Крупнотоннажный спг что это
Сжиженный природный газ (СПГ), технологии сжижения
Это природный газ, искусственно сжиженный путем охлаждения до −160 °C
Перевод 1 тонны СПГ в кубометры (м 3 ).
Поэтому, в зависимости от компонентного состава изменяется и количество м 3 газа при переводе из тонн.
Процесс сжижения идет ступенями, на каждой из которых газ сжимается в 5-12 раз, затем охлаждается и передается на следующую ступень.
Ныне применяются 2 техпроцесса:
В процессах сжижения газа важна эффективность теплообменного оборудования и теплоизоляционных материалов.
Применение компрессорно-детандерной схемы позволяет повысить эффективность охлаждения газа до 14 % за счет совершения работы на лопатках турбины.
Термодинамические схемы позволяют достичь 100% эффективности сжижения природного газа:
Известно 7 различных технологий и методы сжижения природного газа:
Процесс сжижения газа
Оборудование СПГ-завода
Существует технология, позволяющая сэкономить на сжижении до 50% энергии, с использованием энергии, теряемой на газораспределительных станциях (ГРС) при дросселировании природного газа от давления магистрального трубопровода (4-6 МПа) до давления потребителя (0,3-1,2 МПа):
Транспортировка СПГ— это процесс, включающий в себя несколько этапов:
Регазифицированный СПГ транспортируется конечным потребителям по газопроводам.
Основные производители СПГ по данным 2009 г:
Производство СПГ в России
На 2021 г в РФ действует 4 СПГ-завода.
По итогам 2015 г производство составило 10,8 млн т/год, превысив проектную мощность на 1,2 млн т/год.
Однако из-за падения цен на мировом рынке доходы от экспорта СПГ в долларовом исчислении сократились по сравнению с 2014 г на 13,3% до 4,5 млрд долл США/год.
Новатэк-Юрхаровнефтегаз (дочернее предприятие Новатэка ) выиграл аукцион на право пользования Няхартинским участком недр в ЯНАО.
Няхартинский участок недр нужен компании для развития проекта Арктик СПГ. Это 2 й проект Новатэка, ориентированный на экспорт СПГ.
В США введены в эксплуатацию 5 терминалов по экспорту СПГ общей мощностью 57,8 млн т/год.
На европейском газовом рынке началось жесткое противостояние американского СПГ и российского сетевого газа.
Секретный Проект «Газпрома» Что такое СПГ и зачем он российским газовикам
Мировое производство сжиженного природного газа развивается стремительными темпами. За последние 40 лет объемы продаж СПГ выросли в 110 раз и, как прогнозируется, будут увеличиваться на семь процентов ежегодно в последующие десять лет. Рынок развивается стремительно, но для России он относительно новый — большая часть экспортного газа доставляется до потребителей трубопроводами. В перспективы СПГ верят даже в «Газпроме», причем у российского газового монополиста на этом рынке появились конкуренты.
Сжиженный природный газ (СПГ) — это природный газ, сжиженный путем охлаждения до температуры минус 161,6 градуса по Цельсию. В итоге из 600 кубометров природного топлива получается один кубометр сжиженного. СПГ производится на специальных терминалах (заводах), которые располагаются в портах. С терминалов топливо закачивается в газовозы и отправляется в путешествие по морю. В пункте прибытия СПГ подвергается регазификации (процесс, обратный сжижению) и закачивается в трубопроводы, которые поставляют топливо конечному потребителю.
Основными преимуществами СПГ являются удобство хранения и транспортировки, а также возможность доставки в любую точку мира, если там есть регазификационный терминал. Принципиальным его недостатком являются возможность срывов поставок и большие затраты на строительство терминалов и газовозов. Впрочем, это достаточно спорный вопрос — сейчас нет возможности оценить, что дешевле: строить трубопроводы или СПГ-терминалы. В каждом конкретном случае инвесторы взвешивают все «за» и «против», после чего выбирают вариант поставок.
Например, для Японии — крупнейшего импортера СПГ в мире — сжиженный газ пока является безальтернативным источником поставок топлива. Токио пытается договориться с РФ о строительстве трубопровода, но российские газовики пока отказываются от проекта, ссылаясь на высокую сейсмическую активность в регионе.
Установка по сжижению природного газа
Изображение: Пресс-служба ОАО «Национальные газовые технологии»
СПГ-технологии почти не развивались до 60-х годов прошлого века, но с 1970 по 2011 годы продажи сжиженного газа в мире выросли с трех миллиардов до 331 миллиарда кубометров в год. Как ожидается, до 2020 года продажи СПГ будут расти на семь процентов в год. По данным банка Jefferies, за прошедшее десятилетие спрос на этот вид топлива вырос вдвое. В консалтинговой компании Eurasia Group считают, что мощности по производству СПГ вырастут с 372,5 миллиарда до 705 миллиардов кубометров в год.
Сжиженный газ позволяет подключить к рынку новых игроков, которые находятся далеко от потребителей. Сейчас крупнейшим экспортером СПГ является Катар. Первый его газовоз покинул порт на Ближнем Востоке в 1997 году; уже через девять лет страна обошла по объемам экспорта СПГ прежних лидеров — Индонезию, Малайзию и Алжир. Сейчас на Катар приходится около четверти мировых поставок СПГ (более 100 миллиардов кубометров в год). Впрочем, арабская страна рискует в скором времени утратить лидерство. Ее крупнейшему конкуренту — Австралии — пророчат мощный рывок: материковое государство может резко увеличить экспорт сжиженного газа и обойти Катар к 2020 году.
Несмотря на стремительный рост СПГ-индустрии, доля сжиженного газа пока не превышает десяти процентов от глобального спроса на газ, а импортом СПГ занимаются всего около двух десятков стран. Тем не менее инвесторы во всем мире признают, что вкладываться в строительство соответствующей инфраструктуры можно и нужно. Развивается отрасль, хоть и со скрипом, в том числе и в России. Большинство СПГ-проектов в стране пока существуют лишь в планах, и точно неизвестно, когда именно они будут реализованы.
«Газпром» и конкуренция
Сейчас в России работает только один СПГ-завод, построенный в рамках проекта «Сахалин-2», оператором которого является Sakhalin Energy Investment Company. Контрольный пакет акций этой компании принадлежит «Газпрому», хотя изначально проект разрабатывали иностранцы: Shell и японские Mitsui (12,5 процента) и Mitsubishi (10 процентов). Российская монополия вошла в «Сахалин-2» в 2006 году, а уже через три года на нем начал работу СПГ-завод. В 2010-м он вышел на проектную мощность в десять миллионов тонн в год (впоследствии мощность планируется нарастить в полтора раза). Около 65 процентов сахалинского СПГ покупает Япония, остальные объемы поставляются в Северную Америку и Южную Корею.
Еще один СПГ-терминал монополия планирует построить во Владивостоке к 2018 году. Его мощность, как ожидается, также составит десять миллионов тонн топлива в год. Газ с владивостокского завода будет поставляться в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Танкер Cygnus Passage на терминале по отгрузке газа первого в России СПГ-терминала (проект «Сахалин-2»)
Фото: Сергей Красноухов / РИА Новости
Если «Газпром» рассматривает СПГ-рынок как еще одну дополнительную возможность расширения экспортных поставок, то для его российских конкурентов развитие сжиженного газа может стать своеобразным «глотком свободы». Дело в том, что сейчас в России действует монополия на экспорт газа: все добывающие компании должны сдавать газ «Газпрому», который по своим трубопроводам доставляет его зарубежным потребителям.
В схеме с СПГ экспортная монополия теряет смысл, ведь никаких газопроводов для доставки газа не нужно. Следовательно, производители газа могут получить от СПГ дополнительную выгоду, начав конкурировать с «Газпромом» вне страны. И хотя решений по частичной отмене монополии в правительстве пока не приняли, очевидно, что так или иначе конкурентам «Газпрома» возможность продавать газ самостоятельно дадут. Тем более что лоббированием этого вопроса занимается бывший вице-премьер, а ныне руководитель «Роснефти» Игорь Сечин.
Именно государственная «Роснефть» может стать конкурентом «Газпрома» на рынке СПГ. Нефтекомпания намерена построить завод по сжижению газа на Дальнем Востоке. По информации РИА Новости, терминал планируется возвести в порту Де-Кастри в Хабаровском крае, на берегу Татарского пролива. Глава компании Игорь Сечин заявлял, что мощность первой из трех очередей завода составит пять миллионов тонн в год, а его строительство необходимо завершить к 2019 году.
Другим конкурентом «Газпрома» является «Новатэк», который планирует совместно с Total построить завод по сжижению газа на Ямале ; французской компании принадлежит 20 процентов проекта. Терминал мощностью 16,5 миллиона тонн топлива в год будет сжижать газ с Южно-Тамбейского месторождения.
Раньше «Новатэк» и «Газпром» планировали работать на Ямале вместе. Два года назад конкуренты договорились о создании двух СП по разработке своих месторождений на Ямале и Гыдане. В рамках СП на Ямале планировалось организовать производство СПГ. В «Новатэке» отмечали, что проект ведется отдельно от совместного с французами «Ямал СПГ». В конце апреля этого года глава независимого производителя Леонид Михельсон заявил, что переговоры по СП с «Газпромом» нельзя назвать продуктивными. Представитель концерна Сергей Куприянов рассказал 25 апреля, что госкомпания рассчитывала получить 50 процентов, но «Новатэк» хотел оставить контроль за собой. По его словам, сотрудничество заморожено.
Возможно, именно под воздействием неудачи с «Новатэком», с одной стороны, и в связи с активными СПГ-планами «Новатэка» и «Роснефти» — с другой, «Газпром» решил, что и ему необходимо активизироваться в этой сфере. 23 мая глава концерна Алексей Миллер заявил, что в ближайшее время компания намерена заявить о «принципиально новом» российском СПГ-проекте. Деталей он не уточнил, но СМИ выяснили, что речь идет о возврате к планам строительства СПГ-терминала в порту Приморск (Ленинградская область).
Построить терминал в Приморске планировалось еще в 2004 году. Совместное предприятие «Газпрома» и судоходной компании «Совкомфлот» получило 270 гектаров земли под строительство завода. В 2007 году проект, названный Baltic LNG, признали нерентабельным, и «Газпром» отказался от него в пользу Штокмановского месторождения, судьба которого впоследствии оказалась под вопросом. В 2011 году новым собственником Baltic LNG стал «Сибур»; в 2013 году компания ликвидировала проект по неизвестным причинам.
Схема проекта «Сахалин-2»
По информации «Коммерсанта», «Газпром» решил реанимировать Baltic LNG в расчете на захват доли европейского СПГ-рынка, где пока лидирует Катар. Проект может принести «Газпрому» не только денежную выгоду, но и моральное удовлетворение — с его помощью российская компания может заставить работать на себя нормы Третьего энергопакета, направленного как раз против концерна. В соответствии с этим соглашением владельцы газопроводов должны предоставить доступ к ним третьим лицам. Энергопакет распространяется и на терминалы по регазификации, на которые, в свою очередь, может претендовать «Газпром».
Очевидно, что направлять сжиженный газ российской монополии имеет смысл в те страны, которые он не охватывает газопроводами, то есть речь идет, прежде всего, о Великобритании и части стран Южной Европы. Однако на юге «Газпром» планирует построить «Южный поток» (он, правда, не дойдет до Португалии и Испании), а к Великобритании хочет тянуть одну из ниток «Северного потока». Как коррелируют планы по строительству СПГ-завода и газопроводов, пока неизвестно.
В 2011 году РФ заняла восьмое место по объему экспорта сжиженного газа с долей в четыре процента. Если российским компаниям удастся выполнить намеченные планы, к 2020 году СПГ-мощности в РФ составят почти 57 миллионов тонн в год (76 миллиардов кубометров), то есть экспорт увеличится многократно, а СПГ займет существенную долю от всего экспорта газа. На пути СПГ может встать только время: если конкуренты России на мировом рынке введут в строй свои СПГ-мощности раньше, а США решатся на массовый экспорт топлива, для российского газа может попросту не остаться места.
«СПГ — своими силами» Новые заводы СПГ компаний «Новатэк» и «Коксохиммонтаж» положительно повлияют на экономику и экологию
Основная часть прироста мировой торговли газом определяется сжиженным природным газом (СПГ — LNG), на который приходится более 40 процентов глобальной торговли этим топливом, считают эксперты Royal Dutch Shell. Его экспортируют 19 стран, в том числе Россия, а покупают — более 50. Россия сейчас лидирует в поставках трубопроводного газа. Однако в структуре экспорта отечественного газа более 90 процентов приходится на газ, поставляемый трубопроводным транспортом, что явно недостаточно для сохранения лидирующих позиций на глобальном рынке. О том, как необходимо диверсифицировать поставки за счет сжиженного газа с учетом прогнозов, что в пятилетней перспективе мировая торговля СПГ может увеличиться почти на треть, и какие для этого необходимы долгосрочные решения — в материале «Ленты.ру».
Новый этап
В Магнитогорске 26 августа 2020 года состоялся запуск завода мощностью 40 тысяч тонн в год. Продукцией предприятия является сжиженный природный газ (СПГ) и очищенный природный газ для промышленного или бытового применения — так называемый газ обратного потока. Ждали этого события не только борцы за чистоту воздуха, но и крупные промышленники, которые, безусловно, оценят, что переход на газ позволит существенно сэкономить на топливе. Заказчиком выступила компания «Новатэк».
Председатель правления компании «Новатэк» Леонид Михельсон уверен, что развитие рынка газомоторного топлива является перспективным направлением для «Новатэка» как в России, так и за рубежом. «Перевод транспорта на СПГ позволяет снизить затраты перевозчиков на топливо и значительно сократить выбросы вредных веществ в атмосферу, что имеет важное значение для защиты окружающей среды», — отметил он.
В свою очередь, вице-премьер Юрий Борисов заявил, что по поручению президента России правительство реализует программу развития рынка газомоторного топлива. Подобного рода заводы, по его словам, будут тиражироваться по всей стране.
Технологии должны быть экологичными
«Новатэк» в реализации своей стратегии уделяет много внимания созданию российской промышленной технологии производства СПГ, которой, по сути, раньше не было. В 2018 году компания запатентовала технологию сжижения природного газа — «Арктический каскад», а затем приступила к строительству четвертой опытно-промышленной линии в рамках проекта «Ямал СПГ».
В качестве пилотного региона для строительства завода по производству газа в малых объемах Челябинская область была выбрана неслучайно, поскольку региональные власти нацелены на развитие местного рынка газомоторного топлива (ГМТ). Перевод общественного транспорта на экологически чистый вид топлива в Челябинской области запланирован в рамках майского указа президента России об улучшении экологической обстановки в регионе. Концепция обновления транспорта разработана в рамках федерального проекта «Чистый воздух», в который входит в нацпроект «Экология».
В частности, рассматривается вопрос перевода общественного городского транспорта на сжиженный природный газ. По словам экспертов, с появлением транспорта на газомоторном топливе количество выбросов должно снизиться на четыре тысячи тонн в ежегодном валовом измерении.
Нужны ли зарубежные компании
Первыми строить заводы СПГ начали британцы и американцы. В графстве Кент работает крупнейший европейский терминал Isle of Grain по приему СПГ. Его резервуары рассчитаны на один миллион кубометров газа. В России еще в 2003 году «Трест Коксохиммонтаж», имеющий 90-летний опыт промышленного строительства, начал первые работы в этом секторе, а в 2006 году компания участвовала в строительстве крупнотоннажного завода СПГ проекта «Сахалин II», который являлся первым на тот момент в Российской Федерации проектом по сжижению природного газа. В этом проекте хедлайнером были иностранные компании, а «Коксохиммонтаж» выступал как подрядная организация.
Затем был запуск уникального по всем показателям проекта, инновационного для мирового сообщества, — крупнотоннажного завода по сжижению газа «Ямал-СПГ» в 2017 году, где компания «Трест КХМ» выполнила значительную часть работ: над реализацией задач по строительству трудились более трех тысяч специалистов треста.
В 2019 году состоялся пуск среднетоннажного СПГ-завода в Высоцке мощностью 660 тысяч тонн в год. «Трест Коксохиммонтаж» также выступил одним из генеральных подрядчиков. Терминал стал крупнейшим на северо-западе. Его запуск позволил использовать потенциал для монетизации газовых ресурсов на новых направлениях как внутри страны — в первую очередь Калининградская и Ленинградская области, — так и за ее пределами — в страны Балтийского региона. Основными рынками сбыта для проекта на Балтике стали Атлантика, Ближний Восток и Южная Азия.
Обеспечить приоритет
Таким образом, в России на сегодняшний день реализована вся линейка заводов СПГ: от малотоннажных до крупнотоннажных. Создание в России производств СПГ не просто уникальные технологические проекты, это верный путь сохранить собственный приоритет на мировом рынке энергоносителей.
«Российские строители набрали достаточный опыт и компетенции в строительстве заводов СПГ. Запуском этого высокотехнологичного завода мы в очередной раз подтверждаем возможность обеспечивать создание уникальных, экологически чистых промышленных производств исключительно силами наших отечественных предприятий», — отметил генеральный директор «Треста Коксохиммонтаж» Сергей Фуфаев.
Похоже, еще одна отрасль экономики страны больше не нуждается в привлечении зарубежных специалистов. И у России есть все возможности развивать рынок СПГ своими силами.
Чудо-технологии российского СПГ: достижения и планы
У нас на глазах, в режиме онлайн, в экономике России рождается совершенно новый для нас вид бизнеса – не так часто у нас происходят такие события.
Бизнес, связанный с производством СПГ, имеет достаточно много составляющих: нужно добыть природный газ, доставить его до производственных линий, провести все технологические операции. Конечную продукцию – СПГ – нужно перегрузить в танки судов-газовозов, что тоже далеко не тривиальная операция. Красивые «банки сгущенки», настоящее произведение искусства от технических дизайнеров «Ямал-СПГ» – очень непростые конструкции, стоимость которых составляет 20% от общей сметы завода.
По информации НОВАТЭКа при реализации проекта «Ямал-СПГ» удалось добиться 50% локализации, что для дебютного завода достаточно неплохой результат. Сметная стоимость «Ямал-СПГ» превышает 20 млрд долларов, а это значит, что российские компании получили различных заказов более, чем на 10 млрд долларов – согласитесь, это серьезная причина для того, чтобы внимательнее присмотреться к тому, как будет происходить дальнейшая локализация. НОВАТЭК планирует, что при реализации следующего проекта, «Арктик СПГ-2», локализация выйдет на уровень 65-70%, и уже сейчас очевидно, что «Арктик СПГ-2» не будет последним российским крупнотоннажным проектом.
Уже получено одобрение Главгосэкспертизы на проект газового кластера в порту Усть-Луги – в числе прочего, Газпром будет строить СПГ-завод мощностью 13 млн тонн в год. НОВАТЭК продолжает консолидацию лицензий на разведку и разработку газовых месторождений на полуострове Гыдан под проект «Арктик СПГ-1», Роснефть намерена самостоятельно осваивать газовые месторождения в рамках проекта «Восток Ойл», чтобы полномасштабно присоединиться к отечественному СПГ-бизнесу. Следовательно, количество заказов машиностроительным предприятиям будет увеличиваться, и разовым событием это уже точно не станет.
От арктических контейнеровозов к арктическим газовозам
Строительство танкеров-газовозов для арктических проектов России необходимо было осваивать уже в связи с проектом «Ямал-СПГ», и это – еще одна новая отрасль в нашей экономике. Дело в том, что тяжелое гражданское судостроение во времена СССР своего развития в нашей стране не имело, заказы диверсифицировались в рамках СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи).
Ответом на этот вызов становится судостроительный комплекс «Звезда», строительство второй очереди в городе Большой Камень которого выходит на конечные этапы. Yamalmax DAT – это не просто грузовые суда усиленного ледового класса, что, впрочем, очевидно уже по аббревиатуре. DAT – double acting tanker, «танкер двойного действия»: по чистой воде это судно идет носом вперед, развивая скорость до 19,5 узлов (36 километров в час), а ледовые поля толщиной до 1,7 метра преодолевает вперед кормой со скоростью до 5,5 узлов (около 10 км в час).
Такое движение возможно только в случае применения AZIPOD, AZmulthing electric POdded Drive, винторулевых колонок, отдельный привод которых может разворачивать их даже не на 180, а на 360 градусов. Такие движители были разработаны в начале этого века для пассажирских судов – для того, чтобы улучшить маневренные характеристики, а вот первое грузовое судно, на котором в 2006 году были установлены AZIPOD, носит название «Норильский никель».
По заказу компании «Норникель» проект арктического контейнеровоза был разработан знаменитой на весь полярный мир финской компанией Acer Arctic, на ее верфях был построен головной корабль серии. Серийные арктические контейнеровозы ледового класса Arc7 строились в Германии, на верфях города Висмар (2008 год – «Талнах», «Мончегорск» и «Заполярный», 2009 год – «Надежда», 2011 год – арктический танкер «Енисей»). «Норникель» при помощи своего флота обеспечивает перевозки всех своих грузов и одновременно – северный завоз для Таймыра, так что первый опыт использования арктических судов нового типа оказался совершенно успешным.
Но вот характеристики ледовых контейнеровозов: максимальная длина – 169 метров, максимальная ширина – 26,5 метров, дедвейт – 18,1 тысяч тонн. А вот характеристики головного судна класса Yamalmax DAT, «Кристофа де Маржери»: длина – 299 метров, ширина – 50,1 метра, дедвейт – 80,2 тысячи тонн.
Вдвое более габаритные, перевозящие в своих танках более 100 тысяч тонн СПГ арктические газовозы – это совершенно другой класс кораблей, строительство которых требует иных технологий и компетенций, поэтому нет ничего удивительного в том, что «Звезда» осваивает их не так стремительно, как хотелось бы многим сторонним наблюдателям. Однако в том же Большом Камне уже появился «Сапфир», завод винторулевых колонок AIZIPOD, совместное предприятие Роснефти и General Electric, уже подготовлено технико-экономическое обоснование металлургического комбината в соседней бухте Суходол.
Однако строительство корпусов танкеров-газовозов и даже производство движителей AIZIPOD – это еще не все технологии, которые предстоит освоить российской промышленности. Для того, чтобы судно было способно перевозить СПГ, необходимы криогенные емкости, способные обеспечить сохранность груза при минимальном объеме испарения. Для того, чтобы эти испарения не были прямой потерей и не наносили реальный вред экологии (тепловой эффект от метана кратно значительнее, чем от углекислого газа), лучшим метод – использование этого газа в качестве моторного топлива для двигателей судна. На сегодняшний день похвастаться успехами в таком направлении двигателестроения «Звезда» не может – двигатели поставляет финская компания Wartsila, занимающая лидирующие позиции в мире. Пока остается только надеяться, что, несмотря на весь негатив по отношению к России, который стал так характерен для Евросоюза, не помешает финским специалистам продолжить сотрудничество и не отказываться от локализации производства в нашей стране.
Французские технологии и русские березы
Значительно лучше обстоят дела с освоением технологии производства криогенных танков для газовозов. Исторически первой эту технологию начали развивать англичане, но затем все их наработки были продолжены норвежской компанией Moss (хотя называть Moss «норвежской» компанией можно только условно – контрольный пакет ее акций принадлежит итальянскому концерну Saipem). Moss сохраняет традиции: танки, произведенные по ее технологиям, имеют сферическую форму и выполнены из алюминия – из металла, который лучше многих других выдерживает криогенные нагрузки. Толщина стенок таких танков – от 3 до 7 сантиметров, толщина «экваториального пояса» (именно им танки соприкасаются с корпусом судна) – до 20 см.
С одной стороны, танки от Moss весьма надежны, но с экономической точки зрения это не лучший вариант. Сферы не полностью используют объемы трюмов кораблей, толщина стенок – это дополнительный вес, который танкеры-газовозы переносят по морям без всякой выгоды для своих владельцев. Танкеры-газовозы из-за требований к прочности корпусов, которые должны выдерживать значительные ледовые нагрузки стоят практически вдвое дороже своих «тропических собратьев», а использование криогенных технологий от Moss сделало бы эту ценовую разницу еще более значительной.
Исходя из этого «Совкомфлот» и делал заявку на разработку проекта все тому же финскому Acer Arctic – выбор криогенных технологий был сделан в пользу французской компании Gastransport&Technigas (GTT), которая еще с начала 90-х годов строит танки в виде прямоугольных призм, сохранность СПГ в которых обеспечивают тонкие (от 0,5 до 1,2 миллиметра) мембраны, выполненные из инвара – сплава стали с никелем. Результат, который покорился французским специалистам, впечатляет: при одинаковых габаритах танкеры-газовозы с емкостями от Moss вмещают 130 тысяч кубометров СПГ, а с емкостями от GTT – 170 тысяч кубометров, то есть выигрыш составляет 30%. Впрочем, российский выбор не является чем-то оригинальным – в настоящее время 80% строящихся танкеров-газовозов строятся с использованием криогенных емкостей от GTT.
Новейшая мембранная система от GTT носит название Mark III позволяет сократить ежедневное неизбежное испарение перевозимого СПГ до 0,085% от перевозимого объема. Обеспечивается это не только криогенными свойствами нового инварного сплава, но еще и использованием еще одного, чрезвычайно технологичного материала.
Мембранная система Mark III выглядит следующим образом: слой инвара, изолирующий слой из высокотехнологичного материала и затем второй слой инвара. Специалисты GTT уверяют, что второй слой инвара, в общем-то, избыточен, но предпочитают перестраховываться от любых запроектных ситуаций.
С учетом того, что Yamalmax DAT строятся для того, чтобы они были способны перемещаться по льдам Арктики в режиме ледокола, внешний слой инвара не должен соприкасаться с корпусом судна – корпус будет испытывать ударные нагрузки, судно может оказаться даже затертым льдами и без всяких лишних проблем дождаться прихода ледоколов сопровождения. Следовательно, мембрану необходимо надежно отделить от корпуса судна – и для этого используется тот же высокотехнологичный материал.
Требования к этому материалу крайне жесткие: он должен выдерживать криогенные температуры, обладать высокими теплоизоляционными свойствами, должен выдерживать ударные нагрузки со стороны. Мало того: криогенные емкости от GTT имеют форму призмы, а ведь трюм судна отнюдь не похож на куб, то есть этот удивительный материал должен быть выполнен в виде слоев разной толщины – от 3 до 20 см. Единственный материал, который отвечает всем этим требованиям – фанера, старая добрая фанера. В 2019 году после многократных проверок со стороны экспертов GTT четвертой в мире компанией, получившей лицензию на производство фанеры Gas Mark III, стала группа компаний «Свеза». Да, именно так: в наше время хватает расчудесных композитных материалов, технологий 3D-печати, но без русской березы обойтись не получается. Российский деревообрабатывающий холдинг постепенно становится завсегдатаем судостроительных выставок и есть надежда, что Sveza Gas Mark III найдет свою нишу на мировом рынке. Кто бы и как не относился к тому, как выглядит курс рубля по отношению к основным мировым валютам, но для российского экспорта это все так же остается дополнительным, и немаловажным, конкурентным преимуществом.
Росатом и СПГ-индустрия России
Кроме перечисленного, у российских машиностроителей уже появились два существенных технологических задела. Входящий в машиностроительный дивизион Росатома «ЗиО Подольск» стал третьим по счету в мире предприятием, освоившим производство криогенных теплообменников – пока для среднетоннажного производства СПГ, но есть все основания полагать, что в ближайшее время будут освоены и теплообменники для крупнотоннажного сжижения. Согласовано и финансируется строительство критически важного для СПГ-отрасли криогенного стенда для проверки всей линейки необходимого оборудования – опять же на базе еще одной структурной единицы Росатома, НИИЭФА (НИИ электрофизической аппаратуры им. Д.В. Ефремова, поселок Металлострой, Санкт-Петербург).
В 2020 году нижегородское ОКБМ (опытное конструкторское бюро машиностроения им. И. Африкантова – Росатом сохраняет названия подразделений, появившиеся у предприятий министерства среднего машиностроения советского периода) освоило технологию производства погружных криогенных насосов. Звучит простенько, но эти насосы не только перекачивают жидкость, имеющую температуру в минус 162 градуса – во время работы они находятся в емкостях, наполненных этой необычной жидкостью.
С 2023 года должно начаться серийное производство газовых турбин ГТД-110М мощностью от 90 до 130 МВт, разработанные в Рыбинске Ярославской области на предприятии Ростеха ОДК-Сатурн. Эти турбины важны не только для энергетического сектора – их использование в «Арктическом каскаде» позволит перевести эту технологию из среднетоннажной в крупнотоннажную, но конкретно говорить об этом можно будет только после того, как «Арктический каскад» отработает в качестве четвертой технологической линии на «Ямал-СПГ» не менее года – только тогда можно будет получить объективную техническую и экономическую оценку.
Но по срокам ОДК-Сатурн и НОВАТЭК, которому принадлежит патент на «Арктический каскад», двигаются практически синхронно – сборка и запуск линии должна закончиться в первом полугодии 2021 года, то есть к тому моменту, как в Рыбинске начнется серийное производство ГТД-110М, станет очевидно, будет ли востребована эта турбина в СПГ-отрасли. Кроме того, в 2020 году GTT сертифицировала дальневосточную «Звезду» как предприятие, имеющую право изготавливать криогенные емкости технологии Mark III, что открывает для российского завода перспективы ее применения не только при строительстве Yamalmax DAT, но и для иных заказов – для танкеров-газовозов меньших объемов, для кораблей, которые будут использовать СПГ в качестве моторного топлива.
Справится ли «Звезда» со строительством криогенных емкостей, предназначенных для хранения продукции на крупнотоннажных СПГ-заводах, зависит от наших металлургических компаний – на сегодняшний день в России нет прокатных станов для производства проката из инварных сплавов шириной 5 метров. Нельзя исключать, что после того, как в открытых источниках появятся подробности технико-экономического обоснования металлургического завода, который Роснефть планирует построить в Большом Камне, появится новость о том, что и эта задача будет решена в ближайшее время.
Конечно, этот обзор освоения в России технологий, имеющих прямое отношение к СПГ-индустрии нельзя назвать сколько-нибудь полным. По информации НОВАТЭКа, при реализации проекта «Ямал-СПГ» было задействовано более 700 российских предприятий, поэтому полный объем информации можно получить только в самом НОВАТЭКе. Будут такие заказы размещаться на одних и тех же предприятиях или все будет зависеть только и исключительно от результатов тендеров, пока тоже неизвестно.
С одной стороны, есть требования ФАС, старающегося уберечь нас от любой монополизации. С другой стороны – имеется опыт того же Росатома с его машиностроительным дивизионом, который убедительно доказывает, что единая холдинговая структура позволяет не только обеспечит необходимый уровень качества, но и значительно снизить себестоимость. Однако стоит помнить и о том, что НОВАТЭК – структура частная, и до последнего времени мы не видели у этой компании желания самостоятельно развивать собственное машиностроение.
Если уж говорить о том, что в России может появиться четко структурированный пул СПГ-машиностроительных предприятий, то стоит присматриваться к складывающейся у нас на глазах промышленной группе Газпром банка, но рассказ о ней заслуживает отдельной статьи. Мы привыкли смотреть на российские финансовые группы как на неотъемлемую часть сугубо банковского бизнеса, но то, как Газпром банк реализовал среднетоннажный проект «Высоцк Криогаз», показывает, что здесь все далеко не однозначно, но и об этом – тоже в следующий раз.
Это вторая часть статьи. Первая часть опубликована здесь: