Кто считал что источник богатства только труд

Классическая школа

Идеи представителей классической школы актуальны и по сей день, а в свое время они оказали огромное влияние на становление экономической науки. Это направление развивалось с XVII до начала XIX в. Представители классической школы выступали за либерализм, т. е. отстаивали позицию, что государство не должно вмешиваться в дела своих подданных. Считается, что период становления экономической теории как науки приходится как раз на время существования классической школы. Поэтому выделение экономики в отдельную науку считают заслугой представителей классической школы. Они начали развивать теорию стоимости, высказали мнение, откуда появляется прибавочная стоимость или берется прибыль. Ими было создано много работ о налогообложении и земельной ренте.

Основателями классической школы принято считать Уильяма Петти, Пьера Буагильбера, Адама Смита, Давида Риккардо, Томаса Мальтуса, Джона Стюарта Милля. Они полагали, что экономика – это наука о богатстве и о том, как его достичь.

Экономические взгляды Уильяма Петти

Уильям Петти (1623 – 1687) – английский экономист, представитель классической школы, которого Карл Маркс назвал отцом политической экономии и, возможно, статистики. Также именно его принято считать автором трудовой теории стоимости. Родился Уильям Петти на юге Англии в городе Ромси. Почти все предметы в школе давались ему легко, даже латынь. В 14 лет он пошел работать юнгой на корабль. Потом оказался во Франции и смог поступить в колледж, именно потому, что знал латынь. В 1640 г. он приехал в Лондон, чтобы продолжать свое обучение. В 27 лет получил степень доктора физики, а в 38 лет – рыцарское звание. Уильям Петти известен как автор многих работ – таких, как «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Разное о деньгах» (1682).

В одном из его трудов можно прочесть знаменитую формулу: «Труд – отец и активный принцип богатства, Земля – его мать». Он считал, что источники богатства – это труд и земля, а не только деньги, т. е. драгоценные металлы. С другой стороны, по его мнению, богатством можно назвать практически все: дома, корабли, товары, домашнюю обстановку, земли, драгоценные камни и деньги. Но все же богатство создается трудом и результатами труда. Уильям Петти предположил, что запрет на вывоз денег – глупое и бессмысленное занятие. Также он полагал, что торговля не приносит пользы для экономики, поэтому предлагал «распустить» часть купцов. По мысли Петти, зарплата рабочего – это цена его труда, которой обязательно должно хватать на существование его самого и его семьи.

В одной из своих книг Петти сумел объяснить, как отделить то, что произвела земля, от того, что произвел труд. Рентой, по его мнению, является избыток продукта над затратами на его производство. Это дало толчок для новой теории классической политической экономии. Петти создал «Политическую арифметику»

29 (70-е гг. XVII в.), в которой берут свое начало эконометрика и статистика. Также Уильям Петти занимался исследованиями в области торговых пошлин и налоговых пошлин. Он считал, что людей, пойманных на воровстве, следует отдавать в рабство, чтобы они работали.

Учение Адама Смита

Адам Смит (1723 – 1790) – шотландский экономист, которого прозвали отцом экономики благодаря его труду под названием «Исследование о природе богатства народов» (1776).

Он является представителем английской классической школы политэкономии. Главная идея этого направления состоит в том, что богатство создается только путем производства в любой области экономики, а не только в сельском хозяйстве, как думали физиократы.

Адам Смит считал, что самое главное в обществе – это разделение труда по отраслям, а в каждой отрасли – по операциям. Разделение труда позволяет ускорить темпы производства за счет того, что каждый делает то, что умет лучше всего.

По мнению Смита, чтобы появлялось как можно больше мануфактурного производства, правительство должно дать предприимчивым людям возможность работать. Они, вероятно, обладают экономическим складом ума, так как сумели сэкономить деньги, и могут создать производство, развивая тем самым экономику страны в целом.

Адам Смит был уверен, что либеральный подход – самый лучший (государство ни во что не вмешивается и дает полную свободу предпринимателям).

То, что современные люди называют спросом и предложением, Адам Смит называл «невидимой рукой Провидения». Любой современный человек, как в свое время Адам Смит, понимает, что конечная цель предпринимателя – это получение максимальной прибыли в кратчайшие сроки. Конечно, закон рынка диктует предпринимателям свое мнение, когда и какую продукцию выпускать (зимние шины не нужны летом), по какой цене продавать. Предпринимателям приходится снижать цены, чтобы быть более конкурентоспособными. Никто из предпринимателей не задумывается о том, чтобы принести пользу обществу, но здоровая конкуренция среди них обеспечивает общество более богатым выбором товаров и услуг по более низким ценам. Тем самым конкуренция заставляет предпринимателей стараться сократить издержки на производство, чтобы позволить себе снизить цену, не уменьшая своей прибыли. Такой поиск ведет к совершенствованию техники и поиску более дешевого заменителя сырья.

Интересы буржуазии заключались в том, чтобы свободно нанимать работников, продавать и покупать землю, выходить на внешний рынок и использовать свои деньги так, как захочется, а не согласно диктату государства. Все это делало идеи Адама Смита очень привлекательными для этого класса.

Учение Давида Риккардо

Давид Риккардо (1772 – 1823) – представитель английской классической школы, человек, не имеющий приличного по тем временам образования, который был профессиональным игроком на бирже, а также членом парламента. Это автор труда «Принципы политической экономии и налогообложения» (1817), после которого экономисты перестали опираться на труд А. Смита. Но писал он его уже тогда, когда сумел заработать достаточное состояние на бирже. Давид Риккардо стал новым и бесспорным лидером классической школы. Сам же он опирался на труды Адама Смита и Томаса Мальтуса, хотя намного четче излагал свою концепцию. Давид Риккардо старался объяснить все, что осталось не вполне ясным в трудах Адама Смита и Томаса Мальтуса, являясь их рьяным последователем. Его главные темы – проблема распределения доходов и земельная рента.

Давид Риккардо всегда боялся, что то, как распределяются доходы, может вызвать снижение темпов роста, а после – остановку экономического роста. По мнению Риккардо, из-за роста темпов производства возможен недостаток земель, так как их количество ограничено. Это может вызвать подорожание земли, а затем и продукта, снижая тем самым рост производства.

Давид Риккардо предложил теорию «сравнительных издержек». Хотя суть теории для нашего времени в принципе проста, но для его времени это был настоящий прорыв: использовать теорию распределения труда не на уровне одного государства, а на уровне мировой экономики в целом. Самое главное – это чтобы правительство не налагало огромных пошлин на ввозимые и вывозимые товары, помогая тем самым снизить на них цены. Снижение цен само по себе ведет к улучшению жизни населения.

Источник

А. Смит производительный и непроизв. труд

Эту статью следует рассматривать, как дополнительную к ранее опубликованным ст. «Теория стоимости: как исправить ошибки Адама Смита и Карла Маркса» и «Теория стоимости А.Смита: новая интерпретация».

Противоречия, приписываемые Адаму Смиту, во многом разрешаются, если принять во внимание теорию относительности в его исполнении. Даже если акцентировать внимание на стоимости материального богатства, то это не отменяет стоимость услуг, т.е. стоимость товаров и услуг вообще.

То, что следует особо подчеркнуть в учении Адама Смита, и что следовало бы исправить.

Стараясь подчеркнуть то, что услуги потребляются в момент оказания и ничего не создают для будущего, А.Смит упускал из вида то, что актёры и певцы в момент оказания услуг получают эквивалент их стоимости, а в будущем они также будут оказывать услуги, и будет происходить обмен по стоимости с продукцией других отраслей. К тому же при обмене они могут получать продукцию других отраслей, созданную для будущего, и если вся она не потребляется, то происходит процесс накопления. В денежном выражении всё еще проще, и услуги также создают богатство, даже если смотреть на него с точки зрения А.Смита. Надо учесть разделение труда и кооперацию: музыкант играет, а другой под его музыку вместо него горшки обжигает, за себя и за того парня, так сказать. Без обмена на услуги не было бы и возможности значительно увеличивать производство материальных вещей.

Отдельно стоит отметить тот факт, что труд купца, в отличие от К.Маркса, признаётся им производительным, и таким, который добавляет стоимость товаров, производимых в материальном производстве: «Напротив того, труд ремесленников, мануфактуристов и купцов, естественно, овеществляется или реализуется в каком-нибудь таком товаре, который может быть продан. По этой именно причине в главе, в которой я говорю о производительном труде, я отнес ремесленников, мануфактуристов и купцов к производительным работникам, а домашнюю прислугу — к бесплодному и непроизводительному классу.»

2. Говоря о том, что реальное богатство и доход каждой страны состоит в стоимости годового продукта её земли и труда, А.Смит всё же, выходя за рамки, ограниченные материальным производством, заметил и другую составляющую часть богатства общества. Выделяя четыре составные части основного капитала, он пишет: «В-четвертых, из приобретенных и полезных способностей всех жителей или членов общества. Приобретение таких способностей, считая также содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения или ученичества, всегда требует действительных издержек, которые представляют собою основной капитал, который как бы реализуется в его личности. Эти способности, являясь частью состояния такого лица, вместе с тем становятся частью богатства всего общества, к которому оно принадлежит. Большую ловкость и умение рабочего можно рассматривать с той же точки зрения, как и машины и орудия производства, которые сокращают или облегчают труд и которые хотя и требуют известных расходов, но возмещают эти расходы вместе с прибылью.»

Фактически речь идёт о знании, искусстве, которые создают стоимость.

3. Теперь, если освободиться от ограничения, накладываемого материальным производством, и смотреть на создание стоимости вообще, то стоит отметить, что А.Смит считал, что услуги многих людей создают стоимость и, по всей видимости, обмениваются по стоимости на продукты иного вида труда. Так, перечисляя государя со всеми «судебными чиновниками и офицерами», армию и флот, священников, юристов, врачей, писателей всякого рода, актеров, музыкантов, оперных певцов, танцовщиков и пр., он пишет: «Труд самого последнего из этих людей обладает известной стоимостью, определяемой теми же правилами, которые определяют стоимость всякого иного вида труда. » Перед этим он точно также говорит о том, что труд домашних слуг «имеет свою стоимость и заслуживает вознаграждения».

С этой точки зрения трудовая теория стоимости имеет отношение ко многим видам труда и трудовой деятельности.

4. Фактически А. Смит породил теорию прибавочной стоимости, К.Марксу оставалось её оформить.

«Поэтому стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается сама в этом случае на две части, из которых одна идет на оплату их заработной платы, а другая — на оплату прибыли их предпринимателя на весь капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы.»

«Но могут подумать, что прибыль на капитал представляет собой лишь другое обозначение для заработной платы за особый вид труда, а именно за труд по надзору и управлению делом. Однако эта прибыль совершенно непохожа на заработную плату, она устанавливается совсем на иных началах и не стоит ни в каком соответствии с количеством, тяжестью или сложностью этого предполагаемого труда по надзору и управлению. Прибыль определяется вообще стоимостью употребленного в дело капитала и бывает больше или меньше в зависимости от размеров этого капитала.»

Далее он говорит о том, что в заработной плате управляющих «надлежащим образом выражается стоимость» их труда, а «работнику не всегда принадлежит весь продукт его труда. В большинстве случаев он должен делить его с владельцем капитала, который нанимает его».

И еще в другом месте: «Во всех ремеслах и производствах большинство работников нуждается в хозяине, который авансировал бы им материалы для работы, а также заработную плату и средства существования до времени ее окончания. Этот хозяин получает долю продукта их труда, или долю стоимости, которую труд прибавляет к обрабатываемому им материалу; эта доля и составляет прибыль хозяина». (Это есть то, что К.Маркс назвал прибавочной стоимостью, забыв указать авторство этой идеи А.Смита, что есть самый настоящий плагиат).

Эта ошибка вызвана тем, что особо подчёркивая значение «искусства, умения и сообразительности», с каким применяется труд народа, А.Смит не применил это же положение к хозяину капитала, при условии производительного труда последнего.

Знание (искусство) и умение – это капитал, вкладываемый собственником в производство, тот капитал, о котором сказано выше, как о четвертой части основного капитала. Они и создают стоимость, которую капиталист получает в качестве вознаграждения в виде прибыли на вложенный капитал. Чем больше вложенный капитал, тем больше знания, умения и усилий надо приложить, чтобы получить результат.

Эта задача решается, если мы преодолеем ограниченность материального производства, создающего богатство общества, и производство заменим понятием искусства. (См. вышеназванные статьи). Богатство общества создаётся многими видами искусств, ценность услуг или продукции которых признаётся потребителями, и эти искусства создают стоимость. Искусство владения капиталом является одним из видов таких искусств и создаёт стоимость товаров и услуг.

Рента и ссудный процент на капитал – также результат искусства владения. Если не считать праздность и паразитирование, а принимать во внимание владение капиталом и его использование как позитивную деятельность.

Присвоение результатов чужого труда имеет место тогда, когда нарушается принцип справедливости при оценке труда работников и хозяин присваивает себе большую долю в общем доходе, чем следовало бы. По всей видимости, нарушением принципа социальной справедливости следует считать присвоение капиталистом доли общего участия, идущей на увеличение основного и оборотного капитала. Трудятся все, в т.ч. см. ниже, богатеет и увеличивает капитализацию своего бизнеса один капиталист. Устранить эту несправедливость можно только при общинной форме собственности. Предприниматель выступает фокусом коллективных сил и энергий, как в своё время Советский Союз.

«Марксистская политическая экономия — направление в экономической теории, политическая экономия, основу которой составляет трудовая теория стоимости (Адам Смит, Давид Рикардо), которую Карл Маркс расширил теорией прибавочной стоимости.

Понятие прибавочной стоимости базируется на оценке стоимости, как овеществлённом труде, которая предполагает, что стоимость товара не зависит от спроса и предложения и определяется количеством вложенного труда. В рамках этой теории Карл Маркс ввёл понятие прибавочной стоимости — как разницы между созданной в процессе труда новой стоимостью (превышение трудовой стоимости товара над стоимостью ранее овеществлённого труда — сырья, материалов, оборудования) и стоимостью рабочей силы (обычно выражена в форме заработной платы), которая была использована для создания этой новой стоимости.»

Нельзя говорить и о том, что основу марксистской политэкономии составляет трудовая теория стоимости А.Смита и Д.Рикардо. Они не занимались выдумками и не придумывали искусственного деления на труд конкретный и труд абстрактный, и количество труда у них вовсе не отделяется от его качества.

5. Теперь вернёмся к государю, судебным чиновникам, офицерам, армии и флоту. Эта служба и почётна и трудна, а еще и очень ответственна. Снова придётся прибегнуть к цитате. Говоря о теориях политической экономии, А.Смит пишет: «Эти теории имели значительное влияние не только на мнения образованных людей, но и на политику государей и государственной власти. В четвертой книге я пытался возможно полнее и точнее объяснить эти различные теории и главные результаты, к которым они приводили в разные века и у различных народов.»

Силовики в целом обеспечивают безопасность ведения бизнеса и таким образом участвуют в разделении труда и едином кооперационном процессе создания стоимости товаров и услуг. Естественно, как и в случае с государственными чиновниками, при отсутствии подавления общества и паразитирования за счет труда других. Нетрудно увидеть, что и государство создает стоимость, либо участвует в создании стоимости товаров и услуг.

А разве можно сравнить ответственность и степень рисков рабочих с собственниками и управляющими современного бизнеса? Это тоже входит в отношения стоимости между двумя производителями товара (услуги).

Подытоживая, можно сказать, что жизнь не стоит на месте, надо исправлять и идти дальше.

«Теория стоимости: как исправить ошибки Адама Смита и Карла Маркса» http://www.proza.ru/2017/09/15/279

«Теория стоимости А.Смита: новая интерпретация» http://www.proza.ru/2017/09/16/517

Материалы к статье

А.Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов»

«Один вид труда увеличивает стоимость предмета, к которому он прилагается, другой вид труда не производит такого действия. Первый, поскольку он производит некоторую стоимость, может быть назван производительным трудом, второй — непроизводительным* [* Некоторые французские авторы, отличающиеся большой ученостью и остроумием, употребляли эти слова в другом смысле. В последней главе четвертой книги я постараюсь доказать, что они употребляли их неправильно]. Так, труд рабочего мануфактуры обычно увеличивает стоимость материалов, которые он перерабатывает, а именно увеличивает ее на стоимость своего содержания и прибыли его хозяина. Труд домашнего слуги, напротив, ничего не добавляет к стоимости.»

«Напротив, расход на содержание домашнего слуги никогда не возмещается. Человек становится богатым, давая занятие большому числу мануфактурных рабочих; он беднеет, если содержит большое число домашних слуг. Тем не менее труд последних имеет свою стоимость и заслуживает вознаграждения, так же как и труд первых, но труд мануфактурного рабочего закрепляется и реализуется в каком либо отдельном предмете или товаре, который можно продать и который существует по крайней мере некоторое время после того, как закончен труд. … Труд домашнего слуги, напротив, не закрепляется и не реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, пригодном для продажи. Его услуги обычно исчезают в самый момент оказания их и редко оставляют после себя какой-либо след или какую-нибудь стоимость, за которую можно было бы впоследствии получить равное количество услуг.»

«Труд некоторых самых уважаемых сословий общества подобно труду домашних слуг не производит никакой стоимости и не закрепляется и не реализуется ни в каком длительно существующем предмете или товаре, могущем быть проданным, который продолжал бы существовать и по прекращении труда и за который можно было бы получить потом равное количество труда. Например, государь со всеми своими судебными чиновниками и офицерами, вся армия и флот представляют собою непроизводительных работников. Они являются слугами общества и содержатся на часть годового продукта труда остального населения. Их деятельность, как бы почетна, полезна или необходима она ни была, не производит решительно ничего, за что потом можно было бы получить равное количество услуг. Защита и охрана страны — результат их труда в этом году — не купят защиты и охраны ее в следующем году. К одному и тому же классу должны быть отнесены как некоторые из самых серьезных и важных, так и некоторые из самых легкомысленных профессий — священники, юристы, врачи, писатели всякого рода, актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр. Труд самого последнего из этих людей обладает известной стоимостью, определяемой теми же правилами, которые определяют стоимость всякого иного вида труда, но труд даже самой благородной и самой полезной из этих профессий не производит ничего такого, на что можно было бы потом купить или достать одинаковое количество труда. Подобно декламации актера, речи оратора или мелодии музыканта труд их всех исчезает в самый момент его выполнения.

Производительные и непроизводительные работники и те, кто совсем не работает, одинаково содержатся все на счет годового продукта земли и труда страны.»

«Представляется со всех точек зрения неправильным утверждение, что труд ремесленников, мануфактуристов и купцов не увеличивает действительный доход общества. Если даже предположить, например, как это считается, по-видимому, этой теорией, что стоимость ежедневного, месячного и годового потребления этого класса в точности равняется стоимости его ежедневного, месячного и годового производства, все-таки отсюда отнюдь не следует, что его труд ничего не добавляет к действительному доходу, к реальной действительной стоимости годового продукта земли и труда общества.»

Д.Рикардо «Начала политической экономии и налогообложения»

«…Меновая стоимость товаров определяется количеством труда, воплощенного в них…»

«Если мы представим себе состояние общества, в котором достигнуты большие успехи, в котором промышленность и торговля процветают, то мы по-прежнему найдем, что стоимость товаров изменяется согласно тому же принципу: определяя, например, меновую стоимость чулок, мы найдем, что их стоимость сравнительно с другими вещами зависит от всего количества труда, которое необходимо для изготовления их и доставки на рынок. Сюда войдет, во-первых, труд обработки земли, на которой разводят хлопок; во-вторых, труд доставки хлопка в страну, где будут изготовлены из него чулки, сюда же включается также часть труда, затраченного на постройку судна, на котором он перевозится и который оплачивается в фрахте товаров; в-третьих, труд прядильщика и ткача; в-четвертых, часть труда машиностроителя, кузнеца и плотника, которые строили здания и машины, с помощью которых изготовляются чулки; в-пятых, труд розничного торговца и многих других лиц, которых мы не будем перечислять. Общая сумма этих различных видов труда определяет, на какое количество других предметов будут обменены чулки, а чтобы определить, какое количество каждого из этих предметов будет дано в обмен на чулки, надо опять-таки сосчитать общую сумму различных видов труда, затраченного на них.»

«Следовательно, величина стоимости товара оставалась бы постоянной, если бы было постоянным необходимое для его производства рабочее время. Но рабочее время изменяется с каждым изменением производительной силы труда. Производительная сила труда определяется разнообразными обстоятельствами, между прочим средней степенью искусства рабочего, уровнем развития науки и степенью ее технологического применения, общественной комбинацией производственного процесса, размерами и эффективностью средств производства, природными условиями.» К.Маркс. «Капитал», т.1, с 35.

«Поэтому, если по отношению к потребительной стоимости товара имеет значение лишь качество содержащегося в нем труда, то по отношению к величине стоимости имеет значение лишь количество труда, уже сведенного к человеческому труду без всякого дальнейшего качества. В первом случае дело идет о том, как совершается труд и что он производит, во втором случае – о том, сколько труда затрачивается и сколько времени он продолжается.» К.Маркс. «Капитал», т.1, с.39.

Источник

Тест: Ответы на тест по истории экономических учений

Кто считал что источник богатства только труд. Смотреть фото Кто считал что источник богатства только труд. Смотреть картинку Кто считал что источник богатства только труд. Картинка про Кто считал что источник богатства только труд. Фото Кто считал что источник богатства только труд

Тема: Ответы на тест по истории экономических учений

Тип: Тест | Размер: 28.76K | Скачано: 582 | Добавлен 24.11.10 в 13:03 | Рейтинг: +25 | Еще Тесты

Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений.

Экономические учения Древнего мира и средневековья

1. История экономических учений берет свое начало с периода возникновения: простой

1) натурально-хозяйственной идеологии

2) меркантилистской идеологии

3) идеологии классической политической экономии

2. Изучение истории экономических учений позволяет выявить, что экономической науке присуще: средний

1) однонаправленное развитие

2) неоднонаправленное развитие

3) неприятие «старых» идей и теорий

3. Изучение истории экономических учений позволяет лучше понимать в развитии экономической науки ее: простой

3) прошлое и настоящее

4. Предмет изучения истории экономических учений охватывает экономические теории: простой

1) отдельных экономистов

2) школ экономической мысли

3) отдельных экономистов и школ экономической мысли

5. Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали: простой

1) денежное хозяйство

2) натурально-хозяйственные отношения

3) либеральные рыночные отношения

4) крупную торговлю

5) ростовщические операции

6. Завершающим этапом эпохи экономических учений дорыночной экономики явился этап: простой

1) меркантилизма

2) физиократического учения

3) смитианского экономического учения

7. Вытеснение предыдущего этапа или направления экономиеской мысли новым (альтернативным) этапом или направлением в истории экономических учений происходит: средний

1) по завершении данного этапа либо направления

2) через временной лаг после завершения данного этапа либо направления

3) еще до завершения существования того или иного этапа либо направления

8. Этап идеализации принципов «чистой» экономической науки имел место в эпоху экономических учений: средний

1) дорыночной экономики

2) нерегулируемой рыночной экономики

3) регулируемой рыночной экономики

9. Законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с це­лью: средний

1) ликвидации системы рабовладения

2) улучшения экономического положения рабов

3) скорейшего перехода к рыночной экономике

4) обеспечения роста налоговых поступлений в казну

5) не допустить разрушения основ натурального хозяйства

10. Аристотель относит к сфере хрематистики: средний

4) ростовщичество и торгово-посреднические операции

11. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги – это: простой

1) совершенно бесполезный товар

2) результат соглашения между людьми

3) единственное проявление богатства человека и государства

4) техническое средство, облегчающее обмен

5) стихийно возникший товар

12. Согласно концепции «справедливой цены» Ф. Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит: средний

1) нравственный принцип

2) затратный принцип

3) морально-этический принцип

4) затратный и морально-этический принцип одновременно

5) принцип предельного анализа

Тема 2. Меркантилизм – первая концепция рыночной экономической теории

1. На этапе приоритетной роли в экономической науке меркантилизма доминировала концепция: простой

1) протекционизма

2) экономического либерализма

3) социального контроля общества над экономикой

2. Предметом изучения меркантилизма является: простой

1) сфера обращения (потребления)

2) сфера производства (предложения)

3) сфера сельскохозяйственного производства

4) сфера обращения и сфера производства одновременно

5) совокупность экономических и неэкономических факторов

3. Приоритетным методом экономического анализа меркантилиз­ма является: простой

1) эмпирический метод

2) каузальный метод

3) функциональный метод

4) исторический метод

5) математический метод

4. В соответствии с экономическими воззрениями меркантилистов богатство это: простой

1. деньги золотые и серебренные

3. деньги и товары, имеющие материальную сущность

5. В соответствии с меркантилистской концепцией источником де­нежного богатства является: средний

1) рост заграничных инвестиций

2) насильственное завоевание внешних рынков

3) неограниченная свобода предпринимательской деятельности

4) превышение импорта над экспортом

5) превышение экспорта над импортом

6. Порчей национальной монеты правительство занималось в период: простой

1) раннего меркантилизма

2) позднего меркантилизма

3) на всем протяжении меркантилизма

7. В соответствии с воззрениями меркантилистов макроэкономическое равновесие обеспечивается в стране: простой

1) координирующими мерами государства

2) без вмешательства государства в хозяйственную жизнь

3) частичным вмешательством государства в хозяйственную жизнь

8. Кольбертизм – это характеристика протекционистской поли­тики в экономике, в результате которой емкость внутреннего рынка: простой

2) меняется постепенно

3) сужается

5) сужается и расширяется одновременно

9. Автором термина «политическая экономия» является: простой

3) А. Монкретьен

Тема 3. Зарождение и становление классической политической экономии

1. На этапе приоритетной роли в экономической науке классической политической экономии доминировала концепция: простой

2) экономического либерализма

3) социального контроля общества над экономикой

2. Предметом изучения классической политической экономии яв­ляется: простой

1) сфера обращения (потребления)

2) сфера производства (предложения)

3) сфера обращения и сфера производства одновременно

4) сфера сельскохозяйственного производства

5) совокупность экономических и неэкономических факторов

3. В классической политической экономии приоритетным мето­дом экономического анализа является: простой

1) эмпирический метод

2) каузальный метод

3) функциональный метод

4) исторический метод

5) математический метод

4. В соответствии с экономическими воззрениями представителей классической политической экономии богатство это:

1. деньги золотые и серебренные

3. деньги и товары, имеющие материальную сущность

5. В соответствии с классической политической экономией день­ги – это: простой

1) искусственное изобретение людей

2) важнейший фактор экономического роста

3) техническое орудие, вещь, облегчающая обмен

4) эквивалент богатства

5) категория сферы производства

6. Согласно классической политической экономии заработная пла­та как доход рабочего тяготеет: средний

1) к физиологическому минимуму

2) к прожиточному минимуму

3) к максимально возможному уровню

4) к оптимальному уровню

7. Категорию «деньги» У. Петти рассматривает как сторонник: средний

1) номиналистической теории денег

2) металлической теории денег

3) количественной теории денег

4) натурально-хозяйственных отношений

5) системы биметаллизма

5) к неизменному уровню

8. У. Петти и П. Буагильбер – родоначальники теории стоимос­ти, определяемой: простой

1) затратами труда (трудовая теория)

2) производственными издержками (теория издержек)

3) предельной полезностью

4) на основе правовых факторов

5) на основе дифференциации продукта

9. По предложенной Ф. Кенэ классификации фермеры представ­ляют: простой

1) производительный класс

2) класс собственников земли

3) бесплодный класс

5) класс капиталистов

10. Согласно учению Ф. Кенэ о «чистом продукте» последний создается: средний

2) в промышленности

3) в банковской сфере

4) в мелкотоварном хозяйстве

5) в сельскохозяйственном производстве

11. Первым автором теории воспроизводства и первым, кто под­разделял капитал на основной и оборотный, а труд – на про­изводительный и непроизводительный, является: средний

2) Ф. Кенэ

12. А. Тюрго единственным источником всякого богатства считает труд: средний

2) земледельца (фермера)

13. По мысли А. Смита, большую стоимость к действитель­ному богатству и доходу добавляет капитал, вкладываемый: средний

2) в промышленность

3) в банковскую сферу

4) в сельскохозяйственное производство

5) во все сферы хозяйства

14. «Невидимая рука» А. Смита – это: сложный

1) механизм государственного управления экономикой

2) действие объективных экономи­ческих законов

3) механизм хозяйствования, обусловленный божественным провиде­нием

4) действие природных законов

5) взаимодействие законов природы и экономики

15. Согласно методологической позиции А. Смита частный ин­терес: средний

1) не отделим от общего интереса

2) стоит выше общественного

3) вторичен по отношению к общественному

4) развивает худшие качества человека

5) сдерживает поступательное развитие экономики

16. В структуре торговли на первое место А. Смитом поставлена: сложный

1) внутренняя торговля

2) внешняя торговля

3) транзитная торговля

5) розничная торгвля

17. Согласно А. Смиту, в каждом развитом обществе стоимость то­варов обусловлена: средний

2) затратами труда и капитала

3) суммой доходов

4) предельной полезностью

5) предельной полезностью и предельными издержками

18. А. Смит считает труд производительным, если он приложен: простой

1) в сельскохозяйственном производстве

2) в любой отрасли материального производства

3) в отраслях материального и нематериального производства

4) во внешней торговле

19. В структуре капитала А. Смит выделяет следующие части: простой

1) первоначальные и ежегодные авансы

2) основной и оборотный капитал

3) постоянный и переменный капитал

4) постоянные и переменные издержки

5) текущие и предстоящие расходы

20. Тезис «Баснословная догма Смита» возник у К. Маркса в связи с тем, что А. Смит: сложный

1) считает невозможным автоматическое равновесие в экономике

2) допускает деление капитала на постоянный и переменный

3) отождествляет принцип выявления ценности «годичного продукта труда» и «цены всякого товара»

4) придерживается теории интенсивного воспроизводства

5) придерживается теории расширенного воспроизводства

21. Н.С. Мордвинов, будучи последователем экономического учения А. Смита источником происхождения богатства считает: средний

4) промышленность, торговлю и науку одновременно

22. А.К. Шторх, будучи последователем экономического учения А. Смита допускает производительный характер труда: средний

1) в материальном производстве

2) в нематериальном производстве

3) в материальном и нематериальном производстве

23. В соответствии с экономическими воззрениями М.М. Сперанского «постепенное усовершенствование общественного» предполагает осуществление экономической политики: средний

2) экономического либерализма

3) протекционизма и экономического либерализма одновременно

Тема 4. Апогей развития классической политической экономии

и ее завершение

1. При определении стоимости Д. Рикардо придерживается: простой

1) трудовой теории

3) теории полезности

4) теории потребительского поведения

5) теории пределльной полезности

2. По мнению Д. Рикардо, зарплата имеет тенденцию к снижению, так как: средний

1) предприниматели занижают цену труда рабочих

2) высокие темпы рождаемости порождают избыточное предложение труда

3) машины и механизмы вытесняют труд рабочих

4) уровень инфляция постоянно повышается

5) доля живого труда в производимом продукте постоянно снижается

3. Категорию «рента» Д. Рикардо трактует в следующих вариантах: сложный

1) как доход с земли

2) так же, как и прибыль фермера

3) так же как и прибыль в промышленной сфере

4) как дополнительный доход фермера сверх уровня средней прибыли в

сфере его деятельности

5) как «свободный дар земли»

4. Тенденцию нормы прибыли к понижению, согласно Д. Рикар­до, порождают следующие причины: сложный

1) перелив капитала из одного занятия в другое

2) снижение относительного уровня «рыночной цены труда»

3) рост относительного уровня «рыночной цены труда»

4) рост дороговизны продуктов земли из-за постоянного снижения ее

5) снижение темпов народонаселения

6) повышение темпов народонаселения

5. Основными постулатами «закона рынков» Ж.Б. Сэя являются: сложный

1) спрос создает соответствующий ему уровень предложения

2) предложение создает соответствующий ему спрос

3) деньги как важнейший самостоятельный фактор воспроизводствен­ного процесса

4) деньги нейтральны

5) цены, заработная плата и процентная ставка совершенно гибки,

6) допускается вмешательство государства в экономику

7) экономические кризисы невозможны либо их проявление имеет всегда временный и преходящий характер

6. «Закон Сэя» исчерпал свою актуальность с возникновением экономического учения: простой

4) Дж.М. Кейнса

7. Согласно теории народонаселения Т. Мальтуса главными причинами бедности являются: сложный

1) несовершенство социального законодательства

2) постоянно высокие темпы роста численности населения

3) неизменно низкий уровень заработной платы

4) чрезмерно высокие темпы научно-технического прогресса

5) «закон убывающего плодородия почвы»

8. Теорию народонаселения Т. Мальтуса из числа ниженазванных авторов категорически отвергали: сложный

9. По мысли Т. Мальтуса, «третьи лица» в воспроизводственном процессе проявляют себя как: сложный

1) производительная часть общества

2) непроизводительная часть общества

3) фактор, содействующий созданию и реализации общественного продукта

4) фактор, сдерживающий полное использование капитала

5) фактор, предотвращающий общее перепроизводство

10. Первыми из авторов классической политической экономии обратились к рассмотрению теоретико-методологических про­блем социализма: сложный

11. В концепции реформ Дж.С. Милля рекомендуется осуществить такие мероприятия, как: сложный

1) изменить законы производства

2) изменить законы распределения

3) ограничить право наследования

4) уничтожить наемный труд при помощи кооперативной производи­тельной ассоциации

5) ниспровергнуть систему частной собственности

6) социализировать земельную ренту при помощи земельного налога

7) улучшить систему частной собственности ради участия в приноси­мых ею доходах каждого члена общества

12. Единственным из представителей классической политической экономии характеризует категорию «капитал» как средство эк­сплуатации рабочего и как самовозрастающую стоимость: простой

4) К. Маркс

13. Какие из ниженазванных причин порождают, по мнению К. Маркса, тенденцию нормы прибыли к понижению: сложный

1) перелив капитала из одного занятия в другое

2) рост дороговизны продуктов земли из-за снижения ее плодородия

3) рост относительного уровня заработной платы рабочих

4) уменьшение в структуре капитала доли переменного капитала

5) накопление капитала, сопровождаемое увеличением в структуре

капитала доли постоянного капитала

14. Какими из перечисленных вариантов положений руководству­ется

К. Маркс, если допустить, что прибавочная стоимость создается: средний

1) трудом, капиталом и землей

2) неоплаченным трудом производительных рабочих

3) постоянным капиталом

4) переменным капиталом

15. В теории воспроизводства К. Маркса обосновываются такие положения, как: сложный

1) циклический характер экономического развития при капитализме

2) нециклический характер экономического развития при капитализме

3) различия простого и расширенного типов воспроизводства

4) правомерность доктрин экономических кризисов недопотреб­ления

5) преходящий характер экономических кризисов при капитализме

16. А.И. Бутовский как один из смитианцев постмануфактурного периода определение стоимости считает возможным на основе: средний

2) теории издержек

3) теории полезности

4) теории предельных издержек

5) теории предельной полезности

17. И.В. Вернадский как один из смитианцев постмануфактурного периода определение стоимости считает возможным на основе: средний

1) трудовой теории

3) теории полезности

4) теории предельных издержек

5) теории предельной полезности

18. Будучи одним из оппонентов марксистского экономического учения П.Б. Струве полагает, что Россия должна стать страной: простой

2) бедной капиталистической

3) богатой капиталистической

Тема 5. Экономические взгляды и реформаторские концепции

противников классической политической экономии

1. Экономисты-романтики выдвигали реформаторские концеп­ции, в которых обосновывается целесообразность приоритетного развития: простой

1) фабрично-заводского производства

2) фермерского хозяйства

3) натурального хозяйства

4) мелкого товарного производства

5) мануфактурного производства

2. Причиной минимизации заработной платы рабочих С. Сисмонди считает: простой

1) низкий уровень разделения труда в обществе

2) избыточное предложение труда из-за высоких темпов рождаемости

3) вытеснение труда рабочих машинами и механизмами

4) существующие в обществе традиции и обычаи

5) закон убывающего плодородия почвы

3. Из числа ниженазванных непосредственно П. Прудону принад­лежат идеи о целесообразности: сложный

1) ведущей роли в экономике общенародной собственности

2) организации банков народа

3) упразднения денег и создания конституированной стоимости

4) предпочтения функционального метода анализу каузальному

5) введения беспроцентного кредита

6) ликвидации государственной власти

4. Согласно социалистам-утопистам приоритетное значение в экономике должна иметь собственность: простой

3) общенародная

5. Историческая школа Германии рассматривает в качестве пред­мета

экономического анализа: простой

1) сфера обращения (потребления)

2) сфера производства (предложения)

3) сфера обращения и сфера производства одновременно

4) сфера сельскохозяйственного производства

5) совокупность экономических и неэкономических факторов

6. С.Ю. Витте как сторонник методологии немецкой исторической школы обосновывает положение о том, что: простой

1) интерес отдельного индивида должен стоять выше общественного

2) общественный интерес должен стоять выше интереса отдельного индивида

3) общественный интерес и интерес отдельного индивида равнозначны

Тема 6. Маржиналистская революция. Зарождение субъективно-психологического направления экономической мысли

1. Маржинализм (маржинальная экономическая теория) базиру­ется на исследовании: простой

1) суммарных экономических величин

2) средних экономических величин

3) предельных экономических величин

4) макроэкономических величин

5) микроэкономических величин

2. Предметом изучения субъективно-психологического направления экономической мысли является: простой

1) сфера обращения (потребления)

2) сфера производства (предложения)

3) сфера обращения и сфера производства одновременно

4) сфера сельскохозяйственного производства

5) совокупность экономических и неэкономических факторов

3. Приоритетным методом экономического анализа субъективно-психологического направления экономической мысли является: простой

1) эмпирический метод

2) каузальный метод

3) функциональный метод

4) исторический метод

5) математический метод

4. Среди авторов периода «маржинальной революции» родоначальником современного макроэкономического моделирования принято считать: простой

1) Л. Вальраса

5. Авторы первого этапа «маржинальной революции» определя­ют стоимость (ценность) на основе: средний

1) выявления точки пересечения кривых спроса и предложения

4) теории предельной полезности

5) теории предельных издержек

Тема 7. Возникновение неоклассического направления экономической мысли

1. Предметом изучения неоклассического направления экономической мысли является: простой

1) сфера обращения (потребления)

2) сфера производства (предложения)

3) сфера обращения и сфера производства одновременно

4) сфера сельскохозяйственного производства

5) совокупность экономических и неэкономических факторов

2. Приоритетным методом экономического анализа неоклассического направления экономической мысли является: простой

1) эмпирический метод

2) каузальный метод

3) функциональный метод

4) исторический метод

5) математический метод

3. Термин А. Маршалла «репрезентативная фирма» характеризует разновидность фирмы: простой

3) средней

4. Стоимость товара А. Маршаллом характеризуется на основе:

1) выявления точки пересечения кривых спроса и предложения простой

4) теории предельной полезности

5) теории предельных издержек

5. Автором учения о статике и динамике и теории предельной производительности является: простой

3) Дж.Б. Кларк

6. Критерием достижения общего экономического равновесия, по мысли В. Парето, следует считать: простой

1) измерение соотношения предпочтений конкретных индивидов

2) максимизацию полезности

3) выявления суммарной полезности

4) выявление предельной полезности

5) равенство доходов потребителей благ

7. В соответствии с экономическими воззрениями Н.Х. Бунге стоимость определяется: средний

3) спросом и предложением

8. В соответствии с экономическими воззрениями М.И. Туган-Баранов-ского и В.К. Дмитриева определение стоимости возможно на основе: средний

2) теории предельной полезности

3) синтеза трудовой теории и теории предельной полезности

Тема 8. Зарождение американского институционализма и теорий монополистической и несовершенной конкуренции

1. На этапе приоритетной роли в экономической науке институционализма доминировала концепция: простой

2) экономического либерализма

3) социального контроля общества над экономикой

2. В качестве предмета экономического анализа представителями институционализма выдвигается: простой

1) сфера обращения (потребления)

2) сфера производства (предложения)

3) сфера сельскохозяйственного производства

4) сфера обращения и сфера производства одновременно

5) совокупность экономических и неэкономических факторов

3. Приоритетными методами исследования в институциональной теории являются: средний

5) логической абстракции

6) социальной психологии

4. Понятие «эффект Веблена» характеризует ситуацию влияния потребительского поведения на рост спроса в связи: простой

1) с возросшим уровнем цен

2) с неизменными ценами

3) со снизившимся уровнем цен

4) с возникновением товаров-субститутов

5) с усилением монополистической конкуренции

5. В результате рекомендуемых реформ Т. Веблен предвещает: простой

1) переход к «индустриальной системе»

2) сохранение приоритетной роли финансовых слоев «бизнеса»

3) ведущую роль в экономике сферы «малого бизнеса»

4) два обязательных выходных дня в неделю

5) переход к социалистическому обществу

6. Согласно Дж. Коммонсу стоимость формируется: простой

1) юридическим соглашением «коллективных институтов»

2) затратами труда на производство продукта

3) соотношением спроса и предложения на рынке

4) предельной полезностью блага

5) предельными издержками в процессе производства

7. Из ниженазванных этапов в эволюции «капитализма» Дж. Коммонс выделяет следующие: средний

1) капитализм свободной конкуренции

2) денежное хозяйство

3) финансовый капитализм

4) кредитное хозяйство

5) административный капитализм

8. Антимонопольные концепции Т. Веблена и Дж. Коммонса были впервые апробированы: средний

1) до первой мировой войны

2) в период первой мировой войны

3) в период экономического кризиса 1929—1933 гг.

4) в период «нового курса» Ф. Рузвельта

5) после второй мировой войны

9. У.К. Митчелл – родоначальник одного из течений институционализма, получившего название: простой

2) конъюнктурно-статистическое

10. Экономическое учение У.К. Митчелла явилось основой: простой

1) теории предельной полезности

2) теории народонаселения

3) концепции богатства меркантилизма

4) концепции бескризисного цикла

5) теории эволюции природы Ч. Дарвина

11. Теории рынка с несовершенной конкуренцией возникли: простой

1) после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

2) в трудах А. Смита и Д. Рикардо

3) в учении физиократов

4) в сочинениях древнегреческих философов

5) в трудах родоначальников неоклассицизма

12. В теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина основным признаком «дифференциации продукта» является наличие у товара одного из продавцов какого-либо существенного признака, который может быть: средний

5) как реальным, так и воображаемым

13. Согласно Э. Чемберлину, монополистическая конкуренция порождает феномен избытка мощности, обусловленный формированием цен продавца: средний

1) ниже уровня издержек

2) на уровне издержек

3) превышающих издержки

4) юридическим соглашением «коллективных институтов»

5) затратами труда на производство продукта

14. В условиях несовершенной конкуренции, согласно Дж. Робинсон, размеры (мощности) фирм: простой

1) превышают оптимальный уровень

2) не влияют на уровень рентабельности

4) обусловлены численностью занятых работников

5) не достигают оптимального уровня

Тема 9. Теории государственного регулирования экономики.

Олимп современной экономической мысли

1. Из нижеприведенных положений основу методологии иссле­дования

Дж.М. Кейнса составляют: сложный

1) приоритет микроэкономического анализа

2) приоритет макроэкономического анализа

3) концепция «эффективного спроса»

4) приверженность «закону рынков» Ж.Б. Сэя

5) мультипликатор инвестиций

6) склонность к ликвидности

2. Для стимулирования потребительского спроса на инвестиции государство, по мысли Дж.М. Кейнса, должно активно содействовать регулированию нормы ссудного процента: простой

1) в сторону снижения

2) до достигнутого уровня в предыдущем периоде

3) в сторону увеличения

4) с учетом согласования с мировым банком

5) до уровня промышленно развитых стран

3. В соответствии с «основным психологическим законом» Дж.М. Кейнса с ростом доходов темпы прироста потребления: простой

1) остаются на прежнем уровне

2) увеличиваются в геометрической прогрессии

3) опережают темпы прироста доходов

4) увеличиваются в арифметической прогрессии

5) увеличиваются, но не в той же мере, что и доходы

4. Неолиберализм в отличие от кейнсианства предполагает: сложный

рен­табельных отраслей экономики

2) либерализацию экономики

3) рост объемов правительственных заказов, закупок и займов

4) свободное ценообразование

5) приоритет частной собственности

5. Термин «социальное рыночное хозяйство» впервые исполь­зовал: простой

3) А. Мюллер-Армак

6. Фрайбургская школа неолиберализма в концепции социального рыночного хозяйства придерживается принципов: сложный

4) концентрация власти и коллективизм

5) социальное выравнивание посредством справедливого распреде­ления

7. Лидер Чикагской школы неолиберализма М. Фридмен в своей концепции государственного регулирования экономики основополагающими считает принципы: сложный

1) приоритетности неденежных факторов

2) приоритетности денежных факторов

3) стабильности «кривой Филлипса»

нормы безработицы» (ЕНБ)

8. Из числа названных авторов нобелевскими лауреатами по эко­номике

9. Основным научным достижением российского нобелевского лауреата по экономике Л.В. Канторовича является разработка: средний

1) модели линейного программирования в процессе использования ресурсов

2) метода «затраты – выпуск»

3) методологии позитивной экономической науки

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Тесты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Тесты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *