Крымские татары и татары что общего
Разница между крымскими и казанскими татарами
Этногенез
Золотая Орда в максимальных границах включала, кроме Поволжья, Южную Украину, Крым, Северный Казахстан и даже часть Западной Сибири. На этой территории, помимо татар, проживало большое количество разных народов, которые участвовали в их этногенезе и, естественно, оказывали влияние на формирование национального стереотипа поведения. В первой половине 15 века Золотая Орда распалась на несколько государств, в числе которых были Казанское и Крымское ханства. Казанское ханство в середине 16 века завоевал Иван Грозный, и поволжские татары оказались в орбите политики Русского государства. А татары крымские, попав в вассальную зависимость от своих единоверцев-турок, сохраняли относительную самостоятельность вплоть до 80-х годов 18 века.
Отличие крымских татар от казанских татар в том, что в этногенезе этих народов участвовали различные этносы. Современные поволжские (казанские) татары взяли от пришельцев с востока этноним, а генофонд – большей частью от волжских булгар (древнего тюркского народа, создавшего свое государство еще в 9 веке нашей эры или даже немного раньше – точных данных нет), а также от финно-угорских народов Поволжья (предков нынешних марийцев, удмуртов и мордвы) и славян. Из-за такого национального «коктейля» антропологический тип казанских татар вполне справедливо относят к европеоидному с небольшим количеством монголоидных черт. Достаточно вспомнить облик известного актера, поволжского татарина Марата Башарова. На стереотипного потомка батыевых воинов он не похож совершенно: светло-русые волосы, голубые глаза. Кого он только не играл в кино! Даже Александра Керенского. А вот из представителей восточных народов – никого, поскольку типаж у него абсолютно русский.
Крымские татары также относятся преимущественно к европеоидному типу, но в их этногенезе участвовали другие народы. Крым уже много тысяч лет является «проходным двором» Восточной Европы, и его последовательно заселяли и колонизировали киммерийцы, скифы, эллины, сарматы, римляне, гунны, аланы, хазары, готы, славяне, печенеги, итальянцы. Потомки этих народов, даже после того, как породившие их этносы сходили с исторической арены, оставались жить в Крыму, формируя крымский антропологический тип. На момент завоевания Крыма Батыем там проживали потомки аланов и готов, еще не полностью утративших свою национальную идентичность, а также существовали колонии византийских греков и итальянских городов, прежде всего Генуи. Позже все это население, перемешавшись с татарами, было ими ассимилировано и внесло свой вклад в формирование крымско-татарского антропологического типа.
Лингвистические особенности
Племена кочевников, входившие в Золотую Орду, говорили на разных языках, хотя и являющихся веточками общетюркского лингвистического древа. Позже, когда Крымское и Казанское ханства обособились, и особенно после завоеваний Ивана Грозного, связь между этими осколками Золотой Орды стала крайне затруднена, следовательно, различия начали усиливаться. Отсутствие более-менее значимой коммуникации носителей данных языков постепенно увеличивало разрыв. Сейчас крымско-татарский язык и татарский (под которым понимают язык поволжских татар) обособились достаточно сильно, чтобы считать их не диалектами, а самостоятельными, хотя и близкородственными лингвистическими системами.
И татарский, и крымско-татарский языки имеют несколько диалектов. В татарском языке это:
Если все диалекты татарского языка восходят к единому пращуру – языку кипчакскому (или куманскому, что одно и то же), то в Крыму не все так явно. Например, южнобережный диалект происходит, по мнению большинства лингвистов, от другой веточки тюркских языков – огузской. Древние огузы кочевали в Приаралье, в отличие от кипчаков, которые известны в русских летописях как половцы, а в византийских источниках – как куманы. К тому же на него сильно повлияло соседство с прибрежными греческими и итальянскими городами – в нем много заимствований из этих языков. Хотя сейчас различия между диалектами благодаря развитию литературного языка постепенно сглаживаются.
Что касается взаимного понимания поволжских и крымских татар, то тут столетия раздельного проживания оказали свое влияние. Различия между этими языками примерно такие же, как между русским и украинским, или, возможно, немного больше. Русский и украинский языки имеют много общего в главном – в грамматическом строе, и в значительной степени – в лексике. Однако если украинец (особенно проживающий в сельской местности) станет говорить быстро, то русский вряд ли его поймет: большое количество сугубо малороссийских лексем (хотя и происходящих от тех же корней, что и русские) и непривычные интонации сильно затруднят восприятие устной речи. Приблизительно такое же соотношение – между татарским и крымско-татарским языками.
Сравнительная таблица
В приведенной ниже таблице собрана воедино информация о том, в чем разница между крымскими татарами и казанскими татарами. Разумеется, ее можно сделать значительно более объемной, но различные лингвистические, религиозные и исторические нюансы обычному человеку вряд ли будут интересны, поэтому можно ограничиться общими сведениями.
Крымские и казанские татары. Общие черты и различия
Название «крымские и казанские татары» часто заставляет думать, что это представители родственных народов. Нет, это два разных народа. Дело в том, что в России когда-то давно было принято называть народы, принадлежащие к тюркской группе, татарами.
Сколько существует разновидностей татар
Это сейчас мы их называем азербайджанцами, карачаевцами, кумыками, хакасами, а раньше это были азербайджанские, горские, дагестанские, абаканские татары. Этому есть объяснение. Тюркские племена сами себя называли «татарами».
Во время распада Золотой Орды в середине XIV века были образованны ханства: Сибирское, Узбекское, Казанское, Крымское, Казахское, а так же две орды – Большая и Ногайская.
Формально Большая Орда стала преемницей Золотой Орды. Но, на деле, каждая начала жить своими интересами. Появились сибирские, ногайские, мишарские, касимовские, крымские и казанские татары.
Между осколками некогда огромного государства постоянно возникали распри и столкновения. Так в первых месяцах 1480 года конница Сибирской и Ногайской орд совершила нападение на Большую Орду, разграбив столицу и убив правителя – хана Ахмеда. Это привело к её распаду.
Население Золотой Орды
Если вы думаете, что в Монгольской империи жили монголы и татары, то вы ошибаетесь. На её территории проживало большое количество племён и народностей:
К началу XV века всё кочевое население на территории Орды называлось одним словом «татары». В Золотой Орде проходил этногенез, в результате которого появились сибирские, крымские и казанские татары.
Кроме этого, на территории Золотой Орды формировались народы: казахи, каракалпаки, ногайцы. Сегодня это представители разных национальностей, но все они имеют одни корни и когда-то входили в одно государство.
Крымские и казанские татары: в чём отличие
Между двумя народами есть общее – в их формировании участвовали тюркские племена, входящие в состав Золотой Орды. От них они получили в наследство общий кыпчакский язык, относящийся к тюркской группе.
Кроме этого в появлении различных диалектов участвовали разные народы, проживающие на территории, покорённой тюркскими племенами.
На формирование этноса каждого из них так же большое влияние оказали народы, проживавшие до захвата их территории тюркскими племенами. Казанские татары – это потомки тюрков, булгар и племён, относящихся к Именьковской культуре.
Формирование этноса крымских татар намного сложнее. В нём участвовало большое количество народностей, проживающих на Крымском полуострове до проникновения туда тюрков. Огромное влияние на крымских татар оказали турки. Их обычаи, традиции и язык нашли своё отражение в крымско-татарской культуре.
Казанские татары
До прихода на территорию современного Татарстана булгар, здесь проживали представители, так называемой Именьковской культуры, которых принято относить к праславянским племенам.
По предположению археологов, половина их ассимилировалась с булгарами. А другая часть ушла на запад, где вошла в состав Волынковской культуры.
Этнической основой образования народности казанских татар послужили: булгары, кыпчаки и другие тюркские племена, а так же представители Именьковской культуры. Приблизительная схема будет выглядеть следующим образом:
Существуют три основные теории этногенеза татар:
Долгое время приоритетной считалась булгаро-татарская. Сейчас большинство историков по ряду причин считают основной тюркско-татарскую теорию.
Языком их является казанский диалект кыпчакской группы тюркского языка. Конечно же, вхождение в состав Русского государства оказало на культуру казанских татар несомненное влияние. Особенно это проявилось после присоединения Казани к России.
Крымские татары
На территории Крыма различают три субэтнические группы крымских татар, каждая из которых говорит на своём диалекте. В зависимости от того, какие народы участвовали в их этногенезе, их диалекты значительно отличаются друг от друга.
Основой в формировании крымско-татарского языка лежит кыпчакский язык. Появление тех или иных диалектов зависело от народов, которые проживали с татарами на данной территории. Всего их три:
Близкими языками к крымско-татарскому являются: кумыкский, карачаево-балкарский, караимский, урумский, турецкий. Кроме языка эти народы повлияли и на генетику крымских татар.
Сказать точно какие народы приняли участие в формировании крымско-татарского этноса затруднительно. Считается, что это все народы, которые ранее проживали на территории Крыма. Насколько это повлияло на крымско-татарский этнос трудно сказать, так как большая часть их проживала на этой территории тысячу лет назад.
К ним можно отнести хазар, печенегов, скифов, тавров, сарматов, греков, булгар, итальянцев и многих других. Но основополагающая роль в этом процессе принадлежит западным кыпчакам.
Окончательное формирование этноса произошло в XV веке, когда территория Крыма входит в состав Золотой Орды, на территории которой языками общения были половецко-кыпчакский в пределах ханства и турецкий на территории влияния Османской империи. Ислам становится основной религией.
Понимают ли друг дуга крымские и казанские татары.
Языки этих народов, находясь в одной кымчакской группе не так уж близки между собой. Для сравнения можно взять русский и украинский языки. Между ними много общего, но и различий не меньше.
Во время разговора русскому не понятны отдельные слова украинского языка. То же самое происходит во время разговора двух татар. Но в процессе общения они сносно понимают друг друга, то есть крымский татарин в принципе поймёт, о чём говорит казанский.
Отношения двух народов
Существует мнение, что между двумя народами сложились непростые отношения. Это можно объяснить историческими событиями, которые произошли в 1502 году. Крымским ханом Менгли-Гиреем была разгромлена Большая Орда, которая была преемницей Золотой Орды.
Но ещё в 1481 году из него вышло Астраханское ханство, которое так же претендовало на преемственность. Но оно было самым маленьким ханством, малочисленным и состояло из кочевых племён.
Это давало право Крымскому ханству считать, что главенствующее положение над другими ханствами, входящими в Золотую Орду, перешло к нему. Это объясняет, почему крымские татары не любят казанских. Они считали казанских татар своими вассалами.
В 1521 году крымский хан Мехмед-Гирей совершает опустошительный поход на Москву, в нём участвовали и казанские войска. Для Русского государства союз двух воинственных ханств представляло смертельную опасность.
Поэтому все усилия московских дипломатов были направлены на недопущение этого. Опасность представляло и то обстоятельство, что престол Казанского ханства занял представитель крымской династии – хан Сахиб-Гирей.
Но казанская знать оказалась расколотой на две части, которые более ста лет вели борьбу между собой. Первые отстаивали вассальные отношения с Москвой, которая платила им дань. Вторые были за создание единого государства с Крымским ханством.
Московские правители старались поставить во главу Казанского ханства своего ставленника. Попеременно на казанском престоле восседали ханы лояльные Москве или представители Крымского ханства. Это продолжалось до присоединения Казани к Москве в 1552 году.
«Балановских не читал, но осуждаю»: скандальная статья о поиске общего предка татар
«Реальное время» публикует полную версию научной публикации о генофонде татар, вызывавшей бурную научную дискуссию в республике
«Вестник Московского университета» из серии «Антропология» (точнее, его третий номер 2016 года), похоже, может претендовать на звание самого обсуждаемого научного издания года в республике. Статья под говорящим названием «Татары Евразии: своеобразие генофондов крымских, поволжских и сибирских татар» стала причиной для публичной полемики. Правда, парадокс в том, что статью, которая приковала к себе столько внимания, прежде всего, в Татарстане, ученые знают в выжимках и выдержках из федеральных изданий. «Реальное время» решило исправить несправедливость и публикует полную версию статьи.
Татары Евразии: своеобразие генофондов крымских, поволжских и сибирских татар
Изучены генофонды популяций с этнонимом «татары» трех регионов Евразии: крымские, поволжские и сибирские. Около 1000 представителей этих народов исследованы с помощью наиболее информативного инструмента популяционной генетики ─ анализа 50 SNP-маркеров Y-хромосомы. Этнотерриториальные группы татар оказались генетически разнообразны, общий для них предковый генетический компонент не найден. В генофонде крымских татар преобладает вклад переднеазиатского и средиземноморского населения (популяции Малой Азии и Балкан), а вклад населения степной полосы Евразии (прикаспийских степей) значительно меньше. В генофонде поволжских татар преобладают генетические варианты, характерные для Приуралья и Северной Европы, и реже встречаются переднеазиатские и центральноазиатские линии. Популяции сибирских татар (тоболо-иртышские) чрезвычайно разнообразны: одни включают значительный сибирский генетический компонент, в других преобладают генетические линии из юго-западных регионов Евразии. Таким образом, генофонды всех этнотерриториальных групп татар сложились на основе местного населения с генетическим вкладом различных потоков миграций из других регионов: общность происхождения их генофондов отсутствует.
Ключевые слова: этногенез, генофонд, геногеография, Y-хромосома, гаплогруппа, крымские татары, поволжские татары, сибирские татары
Введение
В богатом этническом разнообразии России всегда обращают на себя внимание народы с этнонимом «татары», дискретно расселенные на обширном пространстве. Расстояние между наиболее западными литовскими и наиболее восточными сибирскими татарами насчитывает более 2,5 тыс. км, а между крымскими и казанскими татарами (с юга на север) более 1,5 тыс. км. Все группы татар Евразии объединяет принадлежность их языков к тюркской лингвистической ветви, а также вероисповедание ислама (за исключением одной из групп татар Поволжья ─ православных кряшен).
Что касается этнонима «татары», то он является экзонимом с причудливой судьбой. Предполагается, что он имеет китайское происхождение: китайцы называли «да-да» или «та-та» одно из племен, жившее на границе современных Монголии и Китая (около озера Буир-Нуур). Это племя, говорившее на одном из монгольских или тюркских языков, было почти целиком уничтожено Чингисханом. Однако причуда истории перенесла имя исчезнувшего племени на всех монголов и тюрков-кочевников, входивших в состав монгольских войск. Возможно, это связано с ассоциацией у европейцев с древнегреческим Ταρταρος (Тартар, ад), отчего этот термин в Европе обозначал вообще всех восточных варваров. На большинстве европейских карт все земли, подвластные Золотой Орде, включая Русь, назывались Тартарией или Татарией. Затем этноним татары остался за всеми тюрками Восточной Европы, Кавказа, Урала, Западной и Средней Сибири. В русских летописях татарами назывались все мусульманские народы [Судьин, 2015]. Даже у казанских татар этот этноним имеет недавнюю историю: поволжские тюрки после некоторых споров лишь накануне революции 1917 г. приняли название «татары» [Бартольд, 1968].
Согласно одной из популярных гипотез происхождения татар, все современные этнические и этнотерриториальные группы с таким этнонимом являются осколками некогда единой средневековой общности, а Золотая орда является первоначальным государством всех татар [Хакимов, 1999]. Согласно другой версии (булгаро-татарской), формирование разных групп татар Евразии происходило на основе местного населения с заимствованием тюркского языка и культурных особенностей [Татары, 2001]. Существует и версия происхождения всех групп татар от восточномонгольского племени «татар» [Судьин, 2015; Татары, 2001]. Одним из актуальных подходов для решения проблемы происхождения татар могут стать исследования их генофондов.
Современная популяционная генетика уже стала признанным историческим источником при решении фундаментальных проблем миграций народов и их этногенеза. Особая роль геногеографии связана с тем, что она позволяет отделить миграции населения от миграций культур и языковых заимствований. Генетическое разнообразие популяций изучается в мировой науке интенсивно, но неравномерно: одним из белых пятен является генофонд татар. Их генетическая история оставалась за рамками научных исследований из-за исключительного многообразия этнографических групп татар (от Западной Сибири до Крыма): в этнологии их характеризуют как многоуровневую полисистемную общность. Татары, впитавшие в себя дотюркское население на обширных пространствах Евразии, представляют сложную проблему и для антропологии, являя широкую палитру переходов от типично европеоидных до монголоидных антропологических типов.
Литературный обзор
Генетические исследования всего спектра этнотерриториальных групп татар Евразии до сих пор не проводились. В научной литературе с разной степенью полноты и подробности представлены данные о генофондах отдельных популяций татар, при этом основное внимание уделялось татарам Поволжья.
Данные о полиморфизме Y-хромосомы крымских татар представлены лишь в одной из давних работ о генофондах народов Евразии [Wells et al., 2001]: изучены 22 образца крымских татар, собранных в Узбекистане, а также 38 образцов казанских татар. Однако из этой работы можно получить лишь общее представление о частотах самых крупных гаплогрупп, известных в то время. Учитывая давность исследования, панель SNP-маркеров не сопоставима с современной, способной дифференцировать не только регионы, но и отдельные популяции. Единственное исследование генофонда крымских татар с учетом их субэтнической структуры было проведено в последние несколько лет усилиями нашего коллектива, включающего сотрудников Медико-генетического научного центра, Института общей генетики им. Н.И. Вавилова, Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина, ГБУЗ РК «Консультативно-диагностический центр по обслуживанию депортированных народов» [Agdzhoyan et al., 2014; Agdzhoyan et al., 2015].
Генофонд татар Поволжья изучен в ряде научных публикаций. В работе 2002 г. [Bermisheva et al., 2002] среди девяти этнических групп Волго-Уральского региона изучены по митохондриальной ДНК (мтДНК) и татары из Альметьевского и Елабужского районов Татарстана (N=228): в их генофонде фиксируется преобладание западноевразийских гаплогрупп мтДНК (H, U, T, J, W, I, R, N1). В работе того же года другого коллектива [Орехов, 2002] проведено сравнение по мтДНК татар (80 человек из двух районов) с русскими и марийцами. В выводах подчеркивается, что доминирующим является европеоидный компонент в генофондах всех трех изучаемых этносов. В 2004 г. [Tambets et al., 2004] была изучена выборка татар (N=126) и других народов Волго-Уральского региона (марийцы, мордва, коми, удмурты, чуваши) уже по двум системам генетических маркеров ─ Y-хромосомы и мтДНК. Однако в связи с нацеленностью статьи на выяснение происхождения генофонда саамов панель SNP-маркеров Y-хромосомы была представлена только семью гаплогруппами (низкий уровень филогенетического разрешения), также мала была и панель маркеров мтДНК ─ пять встреченных у саамов гаплогрупп (V, U5b1b1, H1, D5, Z). В работах 2010 г. по филогеографии гаплогрупп Y-хромосомы R1b [Myres et al., 2010] и R1a [Underhill et al., 2010] представлены данные о двух группах татар из Казани и Башкортостана (суммарная выборка 119 человек). При анализе мтДНК казанских татар (N=71) и мишарей (N=126) сделан вывод, что митохондриальный генофонд поволжских татар включает и преобладающий западноевразийский (84%), и восточноевразийский компонент (16%) [Malyarchuk et al., 2010]. Изучение мтДНК казанских татар Азнакаевского и Буинского районов Татарстана в контексте окружающих народов выявило сходство их генофонда с географически близкими народами [Денисова с соавт., 2011]. Так, татары восточных районов Татарстана генетически близки к своим географическим соседям ─ башкирам, а татары западных районов Татарстана ─ к чувашам, с которыми они территориально граничат.
Во множестве работ, посвященных изучению генетических основ заболеваемости в популяциях татар, встречается информация и о структуре генофондов. Например, в работе исследователей из Татарстана [Кравцова с соавт., 2011; Кравцова, Газимзянов, 2011], изучены 280 казанских татар и мишарей (все тех же Азнакаевского и Буинского районов) по 12 аутосомным STR-локусам, входящим в международную систему идентификации личности, по 11 STR-маркерам Y-хромосомы и по ПДРФ-маркерам гаплогрупп мтДНК. По данным филогенетического анализа аутосомных STR-маркеров выявлен особый кластер обеих групп татар, отличающийся от кластеров европеоидных групп, что объясняется авторами наличием в генофонде татар монголоидной примеси. По данным о 11 STR-маркерах Y-хромосомы в популяциях татар отмечается превалирование европеоидного компонента, а монголоидный компонент составляет не более 30%. При этом гаплогруппа N рассматривается как свидетельство монголоидного компонента (хотя эта гаплогруппа имеет много более сложный ареал распространения, охватывая весь север Евразии ─ от финнов до якутов), как и гаплогруппа Q, которую авторы обнаружили в популяции татар-мишарей. По данным о полиморфизме маркеров мтДНК также основной вывод сводится к преобладанию европеоидного компонента (77% для казанских татар и 81% для татар-мишарей). Однако, как мы видим, такие работы не проливают свет на изучение фундаментальных проблем происхождения и соотношения генофондов татар, поскольку исследование проводится на низком уровне филогенетического разрешения и только в терминах «европеоидности ─ монголоидности» (в генетических терминах ─ западноевразийского и восточно-евразийского компонентов), не позволяющих в полной мере реконструировать этногенез даже поволжских татар, а тем более этногенетические пути формирования многоликой и сложносоставной системы популяций с этнонимом «татары».
О структуре генофондов сибирских татар в научной литературе отсутствуют систематизированные сведения ─ осуществлены лишь разрозненные исследования. Полиморфизм мтДНК изучен в ряде популяций тоболо-иртышских сибирских татар [Наумова с соавт., 2008] и сделаны выводы, что основным в их генофонде является угорский генетический компонент, отмечается выраженный вклад тюркских (кыпчакских) компонентов и менее весомый вклад самодийских и монгольских племен и народов. Зафиксированы наименьшие генетические расстояния по мтДНК от сибирских татар до башкир, манси, казахов, туркмен и хантов [Наумова с соавт., 2008]. Маркеры Y-хромосомы исследованы в небольшой выборке сибирских татар томской группы [Харьков, Степанов, 2012] и выявлена их генетическая близость к тюркам Южной Сибири (северные и южные алтайцы, телеуты, хакасы, шорцы, тувинцы). Авторами отмечается значительная доля западно-евразийских линий, маркирующих европеоидный компонент в составе томских сибирских татар. Для этой же группы есть данные о генотипировании аутосомных ДНК-маркеров [Borinskaya et al., 2009].
Как следует из обзора публикаций, до сих пор в мировой литературе нет работ, описывающих генофонд популяционной системы татар Евразии. В каждой публикации изучаются те или иные субэтнические группы по разным, зачастую несопоставимым панелям генетических маркеров. Такой подход не позволяет получить общее и целостное представление о путях этногенеза разных групп татар, провести поиск их общих генетических корней и не решает проблему выявления их места в системе народов Евразии.
В данной работе по единой технологии изучены генофонды трех крупных региональных объединений народов с этнонимом «татар» (995 образцов ДНК). Ранее мы исследовали внутреннюю, субэтническую структуру каждой из трех групп татар ─ Крыма, Поволжья и Западной Сибири [Агджоян с соавт., 2014; Агджоян с соавт., 2015a; Агджоян с соавт., 2015б]. Данное исследование, напротив, посвящено анализу генофондов татар Евразии на макроуровне, поэтому внимание фокусировано на сравнении их региональных объединений. Нами проведено сравнение генетических портретов крымских, поволжских и сибирских татар как друг с другом, так и с широким кругом окружающих их народов Северной Евразии. Такой подход исследования «широкими мазками» позволил рассмотреть гипотезу об общем для всех татар Евразии предковом компоненте и ответить на вопрос: обладают ли все татары единым по происхождению генофондом или же разные группы татар сформировались разными путями.
Цель исследования ─ создание генетических портретов крымских, поволжских и сибирских татар, оценка степени их сходства как друг с другом, так и с генофондами предполагаемых источников миграций и субстратов; рассмотрение гипотез этногенеза татар в свете данных геногеографии.
Таблица 1. Региональные выборки татар