Кто сейчас чубайс и чем занимается
Путин назначил Чубайса на новую должность. Что важно знать
«Назначить Чубайса Анатолия Борисовича специальным представителем президента Российской Федерации по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития», — говорится в указе президента Владимира Путина, который был опубликован вечером 4 декабря.
На момент публикации ни аппарат президента, ни представитель Анатолия Чубайса не дали расширенных официальных комментариев, проясняющих, чем именно будет заниматься экс-глава «Роснано» в новой должности.
Чубайс в ходе своей карьеры уже занимался переговорами с международными организациями: в частности, в 1995–1996 годах он был управляющим от России в Международном валютном фонде и Международном банке реконструкции и развития.
Чем занимается спецпредставитель президента
Статусом специального представителя президента России на текущий момент обладают почти два десятка человек. При этом в администрации президента числятся только два спецпредставителя: Руслан Эдельгериев — советник главы государства, отвечающий за вопросы климата, и спецпредставитель по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.
В то же время не подчиняются непосредственно администрации президента, например, спецпредставитель по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой и спецпредставитель по взаимодействию со Всемирным конгрессом финно-угорских народов Николай Меркушкин.
По словам Дмитрия Пескова, на новой должности Анатолий Чубайс не будет иметь статуса госслужащего и «не будет являться сотрудником администрации президента».
Нередко спецпредставители президента не имели ни аппарата, ни даже кабинета, как Николай Меркушкин (экс-глава Мордовии и Самарской области) или Сергей Шматко (бывший министр энергетики; специальный представитель президента по вопросам международного сотрудничества в области электроэнергетики), отмечает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. «Осталось посмотреть, попытается ли Чубайс насытить это каким-то смыслом или же это просто утешительная позиция», — говорит эксперт.
Как отмечает юрист «Трансперенси Интернешнл — Россия» Григорий Машанов, прямых правовых оснований для существования должности спецпредставителя нет: она не упоминается в Конституции, а в Положении об администрации президента указаны лишь специальный представитель по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта и специальный представитель по вопросам развития торгово-экономических отношений с Украиной.
«Как он будет взаимодействовать с МИДом, сказать сложно, по документам это неясно. Скорее всего, все будет зависеть лично от Чубайса. Он может уйти в тень, например, как ушел [Дмитрий] Ливанов (бывший министр образования стал спецпредставителем по торгово-экономическим связям с Украиной. — РБК), а может быть, он развернет активную деятельность. В любом случае эта должность без особых полномочий. Все будет на авторитете», — рассуждает Машанов.
По его словам, в реестре должностей госслужбы нет понятия «спецпредставитель президента», именно поэтому Чубайс, как и многие спецпредставители, не будет являться госслужащим, хотя подчиняется напрямую президенту. «У спецпредставителей есть большой лоббистский потенциал, при этом они не подают антикоррупционную декларацию, публично не отчитываются», — отметил Машанов.
Как Кремль и сам Чубайс объясняют назначение
Анатолий Чубайс, комментируя в Facebook свое назначение, написал: «Не раз в жизни приходилось заниматься тем, что важно для страны, хотя и не очень приятно для меня. На этот раз, похоже, предстоящее дело по-настоящему значимо для страны и интересно мне лично». Других деталей о новой работе он не привел.
Позже, отвечая на вопрос журналистов об отсутствии указа о назначении Чубайса на новый пост (до появления новости о получении должности спецпредставителя), пресс-секретарь заявил, что «любой человек может заниматься личными проектами, если захочет». «На этот вопрос может ответить лишь президент», — добавил он.
Алексей Кудрин, которого Чубайс в середине 1990-х пригласил в администрацию президента, после официального объявления о назначении пожелал ему в Twitter удачи. «Не в первый раз за 30 лет Анатолий Чубайс берется за тему будущего и делает ее темой настоящего. Удачи, Анатолий Борисович, и устойчивого развития», — написал он.
Чем может заниматься Чубайс в новой должности
Цели устойчивого развития (ЦУР), о которых говорится в указе президента о назначении, прописаны в документах ООН. Всего их 17, и достижение этих целей планируется к 2030 году. Среди них ликвидация нищеты, голода, достижение гендерного равенства, борьба с изменением климата. В июне 2020 года Россия представила в ООН первый добровольный обзор того, как достигаются цели устойчивого развития в стране и как она будет двигаться в этом направлении до 2030 года. Его готовили Минэкономразвития, МИД, Росстат и Аналитический центр при правительстве. Перед этим свой анализ провела Счетная палата. Она заключила, что система госуправления в России «в целом способствует реализации повестки устойчивого развития», но есть проблемы. В частности, отсутствуют механизмы разделения ответственности за эти цели, непосредственно за комплексную их реализацию формально не отвечает никто. На сайте Росстата есть специальный раздел, посвященный достижению ЦУР, но в федеральный план статистических работ включены только 43% целевых показателей. В глобальном рейтинге стран ООН по степени достижения ЦУР Россия занимает 57-е место (выше помещены Киргизия, Украина, Китай, Азербайджан). В ООН уже заявили, что «с нетерпением» ждут работы с Анатолием Чубайсом, сообщил представитель генсекретаря ООН Стефан Дюжаррик.
До сих пор ЦУР занималось Минэкономразвития. Оно же отвечает за выработку госполитики во внешнеэкономической сфере, следует из описания его деятельности. В частности, Минэкономразвития ответственно за экономическое сотрудничество в рамках ВТО, СНГ, БРИКС, АТЭС и ШОС. РБК направил запрос в министерство.
Назначение Чубайса на должность спецпредставителя оказалось неожиданностью даже для многих опрошенных РБК высокопоставленных чиновников, в том числе из правительственного экономического блока. Один из собеседников на вопрос РБК, не будет ли у Чубайса пересечений в полномочиях, например, с Минэкономразвития, ответил лишь, что «такой должности раньше не было, надо дождаться, какие полномочия будут закреплены за новым спецпредставителем». Вопросами ЦУР также занимаются Минэнерго (не ответило на запрос на момент публикации) и Минприроды (отказалось от комментариев).
Как рассказал РБК старший эксперт Центра перспективных управленческих решений Олег Шакиров, в мировой практике есть похожие примеры назначения спецпредставителей по ЦУР. Например, посол по Повестке дня до 2030 года есть у Швеции, также можно вспомнить, что в будущей администрации Джо Байдена специальным представителем по климату будет бывший госсекретарь Джон Керри, а эта тема во многом пересекается с ЦУР.
«ЦУР содержат 232 показателя, касающихся разных аспектов социальной, экономической и экологической сфер. При этом повестка ЦУР не предполагает единого подхода: каждая страна может сама определить свои приоритеты и конкретные цели, к которым она будет двигаться к 2030 году», — говорит Шакиров.
По его словам, назначение Чубайса специальным представителем президента по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития объясняется стремлением наладить межведомственную координацию и придать особый статус диалогу с международным сообществом.
«Конечно, это [назначение] не синекура. Но и нельзя сказать, что с его назначением Россия получает еще одного переговорщика с Западом, ведь он одинаково близок и западным, и российским элитам. Если посмотреть повестку по климату, которую продвигал Чубайс, то он выглядел скорее представителем Запада в России. Чубайс традиционно двигал историю о максимальной интеграции в западную повестку, причем опережающими темпами», — сказал РБК президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко.
От «во всем виноват» до единорога: как строилась карьера Анатолия Чубайса
В марте 1990 года на местных выборах в Ленинграде демократический блок одержал победу над коммунистами. Депутаты Ленсовета обратились к молодому экономисту, организатору и руководителю ленинградского клуба «Перестройка» Анатолию Чубайсу с просьбой стать зампреда исполкома и руководителем комиссии по экономической реформе.
«Это был очень интересный период в моей жизни. основные усилия мои были направлены на создание в Ленинграде свободной экономической зоны. Идею выдвинул Анатолий Собчак, председатель Ленсовета. Я к ней на первых порах относился скептически, но потом жизнь нас поставила перед фактом: 1990 год, экономика развалена, полный коллапс товаропотоков, магазины пустые, очереди дикие. Надо было что-то делать. к идее создания зоны я в конце концов склонился и стал ею заниматься всерьез», — рассказывал Чубайс в книге «Приватизация по-российски». Однако из-за отсутствия реальных шагов прорывной по тем временам идее не суждено было реализоваться. После назначения Собчака мэром его отношения с Чубайсом изменились и последнего «вежливо отстранили», оставив главным экономическим советником и президентом международного центра социально-экономических исследований. Чубайс говорил, что его «потеснили, оставив символическую должность экономического советника»
В карьере Чубайса немалую роль сыграло назначение премьер-министром Егора Гайдара: с ним Чубайс был знаком еще с 1980-х годов, периода привлечения экономистов из Ленинграда к работе комиссии Политбюро по совершенствованию управления народным хозяйством. В 1991 году Чубайс возглавил Госкомимущество, а в 1992 году стал вице-премьером. Он вошел в историю России, как человек, который провел масштабную приватизацию. Изначально была разработана идея открытия именных приватизационных счетов, но Чубайс предложил ваучерную приватизацию.
Президент Борис Ельцин 14 августа 1992 года подписал указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ», назвав чек «билетом в свободную экономику для каждого из нас». Всего было выпущено 140 млн ваучеров на 1,4 трлн руб., их можно было продавать, дарить, обменивать, завещать, вкладывать в паевые и чековые инвестиционные фонды. Основной целью должно было стать формирование слоя предпринимателей и помощь развалившейся экономике. Чубайса критикуют за то, что массовая приватизация привела к покупке предприятий красными директорами и их людьми. 30 июня 1994 года ваучерная приватизация была завершена. Чубайс заявлял, что государственной власти приходилось «выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом». «Приватизация в России до 1997 года вообще не была экономическим процессом. Она решала главную задачу — остановить коммунизм. Эту задачу мы решили», — объяснял Анатолий Чубайс
Чубайс занял пост вице-премьера еще в самом первом правительстве России — когда председателем кабинета министров был сам Борис Ельцин. Сохранил он свой пост и в правительстве Виктора Черномырдина. В ноябре 1994 года он стал уже первым вице-премьером — куратором финансово-экономического блока. На тот момент в правительстве уже был один первый замглавы кабмина — близкий к влиятельному руководителю службы безопасности президента Александру Коржакову Олег Сосковец.
Тогда же Чубайс возглавил Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку. Ее анонсированная функция — сделать рынок источником капиталовложений в российскую промышленность в условиях сокращения бюджетных инвестиций. С именем Чубайса, как писал «Коммерсантъ Власть», за единственный его полный год в должности был связан «феномен реабилитации государства в глазах российского бизнеса и мыслящей части общества». Правительство ввело валютный коридор для рубля (4300–4900 неденоминированных рублей за доллар) и взяло под контроль инфляцию (с начала года месячная инфляция снизилась с 17,8 до 3,2%)
В тот период Чубайсу приходилось и «работать в полях». В интервью «Эху Москвы» он вспоминал, что одной из главных задач на момент его назначения первым вице-премьером было «остановить забастовки». С этой задачей связана, по словам Чубайса, одна из самых драматических историй в его жизни, когда ему пришлось поехать на одну из бастующих шахт и там — «ползти в черной пыли» по штреку, а потом выступать в актовом зале перед несколькими сотнями шахтеров. «Значит так, разговор простой и ясный. У вас 26 требований. Поехали по каждому. Требование № 1 не выполним никогда ни при каких условиях. Забыли о нем. Не обсуждаем. Два — не выполним никогда. Никто этого не сделает. Три — кто пообещает, что выполнит, соврет. Этого не будет. Четыре — выполним полностью, на 100% в течение пяти суток. Пять — выполним тогда-то, шесть — тогда-то, семь — не выполним, восемь… Точка, — вспоминал свою риторику Чубайс. — В таком режиме с ними можно разговаривать, но тогда ты должен отвечать за базар».
Работать первым вице-премьером Чубайсу пришлось сравнительно недолго — он был отправлен в отставку в январе 1996 года, вскоре после провальных для провластного общественно-политического движения «Наш Дом — Россия» парламентских выборов (НДР тогда набрало только 10% голосов, а «Демократический выбор России», в котором состоял Чубайс, и вовсе менее 4%). Причину Борис Ельцин увидел в промахах в экономической политике, которую курировал первый вице-премьер. В книге «Президентский марафон», которая вышла в 2000 году, Ельцин характеризует эту отставку уже несколько по-другому: «Чубайс был с треском уволен из правительства, в очередной раз группа Коржакова — Сосковца сумела меня с ним поссорить»
В 1996 году Чубайс возглавил избирательный штаб Бориса Ельцина на президентских выборах. И если в начале года рейтинг главы государства составлял около 4%, то к июню удалось не только сократить отставание от считавшегося фаворитом гонки Геннадия Зюганова, но и одержать в итоге победу во втором туре. Чубайс позже рассказывал, что идея его привлечения к кампании принадлежала дочери президента Татьяне Дьяченко.
В марте 1997-го Чубайса на посту главы президентской администрации меняет будущий президентский зять Валентин Юмашев. Сам Чубайс возвращается в правительство, где помимо кресла первого вице-премьера получает портфель министра финансов. «Чубайс рвался обратно в экономику, на посту главы администрации он работал хорошо, но всегда говорил: «Это не мое», — вспоминал Борис Ельцин. Вместе с Чубайсом на пост первого зампреда правительства был назначен нижегородский губернатор Борис Немцов. В период работы Чубайса Россия договорилась с Лондонским клубом кредиторов о реструктуризации долга, была повышена бюджетная дисциплина, разработан Налоговый кодекс. В 1997 году Чубайс получил престижную награду от журнала Euromoney как лучший министр финансов.
В РАО «ЕЭС России», созданное в результате приватизации региональных энергосистем, Анатолий Чубайс пришел буквально через пару недель после своего ухода из правительства. На тот момент перед компанией остро стояла проблема неплатежей — задолженность на начало 1998 года превышала 100 млрд руб., рассчитывались в основном не деньгами, а по бартеру (эту проблему к 2001 году удалось решить). В ходе реформы РАО «ЕЭС», которую курировал Чубайс, к генерирующим и сбытовым компаниями открыли доступ для частных инвестиций. Было проведено 18 IPO генерирующих компаний, в ходе которых привлекли около 1 трлн руб. После завершения реформы РАО «ЕЭС России» было ликвидировано — курировать энергетику стало Минэнерго
В 2008 году, вскоре после ликвидации РАО «ЕЭС России», Чубайс указом президента Дмитрия Медведева был назначен главой госкорпорации «Роснанотехнологии», которая впоследствии была преобразованa в АО «Роснано». На этот пост Чубайс пришел вместо Леонида Меламеда, с которым работал в РАО «ЕЭС».
«Конечно, провалов у нас было много, в том числе хорошо известный — наберите в интернете «планшет Чубайса», — вспоминал топ-менеджер (речь идет об электронном ридере Plastic Logic, который в 2011 году Чубайс показал Владимиру Путину и который со временем планировалось заменить традиционные школьные учебники). Тяжелейшим провалом Чубайс называл проект производства поликристаллического кремния «Нитол».
«В моем понимании венчурный бизнес и инновационная экономика в целом без государства вообще невозможны, это давно уже забытые убогие либертарианские иллюзии, не существующие нигде в мире», — говорил Чубайс, выступая в бизнес-школе «Сколково» в начале 2020 года. При этом, объяснял он, государство должно участвовать в венчурном бизнесе как якорный инвестор, в то время как, например, государственный венчурный фонд — это «неработоспособная история»
Анатолия Чубайса отправили в отставку с очередной должности в феврале 2021 года
Что известно об увольнении Анатолия Чубайса из РСПП в феврале 2021 года
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин сообщил широкой общественности, что Анатолий Чубайс был снят со всех постов и теперь продолжит свою деятельность в организации в качестве консультанта.
Вместе с этим Шохин рассказал о причинах, побудивших его провести голосование, в ходе которого было решено отправить Чубайса в отставку. Он заявил, что тот руководствуется жёсткими мерами и позицией, что не подходит для всех членов РСПП.
Александр Шохин резюмировал, что организация вместе с Чубайсом пришла к общему решению: он продолжит взаимодействовать с союзом лишь в качестве консультанта.
Стоит отметить, что сам Анатолий Чубайс в январе 2021 года публично рассказывал о своих намерениях покинуть все посты в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Отечественные эксперты предполагают, что данное обстоятельство может быть связано с постановлением правительства о его уходе из государственной корпорации «Роснано», где он работал в 2008 года.
Согласно официальной информации, на смену Чубайсу пришёл первый заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Сергей Куликов. В свою очередь у Анатолия Чубайса сменилась должность. По состоянию на февраль 2021 года он является специальным представителем главы Российской Федерации по устойчивому развитию.
Отечественные эксперты отметили, что под определение «устойчивого развития», которое было дано Организацией Объединённых Наций (ООН), подразумевается обеспечение будущего молодёжи и удовлетворение потребностей современного поколения таким образом, чтобы это не вредило остальным. Но кандидатура Анатолия Чубайса не является подходящей для данной должности, так как она требует заботы о молодых гражданах Российской Федерации.
Анатолий Чубайс назвал углеродный налог грубой ошибкой действующей власти
В январе 2021 года российский политический и хозяйственный деятель Анатолий Чубайс высказался по поводу углеродного налога, назвав его «грубейшей» ошибкой. Данное заявление прозвучало в рамках Гайдаровского форума, где обсуждалось, что российские предприниматели обязаны уплачивать налог в бюджет европейских государств. Чубайс заявил, что подобное обстоятельство говорит о беспомощности и слабости российской власти, допустившей случившееся.
Он резюмировал, что Европейский Союз (ЕС) ввёл трансграничный налог, который будут платить и российские бизнесмены, так как нефть и газ будут облагаться налогами во время экспорта. Грубость ошибки заключается в том, что данные средства не будут обогащать правительство, а пойдут на пользу другим государствам. Анатолий Чубайс заявил, что правительству необходимо было заниматься коммерциализацией, когда было время.
Какие губернаторы и главы регионов могут уйти в отставку в 2021 году
Помимо Анатолия Чубайса, в 2021 году могут уйти в отставку несколько российских губернаторов. На основании исследования, которое было проведено Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК), выяснилось, какие главы регионов имеют низкий рейтинг. По мнению экспертов, это может являться основанием для отставки того или иного руководителя.
Риск существует для 8 губернаторов из различных регионов Российской Федерации. Наиболее вероятным кандидатом на отставку является Сергей Морозов, губернатор Ульяновской области с 2005 года. По состоянию на 2021 год его полномочия истекают, после чего произойдут перевыборы главы региона. Также в данный список на отставку могут попасть:
Согласно данным, которые были опубликованы Агентством политических и экономических коммуникаций, вероятность ухода в отставку у каждого из руководителей разная.
Вместе с этим стало известно, какие главы регионов не будут уволены в 2021 году из-за нулевой или крайне-малой вероятности. Таковыми являются:
В какую ловушку Анатолий Чубайс ведёт Россию?
Запад пытается навязать России так называемую «зелёную повестку». Если наша страна примет правила, написанные глобалистами, это приведёт к многомиллиардным потерям для экономики.
Внедрять западные ESG-принципы стали «наши» системные либералы под руководством Анатолия Чубайса. Активно пытаются следовать западным заветам и некоторые отечественные компании, в том числе государственные. Доходит до смешного: некоторые металлурги собираются создавать свою продукцию с использованием ветряных и солнечных электростанций, якобы в этом случае не образуется углеродный след. Хотя, казалось бы, чем хуже атомные или гидроэлектростанции, которые также имеют нулевые выбросы?
Фронтмен со знаменем «зелёной повестки»
А ведь такое навязывание «западных правил» создаёт угрозу развитию нашей экономики, поскольку мы перестаём пользоваться собственным конкурентным преимуществом в виде дешёвых природных ресурсов.
Примерно с конца лета текущего года все ринулись внедрять эти ESG-принципы и бороться с углеродным следом с таким азартом, словно что-то новое внезапно произошло. Всё чаще говорит об этом и экс-глава Роснано Анатолий Чубайс:
Сегодня у серьёзных экономистов есть прямые системы доказательств, что концепция коричневого роста, то есть роста в рамках существующей энергетической парадигмы, неработоспособна. Поэтому картинка гораздо более жёсткая. Либо переход к зелёному росту, который будет непростым, и не надо думать, что это сплошное счастье всем, либо последовательная потеря позиций страны в целом и соответствующие последствия. У страны не будут покупать больше угля, даже если сырьё очень хорошее, а поставщики – очень профессиональные. Просто потому, что мир будет от угля отказываться. Поэтому, если страна хочет роста пенсий, зарплат бюджетников, современного вооружения для армии и роста её роли в мире, коричневый рост больше невозможен.
Эту тенденцию в программе «Без цензуры» ведущий Никита Комаров обсудил с экспертом по энергетической безопасности Финансового университета при правительстве России Станиславом Митраховичем.
Никита Комаров: По словам фронтмена «зелёной повестки», коричневый рост более невозможен. Насколько его слова соответствуют действительности?
Станислав Митрахович: Конечно, это, с одной стороны, может показать будущее. Но, с другой стороны, можно было бы и самолично продемонстрировать успехи в области не коричневого, а зелёного роста. Вот, например, только что были новости о проблемах Роснано, когда госкорпорация чудом избежала банкротства по некоторым из своих долговых обязательств…
– И то только потому, что государство прикрыло эти облигации, спасая Роснано.
С.М.: Совершенно верно, это квази-суверенный долг. И если Роснано не сможет заплатить, будет платить Росимущество. Когда Роснано создавалось, оно было госкорпорацией, теперь это государственное акционерное общество.
В своё время Анатолий Борисович говорил, что можно создать новый «Газпром» по объёмам экспорта, но поставлять уже не природное сырьё, а высокотехнологичную продукцию, связанную нанотрубками и всеми остальными вещами. Но вместо успехов, как у «Газпрома», по объёмам выручки и прибыли, мы увидели перспективу банкротства Роснано.
– Но они же убеждают: это наше будущее, мы обязаны сейчас развивать эти технологии, чтобы у нас не было отставания. При этом Чубайс и его соратники по «зелёной повестке» заявляют, что мы должны обязательно вкладываться в возобновляемую энергетику. Производить оборудование, строить солнечные электростанции, ветряки. И когда в прошлом году, или в этом году правительство сократило субсидирование возобновляемых источников энергии в два раза, он назвал это чуть ли не катастрофой: мы же не построим солнечных батарей, и что вообще будет с нашей экономикой?
С.М.: Для таких компаний, в том числе тех, которые связаны с Чубайсом, а он у нас руководитель одной из ассоциаций возобновляемой энергетики в России, хорошо получить бы, конечно, субсидию на эти проекты. Или, например, предложить новый формат договоров на поставку мощностей, который будет предполагать повышенную ставку рентабельности для таких проектов. А покупатель, системный оператор, например, будет вынужден платить больше за эту энергию.
Соответственно, тот, кто инвестировал в эти возобновляемые источники, будет получать уже гарантированную доходность, причём она окажется гораздо выше, чем та, которую можно получить где-нибудь в Европе.
За последние несколько недель были заявления со стороны того же самого системного оператора, что они несчастливы от подобной ситуации. Слишком сложно стало администрировать увеличивающуюся долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ), например, на юге России. Потому что, когда падает производство на этих станциях, приходится их замещать другими станциями. А когда, наоборот, погодные условия подходят, то приходится кого-то отключать.
А кого отключать? Того, кто тоже инвестировал, но в обычные источники энергии. Это становится сложно администрировать даже в очень богатых странах вроде Дании, где денег куры не клюют, и они могут делать любые источники энергии. У нас это проблема. Это уже открыто заявляется.
Поэтому для нас подобный рост будет очень проблемным, если мы идём путём заимствования у стран, отличающихся от нас и по доходам, и по инфраструктуре, и которые сами, кстати, попали в эти ловушки. Потому что сейчас рост стоимости электричества в Европе увеличился за последнее время в три раза. Так ли это хорошо для европейского населения? Так ли это хорошо для европейской промышленности? Ещё зима покажет, как говорится.
Зачем строить ветряки, а не гидроэлектростанции?
– А вообще, есть смысл строить ветряки и солнечные батареи? Если вы хотите избавиться от углеродного следа так называемого, есть гидроэлектростанции, есть атомные электростанции. В конце концов, есть газ и водород. Газ вообще минимально выделяет, а водород и вовсе не имеет углеродного следа. Почему они не говорят об этих источниках энергии? Вот обязательно нужно ВИЭ – солнечные электростанции и ветряки.
С.М.: На самом деле солнце и ветер можно использовать там, где это удобно делать. А пытаться приучить к этому везде просто смешно. Возьмите Санкт-Петербург, в котором темно чаще, чем постоянно. Может промышленность Петербурга использовать солнечную электроэнергию так же эффективно, как солнечная станция где-нибудь на юге Европы или в Техасе? Это же абсурд.
Что касается крупных гидроэлектростанций и атомки. Как раз Анатолий Чубайс – один из ответственных за переговоры с Европейским союзом по поводу того, чтобы они нам засчитали эту энергию в качестве низкоуглеродной и это было бы частью нашего соглашения по их планам ввести пограничный углеродный налог, который они собираются взимать с наших производителей с 2026 года.
Точнее, платить станут европейские импортёры, перекладывая эту плату на своих контрагентов – поставщиков металлов, удобрений и другой продукции, в том числе и из России. И вот Анатолий Чубайс, если бы хотел показать свой успех, мог бы сказать: вы знаете, мы договорились, чтобы наши атомные станции и крупные гидростанции засчитывались. Но этого не происходит.
– Я почти уверен, что он скажет: мы добились того, что солнечные батареи и ветряки будут засчитываться.
С.М.: Это нам и Европейская комиссия обещает засчитать. А нам надо, чтобы у нас 20 процентов атома и 20 процентов крупных гидро засчитали, если действительно идёт борьба с выбросами СО2. Но они этого делать не хотят, они требуют: «платите денежки».
Цены «зелёных» рисков для отечественной экономики
К беседе в студии по скайпу присоединился экономист Антон Любич.
– Антон, на ваш взгляд, в свете этой наступающей «зелёной повестки», насколько велики риски для нашей экономики в том случае, если наши компании начнут массово инвестировать в зелёные технологии. Ведь их эффективность ещё не до конца доказана применительно к нашей стране. Мы пока не понимаем, что нам действительно необходимо сделать для решения реальных экологических проблем, а не для выполнения тех правил, которые на Западе написаны. Действительно придётся инвестировать в эти отрасли, вместо того чтобы вкладывать средства в развитие экономики? Как вы оцениваете подобную угрозу?
Антон Любич: Я её оцениваю в 14,5 миллиарда рублей – именно столько составил размер банкротства группы «Нитол», в которую Роснано проинвестировал порядка 5 миллиардов рублей, создав тем самым огромную экологическую проблему в Усолье-Сибирском Иркутской области. Там собирались делать поликристаллический кремний для солнечных батарей, а вместо этого закончили огромным заражением почвы и, соответственно, выездом Мишустина на место, чтобы разбираться со всеми этими последствиями. Вот примерно так у нас занимаются «зелёной энергетикой».
– Это всего лишь один пример.
А.Л.: Да, это один, но довольно яркий пример, как некоторые люди, любящие поговорить о «зелёной энергетике», в реальности ею занимаются. И если освободить от словесной шелухи всё то, что нам говорится, что останется лишь попытка изъять у России деньги и переложить их в европейские карманы. Это обычный подход, который ничем не отличается от десятков других подобных инициатив. И с этими инициативами нужно разбираться таким же образом, как со всеми другими.
– Получается, что нам эта «зелёная повестка» целенаправленно навязывается только ради того, чтобы содрать с нас побольше этой ренты, которую мы и так платим благодаря политике системных либералов – отправляя за границу наши резервы, вкладывая их в иностранную валюту. А теперь будем ещё «зелёные налоги» платить и закупать у них технологии, которые нам не очень-то нужны?
А.Л.: Всё предельно просто. Когда говорят о реальных «зелёных инициативах», то под этим надо подразумевать другое. К примеру, чтобы «Норильский никель» поставил у себя нормальные защитные системы, предусмотренные русским законодательством, а не создавал все условия для очередного техногенного ЧП, когда половина автономного округа оказывается залитым соляркой. Вот тогда бы мы увидели реальную «зелёную инициативу». И к «зелёному налогу» из Европы это никакого отношения не имеет.
Нам надо решать экологические проблемы, а не думать об углеродном следе
– Я согласен с тем, что у нас есть реальные экологические проблемы. В некоторых регионах воду пить из-под крана невозможно – нет чистой воды. Угольная пыль засоряет Кузбасс, порты Дальнего Востока, отмечаются огромные выбросы с нефтеперерабатывающих заводов. Может, давайте сначала эти проблемы решим, а потом уже об углеродном следе будем думать?
С.М.: Нас часто пытаются убедить в том, что слова «экология» и «климат» надо воспринимать как синонимы. Но это не одно и то же. И даже если мы признаем, что антропогенный фактор провоцирует потепление, придётся понять: не всё, что связано с экологией, имеет отношение к климату.
Угольная пыль, проблемы с водой, с мусором. Я не сомневаюсь в том, что лет через 20-30 основной нашей проблемой будет огромное количество мусора, в том числе и электронного, связанного с теми же солнечными батареями.
«Норильский никель», «Русал» выпускают финансовые инструменты, которые называют зелёными, потому что они предлагают, что в процессе производства продукции, к которой привязан финансовый инструмент, было меньше выбросов СО2.
С.М.: Но посмотрите на Норильск – это один из самых загрязнённых городов на земле. Люди, которые там живут, я думаю, в гораздо меньшей степени обеспокоены тем, чтобы их работа была как-то связана с меньшими выбросами СО2, чем с необходимостью решать экологические проблемы в Норильске. У нас есть история с городом Красноярском, где чёрное небо. Но экологическую проблему Красноярска надо решать с помощью газа, а не солнечных батарей.
Про мусор я вообще уже не говорю. Это просто позор. У нас люди хоть окурки из окон машин выкидывают, хоть старую технику, которую можно только утилизировать по определённой процедуре.
То есть у нас есть огромные экологические проблемы, которыми надо заниматься, а не подменивать их «зелёной повесткой». Конечно, те, кто продаёт бумаги «Норильского никеля», с радостью скажут: о, теперь «Норильский никель» даже на Западе признаётся. Но людям, которые живут в Норильске и видят все существующие экологические проблемы, от этого не легче.
У нас есть в стране угольная стратегия до 2035 года. Основы этой стратегии – рост экспорта угля в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и прежде всего Китай. «Китай крупнейший в мире рынок угля, необъятный, гигантский, сооружаются новые угольные электростанции, давайте экспортировать туда», – вписали мы в стратегию, утверждённую год назад. Теперь берём в руки факты. Заявление Си Цзиньпина 22 апреля этого года на Глобальном климатическом саммите. Извините, цитирую по памяти, но за смысл ручаюсь: с 2021-го Китай берёт под жесточайший контроль любой прирост объёма потребления угля, а с 2025 года Китай начинает сокращение абсолютного объёма потребления угля в стране. Наша стратегия провалилась. Она неработоспособна, она не может быть реализована в этой ситуации. Дальше мы можем продолжать закрывать глаза и говорить, что нам нужно бороться с угольной пылью. Только есть вещи, на которые мы можем повлиять, а есть вещи, на которые мы не можем повлиять. Мы не можем повлиять на китайскую климатическую политику. Она определялась без нас, мы можем увидеть её и адекватно отреагировать или чем дальше, тем дальше закрывать глаза, продолжая на всей скорости двигаться в сторону бетонной стены. И вот тогда действительно придётся ответить шахтёрам Кузбасса, Донбасса, шахтёрам Сахалина, шахтёрам Воркуты, Челябинска и всех других угольных регионов. О чём вы думали раньше, товарищи начальники, спросят нас.
Я думаю, что под этим предлогом люди, подобные Чубайсу, хотят нам сказать, что не нужно развивать угольную отрасль, не нужно развивать транспортную инфраструктуру, не нужно вообще этим заниматься, поскольку якобы через несколько лет уголь покупать не будут. Но ведь простые цифры и прогнозы это опровергают. Уголь будет востребован как минимум до 2050 года, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на что направлено строительство нашей транспортной инфраструктуры.
С.М.: Относительно планов на перспективу есть две разные точки зрения. Скажем, что они предлагают в качестве альтернативы для тех регионов, которые сейчас зависят от экспорта угля? Что конкретно в этом направлении сделали в Роснано, они предложили производство каких-товаров? Есть какие-то результаты, кроме банкротства Роснано? В этом главный вопрос: какую альтернативу они предлагают Воркуте или Кузбассу? Есть она или всё это только слова?
Что касается долгосрочных планов. Будущее как бы не предопределено, всякое может произойти. Когда Украина и Польша, скажем, подписали документ, что они в 2024 году откажутся от угля, то Украина сделала это, как говорится, «не отходя от кассы»: там сейчас угля не хватает катастрофически.
А в Европе, где «продвинутые страны» сейчас бегают по рынку и просят: Россия, поставьте нам уголь, из-за чего, кстати, цена на него растёт уже внутри России. Есть регионы, да в том же Кузбассе, где уже жалуются на нехватку угля для населения маленьких городов, потому что весь он уходит на экспорт.
Или вот ещё одна новость: в Швеции запустили очередную электростанцию на мазуте, потому что уголь не успели закупить. Что касается китайцев, то они про будущее могут обещать всё что угодно. А если говорить про текущую ситуацию, то в прошлом году Китай ввёл в эксплуатацию угольные электростанции, в три раза большие по мощности, чем весь остальной мир вместе взятый. Могут они это поменять через несколько лет? Подождём, увидим.
В Китае тоже попытались снизить потребление, сохранив одновременно темпы роста и качество жизни. Однако выяснилось, что двух этих целей одновременно достичь невозможно. Если вы ограничиваете выбросы СО2 и снижаете потребление угля, то в результате у вас некоторые торговые центры будут закрываться в 4 часа дня, а работу промышленных предприятий придётся сократить. Именно так случилось в Китае в октябре.
– Электроэнергии не хватало?
С.М.: Электроэнергия стала дорогой, её физически не хватало. После чего центральное правительство поменяло свою точку зрения, сделало поблажки по регулированию выбросов, дало команду своим угольным компаниям максимизировать добычу и закупать по всему миру уголь. Можно, конечно, рассуждать, что через какое-то время там ситуация сложится иначе. Но если мы в этом уверены, то где наша альтернативная стратегия?
Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.