Кризисный менеджер это что
Кризис-менеджер — кто это
Профессия кризис-менеджера сейчас является достаточно востребованной как в Российской Федерации, так и за её пределами, ведь практически любое предприятие рано или поздно может столкнуться с кризисом. Работа кризис-менеджера заключается прежде всего в том, что именно на него возлагается задача по принятию жестких, иногда непопулярных решений по выведению субъекта хозяйствования из кризиса и сохранению бизнеса в целом. Именно поэтому знать о том, кто такой кризис-менеджер, когда следует обращаться к его услугам, и как работаю эти специалисты необходимо каждому руководителю или собственнику предприятия.
Кто такой кризис-менеджер — краткие сведения о профессии
Профессия кризис-менеджера, как отдельное направление деятельности возникла относительно недавно — в середине 20-го века, однако фактически потребность в ней, равно как и практическая реализация привлечения отдельных специалистов для решения сложных ситуаций, существовали с древних времен. Так, например, очень часто для реконструкции или возведения оборонительных сооружений привлекались специалисты из других стран. Более того, сама история призыва Рюрика на княжение на Руси может считаться примером обращения к постороннему специалисту для решения важных вопросов.
Таким образом, в общем случае кризис-менеджером называется специалист, который призван помочь организации справиться с текущей неблагоприятной ситуацией, возникшей в результате воздействия как внешних, так и внутренних негативных факторов, породивших кризис. Особенности работы этого сотрудника требуют от него наличия широкого спектра личностных качеств и должного уровня профессионализма. И для реализации поставленных перед ним задач кризис-менеджер должен иметь не менее широкий спектр полномочий.
Задачи кризис-менеджера — в чем заключается его работа
Как может быть понятно из самого названия профессии и её описания, основная задача кризис-менеджера — это выведение предприятия или его структурного подразделения из состояния кризиса. Однако, чтобы понять сущность этой работы, необходимо куда более детально рассмотреть деятельность специалистов в данной сфере. Ведь конкретные задачи, которые могут устанавливаться перед кризис-менеджером на практике, могут быть самыми разнообразными и включать в себя поиск и внедрение различных решений. При этом необходимо также понимать, что любые конкретные задачи, равно как и конкретные решения в рамках кризис-менеджмента являются сугубо индивидуальными — ведь каждое предприятие и тем более каждый конкретный кризис имеют свои особенности и нюансы, без учета которых применение общих и универсальных методик будет бесполезным.
Тем не менее, всё же можно выделить самые распространенные задачи, которые устанавливаются перед кризис-менеджером в рамках ведения его профессиональной деятельности. И к ним можно отнести следующие конкретные аспекты работы:
Как подобрать кризис-менеджера — аутсорс или штатный работник
Один из важнейших вопросов, который встает перед руководителями компании, принявшими решение о необходимости поиска антикризисного менеджера для исправления текущего положения или в целом, для защиты от возможного столкновения с кризисом в будущем — это вопрос того, где именно нанимать кризис-менеджера и на каких условиях прибегать к его услугам. Сейчас в большинстве случаев кризис-менеджеры работают как сторонние специалисты на условиях аутсорсинга или в рамках срочного трудового договора.
Тем не менее, в штате некоторых крупных компаний можно найти и сотрудников, работающих по направлению антикризисного менеджмента на постоянной основе — в рамках бессрочного трудового договора. Как же принять правильное решение? Лучше всего рассмотреть преимущества и недостатки каждого из подходов. Так, например, работа со штатным специалистом обладает следующими плюсами:
Однако такой подход имеет и ряд очевидных недостатков, которые тоже следует учитывать работодателям:
Учитывая все вышеприведенные факторы, можно понять, что большинство компаний предпочитают нанимать именно посторонних работников по принципу аутсорсинга и заключения гражданско-правового договора вместо трудового. В таком случае кризис-менеджер действительно будет заинтересован в скорейшем разрешении ситуации, на оплату его услуг придется нести затраты только в течение относительно короткого промежутка времени.
Какими качествами и навыками должен обладать хороший кризис-менеджер
Учитывая важность должности кризис-менеджера в рамках управления компанией и персоналом, следует понимать, что к специалистам в данной сфере устанавливаются крайне высокие требования. Причем эти требования касаются и личностных качеств, и практических навыков, и опыта работника. С точки зрения наличия документальных подтверждений образования или какой-либо квалификации же напротив, официальный диплом не имеет большого значения при трудоустройстве по рассматриваемой профессии.
В целом, каждое конкретное предприятие может устанавливать свои требования к кандидатам на роль кризис-менеджеров, однако обычно они включают в себя следующие составляющие характеристики кандидата:
Конечно же, при подборе специалиста в рамках кризис-менеджмента наибольшее значение имеет именно репутация и практический опыт решения задач по выведению предприятий из кризиса. Однако и специалисты, способные похвастаться значительным портфолио, являются достаточно редкими кадрами, найти которые может быть сложно даже с использование методов хедхантинга.
Насколько выгодна профессия кризис-менеджера — зарплаты в этой сфере
Как можно понять из вышеприведенной информации — профессия кризис-менеджера является крайне высокооплачиваемой. Ведь фактически от этого специалиста может целиком и полностью зависеть судьба целого предприятия и все его дальнейшее существование. Высокие требования к опыту и личным качествам сотрудника еще сильнее сужают количество кандидатов и фактически, поиск эффективного менеджера может стать сложной задачей для работодателя.
Соответственно — и уровень заработной платы этих специалистов является крайне высоким. Конечно, до того, чтобы стать кризис-менеджером, необходимо в обязательном порядке получить опыт работы в сфере управления персоналом, и, конечно же — реальные практические рекомендации или кейсы принятия важных решений в рамках борьбы с какими-либо кризисами.
Гонорары кризис-менеджеров могут достигать нескольких миллионов или даже десятков миллионов рублей за месяц работы. Распространенной практикой является предоставление менеджерам по итогам проведенной ими политики акций как доли предприятия, либо же — процента от прибыли всей компании. Ведь собственник и совет директоров напрямую заинтересованы в как можно более сильной вовлеченности специалиста в свою деятельность и высокой мотивации труда.
Риск- и кризис-менеджеры: для чего они нужны и как обеспечить их соответствие Классификатору профессий
Для предупреждения кризисных явлений, обеспечения стабильности предприятий и эффективного управления ими в условиях кризиса, а также выведения предприятия из кризисного состояния, существуют соответствующие специалисты. Автор предлагает разобраться с основными понятиями, связанными с риск- и кризис-менеджментом, раскрывает возможные подходы и действия относительно некоторых рисков, обращает внимание на опыт США в профессиональной классификации.
Длительное время тема мирового финансово-экономического кризиса не сходит с первых страниц периодических изданий. К сожалению, кризис обостряется, что отрицательно влияет на экономику Украины в целом и на условия деятельности украинских предприятий в частности. В результате такого влияния и нередко собственного неэффективного менеджмента многие предприятия сталкиваются с проблемами неплатежеспособности и последующего банкротства и т. д. Чтобы предотвратить подобные кризисные явления, обеспечить стабильность предприятий и эффективное управление ими в условиях кризиса, а также вывести предприятия из кризисного состояния, существуют соответствующие специалисты, с наиболее типичным сокращенным наименованием «риск-менеджер» или «кризис-менеджер». Однако такие специалисты пока довольно редко встречаются на украинских предприятиях и не предусмотрены непосредственно в качестве таковых в Национальном классификаторе Украины ГК 003:2010 «Классификатор профессий», утвержденном приказом Госпотребстандарта Украины от 28 июля 2010 года № 327 (далее — КП). Итак, попробуем разобраться…
Основные понятия, связанные с риск- и кризис-менеджментом
Под кризисом на предприятии чаще всего подразумевается крайнее обострение противоречий в его деятельности, что, в свою очередь, приводит ко всевозможным отрицательным последствиям, таким как:
С целью предотвращения кризиса на предприятии и борьбы с ним и его последствиями применяется антикризисное управление, или кризис-менеджмент (от англ. crisis management). Это понятие по-разному истолковывается в научных и профессиональных источниках, но обобщенно его можно определить как деятельность, крайне необходимую для преодоления кризисного состояния на предприятии, угрожающего непосредственно его существованию, в ходе которого на уровне предприятия предпринимаются специальные антикризисные процедуры и разрабатываются неотложные оперативные задачи.
Кризисное состояние на предприятии может предопределяться любыми причинами внешнего и внутреннего характера, такими как циклическая потребность модернизации и реструктуризации предприятия, изменения в политической и экономической ситуации в стране, а также в национальном законодательстве, выходящие за рамки деловой этики действия конкурентов (контрагентов, потребителей и т. д.), ошибочные управленческие решения руководства предприятия, неэффективная инновационная и инвестиционная политика, неудачное определение маркетинговой стратегии, несовершенный уровень организации производства и т. д.
Преодоление кризисного состояния в значительной мере зависит от правильной организации антикризисного управления и наличия на предприятии специальных управленцев или специалистов, которых обобщенно называют «кризис-менеджер» или «антикризисный менеджер». Эти работники обеспечивают:
Обратить внимание. Понятие «кризис-менеджмент» в большей степени связано с кризисами финансово-экономического характера. Однако нанести предприятию значительные убытки или полностью остановить его деятельность могут и чрезвычайные происшествия техногенного (технологического) или природного характера. В этом случае речь идет об управлении предприятием в условиях чрезвычайных происшествий и принятии соответствующих мер в сфере пожарной или экологической безопасности, гражданской защиты и т. д. Соответственно помочь предприятию подготовиться к подобным чрезвычайным происшествиям, а также преодолеть их отрицательные последствия могут только специалисты несколько иного профиля.
С понятием «кризис-менеджмент» достаточно тесно связано и понятие «риск-менеджмент» (от англ. risk management), или «управление рисками», имеющее свои специфические особенности. Если «кризис-менеджмент» по большей части является процессом реагирования на уже существующие серьезные угрозы предприятию или на уже состоявшиеся события, то «риск-менеджмент» связан с процессом идентификации определенных рисков преимущественно для будущей деятельности предприятия, а также соответствующего принятия этих рисков или их устранения. При этом под риском могут пониматься:
Следует различать понятия «риск» и «неопределенность». Например, на предприятии может существовать неопределенность относительно возможного отрицательного воздействия на него мирового финансового кризиса или риск определенных отрицательных последствий такого кризиса.
Если это риск — его можно измерять определенной вероятностью наступления отрицательных последствий для предприятия.
Если это неопределенность — вероятность наступления определенных отрицательных последствий достаточно туманна, чтобы ее можно было подсчитать.
Возможные подходы и действия относительно некоторых рисков
Потребность для многих предприятий, особенно в финансово-банковской сфере, внедрить риск-менеджмент обусловило появление такой специфической профессиональной категории, как «риск-менеджеры», т. е. таких специалистов, которые выискивают и идентифицируют в деятельности предприятия разнообразные риски (финансовые, социальные, техногенные и т. д.), оценивают степень их опасности и вероятность наступления, размеры возможных убытков или других потерь и готовят рекомендации относительно соответствующего реагирования на определенные риски и снижение их отрицательных последствий для деятельности предприятия, в частности во избежание кризисного состояния.
С понятием «риск-менеджмент» также тесно связано понятие «непрерывность бизнеса» (англ. bussiness continuity), которое в определенной мере является синонимическим первому понятию и в то же время может иметь свою специфику.
В мировой практике основой для внедрения систем риск-менеджмента на предприятии являются соответствующие стандарты Международной организации стандартизации (International standard organisation — ISO), например стандарт ISO 31000 «Risk management — Principles and guidelines on implementation» («Риск-менеджмент — принципы и инструкции по имплементации»).
Основой для внедрения систем обеспечения непрерывности бизнеса в основном являются стандарты серии BS 25999 Института непрерывности бизнеса (Business Continuity Institute), который насчитывает более 4000 членов в 85 странах мира. Согласно вышеназванным стандартам:
При указанном подходе система «риск-менеджмента» фактически является частью системы «непрерывности бизнеса» и во многих деталях эти системы похожи.
Обратить внимание. Если риск-менеджмент, как правило, связан со всеми рисками, в т. ч. и внутреннего характера, которые могут приводить как к относительно небольшим, так и значительным потерям для предприятия, то системы непрерывности бизнеса рассматривают в основном риски или происшествия глобального (внешнего) характера, которые представляют значительные угрозы для предприятия и могут привести к значительным потерям или полной остановке деятельности предприятия.
Кроме того, системы непрерывности бизнеса предусматривают наличие на предприятии предварительно специально разработанного плана действий в случае возникновения любых ситуаций отрицательного характера, что, в свою очередь, также роднит их с системами кризис-менеджмента.
Опыт США в профессиональной классификации персонала, связанного с риск- и кризис-менеджментом
Чтобы лучше разобраться с особенностями профессиональной классификации разнообразных категорий персонала, связанных с риск- и кризис-менеджментом, стоит обратить внимание на опыт США в соответствующей сфере. Заметим, что в настоящее время в США существует несколько систем профессиональной классификации для любых целей, которые своевременно обновляются и модернизируются в соответствии с современными теориями управления персоналом, изменениями в организации производства и применяемыми новейшими технологиями. Одной из таких систем является «Профессиональная сеть» (Occupftional Network — ONET), которая существует в электронном виде и дает возможность делать любые виды выборок, группирования и анализ профессий для самых разнообразных потребностей.
Например, если ввести в этой системе критерий (ключевое понятие) для поиска «кризис-менеджмент», она выдаст список таких профессий в порядке уменьшения релевантности 1 этих профессий к упомянутому понятию относительно их официальных и неофициальных наименований, описаний, предусмотренных задач и обязанностей, рода деятельности и т. д. (таблица 1).
Степень релевантности
Название профессиональной категории
Социальные работники, работающие с лицами с умственными недостатками и проблемами токсикомании (Mental Health and Substance Abuse Social Workers)
Планировщики непрерывности бизнеса (Business Continuity Planners)
Консультанты по вопросам психического здоровья (Mental Health Counselors)
Ассистенты преподавателей (Teacher Assistants)
Директора по менеджменту при чрезвычайных происшествиях (Emergency Management Directors)
Что же касается понятия «кризис-менеджмент» в сфере бизнеса или на коммерческих предприятиях, то для понимания особенностей профессиональных категорий в этой сфере приведем примеры описаний наиболее релевантных для нее профессий, содержащихся в системе ONET:
♦ 13-1199.04 — Планировщики непрерывности бизнеса (Business Continuity Planners)
Разрабатывают, поддерживают или воплощают стратегию либо решения относительно непрерывности бизнеса или восстановления деятельности после чрезвычайных происшествий вместе с оцениванием рисков, анализом хозяйственной деятельности, выбором стратегии и документированием процедур непрерывности бизнеса и восстановления деятельности. Регулярно планируют, проводят и отчитываются о периодических мероприятиях по тестированию адекватности существующих планов и стратегий, а также процедурам по модернизации. Действуют как координаторы относительно мероприятий, направленных на обеспечение непрерывности бизнеса после наступления кризисных событий.
Примеры наименований должностей на практике: директор по непрерывности бизнеса и кризис-менеджменту (Business Continuity and Crisis Management Director), координатор по непрерывности бизнеса (Business Continuity Coordinator), менеджер по непрерывности бизнеса (Business Continuity Manager), аналитик по непрерывности бизнеса (Business Continuity Analyst), директор по планированию непрерывности бизнеса (Business Continuity Planning Director), менеджер по аварийному восстановлению в сфере информационно-коммуникационных технологий (IT Disaster Recovery Manager) и т. д.
Задачи:
♦ 11-9161.00 — Директора по менеджменту при чрезвычайных происшествиях (Emergency Management Directors)
Планируют и управляют деятельностью по кризис-менеджменту или при наступлении чрезвычайных происшествий обеспечивают соответствующее обучение по вопросам подготовки к чрезвычайным происшествиям, а также готовят планы и относящиеся к делу процедуры относительно деятельности во время природных (например, ураганы, наводнения, землетрясения), военных или технологических (например, аварии на атомных станциях, утечки вредных веществ) чрезвычайных происшествий или угрожающих ситуаций.
Примеры наименований должностей на практике: планировщик по вопросам чрезвычайных ситуаций (Emergency Planner), координатор по менеджменту чрезвычайных ситуаций (Emergency Management Coordinator), специалист по программам подготовки к чрезвычайным происшествиям (Emergency Preparedness Program Specialist) и т. д.
Задачи:
Если задать для поиска ключевое понятие «риск-менеджмент», результат будет следующий (таблица 2).
Степень релевантности
Наименование профессиональной категории
Кризис менеджмент — что это такое простыми словами? Обучение и примеры
Для того, чтобы выходить из трудных ситуаций, компании нанимают специалистов, которые умеют исправлять положение. Главное преимущество таких работников в их уверенности и стрессоустойчивости. Именно они и формируют кризис менеджмент, который может потребоваться любой компании.
Кризис менеджмент — что это такое простыми словами?
Рано или поздно все организации сталкиваются с кризисом.
Он может быть локальным, а может быть глобальным.
Большинство людей считают кризис чем-то плохим.
Но на самом деле, спад экономики – это не только трудности, это ещё и возможности.
Поэтому компании стараются нанять людей, которые способны увидеть даже в плохой ситуации для укрепления позиций на рынке.
Расширяться, когда другие сокращаются – это типичный пример кризис менеджмента.
Но не нужно думать, что всё так просто.
Иногда кризис ставит компании в такие условия, что её ресурсов не хватит не то, что для расширения, но и для продолжения своей деятельности.
Поэтому кризис менеджер должен учитывать возможности фирмы.
Сколько месяцев в таком же темпе она продержится? Будет ли спрос таким же высоким?
Это лишь некоторые вопросы из тех, которыми задаётся кризис менеджер.
Кризис менеджмент – обучение
Получить образование, необходимое для кризис менеджера можно не только в высших учебных заведениях.
Сейчас есть много курсов в интернете, в процессе которых слушатели овладеют всеми необходимыми навыками.
Их преимущество в том, что там дают только полезные сведения.
Ненужной теории в таких курсах минимум.
Но минус в том, что большинство компаний до сих пор больше ценят экономическое образование.
Поэтому диплом будет с запасом перекрывать все сертификаты о прохождении курсов.
Но не стоит забывать, что кризис менеджер в первую очередь выделяется не знаниями и умениями, а психологией.
Поэтому недостаточно просто пройти курсы, чтобы потом стать профессионалом.
Всё дело в том, что кризис менеджер должен не только предлагать идеи, но и убеждать других в их состоятельности.
Поэтому кризис менеджер должен быть ещё и хорошим оратором.
Примеры кризис менеджмента
Примеры кризис менеджмента проще всего сейчас найти в свежих новостях.
Из-за пандемии и экономического кризиса компании попали в тяжёлое положение, из которого вынуждены выбираться.
Есть несколько стратегий действия в кризисной ситуации: сокращение, адаптация и укрепление позиций.
Первые два можно отлично проследить в спорте, поэтому сейчас поговорим о футболе.
Там у клубов миллионные обороты. И очень многое зависело от телетрансляций.
А из-за пандемии посещение матчей запретили.
Тогда телевизионщики отлично выкрутились, просто подставив под картинку звук, чтобы матчи не теряли в атмосфере.
Также здесь можно выделить нестандартные решения, вроде возможности смотреть матч с определённого места благодаря установке дополнительных камер и микрофонов.
Ну а сокращение легко найти в любой сфере.
Компании просто увольняют сотрудников или переводят их в неоплачиваемый отпуск.
Тот же Арсенал уволил около 100 сотрудников из-за того, что на матчах нет зрителей.
И последний способ – расширять компанию в тяжёлый период самый сложный с психологической точки зрения.
Поэтому найти его примеры достаточно трудно.
Самый яркий из всех – Грант Кардон.
В момент одного из кризисов в США, когда фирмы закрывались, он вместе со своими сотрудниками работал больше, чтобы выйти на новый уровень и обслуживать больше клиентов.
В итоге фирма укрепила свои позиции, а после кризиса стали зарабатывать в несколько раз больше.
Кстати, это ещё и пример того, как без увеличения финансирования воспользоваться кризисом.
Компании сокращались и теряли клиентов, значит можно переманить их к себе без лишнего привлечения средств.
5 Кризис-менеджеров которые спасли от банкротства известные компании — смотреть видео
Заключение
Кризис менеджмент очень важен для любой компании.
По сути, именно его качеством определяется успех организации.
Если наняты настоящие специалисты, то можно не бояться потрясений.
Компания не только не обанкротиться, но и улучшит свои позиции.
Получить образование кризис менеджера можно в высших учебных заведениях или на специальных курсах.
Плюс первых в дипломе, а вторых в сроках и количестве навыков.
Но кризис менеджер должен обладать смелостью и способностью работать под давлением.
Психология в данном случае важнее знаний.
Кризис менеджер обычно выбирает между тремя стратегиями: расширяться, сокращать сотрудников или адаптироваться.
Для того, чтобы принять решение, он должен проанализировать ресурсы компании.
Расширяться нужно только в том случае, если есть чёткий план (для этого не всегда нужны средства).
P.S. А еще мы предоставляем услуги по продвижению ваших аккаунтов и групп в социальных сетях. Ознакомиться с ними вы сможете на этой странице
P.S.S. Чтобы написать данную статью, было потрачено много сил и времени. И если она принесла пользу вам, то возможно она принесет пользу и вашим друзьям.
Для этого нажмите и поделитесь с друзьями в социальных сетях. А для нас это будет лучшей благодарностью и мотивацией на будущее!
А хотите первыми узнавать об обновлениях? Подписывайтесь на новости блога