Кто или что может быть источником информации приведите примеры
Основные источники информации и ее виды
Кто осведомлен, тот вооружен… Эта поговорка отражает значимость для человека сведений об окружающей действительности. Ежедневно он принимает множество решений, основываясь на тех знаниях, которые уже получил в процессе обучения и усваивания социального опыта. Новые сведения из самых разных источников информации также могут стать движущей силой для его поступков.
Ни дня без новостей!
Человек стремится к новым знаниям для практического их использования в трудовых действиях.
Например: строитель хочет знать об особенностях нового для него инструмента, чтобы уметь им пользоваться; врач внимательно изучает инструкцию по применению лекарственного препарата; учитель регулярно читает профессиональную литературу. Сам процесс получения и передачи информации может стать развлечением: прямое общение с друзьями при встречах или по телефону, в соцсетях.
Информация — это что?
Ее потребитель живет в неизвестности относительно интересующего его познавательного материала до той поры, пока не получит необходимые сведения — информацию. Благодаря ей представления об окружающем становятся понятными, конкретными. Основатель теории информации К. Шеннон (США) считал, что информация — это устраненная неопределенность.
Внешнюю информацию воспринимают не только человек и другие организмы, но и созданная им специальная аппаратура.
Свойства информации
Любой предмет имеет собственные качества, которые могут или не могут быть изменены при стороннем на них воздействии. Человек хочет получать информацию, обладающую следующими свойствами:
Кроме того, полученные сведения должны быть краткими и понятными, что гарантирует их правильное использование.
Искажение свойств информации, или даже одного из них, может быть преднамеренным (с целью введения получателя в заблуждение).
Или невольным — из-за несовершенства средств передачи, из-за субъективного видения и оценки проблем и их деталей.
Получение сведений об интересующем объекте из дополнительных источников информации, появление более совершенных способов его изучения приводит к устареванию, частичному или полному обновлению знаний.
Виды информации
В информатике способы хранения и шифровки, передачи и получения информации определяют ее вид:
Научная классификация видов информации:
Специфические ее виды связаны с чувственным способом получения: обонятельная, вкусовая, тактильная, зрительная, слуховая. Люди используют и смешанные виды информации, например, видеописьмо, кинофильм.
Источники и потребители информации
Новые знания, сведения современный человек получает по различным каналам (интернет, телевидение, радио периодическая печать). Основные источники информации, то есть ее поставщики — люди, события. Она поступает из государственных и иных учреждений, из научных, любительских сообществ, от отдельных лиц, и может носить официальный или неофициальный характер, быть открытой (предназначенной для всех) или закрытой (для небольшого круга специалистов), личной.
Используемые источники информации разнообразны, могут быть живыми и неодушевленными (природные процессы, литература).
Почему их так много
Большое количество видов и форм источников информации объясняется спецификой и разнообразием запросов ее потребителей. Они обращаются за сведениями из самых разных областей научного знания — общественной, культурной, политической жизни. Это требует некоторых навыков поиска нужной информации:
Анализ источников информации даст ответ на вопросы: насколько достоверной и ценной она будет (поверить, но проверить!), какому контингенту потребителей интересна.
Информационная культура
Это понятие характеризует способность индивида или общества, отдельных его групп умело пользоваться современными средствами поиска, получения, обработки и использования информации. Она основана на знании ее основных и дополнительных источников, норм и правил взаимодействия в информационном поле, иностранных языков.
Как и поведенческая, информационная культура — один из показателей общей воспитанности человека. Она характеризует его этическое отношение к содержанию, качеству поступающей извне информации и целесообразности ее использования для самовоспитания и саморазвития.
§ 2. Источники и приёмники информации
Понять, что такое источники и приёмники информации; кто (или что) может быть источником или приёмником информации; какие бывают источники и приёмники информации.
Научиться различать искусственные и естественные источники информации, приводить примеры.
Повторить
Андрей и Сергей встретились после каникул. По очереди мальчики рассказывали друг другу, как они провели лето.
Во время общения люди по очереди выступают то в роли источника информации, то в роли приёмника информации. Когда Андрей говорит, он является источником информации для Сергея. Потом Андрей слушает Сергея. В этот момент Андрей является приёмником информации от Сергея.
Если человек что-то рассказывает, он — источник информации. Если слушает и понимает, он — приёмник информации.
Книга является источником информации для тех, кто умеет читать.
У мальчика много книг. В изображённой на рисунке ситуации он не получает из них информацию, так как книги закрыты. Дедушка открыл книгу и читает её внучке. Девочка маленькая и читать ещё не умеет.
Здесь дедушка получает информацию из книги, а внучка получает информацию, слушая дедушку. Часть информации из книги девочка получает, рассматривая иллюстрации к тексту — картинки.
Книга — источник информации для читающего её человека. Читающий книгу человек — приёмник информации.
Для наглядности можно составить схему:
Информация всегда передается от источника информации к приемнику информации
Все источники информации можно разделить на естественные источники информации и искусственные источники информации.
К естественным источникам информации будем относить всё, что создано природой, например, природные явления, такие как гром, молния, ветер. Человек — тоже естественный источник информации.
К естественным источникам информации относятся, например, животные и растения.
К искусственным источникам информации будем относить всё, что создано человеком.
Например, на рисунке магнитофон — искусственный источник звуковой информации.
К искусственным источникам информации относятся древние и современные книги, газеты, журналы, календари.
К искусственным источникам информации можно отнести часы, электронные табло:
телевизор и компьютер:
и много других вещей, созданных руками человека.
Всё, что создано человеком, может служить искусственным источником информации.
Источники информации можно условно разделить на разные виды источников. Например, бывают источники зрительной информации, если эти источники поставляют человеку зрительную информацию.
Источник можно назвать источником звуковой информации, если от него человек получает звуковую информацию и так далее.
Вид источника информации
Способ получения информации
Источник зрительной информации
Источник звуковой информации
Источник вкусовой информации
Источник обонятельной информации
Нюхаем и ощущаем запах
Источник осязательной информации
Трогаем и ощущаем влажность, твёрдость, гладкость
По названию источника информации можно догадаться о способе получения информации.
Выполни
Предмет или явление окружающего мира
Название источника информации
Способ получения информации
Источник зрительной информации
Источник зрительной и звуковой информации
Главное
Знать
Уметь
Выполни задания в рабочей тетради № 1.
Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска.
В книге «Расширь свой кругозор» прочитай на досуге текст «Явления природы как источники информации».
3. Источники информации
Понять, что такое источники информации.
Научиться анализировать предметы, воспринимаемые с помощью органов чувств; определять и называть источники информации разных видов.
Природа — неиссякаемый источник информации.
Каждый новый день начинается с восхода солнца. Восходящее солнце — это источник информации о том, что начинается новый день.
Петух, поющий на рассвете, — источник звуковой информации.
В давние времена на Руси в деревнях и городах были ночные сторожа. Ночной сторож ходил ночью по улице и до рас¬света стучал деревянной колотушкой. Для спящих жителей стук колотушки означал, что всё в порядке, ничего не случилось. Ворам и разбойникам этот стук сообщал, что сторож не спит.
Деревянная колотушка — это источник звуковой информации.
Солнце, месяц и звёзды несут нам зрительную информацию, поэтому их можно назвать источниками зрительной информации.
Когда комар летит, он для нас источник зрительной и звуковой информации. Когда он садится на наш нос или руку, тогда он источник зрительной и осязательной информации.
Любой предмет, явление или живое существо может быть источником информации, если мы обратили на него внимание.
Лес и река могут нести и зрительную информацию, и слуховую, и обонятельную, и вкусовую, и осязательную. Значит, лес и река могут стать для нас источниками разной информации.
Представьте себе только что испечённый хлеб. Глаза человека его видят. Нос ощущает запах хлеба. Руки ощущают тепло и шершавость. Язык ощущает вкус хлеба.
План действий
1. Оглянись вокруг и выбери какой-либо предмет — обрати на него внимание.
2. Назови этот предмет.
3. Источником какой информации может быть этот предмет?
4. Источником какой информации этот предмет сейчас для тебя не является?
5. Назови такой предмет, который одновременно может быть источником и вкусовой, и слуховой, и зрительной, и осязательной, и обонятельной информации.
Источником информации для человека может быть любой предмет, явление природы, другой человек, животное.
От одного источника информации можно получить зрительную, звуковую, вкусовую, обонятельную и осязательную информацию одновременно.
1. Приведи пример источника тактильной информации. Расскажи о нём.
2. Какие источники звуковой информации можно встретить на городской улице?
3. Источником какой информации является автомобиль? Приведи примеры.
Выполни упражнения в рабочей тетради № 1.
Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска.
В книге «Расширь свой кругозор» прочитай на досуге текст «Источники звуковой информации».
Источники информации
Урок 4. Информатика 2 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Источники информации»
Здравствуйте, мальчики и девочки.
На прошлом уроке вы с ноутбуком Самсошей изучили виды информации.
Зрительная информация – видим с помощью глаз.
Слуховая (звуковая) информация – слышим с помощью ушей.
Вкусовая информация – ощущаем вкус с помощью языка.
Обонятельная информация – обоняем, то есть ощущаем запах с помощью носа.
Осязательная (тактильная) информация – осязаем, то есть ощущаем с помощью кожи.
Сегодня мы научимся определять и называть источники информации разных видов.
Давайте подумаем, как один человек может передать информацию другому? Например, Вася хочет пригласить Петю к себе домой, чтобы поиграть.
· написать Пете сообщение;
· подойти в школе к Пете и пригласить его к себе домой.
Во всех вариантах Вася передаёт информацию Пете. В таком случае говорят, что Вася – это источник информации, так как он сообщает информацию.
На уроке учительница рассказывает новую тему, она тоже является источником информации.
А может ли природа быть источником информации?
Солнце встало, на улице стало светло, день начался. Солнце село, на улице потемнело, начался вечер. Солнце – источник информации. На улице слышны раскаты грома – значит, скоро будет дождь. Сама природа сообщает нам о непогоде. Природа – источник информации.
Давайте рассмотрим такой пример. Учительница дала домашнее задание. Вам надо найти информацию о десяти редких растениях, которые занесены в Красную книгу. Кто не знает, Красная книга – это международный список, в который заносится информация об исчезающих видах растений или животных, которые подлежат охране.
Итак, чтобы выполнить домашнее задание, вы можете:
· пойти в библиотеку, взять Красную книгу и оттуда переписать нужную информацию;
· или же на компьютере с помощью сети Интернет найти нужную информацию.
В первом случае книга является источником информации, во втором случае – Интернет.
Рассмотрим ещё пример.
У Даши дома живёт собака. Каждый раз, когда кто-нибудь приходит домой, она начинает лаять, тем самым сообщая, что кто-то пришёл. Собака является источником информации.
Ребята, когда в комнате летает комар, как мы определяем, что это именно комар?
Во-первых, комар, когда летит, издаёт звук, похожий на писк. Во-вторых, когда мы слышим этот «писк», мы обращаем на комара внимание, смотрим и видим, что это именно комар, а не муха или пчела. В тот момент, когда мы обратили внимание на комара, он стал источником информации.
Получается, что источник информации – это то, что, несёт любую информацию человеку. Информацией могут быть знания, сведения, сообщения, данные, новости и так далее.
Любой предмет, явление или живое существо может быть источником информации, если мы на него обратили внимание. Как в примере с комаром.
Вы же помните, что информация бывает разная: зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, осязательная. Значит, и источники информации бывают разных видов.
Собака лает, петух поёт, мама рассказывает сказку, учительница объясняет новую тему, друг рассказал интересную историю. Всю эту информацию мы воспринимаем с помощью органов слуха – ушей. Это слуховая (звуковая) информация. А собака, петух, мама, учительница, друг – источники звуковой информации.
Когда мы смотрим, что пишет учительница на доске, мы воспринимаем информацию органами зрения – глазами. Учитель танцев показывает движения, смотрим видеоурок по информатике – всё это зрительная информация. Учительница, учитель танцев, видеоурок – источники зрительной информации.
Ребята, было у вас такое? Заходишь в магазин, а там так вкусно пахнут булочки и хлеб? Или на даче, когда мама с папой жарят шашлык, разносится сначала запах горящих поленьев, а потом тако-о-о-й аппетитный запах жареного мяса, что прям хочется съесть всё и сразу.
Это информация обонятельная. Мы её воспринимаем с помощью носа. Хлеб, булочки, горящие поленья, шашлык – источники обонятельной информации.
Ну, а когда мы едим или пьём, тут язык ощущает вкус. Значит, информацию мы получаем вкусовую. А еда и напитки – это источник вкусовой информации.
Как вы уже догадались, далее мы будем говорить об осязательном источнике информации. Это может быть жук, который сел вам на руку или ногу; кот, которого мы гладим; булочка, когда мы трогаем её рукой и так далее. Всю эту информацию мы воспринимаем с помощью кожи. Поэтому жук, кот и булочка в данных ситуациях являются источниками осязательной информации.
Напоминаю, не путайте осязательную информацию и обонятельную. Обонять – это ощущать запах, а осязать – ощущать холод, тепло и так далее.
Получается, что видов источников информации столько же, сколько и видов информации. Давайте перечислим их. Источники информации бывают зрительные, вкусовые, обонятельные, осязательные и звуковые.
Ребята, а давайте рассмотрим такой пример.
Ваня делал уроки. Вдруг он услышал, как его кот Тяпа где-то мяукает. Ваня поднялся и стал искать кота. Оказалось, что кот спрятался в коробку. Ваня увидел кота, достал его из коробки и погладил кота по мягкой шёрстке. Тяпе понравилось, поэтому он заурчал. Затем Ваня насыпал корм в миску, кот посмотрел на еду, понюхал её и всё съел. Довольный Тяпа лёг на коврик и заснул. А Ваня вернулся доделывать уроки.
Давайте найдём источники информации в этом примере.
Ваня услышал, что кот мяукает. Кот – источник звуковой информации.
Мальчик увидел кота. Кот – источник зрительной информации.
Ваня погладил кота и почувствовал мягкую шёрстку. Кот – источник осязательной информации.
Получается, что Ваня от одного источника, кота, получил звуковую, зрительную, и осязательную информацию.
Тяпа увидел еду. Еда – источник зрительной информации.
Тяпа понюхал еду. Еда – источник обонятельной информации.
Тяпа съел еду. Еда – источник вкусовой информации.
Значит, еда в данной ситуации – источник и зрительной, и обонятельной, и вкусовой информации.
Человек может получить от одного источника информации одновременно и зрительную, и звуковую, и обонятельную, и вкусовую, и осязательную информацию.
Давайте для закрепления новых знаний выполним несколько заданий.
Первое задание. Прочитайте предложение и выберите правильный вариант или варианты ответов.
Что может быть для нас источником информации о том, что на улице день?
Солнце, луна, на улице светло, на улице темно, идёт дождь, лежит снег, время на часах.
Правильный ответ: солнце, на улице светло.
Что может быть для нас источником информации о том, что на улице зима?
Снег, сосульки, зелёная трава, наряженная ёлка, дата в календаре, Дед Мороз, велосипед.
Правильный ответ: снег, сосульки, наряженная ёлка, дата в календаре, Дед Мороз.
Что может быть для нас источником информации о том, какое животное перед нами?
Цвет шерсти, звуки, которые издаёт животное, размер животного, пора года, дата в календаре, наличие или отсутствие копыт.
Правильный ответ: цвет шерсти, звуки, которые издаёт животное, размер животного, наличие или отсутствие копыт.
Второе задание. В каждой строке зачеркните лишнее слово или словосочетание и объясните, почему сделали такой выбор.
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.
а) белое, чёрное, солёное, красное.
Лишнее – солёное, так как это слово обозначает вкусовое ощущение, а остальные цвет.
б) горькое, тёплое, холодное, горячее
Лишнее – горькое, так как это слово обозначает вкусовое ощущение, а остальные – осязательное ощущение.
в) громко, приятный аромат, вонь
Лишнее – громко, так как это слово обозначает качество звука, а остальные обонятельное ощущение.
Ну что же, а теперь повторим самое главное, что мы сегодня узнали.
Любой предмет, явление или живое существо может быть источником информации, если мы на него обратили внимание.
Человек может получить от одного источника информации одновременно и зрительную, и звуковую, и обонятельную, и вкусовую, и осязательную информацию.
И по традиции, в конце урока заполняем словарь.
Источник информации – то, что несёт любую информацию человеку.
Источник звуковой информации – то, что несёт человеку информацию о звуках, которые мы слышим.
Источник зрительной информации – то, что несёт человеку зрительную информацию, то есть то, что мы видим.
Источник вкусовой информации – то, что несёт человеку информацию о вкусе, который он ощущает.
Источник обонятельной информации – то, что человек ощущает носом.
Источник осязательной информации – то, что человек ощущает кожей.
Сегодня мы с вами изучили очень важный материал, и уже подошло время прощаться. До свидания, ребята. До новых встреч.
2. Приведите пример источника информации и расскажите о нем.
3. Чем отличается источник информации от приемника?
4. Является ли природа источником информации для человека? Приведите пример из собственной жизни.
6. Какие источники информации использовали следующие персонажи сказок Пушкина:
1) царевич Елисей, искавший свою невесту
2) злая мачеха, хадумавшая зивести свою падчерицу и доверявшая только одному источнику информации
3) царь Салтан, чтобы узнать о дальних странах
4) царевич Гвидон, чтобы узнать о диковинках
5) царь Дадон, чтобы узнать о набегах врагов?
7. Определите источник и приемник информации, а также характер (односторонний, двусторонний) передачи информации в следующих ситуациях:
1) школьник читает текст в учебнике
2) бабушка читает письмо
3) мальчик просыпается от звонка будильника
4) разговаривают подруги Таня и Лена
5) учитель объясняет новый материал классу
6) регулировщик управляет потоками машин и пешеходов
7) человек читает объявления в газете
8) завуч вывешивае листочек с изменениями в расписании уроков
9) диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется
10) вывешен знак, запрещающий проезд по улице
11) мальчик получил пригласительный билет на елку
8. Что вы знаете об электронной почте? Сравните возможности передачи информации с помощью бумажных и электронных писем. Сравните возможности передачи информации с помощью телефонного звонка и электронного письма.
- Кто или что может быть исполнителем алгоритма
- Кто или что может быть прозрачным 100 к 1 ответ