Кружок эрудит в начальной школе что это такое

Рабочая программа кружка «Эрудит»

Богородицкий филиал муниципального общеобразовательного учреждения

«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Никифоровского района Тамбовской области

на 2017/2018 учебный год

для обучающихся 7- 8лет

учитель начальных классов

Кузнецова Ольга Сергеевна

Актуальность, практическая значимость, новизну и педагогическую целесообразность программы.

Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и вне­школьной работы, способствующих повышению интереса школь­ников к знаниям, являются интеллектуальные марафоны.

Эту подготовка ведётся с 1 класса. Придя в первый класс, не все дети умеют читать, но интерес к школе, к знаниям велик. Поэтому на этом этапе рекомендуется проводить виктори­ны на разные темы, расширяя кругозор учащихся, поддерживая их интерес к новому. В том же словаре читаем: «Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой». Викторины развивают у детей нестандартное мышление, учат вдумчиво подходить к каждому заданному вопросу.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа).

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

Национальная концепция «Наша новая школа»;

ФГОС (Приказ от 6 октября 2009 №373) с изменениями и дополнениями;

Конвенция о правах ребенка;

Закон РФ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»;

Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15);

Устав МБОУ «Никифоровская СОШ №1».

Цели образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности

формирование умение учиться как основной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);

развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;

стимулирование творческой деятельности детей;

развитие творческого и логического мышления учащихся.

Сведения о сроках реализации программы

Программа кружка рассчитана на 1 год, составляет 35 часов, 1 занятие в неделю. Программа для учащихся составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 7-8 лет.

Главные принципы реализации программы

Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

Гуманизм в межличностных отношениях.

Научность и интегративность.

Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

Применение принципов развивающего обучения.

Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Основные формы работы кружка

Занятия рассчитаны на индивидуальную, групповую и коллективную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

Обучение в группе означает, что дети учатся:

— обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

— говорить и слушать;

— принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;

ослабить скрытые конфликты;

выработать общее решение;

повысить эффективность работы участников дискуссии;

повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;

удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;

б) отыскание свойств объекта в иной среде;

в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Основные направления и содержание деятельности.

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

— интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

— задания с отсроченным вопросом,

— интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;

— задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

— решение частично-поисковых задач разного уровня,

Задания-разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается несколько минут. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, окружающий мир, литературное чтение и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

— организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

— подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам различного уровня;

— обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Формы и виды контроля, формы подведения итогов работы

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в олимпиадах по русскому языку и математике, конкурсах логического мышления.

Мониторинг результативности работы с учащимися:

— педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);

— отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);

— отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П.Торранса);

-отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.

Формирование основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, ответственности.

Формирование нравственно-эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей.

Формирование моральной самооценки.

Развитие познавательных интересов.

умение учиться и способность к организации своей деятельности;

умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;

умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

готовность к преодолению трудностей;

умение адекватно оценивать свою деятельность;

учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Ориентироваться в возможностях информационного поиска.

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Донести свою позицию до других.

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях.

Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.

Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.

Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Учебно-тематический план кружка «Эрудит»

Источник

Рабочая программа кружка «Эрудит»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Большую роль в процессе учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста и усвоении ими учебного материала, как отмечают психологи, играет уровень развития таких познавательных процессов, как внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. На основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Поэтому, развитие и совершенствование познавательных способностей детей, нужно начинать как можно раньше, так как формирование мышления происходит интенсивно именно в младшем возрасте. Например, если к 4 годам интеллект формируется на 50%, то в начальных классах уже на 80-90%. Но строгие рамки уроков и насыщенность программы, не всегда позволяют использовать в учебном процессе нестандартные задания, ответы на многие вопросы, интересующие детей. А постоянное выполнение только типовых заданий не только не развивает, но и обедняет личность.

С этих позиций была задумана и составлена программа клуба «Эрудит» с детьми младшего школьного возраста по развитию познавательных способностей именно через кружок, так как достоинствами данной формы работы являются, прежде всего, достаточный объем времени, регулярность, систематичность и целенаправленность занятий.

Курс кружка «Эрудит» призван содействовать развитию познавательных возможностей обучающихся по многим учебным предметам.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Как известно, основной формой обучения в школе является урок. В настоящее время актуально также проведение внеурочных мероприятий, призванных систематизировать и углублять знания школьников. Это способствует воспитанию познавательного интереса у детей и помогает определить их уровень знаний. Программа направлена на развитие логического мышления и речи. Она разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей ребят, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, олимпиадах и дает возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе логического и творческого мышления. Программа призвана помочь детям стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности .

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.

Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.

Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.

Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.

В настоящее время ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня: игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», математический конкурс-игра «Кенгуру».

Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.

Цели и задачи программы.

подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам;

развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий;

создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.

Основные задачи курса:

Привитие интереса к математике;

расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

расширять математические знания в области однозначных чисел;

учить правильно применять математическую терминологию;

уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Развитие двигательной сферы.

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познав ательных способностей общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Описание ценностных ориентиров содержания курса.

Ценность жизни, признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации.

Ценность истины как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни.

Ценность гражданственности, осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма, одного из проявлений духовной зрелости человека, выражающегося в любви к России, народу, малой родине.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения материала.

Личностными результатами является формирование следующих умений:

— Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

— В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Делать предварительный отбор источников информации.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

— анализировать и решать задачи повышенной трудности;

— решать нестандартные логические задачи;

— решать ребусы и кроссворды.

Формы организации учебного процесса:

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Программа «Эрудит» является модифицированной и имеет научно- познавательную направленность. Программа предназначена для внеурочной и кружковой работы с детьми младшего школьного возраста.

Гуманизация образования предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учёт личностного опыта школьников, их склонностей, интересов и развитие способностей. Одно из направлений решения этой задачи связано с проведением кружковых занятий, олимпиад, конкурсов. Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление.

Достичь этого в начальном курсе можно путем включения задач связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Для логических задач характерно зачастую неожиданное решение. Сюда следует отнести задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу. Понятно, что детей необходимо учить решать такие задачи, вооружать их «инструментом», с помощью которого они с задачей справятся. К таким «инструментам» можно отнести, например, логические таблицы, графы или свойства, облегчающие разгадывание числовых ребусов.

Формированию творческой личности способствуют задачи, предполагающие как различные способы решений, так и дающие возможность на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке. Задачи с недостающими данными способствуют формированию критичности мышления и умению проводить мини-исследование. Выполнение заданий позволит совершенствовать младшим школьникам свои знания и умения.

Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширять свои знания о закономерностях родного языка и представления по математике, окружающему миру. Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы и вносит элемент неожиданности в сочетании с различными «заковыристыми» формулировками. Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы школьного курса, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех учащихся.

Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей. Развитие логического мышления и смекалки у детей младшего школьного возраста, то есть умения мыслить самостоятельно.

развитие познавательных способностей и мыслительных операций у школьников,

формирование активного мышления,

корректировать личностное и интеллектуальное развитие учащихся;

совершенствовать учебные умения и навыки;

активизировать познавательный интерес;

воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции.

Этапы реализации Программы:

— разработка рабочей программы;

— создание школьной методической базы для научно-познавательной деятельности учащихся;

— сбор материалов для кружковой деятельности, подготовка игровой комнаты для занятий;

— создание игрового деятельностного пространства, обладающего условиями для:

выявления, развития, закрепления научно- познавательных способностей детей;

создания ярких эмоциональных представлений о своей малой родине;

сохранения и укрепления здоровья учащихся.

2. Основной (сентябрь – апрель)

— проведение занятий по данной программе;

— участие в различных проектах, социальных акциях.

— коррекция рабочей программы в конце учебного года.

3. Заключительный (май)

— мониторинг работы школы по данной программе;

Творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.

Эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.

Интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.

Одаренные дети – дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность.

Одаренность – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельности, в которых человек может достичь больших успехов.

Главные принципы реализации программы

Непрерывность и систематичность школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

Гуманизм в межличностных отношениях.

Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

Применение принципов развивающего обучения.

Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

Обучение в группе означает, что дети учатся:

— обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

— говорить и слушать;

— принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;

ослабить скрытые конфликты;

выработать общее решение;

повысить эффективность работы участников дискуссии;

повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;

удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;

б) отыскание свойств объекта в иной среде;

в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Основные направления и содержание деятельности.

Программа по математике рассчитана на 22 часа. По ней обучаются учащиеся 1-го класса. В соответствии с программными требованиями по математике все задания у учащихся 1-ых классов охватывают вопросы нумерации в пределах двадцати.

Программы по русскому языку и окружающему миру, рассчитаны также на 22 часа каждая.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

— интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

— задания с отсроченным вопросом,

— решение частично-поисковых задач разного уровня,

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

— организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

— подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, районного уровня;

— проведение массовых мероприятий внутри объединения;

— обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Темы кружковых занятий

В мире безмолвия и неведомых звуков. Разыгрывание немых сцен. Игра «Чей это звук».

Да здравствует страна » Математика».

В Стране Слов. Первые встречи. Игра «Домик друзей»

Как люди научились считать.

Природа вокруг нас. Экскурсия по школьной территории.

К тайнам волшебных слов. Стихи и рассказы о волшебных словах.

Интересные приемы устного счета.

К несметным сокровищам Страны Слов. Беседа о богатстве русского языка. Игра «Кто больше?»

В гостях у Знайки. Игры, задачи, веселый счет.

Моя малая Родина. Заочное путешествие по КЧР.

Чудесные превращения слов. Игра»Спрятавшееся слово».

Логические загадки. Задачи в стихотворной форме.

В гостях у Лесовичка. Кто живет в лесу?

К тайнам звуков и букв. Разгадывание загадок. Игра «Волшебный колодец».

В Стране Говорящих Скал. Как наши предки научились писать и считать.

Учимся отгадывать ребусы.

Викторина «Знаешь ли ты деревья?»

В Королевстве Ошибок. Игра «Исправь ошибки».

Времена года. Осень, зима.

В Стране Слогов. Игра с мячом «Продолжи слово».

«Наши любимцы» Кто живет с тобой рядом?

Неожиданная остановка в пути. Игра «Пройди через ворота».

Путешествие точки. Рисуем по клеточкам узор.

Викторина «Кто улетел, а кто остался». Операция «Кормушка».

В гостях у геометрических фигур.

Игра «Нарядим елку сами».

Рисуем по клеточкам ракету.

«Снеговичок» познавательно- развивающая игра.

Волшебная линейка, ее шкала.

«Зимушка-зима» экскурсия в зимний парк.

Веселый аттракцион «Доскажи словечко».Игра «Найди друзей».

Построение математических цепочек. Сложение и вычитание в пределах 10.

Цветник на окошке. Комнатные растения. Уход за ними.

Проводы зимы. Праздник «Масленица».

Праздник числа 10. Игра «Отгадай задуманное число».

«Весна, весна! И все ей радо!»Как животные и птицы встречают весну.

В гостях у Алфавита. Знакомство со словарем. Пирамида «Все на Т».

Лего- конструкторы. Знакомство с деталями, схемами-инструкциями. Строим дом.

В удивительном городе Буквограде. Игра «Преврати буквы в слова», «Угадай слово».

Построение математических пирамид.»Сложение и вычитание в пределах 10″

Встреча с радугой. Игра «Исправь ошибку художника»

У слов- родственников. Почему их так назвали? Игра «Замечательный сад».

Час загадок «Как на нашей грядке выросли загадки»

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. В «музее» древних слов.

Полет в будущее. Неологизмы. Игра «Угадай-ка».

Числовые головоломки. Магические квадраты.

Исчезающие растения и животные родного края.

Занимательная грамматика. Игровая программа.

Экологическая игра «В гостях у Берендея»

Освоение детьми программы «Эрудит» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

— учебно – познавательный интерес к русскому языку, математике и окружающему миру, как предметами знакомящими их с окружающей действительностью;

— осознание себя членом общества и государства (российской идентичности),чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;

— навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических и творческих работ;

— ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

— способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

— заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей практической и творческой деятельности;

— адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

-отбирать и выстраивать оптимальную логическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

— ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;

— делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

— развивать творческое и логическое мышление, память, воображение, ;

— развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по отношению к изучаемому материалу;

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

— сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

формировать собственное мнение и позицию;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

— воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

— определять учебную задачу.

— ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

— владеть своим вниманием;

— сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

— использовать основные приемы мыслительной деятельности;

— самостоятельно мыслить и творчески работать;

— владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и районной олимпиадах по русскому языку и математике, окружающему миру.

Материально-техническое обеспечение реализации программы “Эрудит”.

Тесты по русскому языку, математике и окружающему миру (1- 4 кл.), сборники нестандартных задач по математике для 1- 4 классов, тетради с печатной основой по математике, русскому языку и окружающему миру, карточки для индивидуальной работы, тетради.

Методическая работа педагога:

2.повышать профессиональное мастерство;

3.посещать занятия других педагогов;

5.проводить открытые занятия;

6.подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;

7.проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями.

Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления младших школьников. При этом используются как традиционные формы работы: выступление на родительских собраниях, консультации, анкетирование, организация совместных досугов, и нетрадиционные: привлечение родителей к изготовлению материалов для оформления развлечений, мастер классов, просмотр родителями открытых занятий, организация посещения галерей и музеев.

Список литературы по русскому языку.

1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

Список литературы по математике.

Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева «Программа развития познавательных способностей учащихся младших классов Умники и умницы»,

О. Холодова. Методическое пособие «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.

Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2000.

Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.

Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1998.

Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1996.

Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. – М.: Илекса, 2002.

Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов ОАО Издательство “Лицей”, 2003.

Занимательные задачи для маленьких. – М.: Омега, 2001.

Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Узорова О.В. контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.: АСТ Астрель, 2003.

Список литературы по окружающему миру.

2.И.П.Лотышев « Путешествие по родному краю» Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования»,1999 г.

3.В.В. Петров « Растительный мир нашей Родины», Москва « Просвещение»1991

4. Г.К.Плотников «Животный мир Краснодарского края» Краснодарское книжное издательство 1989г.

4.В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры –занятия и развлечения с детьми. М.: Илекса, Ставрополь, 1999г

5.Сборник рабочих программ УМК « Школа России» Москва « Просвещение» 2011г

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *