Кружок краеведение что это
Программа кружковой деятельности «Краеведение»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа «8 с углубленным изучением иностранных языков»
На заседании кафедры Курирующий заместитель директора
Общественно-нравственного _________/ Никитина М.Д.
Цикла « » _________ 2020 г.
От « »________2020 г.
(первая квалификационная категория)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Краеведение» разработана в соответствии с законом «Об Образовании в РФ», программой внеурочной деятельности, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования, с учебным планом МБОУ «СШ №8» на 2019 – 2020 учебный год.
Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного кружка в систему воспитательной работы школы. В последнее время у обучающихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории.
Кружковая работа позволяет решить целый ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает им импульс к самостоятельной деятельности.
Кружковая работа по краеведению способствует развитию у обучающихся любви к отечеству, к своей земле, родному дому, семье.
Актуальность программы предполагает учет государственного социального заказа, определяется запросам со стороны подрастающего поколения и их родителей. Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами патриотического образования детей, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность патриотического образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов нравственной направленности, формирующих у обучающихся способности, чувство патриотизма, нравственность.
Актуальность данной программы заключается в получении обучающимися возможности раскрыть свои способности как творческой личности каждого ребенка в разных видах деятельности.
Данная образовательная программа разработана с учетом современных педагогических теорий и технологий, возрастных и психофизиологических особенностей подростков.
Особенность и новизна программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она рассчитана на один год изучения программы. Принципиальным отличием программы является воспитательная, патриотическая направленность содержания. Она выражается, прежде всего, в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл традиций нашего народа в различных его проявлениях. Является воспитательная, патриотическая направленность содержания, которая выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл традиций нашего народа в различных его проявлениях
Так же новизна заключается в том, что в основе программы лежит идея использования в обучении собственной активности учащихся, их способности к продуктивному воображению и мышлению, что дает возможность эффективно решать задачу общего развития ребенка, расширяя и углубляя знания, полученные школьниками на уроках в основной школе.
Отличительной особенностью программы является то, что при организации образовательного процесса все педагогические технологии, приёмы, методы работы учитывают тот подход, который облегчает, содействует, способствует, продвигает путь ребёнка к саморазвитию, самоактуализации. Педагогу отводится роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности реализации права каждого ребёнка на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объёме и сложности, что предоставляет всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития.
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что позволяет выстроить индивидуальный план развития каждого учащегося вне зависимости от первоначального уровня их способностей. Такой подход к обучению предусматривает универсальную доступность дополнительной общеобразовательной программы «Краеведение» для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (имеющих заключение ПМПК, разрешающий данный вид деятельности), для детей, проявивших выдающиеся способности, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Данная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краеведение» может быть использована в любом учреждении дополнительного образования и адаптирована под кадровые и материальные ресурсы учреждения. Объектом реализации программы может являться как учащиеся муниципального центра, так и удаленного сельского поселения. Программа реагирует также на образовательные запросы общества. В случае необходимости, когда ребенок по каким-либо уважительным причинам не имеет возможности посещать занятия, появилась возможность проводить занятия в дистанционных формах обучения через ресурсы Интернет (электронная почта, социальные сети «ВКонтакте», мессенджер WatsApp, Скайп, ZOOM, др.), которые позволяют обучающимся успешно осваивать программу, не выходя из дома.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 12 – 16 лет. По программе «Краеведение» могут заниматься все учащиеся указанного возраста, не имеющие медицинских противопоказаний, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды (имеющие заключение ПМПК, разрешающий данный вид деятельности). Запись в кружок проводится по желанию ребенка, на основании заявления родителей (или лиц их заменяющих).
По данной образовательной программе можно заниматься из года в год, преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.
Объем и срок освоения программы.
Содержание учебного материала, формы и методы работы отобраны с учетом разноуровневости, потребностей и возрастных особенностей учащихся, не создают учебных перегрузок, так же учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности, возраст и физиологическое развитие обучаемых). Форма проведения занятий планируется как для всей группы – для освещения общих теоретических и других вопросов, передача фронтальных знаний, так и индивидуально – групповые по 2-3 человека для индивидуального усвоения полученных знаний и приобретения практических навыков. Это позволяет дифференцировать форму обучения, объединить такие противоположности, как массовость обучение и его индивидуализацию.
Виды занятий по программе : – беседы; – лекции; – практические занятия; – коммуникативные игры; – мастер-классы, – интерактивные занятия; – участие в культурно-массовых программах; – оформление альбомов, экспозиций; – участие в выставках. Занятия по программе состоят из теоретической и практической частей. Большая часть времени занимает творческая самостоятельная работа учащихся (80%).
Для организации учебного процесса используются такие методы как: методы обучения по характеру деятельности учащихся: – информационно-рецептивные, – объяснительно-иллюстративные,– частично-поисковые;
Методы обучения по способу подачи материала, в основе которых лежит способ организации занятий: − словесные (устное изложение материала, проблемное изложение материала, рассказ, беседа, объяснение и т.д.); − наглядные (показ видео- и аудиоматериалов, иллюстраций, фотографий, а также наблюдение и т.д.); − практические (экскурсия, изготовление газет, сочинений, проектная деятельность и др.).
В процессе занятий также используются методы самостоятельной работы. Самостоятельная работа не только закрепляет практические умения и навыки, но и развивает творческую активность.
Цель и задачи программы
− расширить знания и умения, полученные на уроках истории, обществознания;
− научить умениям и навыкам владения историческими источниками и доекментами;
− расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
− изучать быт, культуру, обычаи и традиции нашего края;
− обучить приемам работы с различными историческими материалами;
− обучить приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
− гармонизация развития детей, формирование внутренней познавательной мотивации, обогащение и укрепление духовно-нравственной сферы, социализация ребёнка в процессе осуществления им исследовательской деятельности;
− формирование нравственной позиции с использованием воспитательного потенциала краеведения;
− развитие внимания, памяти, логического мышления.
− Воспитание интереса к истории родного края; воспитать уважительное отношение к результатам труда;
− воспитать трудолюбие, аккуратность, бережливость, усидчивость, целеустремлённость, терпение;
− воспитать культуру общения, доброе отношение к товарищам, умение работать в коллективе;
− воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени, помочь детям в их желании сделать свою работу общественно значимой;
− создать комфортную обстановку, ситуацию успеха у подростка;
− определить дальнейшую жизненную перспективу.
− создавать условия для самореализации личности в практической деятельности и социальной адаптации;
− способствовать формированию детского коллектива, в котором у детей формируется опыт совместной коммуникативной и трудовой деятельности, передача опыта друг другу, налаживаются дружеские отношения.
Планируемые результаты по программе соотнесены с задачами и содержанием программы.
Обучающиеся к концу обучения должны иметь следующие результаты:
Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие, стремление к самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию;
— познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений и практической работы; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.
— коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.
— регулятивные: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные: в результате прохождения программного материала воспитанники будут знать:
− приемы исследовательской работы;
− историю «малой родины»;
− навыки исследовательской деятельности;
− методы создания творческих проектов;
− навыки написания творческих работ;
− методы создания и ведения экскурсии;
− технику работы в историческими документами;
− правильно обустроить своё рабочее место, соблюдать технику безопасности при работе с документами, материально-техническим обеспечением;
− синхронизировать, анализировать полученную информацию из различных исторических источников;
− самостоятельно выполнять работу от замысла до готового проекта;
у них будут развиты:
− воображение, творческая активность, фантазия;
− свободное владение понятийным аппаратом;
− умение анализировать, давать оценку;
− самостоятельность в создании новых оригинальных проектов;
будут обладать следующими качествами:
− самостоятельное мышление, умение отстаивать своё мнение;
− ответственное отношение к учению и общественно-полезному труду;
− потребность в самообразовании, дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков в области патриотического воспитания;
− самокритичность в оценке своих творческих и профессиональных способностей.
Содержание программы. Учебный (тематический) план обучения
Рабочая программа кружка «Краеведение»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Принята на заседании
Методического (педагогического) совета
Директор МОУ ДОД ДДТ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа краеведческой направленности
Возраст обучающихся: 10-16 лет
Срок реализации: 1 год
Епифанцева Ирина Львовна,
Педагог дополнительного образования
п. Чернышевск, 2018г.
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Данная программа предназначена для базового уровня и разработана в соответствии с:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.
У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития школьного и музейного движения в образовательном пространстве МОУ ООШ с. Мильгидун
Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно – патриотической деятельности образовательного Учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
воспитательная : формировать культуру общения с информантами, друзьями и педагогом; воспитать уважение к истории села.
обучающая : развить познавательный интерес к изучению истории села; обучить исследовательской деятельности;
развивающая : развить умение обрабатывать материал, формировать ответственность за порученное дело;
Одной из основных задач школьного музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно – воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.
Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая – то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.
Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трёх важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.
Постоянное увеличение потока информации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определённого запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.
1.3 Содержание программы
Теория: Школьное краеведение. Его необходимость, роль, цели, задачи. Школьное краеведение – как важнейшее средство всестороннего развития личности.
Практика: Основы музееведения, работа с музейными документами.
Раздел II. Этнография
Теория: Административное положение Чернышевского района со времен появления (уезд, губерния, волость) и все последующие изменения.
Окрестности – озера, реки, леса. Овраги, родники, их наименования, происхождение названий: легенды, сказания.
Практика : Сбор материала.
Работа с источниками и их анализ. Состав сел: Мильгидун, Утан, близлежащие сёла. Преобладающая национальность. Основные фамилии. Характерные самобытные имена и фамилии. Особенности быта, традиций.
Раздел III. Современное состояние Чернышевского района и поселка Чернышевск, близлежайших сел
Теория: Численность населения. Состояние хозяйства.
Кустарные промыслы. Пути сообщения. Связь. Торговля. Водоснабжение. Здравоохранение.
Учреждения культуры. Праздники села.
Художественное ремесло. Народные умельцы. Устное народное творчество.
Практика: Встреча с интересными людьми. Посещение памятников природы.
Раздел IV. История моей малой Родины
Теория: История села на фоне страны (хозяйства, колхозы, современное состояние)
Практика : Сбор материала. «Не позволяй душе лениться». Люди села. Революция 1917 г, НЭП, коллективизация, репрессии, стихийные наводнения, голод.
Ими гордится наш район.
О чём рассказали фотографии из семейного альбома. История в лицах.
История хозяйства (колхозы). Дата образования, названия, переименования.
Сведения из истории, современное состояние.
Предприятия. История организаций и учреждений. История с/совета.
Раздел V. Образование
Теория: Образование в Чернышевском районе. Возникновение школы в селах. Организация процесса обучения: здание, учителя, предметы, ученики.
Практика: Знакомство с известными фактами из истории школы, анализ информации. Встреча с бывшими учителями, учениками.
Практическое занятие «Моя школа в будущем»
Проведение экскурсий для учащихся «История моей школы»
Раздел VI. Жители поселка Чернышевск и сел Чернышевского района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Война в судьбе моей семьи. Знакомство с книгой “Они вернулись с победой”.
Знакомство с имеющимися материалами, их анализ.
Экскурсии по музеям района.
Изучение темы «Тыл в годы Великой Отечественной войны»
Изучение темы Забайкалье в годы войны.
Экскурсионная работа по музейному уголку, проведение литературно-музыкальных композиций, бесед, лекций, вечеров, круглых столов, устных журналов перед учащимися и жителями села. Проведение и участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах. Участие в районных мероприятиях на военную тематику.
Благоустройство памятника воинской славы. Выявление людей, нуждающихся в помощи, оказание помощи. Операция «Забота»
Встречи со свидетелями войны.
Теория: Экскурсионная работа в школьном музее, проведение литературно-музыкальных композиций, бесед, лекций, вечеров устных журналов перед учащимися и жителями села.
Практика: Проведение и участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах. Участие в районных, областных краеведческих мероприятиях.
Требования к уровню подготовки
— работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;
— находить и осуществлять отбор нужной информации;
— анализировать источники по заданным критериям;
— высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;
— наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;
— находить причины и следствия событий, происходящих в историкогеографическом пространстве;
— сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;
— выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;
— вести записи при работе с документами.
Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социально значимых проектов, проводимых в учебном учреждении. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного музея, экспедиций.
Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путешествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:
∙ готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
∙ достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
∙ личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
∙ формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
∙ воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
∙ понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
∙ формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
∙ осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
∙ обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
∙ овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
∙ использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета.
Метапредметные результаты выражают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
∙ познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
∙ регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
∙ подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
∙ участие в различных конкурсах; проведение конференции по итогам краеведческих исследований.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Структура кружка «Краеведение»: На изучение курса отводится 144 часа (2 занятия в неделю, продолжительность занятия в зависимости от формы проведения не превышает 1.5 ч)
занятий кружка «Краеведение»
Музеи, их задачи, роль и значение в собирании, охране, изучении и пропаганде исторического наследия.
Ревизия музейного уголка. Инструктаж по ведению исследовательской работы. Инструктаж по технике безопасности. Ремонт таблиц.
Основы музееведения. Распределение экскурсоводов.
Как правильно подготовить и провести экскурсию
Репетиция экскурсий по музейному уголку
Проведение экскурсий для учащихся 1- 5 классов
Чернышевский район (общая характеристика)
Окрестности –озера, реки, леса. Овраги, родники, их наименования, происхождение названий: легенды, сказания.
Состав поселка Чернышевск, близлежащие сёла. Преобладающая национальность. Основные фамилии. Характерные самобытные имена и фамилии. Особенности быта, традиций.
Раздел III. Современное состояние Чернышевского района
Численность населения. Пути сообщения. Состояние хозяйства.