а сказано: “Как проповедовать, если не посланы?”» Так что, если современные сектанты оскорбятся по поводу этого названия, пусть посмотрят на определение, которое дал им основатель протестантизма и, косвенно, неопротестантизма Мартин Лютер”. (Из расшифровки видеозаписи мастер-класса 16 октября 2013 г. по общению с сектантами).
Пятидесятники — это христиане, секта или кто-то еще?
Узнайте все самое интересное и полезное о пятидесятниках, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Кто такие пятидесятники
Пятидесятничество — это одно из «новых» религиозных течений, появившееся в начале ХХ века и считающее себя одной из ветвей протестантизма. Своё учение они относят к новозаветным событиям Пятидесятницы — Дню Сошествия Духа Святого на апостолов.
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом их них.
И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.» (Деян. 2:1-4)
«Молитвенное» собрание пятидесятников
История возникновения
В 1901 году американский евангелист («евангелизм» — ряд протестантских конфессий, объединенные идеей буквального исполнения Евангелия) Чарльз Фокс пришел к выводу, что современные ему христиане утратили особое духовное состояние. То самое, которым отличались апостолы. Он открыл в США школу, где изучалась библейская книга «Деяния Апостолов».
Путем возложения рук на своих учеников, он проводил ритуал крещения Святым Духом. После чего его последователи якобы начинали разговаривать на различных языках, в том числе никому неизвестных. И даже получали дар и исцелять больных. Этим явлением заинтересовался Томас Барратт — известный норвежский методистский (методизм — одно из направлений протестантизма) проповедник. Он занялся распространением данного учения в странах Европы. В том числе в России, где он в 1911 году посетил с миссионерским визитом Петербург.
В 30-х годах ХХ века британский религиозный деятель Смит Вигглсворт утверждал, что ему пришло откровение. В нём указывалось на необходимость проповеди в традиционных церквях методистов и других христианских конфессий. Это объединение пятидесятников и христианских Церквей дало толчок к появлению харизматического движения.
С конца 70-х годов появилось неопятидесятничество, в основе которого лежит «теория процветания». Её сформулировал американский харизматический проповедник Кеннет Хейгин, основавшего религиозное движение «Слово веры». Согласно его взглядам, по воле Божией человек должен быть здоровым, успешным и процветающим. В свою очередь, болезнь и бедность являются следствием греха и свидетельством нарушения человеком заповеди и постигшего его Божьего наказания. Стоит отметить, что не все так называемые церкви современного неопятидесятничества разделяют такой радикальный взгляд.
Особенности вероучения пятидесятников
Во всех остальных аспектах пятидесятники придерживаются протестантских догматов. Главной и единственной книгой Священного Писания у них считается Библия. Священное Предание Православия и Католицизма они считают ересью и ложью. Особое внимание пятидесятники посвящают теме Второго Пришествия и конца света. В воскресные дни совершаются молитвенные собрания.
Из-за отсутствия единого управленческого центра, существенно различаются обряды и толкования вероучения в различных церквях пятидесятников.
Пятидесятники это не православные
Одним из главных отличий православных христиан от пятидесятников является Таинство Причастия. У пятидесятников существует лишь так называемое хлебопреломление, которое проводится в первое воскресенье месяца в память о Тайной Вечере. Таинством это действо не является. Для православного христианина Причастие — это важнейшее Таинство, без которого духовная жизнь и спасение души невозможны.
Пятидесятники не признают почитания святых и иконопочитание, считая такие проявления религиозного поклонения идолопоклонством.
Православные христиане с почтением относятся к иконам как к изображению образа Бога, Богородицы и святых угодников. И молятся не материальному предмету (иконе), а молятся перед образом святого. Догмат иконопочитания подчеркивает, что чествование икон и поклонение им (в смысле поклона, внешнего знака почтения, а не служения, «приличествующего одному только Божескому естеству») относится не к самому изображению. И, тем более, не к материалу, из которого оно изготовлено, а к изображенному лицу (первообразу), следовательно, не имеет характера идолопоклонства. Иконопочитание возможно по причине Воплощения Бога-Слова, Иисуса Христа, изображаемого по человеческой природе, от которой в Его единой ипостаси неотделима природа Божественная. В соответствии с определением «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу».
Пятидесятники не крестят младенцев, но приносят для благословения на воскресные собрания. Православные христиане принимают крещение в любом возрасте, в том числе во младенчестве, и крестят по вере родителей ребенка.
Огромная разница между пятидесятниками и православными заключается в совершении богослужений. У первых богослужения как такового не существует. Молитвенное собрание сопровождается различными действиями, при которых присутствующий на нем человек впадает в состояние, схожее с трансом. Православное богослужение — Литургия, во время которой совершается важнейшее Таинство — Причастие Тела и Крови Иисуса Христа.
Являются ли пятидесятники сектантами
По мнению Православной Церкви пятидесятничество относится к харизматическим сектам, не имеющим + отношения к христианству. Александр Дворкин, исследователь современного сектантства, считает пятидесятничество опасной сектой, способной своими обрядами навредить психическому здоровью человека.
По мнению священника Русской Православной Церкви Олега Стеняева: «Следует отличать протестантов от неопротестантов. Протестанты — это лютеране, это англикане. Все остальное — это секты. Сам термин «секта» был введен Мартином Лютером. В предисловии своего толкования на Послание к Галатам он пишет:
«Сектанты — анабаптисты. Они не научены в вере, никто не посылал их на проповедь, а сказано: «Как проповедовать, если не посланы?»» Так что, если современные сектанты оскорбятся по поводу этого названия, пусть посмотрят на определение, которое дал им основатель протестантизма и, косвенно, неопротестантизма Мартин Лютер». (Из расшифровки видеозаписи мастер-класса 16 октября 2013 г. по общению с сектантами).
Пятидесятники: кто они, чем опасны
Кто такие пятидесятники?
Пятидесятники — это своеобразное религиозное течение, секта, сочетающая в себе мистические религиозные практики и вполне реалистический, прагматический подход к жизни. Возможно, поэтому их причисляют самым противоречивым и скандальным религиозным братствам.
Пятидесятничество — что это?
Первый Вселенский собор в 325 году объявил Монтана и его сподвижников «бесноватыми» и осудил его. В период семнадцатого — девятнадцатого веков в Европе сложились свои духовные христианские церкви, определенные религиозные традиции.
Сектанство пресекалось. И «новомодные» религиозные вожди, высылаемые из своих стран, приживались в Соединенных Штатах Америки.
В восемнадцатом-девятнадцатом веках в стране действовали многочисленные религиозные секты. Они боролись с друг другом. В результате авторитет Христианской религии и нравственности в обществе резко упал. На этом фоне и зародилось движение о возрождении истинной Апостольской Церкви — ревивалистическое движение (англ. revival — возрождение, пробуждение). Основой своего учения пятидесятники считают схождение Святого Духа на апостолов, случившееся на 50-й день после Пасхи. В Русской православной церкви — это день Святой Троицы. Дух сошел в виде языков пламени. Апостолы получили дар пророчества и могли говорить на разных языках.
Рассмотрим некоторые общие черты Православия и Церкви (секты) пятидесятников: прежде всего, это вера в Единого Бога, сотворившего все сущее на земле, распятие Иисуса Христа — как искупление людских грехов, принятие Библии как основы слова Божия, исполнение таинств церкви — крещения, покаяния и причастия (хотя само проведение их отличается от православных), вера в суд Божий, во второе пришествие Христа, в жизнь вечную.
Признаки пятидесятников
Основным догматом их учения является крещение Духом Святым, которое сопровождается «глоссалией» — говорением на «ангельском языке». Пятидесятники стоят в оппозиции и к Православной и Католической церквам. Различия между Православием и Пятидесятничеством существенны и принципиальны:
Наша статья ни в коей мере не призвана «агитировать» за ту или иную религию. В настоящее время Пятидесятничество в России занимает второе место среди различных сект и религиозных течений, то есть идеи данной Церкви достаточно популяры среди людей. Мы постарались лишь коротко рассказать вам об истории развития этой секты и ее основных особенностях. Право выбора всегда за вами.
Понравилась статья? Тогда поделитесь с друзьями:
Пятидесятники
Пятидеся́тники (англ. Pentecostalism) — евангельские христиане, последователи Всемирного пятидесятнического братства, на сегодняшний день самого многочисленного из всех направлений протестантизма. На территории России для отличия от евангельских христиан (прохановцев), по учению более близких к баптизму, предпочитали называться Христианами веры евангельской — ХВЕ или Христианами евангельской веры — ХЕВ, в настоящий момент это название является составной частью названия конфессий данного направления на территории СНГ.
Общие сведения[править | править код]
Пятидесятничество — одно из позднепротестанских течений христианства, возникшее в начале XX века в США. Его идейные истоки лежат в религиозно-философском движении ривайвелизма (англ. revival — «возрождение, пробуждение»), возникшем в XVIII веке среди последователей ряда протестантских церквей США, Англии и других стран, и в развившемся в его рамках «Движении святости» (англ. Holiness Movement).
Пятидесятники придают особое значение крещению Святым Духом, понимая его как особое духовное переживание, нередко сопровождающееся различными эмоциями, в момент которого на возрождённого верующего нисходит сила Святого Духа. Пятидесятники считают это переживание тождественным пережитому апостолами на пятидесятый день после воскресения Христа. И поскольку тот день назван пятидесятницей, то отсюда и название «пятидесятники».
Пятидесятники убеждены, что сила, которую верующий получает в результате Крещения Святым Духом, внешним образом проявляется говорением на иных языках (Деян. 2:4, Деян. 10:44−46, Деян. 19:6). Специфическое понимание явления «говорения на иных языках» (глоссолалии) является отличительной особенностью пятидесятников. Пятидесятники считают, что есть дар говорения на иных языках, который проявляется в непроизвольном говорении на иностранных языках во время евангелизаций, также как и дар пророчествования, но имеется также и молитва Святым Духом, которая есть говорение на языках «ангельских» (Рим. 8:26, Еф. 6:18).
Христиане пятидесятнических деноминаций верят, что Дух Святой также даёт дары слова мудрости, слова знания, веры, исцеления, чудотворения, пророчества, различения духов, истолкования языков, согласно 1Кор. 12:8-10.
Среди пятидесятников особое место имеют таинства — водное крещение и Вечеря Господня (причастие, или хлебопреломление). Также признают следующие обряды: бракосочетание, благословение детей, молитва за исцеление больных, рукоположение, иногда омовение ног (во время причастия).
На протяжении всего времени своего существования важную сторону пятидесятнического богословия составляет «учение о благочестии», призывающее последователей к праведной жизни на основании Священного Писания: к отказу от алкоголя, курения, наркотиков, азартных игр, злословия, к нравственности в вопросах семьи и брака, трудолюбию.
В последние годы наблюдается рост пятидесятнических церквей по всему миру.
Предыстория[править | править код]
Чарльз Финней[править | править код]
Следующий этап в предыстории движения связан с именем проповедника XIX века Чарльза Финнея (англ. Charles Grandison Finney). Он уверовал в возрасте 21 года и стал известен как проповедник покаяния и пробуждения. Проповедуя в течение 50 лет в США, Англии и Шотландии, он привлёк тысячи душ ко Христу. Говоря о необходимости крещения Духом Святым, Финней приводил в качестве примера свой личный опыт, впервые употребив термин «крещение Святым Духом» (baptism in the Holy Spirit). Вот как он описывает это:
«Ясно и отчётливо, окружённый чудесным сиянием, перед душой моей ясно предстал образ Иисуса Христа, так, что думаю, что мы встретились лицом к лицу. Он не промолвил ни слова, но посмотрел на меня таким взглядом, что я повергся пред Ним в прах, как надломленный, я опустился к Его ногам, и заплакал, как дитя. Как долго, склонившись, я стоял в преклонении не знаю, но, как только я вознамерился взять стул возле камина и сесть, как на меня излился Дух Божий и пронзил меня всего; переполнил дух, душу и тело, хотя я никогда не слышал о крещении Духом Святым, и тем более не ожидал этого, и не молил о чём-либо подобном».[1]
Дуайт Муди (Моуди)[править | править код]
Ещё один человек, сыгравший очень важную роль, был Дуайт Муди (англ. Dwight L. Moody). Жил во второй половине XIX века. В 38 лет начал свой первый евангелизационный поход. Он основал Чикагский Библейский институт Муди (англ. Moody Bible Institute) и директором этого института назначил человека по имени Рубен Арчер Торрей (англ. R. A. Torrey), который в своих проповедях уделял этому вопросу большое внимание и постоянно об этом проповедовал.
Движение святости и Кесвикское движение[править | править код]
Кесвикское движение «Higher Life[en]» («Высшая жизнь»), получившее распространение благодаря нескольким американским проповедникам «движения святых» (Х. В. Смит и В. Е. Бордмен). Говоря о «втором благословении», они перенесли акцент с «сердечной чистоты» Уэсли на «наделение духовной силой для служения», а кроме того, много говорили о божественном исцелении как одном из самых необходимых даров церкви.
Для кесвикского образа мыслей характерно разделение верующих на «плотских» и «духовных», как это сделано в Библии с комментариями С. Скоуфилда (Scofield Reference Bible[en]). «Плотский» или средний, христианин не пребывает в силе Духа и поэтому, живя по плоти, постоянно терпит поражение в следовании Божьим заповедям и нравственной жизни. Некоторые сторонники Кесвикского движения изображают плотского верующего «отчасти христианином». «Духовный», или нормальный, христианин, тем не менее, живёт в силе Духа, постоянно одерживая победу. Авторитетные кесвикские источники утверждают, что «духовными христианами» становятся, когда уже после обращения наступает решающий момент безоговорочной капитуляции, когда верующие без остатка отдаются во власть Христа.
Движение исцеления[править | править код]
История[править | править код]
Здание библейского колледжа в Топике (ок. 1900)
Чарльз Фокс Пархэм[править | править код]
Непосредственное начало пятидесятнического движения связано с Чарльзом Фоксом Пархемом (Charles Fox Parham). Он был священником и, читая библейскую книгу Деяния святых апостолов, пришёл к выводу, что христиане в прошлом обладали секретом, который они утратили. Пархэм прекрасно понимал, что один не сможет найти решение, и никакому отдельно взятому человеку решить данную проблематику[какую?] также невозможно. Он решил организовать Библейскую школу, где он должен стать директором и её учеником, чтобы в таком составе искать этого блага. В г. Топика, штат Канзас, он купил дом «Причуда Стоуна», и написал объявление-приглашение; и на него откликнулись 40 студентов.
В декабре Пархэм должен был уехать на конференцию и дал задание ученикам. По возвращении он обнаружил, что студенты школы, независимо друг от друга читая книгу Деяний, пришли к одному и тому же выводу: в пяти случаях, описанных в Деяниях, когда крещение получили впервые, зафиксировано говорение на языках:
Пархэм предложил молиться о получении от Бога такого крещения со знамением иных языков. На другой день они молились всё утро в собрании до полудня и весь день в особняке стояла атмосфера ожидания. В 19 часов в канун Нового 1901 года студентка Агнесса Озман вспомнила, что в некоторых случаях, описанных в Деяниях, на желавших получить крещение возлагали руки.
Дата 1 января 1901 года стала, таким образом, одной из дат, которую пятидесятники рассматривают как одну из ключевых в истории возникновения своего движения[2]. Они указывают на этот день, как на первый, со времён ранней церкви, когда было взыскано крещение Святым Духом и когда говорения на языках ожидали, как исходного доказательства крещения Святым Духом. Ночью 1 января 1901 года состоялось ставшее известным всему миру служение в Библейской школе в Топеке (штат Канзас). На этом служении студентка школы Ангесса Озман, поверила в своё миссионерское призвание и пожелала получить духовную силу, подошла к преподавателю Чарльзу Пархэму и попросила возложить на неё руки, чтобы она могла принять крещения Духом Святым со знамением иных языков. Пархэм заколебался, ответив ей, что сам не говорит на иных языках. Озман настаивала, и ему ничего другого не оставалось, как в смирении возложить руки на её голову. Позже он так описал этот случай: «Едва я произнёс три дюжины фраз, как слава сошла на неё, сияние как будто окружило её голову и лицо, и она начала говорить на китайском языке и не могла говорить по-английски три дня»[источник не указан 3216 дней].
Пробуждение на Азуза-стрит[править | править код]
Уильям Сеймур, лидер движения Пробуждение на Азуза-стрит
В 1903 году Пархэм переехал в Эльдорадо Спенес, и в его служении произошёл перелом. О нём разнеслась молва, как о бескорыстном человеке. Как утверждают пятидесятники, когда он начал проповедовать и молился за больных, то многие из них действительно исцелялись. Например, на одном из собраний женщина по имени Мери Артур, потерявшая в результате двух операций зрение, после молитвы Пархэма стала видеть.
Миссия на Азуза стрит, 312
Через 5 лет в городе Хьюстон штата Канзас Пархэм объявил об открытии второй школы. В эту школу пришёл Уильям Сеймур (William J. Seymour) — рукоположённый чернокожий служитель. В начале 1906 года Сеймур едет в Лос-Анджелес, где он встречает проповедника Франка Бартлемана (англ. Frank Bartleman), который успел подготовить почву грядущему пробуждению. 9 апреля 1906 года во время одной из проповедей Сеймура слушающие стали переживать состояние, получившее название «крещение Духом Святым». Сеймур открывает Миссию апостольской веры на улице Азуза, 312. Это место на определённое время стало центром пятидесятнического движения. Пробуждение на Азуза-стрит продолжалось 3 года (1000 дней)[источник не указан 3086 дней].
Норвежский священнослужитель епископальной методистской церкви Томас Болл Барратт, познакомившись в США с пятидесятническим учением, принял крещение Духом Святым. Он привёз весть о пятидесятничестве в Европу, Скандинавию и Прибалтику. Самое сильное сопротивление пятидесятничество встретило в Германии. Происходящее на собраниях пятидесятнических проповедников было воспринято как действия сатаны, и, как реакция, члены ряда евангельских церквей в 1910 году составили «Берлинскую декларацию», в которой говорилось, что пятидесятническое движение имеет происхождение не от Бога, а от дьявола. Оно было приравнено к оккультизму. Германия надолго оказалась закрытой для пятидесятнического движения.
Женщины на пятидесятнической службе
В 30-х годах Дэвид Дю Плесси (известный среди единомышленников как «мистер Пятидесятница») встретился с одним известным проповедником-пятидесятником Смитом Вигглсвортом, который сказал ему, что мощное пробуждение, связанное с излиянием Духа Святого, вскоре посетит традиционные церкви, и ему предстоит в нём участвовать. В 1948 году, когда Дю Плесси готовил одну пятидесятническую конференцию, его машина попала под поезд. Он оказался в больнице, где, по его словам, услышал голос Бога: «Время, о котором Я говорил, наступило. Я хочу, чтобы ты пошёл в другие традиционные церкви»[источник не указан 3086 дней].
Так был сделан первый шаг к возникновению харизматического движения[источник не указан 3086 дней].
Пятидесятники-единственники[править | править код]
Среди христиан различного направления, нередко встречаются последователи учения о единственности Бога (Кратко: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой — не есть три разных личности, а один Бог, явившийся во плоти, в лице Иисуса Христа. [ Мф. 1:20, 1Тим. 3:16]). В истории пятидесятничества в России также есть верующие, согласные с таким учением, так называемые «смородинцы» (от фамилии руководителя общины, Смородина). Другие названия: «евангельские христиане в духе апостолов», «единственники».
Численность[править | править код]
В 1995 году Дэвиж Барретт оценивал численность традиционных пятидесятников в 217 млн человек.[3] В посвящённой мировому христианству работе Pew Forum 2011 года численность классических пятидесятников указывалась в 279 млн.[4]