Крынка что это в древней руси
История музейного экспоната — кринка
Самой распространенной утварью Древней Руси была глиняная посуда. Глиняной посудой пользовались все славянские народы, в том числе и наши предки. В Комаричском краеведческом музее хранятся несколько образцов старинной глиняной посуды, изготовленной мастерами-гончарами.
Наиболее распространенными в нашей местности были горшки, махотки, кринки. Кринки (крынки)- расширяющиеся книзу удлинённые глиняные горшки. Кринка похожа на широкий глиняный кувшин без ручки и крышки. Кринка, как правило, имеет форму шарообразную книзу и сужающуюся, чаще всего, более выпрямленную кверху. Кринки были объемом 1-2 литра. Они выполнялись без рисунка с толстыми стенками, с утолщенным верхним краем и иногда были глазурованы в верхней более узкой части. Высота была в основном 18-20 см, диаметр 12-13 см. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой и в то же время рука должна была проходить для того, чтобы помыть кринку внутри. А сушили вымытые кринки летом прямо на деревянном заборе.
Кринка служила для хранения молока как парного, так и холодного, ведь стеклянных банок тогда не было. Ввиду того, что сосуд был выполнен из пористого материала (глины), молоко как будто бы дышало и поэтому сохранялось лучше, долго не скисалось. Кринку ставили на стол, в ней молоко хранили, в кринке молоко ставили в печь. Именно в этой посуде оно топилось в настоящей русской печке, не пригорая, приобретало бежевый или слегка коричневый оттенок. А сверху — темно-коричневая очень вкусная пенка, сдобренная и смягченная нижним слоем сливок. При хранении молока сливки отстаивались в узкой части кринки, и за счет сужения они становилась более густыми, плотными. Кринки не закрывали крышками, а прикрывали марлей или тряпочкой, чтобы молоко «дышало», и ставили в погреб. Иногда кринками было заставлено все помещение. Когда в кринках собиралось достаточное количество сливок, сливки снимали и взбивали из них сливочное масло.
Долго верой и правдой служила крынка в доме: молоко было в ней вкусное — вкусное, не скисалось продолжительное время, а налитая в крынку вода всегда оставалась прохладной».
Кроме крынок в нашем музее есть большие глиняные горшки –корчаги с широким горлом с двумя вертикальными ручками или одной ручкой. Найдены они были при проведении земляных работ электриками в с. Радогощь ( к сожалению они были повреждены) Использовалась такие корчаги для хранения различных пищевых продуктов и напитков (зерна, кваса и т. п.). Например, корчага была пивная, бражная.
Глиняная посуда долго сохраняет тепло и холод, раньше, когда не было холодильников, люди хранили продукты в глиняной посуде, чтобы они не портились. В настоящее время предметы глиняной посуды стали лишь музейными экспонатами, а не предметом домашнего обихода. А ведь сделанная из природного материала, без вредных добавок, глиняная посуда не вредна для человека. Её можно было разрисовывать красками, и тогда она становилась украшением любого стола. Но были и недостатки — она легко ломалась, поэтому с этой посудой обходились аккуратно и бережно.
Кринка
Кринка — расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока
Кринка похожа на широкий глиняный кувшин без ручки и крышки. Кринка, как правило, имеет форму шарообразную книзу и сужающуюся, чаще всего, более выпрямленную кверху.
Кринка — символ деревенской жизни и натуральной пищи. Именно в кринке хранят молоко и простоквашу, топят молоко в печи.
Кринки, висящие для сушки на кольях плетня — типичная деталь южно-русского сельского пейзажа XIX—XX веков.
Конструкция кринки
Кринки были объёмом 1–2 литра. Они выполнялись без рисунка с толстыми стенками, с утолщенным верхним краем и иногда были глазурованы в верхней более узкой части.
Кринка, предположительно XIII век
Высота была в основном 18–20 см, диаметр 12–13 см. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой и в то же время рука должна проходить для того, чтобы помыть кринку внутри.
Применение
Кринка служила удоьным местом для хранения молока, как парного, так и холодного. Для того сосуд был выполнен из пористого материала (глины), молоко «дышет» и поэтому сохраняется дольше.
Большая кринка с крышкой. Гжель. «Трошково». Гончар Алексей Глазов (?) или Николай Мордашов (?). Керамика, цветные ангобы. 1991 г.
Кринку ставили на стол, в кринке молоко хранили, в кринке молоко ставили в печь. Именно в этой посуде молоко имело возможность не пригорая топитьсяв настоящей русской печке. Молоко приобретало бежевый или слегка коричневый оттенок, а сверху образовывалась темно-коричневая очень вкусная пенка, сдобренная и смягченная нижним слоем сливок.
При хранении молока сливки отстаивались в узкой части кринки и за счет сужения, становились более густыми, плотными, что позволяло впоследствии с легкостью сделать из них сливочное масло.
Посуда начала XX в.
Чаще кринки не закрывали крышками, а прикрывали марлей или легкой тряпочкой, чтобы молоко «дышало», но бывают и с крышками.
В мире искусств кринка является объектом для обучения начинающих художников. Форма кринки напоминает соединённые друг с другом две простые фигуры — шар и цилиндр, и её часто используют в качестве модели.
В фольклоре
Детский фольклор (небылица)
Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит качан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюёт,
А червяк ворону
В коробе несёт.
Русские пословицы и поговорки
Авторские права
Крынка современная. Малая глиняная крынка для молока с простым узором из переплетеной вязи
Кринка с крышкой. Ростовская чернолощеная керамика.
Исследовательская работа по истории «Крынка»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Свенская средняя общеобразовательная школа № 1» поселка Пятилетка
Брянского района Брянской области
Областная научно- практическая конференция
«Лаборатория открытий» научных обществ обучающихся
Секция «Юные исследователи»
Направление «Народное творчество»
КРЫНКА- ХРАНИТЕЛЬНИЦА МОЛОКА
Свидорук Глеб Андреевич,
филиал МБОУ «Свенская СОШ № 1»
241518, Брянская область, Брянский район,
пос. Свень, пер. Луначарского, д. 7
Домашний адрес: 241518, Брянская область,
Брянский район, пос. Пятилетка,
Свидорук Татьяна Патровна,
учитель начальных классов
филиал МБОУ «Свенская СОШ № 1»
Адрес места работы: 241518, Брянская область, Брянский район, пос. Свень,
пер. Луначарского, д. 7
Тел. моб.: 8-920-604-96-30
пос. Пятилетка – 2017
История происхождения глиняной крынки………….…………….……….5
Где лучше хранить молоко………………..…………………………. ……..7
Список источников и использованной литературы. 11
Цель данной работы – выяснить, почему крынку традиционно на Руси считали емкостью для хранения молока. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи :
Установить историю происхождения крынки;
Определить, в какой посуде лучше хранить молоко: глиняной крынке или современной емкости.
Объектом для исследования, то есть источником информации, послужил предмет утвари, доставшийся от прабабушки автора исследования. Основным предметом для изучения являются свойства крынки как сосуда для хранения молока.
Источники по теме исследования можно разбить на несколько групп:
Вещественные источники. Крынка, взятая из дома прабабушки, стала источником изучения, началом исследования ;
Устные источники. Записи бесед с родственниками, результаты социологического опроса, интервью.
Изобразительные источники. Фотографии из семейных архивов Фирсовой С.Г., Свидорук Т.П.
Литература. Материалы книги Кизимовой С.П «Вечно живое искусство народных умельцев. Из истории старинных ремесел и народных промыслов Брянского края» представляют собой первой попыткой изучения быта жителей края, развития ремёсел, в том числе и гончарного дела. Материалы работы брянского филолога Курганской Н.И. раскрывали значение употребления слова крынка.
Интернет-ресурсы помогли точно определить название глиняного изделия, расширили и дополнили материалы исследования.
При изучении проблемы, использовались следующие методы исследования :
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о предметах быта и народного творчества русской деревни XX века.
Результаты данного исследования могут использоваться на классных часах, внеурочных мероприятиях в школе, выступлениях на учебных конференциях, в современном быту.
История происхождения крынки
Для решения первой задачи исследования об истории происхождения предмета гончарного промысла и конкретно крынки с нашей кухни мы:
Обратились к устным источникам. Так выяснилось, что крынка в нашем доме оказалась привезенным предметом «на память» о малой родине- деревне Ревны Навлинского района Брянской области бабушкой автора исследования Фирсовой Светланой Григорьевной. Она, в свою очередь, рассказала, что ее мама, то есть прабабушка, Кузнецова Мария Ивановна, после войны купила на рынке в городе Брянске посуду, в том числе и данный предмет и в нем хранила, «топила» в печке молоко. Бабушка вспоминала, что именно в крынке удобно было собирать сливки для сметаны, молоко всегда было прохладным [1]. Если крынку смогла купить простая женщина из деревни, значит, после Великой Отечественной войны этим предметом пользовались многие.
Мы решили отправиться в Брянский областной Краеведческий музей для того, чтобы узнать подробнее о предмете нашего исследования. На основании представленных в музеи экспонатов, мы выяснили, что гончарный промысел, а точнее керамика, был одним из древнейших и распространенных видов народного творчества на Брянщине (Приложение 3). Разнообразная и самобытная, создаваемая поколениями талантливых народных мастеров, она вписала немало славных страниц в историю материальной культуры. Форма древних емкостей чем-то напоминала крынку, то есть в основе фигуры из глины лежал простой круг. Однако именно такой предмет, как держали в руках прабабушка, бабушка, мама и автор исследования мы обнаружили лишь внутри одной витрины (Приложение 4). Надписей около утвари не было, и на наш вопрос работнику музея « А это- крынка? Откуда?» специалист отдела ответил, что данные предметы не являются исторической ценностью, а представлены как типичные для славянской, русской и советской деревни предметы посуды [3].
Где лучше хранить молоко
Наблюдательность и собственный опыт позволяет лучше судить о свойствах и закономерностях вещей. Поэтому было решено экспериментальным путем подтвердить накопленные знания о свойствах крынки.
Простой, с первого взгляда, бытовой предмет. Но почему мастера их делают, а хозяйки покупают, одной и той же формы на протяжении сотен лет?
Итак, крынка имеет плоское дно. Затем она расширяется конусом в ёмкость почти шарообразной формы. Потом из шара идёт вверх воронкообразное расширение, по объёму почти равное этому самому шару. Плоское дно, это понятно, сосуд должен быть устойчивым. Конус, переходящий в шар- для чего? Во– первых, шарообразный сосуд вмещает максимально много, при минимальной собственной величине. Вероятно, эта форма выработалась путём проб и ошибок. Стала, со временем, самой удобной для хранения молока (Приложение 8).
Опыты показали, что в крынку удобно молоко наливать. Из крынки удобно его выливать. Из крынки легко пить. Из крынки можно есть ложкой. Крынку легко мыть. Сужение между шарообразным туловом и расширяющимся горлом легко ложится в ладонь, и с крынкой можно управляться одной рукой. Но этого мало. Молоко имеет свойство скисать. При этом наиболее жирная его часть, именуемая в народе «вершок» или «сливки», легко сливается из крынки. А если сливки превратились в сметану, она, так же легко, собирается ложкой. При этом оставшуюся простоквашу можно съесть, а можно отжать её в полотняном мешке и сделать творог. Сливки можно выпить, можно съесть сметану.
Чтобы определить, в какой посуде лучше хранить молочные продукты, мы налили одинаковое количество одинакового молока в пластмассовую чашку, прабабушкину и современную крынки, накрыли льняной салфеткой и оставили при комнатной температуре (Приложение 9). Уже на следующий день молоко скисло в пластмассовой чашке, в крынке прабабушки молоко скисло на вторые сутки, а в современной крынке– только на третьи. Мы сделали выводы:
1) В пластмассовой посуде молоко хранить нельзя, т.к. оно быстро скисает, возможно потому, что пластмасса может выделять вредные вещества.
2) В глиняном горшке молоко хранится дольше, потому что глина – это наиболее экологически чистый материал.
3) Причиной более позднего скисания молока в современной крынке, на наш взгляд, было связано с отсутствием сколов, трещин на предмете.
4) Однако сливок больше оказалось в старой кринке из-за большей высоты «горлышка».
В заключение хочется обозначить те результаты и выводы, к которым мы пришли в ходе данного исследования:
крынка на Брянщине являлась распространенным предметом быта с древности как удобная и практичная емкость для хранения молока;
экспериментальным путем доказано, что молоко в крынке за счет формы и свойств глины храниться дольше, сливки имеют более высокий слой, чем в пластмассовом современном кувшине другой формы; снимать сметану более удобно в крынке;
Вытеснение крынки из хозяйства связано с использованием холодильника и других новинок техники.
Автор работы выражает благодарность всем, кто помогал в изучении данного вопроса: родителям, учителям Дёминой Е.В. и Свидорук Т.П., работникам Брянской областной библиотеки, Брянского областного краеведческого музея, продавцам магазина.
Список источников и использованной литературы
Воспоминания Фирсовой Светланы Григорьевны, 1948 г. р., пенсионер, уроженка села Ревны Навлинского района Брянской области, бабушка автора исследования., домашний адрес: г. Брянск, ул. Подарная, 23., тел.: +7(4832)661977. Запись сделана Свидорук Г.А. 19.01.2017 г.
Запись беседы с продавцом- консультантом Центрального универсального магазина г. Брянска Щегольцовой С. Ф., автор записи – Свидорук Г.А., 21.12.2016 год.
Запись беседы с сотрудником Брянского Краеведческого музея, автор записи – Свидорук Г.А., 21.12.2016 год.
Кринка
Содержание
Другие значения
Кринка, как правило, имела форму шарообразную книзу и сужающуюся, чаще всего, более выпрямленную кверху. [2]
Применение
Кринка служила хорошим местом для хранения молока, как парного, так и холодного. Ввиду того, этот сосуд был выполнен из пористого материала (глины), молоко, как будто бы дышало и поэтому сохранялось лучше.
Кринку ставили на стол, в кринке молоко хранили, в кринке молоко ставили в печь. Именно в этой посуде молоко имело возможность топиться, не пригорая в настоящей русской печке. Молоко приобретало бежевый или слегка коричневый оттенок, а сверху темно-коричневая очень вкусная пенка, сдобренная и смягченная нижним слоем сметаны.
При хранении молока сметана отстаивалась в узкой части кринки и, за счет сужения, она становилась более густой, плотной, что позволяло впоследствии с легкостью сделать из нее сливочное масло.
Кринки не закрывали крышками, а прикрывали марлей или легкой тряпочкой, чтобы молоко «дышало».
Конструкция кринки
Кринки были объемом 1-2 литра. Они выполнялись без рисунка с толстыми стенками, с утолщенным верхним краем и иногда были глазурованы в верхней более узкой части. Высота была в основном 18-20 см, диаметр 12-13 см. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой и в то же время рука должна проходить для того, чтобы помыть кринку внутри. [4]
Разное
Как толкования сна кринки рассматривались [5] :
Русские пословицы и поговорки:
Детский фольклор (небылицы) [6]
Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит качан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюёт,
А червяк ворону
В коробе несет.
Древнерусская посуда
Опарница – керамическая посудина, горшок, в котором готовится опара под кислое тесто. Посуда для подготовки опары и выхаживания теста на пироги, белые булки, блины, представляла собой глиняный сосуд, круглый, с широким горлом и слегка зауживающимися к поддону стенками. С внутренней стороны опарник был покрыт глазурью. Высота опарника колебалась от 25 до 50 см, диаметр горла от 20 до 60 см. Форма была удобна для замешивания опары и теста как рукой, так и мутовкой. Для приготовления опары в теплую воду закладывали закваску (как правило, тесто, оставшееся от предыдущей выпечки), перемешивали с половиной муки, необходимой для изготовления хлеба или пирогов, и оставляли в теплом месте на несколько часов. После закисания опару, если она была предназначена для выпечки ржаного хлеба, перекладывали в дежу, квашню, добавляли муку, месили и, закрыв плотно крышкой, ставили в теплое место. Если опара ставилась для пирогов, то ее оставляли в опарнике, добавляли муку, яйца, сметану, месили и оставляли подходить. В народном сознании слово «опара» осмыслялось как незаконченное, не доведенное до конца дело. При неудачном сватовстве обычно говорили: «С опарой воротились», а если сваты заранее знали, что в сватовстве им откажут, то говорили: «За опарой поехали». Термин бытовал на всей территории России.
Плошка – (плоский) низкий, широкий, развалистый сосуд, б. ч. глиняный, черепяный; латка, глиняная сковородка, круглая или долгая.
ПОДОЙНИК (ДОЁНКА, ДОИЛЬНИК)
Подойник – утварь для дойки, представляет собой деревянный, глиняный, медный сосуд с открытым широким горлом, носиком, расположенным в верхней части, и дужкой. Глиняные и медные сосуды имели форму горшка, деревянные повторяли форму ведра с расширенными кверху стенками. Подойник обычно изготавливался без крышки. Свеженадоенное молоко предохранялось от пыли тонкой холщовой тканью, завязывавшейся вокруг горловины сосуда. Молоко, закрытое сразу после дойки крышкой, могло скиснуть. Подойник покупался всегда вместе с коровой. При этом его нельзя было брать голой рукой. Он передавался из полы в полу, из рукавицы в рукавицу, его поднимали с земли, благословясь. Если на новом месте корова не доилась, колдун подойником с водой крестил животному рога, копыта, соски, шептал заговор и опрыскивал водой из подойника. С той же целью наполняли водою до краев все прочие подойники. Подойники были распространены по всей России под разными названиями, образованными от слова «доить».
Полевик горшок – полевик, поленик, польник, полюх, полюшек, кувшинчик – керамический сосуд для носки питья в поле.
Рыльник – сосуд для пахтанья и перетапливания коровьего масла, представлял собой глиняный сосуд с широким горлом, круглым в сечении туловом, слегка суживающимся к донцу. В верхней части тулова имелся короткий носик – «рыльце» или маленькое отверстие для сливания пахты и растопленного масла. На противоположной носику стороне тулова – длинная глиняная прямая ручка. При пахтании масла в топник наливалась сметана (сливки, прокисшее слегка молоко), которая сбивалась мутовкой. Сбившееся в комок масло вытаскивалось, промывалось, складывалось в глиняный таз. Пахта сливалась в ушат на пойло скоту. При перетапливании топник, наполненный маслом, ставился в хорошо протопленную печь. Растопленное масло сливалось в деревянную кадку. Оставшаяся на дне топника маслянистая творожная масса шла на приготовление пирогов, блинов.
Умывальник – керамическая посуда для умывания. Подвешивалась на кожанный ремешок. Изготавливалось в двух вариантах: с одним горлышком и с двумя.
Черепушка – керамическая миска малого размера. Предназначалась для второстепенных блюд – салатов, соленьев и приправ в древней Руси.
Горшок – («горнец») и «гончар» («горънчар») происходят от древнерусского «грънъ» («горн» – плавильная печь), по В. Далю: (так же и для цветов) – округлый, облый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. Также – низкий устойчивый сосуд с широким горлом, может иметь разнообразное предназначение. Корчага, южн. макитра, самый большой горшок, репкой, с узким дном; горшки или корчаги плавильные, стекловарные, более или менее таковы же; горшок щаной, тамб. естальник, ряз. егольник, того же вида, равно кашник, но только поменьше. Горшочки называются: махотка, горшенятко, малыш. Высокие горшки, узкогорлые, для молока: глек, балакирь, кринка, горнушка, горлач. На протяжении многих столетий был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи, в которой горшки находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. Горшок, поставленный на под печи, обкладывался вокруг нижней части дровами или углями и тем самым оказывался охваченным жаром со всех сторон. Форму горшка удачно нашли гончары. Если бы он был более плоским или имел более широкое отверстие, то закипевшая вода могла выплеснуться на под печи. Если бы горшок имел узкое длинное горло, процесс закипания воды проходил бы очень медленно. Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига. Горшки редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями – придать сосуду прочность, влагоустойчивость. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.
Горшок Братина – посуда, в которой подавалась еда к столу, отличается от обыкновенного горшка ручками. Ручки к горшку приклеиваются так, чтобы за них было удобно браться, но они не должны очень сильно выходить за габариты горшка.
ГОРШОК ДЛЯ ТОПЛЕНИЯ МАСЛА
Горшок для топления масла – специализированная форма керамической посуды, имела волнистую каёмку и непосредственно ручку для снятия с печи.
Гусятница – керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира. Латка могла быть с ручкой и без нее. Ручка была прямой, короткой, полой. В нее обычно вставлялась деревянная рукоятка, которая вынималась, когда латку устанавливали в печь.
Ендова – низкая, большая керамическая, луженая братина, с рыльцем, для пива, браги, меду; в ендове подают питья на пирах; она же есть в распивочных и кабаках, на кораблях и пр. Крестьяне зовут ендовой и деревянную, высокую посудину, жбан, коновку.
Жаровня – печка в виде сосуда, наполненного горячими углями. Жаровни представляют собой одну из примитивных кухонных принадлежностей, и употребление их у нас сокращается день ото дня. У турок и в Малой Азии существуют разнообразные формы и виды жаровен, и употребление их тоже имеет разные назначения, например для варки кофе, для раскуривания трубок и проч..
Кондюшка, кондея – то же, что ендова. Вятская, Нижегородская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская губернии. Это чаша, небольшого размера, из дерева или глины, иногда с ручкой, использовалась для питья кваса, перетапливания масла и подачи его на стол.
Канопка – глиняный сосуд, выполняющий функции кружки. Псковская губерния.
Кацея – в старину жаровня, по объяснению азбуковников, «судина до каждения». Кацеи в старину делались с ручками, глиняные, каменные, железные, медные и серебряные. Архиепископ Филарет (Гумилевский) видит в Кацее кропильные чаши, указывая на чешское «кацати» – брызгать водою.
Кашник – маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых (вторых) блюд и каш.
Кисельница – большая миска с носиком. Кисельница – кувшин для подачи киселя на стол. Удобный предмет и для ковша и для половника и для кружки, а также с носиком для слива остатка киселя.
Корчага – глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: он использовался для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения – кипячения белья со щелоком. Корчага могла иметь форму горшка, кувшина с вытянутым, почти цилиндрическим туловом. Корчаги-кувшины имели ручку, укрепленную на горловине, и неглубокий желобок – слив на венчике. В корчагах-горшках пиво, квас, вода сливались через отверстие в тулове, расположенное около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага не имела, как правило, крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, герметически закупоривая сосуд. При кипячении воды, бучении белья сосуд закрывали доской после того, как огонь в печи прогорал. Пиво, квас, воду сливали из корчаги через отверстие в нижней части тулова. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л). 2. То же, что таган. В Киевской Руси 10-12 вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющийся кверху, с двумя вертикальными ручками у узкого горла. По форме похожа на античную амфору и так же, как амфора, предназначалась для хранения и перевозки зерна и жидкости. Изображения корчаги имеются в древнерусских миниатюрах. Обломки их часто встречаются при археологических раскопках древнерусских городов. На корчаге найденной в Гнездовском кургане, выцарапано слово «гороушна» или «гороухща», т. е. горчичные зерна, горчица. Это слово – древнейшая русская надпись (начало 10 в.). Встречаются и другие надписи. Так, на сосуде 11 в., найденном в Киеве, написано «Благодатнеша плона корчага сия» (т. е. «Благодатна полная эта корчага»). В современном русском языке словом «корчага» обозначается большой, обычно глиняный горшок с очень широким устьем. В украинском языке сохранилось представление о корчаге, как о сосуде с узким горлом.
Крынка – линяный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.
Кувшин – кувшинчик умалительно, кукшин,кука – глиняный, стеклянный или металличесюй сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою, урна, ваза.
Кувшин крупник (или пудовик) – ёмкость для хранения сыпучих продуктов (15-16 кг.).
Кубышка – то же, что и ковш, солонка, круглой формы, с крышкой. Глиняный сосуд с широким туловом, иногда с ручкой. Владимирская, Костромская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Ярославская губернии.
Латка – древняя глиняная продолговатая сковорода для жарки овощей. Латки обычно закрывались глиняной крышкой, под которой мясо не столько жарится, сколько парится – «пряжится» в собственном соку. Овощи «пряжатся» под крышкой в сметане или масле. Латки были широко распространены как в городах, так и в деревнях уже в XV-XVII вв., использовались в крестьянском хозяйстве вплоть до середины XX в.
Миски – небольшие глиняные или деревянные мисочки для индивидуального пользования. Существовали специальные «постные» миски, которые вместе с подобными горшками и ложками употреблялись только в постные дни. В свадебной обрядности северных губерний миску заодно со свадебным хлебом и другими предметами утвари зашивали в скатерть, которую молодые должны были расшить после посещения бани. С помощью миски гадали: миску с водой, на которой складывался «мост» из соломы, перед сном девушка ставила в изголовье кровати или под нее, прося своего будущего мужа провести ее через мост. В день Андрея Первозванного, 30 ноября (13 декабря), миску с кашей девушки устанавливали на воротах и шептали: «Сужене и гужене, ходи со мною кашу ести!» – после чего им должен был привидеться образ жениха. Известно использование миски в народной медицине. Во время особого вида лечения – «обрызгивания» – в пустой избе ставилась миска с водой, по углам раскладывались соль, зола, уголь. Человек, пришедший к знахарю для лечения, должен был лизать разложенные по углам предметы и запивать их водой из миски. В это время знахарь читал наговоры. На третий день человеку давалась громовая стрела и словесно передавались наговоры. При лечении соняшницы (брюшная болезнь) знахарь просил миску, в которую «вошло бы три штофа воды», пеньку и кружку. Миску с водой ставил больному на живот, пеньку зажигал и обматывал ею больного. После чего опускал пеньку в кружку, а кружку ставил в миску и читал наговоры. Крики больного во время совершения лечения приписывались «удалению нечистой силы». После окончания лечения знахарь давал больному выпить воды. Термин миска известен с глубокой древности. В XII в. большую общую миску, из которой ели несколько человек, Даниил Заточник называл «солилом». В XVIII-XIX вв. термин миска был распространен по всей России. В это время миской иногда стали называть и другие предметы утвари – блюдо, тарелку, чашу.