Кризис однообразия в лагере что делать

Как пережить кризисные периоды в ВДК

ВДК – это временный детский коллектив, то есть отряд в лагере.

Отряд переживает несколько кризисных периодов:

Действия вожатого: конечно ребят в отряде много, но вы сразу заметите ребят активных и ярких, которые с легкостью вливаются в коллектив, а еще увидите детей, которые скучают по дому. Этих ребят стоит активно привлекать к деятельности в отряде. Узнайте, какие у них таланты и интересы. Может они, и не будут участвовать в концерте, но помогут оформлять отрядный уголок. Главное разговаривайте с ними, пусть ребята чувствуют свою значимость и важность для вас.

Для коллектива вожатых это тоже трудные и насыщенные дни, требующие полной эмоциональной отдачи. Особенно тяжело приходится новеньким вожатикам, их стоит особенно поддерживать.

Действия вожатого: В это время нужно планировать самые интересные и увлекательные мероприятия. Можно запускать параллельные игры развлекалочки такие как:

Эти игры так же можно проводить в вожатском коллективе для поднятия тонуса и заряда хорошего настроения. Ведь вожатые тоже устают.

Действия вожатого: нужно проводить больше игр и спортивных мероприятий. Не забудьте помочь ребятам обменяться контактными данными для продолжения общения.

Особенности создания коллектива:

Кризисы развития коллектива (распечатай картинку и запомни эти важные дни, именно они тебе помогут избежать разлада в коллективе)

3 день – Кризис неоправданных ожиданий (яркие мероприятия). 7 день – Кризис однообразия (мероприятия с жесткими правилами). 9 день – Кризис нелюбви (свечка). 13 день – Передел власти (день наоборот, похищение вожатого, заколдованные вещи). 17 день – Кризис «старичка» (лирические мероприятия). 19 день – страх расставания (прощальный концерт, пожелания, поздравления, подарки, свечка, награждение).

Источник

Критические точки

Кризис однообразия в лагере что делать. Смотреть фото Кризис однообразия в лагере что делать. Смотреть картинку Кризис однообразия в лагере что делать. Картинка про Кризис однообразия в лагере что делать. Фото Кризис однообразия в лагере что делать

Сперва кратко. Кризисы

1-2 день.( Личностный уровень) В этот период ребенок видит только себя, его волнуют безопастность, место, еда, расставание с домом, неопределенность.

8-9 день. (Микрогрупповой уровень). У детей возникает вопрос: Как, почему, зачем все это делается? Если вожатый не вводит в программу, то он провоцирует конфликт. Также ребенка могут не устраивать отношения в группе. Это также период созидательной деятельности, у ребят активное желание сделать что-то самим, если не дать возможности произойдет конфликт. Ну тут уж конечно активизация ЧТП, ну а на лагерь запускаем игру ролевую, веревочный курс и т.д.

8-10 день Возможен конфликт между мальчиками и девочками. (т.е. уже новый под-уровень). Можно устроить праздник, бал, подарки друг другу, костерчик какой-то где костровое мальчики делают, а девочки сюрприз.

13-16 день. Кризис! Точка передачи власти от вожатого детям. Но возможны трудности:

Конфликт возникает при неготовности ведущих ребят и педагогов занимать позицию консультантов. Необходимо совместное дело, на котором ребята смогли бы поверить в свои силы и самоутвердиться.

28-30 день. Точка выбора ведомого между ростом и торможением. Выход к решению новых задач или закреплению уже достигнутого. Во многом все это зависит от позиции и направленности вожатого.

Кризисные периоды пребывания во временном детском коллективе

Лагерная жизнь такова, что, независимо от ваших усилий, через какое-то время для иных ребят наступают кризисные периоды пребывания во временном детском коллективе.

Первый — «пик трудности» — приходится на 3–4-й день пребывания и выражается в конфликтности ребёнка. Не обостряйте эту ситуацию: постарайтесь быть с ним мягче, внимательнее.

Второй — «пик привыкания» — наступает на 13–14-й день. Детям уже ничто неинтересно, они проявляют равнодушие к занятиям, к поручениям. При планировании учтите это и на эти дни наметьте наиболее интересные дела.

Третий — «пик усталости» — наступает перед концом смены. Многие ребята устают жить в большом и шумном коллективе. Это время может нести повышенную конфликтность. Совет здесь один — больше игр, спортивных соревнований, там, где возможно, — плавания.

К концу смены устают не только дети, но и вожатые, особенно если это последний летний месяц. Поэтому советуем вам в конфликтных ситуациях обратиться за помощью к коллегам: кратко обсудите ситуацию, распределите роли. Коллеги дополнят ваши действия, играя поддерживающую роль. В ситуациях, угрожающих безопасности воспитанников, безопасность получает приоритет. Очень важно вовремя обратиться за помощью в подобной ситуации либо к коллегам, либо даже к ребятам. Если, например, во время драки в отряде присутствуют и другие воспитанники, попросите того, кто обладает авторитетом, помочь вам утихомирить драчунов.

Снижают напряжение звуки голоса, тон, визуальный контакт. Кроме того, что голос может звучать громко или тихо — как сигнал к спокойствию, существенную роль при разговоре играет ещё и разница в тоне и скорости речи. Когда голос понижается, коммуникация становится менее категоричной. Педагоги, заканчивая свою просьбу, распоряжение «весомой точкой», дают понять, что они считают их исполнение само собой разумеющимся.

Движения воспитателей должны быть предсказуемыми, точно рассчитанными. Особенно это актуально во время инцидентов и кризисов. В конфликтных ситуациях возникает естественная потребность быстрее передвигаться, резче и быстрее говорить. Но спокойствие легче установить нарочито замедленным темпом речи и движений. Существуют определённые движения, легко вызывающие беспокойство и обратную реакцию, к примеру, поднятая кверху или вытянутая вперёд рука.

Все подростки испытывают потребность в физическом контакте. Но они хотят контактов в разных ситуациях по-разному. Определить, какие формы физического контакта приемлемы, а какие — нет, поможет педагогическая интуиция, да и сама ситуация.

При кризисной ситуации естественным будет сдержанность в физических контактах.

Если вы станете свидетелем неадекватного поведения подростка или группы их, знайте, что лучший способ остановить такое поведение — не говорить длинные предложения, не повышать голос, ваше поведение в этой ситуации должно быть максимально спокойным, движения замедленными, жестикуляция сведена к минимуму.

Дальше следуют этапы короткого наставления: вступите в контакт с подростком, назовите адекватное поведение в данной ситуации. Скажите подростку что-то положительное, хотя бы о том, чем он занимается или занимался, упомяните что-нибудь нейтральное. Во время инцидентов и кризисов вступление в контакт, как правило, затруднено. В таком случае лучше всего обозначить своё чувство. Например: «Мне показалось, что ты на что-то сердишься?», при этом лучше использовать невербальные сигналы, снижающие напряжение; не отвлекаться от темы, косвенно подсказывая подростку следующий шаг его действий.

Источник

Три повода для слез или о кризисах лагерной смены

Смена в детском лагере – это особый мир, который живет по своим законам. Атмосфера внутри детского коллектива, отношения между детьми между детьми и вожатыми на протяжении лагерной смены развивается в соответствии с определенными правила ми. В течение смены в жизни и детей и вожатых происходят спады и подъемы, победы и поражения. Тому, кто впервые сталкивается с жизнью в лагере, происходящее там может показаться непонятным и непредсказуемым, но если знать законы, по которым развивается детская смена, то можно спрогнозировать развитие детского коллектива, предусмотреть трудности, встречающиеся на «тернистом» пути вожатого. Остановимся на некоторых типичных проблемах.

Очень многие проблемы для вожатого связаны с детским «Не хочу, не буду!». В разные периоды смены это «не хочу» наполняется разным содержанием и имеет свои отличительные черты.

Кризис первых дней

Кризис первых дней – это знакомство детей с правилами, которые устанавливают взрослые в лагере, и первые попытки их обойти: «я не обязан вовремя приходить на отрядные сборы, я сюда отдыхать приехал!», «я не хочу играть в такие игры», «а я не буду ходить парами!». Для разных детей причины этого «не хочу, не буду» различны. Одни дети в первые дни всевозможными способами будут пытаться завоевать авторитет у сверстников, демонстративно игнорируя правила жизни в отряде. Другие, попав в непривычную для себя обстановку, где многое не так, как дома, за своим «не хочу» скрывают неуверенность, чувство дискомфорта. А есть еще так называемые «домашние дети», у которых тоска по родителям проявляется в беспокойстве, тревожности, а у малышей приводит к частым слезам и отказу от участия в отрядных делах.

Чтобы помочь своему отряду быстро влиться в ритм детского лагеря постарайтесь:

сделать первые дни максимально насыщенными, не превращая однако их в хаотичный набор мероприятий, а выстраивая их последовательно в логике смены и в соответствии с потребностями детей;

чередовать игры и отрядные мероприятия, сменяя виды деятельности: активные и спокойные, творческие и исследовательские, командные и общеотрядные;

ввести момент соревновательности в отряде, разделив отряд на несколько микрогрупп;

В микрогруппе детям легче адаптироваться, найти общий язык со сверстниками задействовать активных и инициативных детей в отрядной жизни, делегировав им часть своих полномочий;

Давая ответственные поручения, контролируя и поощряя детскую активность, негативного лидера можно перевести в лидера позитивного

дать возможность ребенку организовать личное свободное время, в соответствии со своим темпераментом, привычками, характером (чтение книг, общение с друзьями, рисование и пр.);

заложить традицию вечерних огоньков, анализ которых позволит вожатому вовремя заметить детские проблемы и скорректировать свои действия.

Кризис середины смены

Однажды вы можете почувствовать, как то, что еще вчера вызывало живой отклик у детей, сегодня вдруг потеряло свою привлекательность. Отрядные мероприятия, азартные соревнования, вечерние посиделки, которые в течение двух недель с интересом поддерживалось детьми, не вызывают прежнего восторга и увлечения. Это признаки кризиса середины смены. Причины этого в том, что дети получили первые яркие впечатления, узнали, как им кажется, все секреты лагеря, стали участниками множества игр, событий и мероприятий. Удивить и заинтересовать детей становится все сложнее, все кажется им предсказуемым и знакомым. В этот период важно не пытаться повышать интенсивность отрядных мероприятий, действуя по принципу «еще больше интересных игр», а по возможности предложить детям то, чего еще не было на смене и что может стать кульминационным моментом всей отрядной программы, оставит яркие впечатления и воспоминания. Именно в эти дни в лагере обычно проходят самые яркие мероприятия: большие спортивные соревнования, походы за территорию, тематические дни и пр. Хорошо, если про эти мероприятия вы объявили в начале смены и дети находятся в предвкушении того, когда же они произойдут.

Кризис окончания смены

К концу смены у ваших детей, особенно у старших, вновь начинаются проблемы с дисциплиной. Связано это с тем, что ребята отлично понимают: через пару дней отъезд домой, угрозы наказания, даже такого серьезного, как отчисление из лагеря, практически невыполнимы и вроде бы самое время начинать «отрываться по полной». Возникает желание наверстать упущенное за смену, чреватое уходами за территорию, проблемами со спиртным, демонстративным отказом от заведенного распорядка, особенно в последнюю «королевскую» ночь смены. Увы, традиционные дисциплинарные методы воздействия, наказания и запреты становятся неэффективны и для вожатого на первый план выходит личный авторитет, который завоевывался на протяжении всех предыдущих дней смены. Просьбы, убеждения, объяснения становятся ключевым способом воздействия на детей. В последние дни смены от вожатого требуется немало сил, и моральных и физических: готовьтесь к ночному бодрствованию и постоянному контролю над своим отрядом.

Учитывая эти кризисы в развитии лагерной смены, вам будет легче найти общий язык с детьми, полноценно реализовать программу смены, сделать жизнь детей в лагере запоминающейся и неповторимой.

Дата добавления: 2019-09-02 ; просмотров: 387 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Ребенок в лагере: кризисы и трудности

Поездка в детский оздоровительный лагерь – это всегда очень увлекательное и веселое событие в жизни ребенка. Но поскольку все дети разные, порой могут возникать и кризисные ситуации. В этой статье Илона Костина, начальник Управления подготовки и программ детского и семейного отдыха МОСГОРТУРа, расскажет о том, с какими трудностями в лагере сталкиваются чаще всего, и о способах их решения.

Трудности и проблемы встречаются на каждом шагу. Хорошо, что в лагере у ребенка есть старший товарищ, вожатый, который знает как разрешить каждую из них и, что немаловажно, готов к их появлению.

Трудность № 1. Ребенок, впервые приехавший в лагерь, скучает по дому, не идет на контакт с вожатыми и сверстниками, часто плачет. Эта проблема довольно часто возникает у детей, особенно младшего возраста.

Решение. Здесь главная задача вожатого – заинтересовать ребенка тематикой смены и запланированными мероприятиями. Для этого в первый день смены вожатый знакомится с каждым ребенком (при необходимости наедине), узнает, чем он любит заниматься дома и в школе, какое у него хобби, что умеет делать самостоятельно. С этой информацией вожатые могут скорректировать мероприятия в течение дня, предлагая ребенку заняться именно тем, что ему интересно.

Трудность № 2. Ребенок долго не может уснуть или, наоборот, просыпается слишком рано, и в итоге не соблюдает общелагерный режим.Это может мешать спать тем детям, с которыми он живет в одной комнате, что может привести к конфликту.

Решение. В этом случае вожатые должны определить причину возникшей ситуации, исходя из которой и начнут предпринимать какие-либо действия. Например, проблема могла возникнуть из-за смены часовых поясов, и ребенок придет в норму после акклиматизации. Если же он все-таки не смог привыкнуть к режиму дня, то вожатый должен обязательно сообщить об этом своему руководителю и проконсультироваться с врачом лагеря и психологом.

Трудность № 3. В лагерь могут приехать дети, называемые «трудными подростками». Здесь речь может идти о систематических нарушениях режима жизни лагеря, курении, воровстве, употреблении алкоголя, использовании нецензурной лексики, настраивании отряда против вожатых или вызывающем поведении.

Решение. Здесь вожатые должны постараться установить с ребятами доверительные отношения и заслужить авторитет. Главной задачей вожатого в этом случае станет научить ребят прислушиваться к своим просьбам и призывам, жить по заведенному распорядку дня в лагере и подобрать для них мероприятия, в которых им будет интересно участвовать. Возможно, это будут дебаты или спортивные соревнования.

Если вожатому не удалось переломить ситуацию самостоятельно, то он будет вынужден привлечь к решению проблемы администрацию лагеря и родителей ребенка.

Трудность № 4. В лагерь могут приехать дети с ограниченными возможностями здоровья. Об их приезде вожатые должны знать заранее, чтобы с первых минут верно начать работу по формированию взаимоотношений в отряде.

Решение. Главная задача вожатого – социализация и адаптация ребенка. Каникулы в оздоровительном лагере помогают особенному ребенку осознать, что он может общаться на равных со сверстниками и найти свое место во временном детском коллективе. Вожатые помогают раскрыть детям собственный творческий потенциал, поверить в себя, свои силы и способности.

Трудность № 5. В лагере могут возникнуть форс-мажорные ситуации: ребенок упал в обморок, получил травму, был укушен животным, у него пошла носом кровь, проявилась сильная аллергическая реакция. Для разрешения любой опасной для жизни и здоровья ребенка ситуации у вожатых есть специальная инструкция.

Решение. В первые дни смены вожатые в обязательном порядке знакомят ребенка с лагерем, его обычаями и традициями и проводят учения по противопожарной безопасности. Это делается для того, чтобы ребенок в случае возникновения форс-мажорной ситуации смог самостоятельно найти выход. Если ребенок все-таки пострадал в лагере, то вожатые следуют правилам оказания первой доврачебной медицинской помощи и сразу после происшествия:

Разрешив критическую ситуацию, руководитель смены связывается с родителями и сообщает о произошедшем, с обязательным уточнением, что ребенок в безопасности и ему ничего не угрожает.

Конечно, невозможно заранее предугадать что случится в лагере, но вожатые всегда готовы прийти на помощь своим подопечным и разрешить кризисную ситуацию.

Источник

Кризис однообразия в лагере что делать

Кризис однообразия в лагере что делать. Смотреть фото Кризис однообразия в лагере что делать. Смотреть картинку Кризис однообразия в лагере что делать. Картинка про Кризис однообразия в лагере что делать. Фото Кризис однообразия в лагере что делать

Особенности создания коллектива:

Младший возраст. Однородный коллектив, команду создать практически невозможно. Ребенок сегодня дружит с одним, а завтра уже с другим. Большое значение имеют яркая одежда, интересные игрушки, продукты, которые привезли родители, т.е. интересы ситуативны. При подготовке к какому-либо мероприятию детей лучше разбивать на группы по 4-6 человек и каждой группе желательно взрослого куратора. Так дети лучше услышат, поймут и подготовят мероприятие.

Средний возраст. Девочки и мальчики образуют две основные микрогруппы. Разнополые группы работают не очень эффективно, т.к. энергия уходит на выяснение отношений. Единый коллектив создать также сложно, но мотивом может служить общее дело при четком распределении обязанностей. В связи с разницей физического и психического развития девочек и мальчиков желательно создавать однополые подгруппы, работающие на единую цель. Хорошо работают и без кураторов.

Старший возраст. У ребят велика склонность к общению со сверстниками, к познанию себя и других, поэтому они гораздо охотнее готовы собраться отрядом, чтобы всем вместе посидеть, поговорить, сходить на костер, чем для участия в мероприятии. Хотя хорошо мотивируются на возможность победы в мероприятии, на то, что отряд самый лучший. Очень хорошо взаимодействуют друг с другом, появляются влюбленные парочки, однако если появляется изгой, дружно объединяются против него.

Кризисы развития коллектива:
3 день – Кризис неоправданных ожиданий (яркие мероприятия).
7 день – Кризис однообразия (мероприятия с жесткими правилами).
9 день – Кризис нелюбви (свечка).
13 день – Передел власти (день наоборот, похищение вожатого, заколдованные вещи).
17 день – Кризис «старичка» (лирические мероприятия).
19 день – страх расставания (прощальный концерт, пожелания, поздравления, подарки, свечка, награждение).

Приемы создания детского коллектива:

* Знакомство. Игры на знакомство, снятие напряжения и раскрепощение. Свечка-знакомство («Расскажи мне о себе»)
* Формальное создание группы. Название отряда, эмблема, девиз, выбор командира и пр.
* Осознание принадлежности к группе (отряду). Место отряда (уголок), атрибутика, традиции, сигнал сбора, тайный знак, пароль, песня, правила.
* Сплочение и развитие коллектива. Игры на сплочение, доверие; совместная трудовая деятельность (дежурство, уборка территории); участие в КТД (коллективное творческое дело); Соревнование с другими отрядами; обсуждение жизни отряда (огоньки, ии свечки, сборы)

Кризис однообразия в лагере что делать. Смотреть фото Кризис однообразия в лагере что делать. Смотреть картинку Кризис однообразия в лагере что делать. Картинка про Кризис однообразия в лагере что делать. Фото Кризис однообразия в лагере что делать

Этапы развития коллектива.

Эти этапы проходит любой временный коллектив: дети в лагере, студенты в группе, люди на работе. Некоторые стадии затягиваются, а некоторые длятся бесконечно, но все же подходят под общие положения.
1) Знакомство.
2) Структурирование.
3) Подтверждение или изменение структуры.
4) Распад.

Знакомство.
Что происходит:
Процесс знакомства начинается с первых секунд, когда ребята только увидели друг друга. Как вы, наверное, замечали, не сказав, только что встреченному человеку, ни слова, он уже вызвал у вас симпатию или антипатию, а может даже, оставил вас безразличным. Так же и у ребят. Отношение формируется на основе прошлого опыта, внешней привлекательности и ассоциировании человека с собой или другими людьми, мнение о которых к этому моменту у ребенка сложилось.
Как помочь:
Из пословицы «встречают по одежке, а провожают по уму» можно сделать вывод, что первое мнение о человеке может быть ошибочным и поэтому наша (вожатых) задача создать условия, в которых ребята как можно больше бы узнали друг о друге. И очень важно, чтобы они стали друг другу интересны, не боялись открыться.

Структурирование.
Что происходит:
Все дети, как и все люди разные и все претендуют в силу своих психофизиологических особенностей на различные роли в коллективе. Это редко происходит осознано, т.к. дети ещё не нашли себя и для них нахождение в коллективе очередная проба себя в определенной роли. На самом деле не все дети стремятся к лидерству и не всем это надо, поэтому почти каждый находит свое место в коллективе, главное, чтобы оно его устраивало.
Как помочь:
Во многих коллективах процесс структурирования так долго затягивается, что и говорить о том, что это коллектив не приходится. Примером может являться группа студентов, приходящих на занятия только для прослушивания лекций. Мы должны посредством игр и ряда заданий заставить ребят взаимодействовать друг с другом, чтобы в процессе взаимодействия они определили свои роли в данной группе людей. Очень важно, чтобы на этом этапе у ребят появились коллективные ценности, которые помогут направить развитие коллектива в нужное русло. И ещё важно помнить, что не вы выбираете среди ребят лидера, а они это делают сами. Вы можете только создать для этого условия и определить ценности, т.е., что такое хорошо и что такое плохо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *