Кто думал что земля плоская и держится на 3 китах

На трёх слонах или китах стоит плоская земля?

Как можно не знать того, чему учат уже в начальной школе?! Вот берём, к примеру, пособие для учителей общеобразовательных учреждений: М.Ю.Новицкая, Н.М.Белянкова, Е.В.Мартинкова, Ю.В.Саркисян «Уроки по окружающему миру. 2 класс». Выпущено в 2007 году московским издательством «Просвещение» в сериях «Академический школьный учебник» и «Перспектива». На 4-м уроке учитель должен детям внушить: «Долгое время древние люди считали Землю плоской, лежащей на трёх китах или трёх слонах и прикрытой куполом неба. Над учёными, выдвинувшими гипотезу о шарообразной форме Земли, смеялись, их преследовала церковь. Первым в эту гипотезу поверил мореплаватель Христофор Колумб. Первым же, кто совершил действительно кругосветное путешествие, был португалец Фернан Магеллан. Учитель может рассказать детям о том, что первым, кто своими глазами увидел, что Земля не плоская, был космонавт Юрий Гагарин».

Но почему же Эратосфен так был уверен в шарообразности Земли? Потому что ещё за сто лет до него Аристотель (384-322 до н.э.) привёл три классических доказательства этого факта. Во-первых, при лунных затмениях край тени, отбрасываемой Землёй на Луну, всегда является дугой окружности, а единственное тело, способно давать такую тень при любом положении и направлении источника света, есть шар. Во-вторых, корабли, удаляясь в море от наблюдателя, не постепенно теряются из виду за счёт далёкого расстояния, а почти мгновенно как бы «тонут», исчезая за линией гризонта. И, в-третьих, некоторые звёзды можно увидеть только из определённых частей Земли, а для других наблюдателей они не видны никогда. Но и Аристотель не был первооткрывателем шарообразности Земли, а только лишь привёл неопровержимые доказательства факта, о котором было известно ещё Пифагору Самосскому (ок. 560-480 до н.э.). Сам же Пифагор, возможно, опирался на свидетельства не учёного, а простого моряка Скилака Кариандского, который в 515 году до н.э. сделал описание своих плаваний по Средиземноморью.

Но то учёные. А Церковь, как известно, всегда была против науки, цепляясь за свои замшелые догмы, основанные на Священном Писании. Интересно, как к этим библейским байкам про плоский блин на трёх китах отнёсся бы сам Эратосфен? Ну, вообще говоря, из истории нам известно, как он к ним отнёсся. Впервые перевод Моисеева Пятикнижия с еврейского на греческий (т.н. перевод Септуагинты) был сделан в 3-м веке до нашей эры специально для Александрийской библиотеки. Как раз тогда, когда этой библиотекой заведовал. Эратосфен Киренский! Эратосфен заведовал этой библиотекой с 225 по 194 годы до н.э., а первое сообщение о завершении перевода Септуагинты встречается в «Послании Аристея», написанном около 200 года до н.э. греком, служившим при египетском дворе Птолемея II Филадельфа. Видимо, великий древнегреческий учёный, в отличие от иных нынешних академиков, всё же не считал Завет евреев глупыми сказками.

Но исходный вопрос всё же остаётся: действительно ли в Библии написано, что Земля плоская и стоит на трёх слонах/китах, накрытая куполом неба? А если такого в Библии нет, то что же всё-таки там написано про астрономию вообще и про форму Земли в частности? Давайте почитаем Библию.

Каноническая книга Исайи традиционно связывается с ветхозаветным пророком Исайей, деятельность которого приходится на 733-701 годы до н.э., то есть на время завершения написания книги притчей Соломона. Однако современная библеистика делит эту книгу на три раздела, написанные разными авторами. Главы 1-39, по-видимому, содержат обличительные речи самого пророка. Автора глав 40-55 условно называют Второ-Исайей, время его жизни относят на середину 6 века до н.э. А автор глав 56-66 Третье-Исайя жил, вероятно, в середине 5 века до н.э. Таким образом, 40-я глава книги с «кругом земли» написана Второ-Исайей тогда, когда 10-летним мальчиком был Пифагор.

Иногда указывают на то, что в Библии у земли и неба есть края. Да, такие фрагменты имеются, и их немало. Например, во Второзаконии: «Ибо спроси у времен прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в который сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему?» (Втор 4:32); «богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого» (Втор 13:7); «Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли» (Втор 28:49); «И рассеет тебя Господь [Бог твой] по всем народам, от края земли до края земли» (Втор 28:64). Кроме того: 1 Езд 9:11; Иудифь 11:21; Иов 37:3, 38:13; Пс 45:10, 134:7; Сир 44:23; Ис 5:26, 13:5, 24:16, 41:9; Иер 6:22, 10:13, 12:12, 16:19, 25:32, 31:8, 50:41, 51:16; Иез 7:2, Дан 4:8, 4:19; Мих 5:4; 3 Езд 2:31; Мк 13:27; Деян 1:8, 13:47.

А откуда же взялось это дурацкое представление о плоской Земле на трёх слонах/китах? Может быть, атеисты нам ответят? А? Молчат. Попробуем тогда сами.

Выше, рассматривая древнегреческие концепции шарообразной Земли, мы углубились в 6-й век до нашей эры и упёрлись в Пифагора. Пифагор очень многим известен своей знаменитой теоремой, о которой, впрочем, вавилоняне знали за тысячу лет до него. О пифагоровой системе мира, где Земля шарообразная, знают немногие. А о Пифагоре, как основоположнике идеалистического направления греческой философии и основателе религиозного союза, не знает почти никто. Представители этого союза видели основу мира в его божественной природе и математической гармонии, учили о душе и её бессмертии, о посмертном воздаянии и искуплении грехов, при этом смея ещё нагло заявлять о единении науки и религии. То есть пифагорейцы со своей шарообразной Землёй были тем самым, что один из моих интернет-оппонентов назвал «кучкой малограмотных мракобесов». Так что нечего и говорить о них.

Ну и, чтобы под конец повеселить утомлённого читателя, укажу на такой уже не курьёз, а полный маразм, как существование в наше просвещённое время «Общества плоской Земли». У истоков Общества плоской Земли стоял английский изобретатель Сэмюэл Роуботэм (1816-1884), который в 19-м веке доказывал плоскую форму Земли. Его последователи основали Вселенское зететическое общество. В США идеи Роуботэма были восприняты Джоном Александром Доуи, основавшим в 1895 году Христианскую католическую апостольскую церковь. В 1906 году главой церкви стал заместитель Доуи Уилбур Гленн Волива, который отстаивал и пропагандировал плоскую форму Земли до своей смерти в 1942 году. В 1956 году Сэмюэл Шентон возродил Всемирное зететическое общество под названием Международное общество плоской Земли. На посту президента общества в 1971 году его сменил Чарльз Джонсон. За три десятилетия президентства Джонсона число сторонников общества значительно увеличилось: от нескольких членов до приблизительно 3000 человек из разных стран. Общество распространяло информационные бюллетени, листовки и тому подобную литературу, в которой отстаивалась модель плоской Земли. В лице своих руководителей общество утверждало, что высадка человека на Луну была мистификацией, снятой в Голливуде по сценарию Артура Кларка либо Стенли Кубрика. Чарльз Джонсон умер в 2001 году, и в настоящий момент дальнейшее существование Международного общества плоской Земли находится под вопросом. По заявлениям сторонников общества, все правительства Земли заключили мировой заговор с целью обмануть людей. Когда Сэмюэлю Шентону показали фотографии Земли с орбиты и спросили, что он о них думает, тот ответил: «Легко заметить, как фотографии такого сорта могут одурачить несведущего человека».

Источник

Земля стоит на трёх китах.

Есть люди, показывающие фокусы так, чтобы никто не догадался, как они сделаны. Ведь фокусы это же = их хлеб; и им ещё не один раз захочется их демонстрировать, зарабатывая на этом деньги.
И есть люди, которые специально показывают замедленно те же фокусы, чтобы разоблачить секреты этих фокусов. Само собой разумеется; делают они это: тоже не без выгоды.

Бывает так; что за якобы научными теориями,- нет ни слова правды.
Но бывает и так; что за некоторыми мифами о Земле,- скрывается реальная подоплёка.

. Древние индийцы считали, что земля стоит на 4-ёх слонах, которые во свою очередь стоят на огромной черепахе, которая во свою очередь плывёт в океане. Можно просто вычленить здесь определённую арифметику: 4 + 1 = 5. Панцырь черепахи округлый, как и Земля. Её конечности могут символизировать 4 части света.

По версии китайского мифа; панцырь черепахи = округл как небо, а ноги как земля( там же скульптуру черепахи обвивает Змея; а это тоже некий намёк на пра-географию. ).

У жителей побережий океанов( см. рисунок сверху слева. ), было представление о Земле, как об огромном толстом диске, который стоял на 3-ёх китах, которые во свою очередь плавали в океане. Ещё известна одна интересная деталь; что, когда эти киты шевелили своими хвостами, то по Земле прокатывались цепочки землетрясений.

Мы выделяем здесь китовую форму перво-континентов. И,- особенно не акцентируя ничьё внимание; есть здесь и намёк на рождение континентов и на 2-ой( римским) фактор: потрясающий откат,- экс-лун во китовые формы.

Цифра 3 = несколько занижена: континентов в действительности существует как минимум 6, если не считать 1 затонувший материк( Пасхиду или Восточно-Тихоокеанское поднятие. ).

И меня смутили слова «Стоит,- на трёх китах». Если перефразировать эту фразу так: «Со-стоит, из трёх китов»,- то мы приблизимся ко познаниям наших предков по древней географии. Состоит из 5-6 континентов-китовиков( или: китняков), как сказали бы мы сейчас, исходя из современных представлений.

Посмотрите на рисунок сверху справа.
Я раскрасил своих «Китов» во цвета тектонических изменений. Нумерация Китов несёт в себе смысл временОой: порядок появления на земной поверхности: но в обратной последовательности,- от 7-го к 1-му. Там есть также даже намёки на промежуточные хребты( Урал и Кубо-Мексика).

Даже на табличке с острова Пасхи есть изображение этих 5-ти или 6-ти рыб( не материков ли?).

На Марсе обнаружены гео-глифы. То это якобы лицо человека. То почти рядом Пирамиды. Но я увидел там же,- впритык ко треугольной пирамиде,- гео-глиф птичьей головы в профиль; а это уже может было своеобразным памятником,- древним астронавтам.

Человеко-птица; так могли описывать наши пра-предки своих лётчиков и космонавтов.

Кстати; и в Египте есть иероглифы: человека со птичьей головой; и мы не знаем, откуда пришли предки египтян на Нил.

Древняя наука использовала часто образы вместо научной терминологии. Мировое дерево из скандинавской мифологии,- это память о допотопной географии: «ствол»( мадагаскарского баобаба) или Южной Америки, несущий на себе( касающийся до. ) «кроны-шапки» этого гео-дерева,- Антарктики( ещё с Новой Зеландией в этой Кроне. ).

Иными словами; мифы бывают иногда очень полезны, чтобы пронести через 13 тысяч лет информацию о географическом прошлом.

Английская сказка( Джек и бобовое зерно); тоже может нести в себе некий географический смысл. Предположим, что он путешествовал по тому же Стволу: и тогда речь о великанах может намекать на то, что на пра-Антарктиде жила целая раса великанов. Подруб «корней» этого дерева( не вмятина ли это на бразильском направлении. ) это появление пролива Дрейка и разрыв этих суш( Южной Америки и Антарктиды),- ближе ко «кроне»,- на рубеже 13 тысяч лет назад.

Лаокоон и змея; не связано ли это со Великой китайской стеной? Кочевник( Лаокоон со своими сыновьями) пытался напасть на древний Китай, но был побеждён драконом-змеёй( символом китайской стены. ).

Горгона-медуза = олицетворение Вулкана; пресловутые Змеи на её голове это = потоки лавы. История с Лотом, чья жена оглянувшись превратилась в камень,- весьма разумна. Если ты видишь извержение вулкана, то самое разумное = бежать без оглядки со всей мочи в отдалённое безопасное место. Тем более; нельзя строить города на вулкано-небезопасных местах континентов( на севере это = южные окраины их. ). Как это неосмотрительно сделали жители Везувия, построив свой город на вулкане.

Вулканизм теперь бывает только 3-го типа: из-за перестановки суш к экватору.

В кинофильме( автостопом по вселенной) ни с того ни с сего падает с неба целый кит. Это толстый намёк на 2-ой фактор.

Во другом китайском кинофильме герой-пьяница, защищая гостиницу от бандитов, взлетев на лебеде, вонзает свою боевую растопыренную руку в землю: и в ней остаётся глубокая яма в форме расширенной ладони: куда показывает там и вообще большой палец правой руки. Это весьма тонкий намёк на первый фактор.

В библии бог сотворил Землю за 6 дней; но там забыли упомянуть о том, что между этими днями творенья всякий раз проходили миллионы лет.

Я написал эту статью в пользу и в защиту мифологии. Ведь без неё человечество многое бы потеряло, из своих теперешних научных знаний. Эта магия образа или фокус и способ сохранения сакральных знаний! Во других статьях я раскрываю все секреты гео-истории,- но здесь я оставлю всё на уровне намёков и недомолвок.

( Рисунок автора и из Атласа по географии,- 6-ой класс. )

Источник

На трёх слонах или китах стоит плоская земля?
Николай Шошунов

Как можно не знать того, чему учат уже в начальной школе?! Вот берём, к примеру, пособие для учителей общеобразовательных учреждений: М.Ю.Новицкая, Н.М.Белянкова, Е.В.Мартинкова, Ю.В.Саркисян «Уроки по окружающему миру. 2 класс». Выпущено в 2007 году московским издательством «Просвещение» в сериях «Академический школьный учебник» и «Перспектива». На 4-м уроке учитель должен детям внушить: «Долгое время древние люди считали Землю плоской, лежащей на трёх китах или трёх слонах и прикрытой куполом неба. Над учёными, выдвинувшими гипотезу о шарообразной форме Земли, смеялись, их преследовала церковь. Первым в эту гипотезу поверил мореплаватель Христофор Колумб. Первым же, кто совершил действительно кругосветное путешествие, был португалец Фернан Магеллан. Учитель может рассказать детям о том, что первым, кто своими глазами увидел, что Земля не плоская, был космонавт Юрий Гагарин».

Но почему же Эратосфен так был уверен в шарообразности Земли? Потому что ещё за сто лет до него Аристотель (384-322 до н.э.) привёл три классических доказательства этого факта. Во-первых, при лунных затмениях край тени, отбрасываемой Землёй на Луну, всегда является дугой окружности, а единственное тело, способно давать такую тень при любом положении и направлении источника света, есть шар. Во-вторых, корабли, удаляясь в море от наблюдателя, не постепенно теряются из виду за счёт далёкого расстояния, а почти мгновенно как бы «тонут», исчезая за линией гризонта. И, в-третьих, некоторые звёзды можно увидеть только из определённых частей Земли, а для других наблюдателей они не видны никогда. Но и Аристотель не был первооткрывателем шарообразности Земли, а только лишь привёл неопровержимые доказательства факта, о котором было известно ещё Пифагору Самосскому (ок. 560-480 до н.э.). Сам же Пифагор, возможно, опирался на свидетельства не учёного, а простого моряка Скилака Кариандского, который в 515 году до н.э. сделал описание своих плаваний по Средиземноморью.

Но то учёные. А Церковь, как известно, всегда была против науки, цепляясь за свои замшелые догмы, основанные на Священном Писании. Интересно, как к этим библейским байкам про плоский блин на трёх китах отнёсся бы сам Эратосфен? Ну, вообще говоря, из истории нам известно, как он к ним отнёсся. Впервые перевод Моисеева Пятикнижия с еврейского на греческий (т.н. перевод Септуагинты) был сделан в 3-м веке до нашей эры специально для Александрийской библиотеки. Как раз тогда, когда этой библиотекой заведовал. Эратосфен Киренский! Эратосфен заведовал этой библиотекой с 225 по 194 годы до н.э., а первое сообщение о завершении перевода Септуагинты встречается в «Послании Аристея», написанном около 200 года до н.э. греком, служившим при египетском дворе Птолемея II Филадельфа. Видимо, великий древнегреческий учёный, в отличие от иных нынешних академиков, всё же не считал Завет евреев глупыми сказками.

Но исходный вопрос всё же остаётся: действительно ли в Библии написано, что Земля плоская и стоит на трёх слонах/китах, накрытая куполом неба? А если такого в Библии нет, то что же всё-таки там написано про астрономию вообще и про форму Земли в частности? Давайте почитаем Библию.

Каноническая книга Исайи традиционно связывается с ветхозаветным пророком Исайей, деятельность которого приходится на 733-701 годы до н.э., то есть на время завершения написания книги притчей Соломона. Однако современная библеистика делит эту книгу на три раздела, написанные разными авторами. Главы 1-39, по-видимому, содержат обличительные речи самого пророка. Автора глав 40-55 условно называют Второ-Исайей, время его жизни относят на середину 6 века до н.э. А автор глав 56-66 Третье-Исайя жил, вероятно, в середине 5 века до н.э. Таким образом, 40-я глава книги с «кругом земли» написана Второ-Исайей тогда, когда 10-летним мальчиком был Пифагор.

А откуда же взялось это дурацкое представление о плоской Земле на трёх слонах/китах? Может быть, атеисты нам ответят? А? Молчат. Попробуем тогда сами.

Выше, рассматривая древнегреческие концепции шарообразной Земли, мы углубились в 6-й век до нашей эры и упёрлись в Пифагора. Пифагор очень многим известен своей знаменитой теоремой, о которой, впрочем, вавилоняне знали за тысячу лет до него. О пифагоровой системе мира, где Земля шарообразная, знают немногие. А о Пифагоре, как основоположнике идеалистического направления греческой философии и основателе религиозного союза, не знает почти никто. Представители этого союза видели основу мира в его божественной природе и математической гармонии, учили о душе и её бессмертии, о посмертном воздаянии и искуплении грехов, при этом смея ещё нагло заявлять о единении науки и религии. То есть пифагорейцы со своей шарообразной Землёй были тем самым, что один из моих интернет-оппонентов назвал «кучкой малограмотных мракобесов». Так что нечего и говорить о них.

Ну и, чтобы под конец повеселить утомлённого читателя, укажу на такой уже не курьёз, а полный маразм, как существование в наше просвещённое время «Общества плоской Земли». У истоков Общества плоской Земли стоял английский изобретатель Сэмюэл Роуботэм (1816-1884), который в 19-м веке доказывал плоскую форму Земли. Его последователи основали Вселенское зететическое общество. В США идеи Роуботэма были восприняты Джоном Александром Доуи, основавшим в 1895 году Христианскую католическую апостольскую церковь. В 1906 году главой церкви стал заместитель Доуи Уилбур Гленн Волива, который отстаивал и пропагандировал плоскую форму Земли до своей смерти в 1942 году. В 1956 году Сэмюэл Шентон возродил Всемирное зететическое общество под названием Международное общество плоской Земли. На посту президента общества в 1971 году его сменил Чарльз Джонсон. За три десятилетия президентства Джонсона число сторонников общества значительно увеличилось: от нескольких членов до приблизительно 3000 человек из разных стран. Общество распространяло информационные бюллетени, листовки и тому подобную литературу, в которой отстаивалась модель плоской Земли. В лице своих руководителей общество утверждало, что высадка человека на Луну была мистификацией, снятой в Голливуде по сценарию Артура Кларка либо Стенли Кубрика. Чарльз Джонсон умер в 2001 году, и в настоящий момент дальнейшее существование Международного общества плоской Земли находится под вопросом. По заявлениям сторонников общества, все правительства Земли заключили мировой заговор с целью обмануть людей. Когда Сэмюэлю Шентону показали фотографии Земли с орбиты и спросили, что он о них думает, тот ответил: «Легко заметить, как фотографии такого сорта могут одурачить несведущего человека».

© Copyright: Николай Шошунов, 2009
Свидетельство о публикации №2909230952

Источник

Церковь учила, что земля стоит на трех китах?

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Говорят, что раньше в Церкви священники говорили, будто Земля плоская и стоит на трех китах. Но в итоге наука победила религию и доказала: Земля – круглая.

Про «китов» в христианстве никогда не было и малейших упоминаний. Зато о шарообразности Земли еще в VIII веке самый авторитетный средневековый христианский энциклопедист Беда Достопочтенный писал: «Когда мы говорим, что Земля круглая, это не значит, что форма ее абсолютно круглая — ведь ее делает неправильной чередование гор и равнин; но если мы опояшем землю [в любом направлении], соединив [мысленно] линиями все [пункты одинаковой высоты], мы получим фигуру абсолютного круга.»

С точки зрения Православной Церкви вопрос о форме планеты Земля (шар, диск или полусфера) и окружающего ее неба (купол/сфера) не имеет догматического значения и может решаться произвольным образом, о чем свидетельствует древняя святоотеческая традиция Античности и Средневековья.

1. Святые отцы о шарообразной модели Земли

Прп. Иоанн Дамаскин (ок. 675 — ок. 753) фиксирует легитимность шарообразной модели Земли в «Точном изложении православной веры»:

«Некоторые утверждают, что земля шарообразна, другие же признают ее конусообразной… Некоторые полагали, что небом все окружено, и оно, будучи шарообразно… находится на равном расстоянии от земли, как сверху, так с боков и снизу… Другие же представляли небо в виде полушария, основываясь на словах боговдохновенного Давида: простираяй небо яко кожу (Пс. 103, 2), т. е. как шатер… Впрочем, так ли это или иначе, но все произошло и утверждено божественным повелением» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Глава VI. О небе).

Свт. Василий Великий (330 — 379) допускает, что Земля может быть как шаром, так и диском, ввиду того, что Священное Писание не сообщает ничего определенного по данному вопросу:

«Писавшие о мире, рассуждали о фигуре Земли, что она такое, шар ли, или цилиндр, или походит на кружок, со всех сторон одинаково обточенный, или на лоток, имеющий в средине впадину (ибо ко всем сим предположениям прибегали писавшие о мире, и каждый из них опровергал предположение другого), но я не соглашусь признать наше повествование о миротворении стоящим меньше уважения, потому что раб Божий Моисей не рассуждал о фигурах, не сказал, что окружность Земли имеет сто восемьдесят тысяч стадий, не вымерил, насколько простирается земная тень, и как эта тень, падая на луну, производит затмение. Если умолчал он о сем, как о бесполезном для спасения, то ужели за это слова Духа Святого сочту маловажнее человеческой мудрости? (Василий Великий. Беседы на Шестоднев, 9)

Свт. Григорий Нисский (335 — 394) исходит из представления о шарообразности Земли в своем объяснении чередования дня и ночи, что было бы немыслимо, если бы шарообразная модель Земли противоречила Священному Писанию и православной догматике:

«…При появлении солнца над землей тень её обращается в противоположную сторону, потому что шарообразная поверхность не может в одно и то же время быть кругом объята лучом, но по всей необходимости, на какую часть земли отбросит солнце лучи, без сомнения, делаясь неким сосредоточением шара, на другом конце прямого поперечника будет тьма, и таким образом на прямо противоположном конце по прямой черте идущего луча непрестанно сопутствует солнечному течению тьма, так что надземное и подземное место по очереди в равной мере бывают во свете и во тьме; так и о всем ином, что усматривается в виде стихий на нашем земном полушарии, естественно не сомневаться, что то же самое бывает с этим и на другом полушарии» (Григорий Нисский. «Диалог о душе и воскресении», речь от лица сестры Макрины).

Свт. Амвросий Медиоланский (340 — 397) называет Землю и звезды шарами; вообще весь видимый космос по святителю также имеет шарообразную форму:

«Кто уразумел Дух Господа и был советником у Него и учил Его?» (Ис.40:12–13). Ибо Он содержит шар земной и землю совершенно из ничего сотворил» (Амвросий Медиоланский. Шестоднев).

«Мы пойдем туда, где рай сладости, где Адам, попавшийся разбойникам, теперь не знает, что значит оплакивать раны свои, где и сам разбойник радуется вступлению в Царствие Небесное, где нет ни туч, ни громов, ни молний, ни ярости ветров, нет ни мрака, ни сумерек, ни лета, ни зимы, где не будет смены времен года, ни стужи, ни града, ни дождя, где не будут нужны ни это солнце, ни луна, ни шары звезд, но будет сиять одна только светлость Божия (3Езд. 7. 42)» (Амвросий Медиоланский. О благе смерти).

«Мир имеет началом своим Бога, а также по Его произволению хотя и шарообразен, но не вечен» (Амвросий Медиоланский. Шестоднев).

«Изначала сам мир, когда соединились атомы стихий в пустоте, сгустился, подобно незатвердевшему шару» (Амвросий Медиоланский. Письма 54–77).

Шаром Землю называет и Блаженный Иероним Стридонский (342 — 420):

«Никто не сомневается в том, что море покрыло голову Ионы, что он нисшел до оснований гор и достиг до глубины земли, как бы до верей и столпов, на которых, по воле Божией, держится шар земной, о чем в другом месте говорится: «Аз утвердих столпы ея» (Псал. 74, 4)» (Иероним Стридонский. Толкование на книгу пророка Ионы).

«Чрез Моисея освобождается народ Божий из Египта, но чрез Иисуса Христа из всего земного шара, по которому он разсеян. Это отчасти и теперь исполняется в мире, но вполне исполнится тогда, когда с востока и запада, севера и юга придут и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом (Матф. 8. 11), так что после того как войдет полное число язычников, весь Израиль спасется (Рим. 11. 25, 26)» (Иероним Стридонский. Шесть книг толкований на пророка Иеремию).

Прп. Беда Достопочтенный (672/3 — 735) доказывает, что по форме Земля является именно шаром:

«Глава 46. О том, что земля подобна шару. Когда мы говорим, что земля круглая, это не значит, что форма ее абсолютно круглая — ведь ее делает неправильной чередование гор и равнин; но если мы опояшем Землю [в любом направлении], соединив [мысленно] линиями все [пункты одинаковой высоты], мы получим фигуру абсолютного круга» (Беда Достопочтенный. De Temporum Ratione).

2. Святые отцы о шарообразной модели неба

Легитимность представления о шарообразности неба для Православной Традиции имплицитно подтверждается позицией древних отцов, которые высказывались в пользу шарообразной модели Земли (подразумевается, что такую же шарообразную форму в рамках данной модели по умолчанию имеет и окружающее Землю небо).

Блаженный Августин (354 — 430) отдельно проговаривает, что Священное Писание оставляет открытым вопрос о том, является ли небо по своей форме куполом (как предполагает концепция плоской Земли) или шаром (как предполагает концепция шарообразной Земли):

«Авторы наши имели правильное познание о фигуре неба, но Духу Божию, который говорил чрез них, не угодно было, чтобы они учили людей о подобных, бесполезных для спасения, предметах» (Блаж. Августин. О книге Бытия, буквально. Глава IX. О фигуре неба).

«Какое, в самом деле, мне дело, со всех ли сторон небо, как шар, окружает землю, занимающую центральное место в системе мира, или же покрывает ее с одной верхней стороны, как круг?» (Блаж. Августин. О книге Бытия, буквально. Глава IX. О фигуре неба).

Августин также поясняет, что образ шатра, используемый Писанием для обозначения неба одинаково приложим как к куполообразной, так и шарообразной модели неба:

«И действительно, наше сравнение [неба] с шатром, принимаемое даже и буквально, не представляет затруднения для тех, которые называют небо шаром. Весьма вероятно, что о фигуре неба Писание говорит сообразно с тою его стороною, которая находится над нами. Отсюда, если небо не шар, то оно — шатер с одной только стороны, которою покрывает землю, а если — шар, то — шатер со всех сторон» (Блаж. Августин. О книге Бытия, буквально. Глава IX. О фигуре неба).

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *