Кругозор и эрудиция в чем разница

Что такое эрудиция и в чем она проявляется?

На запрос по слову «эрудиция» поисковики выдают сотни тестов для проверки собственной эрудированности или подборки книг для повышения IQ. Вот только что они дают? Что даст человеку знание имен всех фараонов, если у него сломалась машина? Или как поможет разобраться с рабочими задачами информация обо всех столицах мира? Наверное, никак. Значит ли это, что эрудированность уже вышла из моды и можно во всем полагаться на компьютеры? Рассуждаем в статье.

Что такое эрудиция?

Эрудиция — это глубокие и всесторонние познания в какой-либо области или нескольких областях, которые возникли в результате изучения и осмысления разных литературных и других источников. По сути, это продукт памяти, отражающий способность человека запоминать и воспроизводить большие объемы информации. Человека, обладающего большой эрудицией, принято называть эрудитом. Соответственно эрудированность как качество личности – это способность проявлять начитанность, и осведомленность по широкому кругу знаний.

Слово «эрудиция» произошло от латинского «erudition»-«ученость, просвещенность». Причем просвещенность не хаотичная или обрывочная, а структурированная, упорядоченная. Другими признаком настоящей эрудированности считаются широкий кругозор, широта интересов и взглядов, а близкими по значению словами – ученость, информированность, компетентность, интеллект, всезнайство, премудрость.

В классическом Риме, Греции и Китае эрудиция ценилась высоко. В эпоху Просвещения она считалась частью общей идеи об идеальном человеке. Известными эрудитами были Леонардо Да Винчи, Галилей, Коперник, Дмитрий Менделеев, Михаил Ломоносов, Бенджамин Франклин.

В до-компьютерную эпоху «голая» эрудиция была в почете, а слово эрудит было комплиментом. Накопленные в памяти знания считались инвестицией в будущее, личной информационной подушкой безопасности. Но в XXI веке гигантские объемы информации отыскиваются одним кликом на компьютере, и держать в голове все эти данные просто нет смысла. Так что сегодня эрудиция утратила статус элитарности, а перешла в разряд хобби. Да, эрудит способен запомнить и в нужный момент отыскать в памяти большое количество информации. Он может много чего знать, но мало понимать. Но это же может и компьютер.

Эрудиция, интеллект, ум – в чем отличия?

Эрудиция предполагает обширные знания о чем-либо. Но одно дело быть «ходячей библиотекой», но совсем другое – уметь применить свои знания в деле. Эрудированность без практического применения – это возможность при случае блеснуть интеллектом или памятью и больше ничего. Более того, ложная эрудированность идет в связке с гордыней, самолюбованием, самодовольством, тщеславием. А это уже отрицательное качество.

Эрудированность не зачисляет автоматически в разряд гениев. Но есть случаи, когда подобная суперспособность и вовсе может быть признаком психического отклонения. Есть такое расстройство «синдром Саванта» – состояние, при котором у человека внезапно проявляются познания в одной или нескольких областях. Подобные «островки гениальности» проявляются в какой-то узкой области. Например, люди-саванты помнят наизусть все сочинения Шекспира или могут по памяти нарисовать подробную карту улиц незнакомого города. Внешне они мало отличаются от окружающих, но общение и социализация даются им с трудом.

Действительно, большая часть запомненной информации нам никогда не понадобится, а сама по себе эрудиция приносит мало пользы – тот, кто производит впечатление мудреца благодаря энциклопедическим познаниям, может быть абсолютно неспособным решать простые жизненные задачи. Еще один недостаток «голой» эрудиции – отсутствие критического мышления. Усваивая информацию из разных источников, человек просто не способен оценить их достоверность.

Но это не значит, что нужно отказаться от тренировок памяти или логики – стоит различать сходные эрудированности понятия:

Эрудиция и широкий кругозор.

Глубокие познания эрудита лишь отражают то, что человек усиленно изучает какую-то область. Эти знания не являются ежедневно необходимыми или жизненно важными и сами по себе не несут практической пользы. Зато общий кругозор – та информация, которой мы пользуемся каждый день. Общий кругозор действительно облегчает жизнь, помогает применить свои знания в деле.

Эрудиция и живой ум.

Как говорил Сократ: «Знание не есть ум» – почерпнуть информацию и запомнить ее обычному «зубрилке» не сложно. Ведь он может просто запоминать много данных, не разобравшись в их содержании. А вот проанализировать прочитанное, сделать свои выводы – увы. Автоматическая эрудированность иногда настолько «захламляет» мозг, что в нем теряются содержательные ответы и притупляется азарт исследователя.

Эрудиция и память.

Эрудированность зависит от способности к запоминанию и объема памяти. Но выигрывает не тот, кто теоретически знает больше, а тот, кто быстрее извлечет из памяти нужную информацию.

В идеале эрудированный человек – это тот, у кого все эти способности развиты в равной степени. Но умственные способности похожи на физические – можно усиленно тренировать бицепс, чтобы побеждать в армреслинге, а можно тренировать все и понемногу, чтобы быть здоровым человеком.

Пять признаков умного человека.

Даже если умный человек является эрудитом, он не считает это своим главным достоинством. Он всегда знает, что ему есть куда стремиться, чтобы стать еще лучше. Он не кичится своей эрудицией и достижениями. Он не старается самоутвердиться за счет менее эрудированных людей.

Кроме этого умный человек:

Выводы:

Источник

Эрудиция: что это такое, признаки, отличие от образованности

Кругозор и эрудиция в чем разница. Смотреть фото Кругозор и эрудиция в чем разница. Смотреть картинку Кругозор и эрудиция в чем разница. Картинка про Кругозор и эрудиция в чем разница. Фото Кругозор и эрудиция в чем разница

В той или иной степени эрудированность свойственна каждому из нас, ее уровень зависит лишь от желания человека получать новые знания. Эрудированная личность может без затруднений ответить даже на сложный вопрос, однако никогда не остановится на достигнутом уровне, стремясь постоянно пополнять багаж собственных знаний.

Что такое эрудиция?

Эрудиция — это способность человеческого разума к усвоению и сохранению в памяти существенного объема знаний и сведений из самых разнообразных сфер. В личностном плане данное качество проявляется как широкая осведомленность, начитанность, способность упорядочить и систематизировать полученную из различных источников информацию и при необходимости — доступно разъяснить ее.

Круг знаний эрудированного человека отличается масштабностью и глубиной — помимо узкоспециализированной информации, необходимой ему в профессиональной деятельности, он живо интересуется и новинками из других, не относящихся к его работе, отраслей. Эрудиция является продуктом непрерывной работы над собой, плодом постоянного саморазвития и самообразования. По этой причине далеко не каждый образованный человек является эрудитом, ведь повышение собственного интеллектуального уровня требует не только большого труда, но и большого желания.

Признаки эрудированного человека

Обычно эрудированные люди не относят собственный интеллект к своему главному достоинству, не стремятся к самоутверждению за счет окружающих, а то и вовсе стараются не выставлять свои интеллектуальные способности на показ. Эрудит понимает, что нельзя знать абсолютно все, а потому с интересом относится ко всему новому. Помимо этого, эрудированным личностям свойственны и другие качества, к примеру:

Какие преимущества дает человеку эрудиция?

Естественно, эрудиция относится к числу положительных личностных качеств. Среди ее основных плюсов следует отметить следующие преимущества:

Отличие эрудиции от образованности

Естественно, между образованностью и эрудированностью немало общего, но есть между ними и одно существенное отличие — эрудит обязательно образован, но не всякий человек с образованием является эрудитом. Не секрет, что многие образованные люди не желают развиваться и получать новые знания, предпочитая просто принимать на веру материал, предоставленный им преподавателями в годы учебы.

Эрудиту, наоборот, свойственно сомневаться в полученных ранее знаниях, а, значит, и развиваться, постоянно получая новую информацию из различных источников и анализируя ее. Ставя что-либо под сомнение, эрудит немедленно начинает искать сведения по интересующему его вопросу, после чего обстоятельно исследует имеющуюся информацию и приходит к собственным выводам. В сущности, интеллектуалам не свойственно воспринимать даже устоявшуюся точку зрения в качестве единственно верной.

Как развить эрудицию?

Целый ряд специалистов по личностному росту не отрицает возможности самостоятельного развития эрудиции, поскольку способности человека в принципе не ограничены. Общие понятия об эрудиции очень субъективны, как и мнения на этот счет, а потому нельзя точно сказать, какими именно знаниями должен обладать эрудит. Главным моментом здесь является личный интерес человека к развитию и расширению кругозора. А теперь приведем несколько универсальных советов для тех, кто хочет подтянуть свой интеллектуальный уровень:

Заключение

Таким образом, эрудированность является однозначно положительным качеством личности, и это качество человек может развить в себе самостоятельно. Чтобы стать настоящим эрудитом следует постоянно учиться, развиваться, стремиться к получению новых знаний, интересоваться различными сферами, отраслями и областями человеческой жизнедеятельности. Ведь человек живет до тех пор, пока его интересует новое во всех его проявлениях и многообразии.

Источник

Эрудиция и интеллект: возможно ли одно без другого

Любовь Карась

Тот, кто эрудирован, обладает высоким уровнем интеллекта? А наоборот? Как связаны эти два понятия и существуют ли они по отдельности? Вполне. Однако проблема в том, что одно без другого создает ряд трудностей. Ведь знать что-либо и применить и критически осмыслить эти знания — два разных умения. Разбираемся в отличии понятий «эрудиция» и «интеллект».

Что такое интеллект и как его измерить

Есть и другие трактовки «интеллекта»:

швейцарский психолог и философ Жан Пиаже предлагает структурно-генетический подход и определяет интеллект как высший способ «уравновешивания субъекта со средой, характерный универсальностью»;

когнитивистский подход рассматривает интеллект как набор когнитивных операций;

Что такое эрудиция и как ее определить

Кругозор и эрудиция в чем разница. Смотреть фото Кругозор и эрудиция в чем разница. Смотреть картинку Кругозор и эрудиция в чем разница. Картинка про Кругозор и эрудиция в чем разница. Фото Кругозор и эрудиция в чем разница

Является ли образованный человек эрудитом? Далеко не всегда. Отличие в том, что эрудит регулярно заполняет пробелы в знаниях, в то время как просто образованный человек не видит в этом необходимости и оперирует полученными когда-то знаниями. Эрудит стремится вникнуть в конкретные темы через книги и другие источники информации.

Итак, отличия интеллекта и эрудиции:

интеллект — способность человека эффективно обрабатывать информацию и применять ее в жизни;

эрудиция — способность человека воспринимать информацию и расширять знания о мире (это продукт памяти).

Эрудиция без интеллекта или интеллект без эрудиции

Наоборот, люди, обладающие высоким уровнем интеллекта, но слабой эрудицией, склонны к заблуждениям, принятию неверных решений. Дело в том, что у них недостаточно информации для того, чтобы ее сравнить, проанализировать, критически осмыслить, хотя сами по себе умения хорошо развиты.

Прийти к балансу эрудиции и интеллекта вполне реально. Для этого нужно не только расширять знания, но и сразу же их анализировать, связывать с накопленным опытом и перекладывать на жизненные ситуации.

Источник

Почему кругозор важнее эрудиции (и в чём разница)

4 способа помочь ребёнку систематизировать знания и не устроить кашу в голове

Кто-то считает, что быстрый доступ к тому, что раньше учили наизусть (тем самым тренируя память и формируя «нейронные связи в мозге») развращает и отупляет. Кто-то говорит о смене мыслительной парадигмы и новом формате мышления. А также о том, что детям лучше учиться жить, а не «синусы с косинусами складывать».

Можно долго рассуждать о том, каким образом работает наш мозг, и как его развивать, но я позволю себе небольшое лирическое отступление.

Я по профессии и призванию — преподаватель иностранных языков. Недавно на курсах повышения языковой квалификации, которые я посещаю с коллегами, тренер выдал нам домашнее задание: придумать по три вопроса на general knowledge (так называемый «общий кругозор»). На следующем занятии внезапно оказалось, что практически все путают понятия «общий кругозор» и «эрудиция» — большинство вопросов оказались в стиле «Сколько было жен у Генриха VII?» Эрудиция предполагает глубокие познания в одной (или нескольких) областях, о чем нам говорят многочисленные словари. Эти познания не являются ни ежедневно необходимыми, ни жизненно важными, они лишь отражают то, что человек является экспертом в той или иной области. Общий кругозор — это та информация, которой мы пользуемся каждый день. Знания, помогающие нам жить и ориентироваться в мире. Эрудиция и общий кругозор непосредственно пересекаются, но тем не менее это разные понятия, и основным отличием является наличие у общего кругозора системности, не присущей эрудиции. Я постоянно слышу претензии к современной образовательной системе, и большая часть из них основывается как раз на этой проблеме: неумению отличать знания общего кругозора от эрудиции и проверка последней в качестве экзамена.

Примечателен в этом отношении эпизод из «Недоросля».

Стародум: «На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь».

Госпожа Простакова: «Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь».

«Недоросль», Денис Фонвизин

География — «наука не дворянская». И вправду, знание столицы Буркина-Фасо (Уагадугу, если вдруг вам интересно) вообще на вашу жизнь никак не повлияет.

Эрудиция вне профессиональной деятельности обычно ничего, кроме возможности блеснуть интеллектом и памятью в компании не приносит

Это не значит, что необходимо отказаться от тренировки памяти — большая часть разрозненных фактов, составляющих эрудицию, запоминается из интересных книг, фильмов, разговоров, но само по себе их знание не несет практической пользы. Общий кругозор, напротив, значительно облегчает жизнь. Если взять ту же географию (самую обычную, школьную, с элементами социологии, геологии и массой дополнительной информации), то ее системное знание может вам значительно помочь даже в ежедневной жизни. Понимание прогноза погоды, например — вы не поверите, но многие взрослые люди не до конца осознают, что атмосферное давление и кровяное — это слегка разные вещи, хоть и непосредственно коррелирующие. У человека, знающего географию, обычно не возникает вопроса «почему в нашем городе нельзя построить метро» (обычно причиной являются карстовые породы, которые склонны к осыпанию и обвалам), и он точно проверит тип грунта перед тем, как закладывать фундамент дома. Вроде бы — один и тот же предмет, а насколько разные знания можно получить — прикладные, расширяющие общий кругозор, или абстрактные, фактологические, которые будут захламлять память, никакой практической пользы не принося. Более подробно об этом феномене я напишу позже, чтобы не отходить от темы.

Современный школьник знает (пусть и ненадолго, школьные знания имеют свойство катастрофически быстро забываться) законы механики, умеет находить производную, помнит, что такое митохондрия, но спросите его, какие политические партии кроме Единой России у нас в стране и за чьи идеи он бы проголосовал (а ему это придется делать лет через пять, а то и раньше) — насколько внятный ответ вы получите (к слову об уроках обществознания)? Попробуйте давать подростку карманные деньги не ежедневно, а раз в месяц — как вы думаете, сможет ли он без помощи распределить их таким образом, чтобы их хватило на весь период (математика, экономика — у меня лично была в четвертом классе, здравый смысл)?

Если родители делегируют обязанность расширения общего кругозора и получения базовых навыков выживания в современном мире (умение обращаться с деньгами, понимание собственных прав и гражданских обязанностей, правильные принципы построения межличностных отношений) школе, а школа с этим не справляется по многим причинам, о каком среднем уровне осознанности в обществе вообще может идти речь?

«Я не такой», — думаете вы сейчас, — «Я все это знаю. И детей своих учу». Отлично. Но вокруг сотни, тысячи людей, которые не понимают принципы устройства государства. Не могут распределить свой доход и занимают деньги в «быстрокредитах» под космические проценты, не осознавая последствий. Игнорируют технику безопасности. Попадаются на удочку к мошенникам, «впаривающим» очередное «чудо-средство для похудения на десять килограмм за три дня». Что делать со взрослыми людьми, которые не получили совершенно базовых школьных знаний, формирующих кругозор, потому что были погребены под бессвязными грудами фактов и которые передадут этот образ жизни и мышления своим детям? Здесь не поможет смена парадигмы образования. Тяжело устранять последствия, гораздо легче провести профилактику — почти каждому родителю это под силу.

Так что же нам делать, чтобы быть уверенными в том, что разрозненные школьные знания сложатся в цельную картину мира?

Расширяйте собственный кругозор. Нет ничего зазорного в совместном поиске ответов в Гугле на любой детский вопрос (заодно и научите ребёнка правильно искать информацию), но этот процесс должен проходить совместно, иначе воспитательного и образовательного эффекта он не возымеет. Разговаривая с ребёнком, старайтесь выходить за рамки обычного: «Как дела в школе? Ты сегодня обедал?». Так вы сможете определить, на какие темы ему легко поддерживать разговор, а какие вызывают трудности, и впоследствии совместно эти трудности преодолеть (посмотреть интересный фильм на тему, посоветовать книгу, сходить в музей). Попробуйте составить список и помечать, какие темы вызывают скуку, а какие — бурную дискуссию. Систематизируйте разрозненные знания (как свои, так и детские). Детям постарше можно рассказать про mind maps и другие способы схематично представить информацию для лучшего понимания процессов и запоминания, малышам отлично подойдет создание лэпбука (lapbook) — интерактивные папки, которые можно мастерить вместе. Объясняйте ребёнку, как устроен окружающий мир на конкретных примерах. Например, что за бумажки с цифрами приходят в ваш почтовый ящик каждый месяц и зачем их надо оплачивать, почему нельзя терпеть унижения даже от кажущихся близкими людей, что такое политика и как понять, что вот это сообщение про «вы выиграли миллион» — от мошенников-вымогателей. Его не научат этому в школе, и, даже если вы слишком заняты, чтобы объяснить ребёнку простые вещи, которые значительно облегчат его взрослую жизнь, найдите лишнюю минутку — вам воздастся.

Мне интересно мнение читателей: что, по-вашему, важнее — кругозор или эрудиция? Какие пункты вы бы добавили в список инструментов для создания целостной картины мира у ребёнка?

Источник

Эрудиция: зачем много знать и помнить в эпоху интернета

Кругозор и эрудиция в чем разница. Смотреть фото Кругозор и эрудиция в чем разница. Смотреть картинку Кругозор и эрудиция в чем разница. Картинка про Кругозор и эрудиция в чем разница. Фото Кругозор и эрудиция в чем разница

Что такое эрудиция

Эрудиция — разносторонние знания или глубокая осведомленность в различных областях. Во многих словарях в качестве синонимов эрудиции используют «знания», «образованность», «начитанность», «грамотность» [1].

Про умного человека говорят, что он эрудированный. Такие люди могут поддержать разговор на разные темы, вспомнить необычный факт, привести пример из истории.

Похоже на всезнайство? Не совсем. Эрудиты не стараются выглядеть умнее, чем они есть на самом деле, а их знания не поверхностны. По-настоящему эрудированный человек действительно понимает то, о чем он говорит.

Для тех же, кто похож на ходячую «Википедию», есть другое слово — гелертер [2]. Это тоже умные люди, но их знания чаще всего носят книжный характер. Часто они не способны сопоставлять факты и применять знания на практике. Гелертер, который увлекается историей, легко перечислит вам российских императоров в порядке правления, но вряд ли назовет причины провала восстания декабристов.

Чем эрудиция отличается от интеллекта

Если эрудиция произошла от латинского слова ēruditio (ученость, просвещенность), то интеллект происходит от intellectus (восприятие, понимание, мышление). То есть интеллект — это мыслительная способность, умственное начало человека [3].

Именно интеллект отвечает за то, насколько человек обучаем, может воспринимать и обрабатывать информацию. Можно сравнить интеллект человека с сосудом, а вот то, чем он будет наполнен — это уже эрудиция и знания.

Почему эрудицию критикуют

И хотя это слово не несет в себе смысловой иронии, эрудитов и саму эрудированность нередко высмеивают.

В 1918-м американский экономист и социолог Торстейн Веблен ввел термин «капитаны эрудиции» (captains of erudition) [5]. Так он называл руководителей образовательных учреждений, которые были умны и начитанны, но не обладали необходимыми качествами для управленцев.

Эволюционный психолог Паскаль Буайе из Вашингтонского университета в Сент-Луисе исследовал связь науки и эрудиции [6]. Он отметил, что если раньше знаний было достаточно, чтобы считаться специалистом в какой-либо области, сейчас — нет. Если раньше для шекспироведов обязательно было знать ранние сочинения драматурга, то теперь подобная эрудиция — не главный критерий.

Паскаль Буайе приводит и более жизненный пример: раньше, чтобы стать водителем лондонского такси, нужно было наизусть знать все улицы города и сотни маршрутов. С появлением приложений-навигаторов эрудиция кандидатов-водителей уже не так важна.

Буайе считает, что только эрудиции для современного ученого недостаточно, поскольку эрудиция — это не гипотезы или объяснения, а лишь описание. Большая часть информации (особенно в литературе и филологии) уже изучена и структурирована. В современном мире от ученых и исследователей больше ждут личного вклада в область, собственных мыслей и выводов.

Существуют ли критерии эрудированности

Критерии эрудированности заложены в различных определениях этого слова. Есть общие черты эрудиции, которые встречаются почти во всех языках:

Гиперболизированный образ эрудита схож с описанием «универсального человека» или полимата. [7] Понятие появилось в начале XVII века для описания людей, которые достигли успехов сразу в нескольких областях.

Один из самых ярких полиматов в истории — Леонардо да Винчи. Он написал шедевр мировой живописи «Мона Лиза», спроектировал купол Миланского собора, изобрел прототип парашюта, дельтаплана и даже танка, сделал более сотни анатомических рисунков, а еще, по отзывам его друзей, великолепно готовил.

Российский культуролог Андрей Флиер отмечает, что выдающиеся личности в эпоху Просвещения имели тяготение к эрудированности в области национальной истории, литературы, искусства и мифологии: «То, что мы сегодня называем «развитой гуманитарной культурой личности», складывалось именно под влиянием идей «национального романтизма» и основывалось прежде всего на хорошем знании истории (как ни парадоксально, не столько в ее профессиональном научном, сколько в художественно-литературном изложении)». [8]

Еще один пример полимата — Мария Склодовская-Кюри, единственная женщина, удостоенная Нобелевских премий за разные науки — физику и химию. И да Винчи, и Кюри — гении и эрудиты, но их интересы не совпадают.

Не существует списка наук, которые «настоящий» эрудит должен изучить и разбираться в них. Поэтому даже если человек не знает (или не помнит), кто написал «Отцы и дети», чем знаменита фамилия Джугашвили и в каком веке правил Петр I — это не значит, что он не эрудирован*. Возможно, его область интересов — не история или литература.

При этом в современности часто пытаются развивать эрудицию у школьников. Академический директор онлайн-школы «Фоксфорд» Екатерина Латыпова считает, что эрудированным можно называть ребенка, который для своего возраста понимает значительно больше сверстников в одной или нескольких областях знаний.

Екатерина Латыпова, академический директор онлайн-школы «Фоксфорд»:

«Очень важно, что знания ребенка — это не просто результат запоминания большого количества фактов. Эрудированность означает понимание и умение объяснить причинно-следственные связи между объектами изучения. Дети любопытны от природы. Когда взрослые знают, что именно интересует их ребенка, они легче смогут развивать его эрудированность, отталкиваясь от интересной ему области знаний».

Зачем нужна эрудиция

В эпоху интернета, когда на большинство вопросов можно получить ответы за несколько секунд, кажется, что быть эрудированным не так уж и нужно. Но эрудиты не только много знают, но и применяют знания на практике: с этим навыком интернет уже не поможет.

Кругозор и эрудиция в чем разница. Смотреть фото Кругозор и эрудиция в чем разница. Смотреть картинку Кругозор и эрудиция в чем разница. Картинка про Кругозор и эрудиция в чем разница. Фото Кругозор и эрудиция в чем разница

Эрудиты могут стать ценными специалистами для новых междисциплинарных наук, где профессионал должен знать сразу несколько классических дисциплин. Например, в середине XX века появилась когнитивистика — наука на стыке шести наук, среди которых психология, нейрофизиология и лингвистика. Специалисты когнитивной науки изучают человеческий мозг и мышление. Профессионалы в этой области так или иначе обладают знаниями из нескольких областей науки, что делает их востребованными междисциплинарными специалистами.

Эрудиция актуальна для тех, кто хочет освоить профессию будущего. Биоэтик, дата-журналист, трендвотчер — эти специалисты не ограничены узкими знаниями и совмещают информацию из разных областей.

Кругозор и эрудиция в чем разница. Смотреть фото Кругозор и эрудиция в чем разница. Смотреть картинку Кругозор и эрудиция в чем разница. Картинка про Кругозор и эрудиция в чем разница. Фото Кругозор и эрудиция в чем разница

Многие онлайн-школы уделяют внимание развитию эрудиции у детей, но единой методологии проектирования подобных курсов не существует.

Екатерина Латыпова:

«Раньше дети собирали мини-город из Lego и были ограничены количеством деталей, а сегодня они создают целые миры в Minecraft, где есть огромное пространство для развития ребенка. Раньше дети читали энциклопедию в картинках, а сегодня смотрят фильм NatGeo, самостоятельно создают и печают 3D-модели живого мира, отправляются в виртуальные экскурсии с Google.

Большинство авторов курсов сегодня придерживаются позиции, что более эффективное обучение там, где ребенок занимает проактивную позицию, то есть самостоятельно исследует, открывает новое знание, а не получает его готовым «на блюдечке».

Стоит аккуратно относиться к лозунгам, что, благодаря какому-то продукту, ребенок запомнит 50 историй, 10 художников и несколько географических открытий. Эрудированность отражает не только количество фактов, которые запомнил ребенок, но и качество этого знания: может ли он применить его в другой ситуации, понимает ли он причинно-следственные связи».

Как развивать эрудицию у детей

Екатерина Латыпова для развития эрудиции у детей рекомендует много читать, смотреть познавательные видео, конструировать и обсуждать увиденное с ребенком.

Коммуникация. Обсуждайте с ребенком новое знание: что было понятно, а что нет. Не останавливайтесь на запоминании фактов, это быстро забудется, если в голове ребенка не возникнут связи и ассоциации с другими знаниями.

Критическое мышление. Задавайте открытые вопросы о новом знании, придумывайте задачи, в которых оно могло бы пригодиться. При этом у задачи необязательно должно быть единственное решение.

Коллаборация. Создавайте мини-учебные ситуации в группе детей с участием взрослого. Дети через общение и сотрудничество смогут находить ответы на сложные для их возраста задачи, а также приобретать новый социальный опыт. Любое сотрудничество учит умению договариваться, распределять роли и вместе достигать результата.

Креативность. Фантазируйте, где может пригодиться новое знание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *