Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция

Презентация по Новой истории на тему»Либералы, консерваторы и социалисты».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Смотреть фото Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Смотреть картинку Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Картинка про Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Фото Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция

Описание презентации по отдельным слайдам:

Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство.

План: Каким быть обществу? Разрешено все, что не запрещено. Сохранять традиционные ценности. Почему появились социалистические учения? «Золотой век человечества не позади нас, а впереди». Карл Маркс и Фридрих Энгельс о путях преобразования общества. Эдуард Бернштейн и рождение ревизионизма. Анархизм.

В XIX веке оформились три основных общественно-политических учения: либерализм, консерватизм и социализм. Философов – мыслителей XIX в., как и философов в прежние века, волновали вопросы: как развивается общество? Что предпочтительнее – революция или реформа? Куда движется история? Какими должны быть отношения между государством и личностью, личностью и церковью, между новыми классами – буржуазией и наемными работниками?

Уильям Гладстон (1809-1898) В 70-е гг. XIX века – «новые либералы» Государство должно проводить реформы для избежания революций – в интересах беднейших слоев населения Уильям Гладстоун (1809-1898)

1 апреля 1815, Шёнхаузен — 30 июля 1898, Фридрихсру Отто фон Бисмарк

Берегитесь всегда строить воздушные замки, эти постройки легче всех других возводятся, но тяжелее всего разрушаются. *** Великие вопросы времени решаются не постановлениями большинства, а лишь железом и кровью! *** Все мы — народ, и правительство — тоже. *** Глупость — дар божий, но не следует им злоупотреблять. *** Горе тому государственному деятелю, который не позаботится найти такое основание для войны, которое и после войны еще сохранит свое значение. *** Даже победоносная война — это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народов. *** Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах русских… Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединяются друг с другом, как частицы разрезанного кусочка ртути…

Сен-Симон Клод Анри де Рувруа (1760—1825), граф, французский мыслитель, социалист-утопист. Он был убеждён, что общество, как и природа, подчиняется непреложным закономерностям развития и историческая наука должна изучать законы истории, так же как естествознание — законы природы. Общественный строй определяется философией данной эпохи, и естественная смена общественных систем связана с прогрессом научных знаний, морали и религии.

Шарль Фурье представлял будущее общество как объединение тружеников (фаланги), в котором бедняки вкладывают свой труд, капиталисты необходимые средства, а учёные – талант. Все доходы распределяются в соответствии с величиной вложенного «труда и таланта». Каждому человеку гарантируется жизненный минимум, фаланга предоставляет своим членам школы, театры, библиотеки, организует праздники. Шарль Франсуа-Мари Фурье (1772-1837).

5 мая 1818, Трир — 14 марта 1883, Лондон) Карл Маркс – родился в Германии (город Трире), в семье адвоката, получил прекрасное образование, получил диплом доктора философии. Стал редактором демократической «Рейнской газеты».

Марксизм. Суть теории К.Маркса заключалась в следующем: с течением времени обнищание народа будет усиливаться, а богатство буржуазии возрастать; это приведёт к обострению классовой борьбы; в высокоразвитых странах победит социалистическая революция, установится диктатура пролетариата (власть рабочих), произойдёт отмена частной собственности, сопротивление буржуазии будет сломлено. Детального описания будущего коммунистического общества в марксизме нет, указываются лишь его общие черты: установление политических свобод, равенство в правах, участие работников в управлении предприятиями, обязанность государства регулировать экономику для обеспечения социальных прав всех граждан. К.Маркс указывал, что в новом обществе человек получит возможности для всестороннего гармоничного развития.

Бакунин Михаил Александрович Наиболее ярким представителем этого сверх радикального варианта перехода к социализму был один из основателей анархического социализма М.А. Бакунин.

Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Смотреть фото Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Смотреть картинку Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Картинка про Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Фото Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Смотреть фото Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Смотреть картинку Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Картинка про Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Фото Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Смотреть фото Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Смотреть картинку Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Картинка про Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Фото Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Смотреть фото Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Смотреть картинку Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Картинка про Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Фото Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция

Номер материала: ДБ-013682

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Смотреть фото Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Смотреть картинку Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Картинка про Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Фото Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Смотреть фото Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Смотреть картинку Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Картинка про Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Фото Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция

Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки

Время чтения: 1 минута

Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Смотреть фото Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Смотреть картинку Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Картинка про Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Фото Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Смотреть фото Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Смотреть картинку Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Картинка про Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Фото Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Смотреть фото Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Смотреть картинку Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Картинка про Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Фото Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция

Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж

Время чтения: 2 минуты

Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Смотреть фото Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Смотреть картинку Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Картинка про Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция. Фото Кто считал что в высокоразвитых странах победит социалистическая революция

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

История. 9 класс

Индивидуальная свобода человека,
своевременное проведение реформ.

Уничтожение частной собственности
и установление равноправия.

Сохранения старых порядков
и традиционных ценностей.

Укажите верные утверждения.

Одной из составных частей марксизма является теория социалистической революции.

Консерваторы провозглашали принцип разделения власти на исполнительную,
законодательную и судебную.

Социалисты-утописты мечтали об устройстве справедливого общества.

Сторонники консервативного учения считали, что государство не должно быть сильным.

Укажите правильный ответ.

Как называется учение, согласно которому социализм может победить в результате экономических и социальных реформ проведённых парламентом?

Укажите правильный ответ.

Согласно теории социалистической революции, со временем обнищание народных масс
будет возрастать, а богатство буржуазии увеличиваться, это приведёт к обострению…

Укажите правильный ответ. Либерализм – это…

учение, которое обосновывает необходимость сохранения старых порядков и традиционных ценностей.

учение, в котором говорилось о необходимости превращения частной собственности в государственную собственность и защите государством общественных интересов.

учение, провозглашающее право человека на жизнь, свободу, собственность, на равенство всех перед законом, на свободу слова, печати, собраний, на участие в решении государственных дел.

Источник

Материалы к уроку истории на тему: Становление индустриального общества в начале XX века

Материалы к уроку истории

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку истории на тему: Становление индустриального общества в начале XX века»

Тема урока: Становление индустриального общества в начале XX века

1. Новые явления в экономике

На рубеже XIX-XX веков самые раз­ви­тые по эко­но­ми­че­ско­му по­тен­ци­а­лу дер­жа­вы мира стали всту­пать вступает в эпоху модернизации.

Модернизация – переход от традиционного аграрного общества к индустриальному.

Это было свя­за­но со всё более на­би­рав­шей обо­ро­ты про­мыш­лен­но­стью, ко­то­рой требовались новые рынки сбыта, уве­ли­че­ние ма­те­ри­аль­но-ре­сурс­ной базы и т.д. Капитализм всту­пил в свою наи­выс­шую ста­дию – им­пе­ри­а­лизм, когда особенно усиливается неравномерность развития государств и растет их агрессивность.

— концентрация производства и капитала и образование монополий (монополистических объединений).

Виды монополистических объединений:

Картель – объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании: сбыт (самый простейший вид монополии). Объединения предприятий не происходит, каждое предприятие работает как и раньше. Просто между собой они договариваются либо о минимальных ценах, либо о разделе рынков, либо о каких – то стандартах производства. Таким образом, становится проще бороться с конкурентами. Некоторые картели перерастают в синдикаты.

Синдикаты – это организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий (заводы продолжают производить продукцию точно также. Как это происходило и в картелях, но сбытом теперь занимается специальная компания). Успешные синдикаты постепенно перерастают в тресты.

Тресты – одна из форм монополистического объединения, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже и юридическую самостоятельность (Это уже полное объединение предприятий. В этом случае и решение об объемах производства, и решение о рынках сбыта, и ценовые решения принимаются единым доверительным советом).

— слияние банковского капитала с промышленным и образование финансовой олигархии

Олигархия – форма власти, при которой основные властные полномочия принадлежат ограниченному кругу богатых людей.

Политическая власть сосредотачивается в руках промышленников (промышленники – банкиры, а банкиры – это промышленники).

— формирование международных монополистических союзов

Причины: разделение рынков приводит к сокращению прибыли. Производство переносится в те страны, где самые низкие издержки.

— завершение территориального раздела мира.

2. Консерватизм, либерализм, социал-демократия.

В XIX в. оформились три основных общественно-политических учения: либерализм, консерватизм, социализм. Каждое из них имело свои взгляды на общество и государство.

ЛИБЕРАЛИЗМ (от лат. liberum — относящийся к свободе). Основой этого учения являлся принцип: «Разрешено все, что не запрещено». Главный принцип либерализма — право человека на жизнь, свободу, собственность, на равенство перед законом, на свободу слова, печати, собраний, на участие в решении государственных дел.

Либералы считали, что свободным может быть только тот, кто несет ответственность за свои решения, т. е. прежде всего собственник, образованный человек. Главным либералы считали: путь преобразований— это путь реформ, а ни в коем случае не революций.

В экономике либералы выступают за свободный рынок и свободное состязание между предпринимателями, где выигрывает самый предприимчивый, а также за не ограничиваемый государством товарообмен. Государство должно обеспечивать свободу частного предпринимательства и как можно меньше вмешиваться в рыночные отношения.

В последней трети XIX в. зарождается так называемый неолиберализм. Неолибералы призывали к проведению реформ с целью защиты бедных слоев.

В начале XX в. неолибералы борятся за введение социального страхования по безработице, инвалидности, пенсионного обеспечение престарелых. Государство должно было законодательно гарантировать минимальную заработную плату и ограничить продолжительность рабочего дня. Неолибералы призывали государство использовать достижения экономического прогресса для всех представителей общества.

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ. В XIX в. в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защите общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма. Эти взгляды были высказаны в учениях Роберта Оуэна, Анри Сен-Симона, Шарля Фурье. Их социалистические идеи являлись утопическими, то есть несбыточными.

Дальнейшее развитие учение о создании нового общества получило в трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

Теория социалистической революции К. Маркса заключалась в следующем: с течением времени обнищание народных масс будет усиливаться, а богатство буржуазии возрастать. Это приведет к обострению классовой борьбы, руководство которой должны взять на себя социал-демократические партии. В высокоразвитых странах победит социалистическая революция, в результате которой установится диктатура пролетариата, произойдет отмена частной собственности, сопротивление буржуазии будет подавлено.

3. Рабочее и социалистическое движение.

В середине XIX в. между рабочими различных стран стали укрепляться связи, проводиться встречи, митинги. В одном из таких митингов, состоявшемся в Лондоне 28 сентября 1864 г. было принято решение об образовании международной политической партии пролетариата — Международного товарищества рабочих. Позднее эту партию стали называть I Интернационалом. Идейными руководителями Интернационала являлись Маркс и Энгельс. На негласной конференции I Интернационала в Лондоне было принято решение о создании в каждой стране политической партии пролетариата. В 70—80-х гг. XIX в. социалистические партии и организации возникли в Германии, Франции, Англии, Бельгии, Италии, Швейцарии, Австрии, США.

I Интернационал оказывал практическую помощь рабочему движению.

После поражения Парижской Коммуны члены Интернационала подверглись репрессиям. Поэтому в 1876 г. организация самораспустилась.

Работу, начатую I Интернационалом, продолжил II Интернационал. Он был основан в Париже в июле 1889 г. В отличие от I Интернационала II Интернационал представлял собой не единую партию, а организацию в форме международных конгрессов (съездов) представителей рабочих организаций. Конгрессы созывались через 2—4 года. Они обобщали опыт рабочего движения и вырабатывали политические рекомендации. В их работе принимали участие представители многих партий и профсоюзов независимо от политической ориентации.

Рабочие и социалистические организации стали влиятельной политической силой. Накануне первой мировой войны в их рядах насчитывалось свыше 4 млн человек. Представители рабочих занимали около 700 мест в парламентах различных стран.

Главной целью II Интернационала была борьба за социализм. Однако среди его лидеров и рядовых членов понимание способов этой борьбы и самого социализма были различными.

Марксисты продолжали придерживаться линии на социалистическую революцию и установление диктатуры пролетариата. После смерти Энгельса виднейшими представителями этого направления были российский революционер В. И. Ленин и германский социалист А. Бебель. Бебель (1840—1913) являлся одним из основателей и руководителей германской социал-демократии и II Интернационала. Как и Ленин, он призывал народные массы к революции и был противником соглашения с буржуазией.

В конце XIX в. сформировалось еще одно влиятельное направление — ревизионизм. Его сторонники выступили с предложением пересмотра, т. е. ревизии, марксизма. Основателем ревизионизма был германский социал-демократ Э. Бернштейн (1850—1932). По его мнению, теория Маркса и Энгельса устарела. Положение трудящихся при капитализме, утверждал Бернштейн, улучшается, а не ухудшается. Следовательно, классовая борьба между пролетариатом и буржуазией затухает, а не обостряется. Поэтому рабочим нужны не разрушительные революции, а созидательные реформы, которые обеспечат мирное перерастание капитализма в социализм.

Многие социал-демократы поддержали эти идеи. Революционные марксисты вели с ревизионистами непримиримую идеологическую борьбу. Они рассматривали реформы лишь как второстепенную меру и продолжали доказывать правоту марксизма. В начале XX в. влияние ревизионизма во II Интернационале усилилось. Споры о том, как улучшить положение трудящихся — путем революции или мирных реформ, — с тех пор продолжаются до наших дней.

В начале века социалистические и рабочие партии большинства европейских государств стали массовыми парламентскими партиями.

1. Что такое модернизация?

2. В чём отличие индустриального общества от традиционного?

3. Что такое монополия?

4. Что такое империализм?

5. Перечислите признаки империализма.

6. Составьте сравнительную таблицу основных идейно-политических течений начала ХХ ст.

Основы идеологии: программа цели, результат

Источник

Возникновение научного коммунизма

Предвестником научного коммунизма был английский фабрикант Роберт Оуэн, усвоивший учение просветителей-материалистов XVIII в. об образовании человеческого характера их взаимодействия с одной стороны, его природной организации, а с другой — условий, окружающих человека в течение всей жизни, а в особенности в период его развития.

На чисто деловых началах и коммерческих подсчетах возник коммунизм Оуэна. Так, в 1823 г. Оуэн составил проект коммунистических колоний с целью устранения ирландской нищеты и приложил к нему подробное вычисление необходимого основного капитала, ежегодных издержек и предполагаемых доходов. Переход Оуэна к коммунистическим идеям происходил постепенно в процессе его практической деятельности в качестве фабриканта. Осуществить свои коммунистические идеи Оуэн пытался в Америке, где, по его мнению, были наиболее благоприятные условия. Но это окончилось неудачей — Оуэн истратил все свое состояние и затем трудился в среде рабочего класса. В книге Оуэна «The Book of the New Moral World» просматривается четко выраженный проект коммунистического общества с равной для всех обязанностью труда и равным правом на продукт — равным соответственно возрасту. Оуэн же организовал в качестве мероприятий для перехода к общественному строю с одной стороны — кооперативные товарищества (потребительские и производственные), доказавшие в дальнейшем на практике полную возможность обходиться без купцов и фабрикантов, а с другой стороны — рабочие базары, на которых продукты обменивались при помощи бумажных денег, единицей которых служил час рабочего времени. Все это предлагалось Оуэном в качестве первого шага на пути к более радикальному переустройству всего общества — в коммунистическое.

Дальнейшее развитие учение о создании нового коммунистического общества получило в трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Они хорошо были знакомы с коммунистическими идеями Р. Оуэна и его практическими делами по организации коммун (кооперативных и производственных) и создали свое новое учение об устройстве и развитии общества, получившее название марксизм. Теория социалистической революции К. Маркса заключалась в следующем: с течением времени обнищание народных масс будет усиливаться, а богатство буржуазии возрастать; это приведет к обострению классовой борьбы, руководство которой должны взять на себя социал-демократические партии; при этом в высокоразвитых странах победит социалистическая революция, в результате которой установится диктатура пролетариата, произойдет отмена частной собственности, сопротивление буржуазии будет подавлено. Главным принципом нового общества марксисты считали установление политических свобод, равенство в правах, участие работников в управлении предприятиями, на которых они работают, обязанность государства регулировать экономику с целью обеспечения социальных прав всех граждан.

Новое марксистское учение было изложено в программном документе созданного в 1847 г. «Союза коммунистов» (международной коммунистической организации) — «Манифесте коммунистической партии» и более поздних работах. Учение о классовой борьбе, коммунистической революции, об исторической миссии рабочего класса как «могильщика буржуазии» составляет основу марксизма.

Таким образом, основой научного коммунизма является марксизм. С целью претворения в жизнь идей научного коммунизма был создан в 1864 г. при участии Маркса I Интернационал, или Международное товарищество рабочих, главная задача которого заключалась в сплочении сил международного пролетариата.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник

§ 9—10. Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство

Каким быть обществу?

Философов-мыслителей XIX в., как и философов в прежние века, волновали вопросы: как развивается общество? Что предпочтительнее — революция или реформа? Куда движется история? Они искали ответы и на проблемы, возникшие с развитием индустриального общества: какими должны быть отношения между государством и личностью, между личностью и церковью, между новыми классами — промышленной буржуазией и наёмными работниками, каково отношение к собственности и многие другие. Ни учения просветителей XVIII в., ни революции в Европе и Америке не помогли разрешить социальные противоречия в обществе, обострившиеся в годы начавшейся индустриализации. В будущем промышленная революция приведёт к фантастическому росту производства и увеличению благосостояния всех членов общества, в том числе и рабочих, но это будет потом. Почти до конца XIX в. европейские государства не вели войну с бедностью, не проводили социальные реформы, низшие классы не имели своих представителей в парламентах.

В XIX в. в Западной Европе оформились три основных социальных учения: либерализм, консерватизм и социализм; каждое из них имело свой взгляд на пути развития общества и права личности.

Разрешено всё, что не запрещено

Вы помните, что основные идеи либерализма (от лат. liberalis — свободный) появились в эпоху Просвещения. В XIX в. они получили дальнейшее развитие как в теории, так и в практической деятельности ряда политиков. Главный принцип либерализма — право человека на жизнь, свободу, собственность, на равенство перед законом, на свободу слова, печати, собраний, на участие в решении государственных дел. Считая важнейшей ценностью индивидуальную свободу, прежде всего свободу от внешнего принуждения, либералы должны были определить её пределы. Что дозволено человеку? Ответ на вопрос был заложен ещё в Декларации прав человека и гражданина — разрешено всё, что не запрещено законом.

Но при этом либералы считали, что свободным может быть только тот, кто несёт ответственность за свои решения, т. е. прежде всего собственник, образованный человек.

Путь преобразований для либералов — это путь реформ, а ни в коем случае не революций.

Либералы выдвигали требование ограничения деятельности государства законом и провозглашали принцип раз деления трёх ветвей власти, известный вам из учения Локка и Монтескье. Отстаивая принцип свободы личности, либералы применяли его в решении социальных вопросов, утверждая, что каждый несёт ответственность за собственное благосостояние.

В экономической области либерализм выступает за свободный рынок и свободное состязание между предпринимателями без посредников, за борьбу, где выигрывает самый отчаянный, за не ограничиваемый государством товарообмен. От государства требуется только одно: оно должно обеспечивать свободу частного предпринимательства и как можно меньше вмешиваться в рыночные отношения. Государству отводилась роль «ночного сторожа», охраняющего собственность.

Вы уже знаете, что индустриальная революция увеличивала число лиц наёмного труда, и либералы, чтобы сохранить влияние в обществе, должны были учитывать их интересы. В последней трети XIX в. появляется так называемый новый либерализм, сторонники которого отклонили учение о государстве — «ночном стороже». Они заявили, что государство должно проводить реформы, способные защитить наименее обеспеченные слои населения и предотвратить революционные взрывы, уничтожить вражду между классами, добиваться достижения всеобщего благосостояния. В отличие от либерализма середины XIX в. новые либералы признавали за правительством и партиями право играть главную роль в урегулировании имеющихся в обществе противоречий.

В XIX в. либерализм стал идеологией ряда политических партий, например английских вигов, которые стали называть себя либеральной партией.

И всё же более влиятельной идеологией XIX в. был консерватизм, основные положения которого соответствовали традиционным взглядам на развитие общества и положение личности.

Сохранять традиционные ценности!

Почти всё социаль ное законодательство XIX в. было принято по инициативе консерваторов. Не противоречит ли это тому, что мы о них знаем? Ведь консерватизм (от лат. conservatisme — охранять, сохранять) — это учение, возникшее ещё в XVIII в., стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей.

Консерватизм стал усиливаться в обществе в противовес распространению либеральных взглядов и влиянию революционных идей. Его главный принцип — сохранение традиционных ценностей: религии, монархии, национальной культуры, семьи и порядка. В отличие от либералов консерваторы признавали за государством право на сильную власть, подчиняющую себе личность, а в области экономической жизни — право на регулирование экономики, если это необходимо для сохранения традиционных ценностей (но без покушения на святое право собственности). Поскольку общество уже испытало много революционных потрясений, угрожавших сохранности традиционного порядка, консерваторы признавали возможность проведения «охранительных» социальных реформ, но только как самое крайнее средство. Они не верили в возможность социального равенства всех людей, выступали сторонниками сохранения сословных и классовых различий. «Все люди имеют равные права, но не одни и те же блага», — говорили они.

Популярность неолиберализма встревожила консерваторов: возникла реальная угроза потери голосов избирателей на выборах в парламенты. Им пришлось согласиться с тем, что общество должно стать более демократическим, что требуется расширить избирательные права населения, что государство не должно вмешиваться в экономику.

Стремясь сохранить традиционные ценности в условиях развивающейся модернизации во второй половине XIX в., консерваторы провели ряд реформ.

Почему появились социалистические учения?

Наряду с либерализмом и консерватизмом в XIX в. в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защиты общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма, развивавшиеся во многих произведениях мыслителей XVI—XVIII вв. В начале XIX в. возникли учения Анри Сен-Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна. Эти мыслители были обеспокоены судьбой разорявшихся ремесленников и работников рассеянной мануфактуры, движением фабричных рабочих в первом поколении, ещё помнивших более благополучную жизнь в собственном доме, и пытались создать картину нового общества и государства, где не будет частной собственности, нищеты и вражды между членами общества, где человек будет защищен и уважаем. Их учения называют как утопическим социализмом, так и критическим социализмом. Почему? Авторы утопических учений не всегда знали, как изменить общество, но их заслуга заключалась в том, что они подвергали резкой критике старый мир. Отсюда и название этого направления в социалистической идеологии — утопический, критический социализм.

Идеи этих мыслителей пользовались популярностью среди ремесленников и рабочих, разорявшихся или терявших работу. Учение социалистов-утопистов было несбыточным, но разочарованным и униженным людям хотелось верить в этот «сон золотой».

«Золотой век человечества не позади нас, а впереди»

Эти слова принадлежат графу Анри Сен-Симону (1760—1825).

В юности Сен-Симон познакомился с трудами Руссо, его учителем один из составителей «Энциклопедии» д’Аламбер. Молодой граф мечтал о подвигах, он принимал участие в борьбе американских колонистов за независимость. Затем — революция во Франции, которую он безоговорочно принял. Вся деятельность мыслителя, его книги посвящены выработке планов по усовершенствованию человеческого общества. Сен-Симон видел идеал социально-политического устройства общества в новой «промышленной системе», в создании «общества индустриалов», в котором интересы рабочих и предпринимателей совпадут. Но как создать такое общество?

Мыслитель считал, что современное ему общество состоит из двух основных классов — праздных собственников и трудящихся-индустриалов. К первым относятся крупные землевладельцы и капиталисты-рантье, не участвующие в производственном процессе, военные и крупные чиновники. Класс индустриалов — это остальные 96% населения, куда входят все люди, занимающиеся полезной деятельностью: крестьяне, наёмные рабочие, ремесленники и фабриканты, купцы и банкиры, учёные и художники. Доходы собственников Сен-Симон считал паразитическими, доходы индустриалов — трудовыми. Главное в мире — промышленность, от её развития зависит состояние общества. Он не выступал против частной собственности, но считал необходимым установить над ней контроль со стороны общества. Его учение — сенсимонизм — имело много последователей. Сен-Симону удалось собрать вокруг себя талантливых людей, многие из которых после смерти мыслителя стали пропагандировать его идеи.

Превратить мир в «дворец благоденствия»

Критически относился к современному ему обществу и мечтал о его переустройстве и Шарль Фурье (1772—1837).

Мыслитель предлагал преобразовать общество с помощью объединений тружеников — фаланг, в которых не будет наёмного труда и заработной платы. Все доходы будут распределяться в соответствии с величиной вложенного каждым «труда и таланта». Бедняки вкладывают свой труд, капиталисты — необходимые для развития производства средства, учёные — свой талант. В фаланге будет сохраняться имущественное неравенство, однако сама обстановка созидательного труда превратит капиталиста в труженика.

Чтобы преодолеть однообразие труда, все должны в обязательном порядке переходить от одной работы к другой. Каждому человеку гарантируется прожиточный минимум, и труд из подневольного превратится в свободный. Фаланга предоставляет своим членам школы, театры, библиотеки, организует праздники. Таким представлялся Шарлю Фурье идеальный мир.

Создатель «Новой гармонии»

Известный английский социалист Роберт Оуэн (1771 —1858) надеялся решить все социальные противоречия путём улучшения условий труда и быта наёмных рабочих. Он считал необходимыми замену частной собственности общественной и отмену денег.

Роберт Оуэн родился в небогатой семье мелкого лавочника. Учиться в школе ему пришлось всего два года. Со временем он стал совладельцем и управляющим текстильной фабрики, где начал претворять в жизнь свои идеи. Прежде всего ему хотелось доказать, что угнетение рабочих не является обязательным условием эффективного производства. На своей фабрике Оуэн создал для рабочих хорошие условия труда и быта: он ограничил рабочий день десятью с половиной часами, открыл при фабрике школу, детский сад, построил для работников образцовую деревню. Гуманное отношение к работникам и рациональное использование их труда позволили достигнуть высокой производительности труда. Но его опыт не стал примером для хозяев других фабрик.

Тогда Оуэн выработал план переустройства общества на основе отмены денег и частной собственности, введения совместного труда. Мыслитель верил, что власть имущие и богатые поймут преимущества нового устройства общества, но ни амери- Роберт Оуэн канский президент, ни русский царь Александр I, ни парижские банкиры, к которым он обращался, ему не ответили.

Оуэн с сыновьями уехал в США, где купил участок земли и в 1825 г. основал коммуну «Новая гармония». В коммуне осуществлялся принцип «каждому по потребностям». Но в 1829 г. это предприятие разорилось, не выдержав конкуренции фермерских хозяйств, основанных на частной собственности и индивидуальном труде. Оуэн потерял своё состояние и вернулся в Англию, где проповедовал необходимость создания производственных кооперативов, организованных на коммунистических принципах, стал одним из организаторов первых английских профсоюзов.

Сен-Симон, Фурье, Оуэн жили для людей, ничего не искали лично для себя. Фурье умер почти нищим. Эти мыслители имели учеников и последователей, но воплотить в жизнь их учения никому не было дано, хотя такие попытки имели место. Ученики Фурье делали попытки воплотить в жизнь его учение, им удалось создать в США около 40 общин, но все они распались. Ученики Оуэна создавали предприятия, основанные на принципах уравнительного коммунизма, но они не выжили в условиях конкурентной борьбы.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс о путях преобразования общества

Дальнейшее развитие учение о создании нового общества получило в трудах Карла Маркса (1818— 1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895).

30—40-е гг. в Европе — время острых социальных конфликтов. Под влиянием социалистических идей и противоречий в обществе Маркс и Энгельс создали новое философское учение об устройстве и о развитии общества, получившее название марксизм.

Коротко теория социалистической революции К. Маркса заключалась в следующем: с течением времени обнищание народных масс будет усиливаться, а богатство буржуазии возрастать; это приведёт к обострению классовой борьбы, руководство которой должны взять на себя социал-демократические партии; в высокоразвитых странах победит социалистическая революция, в результате которой установится диктатура пролетариата, произойдёт отмена частной собственности, сопротивление буржуазии будет подавлено.

В новом обществе, указывал Маркс, человек получит возможности для всестороннего, гармоничного развития. Детальной разработки будущего коммунистического общества в марксизме нет, указываются лишь его общие черты. Главные принципы нового общества: установление политических свобод, равенство в правах, участие работников в управлении предприятиями, на которых они работают, обязанность государства регулировать экономику с целью обеспечения социальных прав всех граждан. Человек в новом обществе должен руководствоваться принципом свободы, которая достигается обеспечением, а не только провозглашением всех социальных прав.

Марксистское учение было изложено в программном документе созданного в 1847 г. Союза коммунистов (международной коммунистической организации) — Манифесте Коммунистической партии и в более поздних работах.

Учение о классовой борьбе, коммунистической революции, об исторической миссии рабочего класса как «могильщика буржуазии» составляет основу марксизма.

При участии Маркса был создан I Интернационал, или Международное товарищество рабочих (1864—1876), главная задача которого заключалась в сплочении сил международного пролетариата. Высшим органом Международного товарищества рабочих стал созываемый ежегодно конгресс, избиравший из своего состава сроком на один год Генеральный совет — верховный орган Интернационала в промежутках между конгрессами. Рабочие объединения входили в состав Интернационала на правах секций. Активное участие в деятельности этой организации принимали К. Маркс и Ф. Энгельс.

Впоследствии Маркс и Энгельс несколько изменили свои взгляды и перестали считать единственным методом разрешения противоречий в обществе пролетарскую революцию. Изменившаяся действительность (успехи индустриальной революции и демократические завоевания трудящихся, переход ряда правительств к политике социальных реформ) заставила пересмотреть прежние положения учения.

Анархизм

Среди крупнейших теоретиков и деятелей анархизма следует назвать Пьера Жозефа Пру дона (1809—1865), М.А.Бакунина (1814—1876), П.А.Кропоткина (1842— 1921).

В период промышленной революции среди разорявшихся мелких собственников и ремесленников, надеявшихся стать собственниками, были популярны идеи Прудона, бывшего совладельца маленькой типографии, потерпевшей банкротство. В работе «Что такое собственность?» Прудон подверг острой критике частную собственность, написав: «Собственность есть кража». По сути же он выступал только против крупной собственности, особенно против собственности банкиров и ростовщиков. В мелкой собственности Прудон видел основу прогресса и свободы личности. Он считал, что для счастья людей следует уничтожить деньги. Идеальным Пру дону представлялось общество, состоящее из мелких товаропроизводителей, обладающих равной собственностью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *