Кшиштоф пендерецкий сон шизофреника
Кшиштоф пендерецкий сон шизофреника
В Кракове на 87-м году жизни скончался Кшиштоф Пендерецкий. Об этом сообщило «Радио Краков» со ссылкой на семью композитора.
Всемирно известный симфонист, чья музыка звучала на всех ключевых площадках мира в исполнении знаменитейших артистов, Пендерецкий много лет был ректором Краковской консерватории, выступал и как дирижер, в том числе исполняя собственные произведения.
Он неоднократно выступал и в Петербурге. Интересовался русской культурой: им написано произведение «Слава святому Даниилу, князю Московскому» (1997), он работал с текстами Достоевского, Булгакова и Есенина.
Музыка Пендерецкого использовалась в «Сиянии» Стэнли Кубрика (The Awakening of Jacob, Utrenja — Ewangelia, Utrenja — Kanon Paschy), «Изгоняющем дьявола» Уильяма Питера Блэтти (Cello Concerto No. 1), фильмах Дэвида Линча, Альфонсо Куарона, Мартина Скорсезе.
Среди крупных сочинений Пендерецкого — опера «Дьяволы из Лудена» по мотивам романа Хаксли, священное представление «Потерянный рай» по мотивам поэмы Джона Милтона, опера-буффа «Король Убю», сочинение для 52 струнных инструментов «Плач по жертвам Хиросимы», десятки вокально-симфонических сочинений, симфонии, симфониетты и другая музыка для оркестра. Им написана музыка к кинофильмам «Рукопись, найденная в Сарагосе» Войцека Хаса и «Люблю тебя, люблю» Алена Рене. Творчество Пендерецкого исследователи делили на несколько этапов — начиная с авангардизма, романтизма и до классических традиций.
Счастье с бородой: памяти Кшиштофа Пендерецкого
Кшиштоф Пендерецкий – фигура знаковая не столько для истории музыки, сколько для взросления советских слушателей. Он был кумиром тех, кому сейчас за пятьдесят. В 1960–1970-е гг. Пендерецкий фактически один представительствовал в СССР за весь европейский авангард.
Мой учитель Виктор Фраёнов, преподававший нам в Мерзляковском училище полифонию и анализ, в симпатиях к авангарду никогда замечен не был, но однажды мы приперли его к стенке:
– Виктор Павлович, ну, а все-таки, из современных композиторов вам кто-нибудь нравится?
– Ну, во всяком случае не Пендерецкий, – ворчливо ответил учитель. – Хотя… труба в унисон с меццо-сопрано – это, конечно, здорово.
За неделю до этого разговора вся Москва была в Большом зале консерватории на исполнении «Страстей по Луке». Шел уже 1980 г.
В эпоху железного занавеса пластинки ведущих европейских авангардистов – Булеза, Штокхаузена, Ксенакиса – были лишь у немногих музыкантов, кто имел контакты с Западом; их слушали совместно, собираясь на квартирах. А пластинки Пендерецкого, выпущенные польской фирмой Muza, свободно продавались в магазине «Мелодия» на Калининском проспекте: польский автор был композитором социалистической страны. Правда, других социалистических композиторов на той же полке никто не брал – Пендерецкий же разлетался успей купить.
То, что он был бешено талантлив, не подлежит сомнению. Еще в 1959 г. молодой музыкант, сперва учившийся на скрипача, принял участие в польском композиторском конкурсе. Разрывают конверт с девизом: второе место – Пендерецкий. Разрывают следующий конверт: еще одно второе место – Пендерецкий. Разрывают последний конверт: первое место – Пендерецкий. Рецензент написал: «Дитя счастья – разве что с бородой».
Меня в свое время эта фраза покоробила. Где ж тут счастье? Со звуками Пендерецкого на тебя обрушивался страшный, клокочущий, дисгармоничный мир – а именно этого на фоне благополучного официального искусства душа и просила. Когда я увидел его партитуры, я опешил от восторга: вместо нот – жирные линии кластеров. В то время я писал курсовую у Татьяны Кюрегян. Увидев мое лицо, Татьяна Суреновна насмешливо осведомилась: «Млеете? Ну млейте, млейте».
Действительно, кластеры – что тут такого? И труба в унисон с меццо-сопрано – разве что-то небывалое? Едва ли лидер «новой польской школы», как ее спешно стали называть, придумал какие-то новые приемы по сравнению с коллегами-авангардистами из Западной Европы. Секрет его обаяния был в другом: весь механизм его партитур был нацелен на слушателя. Те же примочки, что у Ксенакиса или Луиджи Ноно, работали во сто крат более эмоционально и даже театрально. Пишущая машинка в оркестре – ее придумали задолго до появления партитуры «Флуоресценции». Но только у Пендерецкого она зазвучала как цоканье копыт Апокалипсиса.
И, конечно, темы – актуальные в неостывшем мире, пережившем войну. «Плач по жертвам Хиросимы» для 53 струнных инструментов: полет зловещего бомбардировщика ощущался на физическом уровне. «Dies irae памяти замученных в Освенциме» с вокальными партиями, полнящимися криками и скачками боли. И темы вечные: «Страсти по Луке». Из всей оратории я помню только первые ноты арии Иисуса Deus meus. В этой интонации, кстати, ничего авангардного нет. Среди всего монументального авангардного полотна такая мелодия стояла торчком – потому и запомнилась.
А скоро весь Пендерецкий стал таким. Тогда же, в начале 1980-х, в консерватории прозвучала вещь, которой было уже лет шесть или семь, – «Пробуждение Иакова» для оркестра. Благозвучная, написанная в тональности. Поначалу это произвело впечатление: мы все чувствовали, что время авангарда уходит, и вот Пендерецкий провозглашает новый этап!
Однако вскоре пришло грустное отрезвление. В каждой новой партитуре Пендерецкого становилось все больше неоромантического, возвышенного и зевотного. Борода осталась, а счастье испарилось. К тому же повзрослевший новатор стал самым скучным в мире дирижером, исполняющим классические произведения.
После одного из концертов я осмелился подойти к нему на фуршете и спросил:
– Пан Пендерецкий, если бы мне сказали несколько лет назад, что я услышу в вашем исполнении популярные отрывки из Мендельсона и Россини, я бы не поверил.
– Но я же воспитывался на классике, – ответил мне кумир на приятном русском языке.
В 2012 г. Пендерецкий стал невинной жертвой российских избирателей. В силу физиономического сходства с председателем Центризбиркома Владимиром Чуровым, как предполагалось, принявшим участие в фальсификации подсчета голосов на выборах в Госдуму, он был подвергнут издевательской овации в ложе Большого театра. Живой классик стоял, явно ничего не понимая. По этому случаю авангардный композитор Борис Филановский отпустил ехидный комментарий: «А Пендерецкий и есть Чуров в современной музыке».
От своего авангардного прошлого живой классик, впрочем, никогда не отрекался. И всего год назад, встав за пульт Оркестра радио в Катовицах, даже записал диск, состоящий из собственных ранних произведений. Большего разочарования доставить своим былым поклонникам он не смог. Мало того, что из партитур молодости он выбрал не те, что некогда полыхали гневом и скорбью, а другие – что по части вечности и философии мироустройства. Но даже лучшие из них сомлеть уже не заставят: слишком много мы узнали с тех пор настоящего, первородного авангарда.
Так что же, впечатления молодости были ложными? Нет! Возможно, они были наивными. Однако подлинными, настоящими. И сегодня ушедшему Пендерецкому за них – искреннее спасибо.
Не стало автора музыки из «Сияния» Кшиштофа Пендерецкого
В возрасте 86 лет умер польский композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий. Об этом сообщили в министерстве культуры Польши. В ведомстве также отметили, что Пендерецкий скончался «после продолжительной и тяжелой болезни». Точные причины его смерти на данный момент не раскрываются.
«После продолжительной и тяжелой болезни скончался Кшиштоф Пендерецкий — один из величайших польских музыкантов, мировой авторитет в области классической музыки», — было сказано в сообщении минкультуры Польши, опубликованном в Твиттере.
Комментируя трагическое известие, в Лондонском филармоническом оркестре вспомнили о длительном сотрудничестве с музыкантом. «Печальные новости пришли сегодня утром из Кракова, где у себя дома в возрасте 86 лет скончался польский композитор Кшиштоф Пендерецкий. У нас с ним сложились длительные и близкие отношения — как с композитором, так и дирижером, произведения которого регулярно звучали на концертах», — заявили представители оркестра.
В свою очередь композитор из Северной Ирландии Ханна Пил в своем твиттере назвала Пендерецкого «невероятным композитором, музыкантом педагогом и дирижером». «Покойтесь с миром», — добавила она.
Кшиштоф Пендерецкий родился 23 ноября 1933 года в Польше — в городе Дембица. Музыке он обучался с самого раннего детства, постигая азы игры на скрипке, а также фортепиано. В юношестве — уже после окончания Второй мировой войны — он играл в городском духовом оркестре Дембицы, а немногим позднее, обучаясь в гимназии, создал свой собственный оркестр, заняв там позиции скрипача и дирижера. Принято считать, что большое влияние на молодого Пендерецкого оказался великий русский композитор Игорь Стравинский.
Первый успех к музыканту (именно как к композитору) пришел в конце 1950-х годов, когда он победил на всепольском композиторском конкурсе, который проводился под эгидой Союза польских композиторов. Спустя еще несколько лет он добился и всемирной известности в статусе одного из важнейших представителей восточноевропейского музыкального авангарда, часто принимая участия в крупных фестивалях международной музыки в Европе.
В 1970-х Пендерецкий начал активно выступать как дирижер, а также занял пост ректора Краковской консерватории. Обывателям музыкант известен как композитор, чьи работы звучат во многих популярных фильмах.
В их числе «Люблю тебя, люблю» Алена Рене, «Изгоняющий дьявола» Уильяма Фридкина, «Остров проклятых» Мартина Скорсезе, «Внутренняя империя» Дэвида Линча, «Дитя человеческое» Альфонсо Куарона, «Моонзунд» Александра Муратова, а также культовое «Сияние» Стэнли Кубрика, главную роль в котором исполнил Джек Николсон, и сериалы «Секретные материалы», «Твин Пикс». На счету музыканта также множество почетных наград, включая несколько «Грэмми».