Ктитор что это такое простыми словами
Ктитор: кто это и как его изображают?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Строительство храма, украшение его росписями, иконами и наполнение всем необходимым для богослужения — облачениями, священными сосудами и книгами — дело непростое и, как правило, дорогостоящее. Как в древности, так и в наши дни, подобные богоугодные дела могли совершать как отдельные, достаточно состоятельные, люди, так и группы людей, например, жители одной деревни, города или даже страны. Так, совсем недавно мы «всем миром» собирали средства на восстановление храма Христа Спасителя в Москве.
Человека, жертвующего деньги на строительство церкви, создание иконы, фрески или на богослужебные книги, называют греческим словом «ктитор» (основатель, строитель) или латинским «донатор» (даритель, вкладчик). В Византии и Древней Руси наряду с императорами и князьями, патриархами, митрополитами и епископами, ктиторами выступали светские и духовные лица более низкого ранга: правители областей и городов, настоятели монастырей. Это известно не только из документов, но и из изобразительной традиции.
Св. Дмитирий и донаторы. Мозаика
церкви св. Димитрия в Салониках.
Византия, VI-VII вв.
Сохранились «портреты» ктиторов, представленные на стенах храмов, на полях икон, страницах рукописей и даже на литургических предметах (сосудах, мебели). К самым ранним изображениям ктиторов, например, относятся портреты императорской четы Юстиниана I и Феодоры в мозаиках VI века в алтаре церкви Сан-Витале в Равенне. Рядом с ними — представители духовенства и придворные: епископ Максимиан, византийский полководец Велисарий и его жена.
Портреты ктиторов отличаются от других священных образов. Их изображают с дарами в руках (храмом или книгой), которые они передают Христу, Богоматери или святому. Также их представляют молящимися, коленопреклоненными перед храмовой иконой. А некоторых отмечают с помощью прямоугольных или квадратных нимбов, как, например, игумена Логгина и дьякона Иоанна в мозаиках VI века в монастыре св. Екатерины на Синае
Кто такие ктиторы и почему их изображают на иконах?
Ктитор — греческое слово, означающее «основатель». Так называли тех, кто строил на свои средства храмы и обители, заказывал для них фрески, иконы, утварь. Сегодня мы называем таких людей благотворителями. Ктитор не просто жертвовал, а деятельно участвовал в жизни храма или монастыря.
При византийском императоре Юстиниане I ктиторство оформили законодательно. В храмах Византии мы встречаем первые образы жертвователей, молящихся или подносящих храм Христу или Богоматери.
Зачем ктиторы заказывали свои изображения? Так они выражали сопричастность к обустройству священного места. Жертвователи хотели сохранить память о своем вкладе, а также рассчитывали, что здесь будут молиться за них при жизни и после смерти.
Портреты в храме выражают прежде всего религиозные чувства: крепкую веру, любовь ко Христу и надежду на спасение — вхождение в Царство Небесное.
Христос с ктитором Феодором Метохитом. Монастырь Хора, 1316–1321
Интересны портреты ктиторов в монастыре Хора в Константинополе. На мозаиках, созданных в XIV веке по заказу Феодора Метохита, сохранилось его изображение. Феодор Метохит был великим логофетом, говоря современным языком — премьер-министром. На ктиторском изображении он преподносит модель церкви Христу.
Феодор Метохит не забыл о своих предшественниках. В храме находится мозаичный деисус, где изображены всего две большие фигуры — Христа и обращенной к нему Богоматери. К их ногам припадают Исаак Комнин и Мария Деспина Монгольская — византийская принцесса, отданная в жены золотоордынскому хану. После возвращения в Константинополь Мария Деспина приняла постриг с именем Мелания.
На ктиторских портретах видим молитвенное обращение обычных земных людей ко Христу, Богородице или святым. Эти образы притягивают и с чисто человеческой стороны: интересно узнавать, кем были эти люди, каким было их мировоззрение, как они мыслили себя в Церкви. Сегодня ктиторские портреты встречаются редко, современной церковной культуре они несвойственны.
Значение слова ктитор
Словарь Ушакова
кт и тор, ктитора, муж. (греч. ktetor (хозяин) (церк. офиц). Церковный староста.
Архитектурный словарь
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
Православие. Словарь-справочник
(греч. «владелец», «основатель»)
в Византии человек, предоставивший необходимые средства для сооружения храма, а также для снабжения его необходимыми принадлежностями и украшениями (в том числе и для украшения храма росписями). В настоящее время – благодетель, «благоукраситель» храма.
Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий
основатель монастыря или храма, вкладчик средств в их строительство и украшение. Пользовался рядом прав (доля в доходах и т.д.), которые передавались по наследству.
Словарь церковных терминов
Православная энциклопедия
в древности так называли человека, построившего или украсившего храм. В наше время это староста церковной общины, отвечающий за порядок в храме, в том числе и за материальный.
Словарь Ефремовой
м.
Церковный староста.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— по первоначальному значению (от греч. κτίζω строю, созидаю, или от κτίομαι — приобретаю) — создатель или строитель христианского храма, лицо, отдавшее свой труд и доставившее материальные средства для сооружения храма или для снабжения его необходимыми принадлежностями и украшениями. Иногда этим именем называются церковные старосты в приходских церквах; преимущественно же и специально название Ктитора носят лица, которым вверяется управление хозяйством и внешним порядком в церквах военного ведомства. Отличие их от церковных старост состоит в том, что последние в приходских церквах избираются прихожанами, а К. назначаются военным начальством, которому и дают отчет, совместно с причтом, во всех операциях по хозяйству полковых церквей, насколько оно ведется на средства полка. В тех полковых церквах, при которых имеются приходы (например, Преображенский собор в СПб.), существуют одновременно и старосты, и ктиторы.
Стороннему человеку непросто разобраться в церковной жизни, ее укладе и должностях. Поэтому встреча с каким-нибудь узкоспециализированным термином вызывает оторопь и желание в подробностях разузнать его трактовку. Одним из распространенных и доступных для обывателя станет звание «ктитор». Это человек на особом счету, в чьем ведении находится благополучие прихода, его дальнейшая судьба и даже возможность проведения богослужений!
Греческие корни
Изначально термин переводился дословно: основатель или владетель. Он образовался от глагола «строить», «творить» и означал человека, которые приложил немалые усилия и средства для возведения абсолютно любого строения. Однако в русском языке христианство развивалось благодаря усилиям греков, из-за чего бытовые слова обрели сакральный смысл и оказались тесно связаны непосредственно с церковью. Это дало сразу три трактовки, актуальные и по сей день:
Вам будет интересно: Что значит «легок на помине» и какова история происхождения выражения?
частное лицо, которое за свой счет возвело монастырь или храм;
любой малый жертвователь или полноценный попечитель означенных заведений;
должность церковного старосты.
Речь не идет только лишь о фундаменте, стенах и крыше! В богослужении участвуют священные книги, специальные сосуды для отправления ритуалов, облачения служителей. Даже иконы и роспись на потолке – важная часть службы. В широком смысле значение слова «ктитор» обозначает любого, кто помог наполнить пределы храма необходимым.
Исторические нюансы
На Руси такому строителю-меценату передавались права на распоряжение доходами храма. Они переходили по наследству, и семья добрых христиан могла многие века способствовать процветанию прихода. В XVII веке по сходству обязанностей термин распространили на избранных прихожанами старост, которые также осуществляли сбор пожертвований и административную деятельность.
Аналогичное название носят и военные чиновники, что занимаются хозяйством и поддержанием порядка в подведомственных церквях. При этом параллельно существуют избранный староста и назначенный ктитор. Хотя в случае военнослужащего, он отчитывается напрямую перед начальством, не может быть смещен иначе, нежели прямым приказом. Должность может достаться человеку неверующему или иной религии, поскольку не затрагивает духовных аспектов.
Современные возможности
Желание разделить счастье с окружающими естественно для человека. Помогать ближним, своему духовному отцу и церкви это нормальное явление. Оно позволяет организации функционировать и вести проповедническую деятельность. А поскольку ктитор – это любой жертвователь, вы всегда можете реализовать благое стремление и добиться признания общиной своих достижений. Главное, делать все с чистым сердцем!
Ктитор
Кти́тор (от греч. κτήτωρ (ктитор) — владетель, хозяин; основатель (от греч. κτίζω — основывать, творить, создавать)):
1) В точном смысле так именуется частное лицо, построившее на собственные средства храм или монастырь.
2) Жертвователь, попечитель храма или монастыря.
3) Иногда так именуется церковный староста.
Этимология понятия
Кти́тор (от греч. κτήτωρ — собственник; основатель, создатель, дословно «строитель», от др.-греч. κτίζω — строю, созидаю или от др.-греч. κτάομαι — приобретаю) – создатель православного храма, монастыря или лицо, выделившее (выделяющее) средства на строительство / обустройство (в частности, на такие предметы богослужения и богопочитания как иконы, богослужебная утварь) / роспись / ремонт /восстановление / реставрацию храма, монастыря, либо лицо, осуществляющее регулярные пожертвования на содержания храма, монастыря. В др.-рус. существовало понятие «здатель», синонимичное понятию «ктитор». В широком смысле слова церковный попечитель. В современное время понятие «ктитор» почти не применяется и чаще используется понятие «попечитель» или «жертвователь». Современные попечители храма/прихода, монастыря, как правило, не ограничиваются в своем попечении исключительно строительством или восстановлением храмов, но в целом заботятся о материальном благополучии прихода и причта. На латинском западе эквивалентом понятия «ктитор» выступает понятие «донатор» (лат. donator, букв. даритель, податель).
История ктиторства
Традиция широкого соучастия верующих в создании и содержании храмов (силами, материальными средствами) уходит корнями во времена раннего христианства. Между тем, как считается, законодательные основы ктиторства как явления церковной жизни заложил имп. Юстиниан I. Так, согласно его законодательным актам, ктитор в Византии мог представлять епископу кандидатов на священство для построенного им храма, однако епископ имел право отказать такой кандидатуре, назначив своего ставленника. Потомки ктитора наследовали право управления церковным имуществом того храма, который строил их предок. Чуть позже понятие «ктитор» в Византии стало применятся к любому попечителю в принципе, а не только к созидателю храма, например, в отношении опекунов сиротских приютов, «орфанотрофов» (досл. кормильцев сирот). Несмотря на то, что деятельность ктитора находилась под контролем правящего епископа, ктиторы в Византии могли приобретать значительное влияние и общественную репутацию. Так, ктиторы влияли на ход и порядок богослужения, составляли свои и вносили правки в уже известные монастырские уставы и пр. Первое правило Двухкратного собора 861 года осуждало практику чрезмерного вмешательства ктитора в жизнь христианской общины: «Некоторые, дав своим имениям и усадьбам имя монастыря и обещаваяся посвятити оныя Богу, пишут себя владельцами пожертвованнаго. Они ухищренно умыслили посвятити Богу единое наименование, ибо не стыдятся усвояти себе ту же власть и после пожертвования, какую не возбранялось им имети прежде»1. Однако, подобные решения соборов не имели успеха – ктиторское вмешательство в дела (не только в хозяйственные) монастырей и храмов наблюдались на протяжении всего Средневековья и раннего Нового времени, свидетельством чему является огромное количество т. н. «ктиторских монастырских уставов» почти во всех странах со значительным православным населением: Речи Посполитой, Балкан, Греции и заканчивая Грузией.
В России, начиная с XVII века, понятие «ктитор» использовалось по отношению к церковному старосте. В Российской империи также существовала должность военного ктитора, отвечавшего за хозяйственное сопровождение храмов военного ведомства.
Ктиторский портрет
Любопытным явлением церковной жизни и иконографии, которое набрало популярность после иконоборческого периода и которое непосредственно было связано с ростом влияния ктиторов, стал ктиторский портрет. Ктиторский портрет представляет собой прижизненное или посмертное изображение ктитора храма или монастыря, его потомков, его близких и родных. Изображения такого типа размещались в интерьерах или фасадах храмов, прочих церковных построек или на надгробиях.
Ктиторский портрет отличается большим разнообразием иконографии, так как, изображаемый на нем человек не является канонизированным святым. Эти допущения в ктиторском портрете, которые недопустимы для иконографии святых, например, использование некоторых предметов быта, изображение генеалогической линии ктитора и пр., подчеркивали (подчеркивают) дистанцию между ктитором и святым или Богом (как в случае с наиболее известным ктиторским портретом имп. Константина IX Мономаха и имп. Зоей перед Господом Иисусом Христом в соборе Св. Софии в Константинополе XI века). В византийском ктиторском портрете просматривается традиция изображения императоров-храмоздателей с нимбами, однако, не стоит путать их с канонизированными святыми.
Ктиторские портреты создаются до сих пор. Особенно популярен данный жанр на православных Балканах. В частности, изображение румынского патриарха Даниила на фресках освященного в 2018 году Собора спасения нации в Бухаресте (рум. Catedrala Mântuirii Neamului).