Кружок мукосолька что это
Рабочая программа кружка по тестопластике «Мукосолька» в старшей группе
Рабочая программа кружка
«Мукосолька»
Воспитатель: Ю. В Князева
Режим работы кружка
Неделя День Время Кол-во детей возраст
План образовательной деятельности
Основное направление: Художественно-эстетическое развитие.
Образовательная область: Художественное творчество.
НОД: Безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, художественное творчество.
Цель кружковой деятельности:
Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.
Задачи кружковой работы:
— Способствовать овладению основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
— формировать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
— содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству;
— обогатить предметно – развивающую среду группы.
Программа кружка по лепке из соленого теста.
С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.
Программа разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования от рождения до школы под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Основным направлением в работе кружка является художественно-эстетическое развитие.Образовательная область: художественное творчество, труд.
Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.
Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них можно выделить основные, наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Выполненная поделка стимулирует детей к игровым действиям с ней.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания старших дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.
Лепить можно из глины, пластилина, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, я предпочла бы в работе с детьми использовать соленое тесто. Т. к. дети уже имели возможность работать с пластилином и глиной в детском саду, то освоить приемы лепки из соленого теста им будет не сложно.
Материалы для занятий включают: авторскую разработку Халезовой Н. Б. Декоративная лепка в детском саду под ред. М. Б. Халезовой-Зацепиной,2008г., Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 4-5 лет Лыковой И. А.,различные дополнительные источники: Рубцова Е. В. Фантазии из соленого теста, 2009., Хананова И. Н. Соленое тесто. М., 2006г. Хоменко В. А. Соленое тесто: шаг за шагом.
Преимущества соленого теста:
Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.
Легко отмывается и не оставляет следов.
Безопасно при попадании в рот.
Не липнет к рукам при лепке.
Можно сушить на воздухе.
Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.
С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.
Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.
Развитию мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости необходимо уделять особое внимание. И необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.
1.«Что мы умеем и любим рисовать»
Программные задачи: изучение интересов и возможностей детей в лепке.
Программные задачи: учить детей лепить корзинку конструктивным способом (донышко из шарика, стенки корзинки из жгутов, ручку сплетаем из длинного жгутика). Развивать творчество детей, эстетический вкус, аккуратность. Добиваться выразительной формы.
1. Декоративная тарелка
Программные задачи: учить детей лепить декоративные тарелки, используя приёмы раскатывания между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивания краёв. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
Программные задачи: учить детей лепить чайный сервиз конструктивным методом. Развивать у детей эстетическое восприятие формы, учить передавать форму посуды, лепить полые формы, с помощью стеки наносить узор на поверхность предмета. Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение, общую ручную умелость.
Программные задачи: совершенствовать технику раскатывания небольшого комка теста продольными движениями ладоней. Показать возможность изменения полученной формы сплющиванием и закручиванием; поддерживать интерес к поиску способов дополнения (рожки, глазки). Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику рук.
Программные задачи:продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощение фигурки рыбок, учить прикреплять к основе, украшать налепами, ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм. Развивать способности, совершенствовать умение оформлять поделки пятнами, точками, чешуёй. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
Программные задачи: познакомить детей с несколькими приёмами лепки зайца. Вызвать желание отразить образы зайца в лепке. Учить контролировать свои действия при передачи пропорций фигуры животного. Воспитывать любовь к животным.
Программные задачи: учить детей лепить ёлочку модульным способом. Шарики расплющивать в диски по определённому размеру. Накладывать диски поочерёдно (от большого к маленькому). Воспитывать у детей любовь к окружающей природе, передавать красоту ёлочки. Добиваться выразительной формы.
1. Кувшин для цветов
Программные задачи: вызвать у детей интерес к лепке посуды, образам, учить передавать их в лепке, используя полученные умения (лепить из целого куска, украшать детали посуды). Развивать творчество детей, эстетический вкус, аккуратность.
Программные задачи: закреплять умение лепить из целого куска, правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плавность, делить целое на части, соединять элементы между собой. Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение
Программные задачи: продолжать знакомить детей с фруктами. Продолжать знакомить детей с новым приёмом лепкипластелинографией. Учить передавать форму и характерные особенности яблока из сказки.Формировать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление.
Программные задачи: учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки. Побуждать к самостоятельному поиску приёмов декоративного украшения.
Программные задачи: воспитывать у детей интерес к природе. Учить передавать строение дерева. Уметь следовать по схеме.
2.«Загадки и отгадки»
Программные задачи: учить детей создавать образ как отгадку загадки без наглядного подкрепления. Развивать воображение, формировать умение планировать свою работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
Программные задачи:продолжать освоение техники рельефной лепки: создавать уплощённые фигуры цветов, украшать налепами и рисунками. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
Программные задачи: учить лепить из солёного теста разные формы, передавать особенности. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, выращивающих большой урожай ягод. Повышать сенсорную чувствительность, развивать умение предвидеть результат, достигать его.
Отчет по работе кружка «Юные чародеи» Отчет по работе кружка «Юные чародеи» Ответственная: Ярмоленко С. Б. Возраст детей: подготовительная группа Количество детей: 14 человек.
Занятие кружка «Мукосолька» в средней группе детского сада «Сказка» Дорогие коллеги! Позвольте мне представить фотоотчет одного из занятий нашего кружка по тестопластики » Мукосолька», в средней группе.
Рабочая программа кружка по тестопластике «Мукосолька» (для детей 5–7 лет)
Мария Романенок
Рабочая программа кружка по тестопластике «Мукосолька» (для детей 5–7 лет)
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует у детей эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. Самые любимые занятия дошкольников – это лепка и рисование. Сначала дети познают мир чувственным образом, затем мир раскрывается на листе бумаги в процессе рисования.
Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий, развивает ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамическими. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.
Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему,что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет тестопластика.
• на занятиях в кружках дети учатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты;
• создание трехмерных объектов развивает пространственное мышление;
• во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика;
• в подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы, фактуры и т. д. ;
• получив и освоив начальные навыки, ребенок готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого замечательно развивается фантазия;
• при организации кружковой работы ребенок выполняет только то, что ему по силам;
• заинтересованный в конечном результате ребенок гораздо легче учится усидчивости и концентрации, чем при выполнении неинтересных ему заданий;
• свободное общение во время занятий в кружке дает предпосылки к коллективному творчеству;
• само по себе тесто является теплым, экологичным и доступным материалом.
Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей через овладение способами создания творческих лепных работ из солёного теста.
Краткая характеристика программы
Программа кружка подготовлена для работы с детьми младшего дошкольного возраста. На кружок отбираются дети по результатам проведенной диагностики, т. е. дети, имеющие высокий уровень по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Художественное творчество».
Срок реализации программы: с 1 октября по 25 мая.
Возрастная группа: дети 5-7 лет.
• 1 неделя – лепка из соленого теста;
• 2 неделя – раскрашивание поделки.
Форма организации: подгрупповая
Место проведения кружка: групповая комната
В кружке занимаются 10 человек.
Принципы построения программы:
• От простого к сложному.
• Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
• Воспитывающая и развивающая направленность.
• Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
• Активность и самостоятельность.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Сроки реализации: 1 год
Формы работыпо развитию детского творчества:
• Совместная деятельность воспитателя с ребёнком
• Самостоятельная деятельность детей
• Различные виды гимнастик
• Рассматривание иллюстраций, фотографий, картинок
• Чтение сказок, рассказов, стихов
• Раскрашивание гуашью или акварелью готовых работ
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.
Тесто для лепки
Соль – 300 г (1 чашка)
Способы приготовления теста
Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до однородного состояния. Как обычное тесто. Тесто для лепки должно быть довольно крутым.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала:
– методические разработки занятий;
– учебные и методические пособия;
– технологические карты по изготовлению изделий;
Материалы и инструменты:
мука, соль «Экстра», клей ПВА, краски акварельные, гуашь, кисти, ножницы, стеки, подкладные доски, рамки, пищевая фольга, проволока, лак, скалки, формочки, мисочки для теста, ёмкость с водой, зубочистки.
бисер, бусинки, мешковина, ткань.
Ожидаемый результат работы кружка:
• Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
• Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов.
• Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.
• У детей появится устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
• Выставки готовых изделий.
• Пополнение предметно-развивающей среды и оформление групповой комнаты продуктами детского творчества.
• Подарки на праздник родителям.
• Презентация результатов работы кружка на родительском собрании.
Дети освоят следующие приемы лепки:
скатывание прямыми движениями;
скатывание круговыми движениями;
соединение в виде кольца;
защипывание края формы;
лепка из нескольких частей;
лепка из целого куска;
лепка по представлению;
оттягивание части от основной формы;
сглаживание поверхности формы;
вдавливание для получения полой формы;
№ п/п Тема занятия Цели и задачи
1. «Знакомство с солёным тестом» Способы приготовления теста. Инструменты нужные для работы с тестом и правила их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях.
2. «Овощи и фрукты» Учить детей лепить объемные фигуры. Закреплять умение соединять детали с помощью воды. Упражнять в приемах скатывания, сплющивания, вытягивания, использовании стеки и природного материала для украшения поделки; вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета. Закреплять знание фруктов и овощей.
3. Раскрашивание поделки Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
4. «Насекомые» Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста. Учить лепить насекомых, передавая характерные особенности их строения и окраски. Знакомить детей с понятием «симметрия», вырабатывать навыки лепки симметричных деталей. Продолжать учить оформлять работы дополнительными материалами (бусины, зубочистки, кусочки ткани на проволоке). Воспитывать интерес к живой природе.
5. Раскрашивание поделки Продолжать учить расписывать фигуру после просушки. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развивать творческие способности.
6. «Корзинка с фруктами и цветами» Учить детей лепить корзинку. Закреплять умение соединять детали с помощью воды. Развивать творческие способности. Воспитывать аккуратность.
7. Раскрашивание поделки Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Развивать художественно-эстетический вкус.
8. «Хлеб – всему голова!» Учить лепить из теста хлебобулочные изделия. Упражнять в приемах скатывания, сплющивания, вытягивания, использовании стеки. Воспитывать бережное отношение к хлебу, развивать мелкую моторику рук.
9. Раскрашивание поделки Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.
10. «Чайный сервиз» Учить задумывать свою работу, использовать полученные навыки. Учить лепить из теста чашку и блюдце. Развивать творчество и фантазию.
11. Раскрашивание чашки и блюдца по мотивам Гжельской росписи Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Закреплять знания о изделиях народных мастеров. Учить элементам гжельской росписи. Развивать творческие способности.
12. «Новогодняя игрушка» Вызвать интерес к зимней тематике, формировать у детей представление о народных праздниках, их атрибутах. Показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание узора из бусин и бисера, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров. Развивать чувство формы, пропорций. Воспитывать аккуратность.
13. Раскрашивание поделки Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности.
14 «Матрёшки – мои подружки» Закреплять приемы лепки из целого куска, продолжать развивать творчество. Развивать чувство формы, пропорций. Воспитывать аккуратность.
15 Раскрашивание поделки Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Учить расписывать матрёшек.
16 «Дымковская игрушка» Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста. Закреплять приемы лепки из целого куска. Формировать представления о народных промыслах. Развивать творческие способности.
17 Раскрашивание поделки Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Закреплять знания о дымковской игрушке и учить передавать её характерные черты при росписи своих работ.
18 «Мой котик» Продолжать учить лепить из теста фигурку животных, украшать поделку, воспитывать добрые чувства к животным. Учить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
19 Раскрашивание поделки Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено
20 Подарок папе Продолжать учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Воспитывать заботливое отношение к близким, желание сделать им приятное.
21 Раскрашивание поделки Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено
22 Буквы и цифры из теста Продолжать учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Закреплять знания букв.
23 Раскрашивание поделки Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности.
24 «Золотая хохлома» Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста. Закреплять приемы лепки из целого куска. Формировать представления о народных промыслах. Развивать творческие способности.
25 Раскрашивание поделки Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками по мотивам хохломской росписи.
26 Подарок для мамы Продолжать учить раскатывать тесто, вырезать по трафарету, украшать, лепить мелкие детали
27 Раскрашивание поделки Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности.
28 «Пасхальное яйцо» Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Закреплять умение лепить, используя различные приёмы лепки.
29 Раскрашивание поделки Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности.
30 Выставка детских работ. Подведение итогов работы кружка. Организовать мини-музей детских работ. Подвести итоги работы кружка за год. Организовать выставку для родителей и презентацию кружка на родительском собрании.
Критерии оценки знаний, умений и навыков детей
Для выявления степени овладения ребенком навыков в лепке и в росписи изделий из соленого теста предлагается следующая диагностика. Данная диагностика осуществляется педагогом методом наблюдения за практической работой детей на занятиях по тестопластике и росписи изделий. С этой целью разработаны диагностические карты, в которых определены соответствующие критерии и показатели.Оценки по каждому критерию даются по трехбалльной системе: 3 балла соответствуют высокому уровню усвоения программы, 2 – среднему и 1 – низкому.
Уровни усвоения программы
Средний уровень – ребенок в основном владеет основными приемами лепки из соленого теста, но немного искажает форму, строение, пропорции предметов. В росписи изделий допускает небольшие неточности.
В реализации замысла проявляет самостоятельность, творчество, инициативу, получая при этом эстетическое наслаждение от результатов своей деятельности. В процессе работы изредка обращается я за помощью к педагогу. Самостоятельно оценивает результаты своей работы и работы других детей.
Низкий уровень – характеризуется у ребенка желанием лепить и раскрашивать. Но не всегда удается передать в лепке форму, строение, пропорции предметов. Знает названия цветов, но не всегда правильно использует их при раскрашивании. Не владеет приемами работы стеками. Раскрашивает изделия неаккуратно. При реализации замысла творчество проявляется при активном напоминании педагога. В процессе работы часто обращается за помощью.
У каждого ребенка суммируются все баллы по каждому из критериев, а затем высчитывается средний балл. По полученному среднему баллу и определяется уровень умений и навыков каждого ребенка.
• Менее 2 баллов – низкий
• От 2 до 2,5 баллов – средний
1. Авторская разработка Халезовой Н. Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М. Б. Халезовой-Зацепиной. – М., 2008.
2. Зимина Н. В. Шедевры из соленого теста. – М., 2010.
3. Антипова М. А. Учимся лепить из соленого теста. Волщебные поделки своими руками. – Ростов н/Д, 2010.
Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Лесовичок» Подготовила: воспитатель Чумак Е. В. Пояснительная записка В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта.
Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Занимательная математика» Пояснительная записка В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий..
Рабочая программа хореографического кружка «Весёлые горошинки». Календарно-тематический план кружка по ритмике Рабочая программа Кружок «Весёлые горошинки» Для детей 5-6 лет (срок реализации – 1 год) Пояснительная записка Последние годы всё настойчивее.
Рабочая программа кружка по художественно-эстетической направленности «Кукольная мастерская» для детей старшей группы Дата проведения: вторник Время проведения: 16.15-16.55- 1 подгруппа 17.05-17.45- 2 подгруппа Срок проведения: с 1 декабря по 1 мая Возрастная.
Рабочая программа кружка «Развивай-ка» на 2016–2017 уч. года для детей 4–5 лет Рабочая программа кружка «Развивай-ка» на 2016-2017 уч. года для детей 4-5 лет (средняя группа «Ежата») Руководитель кружка Рыбакова Ирина.
Рабочая программа кружка «Сятко» обучению мордовскому (эрзя) языку. (для детей 6–7 лет). Пояснительная записка Изучение мордовского языка в раннем возрасте особенно эффективно, т. к. именно дети дошкольного возраста проявляют.
Рабочая программа кружка «Волшебная флористика» для детей средней группы Пояснительная записка. Искусство создания оригинальных поделок и картин из природного материала сейчас всё чаще называют загадочным словом.
Рабочая программа кукольного кружка Пояснительная записка. Одной из форм приобщения детей к искусству является кукольный кружок. Кукольный театр близок детям. Он создаёт хорошее.
Рабочая программа по тестопластике Пояснительная записка Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный.