Критская музыка 5 класс что роднит музыку с литературой
Конспект урока Музыка 5 класс Урок № 1 Что роднит музыку с литературой
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Что роднит музыку с литературой
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— связь двух видов искусства – музыки и литературы;
— влияние музыки на литературу;
— влияние литературных текстов на музыку;
Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.
Программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.
Интонация – ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении.
Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.
Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. –1-е изд. – СПб.: Норинт, 1998.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В основе многих музыкальных произведений лежит литература. Без неё не существовало бы и половины музыкальных жанров.
Вокальные произведения (кроме вокализа) пишутся на основе стихов. На создание опер, балетов, мюзиклов и других сценических постановок композиторов вдохновляют литературные сюжеты сказок, мифов или известных пьес и романов.
Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.
Если инструментальная музыка опирается на литературный сюжет, её называют программной.
Программная музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.
Например, симфоническая сюита «Антар» Николая Андреевича Римского-Корсакова по одноимённой сказке или «Метель» Георгия Васильевича Свиридова по повести Пушкина.
Музыка Свиридова переносит слушателя в Россию XIX века. Семь пьес отражают различные фрагменты и состояния повести «Метель»: «Тройка», «Весна и осень», «Вальс», «Венчание».
И вот уже герои Александра Сергеевича Пушкина кружатся в чудесном вальсе на балу, устроенном по случаю победы над Наполеоном.
В любом виде искусства авторы поднимают волнующие их темы. Только пользуются они для этого разными инструментами: художники – красками, музыканты – звуками, писатели – словами.
Литературу и музыку роднит такое понятие, как интонация.
В речи это слово означает манеру произношения, выражающую чувство говорящего, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада. Например, можно говорить с сердитой интонацией.
В литературе интонация указывает на стиль какого-то писателя. Например, можно сказать, что в произведении прослеживается шекспировская интонация.
В лингвистике – науке, изучающей языки, интонация имеет более музыкальное значение. Это ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении. Например, в речи собеседника может быть слышна вопросительная интонация.
В музыке же интонация часто употребляется в отношении точности исполнения и чистоты спетого или сыгранного звука (в отношении его высоты). Всем известно, что интонация может быть фальшивой.
А также про направление движения мелодии можно сказать, что в этом фрагменте слышна, например, восходящая или нисходящая интонация.
В музыке, как и в речи, могут быть ласковые и печальные интонации, спокойные и взволнованные, тревожные и торжественные. Голоса инструментов, как речь человека, говорят, поют, выражая какую-либо эмоцию с помощью интонаций.
Не зная иностранного языка, по интонации можно определить, в каком настроении собеседник, а с помощью музыкальных интонаций можно понять характер музыкального произведения.
Благодаря интонациям можно распознать, к какой эпохе и национальной культуре относится та или иная мелодия.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
№ 1. Что такое программная музыка?
Варианты ответа: музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания; музыка, к которой выдают театральную программку; музыка, которая включена в школьную программу; музыка без слов.
В школьную программу включено множество музыкальных произведений, но они не всегда являются программными. Бумажный буклет с программой люди покупают в театрах и на концертах, там обычно указан состав исполнителей и содержание. Музыка без слов – любая инструментальная музыка или вокализ. Поэтому правильный ответ: программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.
№ 2. К какому музыкальному термину подходит определение «вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках»?
Варианты ответа: опера; духовный концерт; ария; каватина; вокализ.
Духовные концерты пишутся на религиозные тексты. Опера содержит слова. Ария – это вокальная или инструментальная партия для одного голоса или инструмента, представляющая собой законченный эпизод или самостоятельный номер. Каватина – одна из разновидностей оперной арии, обычно свободного построения, отличающаяся напевностью и лиричностью. Правильный ответ – вокализ.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Презентация урока музыки в 5 классе на тему «Что роднит музыку с литературой?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок музыки в 5 классе Разработала: Григорьева И.В. учитель музыки МАОУ Окунёвская СОШ с. Окунёвское 2015
Цель: Выявление общности жизненных истоков (общих черт) и многосторонних связей музыки и литературы, анализируя музыкальные и литературные произведения. Задачи урока: формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения; развивать умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы и изобразительного искусства; выявлять особенности художественного языка разных видов искусства; развивать воображение через восприятие музыки и поэзии; учить находить взаимосвязь искусства и жизни; учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы; уметь сравнивать музыкальные произведения.
Тема первого полугодия: «Музыка и литература». Тема урока: «Что роднит музыку с литературой?»
ПЛАН УРОКА: Выяснить, что общего между музыкой и литературой. Определить, что лежит в основе музыкальных и литературных произведений. Сравнить средства выразительности в музыке и в литературном искусстве. Сравнить произведения разных видов искусств: музыкального, изобразительного, литературного. Ответить на вопрос – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Проблема: «Нужна ли музыке литература?»
ЖИЗНЬ музыка литература
ЧТО РОДНИТ МУЗЫКУ С ЛИТЕРАТУРОЙ? ИНТОНАЦИЯ ЛАСКОВАЯ ПЕЧАЛЬНАЯ СПОКОЙНАЯ ВЗВОЛНОВАННАЯ ТОРЖЕСТВЕННАЯ
Литература становится основой вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс. Мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов побуждают композиторов к созданию больших и сложных произведений, как симфония, концерт, сюита, опера. Литературную программу имеют многие инструментальные произведения. Именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа. Жизнь и творчество знаменитых композиторов, исполнителей вдохновляют писателей и поэтов на создание литературных произведений, со страниц которых «звучит» музыка.
Музыку и литературу объединяет общность жанров. МУЗЫКА Сказка Поэма Баллада ЛИТЕРАТУРА Песня Романс Запевка
Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли, люли стояла. Люли, люли стояла. Некому березу заломати, Некому кудряву заломати, Люли, люли заломати. Люли, люли заломати. Я пойду погуляю, Белую березу заломаю, Люли, люли заломаю. Люли, люли заломаю. Срежу я с березы три пруточка, Сделаю из них я три гудочка, Люли, люли три гудочка. Люли, люли три гудочка. А четвертую балалайку, А четвертую балалайку, Люли, люли балалайку. Люли, люли балалайку. Стану в балалайку я играти, Стану в балалайку я играти, Люли, люли играти. Люли, люли играти.
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) Фрагмент финала «Симфонии №4»
Между небом и землей Песня раздается, Неисходною струей Громче, громче льется. Не видать певца полей! Где поет так громко Над подружкою своей Жаворонок звонкий. Ветер песенку несет, А кому — не знает. Та, к кому она, поймет. От кого — узнает. Лейся ж, песенка моя, Песнь надежды сладкой. Кто-то вспомнит про меня И вздохнет украдкой. Н. Кукольник «Жаворонок»
Михаил Иванович Глинка (1804-1857) Романс «Жаворонок»
Василий Поленов (1844 – 1927г.)
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Песня «Моя Россия» Автор музыки композитор Георгий Струве, Слова песни поэтессы Нины Соловьёвой
ПЛАН УРОКА: Выяснить, что общего между музыкой и литературой. Определить, что лежит в основе музыкальных и литературных произведений. Сравнить средства выразительности в музыке и в литературном искусстве. Сравнить произведения разных видов искусств: музыкального, изобразительного, литературного. Ответить на вопрос – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-009542
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по музыке в 5 классе на тему: «Что роднит музыку с литературой»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока : «Что роднит музыку с литературой».
Цель : Выявление общности жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы.
формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения;
развивать умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы и изобразительного искусства;
выявлять особенности художественного языка разных видов искусства;
развивать воображение через восприятие музыки и поэзии;
учить находить взаимосвязь искусства и жизни;
учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы;
уметь сравнивать музыкальные произведения
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Планируемые результаты изучения:
Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.
М. Глинка, сл. Н. Кукольника «Жаворонок», «Во поле береза стояла» р.н.п. П. Чайковский. Симфония №4, Г. Струве, сл. Н. Соловьевой «Моя Россия».
I. Организационная часть.
Провести беседу, посвященную летнему отдыху, кратко повторить темы 4 класса
1. Актуализация знаний.
На уроках музыки мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой. Как вы думаете, нужна ли музыке литература? А без литературы, каких музыкальных произведений не было бы?
— Ответы учащихся: Оперы, балета, мюзикла, оперетты и т.д.
— Потому что в основе их сюжета, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и т.д.) Без стихов нельзя написать песню или романс, кантату.
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что потеряла бы музыка, если бы не было поэзии и прозы? Именно на эти вопросы мы и попробуем ответить сегодня на уроке.
2. Формулирование темы урока.
— Откройте, пожалуйста, учебник и прочтите тему I полугодия. (Слайд №4), а на следующей странице тему сегодняшнего урока.
— Тема I полугодия: «Музыка и литература», а тема урока : «Что роднит музыку с литературой».
— А теперь давайте составим план, работы на уроке.
(Дети называют виды деятельности, а учитель формулирует пункты плана).
— Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
Выяснить, что общего между музыкой и литературой.
Определить, что лежит в основе музыкальных и литературных произведений.
Сравнить средства выразительности в музыке и в литературном искусстве.
Сравнить произведения разных видов искусств: музыкального, изобразительного, литературного.
Ответить на вопрос – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
3. Работа над новым материалом. Постановка учебной проблемы.
Проблема: «Нужна ли музыке литература?»
— Чтобы ответить на вопрос: Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Надо понять, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет писателей, поэтов, композиторов на создание их. Давайте попробуем, вспомним знакомые музыкальные произведения, которые не разрывно связаны со словом, а так же литературные произведения со страниц которых звучит музыка или в которых рассказывается о музыке и музыкантах. (миф об Орфее, былина о Садко). Сюжеты, темы, образы искусств музыки и литературы имеют общий источник – это жизнь (Слайд №6.)
— Что же роднит музыку с литературой? Единым стержнем этих искусств является интонация. (Слайд №7) Разнообразные интонации мы слышим в разговорной речи, литературной и музыкальной речи. Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы можем отличить народную музыку от композиторской, русскую от зарубежной, старинную от современной.
Давайте рассмотрим взаимосвязь музыки и литературы. (Слайд №8)
Литература становится основой вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс.
Мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов побуждают композиторов к созданию больших и сложных произведений, как симфония, концерт, сюита, опера.
Литературную программу имеют многие инструментальные произведения.
Именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа.
Жизнь и творчество знаменитых композиторов, исполнителей вдохновляют писателей и поэтов на создание литературных произведений, со страниц которых «звучит» музыка.
— Эти два искусства – музыку и литературу объединяет общность жанров. (Слайд №9) Нередко в музыке произведения называются – сказка, поэма, баллада, а в литературе – песня, романс, запевка.
— Сейчас прозвучит музыкальная загадка, а вы вспомните, как называется произведение, к какому жанру относится произведение и, что еще вы можете о нем сказать? (Слайд №10)
— Ответы учащихся: Это русская народная песня «Во поле береза стояла».
— Правильно, давайте исполним песню (исполнение)
— Скажите, а кто из композиторов использовал мелодию этой песни в своем творчестве?
— Правильно. Давайте послушаем фрагмент этого произведения, а вы постарайтесь вспомнить, как оно называется. (Слайд №11)
Слушание: Фрагмент финала «Симфонии №4».
Ответы учащихся: Это финал Симфонии №4. По характеру музыка яркая, бурная стремительная завораживающая. Главная тема финала отличается от песни темпом, характером, звучит в высоком регистре.
III. Осмысление и закрепление знаний.
Ответы учащихся: Светлую, легкую, парящую, мелодичную, напевную.
— М.И. Глинка написал музыку на стихи Кукольника. (Слайд №13) Послушайте романс «Жаворонок» М. Глинки.
— Обратите внимание, простые строки стихотворения, благодаря их музыкальному прочтению композиторами как бы обрели вторую жизнь. Их звучание в музыке обогатилось более глубоким смыслом, более яркими человеческими чувствами. Стихи многих поэтов стали известны благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне могли бы не дойти стихи Кукольника, если бы не простая, задушевная и задумчивая музыка «Жаворонка» Глинки.
— Давайте еще раз послушаем фрагмент романса, и вы поделитесь своими впечатлениями о музыке романса. Слушание.
Ответы учащихся: – Создается настроение задумчивости, задушевности, мечтательности.
— Как вы думаете, этот лирический романс создает настроение, которое перекликается с настроением картины Василия Поленова «Монастырь над рекой»? (Слайд №14)
— Обратите внимание на то, как созвучны настроение картины Поленова с музыкой Глинки. Назовите сходства выразительных средств живописи и музыки.
Ответы учащихся: – Сходство линии рисунка в картине и музыки, цветовая гамма в картине и ладовая окраска в музыке…
— Какой напрашивается вывод?
— А теперь ответьте на главный вопрос сегодняшнего урока. (Слайд №15) Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Ответы учащихся: – Если бы не было литературы, то многих музыкальных произведений тоже не было бы.
— Сделайте вывод по уроку.
В ы в о д: такие искусства как литература и музыка тесно взаимосвязаны. В них очень много общего. Без литературы не могли бы появиться многие музыкальные произведения. Ведь в основе их сюжета лежит литературное произведение: сказка, рассказ, повесть, роман.
IV. Подведение итогов.
— Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд №16)
— Что самое главное необходимо запомнить с урока?
Урок по музыке «Что роднит музыку и литературу» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок музыки №1 5 класс
по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой
Раздел: «Музыка и литература»
Тема: Что роднит музыку с литературой.
Цель: Рассмотреть предмет музыки как вид искусства и выявление многосторонних связей между музыкой и литературой
Умение видеть жизненные явления как основу искусства;
Установить связи между музыкой и литературой;
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Умение видеть взаимообогощение музыки и текста в музыкальных произведениях;
Умение оценивать произведения разных видов искусства;
Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация).
Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Техническое обеспечение урока: фортепиано, музыкальный центр.
Методы: деятельностный подход
Виды деятельности учащихся:
Музыкально –пластическое интонирование
Н.Тананко «Здравствуй, школа!»
М.И.Глинка романс «Жаворонок»
1.Организационный этап (вход под музыку «Здравствуй, школа»)
2. Актуализация знаний
«Все, что звучит в природе, и есть музыка» И.Гердер
— Как вы понимаете эти слова? (музыка рождается там, где живут звуки. Ее приносит и шум берез, и плеск ручейка, а порой она таится в тишине и безмолвии).
— А похожи ли звуки между собой? (нет, есть высокие и низкие, тихие и громкие, звонкие и глухие, так как каждый звук имеет свой источник: море гудит не так, как река. Благодаря этим звукам и рождаются интонации, которые в свою очередь рождают музыку).
— А что помогает музыке звучать? (музыкальные инструменты, голос)
— Музыка, выражая звуковое богатство мира, создает множество музыкальных инструментов: певучую скрипку, нежную свирель, пронзительную трубу, звонкую гармошку и величественный орган.
— Какой инструмент лучше передаст пение птицы? А вой ветра? Полет шмеля? Шум моря?
Вывод: музыка рождена самой жизнью
— А только ли музыка может передать красоту окружающего мира? (нет, картины, стихи, скульптуры, танцы…)
— Каким понятием мы можем объединить эти слова? (ИСКУССТВО)
— Что вы понимаете под этим словом? Подвести к понятию:
— Искусство-это художественная деятельность человека, через которую он выражает свои мысли, чувства, настроения.
Д.З. найти в разных источниках понятие ИСКУССТВА, кто не сможет- выучить данное.
— Видов искусства множество. Давайте запишем некоторые (составление схемы)
литература музыка изобразит иск кино театр прикладное
— Каждый вид искусства имеет свои средства выразительности. Какие?
Живопись- краски, карандаши, пастель
— Но какой самый мощный вид искусства (музыка). Почему? (воздействует на эмоции, чувства людей).
— Вспомните жизненные подтверждения этому (миф об Орфее, былина Садко, в годы ВОВ музыка поднимала на борьбу с врагами, в старину и в работе пели, и в радости, и в горе).
Выводим тему: Что роднит музыку и литературу.
-Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? (не было бы песен, романсов) подвести к пунктам.
Литература (поэзия) – основа вокальных произведений: песня, романс…
Литературную основу (программу) имеют многие инструментальные произведения: «Баба Яга» М.П.Мусоргский, Э.Григ «Пер Гюнт»
Литературные произведения ложатся в основу опер, балетов…
Во многих литературных произведениях говорится о музыке, и именно музыка является главным действующим лицом сказок, рассказов, повестей.
— Что роднит музыку и литературу между собой?
Нередко и литературные, и музыкальные произведения одинаково называются: сказка, поэма, баллада.
Читаем учебник стр. 6-8
— Давайте вспомним романс «Жаворонок» М.Глинки. Сначала выразительно читаем стихи, затем выводим рукой линию произносимого текста и сопоставляем ее с записью мелодии.
Вывод: общие контуры стиха и мелодии похожи, музыкальная речь близка выразительной речи человека, так как они имеют одну интонационную основу.
Пробуем спеть мелодию вокализом и затем со словами.
— Какое исполнение больше понравилось? Чем? (богаче, понятнее смысл, ярче передаются чувства)
ИСПОЛНЕНИЕ РОМАНСА «ЖАВОРОНОК»
— Сравним настроение романса с картиной Левитана «Вечер. Золотой плес» стр. 8-9 учебника
— Можно ли их сравнить? Чем они схожи?
В течение уроков первого полугодия мы продолжим выявлять связи между музыкой и литературой.
— Для чего нам это нужно? (чтобы лучше понимать музыкальные произведения, их выразительные средства, жанровую основу)
-Мы теперь можем ответить на вопрос: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
— Как мы находили ответ? (сравнивали музыкальные с литературными произведениями, разбирали романс на составляющие, исполняли романс, искали интонационную основу)
— Что больше всего понравилось в деятельности на уроке?