Критика снижена что это значит в медицине
Когнитивные расстройства и деменция
Мороз Анна Андреевна
врач-невролог, к.м.н.
Проблема когнитивных расстройств и деменции, как крайней степени их проявления, сегодня невероятно актуальна. По статистике ВОЗ, ежегодно во всем мире около 10 млн человек с когнитивными нарушениями достигают степени деменции, более 50 млн человек поставлен этот диагноз. Если верить прогнозам, к 2050 г. до 22% населения планеты будут страдать деменцией.
Что такое когнитивные функции?
Когнитивные функции — это не только память. К ним относят множество других свойств головного мозга, на которые мы обычно не обращаем внимание. Но стоит лишиться хотя бы одного из них, и качество жизни резко падает.
Когнитивные функции — это:
Нередко страдает какая-то одна сфера когнитивных функций при сохранности других. Такое состояние не сильно мешает адаптации и самостоятельной жизни человека, — в этом случае речь идет о когнитивных расстройствах. Когда же нарушение происходит в нескольких сферах, а человек становится социально дезадаптированным и зависимым от окружения, стоит говорить о деменции.
Чем опасна деменция?
Помимо крайне неприятного факта снижения интеллектуальных способностей человека, это состояние опасно изменением его поведения, которое может стать угрожающим как для самого пациента, так и для окружающих. Более того, по мере прогрессирования заболевания, пациенты становятся зависимыми от ухаживающих лиц, и именно качество ухода определяет продолжительность их жизни.
Собственно, дефицит питания, движений и гигиены зачастую служит причиной гибели людей с деменцией.
Признаки надвигающейся деменции
Как и любое другое заболевание, когнитивные расстройства куда проще предотвратить или замедлить на ранних стадиях. На что следует обратить внимание и когда стоит обратиться за медицинской помощью:
К какому специалисту стоит обратиться?
Причин, вызывающих когнитивные нарушения, много. Среди основных стоит выделить, конечно, сосудистую деменцию и болезнь Альцгеймера. Однако и многие другие неврологические состояния сопровождаются снижением когнитивных функций: болезнь Паркинсона, болезнь Гентингтона, прионные заболевания, редкие формы деменций — деменция с тельцами Леви, лобно-височная деменция. Эти состояния пограничные, в основном ими занимается невролог, однако в случае появления депрессии, неадекватности поведения, психопродуктивной симптоматики может потребоваться помощь психиатра.
Бывает и обратная ситуация.
Порой психические расстройства могут имитировать когнитивные нарушения.
Так, депрессия очень часто имитирует когнитивные расстройства, ведь при депрессии существенно снижается работоспособность, способность усваивать новую информацию, пропадает желание общаться с людьми и следить за собой. В ситуации «псевдодеменции» лечение депрессии приводит к восстановлению когнитивных способностей.
Обратимые деменции
Некоторые неврологические и соматические заболевания могут приводить к деменции. При своевременной диагностике и лечении — прогноз положительный.
Потенциально обратимая деменция может развиваться в следующих случаях:
Диагностика деменции
По тяжести симптомов когнитивные нарушения разделяют на:
Некоторые исследователи выделяют стадию мягких (легких или субъективных) когнитивных нарушений (MCI), когда пациент активно предъявляет жалобы на забывчивость, невнимательность, неспособность с чем-то справиться, но при нейропсихологическом тестировании определяются нормативные показатели высших мозговых функций (ВМФ) либо отдельные незначительные затруднения в 1-2 когнитивных сферах, не нарушающие общий когнитивный статус. Подобные состояния могут быть проявлением депрессии, повышенной тревоги, результатом ситуационного переутомления либо первыми доклиническими признаками нейродегенеративного заболевания головного мозга (например болезни Альцгеймера).
При жалобах на снижение памяти клиническое обследование пациентов направлено на:
До визита к неврологу, при наличии у пациента жалоб на память, можно провести ряд обследований:
Также полезно проанализировать такие данные пациента:
Даже при тяжелом хроническом заболевании максимально ранняя диагностика болезни и комплексный подход к лечению значительно улучшают прогноз пациентов и увеличивают продолжительность их жизни.
Как происходит лечение деменции в клинике Рассвет?
В клинике Рассвет приветствуется мультидисциплинарный подход к данной проблеме. Тщательный осмотр врачом, длительная беседа, тестирование по ряду шкал и совместная работа невролога и психиатра помогают поставить верный диагноз, а дополнительные обследования позволяют выявить конкретную причину когнитивного снижения. Именно это помогает разработать дальнейшую эффективную тактику лечения и реабилитации.
Медикаментозная терапия деменции может снизить темп прогрессирования заболевания и продлить жизнь пациенту. Принципиальное значение в лечении деменции — особенно на этапе умеренных когнитивных нарушений — также имеет активное освоение новых навыков, постоянная тренировка памяти (когнитивное стимулирование) и эмоциональная поддержка близких.
Виды нарушения критичности у психически больных
| ||||||
НАРУШЕНИЯ КРИТИЧНОСТИ У ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Вопрос о нарушении критичности является одним из наиболее актуальных для теории и практики патопсихологии и психиатрии. Наличие или отсутствие критичности служит одним из важнейших критериев оценки психического состояния больных и прогноза заболевания в целом. Не случайно многие, психиатры уделяли особое внимание этой проблеме /С.С. Корсаков, А.Б. Гиляровский, М.О. Гуревич, М.Я. Серейский, Г.Е. Сухарева и мн. др./.
Проблема критичности имеет также большое теоретическое значение для решения вопросов общей психологии. Осознанное и опосредованное поведение невозможно без регуляции, без критического отношения к действительности, к собственным действиям. Именно поэтому Л.С. Выготский писал, что «. осознание и овладение идут рука об руку».
Чрезвычайно важные суждения о критичности содержатся в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса. Очень содержательным, раскрывающим сущность самого понятия «критичность», является высказывание В.И. Ленина в одной из его работ: «. Умен не тот, кто не делает ошибок. Таких людей нет и быть не может. Умен тот, кто делает ошибки не очень существенные и кто умеет легко и быстро исправлять их». /Полн. собр. соч., изд.5, т.41, стр.18/
Проблема критичности в связи с формированием сознания и самосознания рассматривается в работах С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.Г. Спиркина, Е.В. Шороховой. Частично освещена критичность в работах Л.И. Божович, Б.И. Пинского, М.С. Неймарк, Е.А. Серебряковой, Е.И. Савонько, В.М. Синельникова и др. в связи с исследованием формирования самооценки.
Понятие «критичность» не подвергалось систематизации ни в психологических, ни в психиатрических работах. Целью данного исследования является раскрытие понятия нарушения критичности, описание и экспериментальный анализ различных видов её нарушений. В этой связи была выдвинута гипотеза о возможности дифференцировать само понятие «критичность» в нескольких аспектах. В соответствии с предложенной классификацией по каждому из видов некритичности был сделан ряд предположений об их характерных особенностях, правильность которых проявлялась экспериментальным путём.
Характеристика испытуемых и методика исследования.
Для решения поставленной задачи нами было исследовано 145 человек, находившихся на стационарном лечении в психиатрической больнице MCO-2I Московской области. Из них 15 больных шизофренией /в основном простой формы/, 40 больных хроническим алкоголизмом, 40 больных органическими поражениями головного мозга / травмы, сосудистые заболевания/, 10 больных маниакально-депрессивным психозом, 10 больных психопатией /различного круга/. Возраст большинства больных был от 18 до 35 лет. В большинстве случаев образование больных было высшим, незаконченным высшим или средним. Почти все больные были консультированы доктором мед. наук З.М. Шаманиной. «Контрольную» группу испытуемых составляли студенты II курса медицинского училища в количестве 55 человек.
При отборе методик для нашей работы мы руководствовались указанием Б.В. Зейгарник о возможных направлениях построения исследования: I/ были использованы экспериментальные методики, направленные на выявление познавательных процессов, несколько они не существуют изолировано от установок и потребностей личности /»Классификация предметов», «Простые» и «Сложные аналогии», «Исключение предметов», «Сравнение понятий» и др. Использовалась также методика формирования понятий Р.Г.Натадзе + /; 2/ использовались экспериментальные приёмы, направленные на выявление, отношения к ситуации эксперимента /методика Эббингауза/ с таким видоизменением, которое позволяло изучать отношение больных к своим ошибкам/, «Исследование уровня притязаний», методика Т.Дербо, в варианте С.Я.Рубинштейн, «куб Линка»/. Кроме приведенных экспериментальных приёмов больным предлагалось описать свой характер и состояние здоровья. В конце исследования с больными проводилась беседа, направленная на выявление их самооценки по поводу выполненной ими экспериментальной работы; 3/ проводилось также изучение данных историй болезни /анамнезы, дневники, катамнестические сведения/, переписка с самими больными, их родственниками и местными лечащими врачами.
В результате оказалось возможным провести анализ экспериментальных данных на фоне полных сведений о жизненном пути больного. Всего было проведено 1540 экспериментов.
Анализ полученных экспериментальных к клинических данных привёл к необходимости дифференцироватъ их в различных аспектах. Проявления некритичности больных были чрезвычайно разнообразными. Наблюдалась описанная Б.В. Зейгарник некритичность к своим суждениям; некритическое отношение могло быть связано с повышенной самооценкой больных, иногда её корни были иные. Механизм пониженной самооценки больных также был неоднородный; в некоторых случаях повышенная самооценка носила компенсаторный характер, в других случаях она действительно являлась некритичной переоценкой своих возможностей. Больные, обнаруживавшие ошибочные суждения, могли в то же время проявлять некритичность к своим нелепым бредовым построениям или к поведению. Появление критического отношения к психопатологическим переживаниям могло сочетаться с некритическим отношением к правильности своих суждений на аффективно нейтральном материале.
Обнаруженное многообразие проявлений некритичности психически больных дало основание для некоторой предварительной их систематизации, которую мы рассматриваем лишь как некую общую схему.
Было выделено три формы нарушения критичности.
I. Некритичность к своим суждениям, действиям и высказываниям.
Именно этот выступающий для больного смысл исследования и обуславливает отношение его к своим ошибкам и к замечаниям экспериментатора. При этом следует, конечно, учесть отношение к экспериментатору.
Приведём конкретные примеры, показывающие разное отношение к своим ошибкам у больных /при проведении «Классификации предметов/.
Больной Д. /диагноз шизофрения, непрерывное течение, параноидный синдром/.
Классифицируя предметы, образует группу «отдых», куда относит следующие карточки: арбуз, гриб-мухомор, грушу, машину, лук, кастрюлю, ландыш, свинью.
Этот же больной образует группу «шпионаж», в которой объединяет следующие предметы: телегу, стакан, ботинки, пилу, велосипед, штангенциркуль.
На III этапе задания этот больной образует такие группы: «вспомогательная» /школьные принадлежности, чашка, платье, лыжник, диван, кровать, шкаф, ребёнок, уборщица/; «более, чем вспомогательная» /бутылка, стакан, врач, сантиметр, велосипед, телега, стол/; «бег скоростей» /этажерка, шапка, матрос, ковш, кузнец, часы, термометр, пароход, весы, куртка/
Опережая удивление экспериментатора, больной заявляет: «Не спорьте, я не хуже вас разбираюсь в этом деле, дома я этим займусь и сделаю мультфильм».
Больная С. /диагноз шизофрения, вялотекущая юношеская/
В конце задания отказывается отнести ласточку в группу «животный мир», и дает такое объяснение: «она ведет совершенно другой образ жизни, ей свойственны и условия другие, её приручить нельзя, она размножается по-другому, в воздухе может парить».
Наши данные подтвердили результаты многих авторов /Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, С.Я. Рубинштейн и др./, выдвигаемых положение о том, что нарушение критичности встречается в виде утери возможности контролировать свои действия, в виде нарушения программирования и контроля интеллектуальных процессов.
В табл.I видно, как распределились исправленные и неисправленные ошибки в связи с их характером, и как они распределились по нозологиям.
Орг. пораж. гол. мозга
При выполнении экспериментальных заданий больной постоянно допускает ошибки, которые в большинстве случаев не исправляет, а отстаивает. Так, классифицируя предметы, наряду с образованием групп на основании обобщенных признаков, создаёт и такие, как «сухопутные предметы, стоящие на земле», куда относит глобус, стакан, этажерку, кастрюлю. Экспериментатор предлагает больному работать повнимательнее, проверить, правильно ли такое решение. Больной оставляет группу в неприкосновенности. После этого экспериментатор прямо указывает на ошибку, предлагая отнести все эти карточки в разные группы /стакан к посуде, глобус к школьным принадлежностям и т.п./. Больной отвечает: «Ясно, то, что вы предлагаете, более разумно. Однако, вы не совсем правы. Я признаю своё решение».
Отклоняясь от инструкции, больной сравнивает «несравнимые» понятия. Например, говорит, что луна и чернильница «одинаково влияют на экзальтированную душу»; что «ботинком и карандашом можно писать, карандашом по бумаге, ботинком по снегу» и отстаивает при замечании экспериментатора своё решение. В процессе построения куба Линка больной не обнаружил эмоциональных реакций, был безразличен к неуспеху, не справился с заданием, построил куб таким образом, что вся верхняя сторона не получилась красной. На замечания экспериментатора больной заявляет: «Я уже понял, как надо делать, давайте оставим, я вижу, что не все красные, ну и что, способ-то ясен!»
Таким образом, отношение подобных больных / в основном больных шизофренией/ к оценке экспериментатора, а также отношение их к своим ошибкам под воздействием этой оценки не стимулирует их деятельность, не улучшают качество работы. Их суждения не поддавались коррекции экспериментатора, больные оставались безразличными к исследованию, невозможен был самоконтроль, у них не выявлялось «предпочтения истины».
Другие больные /например, с алкогольной деградацией/, допускавшие ошибки по типу манипулирования, могли «уступить» зкспериментатору, согласиться с предложенным решением, однако, в дальнейшей работе они вновь допускали аналогичные ошибки. Среди испытуемых, исправлявших свои ошибки, оказались больные с органическим снижением.
Для более детального изучения вопроса о зависимости между оценкой экспериментатора и влиянием этой оценки на критическое отношение больных к своим ошибкам был применён вариант методики Эббингауза, которая использовалась В.И. Урусовой-Белозерцевой и Б.В. Зейгарник для выявления критичности мышления психически больных. Однако, мы видоизменили инструкцию. Наши испытуемые не предупреждались о связности рассказа, им предлагалось «заполнить каким-либо словом каждый пропуск». Экспериментатор просматривал заполненный испытуемым текст и, независимо от наличия или отсутствия в нем ошибок, говорил: «Вы допустили ошибку. Сделайте это задание ещё раз, но теперь будьте более внимательны, постарайтесь найти и исправить свою ошибку». Были получены следующие данные. Здоровые испытуемые легко ориентировались в незнакомом тексте, прочитав 2-3 предложения, понимали, что имеют дело со связанным по смыслу рассказом. В трудных местах текста здоровые испытуемые иногда ошибались, однако, исправляли свои ошибки при повторном заполнении. Но в большинстве случаев пни заполняли правильно сразу же, и были удивлены замечаниями экспериментатора по поводу наличия ошибок. При повторном заполнении они писали те же слова или заменяли их синонимами.
Влияние оценки экспериментатора иначе отражалось па работе больных. Так например, часть больных хуле ориентировалась, чаще допускала ошибки, особенно в трудных местах текста, медленней работала. Среда таких испытуемых больше всего было больных с органическим снижением. Другие больные при первом заполнении текста допускали грубые ошибки, не соотносили вставленные слова с предложениями /а не только со всем текстом/, проявляли безразличие в случае затруднений. После критических замечаний и дополнительной инструкции часто не исправляли ошибки, в результате чего второе заполнение текста ничем не отличались от первого. Они определённым образом относились к выполнению задания и это отношение не связывали с замечаниями экспериментатора. Больные были безразличны к оценке экспериментатора, не проявляли желания исправить свои ошибки, хотя эти ошибки являлись грубыми. Такое отношение к оценке экспериментатора обычно проявляли больные шизофренией.
При исследовании были получены количественные данные о среднем числе ошибок, допущенных каждым испытуемым определенной группы. Данные, представленные в табл. 2, говорят о том, что больше всего ошибок допускали больные органичесикими поражениями головного мозга. С другой стороны, они лучше других групп испытуемых исправляли их.
Среднее количество ошибок, допускаемое одним испытуемым.
Число ошибок, исправляемых одним испытуемым под влиянием оценки.
Больные органич. поражен. гол. мозга
При исследовании некритичности к суждениям, действиям и высказываниям естественно встал вопрос, не связан ли данный вид некритичности с уровнем обобщений больных.
Таким образом, данные, приведенные в этом параграфе, показывают, что нарушение критичности к своим суждениям выходит за рамки нарушения критичности мышления. Оно значительно шире и связано с некритичностью к себе, к своей личности.
II. Некритичность к себе, к оценке своей личности.
Второй вид нарушений критичности выступает как нарушение понимания больным своего места и своей роли в жизни, в ситуации, нарушение понимания своих достоинств и недостатков. Оба вида некритичности /некритичность к своим суждениям и некритичность к оценке своей личности/ неразрывно связаны, неотделимы друг от друга.
Особенно ценным оказались для суждения об этом виде нарушения критичности данные историй болезни.
Некритичность к оценке своей личности в несколько более изолированном виде выступала в отдельных экспериментальных методиках. При исследовании методикой самооценки интересным оказалось сравнение результатов здоровых испытуемых и больных. Так же как в опытах СЛ. Рубинштейн, здоровые испытуемые обнаружили тенденцию к отметке «чуть выше середины». У них не выступало склонности к крайним отметкам. Даже тогда, когда они говорили, что полностью здоровы или счастливы в настоящее время, свои отметки ставили гораздо ниже верхних точек.
По методике «Уровень притязаний» также выступили особенности в его формировании. Не у всех больных Армирование уровня притязаний обнаруживало зависимость от успехов задач. Например, больные шизофренией очень редко обнаруживали такую зависимость. Довольно редко уровень притязаний адекватно формировался также и у больных хроническим алкоголизмом. Чаще всего формирование уровня притязаний зависело от успехов задач у больных органическими поражениями головного мозга. Влияние успехов предыдущих задач наглядно выступает в мотивировке самих больных. Для выяснения мотивировки по окончании работы с данной методикой мы просили испытуемых объяснить, каким образом, по какому принципу они выбирали задачи. Из табл.3 видно, что мотивировка выбора задач разнообразная. У некоторых больных выступала достаточно адекватная мотивировка /например, у больных органическими поражениями головного мозга/; часть больных выбирали задачи без какой-либо системы для себя, действовали бездумно /к таким больным можно отнести больных хроническим алкоголизмом/; другие больные выбирали задачи необычным, странным образом, сопровождали свой выбор расплывчатыми, резонёрскими высказываниями /чаще всего это были больные шизофренией/.
Таблица 3
Диагноз | Уровень притязаний | ||