Крыма что это для крещения
Общее прошлое: как князь Владимир воевал в Крыму
Знание своей истории — это не только вопрос образованности и культуры. Это еще и необходимый фундамент для создания общего будущего людей, живущих в одной стране. РБК совместно с Вольным историческим обществом продолжает цикл публикаций о главных событиях, ставших поворотными в нашей общей истории — истории России.
Символ веры
В этом году наша страна как «церковно-государственный праздник» масштабно отмечала 1000-летие со дня кончины князя Владимира, крестителя Руси. Были торжественные приемы, освящение храмов и часовен, многочисленные конференции, фестивали и даже «масштабное шествие св. мощей кн. Владимира по городам Святой Руси».
Российское военно-историческое общество собирается возводить огромный памятник князю в Москве. После скандала место для него перенесли с Воробьевых гор на Боровицкую площадь. Закладной камень был привезен из летописной Корсуни — средневекового Херсона, где великий князь принял крещение. О Херсоне (Корсуни), расположенном на территории современного Севастополя в Крыму, говорилось как о «русском Вифлееме», «колыбели православия», духовном и сакральном центре России.
Мотивы крещения князя понятны: ему было необходимо укрепить только что созданное единое государство, включая свою власть, и придать ему новый международный статус, войти в единую семью христианских народов. В то время еще не было разделения церквей на православную и католическую, существовала единая христианская «кафолическая» церковь. Поэтому выбор был сделан из политических соображений. Перспектива обладать такой же безграничной властью, как византийский император, и образ сказочно богатой по сравнению с западными государствами того времени Византии сыграли, по всей видимости, главную роль в выборе киевского князя.
Однако, открывая школьные и вузовские учебники, читатель обнаруживает разные, зачастую прямо противоположные версии обстоятельств крещения князя, включая место и время. Какой уж там «единый учебник»!
Корсунь или Киев?
Два основных источника дают противоположные ответы. В летописи «Повесть временных лет» сказано, что в 6496 году от сотворения мира, то есть в 988 году по современному летоисчислению, князь Владимир пошел с войском на Корсунь, взял город и там крестился. Другой древнерусский литературный источник — «Память и похвала князю Владимиру» Иакова Мниха сообщает, что после крещения Владимир прожил 28 лет, на второй год после крещения он ходил к днепровским порогам, а на третий взял Корсунь. Получается, что Владимир крестился в Киеве, то есть в 987 году, и только через два года после этого взял Корсунь. Чему верить?
Обратимся к «Повести временных лет». Исследователи пришли к выводу, что существующий текст является результатом соединения нескольких более ранних произведений, сопровождавшихся многочисленными правками и вставками. Исходными были тексты, условно названные исследователями «Сказание о начале Руси» и «Сказание о русских князьях X века». Последний текст представлял собой рассказ о выборе веры и, видимо, завершался описанием крещения Владимира в Киеве. Однако в дальнейшем текст подвергся нескольким кардинальным изменениям. Это произошло в 70-х и 90-х годах XI века и в начале XII века.
В своде 1070-х годов описание крещения Владимира в Киеве было заменено «корсунской легендой», содержащей описание крещения в Корсуни. Скорее всего, существовал один общий источник, в котором описывалось крещение Владимира в Киеве. Сведения из него отразили «Память и похвала» Иакова Мниха. Параллельно имела хождение «корсунская легенда», вошедшая в конце концов в «Повесть временных лет». Возникает вопрос: почему автор свода 1070-х годов (Никон? ) выбрал как достоверный именно корсунский вариант?
«Корсунская легенда» — сложное переплетение реальных исторических фактов и фольклорной традиции. Важнейшими являются сведения, касающиеся самого города. Они конкретны и подтверждены археологами. К ним относятся, например, указание «и стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города», сообщение о крещении Владимира в церкви, стоящей на месте «посреди града, где торг делают корсуняне», объявление местоположения «Владимировой палаты», которая «стоит с края церкви и до наших дней», и царицыной палаты — «за алтарем».
Кроме того, автору «корсунской легенды» известно, что Владимир поставил церковь в Корсуни на горе, которую корсуняне насыпали посреди града из земли, служившей Владимиру для насыпи во время осады, и церковь эта «стоит и до сего дне». Эти сведения не оставляют сомнения в адекватном отражении топографии византийского Херсона. Следовательно, именно «корсунская легенда» отражает реальную ситуацию захвата города князем Владимиром.
Сопоставление письменных источников, включающих русские, византийские, восточные, с данными археологии дают следующую картину осады Корсуни и крещения Владимира.
В Византии 14 сентября 987 года полководец Варда Фока поднимает мятеж против императора Василия II. Начинается политический кризис, связанный с борьбой за трон. Киевский князь Владимир видит трудности империи, и у него возникает желание разграбить богатый византийский город Корсунь. Флот Владимира появляется под стенами в конце марта 988 года. Осада сопровождалась пожарами, следы которых выявлены при раскопках, и закончилась до 16 декабря 988 года. В захваченном Херсоне Владимир получает просьбу императора Василия II о помощи.
Киевский князь выдвигает ответное требование — жениться на сестре византийских императоров. Но это невозможно без крещения Владимира. Тот не против: оба условия были выполнены. Киевский князь принимает крещение, помогает новому родственнику подавить мятеж и возвращает Херсон Византийской империи: все равно у киевского князя не было ресурсов, чтобы удержать город. Собственно, крещение князя Владимира в Корсуни, видимо, произошло в день Богоявления 6496 года от сотворения мира, что соответствует 7 января 989 года.
Крым наш
Исследования показали, что нет убедительных данных о налаженных торговых, культурных и паломнических связях Киевской Руси с Корсунью ни до, ни после похода туда князя Владимира. Вместе с тем очевиден «корсунский мираж»: слава Корсуни как источника христианства и святынь была на Руси устойчивой. Само слово «корсунский» стало синонимом слов «замечательный», «превосходный», «редкий», «искусный», а имя города стало до известной степени «эпическим», утратив точный географический смысл. Реальную Корсунь (Херсон), существовавшую до середины XV века, на Руси представляли слабо. Это и понятно: центром сакральной топографии христианского мира был Иерусалим — именно туда направлялись потоки русских паломников. Другим центром их притяжения становится Афон.
Концепция «сакральной Корсуни» и «русского Афона» возникает значительно позже — примерно в середине XIX века, во время Крымской войны, и имеет выраженный политический подтекст. К 900-летию крещения Руси в Херсонесе над древним христианским храмом, принятым за место крещения Владимира, был воздвигнут Владимирский собор.
Вот уже более двух веков события, связанные с крещением Владимира, дают поводы как для научных дискуссий, так и для идеологических манипуляций. В начале XXI века Крым в очередной раз стал территорией раздора, а история завоевания Корсуни князем Владимиром вновь стала актуальной.
Вольное историческое общество (ВИО) было создано в 2014 году, объединив историков и специалистов социальных и гуманитарных наук, которые считают необходимым противостоять фальсификациям истории последнего времени и готовы бороться за честь профессионального научного сообщества. За год деятельности ВИО многократно выступало с критикой решений властей. Так, оно выступило в поддержку профессора МГИМО Андрея Зубова, уволенного за критику российской внешней политики в отношении Украины. Также был открыто поддержан академик Юрий Пивоваров, обвиненный в халатности в связи с пожаром в ИНИОНе. Критике со стороны ВИО неоднократно подвергались и высказывания министра культуры Владимира Мединского, который выступал за пропаганду мифов советского времени, а также заявил, что историки и архивисты должны заниматься «тем, за что государство им платит деньги, а не осваивать смежные профессии».
Крым как «сакральная Корсунь». Миф и реальность
Специально для Крым.Реалии
Миф о Крыме как «первичной купели крещения» и «духовном истоке» России занимает особое место в нашем изложении. Дело не только в том, что он – последний по времени возникновения, но и в том, что родился он на наших глазах, имеет точную привязку к дате и конкретного родителя – самого Владимира Путина. Благодаря деконструкции мифа о пресловутой «сакральной Корсуни» мы можем увидеть процесс формирования и прочих исторических мифов.
«Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг – обращение к православию – предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии».
«Ведь именно в Крыму, в Херсонесе, крестился князь Владимир, а потом крестил Русь. Изначально первичная купель крещения России – там.
И Херсонес – это же что? Это Севастополь. Вы представляете, какая связь между духовным истоком и государственной составляющей, имея в виду борьбу за это место: и за Крым в целом, и за Севастополь, за Херсонес? По сути, русский народ много веков борется за то, чтобы твердой ногой встать у своей исторической духовной купели».
Следует отметить несколько важных моментов. Во-первых, от абстрактной риторики о «духовном подвиге» президент РФ перешел к «точному» обозначению Крыма в целом и Херсонеса в частности как «первичной купели крещения» и «духовного истока» России. Во-вторых, нынешний Владимир в одностороннем порядке «приватизировал» совершенный древним Владимиром «духовный подвиг» крещения, приписав его исключительно «русскому народу». Концепция «духовного истока» России в Крыму так понравилась президенту, что он повторил ее в своем декабрьском послании российскому парламенту.
«В Крыму… находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства. Ведь именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь…
И именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом. И это дает нам все основания сказать, что для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм».
Этот пассаж замечателен двумя составляющими. Во-первых, соединением в одном предложении словосочетаний «древняя Корсунь» и «сакральное значение» – видимо, для усиления эффекта «исконности», а во-вторых, сравнением Корсуни по значению с Храмовой горой. Позже конструкция «сакральная Корсунь» стала мемом и зажила отдельной жизнью.
Интересно, что тезис о Крыме как «истоке многоликой, но монолитной русской нации» может быть интерпретирован в обратную сторону – о России как творце «народа Крыма», что было сделано в «Методических рекомендациях для школ Российской Федерации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных воссоединению России».
«Именно в границах России завершилось формировалось полиэтничного, поликультурного и поликонфессионального народа Крыма, воля которого столь отчетливо была проявлена в последних событиях».
Правда, что это за «народ Крыма», и чем он отличается от народа той же Кубани, неясно. Кстати, что Надинский в 1951 году, что Мединский в 2015-м были очень сдержаны в характеристике похода Владимира на Херсонес, упомянув лишь распространенное заблуждение о личном крещении киевского князя в этом городе. Никаких «купелей» и «истоков» в их сочинениях не выявлено. А вот Николай Стариков четко уловил тенденцию.
«Сын Святослава князь Владимир в 987 году совершил поход на Корсунь (Херсонес), овладев городом. Где и принял крещение. Это историческое событие повлияло на всю последующую историю России, поэтому Севастополь несет в себе еще и особый духовный смысл для нашего государства».
Правда, после начала российской военной операции в Сирии акценты российской государственной пропаганды сместились – и теперь уже эта страна была объявлена «духовным истоком» России, причем прямо в ущерб Херсонесу! Но, несмотря на такие кульбиты, «духовный» аргумент в пользу «российского Крыма» по-прежнему сохраняет свое значение.
Миф о «купели» и «истоке» примечателен тем, что каждый из его тезисов является псевдонаучным, а для опровержения большинства из них не нужны специальные знания по истории. Разберем их по пунктам.
1. Согласно п. 1 ст. 14 Конституции России,
«Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Уже одного этого должно было быть достаточно, чтобы закрыть всякие разговоры об особой духовной ценности Крыма для РФ – религия не может определять политику светского государства. Впрочем, кто и когда воспринимал всерьез российскую конституцию?
2. 19 августа 2013 года (до путинской «сакральной Корсуни») лишь 25% россиян правильно ответили на вопрос «При каком правителе произошло крещение Руси?». А согласно исследованию 17 марта 2016 года лишь 58% россиян согласились с тем, что «В Херсонесе, расположенном на территории Крымского полуострова, были заложены основы самосознания русского народа», притом, что 21% отвергли это утверждение.
В общем, миф хоть и показывает положительную динамику, но полностью умами жителей РФ не овладел.
3. Князь Владимир не принял крещение в Херсонесе. Уже больше ста лет среди историков достигнут консенсус относительно того, что князь крестился еще до похода на Крым – либо в 987 году, либо в январе 988 года. По мнению Владимира Петрухина,«…летом 987 г. в Киев должно было явиться посольство во главе с митрополитом Феофилактом… с предложением Владимиру руки принцессы Анны в обмен на крещение и предоставление военной помощи империи. Крещение Владимир, как уже говорилось, мог принять в Киеве на рождественские праздники, включавшие и день Василия Великого (1 января) – святого покровителя императора и новокрещеного князя, принявшего царственное имя «Василий», – и собственно праздник Крещения».
Относительно места крещения идут дебаты: был ли это сам Киев, или Василев (нынешний Васильков), – но это едва ли важно. Главное, что поход на Херсонес был сугубо политическим мероприятием и никак не был связан с духовными исканиями князя Владимира.
И кстати, вопреки повсеместно распространенному мнению, отраженному даже в школьных учебниках, Херсонес был взят киевскими войсками отнюдь не в 988 году, а летом следующего года.
И выглядит просто чудом, что российскому президенту никто из консультантов не сообщил еще два бесспорных факта из жизни древней Руси. Во-первых, что бабка Владимира княгиня Ольга приняла христианство в столице Византии Константинополе, а во-вторых, что столетием раньше в том же месте тот же обряд прошел киевский князь Аскольд. В общем, чем нынешний Стамбул не «купель России»? И не пора ли по этому поводу там появиться «зеленым человечкам»?
5. Владимир не мог «обратиться к православию» по той простой причине, что окончательный раскол Восточной (точнее, Восточных) и Западной христианской церкви оформился лишь в 1054 году. И хотя даже в 10 веке разница между Папой Римским и Константинопольским патриархом была очевидной, «обращение к православию» в случае с Владимиром – недопустимое передергивание.
Да и вообще наши летописи, передающие обстоятельства принятия крещения Русью, созданы уже после церковного раскола, а потому сильно грешат предубежденностью против западного христианства как такового.
6. Ну а что касается сравнения Херсонеса с Храмовой горой, то тут лучше диакона Андрея Кураева и не скажешь.
«Совмещение слов «храмовая гора», «ислам» и «иудаизм» вовсе не дает в результате хоть что-то обнадеживающее. Совсем наоборот, это сразу отсылает нас к тяжелейшему, многовековому и неразрешимому конфликту…
Для православного христианина (и даже уже – для русского православного христианина) никаких таких обязанностей перед Корсунью церковными уставами не предусмотрено. В православии вообще нет обязательных мест для паломничества. А те места, что наиболее привлекательны для христианина, находятся много дальше Крыма: на Афоне или на Святой Земле. Причем паломники, что брели и ехали к ним в 18-19 веках, в Крым вообще не заходили. Да и внутри самой православной Российской Империи тот же Киев с его святыми пещерами, мощами и иконами был много привлекательнее, чем руины Херсонеса».
Итак, христианство на территории России появилось до Владимира, а сам он крестился не в Херсонесе, так что Крым не является ни «первичной купелью», ни «духовным истоком» современной Российской Федерации.
Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции
Крещение князя Владимира в Херсонесе
Ещё при Святославе (964-972) в Крыму возникли первые русские поселения, входившие в состав легендарного Тмутараканского княжества. Новый этап в русской борьбе за Крым наступил в царствование его сына — великого князя Владимира (980-1015), которому народ дал прозвище Красное Солнышко, а православная церковь нарекла Святым. Имён — но князь Владимир крестил языческую Русь. И именно Крым стал той судьбоносной землёй, где совершилось превращение языческого вождя в православного князя. Происходило это при весьма драматических обстоятельствах…
Византия: друг или враг?
Ситуация в конце X века была такова. Князь Владимир победил своих братьев в междоусобной борьбе, разгоревшейся после гибели князя Святослава в печенежской засаде. Процесс распада Руси на обособленные княжества был остановлен. Русь снова стала единой. Но победивший князь понимал, что единой державе нужно нечто большее, чем языческие верования предков. Нужно принимать христианство, причём христианство православного толка — такое, какое распространено у могущественного соседа Руси, у Византии. В Византии же можно найти и необходимых для крещения священников, и книги, и ритуальные предметы.
Но отношения с Византией на тот момент были далеко не идеальными. Византийцы ещё не забыли, как потрясал устои их империи воинственный князь Святослав в 970-971 годах. Тогда державе ромеев с большим трудом удалось победить «скифского варвара», вознамерившегося выгнать византийцев с Балканского полуострова. Понадобилось напряжение всех военных сил империи, чтобы вытеснить Святослава за Дунай. А затем понадобились и груды золота, чтобы подкупить печенегов и заставить их напасть на русского князя, возвращавшегося на Русь после похода. Святослава им удалось уничтожить, но к Руси с тех пор в Константинополе было весьма враждебное отношение.
Византийские базилевсы не жаждали помогать «скифам» ни в чём — даже в крещении. Но в начале правления князя Владимира ситуация в Византии изменилась. В империи разгорелся военный мятеж. Сначала восстал командующий восточными армиями империи Варда Склир. Для борьбы с ним император Василий II отправил войско под началом Варда Фоки. Тот одержал победу, но сразу же после неё провозгласил себя императором. В начале 988 года войска мятежников подошли к самой византийской столице, от которой их отделял только пролив Босфор.
Одновременно болгарские племена опустошали владения Византии на западе. Положение Византии было критическим.
Коварный базилевс
Император Василий II отчаянно нуждался в военной помощи. Он готов был принять её от кого угодно. Поэтому, когда император узнал о желании киевского князя Владимира принять крещение, то он с радостью выказал желание помочь русскому князю в этом вопросе. Взамен император просил войска для борьбы с мятежниками.
Князь Владимир согласился помочь несчастному императору, но помимо крещения он потребовал от Василия отдать ему в жену его сестру Анну. Византийский базилевс согласился. Этот факт красноречивее всех других говорит о том, насколько катастрофичным было положение Византии в тот момент. Ведь византийские самодержцы считали себя наследниками великой Римской империи. Всех государей остальных европейских держав они считали варварами, недостойными того, чтобы входить в семейные отношения с «порфирородными» византийскими принцессами. Даже когда германский король Оттон Великий, создатель Священной Римской империи и крайне влиятельный в Европе государь, пытался сватать себе в жену одну из принцесс византийского дома, ему было с презрением отказано. А тут — неслыханное дело! Отдать в жены какому-то «скифу», «варварскому князю Владимиру» родную сестру самого императора! Разве можно придумать большее унижение?
Но, как говорится, идеалы идеалами, а политика политикой! Чтобы сохранить престол, Василий II согласился пожертвовать сестрой.
Для Владимира этот брак также меньше всего был банальным устройством семейной жизни. Свадьбе с принцессой Анной придавалось сугубо политическое значение. Если женой русского князя станет представительница византийской правящей династии — династии, которая отказывает в брачных союзах французским принцам и германским королям, — то можно представить, насколько возвысится престиж русского государства?
После заключения русско-византийского союза князь Владимир отправил в помощь императору отряд в 6 тысяч воинов. По тем временам это была внушительная военная сила. Соединённые силы русичей и византийцев разгромили войска мятежного Варды Фоки под Хрисополем (на берегу Босфора). Затем русские отряды помогли императору восстановить свою власть во всех самых отдалённых уголках империи. Так, византийский хронограф Яхъя Антиохийский даже упоминает о боевых действиях русов в составе византийского войска в северной Сирии!
Корсунский поход
Однако после одержанной победы коварный базилевс не спешил выполнять своё обещание. Опасность миновала — «русский варвар» может обойтись и без византийской принцессы! Тогда князь Владимир решил показать заносчивым византийцам, что с Русью «такие номера не проходят». Так начался Корсунский поход князя Владимира.
Византийский город Херсонес располагался на скалистом участке побережья Крыма на территории нынешнего Севастополя. Основали его в конце V века до нашей эры греческие колонисты. Затем Херсонес вместе со всем южным берегом Крыма перешёл под власть византийцев. На Руси Херсонес называли Корсунью, поэтому и поход на него князя Владимира прозвали «Корсунским».
Оборонительная система Херсонеса Таврического представляла собой мощную крепостную стену по всему периметру, в том числе и со стороны моря. Высота стен достигала 8-10 м, башен 10-12 м.
В общем, крепость Херсонес была «крепким орешком». Вот этот-то «орешек» и решил раскусить князь Владимир. Вот как пишет об этом русская летопись:
«В 6496 (988) году пошёл Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полёта стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, то простою и три года». И вот некий муж корсунянин пустил стрелу, написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идёт она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: «Если сбудется это — сам крещусь!». И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались».
Главная византийская крепость в Крыму теперь была в русских руках…
Исторический выбор
Владимир предъявил византийскому императору ультиматум, который, говоря неофициальным языком, можно было вы — разить так: или выполняй условие договора и отдавай мне в жены принцессу Анну, или можешь забыть о Крыме навсегда. Василий II понял, что с русскими шутки плохи. Скрепя сердце он вынужден был согласиться.
Принцесса Анна отправилась в Крым на встречу с «русским варваром». Для византийской царевны это была настоящая трагедия — из роскошного Константинополя поехать жить к диким «тавроскифам», как византийцы презрительно называли русских. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть». Но делать было нечего — иначе Владимир ни за что не вернёт Херсонес. Анне пришлось смириться.
Вместе с ней отправились и греческие православные священники. По прибытии Анны в Херсонес Владимир вместе с дружиной тут же принял крещение, после чего состоялось торжественное бракосочетание русского князя и византийской принцессы.
Херсонес был возвращён византийцам. А князь Владимир вернулся на Русь, где состоялось уже массовое крещение сначала киевлян, а затем и жителей других русских областей. Русь сделала свой исторический выбор — язычество уступило своё место православию. И начало этому историческому перелому было положено именно в Крыму — за восемь веков до того, как Крымский полуостров окончательно войдёт в состав российской державы…
Журнал: Война и Отечество №9, сентябрь 2017 года
Рубрика: Крым наш
Автор: Игорь Щеглов