Крылышко домишко пальтишко полюшко что лишнее
Русский язык
Министерство образования Пермского края
Оргкомитет региональных предметных
ГБОУ ДОД «Пермский центр «Муравейник»
Задания II (муниципального) этапа
2011/2012 учебный год
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ
Участники олимпиады – учащиеся 9-11 классов образовательных учреждений – победители и призеры школьного этапа олимпиады текущего учебного года, 3 возрастные группы: 9 кл., 10 кл., 11 кл.
Предполагаемые типы заданий: лингвистические тесты, лингвистические задачи, творческие задания. Возможно включение вопросов, связанных с местной этнокультурной и языковой ситуацией, диалектным окружением литературного языка, местной литературой и научными традициями.
Время проведения: для участников 9 классов – 135 минут, для участников 10-11 классов – 180 минут.
Время выполнения – 135 минут
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Объясните значения выделенных слов:
Бе(з, с)смысле(н, нн)ое бе(з, с)действие без(и, ы)глого ежа
Без(и, ы)глый ёж зате…л без(и, ы)с(?)кус(?)ную игру со своей бе(з, с)чес(?)ной па(д, т)ч…р…цей. Пр…старелый ёж (экс)чемпион по по(д, т)тягиванию ис(?)туплё(н, нн)о устав…вшись на шахм…тную доску (з, с)делал грос(?)мейстерский ход. (Не)обращая вн…мания на столь ч(?)резвычайное прои(?)шествие па(д, т)ч…р…ца пр…дл…жила (з, с)дат(?)ся без пром…дления что(бы) (з, с)береч(?) (з, с)д…ровье. Ежиха под(и, ы)тож…ла игру извес(?)ным высказыванием Сопр…тивление бе(з, с)полезно
2. Какие буквы в современном русском языке не обозначают звуков? Для чего нужны эти буквы? Приведите примеры.
3. В стихотворных строчках :
1) отметьте прилагательные, определите их разряд;
2) найдите случаи перехода прилагательных из одного разряда в другой, укажите их лексическое значение.
Ещё блестит оконное стекло,
Но волчьей мглой поля заволокло.
Сырой и тёплый ураган
Проносится в сыром лесу,
И сыплет изумрудный лес
Свою жемчужную красу.
За Мёртвым морем – пепельные грани
Чуть видных гор. Полдневный час, обед.
4. По мнению писателя Б. Тимофеева, во фразе «Я знаю её и её июльских подруг» рядом стоят девять гласных. Можно ли согласиться с этим утверждением?
5. В черновом варианте романа в стихах «Евгений Онегин» в строфе, заканчивающей «Письмо Татьяны», были строки, не вошедшие в текст:
И думала: что скажут люди?
Почему современный читатель не может понять пушкинскую рифму?
6. Есть ли среди таких слов, как изба, богатырь, сарафан, собака, сундук, лошадь, халтура, ерунда, исконно русские? Назовите их.
7. Замените устойчивые выражения, которые используют англичане, русскими эквивалентами:
1) Для каждой собаки наступит её день. _____________________________________________________________
2) Чёрная овца в семье.____________________________________________________________________________
3) Возить уголь в Ньюкасл.________________________________________________________________________
4) На другой стороне холма и трава зеленее._________________________________________________________
5) Птичка в руке стоит двух в кустах._______________________________________________________________
6) Хранить в вате.________________________________________________________________________________
7) Когда море вернёт всех погибших в нём.___________________________________________________________
8. Выделите окончания в следующих словах: планетарий, помещичий, служащий,
санаторий, рабочий, верблюжий, сценарий, гений, летний.
9. Ниже приведено 12 русских слов, относительно близких по своему звучанию. Однако только некоторые из них являются родственными по происхождению. Найдите эти несколько слов и докажите их родство.
Обещать, обед, оборот, беда, ведать, ворота, превратить, привести, оборона, ворона, переворачивать, брать.
10. писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск». Раскройте смысл высказывания писателя.
Время выполнения – 180 минут
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Объясните значения выделенных слов.
Бе(з, с)смысле(н, нн)ое бе(з, с)действие без(и, ы)глого ежа
Без(и, ы)глый ёж зате…л без(и, ы)с(?)кус(?)ную игру со своей бе(з, с)чес(?)ной па(д, т)ч…р…цей. Пр…старелый ёж (экс)чемпион по по(д, т)тягиванию ис(?)туплё(н, нн)о устав…вшись на шахм…тную доску (з, с)делал грос(?)мейстерский ход. (Не)обращая вн…мания на столь ч(?)резвычайное прои(?)шествие па(д, т)ч…р…ца пр…дл…жила (з, с)дат(?)ся без пром…дления что(бы) (з, с)береч(?) (з, с)д…ровье. Ежиха под(и, ы)тож…ла игру извес(?)ным высказыванием Сопр…тивление бе(з, с)полезно
2. Есть ли антонимы у слова зелёный? Если есть, назовите их.
3. Отметьте слова, не соответствующие нормам русского литературного языка. Свой ответ обоснуйте.
Кипущий, залегающий, растрепавшийся, пронизанный, балованый, придущий, грядущий, расколотый, падаемый, оторвущий, обгрызанный.
4. Соедините перепутанные прилагательные и существительные в верные фразеологизмы, объясните их значение.
Гераклов узел, ахиллесова ослица, авгиевы муки, тришкин меч, валаамова пята, дамоклов кафтан, вавилонское ложе, филькина труба, гордиев труд, иерихонская грамота, танталовы конюшни, прокрустово столпотворение.
5. Определите, по какому грамматическому признаку объединены слова, найдите «лишнее». Свой ответ обоснуйте.
1. Крылышко, домишко, пальтишко, полюшко.
2. Соусник, взрывник, призывник, баловник.
3. Резюме, салями, какао, лобби.
5. Запевала, плакса, актриса, сирота.
6. Почему на Руси и в России до 1917 года было так распространено имя Иван?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какой художественный прием использован в следующих строках? Дайте его определение. В каждом случае уточните, что имел в виду поэт.
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы…
Унылая пора! Очей очарованье!
Погасло дневное светило…
Пока Морфей не прилетит…
Приведите другие примеры употребления этого средства выразительности.
8. В «Путешествии из Петербурга в Москву» пишет: «Совершив мою молитву, ярость вступила в мое сердце»; «лежа в кибитке, мысли мои были обращены в неизмеримость мира». В чём заключается синтаксическое своеобразие этих фраз и каково отношение к ним с точки зрения современной литературной нормы?
9. Ответьте на вопросы.
а) Выпишите слова, в которых перед буквой Е произносится твердый согласный. Укажите слова, в которых современной литературной нормой допускается двоякое произношение – с твердым и мягким согласным перед Е.
Детектив, кабаре, фонема, декан, термин, рейтинг, артерия, тенденция, крем, музей, академия, тенор, индекс, экспресс, бартер, коттедж, сессия, Нинель, декольте, бизнес, компьютер, темп, кофе.
б) Какие функции выполняет в современном языке буква Э?
10. писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск». Раскройте смысл высказывания писателя.
Время выполнения – 180 минут
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Объясните значения выделенных слов.
Бе(з, с)смысле(н, нн)ое бе(з, с)действие без(и, ы)глого ежа
Без(и, ы)глый ёж зате…л без(и, ы)с(?)кус(?)ную игру со своей бе(з, с)чес(?)ной па(д, т)ч…р…цей. Пр…старелый ёж (экс)чемпион по по(д, т)тягиванию ис(?)туплё(н, нн)о устав…вшись на шахм…тную доску (з, с)делал грос(?)мейстерский ход. (Не)обращая вн…мания на столь ч(?)резвычайное прои(?)шествие па(д, т)ч…р…ца пр…дл…жила (з, с)дат(?)ся без пром…дления что(бы) (з, с)береч(?) (з, с)д…ровье. Ежиха под(и, ы)тож…ла игру извес(?)ным высказыванием Сопр…тивление бе(з, с)полезно
2. После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года в русском языке стали появляться новые личные имена, в том числе Марлен, Владлен, Вилор, Нинель, Даздраперма. Что они означали?
3. На рубеже XIX-XX вв. писал в одном из писем:
«Если бы от меня зависело, я бы устранил и ять, и фиту (дурацкая буква), и ижицу, и «i». Эти буквы мешают только школьному делу. и составляют совершенно излишнее украшение нашей грамматики».
Напишите буквы, названные в тексте, и объясните, почему они мешали «школьному делу». В каком году сбылось желание писателя устранить это «излишнее украшение»?
4. В русском языке есть такие фразеологические выражения, как пуганая ворона и стреляный воробей. Что общего и различного в их значениях?
5. а) Каково наибольшее число причастий, образуемых от одного глагола? _______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Почему не от всех глаголов можно образовать все формы причастий? Какие морфологические признаки глаголов препятствуют образованию отдельных форм? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры.
6. Какое средство выразительности использовано в данных примерах? Дайте его определение, назовите функции, приведите другие примеры употребления этой фигуры речи.
Мы любим все – и жар холодных числ,
И дар божественных видений…
Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг…
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.
Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
7. Раскройте значения выражения глас вопиющего в пустыне. Каково его происхождение? Есть ли связь между существительными глас и глаз? Если есть, то в чём, на ваш взгляд, она заключается?
Сугроб, сустав, суровый, сутолока, сумятица, сумасшедший, сумка, суеверие, супруг, сутки.
9. Найдите в каждой паре предложений слова, которые состоят из одних и тех же звуков.
2) Лещ лежал в сырой траве между плетей ежевики. – Неуклюжие постройки клетки… лепились к домам, сходясь вверху черепичными крышами так близко, что от неба оставалась лишь узкая щель, и на улице, даже днем, было темно.
3) И тут краб каким-то незаметным боковым, чисто крабьим движением вильнул вбок, где лежала большая плоская зелено-белая глыба. – Кабинет был огромный, чистый, светлый, с высокими окнами на детский парк.
10. писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск». Раскройте смысл высказывания писателя.
1. Бессмысленное бездействие безыглого ежа
Безыглый ёж затеял безыскусную игру со своей бесчестной падчерицей. Престарелый ёж, экс-чемпион по подтягиванию, исступлённо уставившись на шахматную доску, сделал гроссмейстерский ход. Не обращая внимания на столь чрезвычайное происшествие, падчерица предложила сдаться без промедления, чтобы сберечь здоровье. Ежиха подытожила игру известным высказыванием: «Сопротивление бесполезно!»
Безыскусный – незатейливый, простой.
Исступлённо – в состоянии исступления, взволнованно, возбуждённо.
Орфография и пунктуация: 10 баллов (каждая ошибка – минус 0,5 балла)
Толкование слов: по 2 балла за каждое слово
2. В современном русском языке не обозначают звуков буквы ь, ъ. Буква ъ выполняет функцию разделительного знака (объект). Буква ь используется как в качестве разделительного знака (вьюн), так и для обозначения мягкости предшествующих согласных (конь).
3. 1) Оконный, Мёртвый, полдневный – относительные прилагательные.
Сырой, тёплый – качественные прилагательные.
2) Волчья (мгла) – переход притяжательного прилагательного в разряд качественных. Значение: серовато-тёмная, страшная.
Изумрудный (лес) – переход относительного прилагательного в качественное. Значение: ярко-зелёный, сверкающий.
Жемчужная (краса) – переход относительного прилагательного в качественное. Значение: сияющая.
Пепельные (грани) – переход относительного прилагательного в качественное. Значение: седовато-серые.
Первое задание – по 1 баллу за каждое слово, второе – по 2 балла. Всего 13 баллов
4. В этой фразе рядом стоят девять гласных букв, но не звуков: буквы е, ё, ю передают сочетания с согласным [j`].
5. До реформы русской графики гг. буквы русского алфавита имели отличные от современных названия. Татьяна Ларина подписала своё письмо так: «твердо» (Т), «люди» (Л).
6. Среди этих слов нет ни одного исконно русского.
7. 1) Будет и на нашей улице праздник
3) Ездить в Тулу со своим самоваром
4) Хорошо там, где нас нет
5) Лучше синица в руках, чем журавль в небе
6) Беречь как зеницу ока и т. п.
7) Когда рак на горе свистнет и т. п.
По 1 баллу за каждый фразеологический синоним
Планетарий, помещичий, санаторий, верблюжий, сценарий, гений – нулевое окончание.
Слово ворота обозначает вход с поворачивающимися створками.
8 баллов за верный выбор слов + 7 баллов за обоснование. Всего 15 баллов.
10. Оценивается содержательная глубина ответа, аргументированность, выразительность речи.
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
1. Бессмысленное бездействие безыглого ежа
Безыглый ёж затеял безыскусную игру со своей бесчестной падчерицей. Престарелый ёж, экс-чемпион по подтягиванию, исступлённо уставившись на шахматную доску, сделал гроссмейстерский ход. Не обращая внимания на столь чрезвычайное происшествие, падчерица предложила сдаться без промедления, чтобы сберечь здоровье. Ежиха подытожила игру известным высказыванием: «Сопротивление бесполезно!»
Безыскусный – незатейливый, простой.
Исступлённо – в состоянии исступления, взволнованно, возбуждённо.
Орфография и пунктуация: 10 баллов (каждая ошибка – минус 0,5 балла)
Толкование слов: по 2 балла за каждое слово
2. Антонимы к слову зелёный:
1) зрелый, спелый (зелёное яблоко – спелое яблоко),
2) опытный (зелёный юнец – опытный человек).
По 5 баллов за каждое значение. Всего 10 баллов.
3. Кипущий (верные варианты – кипящий, кипучий), балованый (верный вариант – балованный), придущий (не образуется форма будущего времени), падаемый (от непереходных глаголов не образуется страдательное причастие), оторвущий (не образуется форма будущего времени), обгрызанный (верный вариант – обгрызенный).
По 1,5 балла за каждое слово. Всего 9 баллов.
4. Гераклов труд – работа, требующая нечеловеческих усилий.
Ахиллесова пята – слабое, уязвимое место.
Авгиевы конюшни – беспорядок, запущенность.
Тришкин кафтан – непродуманное устранение одних недостатков, которое влечёт за собой появление других.
Валаамова ослица – молчаливый человек, неожиданно заговоривший и произнесший глупость.
Дамоклов меч – постоянная угроза, опасность.
Вавилонское столпотворение – беспорядок, неразбериха.
Филькина грамота – безграмотно составленный или не имеющий юридической силы документ.
Гордиев узел – проблема, сложная задача.
Иерихонская труба – громкий, трубный голос.
Танталовы муки – невыносимые страдания от сознания близости желанной цели и невозможности её достичь.
Прокрустово ложе – искусственная мерка, не соответствующая сущности явления.
По 1 баллу за правильно названный и истолкованный фразеологизм.
5. 1. Домишко (существительное мужского рода).
2. Соусник (неодушевлённое существительное).
3. Салями (существительное женского рода).
4. Пари (несклоняемое существительное).
5. Актриса (существительное женского рода).
По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего 5 баллов.
6. Имена давали по святцам, где 170 раз в году встречалось имя святого Иоанна.
7. Речь идёт о перифразе (от греческого periphrasis – иносказание). Это замена понятия описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо явления.
«Брега Невы» – Санкт-Петербург, «унылая пора, очей очарованье» – осень,
«дневное светило» – солнце, «прилетит Морфей» – захочется спать.
Термин и его определение – 2 балла,
анализ примеров – по 1 баллу,
дополнительные примеры – по 0,5 балла.
8. В данных примерах отражено не соответствующее современной литературной норме употребление деепричастного оборота. Однако в XVIII-XIX вв. это явление было широко распространено в книжной речи.
9. а) Твердый согласный перед Е произносится в словах: детектив, кабаре, фонема, артерия, тенденция, бизнес, компьютер, декольте, темп, коттедж, индекс, бартер, рейтинг. Мягкий согласный произносится перед Е в словах: термин, крем, шинель, музей, тенор, кофе, академия. Варианты произношения (твердый и мягкий) допустимы в словах: декан, экспресс, сессия.
б) Буква Э употребляется в следующих случаях: 1) в абсолютном начале слов, подавляющая часть которых относится к заимствованиям (этаж, эксплуатация, энергия), а также после приставок, осложняющих заимствованные слова (сэкономить), или первой части сложного слова (бромэтил); 2) после гласных (кроме и) в иноязычных словах (поэт, алоэ, силуэт, но диета).
Первое задание – 5 баллов,
второе задание – 5 баллов.
10. Оценивается содержательная глубина ответа, аргументированность, выразительность речи.
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
1. Бессмысленное бездействие безыглого ежа
Безыглый ёж затеял безыскусную игру со своей бесчестной падчерицей. Престарелый ёж, экс-чемпион по подтягиванию, исступлённо уставившись на шахматную доску, сделал гроссмейстерский ход. Не обращая внимания на столь чрезвычайное происшествие, падчерица предложила сдаться без промедления, чтобы сберечь здоровье. Ежиха подытожила игру известным высказыванием: «Сопротивление бесполезно!»
Безыскусный – незатейливый, простой.
Исступлённо – в состоянии исступления, взволнованно, возбуждённо.
Орфография и пунктуация: 10 баллов (каждая ошибка – минус 0,5 балла)
Толкование слов: по 2 балла за каждое слово
2. Имя Марлен возникло как сокращение «Маркс, Ленин», Владлен – «Владимир Ленин», Вилор – «Владимир Ильич Ленин, организатор революции», Нинель – «Ленин» (прочитанное в обратном порядке, справа налево), Даздраперма – «Да здравствует Первое Мая!»
По 2 балла за каждое слово. Всего 10 баллов
3. Чеховым буквы были устранены из алфавита реформой гг. Эти буквы затрудняли правописание, так как были дублетными: «дурацкая буква» фита обозначала тот же самый звук, что и Ф. Буква ижица и i совпадали по звуковому значению с буквой И, а ять – с буквой Е.
4. Оба фразеологических выражения употребляются по отношению к человеку, который прошёл через какие-то жизненные испытания. Однако в результате этих испытаний один человек стал боязливым и осторожным (его называют пуганой вороной), а другой закалился и приобрёл опыт (стреляный воробей).
5. Максимальное число причастий, образуемых от одного глагола – 4. От глаголов совершенного вида невозможно образование форм настоящего времени и, соответственно, причастий настоящего времени. От непереходных глаголов нельзя образовать страдательные причастия.
Первый вопрос – 1 балл, второй – 6 баллов.
6. Речь идёт об оксюмороне (греч. – «острая глупость») – нарочитом сочетании противоречивых понятий. Основные функции: указание на противоречие между названием предмета и его сущностью, между традиционной оценкой предмета и его подлинной значимостью; передача динамики мышления и бытия.
Термин и его определение – 2 балла,
анализ функций – 2 балла,
дополнительные примеры – по 0,5 балла.
7. Глас (голос) вопиющего в пустыне – напрасный призыв к чему-либо, остающийся без внимания, без ответа.
Как передают библейские сказания, один из древнееврейских пророков взывал из пустыни к израильтянам приготовить путь богу: проложить в степи дороги, сделать так, чтобы горы понизились, долы наполнились, а кривизна и неровности выпрямились. Однако призывы не были услышаны.
Между существительными глас и глаз есть связь только с точки зрения их произношения: это омофоны.
По 2 балла за каждое слово.
9. 1) тощ – счет; 2) лещ – щель; 3) краб – парк. Слова состоят из одних и тех же звуков, но различаются их последовательностью.
10. Оценивается содержательная глубина ответа, аргументированность, выразительность речи.
Крылышко домишко пальтишко полюшко что лишнее
Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
1 вариант
1. Расставьте ударения в следующих словах:
августовский, генезис, коклюш, мышление, оптовый, туфля, украинский, фортель, щавель, эксперт.
2. А. Определите грамматический род аббревиатур:
Б. Поставьте слова в форму родительного падежа множественного числа:
сандалии, лимоны, щупальца, блюдца, сапоги.
3. А. Объясните значение заимствований:
аншлаг, диссидент, толерантный.
Б. Объясните значение фразеологизмов:
авгиевы конюшни; притча во языцех.
4. Поставьте следующие словосочетания в форму родительного, творительного и предложного падежей:
84 лошади; 6821 год.
5. Найдите среди приведенных ниже словосочетаний ошибочные, сделайте необходимые исправления.
Понимать существо происходящего, эффектное управление производством, подписать контакт, отвечать за свои поступки, игральный автомат, игровое поле.
Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
1. Расставьте ударения в следующих словах:
арахис, дефис, диспансер, еретик, злоба, зубчатый, козырной, колледж, корысть, ремень.
2. А. Определите грамматический род слов:
иваси, портмоне, шимпанзе.
Б. Поставьте слова в форму именительного падежа множественного числа:
бухгалтер, ветер, директор, профессор, трюфель.
3. А. Объясните значение заимствований:
беллетристика, импозантный, конъюнктура.
Б. Объясните значение фразеологизмов:
книга за семью печатями; буря в стакане воды.
4. Поставьте следующие словосочетания в форму родительного, творительного и предложного падежей:
58 лезвий; 9 874 шарфа.
5. Определите лексические значения выделенных слов.
A. Кирила Петрович с гордым смирением поклонился в землю, когда дьякон громогласно упомянул и о зиждителе храма сего. А. С. Пушкин. Дубровский.
Б. Первое, что поразило его при входе в переднюю, был запах пачули, тут же стояли какие-то высокие сундучки и баулы. И. С. Тургенев. Дворянское гнездо.
B. И кровь широкими струями на чепраке его видна. М. Ю. Лемонтов. Демон.
Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Вариант 3.
1. Расставьте ударения в следующих словах:
тирания, шрифта (род. п. от шрифт), гофрированный, танцовщица, догмат, прибыла (прош. вр., ед.ч., ж.р. от прибыть), форум, ходатайствовать, осведомить, пористый.
эполеты, якуты, яблоки, розги, щупальца.
4 А. Объясните значение заимствований:
андеграунд, легитимный, электорат.
Б. Объясните значение фразеологизмов:
курить фимиам; прописать ижицу.
5. Поставьте следующие словосочетания в форму родительного, творительного и предложного падежей:
49 ночей; 5539 линия.
Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Вариант 4.
1. Расставьте ударения в следующих словах:
дьяволица, коммивояжер, аналог, пломбированный, степеней (мн.ч., род.п. от степень), отбывший, поутру, исподнизу, бомбардировать, высококвалифицированный.
Б. Вавилонское столпотворение.
3. Поставьте слова в форму родительного падежа множественного числа:
кеды, клешни, барышни, солдаты, кладбища.
4. Определите значения заимствованных слов:
автоклав, генезис, мессия, утилитарный, экспансия.
Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине
«Русский язык и культура речи»
Вариант 5.
1.. Расставьте ударения в следующих словах:
медикаменты, эксперт, перчить, ржаветь, созыв.
2.. Определите значения заимствованных слов:
крах, кредит, секьюрити, теолог, трюизм.
туфли, грузины, помидоры, сакли, блюдца.
5.Употребите числительные в форме Р.п., Т. п, П.п.
599 рва..ых кожа..ых п..рчаток, 7о53 выброше..ых к..нтейнера.
Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине
«Русский язык и культура речи»
Вариант 6.
1.Расставьте ударения в следующих словах:
корысть, соболезнование, квартал, средства, красивее.
2. Определите значения заимствованных слов:
бенефис, канцлер, плеяда, лапидарный, цуг.
3. Объясните смысл следующих устойчивых выражений.
А. От альфы до омеги. Б. Снять стружку.
5. Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа:
ботинки, башкиры, баклажаны, кочерги, колья.
Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
1. Расставьте ударения в следующих словах:
приговор, статуя, языковое явление, обеспечение, чистильщик.
2. Определите значения заимствованных слов:
чулки, англичане, колесики, ботфорты, мокасины.
5.Употребите числительные в форме Р.п., Т. п, П.п.
599 рва..ых кожа..ых п..рчаток, 7053 выброше..ых к..нтейнера.
Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
1. Расставьте ударения в следующих словах:
кренить, приторможенный, вербовщик, втридешева, добела.
2.. Определите значения заимствованных слов:
3. А. Определите грамматический род аббревиатур:
Б. Поставьте слова в форму родительного падежа множественного числа:
погоны, амперы, цыгане, кухни, воскресенья.
4. А. Объясните значение заимствований:
бестселлер, реферат, саммит.
Б. Объясните значение фразеологизмов:
питаться пищей святого Антония; внести лепту.
5. Поставьте следующие словосочетания в форму родительного, творительного и предложного падежей:
1,5 яблока; 2367 вагон.
Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
2. Определите значения заимствованных слов:
водевиль, гиль, каламбур, маргинал, фуршет.
3. Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа:
погоны, узбеки, томаты, няни, одеяльца.
1,5 яблока; 2367 вагон.
Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Вариант 10.
1. Расставьте ударения в следующих словах:
береста, нарочитый, овен, ракушка, плато.
2. А. Определите грамматический род аббревиатур:
Б. Поставьте слова в форму именительного падежа единственного числа:
зразы, гренки, гетры, тапки, куры.
3. А. Объясните значение заимствований:
альянс, импичмент, эксклюзивный.
Б. Объясните значение фразеологизмов:
перековать мечи на орала; глас вопиющего в пустыне.
4. Исправьте ошибки в словоупотреблении.
1. Кондуктор предложил пассажирам оплатить за проезд.
5. Поставьте следующие словосочетания в форму родительного, творительного и предложного падежей:
Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Вариант 11.
1. Расставьте ударения в следующих словах:
вечеря, инсульт, кредитор, [анализ] крови, ломота, медикаменты, процент, украинский, фетиш, эпилог.
2. А. Определите грамматический род слов:
суахили, эму, пенсне.
Б. Поставьте слова в форму именительного падежа множественного числа:
бок, джемпер, договор, инженер, парус.
3. А. Объясните значение заимствований:
апогей, апология, коллизия.
Б. Объясните значение фразеологизмов:
буриданов осёл, квасной патриотизм.
4. Исправьте ошибки в словоупотреблении.
.1. Личностный состав фирмы был отправлен в бессрочный отпуск.
91 семя; 5 953 весла.
Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Вариант 12.
1. Расставьте ударения в следующих словах:
алкоголь, алфавит, гастрономия, добыча, исчерпать, мусоропровод, пепелище, столяр, феномен.
2.. Определите грамматический род слов:
атташе, какаду, староста.
3. Определите лексическое значение выделенных слов.
А. Увидели ляхи, что плохо наконец приходит, выкинули хоругвь и закричали отворять городские ворота. Н. В. Гоголь. Тарас Бульба.
Б. «А смею спросить, — продолжал он, — зачем изволили вы перейти из гвардии в гарнизон?» Я отвечал, что такова была воля начальства, и чаятельно, за неприличные гвардии офицеру поступки. А. С. Пушкин. Капитанская дочка.
В. Тогда пришел к нему чернец с увещевапьем и мольбой. М. Ю. Лермонтов. Мцыри.
4. Найдите среди приведенных ниже словосочетаний ошибочные, сделайте необходимые исправления.
Сыскать уважение, снискать ключ, снискать средства к жизни, сыскать дорогу домой, одеть шляпу, предоставить в дирекцию отчет, водяные растения.
5. Поставьте следующие словосочетания в форму родительного, творительного и предложного падежей:
91 семя; 5 953 весла.
Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Вариант 13.
1. Расставьте ударения в словах:
баловать, воздухопровод, втридорога, газопровод, генезис, движимый, добыча, закупорить, завсегдатай, каталог, кожанка, красивее, мальчиковый, нефтепровод, оптовый, перчить, путепровод, средства, трубопровод, ягодица.
2. Определите лексические значения выделенных слов.
А. И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, помещичьи рыдваны. Н. В. Гоголь. Мертвые души.
Б. А кстати, вот князь Петр Ильич, княгиня и с княжнами. А. С. Грибоедов Горе от ума.
В. На куртаге ему случилось обступиться: // Упал, да так, что чуть затылка не пришиб. А. С. Грибоедов. Горе от ума.
3. Найдите среди приведенных ниже словосочетаний ошибочные, сделайте необходимые исправления.
Буднее платье, будничный вечер, снискать средства к жизни, сыскать дорогу домой, надеть пальто, оплатить за проезд, демонстративный зал.
4. В каких случаях пишется и произносится е, а в каких ё?
Филер, гренадер, ксендз, опека, маневр.
5. Вставьте пропущенные буквы; запишите числительные
словами:
думать о 5 673 подли. ых шедеврах; распрощаться с 698 слома. ыми станками; у нас нет 9 653 ветр. ых мельниц.
Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
1. Расставьте ударения в словах:
атлас (ткань), баловать, баллотировать, втридешева, вояжер, газопровод, движимый, жалюзи, заржаветь, завсегдатай, кожанка, красивее, мусоропровод, заснеженный, нефтепровод, оптовый, перчить, средства, трубопровод, языковая (колбаса).
2.. Определите лексические значения выделенных слов.
А. Ах, Алексей Александрович, ради Богат, не будем делать рекриминаций! Что прошло, то прошло. Л. Н. Толстой. Анна Каренина.
Б. Нужно тебе знать, что он мошенник, и в его лавке ничего нельзя брать. но зато уж если вытащит из дальней комнатки. какую-нибудь бутылочку, ну просто, брат, находишься в эмпиреях. Н. В. Гоголь. Мертвые души.
В. Ни словечка про это не вымолвила, хоть бы взглянула, а взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок, накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом, к стене. Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание.
3. Определите, по какому признаку объединены слова, найдите «лишнее» слово.
Рагу, бра, купе, леди, такси.
Салями, какао, лобби, резюме.
Коммюнике, шимпанзе, кенгуру, кофе.
Сани, салями, сливки, тиски.
Запевала, плакса, актриса, сирота.
Гололедица, опека, афера, безнадежный, маневры.
Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
1. Расставьте ударения в словах:
аргумент, баловать, блудница, бочковый, вертел (сущ.), газопровод, движимый, добыча, жалюзи, заржаветь, завитый, завсегдатай, кашлянуть, красивее, мусоропровод, кедровый, нефтепровод, оптовый, перчить.
2. Определите лексическое значение выделенных слов.
А. «Этого только недоставало», — перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. Л. Н. Толстой. Война и мир.
Б. Швабрин переменился в лице. «Это тебе такие пройдет,— сказал он, стиснув мне руку. — Вы мне дадите сатисфакцию», А. С. Пушкин. Капитанская дочка.
В. К дочери найми девку из слободы – учить политесу и танцам. А.Толстой Петр Первый.
3. Исправьте ошибки в словоупотреблении.
4. Как произносится сочетание ЧН в следующих словах?
Сердечный, горчичник, скучно, троечник, яичница.
5. Вставьте пропущенные буквы; запишите числительные
словами:
думать о 5 673 подли. ых шедеврах; распрощаться с 698 слома. ыми станками; у нас нет 9 653 ветр. ых мельниц.
Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Вариант 16.
1. Расставьте ударения в словах:
августовский, арахис, дефис, Кухонный, иконопись, кремень, молох, мусоропровод, христианин, опошление, щавель, диоптрия, коклюш, кредитор, ломота, обеспечение, путепровод, сосредоточение, фетиш, эксперт, вечеря, газопровод, генезис, диспансер.
2. Определите лексическое значение выделенных слов.
А, И хлебник, немец аккуратный, в бумажном колпаке, не раз // Уж отворял свой васисдас.
А. С. Пушкин. Евгений Онегин.
Б. Хлестаков. Вздор — отдохнуть. Извольте, я готов отдохнуть. Завтрак у вас, господа, хорош. Ядоволен, ядоволен. (С декламацией.) Лабардан! лабардан! Н. В. Гоголь. Ревизор.
В. Князь Ипполит торопливо надел свой редингот. Л. Н. Толстой. Война и мир.
3. Вставьте пропущенные буквы. Употребите выделенное словосочетание в форме родительного, творительного и предложного падежей.
407 полотня. ых платков; 287 по держа. ых автомобилей;
1306 соломе. ых шляпок; 3005 грамм(ов) свежемороже. ыхягод; 550 подстрел. ых уток.
4. Найдите среди приведенных ниже словосочетаний ошибочные, сделайте необходимые исправления.
Лесистая чащоба, цивильное государство, редакторская правка, оплатить проезд, уплатить за проезд, сыскать уважение, буднее платье.
Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине
«Русский язык и культура речи»
1. А. Расставьте ударения в словах:
пройма, завитый, грейпфрут, девичий, жерло, лоскут, рефлексия, комкать, недопитый, дотла, шабаш, бронировать (покрывать броней), блага (мн. число от благо), долбишь, углубить.
Б. Обозначьте правильный вариант произнесения слова: [‘э] или [э]?
Артерия, патент, патетика, паштет, шинель.
3. Определив, по какому признаку объединены слова, вычеркните «лишнее» слово.
Тиски, брюки, кепи, литавры.
Выпь, неясыть, коростель, форель.
Дискуссионный, вагонный, сессионный, оккупационный.
Дорога, дорожный, дорожка, дорогой.
Стираный, кожаный, драный, путаный.
4. Вставьте пропущенные буквы. Употребите выделенное словосочетание в форме родительного, творительного и предложного падежей.
640 оловя. ых солдатиков; полтора серебря. ых слитка; 490 жже. ых дощечек; 780 чита. ых книг; 256 нежда. ых гостей.
5. Найдите среди приведенных ниже словосочетаний ошибочные, сделайте необходимые исправления.
Абонентская плата, изобретательское состязание, одеть пальто, глубинный взгляд, домовая мышь, домовитая книга, сыскать уважение.
Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
1. Расставьте ударения в словах:
диспансер, газопровод, гамбит, начерпать, наголо (о стрижке).
Штаны, сени, носилки, иваси.
Манго, пальто, жабо, эсперанто.
Форменный, пламенный, величественный, хозяйственный.
Званый, ломаный, рваный, песчаный.
Трущоба, сдоба, проба, стыдоба.
5. Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа:
гусар, гнездовье, башкир, грузин, лезгин, осетин, румын, солдат, турок.
Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Вариант 19.
1. Расставьте ударения в словах:
добыча, кулинария, кормленый, звонит, иконопись.
2. Определите лексическое значение выделенных слов.
Ралли, кандалы, мемуары, пожитки.
Барокко, торнадо, банджо, контральто.
Утренний, высоченный, множественный, семенной.
Сеяный, жестяной, конопляный, дровяной.
Подванивать, вонючий, звонок, обоняние.
4. Вставьте пропущенные буквы; запишите числительные
словами:
думать о 853 ране. ых в Чечне бойцах; познакомиться с 4 939 зачисле. ыми студентами; у нас нет 8 433 беше. ых собак.
1. Расставьте ударения в следующих словах:
апостроф, бюрократия, документ, жалюзи, зубчатый, испокон, колледж, корысть, постфикс, соглядатай.
Сани, гусли, ясли, мартини.
Картофель, вуаль, нашатырь, толь.
Казенный, клюквенный, обеденный, фирменный.
Торфяной, глиняный, стреляный, ледяной.
Баранина, витрина, телятина, курятина.
5. Найдите среди приведенных ниже словосочетаний ошибочные, сделайте необходимые исправления.
Демонстративный материал, методологическая литература, оборонительный рубеж, отрывной календарь, оплатить за проезд, выразить признание.
Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
1. Вставьте ударения в следующих словах:
августовский, атомный, валовой, газопровод, доцент, козырной, ломоть, перчить, приобретение, факсимиле.
2. Определите лексическое значение выделенных слов.
\) Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Н. В. Гоголь. Ревизор.
2) Самое довольное расположение сопровождало его во все время одевания: надевая подтяжки или повязывая галстук, он расшаркивался и кланялся с особенною ловкостью и хотя никогда не танцевал, но сделал антраша. Н. В. Гоголь. Мертвые души.
Засудят об делах, что слово — приговор, —
Ведь столбовые все, в ус никого не дуют;
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто подслушал их. беда!
А. С. Грибоедов. Горе от ума.
3. Определив, по какому признаку объединены слова, вычеркните «лишнее» слово.
Крылышко, домишко, пальтишко, полюшко.
Виски, куантро, мартини, вино.
Соусник, взрывник, призывник, баловник.
Устрашение, страхование, междустрочный, застращать.
Расхвалить, разорвать, расизм, разбой.
4. Вставьте пропущенные буквы; запишите числительные словами:
найти 4 787 рва. ых в клочья страниц; купить 579 вагонов свежемороже. ой рыбы; любоваться 4 789 исти. ыми бриллиантами.
Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Вариант22.
1. Расставьте ударения в следующих словах:
бряцанье, догмат, досуг, изыск, розан, квартал, квашенье, пихта, подключится, пуловер.
2. Определите лексическое значение выделенных слов.
1) После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает наверное, убежден ли он в чем или нет. и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.
2) Подалее от этих хватов,
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горе горевать,
За пяльцами сидеть, за святцами зевать.
А. С. Грибоедов. Горе от ума.
3) — О баловень, сибарит! — говорил Волков, глядя, куда бы положить шляпу, и, видя везде пыль, не положил никуда; раздвинул обе полы фрака, чтобы сесть, но, посмотрев внимательно на кресло, остался на ногах. И. А. Гончаров.
3. Определив, по какому признаку объединены слова, вычеркните «лишнее» слово.
Умишко, носишко, бельишко, голосишко.
Шасси, клещи, носилки, пассатижи.
Соло, сопрано, село, бистро.
Засолить, солоноватый, посольство, пересаливать.
Здоровяк,дьяк, червяк, босяк.
4. Вставьте пропущенные буквы; запишите числительные
словами:
беспокоиться о 5 783 наполне. ых ведрах; отправить 468 праздничных открыток; гордиться 9 872 выраще. ыми деревьями.
5. Найдите среди приведенных ниже словосочетаний ошибочные, сделайте необходимые исправления.
Приметливый знак, приметный жест, артистичная деятельность, уплатить за проезд, оплатить счет, оплатить по счету, оплатить за покупку.
Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Вариант 23
1. Расставьте ударения в словах:
буксировать, заплесневеть, мытарство, нефтепровод, нормировать.
2. Определите лексические значения выделенных слов.
А. Войска остановились под Ольмюцем, и хорошо снабженные маркитанты, предлагая всякого рода соблазны, наполняли лагерь. Л. Н. Толстой. Война и мир.
Б. Гостинодворцы уже снимали с дверей замки, вывешивали на шестах товары. А. Толстой. Петр Первый.
В. Во всем, что ни говорит мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью. В. Г. Белинский. Стихотворения М. Лермонтова.
3. Дайте развернутое определение терминов (с примерами).
Лексическое значение, фразеологизм, морфема.
4. Найдите среди приведенных ниже словосочетаний ошибочные, сделайте необходимые исправления.
Предоставить квартиру, артистическая натура, дефективный ботинок, уплатить за проезд, водяные растения, технический боксер, редакторская правка.
От меня ушли четыре жены, потому что я по ошибке принимал их за свою мать. Кэри Грант
ещё >>