Критерии оценивания что это такое

Критериальное оценивание

Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем.

Традиционно в большинстве отечественных школ сохраняется система оценивания, построенная на системе из четырех баллов: 2 («неудовлетворительно»), 3 («удовлетворительно»), 4 («хорошо»), 5 («отлично») и отношения учителя, потому что учитель при выставлении отметки ориентируется на целый ряд позиций:

При критериальном оценивании

Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей.

Что же такое “критериальное оценивание”?

Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.

Успешность учащегося по английскому языку складывается из:

Оценивая отдельную работу, преподаватель обращает внимание учащегося на успешность в той или иной составляющей, из совокупности, которых выставляется итоговая отметка. Таким образом, отметка становится более «прозрачной» и учащийся понимает, каким аспектам своей деятельности необходимо уделить большее внимание.

Критерии оценки по предмету являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека.

Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю – это определение степени приближения ученика к данной цели.

При грамотном проектировании показателей учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что, в свою очередь, стимулирует его для достижения более высокого результата.

Каждая работа оценивается по ряду критериев и инструкций к ним. Критерии и инструкции вырабатываются в ходе общественного договора.

Например, каждое задание в работе оценивается определенным количеством баллов от 0 до 10 или от 0 до 5. В части “А” учащийся должен набрать 30 баллов. В части “А” проверяется знание отдельных грамматических конструкций.

Вы продемонстрировали очень незначительное знание грамматики английского языка. Неправильно используете пройденный материал. Вы мало занимались в этой теме. Вы должны повторить следующие грамматические структуры: конструкция have to\has to, простое будущее время, а также настоящее совершенное

Вы продемонстрировали удовлетворительное знание и понимание пройденного материала, используете грамматические конструкции довольно правильно и связно; Есть явные основания полагать, что Вы знаете, как использовать грамматический материал по пройденной теме, уместно используете полученные знания и раскрываете скобки практически без ошибок. Все же Вам необходимо еще поработать над пройденным материалом. Повторите, как образуется The Present Perfect Tense, как строятся утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения с конструкцией have to\has to)

Вы продемонстрировали великолепное знание и полное понимание пройденных грамматических конструкций; Великолепно используете пройденный материал, точно и уверенно демонстрируете полное понимание процессов образования грамматических конструкций.

Подобные инструкции учащийся получает по каждой части (“А”, “В”, “С”, “Д”). После проведения работы по теме, учащийся имеет возможность сам оценить свой результат.

При критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу.

Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность.

При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как “отличник”, “троечник”, “хорошист”, отпадают сами собой.

Появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.

Примерные задания к части А.

Критерии оценивания – знание грамматических конструкций.

A1. Complete the sentences. Use have to or has to

A2. Use will or won’t

A3. Complete with Present Perfect

Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.

Источник

Какие бывают критерии оценки

Критерии оценивания что это такое. Смотреть фото Критерии оценивания что это такое. Смотреть картинку Критерии оценивания что это такое. Картинка про Критерии оценивания что это такое. Фото Критерии оценивания что это такое

Создать продуктивную рабочую атмосферу, которая способна влиять на общую производительность и результативность, – непростая задача. Полезным инструментом каждого руководителя для достижения подобной цели является грамотная оценка способностей, навыков и деятельности персонала.

Оценки – что это такое?

При приёме на работу нового сотрудника отдел кадров всегда оценивает его уровень образования и личностные качества, чтобы сделать вывод: нужен ли компании такой человек. Поэтому обычно требуется предоставить резюме, заполнить анкеты, возможно, даже пройти какие-то тесты.

Критерии оценивания что это такое. Смотреть фото Критерии оценивания что это такое. Смотреть картинку Критерии оценивания что это такое. Картинка про Критерии оценивания что это такое. Фото Критерии оценивания что это такое

В дальнейшем подобная аттестация также будет проводиться руководящим составом. Через определённые временные промежутки администрация анализирует эффективность каждого работника, чтобы создать правильное впечатление о целесообразности дальнейшей оплаты его труда. Таким же образом принимаются решения и о премировании, повышении зарплаты, наложении штрафов и увольнении.

Какие бывают критерии оценки?

Общее впечатление о человеке часто является крайне субъективным, а потому полагаться на такой размытый способ оценивания в рабочем пространстве нелогично. Упростить данную задачу и сделать её понятной и для руководителя, и для подчинённых можно с помощью конкретных критериев, по которым будет производиться анализ.

Каждая фирма в силу специфики своей деятельности, как правило, самостоятельно определяет важные моменты. Однако существуют и некоторые универсальные пункты:

То, насколько быстро сотрудник выполняет определённый объём заданий, нуждается ли при этом в помощи, насколько аккуратно и безошибочно действует, требуется ли тщательная проверка результатов и т. д.

Определяет надёжность сотрудника, можно ли на него положиться, доверять важные проекты. Здесь же рассматриваются все пропуски по неуважительным причинам, опоздания или занятие посторонними делами в рабочее время.

Критерии оценивания что это такое. Смотреть фото Критерии оценивания что это такое. Смотреть картинку Критерии оценивания что это такое. Картинка про Критерии оценивания что это такое. Фото Критерии оценивания что это такое

Часто среди сотрудников развивается не очень здоровая конкуренция, а ведь это сильно вредит конечному результату деятельности. Данный критерий создан для оценивания человека с точки зрения его коммуникативных навыков, чтобы была возможность создать эффективные рабочие группы.

Не секрет, что для продвижения по карьерной лестнице заниматься собственным развитием просто необходимо. Об этом должны помнить и работники, и руководители.

Чтобы подобный метод управления организацией был результативным, необходимо достаточно широко и чётко описать каждый критерий. Если человек не сможет понять, что именно от него требуется, или точки зрения подчинённых и администрации не совпадут, то вся процедура оценивания окажется непродуктивной.

Классификация и виды оценки

Ввиду того что данная система уже давно применяется многими корпорациями, на сегодня сложилась не одна типология, характеризующая различные критерии оценки по конкретным основаниям.

Служат для характеристики абсолютно всех сотрудников организации вне зависимости от рода их занятий, оклада и давности работы.

Применяются исключительно к определённым кадрам. Разрабатываются конкретно для определённой специальности, опыта и т. д.

Критерии оценивания что это такое. Смотреть фото Критерии оценивания что это такое. Смотреть картинку Критерии оценивания что это такое. Картинка про Критерии оценивания что это такое. Фото Критерии оценивания что это такое

К ним относятся те показатели, которые можно как-либо измерить. Например, объём задачи или своевременность её выполнения.

Наиболее сложный в определении пункт. Такими критериями определяются как качество самой работы, так и индивидуальные особенности её исполнителя.

Наиважнейшая характеристика сотрудника. Сюда входят темперамент, способность к самоанализу, стрессоустойчивость, лидерские качества, коммуникативность, ответственность, дисциплинированность и др. К слову, всё то, чем отличается конкретная личность.

Это именно те параметры, по которым каждого кандидата изначально оценивает отдел кадров: уровень образования, находчивость, специфичные навыки, опыт работы, стремление к повышению квалификации и т. п.

Самые важные для фирмы критерии, ведь от них напрямую зависит общий доход и конкурентоспособность. Так, после установленного рабочего периода определяют производительность труда, количество ошибок, бракованных изделий, неверных решений и т. д.

Критерии оценивания что это такое. Смотреть фото Критерии оценивания что это такое. Смотреть картинку Критерии оценивания что это такое. Картинка про Критерии оценивания что это такое. Фото Критерии оценивания что это такое

Данному пункту отвечают все отдельные аспекты рабочего поведения личности: количество опозданий, качество работы и прочее.

Служат для создания целостного образа, а потому включают в себя все простые подпункты, относящиеся к выбранному кадру.

Наиболее достоверные и грамотные показатели при оценке деятельности персонала. Они получаются путём профессионального тестирования, при использовании всевозможных психологических методик, наблюдении за соответствием общим нормативам и стандартам.

Основаны на мнении начальства, коллег или третьих лиц. Принимаются во внимание в исключительных случаях.

Источник

5 требований к критериям оценивания, или Что такое хорошая оценка

Зеличёнок Альберт

04 декабря 2017 • 15:33

Любому учителю знаком официальный документ, содержащий критерии оценивания, в котором подробно расписано, в каких случаях какую именно оценку следует ставить. Все слова в этой бумаге правильные, всё абсолютно верно – и совершенно бесполезно. Ибо любые попытки создать универсальные правила для всех преподавателей и на все времена априори обречены на провал.

Критерии оценивания что это такое. Смотреть фото Критерии оценивания что это такое. Смотреть картинку Критерии оценивания что это такое. Картинка про Критерии оценивания что это такое. Фото Критерии оценивания что это такое

Между тем, вопрос этот, конечно же, важный, ибо даже те (немногочисленные) школьники-альтруисты, которые учатся исключительно ради приобретения знаний, своей успеваемостью всё же интересуются. Ибо человек – существо корыстное, что уж тут поделаешь.

Значит, некие «правила игры», минимальные общие для всех условия принять необходимо – не по установке сверху, а по личному выбору. Следуя непреложным требованиям профессии – той самой «клятвы Песталоцци», которую мы не даём, но которая молчаливо предполагается. Хотя бы для того, чтобы в случае смены преподавателя «культурный шок» школьника не был слишком сильным.

И эти условия определяются нашими взглядами на роль оценки в учебном процессе. Ниже я выскажу свои представления по этому вопросу. Мне они кажутся не только правильными, но и вполне естественными (впрочем, не убеждён, что все коллеги смотрят на проблему так же… к сожалению).

Объективность

Во-первых, она должна быть объективной. Это очень трудно – учителю, который является существом субъективным, выставлять максимально объективные оценки. Путь здесь единственный: опираясь на опыт коллег и свой собственный, совершая неизбежные ошибки, разрабатывать неповторимую и личную систему критериев, ограничивающую и добрые, и злые наши порывы. При проверке письменных работ сформировать такой «кодекс» проще, в случае устных ответов – сложнее, но он необходим и там, и там.

Обоснованность

Крайне важно добиться, чтобы школьники не считали, что педагог оценивает их волюнтаристски. И потому каждый из нас должен, во-вторых, принять в качестве абсолютного и неоспоримого правила: выставленные отметки необходимо обосновывать понятным ученикам языком.

Оспариваемость

В-третьих, учащиеся должны иметь право (чётко продекларированное и исполняемое) оспаривать принятые учителем решения. Надо поощрять учеников к спорам с нами – только так можно сформировать самостоятельно мыслящую личность (что, безусловно, является главнейшей нашей воспитательной задачей). Но это, конечно, должна быть именно дискуссия, то есть аргументированные возражения, а не стон поражённого злодейкой-судьбой страдальца и не заполошный ор базарного торговца. При этом мы должны слушать и слышать возражения школьников и либо опровергать оные аргументированно, либо принимать – и соответственно менять свои решения (оценки, в частности).

Открытость и понятность

Но чтобы спорить, человек должен, как минимум, осознавать предмет спора. Отсюда вытекает ещё одно требование: ваши критерии должны быть сообщены ученикам и понятны им.

Итак, в сухом остатке у нас получились пять основных требований к критериям оценивания: объективность, обоснованность, оспариваемость, открытость и понятность. Эти требования просты, логичны и, по-моему, неоспоримы.

Ибо, на мой взгляд, учитель должен быть всегда открыт к дискуссиям и общению с учениками. А оценка – важный инструмент обучения и, в конечном счёте, воспитания. Не больше, но и не меньше. И, значит, должна быть честной – именно с точки зрения учащихся. Должна быть признана ими. Тогда и нас, учителей, они, возможно, признают честными и приличными людьми, имеющими право быть педагогами и учить их – не только своему предмету.

Вот такая оценка – если мы её получим – и будет хорошей.

Источник

Критериальное оценивание. Виды оценивания

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Критериальное оценивание. Виды оценивания.

Выступление на методическом совещании

«Нас оценивают либо слишком высоко,

либо недостаточно высоко;

нас никогда не принимают по нашей реальной ценности».

Оценка в школе. Что это? Инструмент в руках учителя, мотивация для ученика или пресечение всякого желания учиться? Вопрос оценки знаний в школе очень важен и требует серьезного подхода. Что именно оценивает учитель: знания ученика, его старания и прилежность, его желание учиться или же конкретный результат – итог его работы? Каковы критерии, можно ли оценку «загнать» в рамки?

ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА НЕОБХОДИМОСТЬ В ДАННЫХ ВОПРОСАХ? Система оценивания не удовлетворяет ни учащихся, ни учителей, ни родителей. Все чаще появляются недовольства детей и родителей отметкой поставленной учителем. Все чаще учитель задумывается при выставлении отметки.

Недостатки существующей системы оценивания

Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;

Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению..

ДВА ВИДА ОЦЕНИВАНИЯ:

ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ – ОО (суммативное оценивание)

Оценивание обучения (ОО) необходимо для выставления отметок и составления отчетности

Оценивание обучения (ОО).

Целью оценивания обучения является лишь суммирование того, что изучил ученик на конкретный момент. Оно не касается непосредственно вклада в будущее обучение. При оценивании обучения заключение делается после согласования достижений ученика с установленными нормами или уровнями, достигнутыми группой учеников. Такие заключения могут быть выражены в формулировках «соответствует/ не соответствует» стандарту или по шкале баллов, уровней.

ОЦЕНИВАНИЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ – ОдО (формативное оценивание).

оценивание для обучения (ОдО) является частью преподавания в целях содействия обучению учеников, направлено на определение возможностей улучшения обучения

Оценивание для обучения (ОдО).

По существу, ОдО концентрирует внимание на полученных данных о том, на каком этапе в процессе обучения находятся ученики, в частности, характер и причины их сильных и слабых сторон. Таким образом, заключение ОдО сконцентрировано на том, что они могут предпринять, чтобы развиваться дальше.

Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, а также – направления, в котором следует развиваться, и установления эффективных путей достижения необходимого уровня. При оценивании для обучения учителя являются не единственными оценивающими лицами. Ученики также могут быть вовлечены в оценивание своих одноклассников и самих себя.

Оба типа оценивания актуальны и необходимы в современной системе образования.

Для того чтобы показать им какого вида оценивания можно применять на уроке учителям было предложено нарисовать бабочку.

Предложено : оценить работу самим, взаимооценить друг друга, а потом оценили свои работы по критериям:

Не менее трех цветов.

Наличие шести лапок

«Скажите мне, пожалуйста, сильно ли отличаются ваши оценки друг от друга? Какую оценку вам легче всего было поставить? Какая оценка была наиболее объективная и почему?»

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: применили самооценивание, взаимооценивание и критериальное оценивание, что оценки отличаются друг от друга, так как при самооценивании они были самокритично и поставили низкую оценку, легче всего им было оценить по критериям. И наиболее объективной оценкой, на их взгляд была та, что по критериям.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ. Это оценивание по определенным критериям для достижения успешности учащихся.

Недостатки существующей системы оценивания

Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;

Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению..

ПЕРЕХОДИМ К ОСНОВНЫМ ПОНЯТИЯМ ОЦЕНИВАНИЯ:

1. Критериальное оценивание

2. Формативное оценивание

3. Суммативное оценивание

На любом уроке в школе мы должны оценивать знания учащихся, но важно при этом не забывать о том, что ученик будет стремиться к более качественному выполнению задания и, соответственно, к более высокой оценке только в том случае, когда будет знать, за что его оценивают. Если будет знаком с критриями выставления отметки.

Умение формулировать мысли;

Количество правильных ответов;

При пояснении примера оперирование математическими терминами;

Широта мысли и фантазии;

Умение рассказывать без листка;

Полное выполнение задания;

Логичность и понятность ведения записей

Выделение главного материала

В зависимости от типа работы использовались определенные критерии.

Варианты использования оценивания на уроках:

1) Индивидуальные листы самооценивания.

Каждый ученик получает лист самооценивания, в котором он ставит себе баллы в течение урока. В таких листах можно ставить оценку за работу как на каждом этапе урока, так и за выполнение каждого задания. Иногда я использую такой прием: если это урок обобщения изученного раздела, то вначале предлагаю каждому ученику поставить себе предварительную оценку по каждой теме раздела, затем в процессе выполнения заданий и их проверки ученики ставят реальные оценки. Такой приём положительно сказывается на самомотивации учащихся. Если ребенок самокритично отнесся к своей оценке, поставив предварительно более низкую, то полученная хорошая оценка стимулирует его к дальнейшей более успешной работе.

2) Листы взаимооценивания.

Ученик оценивает работу своего одноклассника.

3) Листы оценивания группы.

Каждый ученик в процессе выполнения задания в группе и его демонстрации оценивает свою степень участия в работе группы.

4) Создание экспертной-оценочной комиссии.

Бывает трудно дать возможность подготовить проекты в группах и защитить их всем учащихся. Поэтому иногда на уроках образуется группа оценщиков. Эти ребята должны оценить работу всего класса. Они подходят к любой группе, отмечают в своих листах ребят, принимающих наиболее активное участие в работе. После выступления каждой группы оценщики резюмируют их сообщения, комментируют и оценивают.

5) Назначение оценщика в каждой группе.

В каждой группе выбирается человек, который оценивает вклад каждого ученика в создание проекта.

Однако, для того чтобы более эффективно организовать самооценивание и взаимооценивание учащихся, критерии оценки в оценочных листах должны быть конкретными, понятными, соответствовать заданиям, так как по этим листам ученик должен видеть и понимать, что он знает больше или меньше других и в дальнейшем корректировать и планировать работу над собой. Зная, что ученики оценивают друг друга, они стали внимательно слушать, наблюдать и соответственно размышлять об уровне своей готовности к уроку. В свою очередь это и мне помогло оценить все ответы учащихся и определить их уровень понимания тем. Я считаю, что оценивание мотивирует учеников на дальнейшее улучшение своей деятельности.

Суммативная оценка – это привычный нам вид оценивания.

Суммативное оценивание предполагает проведение различного вида контрольно-проверочных работ. Однако при разработке контрольно-проверочных работ необходимо учитывать то, что они должны включать в себя вопросы и задания, которые проверяют не только и не столько запоминание фактов или пройденного материала, а навыки более высокого уровня.

Так, само суммативное оценивание применяется в конце изучения раздела или в конце четверти. Мы можем в течение всей четверти хвалить ребёнка за успехи, отмечать недостатки выполненных им работ, но в итоге каждый ученик должен получить свою оценку в табель успеваемости. Для того чтобы эта четвертная/итоговая оценка была понятна ученику необходимо ввести в свою практику критериальное оценивание.

Поэтому для эффективного использования оценивания для обучения (формативное оценивание) и оценивания обучения (суммативное оценивание) необходимо продумать следующие шаги деятельности:

Уделять внимание критериальному оцениванию, так как оно способствует «расшифровке» полученной оценки, ученик видит свои слабые стороны своей деятельности.

Для развития объективного оценивания, применять на этапах урока наряду с суммативным и формативное оценивание, так как не все ученики получают оценки «хорошо» и «отлично», а троечники также нуждаются в поощрении и стимулировании.

Создавать благоприятный психологический климат в процессе оценивания. Для того что бы ученики уверенно и правильно оценивали друг друга, не боялись говорить о своих ошибках, анализировали свои идеи и идеи других учеников.

Подводя итоги некоторых уроков, я для себя определила, что в дальнейшем нужно чаще использовать методы самооценивания, это помогает ученикам учиться отстаивать свои точки зрения и аргументировать свою позицию, помимо этого ученик видит, как его оценивают товарищи, сравнивает свою работу с их работами, анализирует свои действия.

Я считаю, когда ребенок оценивает себя сам, сравнивает свои достижения с одноклассниками, то это его стимулирует к работе над своими ошибками. Оценивая себя, ученик определяет то, что он знает и то, что ему необходимо знать. Таким образом, дети самостоятельно ставят перед собой задачи для улучшения своих результатов.

Говоря об оценке ученика нужно понимать, что она складывается из множества критериев оценки работы ученика. В собственной практике я убедилась в том, что ученик к себе субъективен, а когда он видит общую оценку за свою работу, то он сможет реально прослеживать динамику развития своих знаний. А оценивание учеников своими сверстниками мотивирует слабых учащихся на повышение уровня знаний. Оценивание дает необходимую информацию об уровне знаний учеников. Заключение оценивания для обучения сконцентрировано на том, что учитель и ученики могут предпринять, чтобы развиваться дальше.

В завершении своего выступления я хочу привести строки У. Джеймса:

«Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *