Круцио и круциатус в чем разница

«Акцио», палочка: как работают заклинания в «Гарри Поттере»

Круцио и круциатус в чем разница. Смотреть фото Круцио и круциатус в чем разница. Смотреть картинку Круцио и круциатус в чем разница. Картинка про Круцио и круциатус в чем разница. Фото Круцио и круциатус в чем разница

Удивительный фантастический мир, созданный Джоан Роулинг в книгах о «Гарри Поттере», теперь, кажется, живёт своей собственной жизнью. Произведения, которые создавались как фанфики, становятся основой для бродвейских пьес о жизни уже повзрослевших Гарри, Рона и Гермионы. Франшиза «Фантастические твари» тоже не перестает напоминать о себе – то скандалом с отстранением от съёмок Джонни Деппа, то объявлением о подзаголовке третьей части серии – «Тайны Дамблдора». Во всем этом как никогда хочется вернуться к истокам, к тому, с чего все начиналось – к магии и заклинаниям. В произведениях Роулинг их насчитывается несколько десятков, и все они, разумеется, имеют совершенно разные механики и предназначения.

Как колдуют в «Гарри Поттере»

Круцио и круциатус в чем разница. Смотреть фото Круцио и круциатус в чем разница. Смотреть картинку Круцио и круциатус в чем разница. Картинка про Круцио и круциатус в чем разница. Фото Круцио и круциатус в чем разница

Сила применяемого заклинания также всегда зависит от волшебника – кому-то для его применения необходимо совершить взмах палочкой и произнести магические слова максимально четко, а кому-то достаточно прошептать, а то и вовсе лишь подумать. Самых сильных волшебников Роулинг даже наградила способностью колдовать без применения палочки, что отражено в книгах и фильмах – способность Гарри говорить со змеями, эффектные появления Дамблдора и прочее.

Способы произнесения заклинаний при этом тоже отличаются друг от друга. Если самое известное заклинание из «Философского камня» «Вингардиум левиоса» требовало лишь четкого произнесения и определенных движений волшебной палочкой, то одно из сложнейших заклятий во вселенной «Гарри Поттера» «Экспекто патронум» применяется только благодаря силе волевого воздействия волшебника – его теплых воспоминаний.

Круцио и круциатус в чем разница. Смотреть фото Круцио и круциатус в чем разница. Смотреть картинку Круцио и круциатус в чем разница. Картинка про Круцио и круциатус в чем разница. Фото Круцио и круциатус в чем разница

Самая сложная магия в книгах Роулинг – невербальная. Увы, но в фильмах для ее демонстрации места не нашлось, хотя герои должны были изучать способы колдовства без произнесения заклинаний вслух на последних курсах Хогвартса.

Волшебство в «Гарри Поттере» делится на множество направлений и категорий, но самые часто используемые – заклинания защиты и нападения. Это разделение становится особо заметно на примере сражений протагонистов с темными волшебниками и последователями Темного лорда. В Хогвартсе по большей части учат применять именно защитные заклятия, для этого даже существует отдельный предмет – «Защита от темных искусств», преподаватели которого менялись каждый год.

Происхождение большинства заклинаний в самих книгах и фильмах о Гарри Поттере не раскрывается или упоминается вскользь. По задумке Роулинг, почти все известные нам заклятия были придуманы волшебниками и волшебницами настолько давно, что современному поколению колдунов существование этой магии кажется чем-то само собой разумеющимся. Однако, конечно, у всех заклинаний есть тот или иной автор, который наверняка был очень талантливым волшебником своего времени. К слову, процесс появления нового заклинания нам тоже показали – в «Принце полукровке» автором опасного заклятия «Сектумсемпра» оказался Северус Снейп.

Скрытые смыслы волшебства

Круцио и круциатус в чем разница. Смотреть фото Круцио и круциатус в чем разница. Смотреть картинку Круцио и круциатус в чем разница. Картинка про Круцио и круциатус в чем разница. Фото Круцио и круциатус в чем разница

И, разумеется, заклинания в «Гарри Поттере» это далеко не только сами заклинания. С помощью них Роулинг, а позднее и режиссеры фильмов по романам изображали различные стадии развития персонажей и их отношений.

Дружба. Это одна из главных тем «Гарри Поттера», а основное отличие протагониста франшизы от антагониста заключается в том, что у Гарри друзья есть, а у Волан-де-Морта – их полное отсутствие. А ведь дружба между главными героями начинается именно с заклинаний – в «Философском камне» при знакомстве в поезде Рон показывает Гарри несуществующее заклинание, которому в качестве розыгрыша научили его Фред и Джордж. Гермиона же отмечается эффектным появлением – и тоже с помощью заклинания. Она чинит Гарри сломанные очки в той же самой сцене в поезде.

Ещё одно интересное проявление дружбы в волшебстве происходит уже в более взрослой книге цикла – «Узнике Азкабана». Юные Джеймс Поттер, Сириус Блэк и Питер Петтигрю, чтобы помочь их другу Римусу Люпину, научились колдовству анимагии – то есть превращению в животных. Люпин страдал от ликантропии и по неволе превращался в волка во время полнолуний. Остальная же компания принимала облики других зверей, чтобы находиться с товарищем.

Любовь. Одно из самых сильных человеческих чувств тоже находит свое выражение в магии «Гарри Поттера». Мать главного героя, Лили Поттер, погибая от рук Темного лорда, сумела защитить сына от прикосновений его главного противника с помощью древней магии – комбинации силы любви и материнской воли.

Круцио и круциатус в чем разница. Смотреть фото Круцио и круциатус в чем разница. Смотреть картинку Круцио и круциатус в чем разница. Картинка про Круцио и круциатус в чем разница. Фото Круцио и круциатус в чем разница

Другой пример применения заклинаний для демонстрации любви тоже связан с Лили – именно ее всю жизнь отчаянно любил Северус Снейп, чей патронус от этого принял облик патронуса возлюбленной.

Взросление. Чем старше становились герои «Гарри Поттера», тем сложнее и опаснее оказывались заклинания, с которыми они сталкивались. Первый слом сказочного настроения, которое было характерно для первых двух книг и фильмов серии, происходит в третьей части – Гарри встречается с прошлым, с историей смерти своих родителей, а также с самыми страшными существами этой вселенной – дементорами. И именно в этой части ему предстоит изучить магию не по годам – заклинание «Экспекто патронум», которое требует огромной концентрации и эмоциональных усилий.

В следующей же части франшизы – «Кубке огня» – зрителя вместе с героями впервые знакомят с запрещенными заклинаниями – подчиняющим «Империо», пыточным «Круцио» и убивающим «Авада Кедавра». Это знаменует новый виток развития истории о волшебстве – теперь им можно не только спасать жизни, но и убивать, что в «Кубке огня» демонстрирует пример Седрика Диггори, первой жертвы в бесконечной череде смертей вселенной «Гарри Поттера».

Круцио и круциатус в чем разница. Смотреть фото Круцио и круциатус в чем разница. Смотреть картинку Круцио и круциатус в чем разница. Картинка про Круцио и круциатус в чем разница. Фото Круцио и круциатус в чем разница

Добро и зло. Как мы уже говорили ранее, разделение заклинаний на атакующие и защитные хорошо отражает четкую разделенность мира в книгах Роулинг на чёрное и белое, зло и добро. В фильмах эта идея тоже нашла визуальное отражение – в последних частях франшизы трансгрессия членов Ордена Феникса и слуг Волан-де-Морта выглядит по-разному (хотя по книгам она вообще не должна быть заметной глазу). Добрые волшебники перемещаются в белоснежной дымке, тогда как их противники трансгрессируют в черной. Разумеется, у этого решения с точки зрения устройства вселенной довольно мало логики, однако визуально оно действительно украсило и без того зрелищные сцены магических битв.

Самые известные заклинания

Круцио и круциатус в чем разница. Смотреть фото Круцио и круциатус в чем разница. Смотреть картинку Круцио и круциатус в чем разница. Картинка про Круцио и круциатус в чем разница. Фото Круцио и круциатус в чем разница

«Вингардиум левиоса». Одно из первых заклинаний, с которым знакомят нас, читателей-зрителей, а также юных первокурсников Хогвартса. Это левитационное заклинание, позволяющее поднимать в воздух окружающие предметы. Название заклинания на английском пишется как «Wingardium Leviosa» и явно говорит о том, что Роулинг при его создании вдохновлялась словами «wing» (крыло) и «levitate» (взлетать).

«Экспекто патронум». Одно из самых сложных заклинаний, выученных Гарри. «Экспекто патронум» является защитным в прямом смысле этого слова. Оно вызывает патронуса – магическую сущность, прогоняющую дементоров и прочих злых тварей. Патронусы выглядят как серебристые, похожие на дымку звери, определенным образом связанные с характером и прошлым своего владельца. Сильным волшебникам в мире «Гарри Поттера» удается даже отправлять своих патронусов на дальние расстояния, чтобы передавать с ними послания. «Expecto» с латинского переводится как «я ожидаю», а «patronus» — «защитник».

Круцио и круциатус в чем разница. Смотреть фото Круцио и круциатус в чем разница. Смотреть картинку Круцио и круциатус в чем разница. Картинка про Круцио и круциатус в чем разница. Фото Круцио и круциатус в чем разница

«Акцио». Часто применяемое заклинание для того, чтобы призвать к себе тот или иной предмет. Его можно использовать, чтобы отнять палочку в бою или призвать волшебную метлу во время сражения с драконом – последнее и сделал Гарри в «Кубке огня». Для создания названия этого заклинания Роулинг изменила латинский глагол «accerso», означающий «притягивать», «вызывать».

Круцио и круциатус в чем разница. Смотреть фото Круцио и круциатус в чем разница. Смотреть картинку Круцио и круциатус в чем разница. Картинка про Круцио и круциатус в чем разница. Фото Круцио и круциатус в чем разница

Источник

Круцио

Круцио и круциатус в чем разница. Смотреть фото Круцио и круциатус в чем разница. Смотреть картинку Круцио и круциатус в чем разница. Картинка про Круцио и круциатус в чем разница. Фото Круцио и круциатус в чем разница

Круцио и круциатус в чем разница. Смотреть фото Круцио и круциатус в чем разница. Смотреть картинку Круцио и круциатус в чем разница. Картинка про Круцио и круциатус в чем разница. Фото Круцио и круциатус в чем разница

Заклинания — дисциплина, изучающая различные движения палочкой с одновременным произнесением одного или нескольких слов; данные действия, будучи правильно произведены, дают различные результаты. В «Списке» указаны только необходимые слова, движения палочки там не описываются.

Заклинания условно можно подразделить на две группы: заклинания, в которых использованы латинские слова и заклинания, в которых использован родной язык волшебника (для героев «Гарри Поттера» это, естественно английский, все встречающиеся «остолбеней», «обезъяз», «оглохни» — не что иное, как перевод). Также все заклинания могут быть как произнесены вслух, так и сказаны про себя (т.наз. «невербальные заклинания»). Для некоторых заклинаний невербальное произношение является обязательным условием.

Сложность предмета «Заклинания» заключается в том, что при произнесении заклинания нельзя ни на йоту отойти от образца. Нечёткое движение палочки, невнятно или неправильно произнесённые звуки волшебных слов могут повлечь не просто отсутствие нужного эффекта, но и привести к катастрофическим последствиям.

Единственным известным нам преподавателем заклинаний является профессор Филиус Флитвик.

Содержание

Непростительные заклинания

Непростительные заклинания — это три заклинания, которые запрещены Министерством магии, применение их против человека карается пожизненным заключением в Азкабане.

Авада Кедавра

На арамейском языке Авада означает «Я уничтожаю/убиваю», Кедавракак я сказал. Таким образом Авада Кедавра переводится как «Я уничтожаю своим словом».

Возможно, Роулинг придумала это заклинание по аналогии с Абракадабра. На арамейском Абара означает «Я создаю», значение Кедавра — см. выше. Таким образом, Абара Кедавра переводится «Я создаю своим словом».

Упоминания в книге

Впервые (в настоящем времени) заклинание демонстрируется в книге «Гарри Поттер и Кубок Огня». На уроке Защиты от Тёмных искусств лже-Грозный Глаз Грюм рассказывает гриффиндорцам о непростительных заклинаниях и показывает пример на пауке, которого убивает этим заклинанием.

Жертвы Авада Кедавра:

Круциатус

Круциатус (Круцио) (Crucio) — заклинание боли и ужасных мучений, связанных с ней.

Направить волшебную палочку на жертву и произнести: «Круцио!». Для эффективного использования заклинания нужно наслаждаться болью жертвы.

Происходит от латинского cruciare — «мучить, терзать», crutio — «мучить, пытать». Crucio — букв. «я мучаю».

Империус

Империус (Империо) (Imperio) — управление противником, абсолютное подчинение противника. Накладывается таким образом: волшебная палочка нацеливается на жертву и произносится слово «Империо».

Заклинание абсолютно подавляет волю жертвы и заставляет полностью подчиняться наложившему заклинание. Это заклинание доставило немало хлопот Министерству магии, так как многие волшебники клялись, что совершили свои преступления, находясь под действием заклинания «Империус». Впервые упоминается в книге Гарри Поттер и Кубок Огня.

Маги, «обладающие достаточными возможностями и незаурядным мозгом», способны сопротивляться заклинанию после определённой тренировки. Например, в книге Гарри Поттер и Кубок Огня лже-Грозный Глаз Грюм (а на самом деле — Барти Крауч младший) учил четверокурсников сопротивляться заклятию «Империус». Это пригодилось Гарри в поединке с Волан-де-Мортом.

В книге Гарри Поттер и Дары Смерти Гарри сам использовал это заклинание на гоблинах и пожирателе смерти, когда грабил банк Гринготс.

Основные заклинания

Ниже приведен алфавитный список заклинаний, упоминаемых в семи романах Дж. К. Роулинг и в пяти играх и фильмах о Гарри Поттере.

Заклинания, выделенные курсивом, употребляются только в играх. Подчеркнутые используются в фильмах.

Адский огонь

Авис (с лат. Avis «птица») — заклинание, используя которое можно создавать птиц, то есть живых существ, что без длительной практики невозможно. Это заклинание начинают изучать только на шестом году обучения в Хогвартсе. Именно этим заклинанием проверяет состояние волшебной палочки Виктора Крама мастер Олливандер на церемонии проверки палочек чемпионов перед турниром трёх волшебников. [4]

Агуаменти

Агуаменти (Aguamenti) — заклинание, позволяющее создавать чистую питьевую воду. Может использоваться как для питья, так и для различных других потребностей: например, тушения пожара, в хозяйственных целях. Например, когда Альбус Дамблдор и Гарри искали медальон-крестраж, Дамблдор был вынужден выпить зелье, находившееся в чаше, так как иным способом медальон было невозможно достать. Его начала мучить страшная жажда. Гарри попытался помочь учителю, используя это заклятье, которое, впрочем, не сработало: ни наколдованная вода, ни принесённая с собой при этой жажде не помогала. Как и было задумано спрятавшим крестраж Волан-де-Мортом.

Несколько позже Гарри помогает тушить подожжённую хижину Хагрида с помощью заклинания «агуаменти». В этот раз заклинание сработало в полную силу.

Возможно, что адаптированное к русскому «Агуа» происходит от лат. Aqua — «вода».

Акцио

А́кцио (англ. Accio ) — заклинание «Манящих чар» (англ. Summoning Charm ). Притягивает к использующему заклятие магу необходимый ему предмет, причем заклинатель должен либо назвать этот предмет, либо указать на него палочкой. Манящими чарами можно призвать предмет, находящийся вне поля зрения. Для этого заклинания существуют контрзаклятья, но они недостаточно освещаются в книге. «Акцио» возможно использовать не везде и не для всех предметов. Заклинание изучается студентами Хогвартса в рамках предмета «Заклинания» на 4 курсе. «Акцио» скорее всего произошло от лат. accio (призываю, приглашаю). Впервые заклинание употребляется в книге «Гарри Поттер и Кубок Огня», когда миссис Уизли выуживала из карманов Фреда и Джорджа «Ужастики Умников Уизли», и в той же книге играет важную роль. Так, во время первого испытания в Турнире Трёх Волшебников Гарри этим заклинанием призвал свою гоночную метлу «Молнию», и тем самым выиграл тур, а после дуэли с Волан-де-мортом Гарри этим заклинанием притянул Кубок Трёх Волшебников, являющийся порталом, и перенёсся в Хогвартс вместе с трупом Седрика, и тем самым спасся от неминуемой смерти. А ещё Гарри на 4 курсе призвал яйцо

Алохомора

Алохомо́ра (англ. Alohomora ) — заклинание, отпирающее замки. Однако, заклинание действует не на все замки: например, дверь, ведущую в подземелье с Волшебными Шахматами, заклинанием открыть не удалось. Обратное заклинание — Коллопортус. Название заклинания произошло предположительно от латинского alo hoc mora — «я преодолеваю препятствие». Второй вариант происхождения — комбинация гавайского aloha («привет/прощай») с латинским mora («препятствие»). Впервые заклинание употребляется в книге «Гарри Поттер и философский камень» — Гермиона Грейнджер открыла этим заклинанием дверь на запрещённый третий этаж в 1991 году. И также воспользовалась, чтобы отпереть окно в кабинете Филиуса Флитвика, чтобы освободить Сириуса Блэка в 1994 году.

Однако существуют контрзаклятья, накладываемые на замок, после чего Алохомора становится бесполезным. В играх с помощью этого заклинания можно отпереть запертые двери и сундуки с бонусами.

Алохомора переводится с сидики как «хорош для кражи». [8]

Вингардиум Левиоса

Вингардиум Левиоса (Wingardium Leviosa) — Заклятие Левитации, заставляющее предмет взлететь. Изучаются студентами Хогвартса в рамках предмета «Заклинания».

Впервые употребляется в игре «Гарри Поттер и философский камень», когда профессор Флитвик учит Гарри заклинанию Вингардиум Левиоса. Для этого необходимо провести мышкой символ «W». В дальнейшем, нацелиться на предмет с помощью Alt (или левой клавиши мыши), увидеть этот символ, и отпустить. Всё становится легче в игре Гарри Поттер и Орден Феникса — необходимо всего лишь вести мышкой при нажатой левой клавише горизонтально вправо-влево.

Ешь слизней

Ешь слизней — образовывает внутри ротовой полости гигантских слизней. Формулировка не указана, в некоторых источниках была найдена формулировка «Harkirvis Machav». В книге «Гарри Поттер и Тайная Комната» [2] заклинание сработало именно после первой, а не второй формулировки. Возможно, это вызвано неисправной палочкой Рона.

Импервиус

Импервиус (Impervius) — используется для ограждения от внешнего физического воздействия воды, воздуха, любых других веществ и предметов.

Левикорпус

Легилименция (Легилименс)

Легимеленс (Legilimens) — заклинание легилименции, позволяет проникать в чужой разум и читать мысли или даже принуждать к действиям.

Либеракорпус

Либерако́рпус (Liberacorpus) — невербальное, прекращает действие заклинания Левикорпус. Противник падает на землю. Изобретено Северусом Снеггом.

Люмос

Лю́мос (Lumos) — Зажигает огонь на конце палочки (в играх показывает скрытые проходы в стенах и платформы).

Надзор

Однако «Надзор» каким-то образом можно обойти. Так, когда группа волшебников забирает Гарри с Тисовой улицы на пл. Гриммо, они колдуют в доме Дурслей направо и налево. Возможно, человек, приставленный контролировать «разумное ограничение магии несовершеннолетних» на время был выведен из строя.

Окклюменция

Окклюме́нция (Occlumency, лат. occulto — скрывать) — защитная ментальная практика, скрывает разум от воздействия извне, в частности, от легилименции. Формулы нет.

Остолбеней

Остолбене́й (окаменей) (Stupefy) — оглушающее заклинание. Противник ненадолго ввергается в шок и не в состоянии что-либо предпринять. Отличается от Петрификус Тоталус тем, что противник замирает в той позе, в которой его застало заклинание, а не вытягивается по стойке «смирно».

Портус

Портус (Portus) — заклинание, с помощью которого создается портал. Запрещено использовать без официального разрешения Министерства магии.Возможно применять к любому физическому объекту.

Приори Инкантатем

Приори Инкантатем (Priori Incantatem, Prior Incantato) — особое заклинание, вызывающее образ последнего заклинания, совершённого данной палочкой. Заклинание, прекращающее действие Приори ИнкантатемДелетриус. Это заклинание в книге «Гарри Поттер и Кубок Огня» произнёс Амос Диггори над палочкой Гарри Поттера, когда кто-то, пользуясь его палочкой вызвал Чёрную метку (заклинание Морсмордре) во время беспорядков Пожирателей смерти после Чемпионата мира по Квиддичу.

Эффект Приори Инкантатэм также может случиться, когда две родственные палочки заставляют сражаться друг против друга их хозяева. В этом случае палочка-победительница вытягивает из своей «сестры» последние заклинания, совершённые ею, в обратном порядке. Во время легендарной схватки в финале турнира Трёх Волшебников на кладбище между Тёмным лордом и Гарри, это заклинание стало непроизвольным явлением нежелания родственных палочек противостоять друг другу. Когда хозяева всё же заставили их сражаться друг с другом, произошло редчайшее явление: палочка Волан-де-Морта стала выдавать в обратном порядке все свои действия. Появившиеся жертвы: Седрик Диггори, Фрэнк Брайс, Берта Джоркинс, Лили и Джеймс Поттеры — спасли Гарри, кратковременно закрыв его собой от Волан-де-Морта, и дав Гарри возможность добежать до портала.

Протего

Проте́го (Protego) — Защитные чары. Отражение заклинания противника. Действует не на все заклятия. Создаёт как бы волшебный невидимый щит между нападающим и защищающимся. Слабое заклинание может срикошетить обратно в нападающего. Заклинание считается простым, однако и для его успешного применения нужна практика. Когда Фред и Джордж Уизли начали шутки ради выпускать «Щитовые шляпы» (шляпы, снабжённые щитовыми чарами), [6] они неожиданно для себя получили заказ от министерства магии. «Ты не поверишь, — говорит Джордж Гарри, — как много народу, даже среди министерских работников, не умеют выполнить приличные Щитовые чары… Мы теперь расширяем ассортимент. Выпускаем Плащи-щиты, Перчатки-щиты… Ясно, от непростительных заклятий они не помогут, но от мелких и средних заклинаний — вполне».

Репаро

Репа́ро (Reparo от англ. — to repair — чинить, ремонтировать) — заклинание, с помощью которого возможно восстановление сломанных предметов, таких как вазы, очки, стекла и т. д.

Встречается во всех книгах. При первом упоминании этого заклинания Гермиона восстанавливает очки Гарри.

Ридикулус

Риди́кулус (Ridikulus) — Заклинание против боггарта. Для того, чтобы избавиться от боггарта, надо представить пугающую вас фигуру чем-то комичным («превратить страшилище в посмешище») и, направив на привидение палочку, произнести «Ридикулус». При правильно наложенном заклинании, боггарт превратится в нечто нестрашное и смешное, вызванный этим смех обезвредит призрак.

Сектумсемпра

Сектумсемпра (Sectumsempra) — Появление на теле противника кровоточащих ран, смертельное без вмешательства постороннего, изобретено Северусом Снеггом.

Впервые встречается в шестой книге, где Гарри Поттер узнает его из старого учебника зельеварения, принадлежащему Принцу-полукровке.Гарри применяет это заклинание против Малфоя (его вылечивает Северус Снегг) и обороняется им от инферналов в пещере, где спрятан крестраж Волан-де-Морта, правда, безуспешно, а также применяет это заклятие против Северуса Снегга, но тоже безуспешно. В седьмой книге Снегг использует заклятие Сектумсемпра против одного из Пожирателей Смерти, но попадает в Джорджа Уизли, вследствие чего Джордж лишается уха.

Сонорус

Сонорус (Sonorus) — заклинание увеличения громкости голоса. Голос превращается в громовой рёв. В основном используется на мероприятиях, заменяя магловские рупоры и колонки. Заклятье, прекращающее действие «Сонорус» — Квиетус (Quietus).

Этим заклятьем пользовался Людо Бэгмен, когда комментировал финал Кубка мира по квиддичу в 1994 году и позже на турнире трёх волшебников в Хогвартсе. [4]

Фиделиус или Заклинание Доверия

Фиделиус или Заклинание Доверия (англ. Fidélius Charm ) — заклинание доверия, одно из самых действенных заклинаний сокрытия дома. Принцип действия основан на доверении тайны одному человеку — Хранителю. Когда волшебник накладывает заклинание на свое жилище, он выбирает особу, достойную полного доверия, и дает только ей возможность сообщить третьим лицам о наличии и местонахождении жилища. Для тех, кому Хранитель не сообщил эту информацию, дом остается невидим и необнаружим. Также Заклинание действует как Чары Ненаносимости — дом невозможно нанести на карту. В случае смерти Хранителя его права передаются всем, кому он рассказал тайну.

Экспекто Патронум

Экспекто Патронум (Expecto Patronum) — Вызов Патронуса. В применении очень сложно, так как требует особого психологического настроя. Является основным (и чрезвычайно эффективным) средством против дементоров.

Экспеллиармус

Экспеллиармус (Expelliarmus) — обезоруживающее заклинание в книгах Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере.

Направить свою волшебную палочку на противника и произнести «Экспеллиармус!»

Вырывает палочку из рук жертвы и выбрасывает её вверх или в сторону. Тот же эффект (выбрасывание вверх) заклинание производит с неодушевлёнными предметами малой массы, если оно попадает в них. Если заклинание попадает в человека, оно производит толкающий эффект.

Малоупотребительные заклинания

Заклинания, выделенные курсивом, употребляются только в играх. Подчеркнутые используются в фильмах.

Источник

К вопросу об эффективности заклятия Круциатус (джен)

С заклятием Круциатус, одним из трех «непростительных заклятий» мы знакомимся в четвертой книге саги, «Гарри Поттер и кубок огня» в 14-й главе, которая так и называется — «Непростительные заклятия».

Психопат и пожиратель смерти Барти Крауч-младший, находясь в образе мракоборца Аластера Грюма, преподает детишкам основы защиты от темных искусств, в числе которых три непростительных заклятия: Империус, Круциатус и Авада Кедавра.

Грюм снова поднял палочку и шепнул: — Круцио!

В ту же секунду ноги паука прижались к туловищу, он перевернулся на спину и начал ужасно дергаться, качаясь из стороны в сторону. От него, разумеется, не доносилось ни звука, но Гарри был уверен — будь у паука голос, он визжал бы изо всех сил. Грюм не уби­рал палочки, и паук затрясся и задергался еще неис­товей.

— Боль, — сказал он тихо. — Вам не нужно тисков для пальцев или ножей, чтобы пытать кого-нибудь, если вы можете применить заклятие Круциатус… Оно тоже ког­да-то было очень популярно. Так. Кто знает еще что-ни­будь?

Кстати, странно и не особо логично, что три эти заклинания представлены нам только к четвертой книге, хотя они явно в любимчиках у Темного лорда, а он нам знаком еще с первой книги. Начиная с четвертой все три плотно входят в жизнь наших героев. Империус тот же лже-Грюм спокойно использует на детях, в образовательных, разумеется, целях, хотя он вроде бы прям настолько запрещен, что сразу в Азкабан.

С Империусом, опять же, можно понять: именно от этого заклинания было больше проблем на высшем уровне, потому его и причислили к категории особо опасных. Хотя, учитывая, что описания действия Империуса как-то прозрачно перекликаются у Роулинг с описанием действия наркотических веществ, кое-какие соображения напрашиваются сами собой. Но вот почему бы по вышеописанным причинам не запретить еще и оборотное зелье, от которого проблем на государственном уровне почти столько же, сколько от Империуса? Тот же Гриндевальд без империусов, мам, пап и кредитов чуть не устроил революцию, приняв облик Персиваля Грейвса, ну и наши товарищи из основной истории как только с этим зельем не баловались.

Несмотря на заявленную тяжесть и «непростительность», половина персонажей, в том числе положительные, ими радостно разбрасываются. Ну разве что кроме Авады Кедавры.

Так, известные случаи применения Круциатуса:

— Гриндевальд пытает брата Дамблдора, в воспитательных целях;

— Лестрейнджи и Барти Крауч пытают родителей Невилла, пытаясь выяснить, куда делся Волан-де-Морт, естественно, безуспешно, поскольку Долгопупсы этого не знали;

— Виктор Крам, находясь под заклятием Империус, применяет Круциатус к Седрику и Флер Делакур;

— Волан-де-Морт применяет заклинание к Гарри несколько раз: на кладбище в день своего возрождения (удачно) и во время битвы за Хогвартс (заклинание не действует);

— там же на кладбище Волан-де-Морт пытает пожирателя смерти Эйвери (в качестве наказания и устрашения);

— Поттер применяет заклинание дважды: к Беллатрисе Лестрейндж (заклинание не срабатывает) и Амикусу Кэрроу;

— Долорес Амбридж собирается пытать заклятием Гарри, однако не осуществляет этого;

— Волан-де-Морт подвергает пыткам мастера волшебных палочек Олливандера и, вероятно, Грегоровича, чтобы узнать нужную ему информацию о Бузинной палочке и своей собственной;

— Беллатриса Лестрейндж применяет заклятие к Невиллу во время битвы в Отделе тайн, в седьмой книге пытает Гермиону, чтобы узнать, где та взяла меч Гриффиндора;

— во время действия седьмой книги наказания Круциатусом в Хогвартсе входят в систему и широко применяются на детях.

Итого из четырнадцати описанных случаев применения Круциатуса к конкретным людям:

— пять эпизодов имеют целью получение информации (родители Невилла, Олливандер, Грегорович и Гермиона — во всех пяти конечная цель не могла быть достигнута, поскольку жертвы не обладали требуемой информацией);

— шесть раз заклятие применяется в «оперативной ситуации», то есть во время битвы или непосредственно после нее, под влиянием аффекта (Гриндевальд применяет заклятие к Аберфорту после словесной потасовки, перерастающей в магический поединок, Крам применяет заклятие к Седрику и Флер, чтобы вывести их из соревнования за кубок, Беллатриса во время битвы в отделе Тайн пытает Невилла, с целью шантажа Гарри, наконец, Гарри шмаляет оба раза, не думая, в тех, кто обидел его друзей);

— три эпизода применения заклятия Волан-де-Мортом (два по отношению к Гарри и как минимум одно к своему соратнику) имеют целью устрашение и демонстрацию своего превосходства.

Наконец, практика применения Круциатуса в Хогвартсе на учащихся преследовала целью установление дисциплины и подавление подпольного сопротивления, имела множество эпизодов и была успешной лишь частично, то есть не привела к полной ликвидации Отряда Дамблдора.

Жаль, по Гриндевальду достоверно описан только один эпизод, практика применения им именно этого заклинания могла бы много сказать о его характере. Сдается мне, что Круциатус в целом — не его стиль и в тот раз с Аберфортом он просто психанул, когда сопляк начал ему что-то выговаривать. Как минимум вряд ли бы он стал обдуманно пытать брата Дамблдора в присутствии самого Дамблдора, уже тогда весьма неслабого мага. Он и в финале «Фантастических тварей» (они же как бы канон, раз Роулинг сценарий писала) очевидно психанул, когда пошел на толпу мракоборцев опять будучи спровоцированным.

Так что примем за эталон обращения с этим заклятием именно Волан-де-Морта, поскольку он, похоже, самый прошаренный в непростительных.

Теперь о технической стороне вопроса, то есть заклинания:

— требует наведения палочкой на жертву;

— как и с остальными заклинаниями, требующими наведения, существует вероятность промазать;

— более того, есть риск осечки, если желание причинить боль объекту недостаточно велико (так, у Гарри почему-то не получилось наложить заклятие на Беллатрису, только что убившую его крестного, но получилось на какого-то левого мужика Кэрроу, который плюнул в Мэгги Смит);

— длительное и/или неаккуратное (кто его знает, как оно там было) применение Круциатуса может привести к сумасшествию;

— но при обычном, непродолжительном использовании, не имеет никаких долгосрочных последствий для психики (хотя многие из подвергшихся пыткам — дети, они уже спустя несколько минут приходят в себя и со словами «Iʼm OK» включаются в умственную деятельность или боевые действия);

— боль, по заявкам производителя, прямо-таки чудовищная и нестерпимая: «Боль была совершенно невыносимой; кости, казалось, вот-вот расплавятся, а голова разлетится на куски; глаза бешено вращались в глазницах, и Гарри хотелось только, чтобы эта мука прекратилась… забыться… умереть…»

Правда, все всё равно терпят.

Теперь, собственно, об эффективности заклятия Круциатус.

Здесь важно понимать, что этот метод отвечает ровно тем задачам, которые на него возлагаются. Хочешь услышать правду — получишь правду. Хочешь слышать то, что хочешь — именно это и услышишь.

Пытки малоэффективны (неэффективны):

— в случае когда пытаемый не обладает требуемой информацией;

— в случае если требуется получить правдивую информацию с первого раза без возможности предварительной проверки, например, код от сейфа или местонахождения партизан, при этом вторая попытка уже не имеет смысла, так как сейф блокируется, а партизаны отходят;

— при неумелом использовании.

Если рассмотреть практику применения пыток для получения признательных показаний (одна из наиболее эффективных сфер применения данного метода), то история может представить нам буквально несколько известных личностей, которых не сломало даже длительное физическое воздействие.

Мой любимый канонiчный пример — «возлюбленная террора», эсерка Мария Спиридонова, идеальное воплощение психологии революционера-террориста дореволюционной закалки. В 1937 году она была арестована и прошла через жернова сталинской репрессивной машины. Есть основания полагать, что у Сталина были планы использовать ее как свидетеля на показательном процессе против Бухарина, но этим планам не суждено было осуществиться, потому что Маня не признавалась ни в чем и ни в какую. По легенде, узнав, что муж под пытками оклеветал себя, она на очной ставке набросилась на него с криком: «Предатель!», а на угрозы в адрес ее приемного сына ответила, что сама в его возрасте уже была на каторге и ему пора пострадать за убеждения. Привожу эти художественные байки-бабайки только потому, что даже если оно неправда, подобное поведение идеально вписывается в психологический портрет поехавшей террористки, вырисовывающийся из ее мемуаров и поступков.

Люди такого склада есть, их — наверное, к счастью — относительно небольшое число от популяции, к ним наверняка есть свои подходы, но конкретно физические методы воздействия на них не работают.

Отдельно следует рассмотреть вопрос эффективности пыток как средства обеспечения лояльности на уровне ближайших приближенных. То есть то, что так любит делать Волди, рандомно и показательно шмаляя заклинаниями в своих же соратников. Мое мнение — не эффективно. У человека есть базовая потребность в безопасности и том, что называется стабильность. Если в его окружении есть жестокие наказания, он должен быть уверен, что они не коснутся его иначе как за очень серьезные и сознательно совершенные косяки — только в таком случае человек будет чувствовать себя психологически комфортно и, следовательно, будет лоялен.

Такая атмосфера, которая была показана в фильмах, начиная с Принца-полукровки, нормальной [для подобных структур] не является. В первых Дарах смерти во время заседания в начале фильма у пожирателей вообще такие морды, что их бы в Нюрнберге оправдали. А речь идет об узком привилегированном круге приближенных. Кстати, в книге в этой сцене чуть поменьше саспенса и чуть побольше адекватности: там видно желание пожирателей выслужиться, привлечь к себе внимание, а не «ебаный стыд, только не ко мне».

Собственно, у меня нет претензий к тому, что Волан-де-Морт именно так выстраивал отношения со своими соратниками. Это комфортное состояние для психопатов, примерно такие системы отношений они и выстраивают, Сталин тому весьма удачный пример. Такой формат позволяет добиться внешней лояльности, но она мгновенно заканчивается, как только внешний фактор в виде страха перестает действовать. То есть как только лидер такого формата как Волан-де-Морт или Сталин оказывается в беспомощном состоянии, его ближайшие соратники мгновенно разбегаются как тараканы. (Что и произошло в итоге с обоими этими товарищами).

Но вернемся к проблемам собственно заклятия Круциатус и вопросу, почему же оно менее эффективно, чем старые добрые магловские методы.

Во-первых, таковы требования жанра. Это сказка, в сказках должны быть герои и условности. В сказках положительные персонажи не сдают своих даже под пытками, потому что их не сломить. И при этом они не поехавшие фанатики, которым не жалко себя, потому что никого не жалко. В принципе, на этом можно было бы закончить, это основной ответ на вопрос статьи. Герои выдерживают заклятие Круциатус, потому что если бы они после первого применения падали в ноги Волди и компании, соглашаясь сделать все, что угодно, никто бы это не читал нет, просто был бы уже не Поттер, а Джордж Мартин.

В-четвертых, интенсивность. Это одновременно и преимущество, и недостаток магического метода. С одной стороны, с помощью палочки можно без каких бы то ни было инструментов мгновенно причинить человеку действительно сильную боль. Вся проблема в том, что эта боль слишком внезапная и слишком сильная (ну, по заявленным описаниям). От такой боли мозг у человека выключается, он ничего, кроме боли, не воспринимает, с ним, говоря канцелярским языком, ну совершенно невозможно работать. Непонятно, дает ли заклятие возможность сознательно контролировать его интенсивность (в фрагменте c пауком написано дословно: «Moody did not remove his wand, and the spider started to shudder and jerk more violently»), или усиливается само по себе по мере продолжительности (может, из-за этого его применение надо «разбивать» на отдельные эпизоды). Допрос с пристрастием Олливандера я не считаю, так как там не указано в какой момент Волан-де-Морт произносит заклинание, да и вообще какое это заклинание — но в принципе да, возможно, он там ведет допрос прямо во время применения Круциатуса, тогда он однозначно может его ослаблять, потому что Олливандер ему отвечает почти целыми предложениями.

В-пятых, никакого разнообразия. Боль всегда одна и та же, не локализированная, но вроде бы по ощущениям идущая из костей, это, безусловно, больно (как минимум половина пыток так или иначе связана с повреждением костей и/или суставов), но человека сильнее всего пугает неизвестность. Плюс есть индивидуальная восприимчивость к разным видам боли. Кто-то больше боится игл, кто-то огня, кто-то тисков; плюс есть более или менее выраженный страх за конкретные части тела (например, глаза, пальцы и т.д.) Заклятие Круциатус же лишено индивидуального подхода. (Хотя, в принципе, кто его знает, мы же его субъективно только на Гарри видели, может, другие персонажи его ощущают по-разному).

Наконец, шестое, последнее — отсутствие психологической составляющей. Уже описанная выше внезапность и интенсивность не дают применить широкий спектр психологических приемов воздействия на жертву. А без психологии в этом деле никуда. Знающие люди в курсе, что главное в пытке — это подготовка и легкая демонстрация, и большая часть ломается уже на этом этапе — воображение работает против жертвы. К тому же для эффективного общения между допрашивающим и жертвой должен быть контакт на протяжении всего процесса. Всякие там: «вы его тут отмудохайте слегка, а я вернусь через 15 минут и поговорим» — халтура. А вот эталон профессионализма, на мой взгляд, — это ОʼБрайен все из того же «1984». Полное спокойствие, полный контроль, полная концентрация на состоянии пытаемого, постоянный зрительный, вербальный и при необходимости тактильный контакт, манера диалога, разработанная под конкретного человека. Да там в какой-то момент сам вместе с главным героем начинаешь сомневаться в своих мыслях, настолько этот черт убедителен.

Итого, моя резолюция по этому заклинанию:

— удобнее обычных методов пыток, но менее эффективно ввиду примитивности своего воздействия;

— следовательно, имеет более ограниченную сферу применения;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *