Кто представлял что земля плоская опирается на спины китов
Представление древних людей о Земле
Первые представления о Земле и её форме складывались постепенно. Вначале они были очень далеки от современных. В Древней Индии считали, что Земля лежит на спинах трёх слонов, а те стоят на огромной черепахе.
Представление индийцев о Земле
В более полном описании древние индийцы представляли Землю в виде
полусферы, опирающейся на слонов. Слоны стояли на огромной черепахе,
а черепаха на змее, которая свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.
Представлений древних индийцев о Земле
Когда животные начинали шевелиться — на Земле случались землетрясения.
В представлении древних египтян: внизу — Земля (бог земли Геб), над ней — богиня неба (богиня неба Нут), слева и справа — корабль бога Солнца (бог солнца Ра), показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.
Представлений древних египтян о земле
Древним славянам Земля казалась похожей на большое яйцо, внутри которого находится плоская Земля, причем в верхней части расположен мир людей,
а в нижней — ночная страна. Вокруг земли, подобно белку расположены 9 небес, каждое из которых имело свое предназначение — одно для солнца и звезд, второе — для месяца, третье — для туч и ветров.
Представление славян о Земле
В Древней Руси считали, что Земля плоская, что она — такой плоский толстый блин, который лежит на спинах трёх огроных рыб или китов, плавающих на
поверхности безбрежного океана.
Представление о Земле в Древней Руси
Жители Вавилонского царства представляли Землю в виде горы. На западном склоне которой находится Вавилония. К югу от Вавилона раскинулось море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось, что Вавилония расположена на западном склоне «мировой» горы.
Представление о Земле жителей Вавилона
Древние греки представляли Землю как диск. Сушу со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце.
Представление древних греков о Земле
Викинги считали, что мир зародился в северных льдах. В центре мира находится гигантский ясень. У его корней находится холодное подземное царство, в котором обитают великаны, крону населяют боги, а мир людей расположен посредине ствола. По этому дереву беспрестанно бегает белка, которая приносит новости орлу, восседающему высоко в ветвях, а змее, прячущейся в корнях.
Представление викингов о Земле
На трёх слонах или китах стоит плоская земля?
Как можно не знать того, чему учат уже в начальной школе?! Вот берём, к примеру, пособие для учителей общеобразовательных учреждений: М.Ю.Новицкая, Н.М.Белянкова, Е.В.Мартинкова, Ю.В.Саркисян «Уроки по окружающему миру. 2 класс». Выпущено в 2007 году московским издательством «Просвещение» в сериях «Академический школьный учебник» и «Перспектива». На 4-м уроке учитель должен детям внушить: «Долгое время древние люди считали Землю плоской, лежащей на трёх китах или трёх слонах и прикрытой куполом неба. Над учёными, выдвинувшими гипотезу о шарообразной форме Земли, смеялись, их преследовала церковь. Первым в эту гипотезу поверил мореплаватель Христофор Колумб. Первым же, кто совершил действительно кругосветное путешествие, был португалец Фернан Магеллан. Учитель может рассказать детям о том, что первым, кто своими глазами увидел, что Земля не плоская, был космонавт Юрий Гагарин».
Но почему же Эратосфен так был уверен в шарообразности Земли? Потому что ещё за сто лет до него Аристотель (384-322 до н.э.) привёл три классических доказательства этого факта. Во-первых, при лунных затмениях край тени, отбрасываемой Землёй на Луну, всегда является дугой окружности, а единственное тело, способно давать такую тень при любом положении и направлении источника света, есть шар. Во-вторых, корабли, удаляясь в море от наблюдателя, не постепенно теряются из виду за счёт далёкого расстояния, а почти мгновенно как бы «тонут», исчезая за линией гризонта. И, в-третьих, некоторые звёзды можно увидеть только из определённых частей Земли, а для других наблюдателей они не видны никогда. Но и Аристотель не был первооткрывателем шарообразности Земли, а только лишь привёл неопровержимые доказательства факта, о котором было известно ещё Пифагору Самосскому (ок. 560-480 до н.э.). Сам же Пифагор, возможно, опирался на свидетельства не учёного, а простого моряка Скилака Кариандского, который в 515 году до н.э. сделал описание своих плаваний по Средиземноморью.
Но то учёные. А Церковь, как известно, всегда была против науки, цепляясь за свои замшелые догмы, основанные на Священном Писании. Интересно, как к этим библейским байкам про плоский блин на трёх китах отнёсся бы сам Эратосфен? Ну, вообще говоря, из истории нам известно, как он к ним отнёсся. Впервые перевод Моисеева Пятикнижия с еврейского на греческий (т.н. перевод Септуагинты) был сделан в 3-м веке до нашей эры специально для Александрийской библиотеки. Как раз тогда, когда этой библиотекой заведовал. Эратосфен Киренский! Эратосфен заведовал этой библиотекой с 225 по 194 годы до н.э., а первое сообщение о завершении перевода Септуагинты встречается в «Послании Аристея», написанном около 200 года до н.э. греком, служившим при египетском дворе Птолемея II Филадельфа. Видимо, великий древнегреческий учёный, в отличие от иных нынешних академиков, всё же не считал Завет евреев глупыми сказками.
Но исходный вопрос всё же остаётся: действительно ли в Библии написано, что Земля плоская и стоит на трёх слонах/китах, накрытая куполом неба? А если такого в Библии нет, то что же всё-таки там написано про астрономию вообще и про форму Земли в частности? Давайте почитаем Библию.
Каноническая книга Исайи традиционно связывается с ветхозаветным пророком Исайей, деятельность которого приходится на 733-701 годы до н.э., то есть на время завершения написания книги притчей Соломона. Однако современная библеистика делит эту книгу на три раздела, написанные разными авторами. Главы 1-39, по-видимому, содержат обличительные речи самого пророка. Автора глав 40-55 условно называют Второ-Исайей, время его жизни относят на середину 6 века до н.э. А автор глав 56-66 Третье-Исайя жил, вероятно, в середине 5 века до н.э. Таким образом, 40-я глава книги с «кругом земли» написана Второ-Исайей тогда, когда 10-летним мальчиком был Пифагор.
Иногда указывают на то, что в Библии у земли и неба есть края. Да, такие фрагменты имеются, и их немало. Например, во Второзаконии: «Ибо спроси у времен прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в который сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему?» (Втор 4:32); «богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого» (Втор 13:7); «Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли» (Втор 28:49); «И рассеет тебя Господь [Бог твой] по всем народам, от края земли до края земли» (Втор 28:64). Кроме того: 1 Езд 9:11; Иудифь 11:21; Иов 37:3, 38:13; Пс 45:10, 134:7; Сир 44:23; Ис 5:26, 13:5, 24:16, 41:9; Иер 6:22, 10:13, 12:12, 16:19, 25:32, 31:8, 50:41, 51:16; Иез 7:2, Дан 4:8, 4:19; Мих 5:4; 3 Езд 2:31; Мк 13:27; Деян 1:8, 13:47.
А откуда же взялось это дурацкое представление о плоской Земле на трёх слонах/китах? Может быть, атеисты нам ответят? А? Молчат. Попробуем тогда сами.
Выше, рассматривая древнегреческие концепции шарообразной Земли, мы углубились в 6-й век до нашей эры и упёрлись в Пифагора. Пифагор очень многим известен своей знаменитой теоремой, о которой, впрочем, вавилоняне знали за тысячу лет до него. О пифагоровой системе мира, где Земля шарообразная, знают немногие. А о Пифагоре, как основоположнике идеалистического направления греческой философии и основателе религиозного союза, не знает почти никто. Представители этого союза видели основу мира в его божественной природе и математической гармонии, учили о душе и её бессмертии, о посмертном воздаянии и искуплении грехов, при этом смея ещё нагло заявлять о единении науки и религии. То есть пифагорейцы со своей шарообразной Землёй были тем самым, что один из моих интернет-оппонентов назвал «кучкой малограмотных мракобесов». Так что нечего и говорить о них.
Ну и, чтобы под конец повеселить утомлённого читателя, укажу на такой уже не курьёз, а полный маразм, как существование в наше просвещённое время «Общества плоской Земли». У истоков Общества плоской Земли стоял английский изобретатель Сэмюэл Роуботэм (1816-1884), который в 19-м веке доказывал плоскую форму Земли. Его последователи основали Вселенское зететическое общество. В США идеи Роуботэма были восприняты Джоном Александром Доуи, основавшим в 1895 году Христианскую католическую апостольскую церковь. В 1906 году главой церкви стал заместитель Доуи Уилбур Гленн Волива, который отстаивал и пропагандировал плоскую форму Земли до своей смерти в 1942 году. В 1956 году Сэмюэл Шентон возродил Всемирное зететическое общество под названием Международное общество плоской Земли. На посту президента общества в 1971 году его сменил Чарльз Джонсон. За три десятилетия президентства Джонсона число сторонников общества значительно увеличилось: от нескольких членов до приблизительно 3000 человек из разных стран. Общество распространяло информационные бюллетени, листовки и тому подобную литературу, в которой отстаивалась модель плоской Земли. В лице своих руководителей общество утверждало, что высадка человека на Луну была мистификацией, снятой в Голливуде по сценарию Артура Кларка либо Стенли Кубрика. Чарльз Джонсон умер в 2001 году, и в настоящий момент дальнейшее существование Международного общества плоской Земли находится под вопросом. По заявлениям сторонников общества, все правительства Земли заключили мировой заговор с целью обмануть людей. Когда Сэмюэлю Шентону показали фотографии Земли с орбиты и спросили, что он о них думает, тот ответил: «Легко заметить, как фотографии такого сорта могут одурачить несведущего человека».
На трёх слонах или китах стоит плоская земля?
Николай Шошунов
Как можно не знать того, чему учат уже в начальной школе?! Вот берём, к примеру, пособие для учителей общеобразовательных учреждений: М.Ю.Новицкая, Н.М.Белянкова, Е.В.Мартинкова, Ю.В.Саркисян «Уроки по окружающему миру. 2 класс». Выпущено в 2007 году московским издательством «Просвещение» в сериях «Академический школьный учебник» и «Перспектива». На 4-м уроке учитель должен детям внушить: «Долгое время древние люди считали Землю плоской, лежащей на трёх китах или трёх слонах и прикрытой куполом неба. Над учёными, выдвинувшими гипотезу о шарообразной форме Земли, смеялись, их преследовала церковь. Первым в эту гипотезу поверил мореплаватель Христофор Колумб. Первым же, кто совершил действительно кругосветное путешествие, был португалец Фернан Магеллан. Учитель может рассказать детям о том, что первым, кто своими глазами увидел, что Земля не плоская, был космонавт Юрий Гагарин».
Но почему же Эратосфен так был уверен в шарообразности Земли? Потому что ещё за сто лет до него Аристотель (384-322 до н.э.) привёл три классических доказательства этого факта. Во-первых, при лунных затмениях край тени, отбрасываемой Землёй на Луну, всегда является дугой окружности, а единственное тело, способно давать такую тень при любом положении и направлении источника света, есть шар. Во-вторых, корабли, удаляясь в море от наблюдателя, не постепенно теряются из виду за счёт далёкого расстояния, а почти мгновенно как бы «тонут», исчезая за линией гризонта. И, в-третьих, некоторые звёзды можно увидеть только из определённых частей Земли, а для других наблюдателей они не видны никогда. Но и Аристотель не был первооткрывателем шарообразности Земли, а только лишь привёл неопровержимые доказательства факта, о котором было известно ещё Пифагору Самосскому (ок. 560-480 до н.э.). Сам же Пифагор, возможно, опирался на свидетельства не учёного, а простого моряка Скилака Кариандского, который в 515 году до н.э. сделал описание своих плаваний по Средиземноморью.
Но то учёные. А Церковь, как известно, всегда была против науки, цепляясь за свои замшелые догмы, основанные на Священном Писании. Интересно, как к этим библейским байкам про плоский блин на трёх китах отнёсся бы сам Эратосфен? Ну, вообще говоря, из истории нам известно, как он к ним отнёсся. Впервые перевод Моисеева Пятикнижия с еврейского на греческий (т.н. перевод Септуагинты) был сделан в 3-м веке до нашей эры специально для Александрийской библиотеки. Как раз тогда, когда этой библиотекой заведовал. Эратосфен Киренский! Эратосфен заведовал этой библиотекой с 225 по 194 годы до н.э., а первое сообщение о завершении перевода Септуагинты встречается в «Послании Аристея», написанном около 200 года до н.э. греком, служившим при египетском дворе Птолемея II Филадельфа. Видимо, великий древнегреческий учёный, в отличие от иных нынешних академиков, всё же не считал Завет евреев глупыми сказками.
Но исходный вопрос всё же остаётся: действительно ли в Библии написано, что Земля плоская и стоит на трёх слонах/китах, накрытая куполом неба? А если такого в Библии нет, то что же всё-таки там написано про астрономию вообще и про форму Земли в частности? Давайте почитаем Библию.
Каноническая книга Исайи традиционно связывается с ветхозаветным пророком Исайей, деятельность которого приходится на 733-701 годы до н.э., то есть на время завершения написания книги притчей Соломона. Однако современная библеистика делит эту книгу на три раздела, написанные разными авторами. Главы 1-39, по-видимому, содержат обличительные речи самого пророка. Автора глав 40-55 условно называют Второ-Исайей, время его жизни относят на середину 6 века до н.э. А автор глав 56-66 Третье-Исайя жил, вероятно, в середине 5 века до н.э. Таким образом, 40-я глава книги с «кругом земли» написана Второ-Исайей тогда, когда 10-летним мальчиком был Пифагор.
А откуда же взялось это дурацкое представление о плоской Земле на трёх слонах/китах? Может быть, атеисты нам ответят? А? Молчат. Попробуем тогда сами.
Выше, рассматривая древнегреческие концепции шарообразной Земли, мы углубились в 6-й век до нашей эры и упёрлись в Пифагора. Пифагор очень многим известен своей знаменитой теоремой, о которой, впрочем, вавилоняне знали за тысячу лет до него. О пифагоровой системе мира, где Земля шарообразная, знают немногие. А о Пифагоре, как основоположнике идеалистического направления греческой философии и основателе религиозного союза, не знает почти никто. Представители этого союза видели основу мира в его божественной природе и математической гармонии, учили о душе и её бессмертии, о посмертном воздаянии и искуплении грехов, при этом смея ещё нагло заявлять о единении науки и религии. То есть пифагорейцы со своей шарообразной Землёй были тем самым, что один из моих интернет-оппонентов назвал «кучкой малограмотных мракобесов». Так что нечего и говорить о них.
Ну и, чтобы под конец повеселить утомлённого читателя, укажу на такой уже не курьёз, а полный маразм, как существование в наше просвещённое время «Общества плоской Земли». У истоков Общества плоской Земли стоял английский изобретатель Сэмюэл Роуботэм (1816-1884), который в 19-м веке доказывал плоскую форму Земли. Его последователи основали Вселенское зететическое общество. В США идеи Роуботэма были восприняты Джоном Александром Доуи, основавшим в 1895 году Христианскую католическую апостольскую церковь. В 1906 году главой церкви стал заместитель Доуи Уилбур Гленн Волива, который отстаивал и пропагандировал плоскую форму Земли до своей смерти в 1942 году. В 1956 году Сэмюэл Шентон возродил Всемирное зететическое общество под названием Международное общество плоской Земли. На посту президента общества в 1971 году его сменил Чарльз Джонсон. За три десятилетия президентства Джонсона число сторонников общества значительно увеличилось: от нескольких членов до приблизительно 3000 человек из разных стран. Общество распространяло информационные бюллетени, листовки и тому подобную литературу, в которой отстаивалась модель плоской Земли. В лице своих руководителей общество утверждало, что высадка человека на Луну была мистификацией, снятой в Голливуде по сценарию Артура Кларка либо Стенли Кубрика. Чарльз Джонсон умер в 2001 году, и в настоящий момент дальнейшее существование Международного общества плоской Земли находится под вопросом. По заявлениям сторонников общества, все правительства Земли заключили мировой заговор с целью обмануть людей. Когда Сэмюэлю Шентону показали фотографии Земли с орбиты и спросили, что он о них думает, тот ответил: «Легко заметить, как фотографии такого сорта могут одурачить несведущего человека».
© Copyright: Николай Шошунов, 2009
Свидетельство о публикации №2909230952
Церковь учила, что земля стоит на трех китах?
Приблизительное время чтения: меньше минуты.
Говорят, что раньше в Церкви священники говорили, будто Земля плоская и стоит на трех китах. Но в итоге наука победила религию и доказала: Земля – круглая.
Про «китов» в христианстве никогда не было и малейших упоминаний. Зато о шарообразности Земли еще в VIII веке самый авторитетный средневековый христианский энциклопедист Беда Достопочтенный писал: «Когда мы говорим, что Земля круглая, это не значит, что форма ее абсолютно круглая — ведь ее делает неправильной чередование гор и равнин; но если мы опояшем землю [в любом направлении], соединив [мысленно] линиями все [пункты одинаковой высоты], мы получим фигуру абсолютного круга.»
С точки зрения Православной Церкви вопрос о форме планеты Земля (шар, диск или полусфера) и окружающего ее неба (купол/сфера) не имеет догматического значения и может решаться произвольным образом, о чем свидетельствует древняя святоотеческая традиция Античности и Средневековья.
1. Святые отцы о шарообразной модели Земли
Прп. Иоанн Дамаскин (ок. 675 — ок. 753) фиксирует легитимность шарообразной модели Земли в «Точном изложении православной веры»:
«Некоторые утверждают, что земля шарообразна, другие же признают ее конусообразной… Некоторые полагали, что небом все окружено, и оно, будучи шарообразно… находится на равном расстоянии от земли, как сверху, так с боков и снизу… Другие же представляли небо в виде полушария, основываясь на словах боговдохновенного Давида: простираяй небо яко кожу (Пс. 103, 2), т. е. как шатер… Впрочем, так ли это или иначе, но все произошло и утверждено божественным повелением» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Глава VI. О небе).
Свт. Василий Великий (330 — 379) допускает, что Земля может быть как шаром, так и диском, ввиду того, что Священное Писание не сообщает ничего определенного по данному вопросу:
«Писавшие о мире, рассуждали о фигуре Земли, что она такое, шар ли, или цилиндр, или походит на кружок, со всех сторон одинаково обточенный, или на лоток, имеющий в средине впадину (ибо ко всем сим предположениям прибегали писавшие о мире, и каждый из них опровергал предположение другого), но я не соглашусь признать наше повествование о миротворении стоящим меньше уважения, потому что раб Божий Моисей не рассуждал о фигурах, не сказал, что окружность Земли имеет сто восемьдесят тысяч стадий, не вымерил, насколько простирается земная тень, и как эта тень, падая на луну, производит затмение. Если умолчал он о сем, как о бесполезном для спасения, то ужели за это слова Духа Святого сочту маловажнее человеческой мудрости? (Василий Великий. Беседы на Шестоднев, 9)
Свт. Григорий Нисский (335 — 394) исходит из представления о шарообразности Земли в своем объяснении чередования дня и ночи, что было бы немыслимо, если бы шарообразная модель Земли противоречила Священному Писанию и православной догматике:
«…При появлении солнца над землей тень её обращается в противоположную сторону, потому что шарообразная поверхность не может в одно и то же время быть кругом объята лучом, но по всей необходимости, на какую часть земли отбросит солнце лучи, без сомнения, делаясь неким сосредоточением шара, на другом конце прямого поперечника будет тьма, и таким образом на прямо противоположном конце по прямой черте идущего луча непрестанно сопутствует солнечному течению тьма, так что надземное и подземное место по очереди в равной мере бывают во свете и во тьме; так и о всем ином, что усматривается в виде стихий на нашем земном полушарии, естественно не сомневаться, что то же самое бывает с этим и на другом полушарии» (Григорий Нисский. «Диалог о душе и воскресении», речь от лица сестры Макрины).
Свт. Амвросий Медиоланский (340 — 397) называет Землю и звезды шарами; вообще весь видимый космос по святителю также имеет шарообразную форму:
«Кто уразумел Дух Господа и был советником у Него и учил Его?» (Ис.40:12–13). Ибо Он содержит шар земной и землю совершенно из ничего сотворил» (Амвросий Медиоланский. Шестоднев).
«Мы пойдем туда, где рай сладости, где Адам, попавшийся разбойникам, теперь не знает, что значит оплакивать раны свои, где и сам разбойник радуется вступлению в Царствие Небесное, где нет ни туч, ни громов, ни молний, ни ярости ветров, нет ни мрака, ни сумерек, ни лета, ни зимы, где не будет смены времен года, ни стужи, ни града, ни дождя, где не будут нужны ни это солнце, ни луна, ни шары звезд, но будет сиять одна только светлость Божия (3Езд. 7. 42)» (Амвросий Медиоланский. О благе смерти).
«Мир имеет началом своим Бога, а также по Его произволению хотя и шарообразен, но не вечен» (Амвросий Медиоланский. Шестоднев).
«Изначала сам мир, когда соединились атомы стихий в пустоте, сгустился, подобно незатвердевшему шару» (Амвросий Медиоланский. Письма 54–77).
Шаром Землю называет и Блаженный Иероним Стридонский (342 — 420):
«Никто не сомневается в том, что море покрыло голову Ионы, что он нисшел до оснований гор и достиг до глубины земли, как бы до верей и столпов, на которых, по воле Божией, держится шар земной, о чем в другом месте говорится: «Аз утвердих столпы ея» (Псал. 74, 4)» (Иероним Стридонский. Толкование на книгу пророка Ионы).
«Чрез Моисея освобождается народ Божий из Египта, но чрез Иисуса Христа из всего земного шара, по которому он разсеян. Это отчасти и теперь исполняется в мире, но вполне исполнится тогда, когда с востока и запада, севера и юга придут и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом (Матф. 8. 11), так что после того как войдет полное число язычников, весь Израиль спасется (Рим. 11. 25, 26)» (Иероним Стридонский. Шесть книг толкований на пророка Иеремию).
Прп. Беда Достопочтенный (672/3 — 735) доказывает, что по форме Земля является именно шаром:
«Глава 46. О том, что земля подобна шару. Когда мы говорим, что земля круглая, это не значит, что форма ее абсолютно круглая — ведь ее делает неправильной чередование гор и равнин; но если мы опояшем Землю [в любом направлении], соединив [мысленно] линиями все [пункты одинаковой высоты], мы получим фигуру абсолютного круга» (Беда Достопочтенный. De Temporum Ratione).
2. Святые отцы о шарообразной модели неба
Легитимность представления о шарообразности неба для Православной Традиции имплицитно подтверждается позицией древних отцов, которые высказывались в пользу шарообразной модели Земли (подразумевается, что такую же шарообразную форму в рамках данной модели по умолчанию имеет и окружающее Землю небо).
Блаженный Августин (354 — 430) отдельно проговаривает, что Священное Писание оставляет открытым вопрос о том, является ли небо по своей форме куполом (как предполагает концепция плоской Земли) или шаром (как предполагает концепция шарообразной Земли):
«Авторы наши имели правильное познание о фигуре неба, но Духу Божию, который говорил чрез них, не угодно было, чтобы они учили людей о подобных, бесполезных для спасения, предметах» (Блаж. Августин. О книге Бытия, буквально. Глава IX. О фигуре неба).
«Какое, в самом деле, мне дело, со всех ли сторон небо, как шар, окружает землю, занимающую центральное место в системе мира, или же покрывает ее с одной верхней стороны, как круг?» (Блаж. Августин. О книге Бытия, буквально. Глава IX. О фигуре неба).
Августин также поясняет, что образ шатра, используемый Писанием для обозначения неба одинаково приложим как к куполообразной, так и шарообразной модели неба:
«И действительно, наше сравнение [неба] с шатром, принимаемое даже и буквально, не представляет затруднения для тех, которые называют небо шаром. Весьма вероятно, что о фигуре неба Писание говорит сообразно с тою его стороною, которая находится над нами. Отсюда, если небо не шар, то оно — шатер с одной только стороны, которою покрывает землю, а если — шар, то — шатер со всех сторон» (Блаж. Августин. О книге Бытия, буквально. Глава IX. О фигуре неба).
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!