Ксвп или асвп что лучше сделать
Что выбрать: КСВП или аудиограмму?
Коротколатентные слуховые вызванные потенциалы (КСВП) и слуховые вызванные потенциалы на постоянно модулированный тон (ASSR) относятся к группе объективных исследований, используемых при диагностировании нарушений слуха в детском возрасте. Методики становятся все более востребованными и часто используемыми, поскольку могут применяться практически с момента рождения ребенка.
И КСПВ, и ASSR становятся практически незаменимыми методиками при необходимости проведения исследований нарушения слуха у детей старшей возрастной группы, к которым невозможно применение традиционной тональной пороговой аудиометрии в силу диагностированных заболеваний, в частности, психиатрических и неврологических патологий. Многие родители, наслушавшись различных советов со стороны, уверены практически в чудодейственности данных методик и настаивают на замене классической аудиометрии. Что же лучше – КСВП или аудиометрия?
Стоит сразу оговориться, что при сравнении методик рассматривается классическая тональная аудиометрия, проведенная, в том числе и в игровой форме. Но вне зависимости тот формата организации исследования, ребенок выполняет тестирование достоверно, повторяя одни и те же пороги слуха. Тональная аудиометрия проводится у детей, начиная с 3-летнего возраста. Но возрастные отклонения могут быть в обе стороны.
КСВП и ASSR – информативные тесты, но и у них существует ряд довольно ярких недостатков.
Но даже при столь значительном списке недостатков, методика КСПВ – неплохая альтернатива классической тональной аудиометрии, поскольку последнюю невозможно использовать для оценки нарушения слуха у совсем маленьких детей. КСПВ входит в перечень рекомендованных тестов и является обязательным при постановке и подтверждения диагноза. Методика позволяет с высокой точностью определять у ребенка слуховую нейропатию.
Но не стоит умалять достоинства пороговой тональной аудиометрии, поскольку методика позволяет специалисту получать максимально полную информацию. Поэтому при проблемах с тугоухостью специалисты рекомендуют проводить тестирование как можно раньше. Именно на основании результатов данного исследования врач выполняет настройку слухового аппарата. Пороговая тональная аудиометрия является обязательной при кохлеарной имплантации.
Конечно, нет необходимости дожидаться, когда ребенок сможет выполнять игровую аудиометрию. При невозможности проведения стандартной аудиометрии использовании КСПВ вполне оправдано.
Медицинский центр Extendiagnostics предлагает услуги по проведению пороговой тональной аудиометрии пациентам всех возрастных категорий, включая детей. При необходимости возможен выезд специалиста на дом. Расшифровкой полученных результатов и подбором лечения занимаются профильные специалисты, имеющий большой практический опыт. Уточнить стоимость исследования, а также записаться на прием можно, позвонив по телефону +7 (495)126-07-52 Специалисты нашего центра выезжают к пациентам по Москве и Московской области.
Статья имеет ознакомительный характер, самолечение не приемлемо. Обязательно проконсультируйтесь со своим лечащим врачом.
Автоматический слуховой вызванный потенциал
Автоматический слуховой вызванный потенциал (АСВП) — метод исследования слуха, применяемый в основном для скрининговых целей у детей раннего возраста. Этот быстрый, и не требующий высокой квалификации персонала, способ оценки слуховой функции нашел широкое применение в программах аудиологического скрининга множества стран.
Объективность и лучшая достоверность
АСВП является объективным методом, а значит его результаты не зависят от воли и понимания инструкций обследуемым человеком. В процессе исследования прибор фиксирует потенциалы, формирующиеся в слуховом анализаторе в ответ на звуковой стимул. Грубо говоря – происходит «запись» прохождения «звука» по слуховому нерву до головного мозга. При этом по сравнению с традиционной регистрацией коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП), АСВП отличается автоматическим алгоритмом, когда в анализе данных не участвует специалист.
В отличии от регистрации отоакустической эмиссии (традиционный способ аудиологического скрининга), которая в случае результата «ПРОШЕЛ» говорит только лишь о нормальном функционировании наружных волосковых клеток во внутреннем ухе, АСВП позволяет более достоверно и комплексно подтвердить отсутствие нарушений слуха, в т.ч. и исключить ретрокохлеарные нарушения (например, слуховую нейропатию).
Актуальность выполнения АСВП, как метода аудиологического скрининга, особенно высока у детей с факторами риска по тугоухости и глухоте: недоношенность, асфиксия и гипоксия, высокие уровни билирубина и т.д. Это обусловлено тем, что в данной группе повышен риск возникновения аудиоторной нейропатии, когда ребенок благополучно может проходить традиционный скрининг при помощи регистрации отоаукустической эмиссии (ОАЭ), но на самом деле слуховая функция у него нарушена.
Подготовка
Регистрация АСВП происходит в состоянии сна, поэтому нужно подобрать режим дня таким образом, чтобы к назначенному времени ребенок не спал, но был утомлен и готов был вскоре заснуть. Желательно перенести исследование, если имеются симптомы вирусной инфекции, отита, насморка, повышение температуры тела. Самая главная ошибка родителей — это принести к специалисту уже спящего ребенка, т.к. в процессе подготовки он, как правило, просыпается и дальше не засыпает. В результате процедуру приходится переносить.
Перед выполнением теста врач осматривает уши, при помощи специального абразивного геля обрабатывает кожу в местах наложения электродов и фиксирует одноразовые электроды (самая частая схема из 3 единиц – по одному на лоб и за каждым ухом).
После засыпания врач подключает прибор при помощи кабелей к электродам и вставляет зонд в ухо, или надевает «наушники» (в зависимости от модификации). В процессе исследования ребенку подается звук небольшой интенсивности (35 дБ нПс), никаких болезненных ощущений нет. Время теста небольшое – от 3 до 5 минут на каждую сторону.
Результаты
В итоге теста прибор выдает два варианта: «ПРОШЕЛ», что означает высокую вероятность отсутствия патологии слуха. Либо — «НЕ ПРОШЕЛ», это говорит о возможности нарушений и является основанием для дальнейшего, более углубленного обследования.
Важно понимать, что АСВП не дает полной информации о состоянии слуховой функции, степени и характере ее нарушения. Этот метод направлен прежде всего на достоверное, быстрое и простое подтверждение нормальной слуховой функции. При подозрении на тугоухость или глухоту лучше использовать полноценную регистрацию КСВП.
Автор:
КСВП и ASSR
Б ывает, что постановка аудилогического диагноза затруднена отсутствием обратной связи, как в случае с маленькими детьми, или ее искажением, например, при нарушениях психики или симуляции. В этих случаях применяются объективные методики диагностики, не требующие активного участия пациента.
Высокую точность дают методы регистрации вызванных слуховых потенциалов мозга (СВП). Эти потенциалы зарождаются в улитке внутреннего уха и доходят до центров мозга, отвечающих за слух. Основные виды СВП, применяемые в диагностике нарушений слуха, это методы КСВП и ASSR, каждый из которых выполняет специфическую функцию, а вместе они дают объективную, точную и полную картину состояния слуха, необходимую для правильного выбора реабилитации и компенсации.
Коротколатентные слуховые вызванные потенциалы возникают в результате воздействия стимулов, которые находятся выше порога слышимости. Этот метод позволяет определить минимальный уровень звука, вызывающий реакцию мозга и применяются в основном для диагностики слуха у детей. Спящему малышу на лоб и мочку уха помещают три электрода, после чего в уши ребенка подаются сигналы различной громкости, а с помощью электродов фиксируется ответ ствола мозга на стимулы.
Метод КСВП дает объективную картину тугоухости. С его помощью можно выяснить пороги восприятия, обнаружить отклонения в органах слуха и диагностировать слуховую нейропатию.
Это безболезненная, но довольно продолжительная процедура, которая проводится только в состоянии сна у детей или полного расслабления у взрослых.
Метод КСВП дает представление о порогах восприятия, но не дает частотных характеристик. Для этого используют метод ASSR.
ASSR — вызванный слуховой ответ
Метод ASSR позволяет узнать, насколько у пациента сдвинуты пороги восприятия по основным речевым частотам. Это исследование напоминает метод КСВП, но в ходе его подаются постоянные модульные тоны и регистрируется отклик мозга по ним.
Метод ASSR позволяет установить степень тугоухости, выяснить не нарушена ли целостность слуховых путей и выявить показания к кохлеарной имплантации. Именно результаты исследования методом ASSR используются для подбора и настройки слухового аппарата. Обычно используются частоты разговорного диапазона 500-1000-2000-4000 Гц.
Как и КСВП, это безболезненная, но довольно продолжительная процедура, которая проводится только в состоянии сна у детей или полного расслабления у взрослых.
Инструкция по подготовке ребёнка к КСВП
Нажмите на картинку, чтобы узнать, как подготовить ребенка к КСВП и ASSR исследованию
Что лучше: КСВП или аудиограмма?
Объективные исследования, такие как регистрация КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы) и ASSR (слуховые вызванные потенциалы на постоянно модулированный тон), произвели революцию в диагностике нарушений слуха у детей. Ведь они доступны, начиная с периода новорожденности! Также трудно переоценить их пользу при работе с уже, казалось бы, «большими» детьми, но которые не могут выполнить традиционную аудиометрию в силу сопутствующей патологии (психиатрические, неврологические заболевания и т.д.). Многие родители верят чуть ли не в «мистическую» достоверность этих методов и предпочитают их «обычным». Так, что же лучше: КСВП или аудиометрия?
Сразу хочу оговориться, что, сравнивая эти методы исследования, я говорю о качественно произведенной игровой или обычной тональной пороговой аудиометрии. Которую ребенок выполняет достоверно, повторяя одни и те же пороги слуха раз за разом. Это возможно в большинстве случаев с 3-3,5 летнего возраста, но бывают и исключения в ту и другую сторону.
Несмотря на информативность КСВП, ASSR они обладают рядом недостатков:
Несмотря на все перечисленное регистрация КСВП – отличный метод, который просто незаменим в раннем детском возрасте, входит в «батарею» тестов и является обязательным для постановки и подтверждения диагноза. Без него также невозможно достоверно выявить слуховую нейропатию.
При этом пороговая тональная аудиометрия все же позволяет нам получить более качественную информацию и всех детей с тугоухостью необходимо как можно раньше обучить ее делать. Именно она ключ к ответу на многие вопросы, обеспечивает точность настройки не только слуховых аппаратов, но и систем кохлеарной имплантации. Конечно, не нужно ждать пока ребенок научиться делать игровую аудиометрию, в ущерб своевременной диагностике при помощи объективных тестов.
Диагностика слуха
Почему важно как можно раньше узнать о нарушениях слуха у вашего ребенка?
Выраженные нарушения слуха являются причиной затруднения адаптации пациента с тугоухостью в обществе. Это происходит, прежде всего, вследствие ограничения общения с окружающими, а также дезориентации в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Принято считать, что около 10–15% населения страдает врожденными либо приобретенными нарушениями слуха, требующими коррекции средствами реабилитации слуха (слуховые аппараты, системы КИ).
Выявлению тугоухости у детей раннего возраста в настоящее время уделяют большое внимание и считают одной из наиболее актуальных задач современной оториноларингологии. У пациентов данной возрастной группы диагностика нарушений слуха особенно важна с точки зрения социальной адаптации. Сенсоневральная (старое название «нейросенсорная») тугоухость с высокими порогами слуха наиболее грозный вид тугоухости в отношении интеграции ребёнка в речевую среду. В норме становление речи начинается уже в первый год жизни ребенка, что является основополагающим моментом в развитии психики и интеллекта. В связи с этим, объективные (т.е. не зависящие от участия пациента в процедуре тестирования) методы оценки слуха являются основным, а зачастую единственным, критерием для определения дальнейших лечебных и реабилитационных мероприятий.
Диагностика слуха у новорожденных. Аудиологический неонатальный скрининг. Что это такое?
Отличительной особенностью данной скрининговой системы являются ранние сроки выявления детей с нарушениями слуха, и, соответственно, ранние сроки начала проведения лечебных и реабилитационных мероприятий среди слабослышащих и глухих детей.
Как правило, скрининговые обследования ориентированы на раннее выявление, в случае, если доказано, что выявление данного состояния или заболевания на ранних стадиях будет способствовать более эффективному лечению. Применительно к раннему выявлению нарушений слуха у новорожденных и детей первого года жизни это означает, что своевременная реабилитация слуха у таких детей будет способствовать сокращению доли лиц со стойким ограничением слуховой функции, когда за счет ее компенсации достигается практически полная социальная реабилитация таких детей, исключающая необходимость их содержания и обучения в специализированных учреждениях и предоставляющая им возможность стать полноценными членами общества.
Рис. 1. Структура двухэтапной программы аудиологического неонатального скрининга.
Расширенная диагностика слуха. Как выявляют нарушения слуха у малышей?
Наиболее распространённой группой объективных методов диагностики слуха считают методики регистрации слуховых вызванных потенциалов (СВП) мозга. В настоящее время клиническое применение получил целый ряд разновидностей регистрации СВП, а именно: электрокохлеография (ЭКоГ), регистрация коротколатентных или стволомозговых слуховых вызванных потенциалов (КСВП), среднелатентных СВП, длиннолатентных слуховых вызванных потенциалов (ДСВП) и регистрация слухового ответа на постоянные тоны – Auditory Steady State Response — ASSR (в ряде источников данную методику называют регистрацией стационарных ответов мозга). Каждая методика имеет свои преимущества и недостатки, что определяет выбор конкретного теста врачом – аудиологом (сурдологом – оториноларингологом).
Из перечисленных выше исследований наибольшее распространение получил метод регистрации КСВП для объективной оценки уровня слуха. Классическая методика предполагает использование акустических щелчков в качестве предъявляемого стимула.
Однако эта методика регистрации КСВП не всегда информативна по отношению к больным с высокими порогами слуха. В первую очередь это связано с тем, что максимальный уровень предъявляемого стимула при использовании акустических щелчков не превышает 100 – 105 дБ нПс (dB nHL), в зависимости от используемой аппаратуры. Во-вторых, нельзя не принимать во внимание различия между значениями порогов слуха зарегистрированных по данным КСВП и порогами слуха, полученными по данным тональной пороговой (поведенческой) аудиометрии. В-третьих, широкий частотный спектр такого стимула ограничивает оценочную возможность метода, а именно, энергия акустического щелчка содержит физические характеристики частотного диапазона улитки в интервале от 1 до 4 кГц, что снижает качество настройки слухового аппарата.
Получить данные о т.н. частотно-специфических порогах звуковосприятия позволяет тест регистрации слухового ответа на постоянный модулированный тон – Auditory Steady – State Response (ASSR).
Вызванный слуховой ответ (ASSR) – это ответ мозга на постоянные акустические стимулы, которые оптимизированы для частотной специфичности и более сопоставимы с чистыми тонами, чем акустический щелчок или тональная посылка.
Такие модулированные тоны, использующиеся для регистрации вызванных ответов по своим физическим характеристикам подобны трелевым тонам, используемым в обычной аудиометрии. Кроме того, система способна предъявлять стимулы интенсивностью свыше 100 дБ (до 130 дБ) нПс (dB nHL). Эта особенность метода позволяет проводить тестирование по всем аудиометрическим частотам и получать вызванный ответ на стимул схожий по своим физическим характеристикам с теми стимулами, которые генерирует тональный аудиометр (Рис. 2).
Рис. 2. Автоматическая интерпретация данных ASSR — теста – построение ориентировочной аудиограммы.
На основе современной технологии регистрации и компьютерной обработки вызванного слухового ответа мозга на постоянные акустические стимулы (ASSR) предоставляется возможность производить объективную оценку состояния звуковоспринимающего аппарата по всем частотам речевого диапазона, в том числе у больных сенсоневральной тугоухостью с порогами слуха, превышающими 90 – 100 дБ. На основании полученных данных расширяются возможности подбора и первичной настройки слуховых аппаратов, в том числе и у детей раннего возраста. Кроме того, появляется дополнительная информация для выбора уха при кохлеарной имплантации за счет данных о сохранности отдельных частотных зон улитки.
Как готовить ребенка к исследованию слуха?
У детей до 6 лет для оценки слуховой функции наиболее информативны объектиные тесты, результат которых не зависит от ответов ребенка. Наиболее сложными являются тесты регистрации слуховых потенциалов мозга, которые проаодят в состоянии сна. Для того, чтобы исследование получилось в полном объеме, необходимо, чтобы продолжительность сна составляла не менее часа. С этой целью время проведения исследования необходимо планировать с учетом времени традиционного, например дневного, сна ребенка. Накануне исследования ребенка лучше уложить спать как можно позже и пораньше разбудить в день исследования.
Как исследовать слух, если ребенок не спит?
Если усыпить ребенка не представляется возможным, проводят исследование слуха в состоянии медикаментозного сна. Такая методика востребована у детей с тяжелыми неврологическими нарушениями и другими состояниями сопровождаемыми нарушениями сна.
Для диагностики слуха под наркозом необходимо пройти предварительное обследование в нашем Центре и затем, в тот же день провести исследование слуха.
Внимание! Решение вопроса о проведении исследования слуха в состоянии медикаментозного сна принимается только врачом СУРДОЛОГОМ после осмотра ребенка и консультации!
Исследование слуха у детей старше 6 лет
Традиционный тест исследования слуха, тональную аудиометрию проводят детям от 6 лет. Данный метод исследования является субъективным, т.е. результат зависит от заинтересованности ребенка проходить тестирование.