Кристалл что это для детей
Что такое кристаллы?
Возможно, вы считаете, что кристалл — это редкий и красивый минерал или драгоценный камень. Отчасти вы правы. Изумруды и бриллианты являются кристаллами. Но не все кристаллы редки к красивы. Каждая отдельная частица соли или сахара — тоже кристалл! Многие из самых обычных веществ вокруг нас представляют из себя кристаллы.
Кристалл — это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней вследствие расположения своих атомов. Все кристаллы одного вещества имеют одинаковую форму, хоть и могут отличаться размерами.
В природе существуют сотни веществ, образующих кристаллы. Вода — одно из самых распространенных из них. Замерзающая вода превращается в кристаллы льда или снежинки.
Минеральные кристаллы тоже образуются в ходе определенных породообразующих процессов. Огромные количества горячих и расплавленных горных пород глубоко под землей в действительности представляют из себя растворы минералов. Когда массы этих жидких или расплавленных горных пород выталкиваются к поверхности земли, они начинают остывать.
Они охлаждаются очень медленно. Минералы превращаются в кристаллы, когда переходят из состояния горячей жидкости в холодную твердую форму. Например, горный гранит содержит кристаллы таких минералов, как кварц, полевой шпат и слюда. Миллионы лет тому назад гранит был расплавленной массой минералов в жидком состоянии. В настоящее время в земной коре имеются массы расплавленных горных пород, которые медленно охлаждаются и образуют кристаллы различных видов.
Кристаллы могут иметь всевозможные формы. Все известные в мире кристаллы могут быть разделены на 32 вида, которые в свою очередь могут быть сгруппированы в шесть видов. Кристаллы могут иметь и разные размеры. Некоторые минералы образуют кристаллы, которые разглядеть можно только с помощью микроскопа. Другие же образуют кристаллы, вес которых составляет несколько сотен фунтов.
Проект про кристаллы (1-2 классы)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОУСМАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«ОТРАДНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Как мы выращивали кристаллы
в домашних условиях»
Сатин Кирилл (ученик 1Б класса)
Сатин Андрей (ученик 2Б класса)
Некрасова Людмила Викторовна,
учитель начальных классов.
2016 – 2017 учебный год
Выбор темы исследования.
Цель работы над проектом.
Объект, предмет и база исследования.
Что такое кристаллы и разновидности кристаллов.
Применение кристаллов в жизни человека.
Как мы выращивали кристаллы в домашних условиях (практическая работа):
наблюдение за ростом кристаллов;
сравнение различных кристаллов.
Выводы, сделанные из проделанной работы.
Список использованных источников и литературы.
ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЦЕЛЬ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Научиться выращивать кристалл в домашних условиях.
Изучить происхождение кристаллов, их разновидности.
Выяснить, где и как применяются кристаллы.
Найти способ выращивания кристаллов в домашних условиях.
Подобрать дома доступное оборудование и сырье для выращивания кристаллов.
Познакомиться с мерами безопасности при проведении опытов.
Вырастить разные кристаллы и сравнить их.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ, БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект исследования: кристаллы.
Предмет исследования: образование и рост кристаллов
в домашних условиях.
Участники исследования: семья Сатиных Кирилла и Андрея.
Мы предположили, что некоторые кристаллы можно вырастить в домашних условиях.
Анализ литературы по теме исследования; наблюдение; практическая работа; экспериментальная деятельность.
По материалам исследования подготовить выступление на одном из уроков окружающего мира для учащихся параллели первых классов, сделать презентацию своей работы «Как мы выращивали кристаллы в домашних условиях», оформить коллекцию выращенных кристаллов.
ЧТО ТАКОЕ КРИСТАЛЛЫ И РАЗНОВИДНОСТИ КРИСТАЛЛОВ
Кристаллы – это твёрдые тела, которые имеют упорядоченное, симметричное строение. В переводе с греческого, слово «кристалл» означает «лёд». Все кристаллы одного вещества имеют одинаковую форму, но могут отличаться друг от друга размерами.
Кристаллы делятся на две большие группы: идеальные и реальные. Идеальные кристаллы – модель, которую придумали учёные, чтобы описать свойства настоящих кристаллов. Реальные кристаллы – те, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Они имеют различные примеси, шероховатые поверхности, могут иметь неправильную форму.
Так же кристаллы делят на группы по их происхождению: природные (естественные) и искусственные (выращенные человеком). Природные кристаллы вырастают в недрах планеты в естественных для роста условиях. Искусственные кристаллы выращиваются в лабораториях или домашних условиях. Например, кристаллы поваренной соли можно вырастить дома. А кристаллы рубина могут быть выращены как самой природой, так и в лаборатории людьми. Некоторые кристаллы, не вырастают в природе, их можно получить только в лабораторных условиях.
ПРИМЕНЕНИЕ КРИСТАЛЛОВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Применение кристаллов в науке и технике очень разнообразно.
Самый твердый и редкий минерал – алмаз, используется как украшение. Алмазным порошком шлифуют и полируют твердые камни. Рубин и сапфир относятся к самым красивым и дорогим из драгоценных камней. Но у них есть и другое применение. Все часы работают на искусственных рубинах. Рубины используют в лазерах. Сапфир прозрачен, поэтому из него делают пластины для оптических приборов. Кристаллы используются в устройствах для записи и воспроизведения звука. Кристаллы кремния и германия есть в каждом компьютере, мобильном телефоне и жидкокристаллических телевизорах. А каменная соль давно вошла в жизнь человека. Невозможно представить, как бы мы без нее обходились. В древности страны, куда ее завозили, платили за соль цену, равную золоту: за килограмм соли – килограмм золотого песка.
КАК МЫ ВАРАЩИВАЛИ КРИСТАЛЛЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Мы прочитали в энциклопедии, что в домашних условиях можно вырастить кристаллы из соли, сахара, медного купороса и буры. Мы с братом попробовали вырастить кристаллы в домашних условиях. В этом нам помогала наша мама, Сатина Елена Владимировна. Она сказала, что для выращивания кристаллов нам понадобятся не только обычные, привычные вещества, но и химические реактивы, поэтому дети должны работать с ними только под наблюдением взрослых!
Мы вырастили кристаллы из медного купороса, из поваренной соли, из дигидрофосфата аммония, из дигидрофосфата калия, из сахара.
3) Ёмкость оставляли с открытым горлышком на длительное время и наблюдали за ростом кристаллов. Ёмкости с кристаллами нельзя двигать, поднимать, крутить вокруг оси. Запрещено вынимать затравку до тех пор, пока кристалл не вырастет до нужного размера. Можно только наблюдать, как мелкие частицы налипают на затвердевшую основу.
Такая методика подходит для выращивания практически всех кристаллов.
любое вещество, из которого мы получали насыщенный раствор, быстрее растворяется в горячей воде;
кристаллы дигидрофосфата калия и аммония растут быстрее всех, а кристаллы поваренной соли медленнее всех;
чем медленнее остывает раствор, тем крупнее получаются кристаллы;
из разных веществ получились кристаллы разного цвета, разной формы, разного размера;
кристаллы растут быстрее на свету и в тепле;
выращенные кристаллы очень хрупкие, обращаться с ними надо очень бережно и аккуратно.
Нам понравилось выращивать кристаллы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Универсальная школьная энциклопедия для детей – М.: «Аванта плюс», 2004.
Большая книга экспериментов для школьников. – М.: Росмен, 2001.
Детский исследовательский проект «Волшебный мир кристаллов»
Ольга Сиротенко
Детский исследовательский проект «Волшебный мир кристаллов»
Цель проекта:
1. Доказать, что кристаллы можно выращивать в домашних условиях.
2. Наблюдение за ростом кристаллов.
3. Получение общих сведений о кристаллах.
Камни- тоже кристаллы. Людей всегда восхищали их яркие цвета и прозрачность. Они завораживают нас и уводят в волшебную сказку. Я очень люблю сказы П.Бажова: «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце» и др., в которых описывается красота кристаллов. Кристаллымогут иметь разнообразную форму: пирамиды, призмы и другие.
Из энциклопедии я узнала, что кристаллы могут расти как в природе, так и в искусственных условиях. Кристаллизациюможно вести разными способами:
• Постепенное удаление воды из насыщенного раствора.
• Охлаждение насыщенного горячего раствора.
Итак, сначала я решила посмотреть, как же быстро можно получить кристаллы льда, замораживая жидкость.Для эксперимента нам нужно:
2. Ёмкость для кристаллов.
3. Фильтрованная вода.
4. Инструмент для размешивания раствора.
5. Ёмкость для смешивания воды и краски.
Полученную разноцветную воду я поместила в ёмкость для замораживания льда и отправила в холодильник. Через 1 час я достала формочку и разноцветные ледяные кристаллы, которые на свету играли всеми цветами радуги, чем не драгоценные камни, правда они быстро растаяли…. А жаль….
4. Инструмент для размешивания раствора.
5. Затравка (кристалл)
6. Нитка и прищепки.
Соблюдая все меры безопасности, под руководством папы я провела опыт. Насыпаем медный купорос в ёмость, заливаем теплой водой и хорошо размешиваем.
В получившийся раствор синего цвета опускаем затравку (кристалл медного купороса, которая закрепляется на нитке. И отправляем раствор в тёплое место (на батарею). Ждём…ждём. И вот что получилось через 5 дней. Вот так чудо – мой кристалл вырос. И он не тает. Здорово!
Я решила вырастить кристаллы соли.
Опыт №3 Для проведения эксперимента необходимо:
2. Ёмкость для выращивания кристаллов.
4. Инструмент для размешивания раствора.
5. Затравка (кристалл соли).
6. Нитка и прищепки.
В стеклянном прозрачном стакане с тёплой водой растворяем соль, добавляя её всё больше и больше. Тщательно размешиваем соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Опускаем в солёный раствор маленький кристалл соли, привязав его к нитке. Отправляем раствор на батарею, в тепло и ….наблюдаем. Через месяц проведения эксперимента на ниточке вырос кристалл соли небольшого размера.
Почему мой солёный кристалл не хочет расти? Мама прочла в энциклопедии, что соль для эксперимента надо брать без примесей и добавок, только тогда можно вырастить большой и красивый кристалл. Значит соль, которую я выбрала для эксперимента, содержала разные примеси и добавки.
1. Вырастить кристаллы в домашних условиях возможно.
2. Быстрее всего можно получить кристаллы льда.
3. Кристаллы медного купороса растут медленнее 5- 7 дней и имеют более насыщенный цвет, чем раствор.
4. Кристаллысоли растут очень медленно : для того, чтобы их вырастить нужно брать соль без примесей.
5. Проводя этот эксперимент, я решила поставленную задачу по выращиванию кристаллов в домашних условиях.
Мне очень понравилось проводить эксперименты. Возможно, когда я вырасту, я смогу вырастить драгоценные кристаллы. Но это впереди.
Проектная деятельность «Выращивание кристаллов» с детьми седьмого года жизни
Ирина Долгополова
Проектная деятельность «Выращивание кристаллов» с детьми седьмого года жизни
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательно – речевого развития детей № 15 «Радость»
Проектная деятельности
«Выращивание кристаллов»
с детьми седьмого года жизни
МБДОУ «Детский сад №15»
г. Саров- декабрь 2016г
«Выращивание кристаллов»
Тип проекта: исследовательский.
По времени: краткосрочный (три недели)
По количеству участников: подгрупповой.
Участника проекта: дети, родители, воспитатели.
Данная тема является актуальной в связи с тем, что выращивание кристаллов очень интересное и увлекательное занятие. Дети очень любят узнавать все новое и интересное, им нравится экспериментировать, наблюдать.
Зимой мы часто любуемся на покрытые инеем деревья, внимательно рассматриваем снежинки во время снегопада. И так во время наблюдения я рассказала детям, что и иней, и снежинки – это кристаллы, которые образовываются из паров воды.
Говорят, что кристаллы растут. Почему же они могут расти? Ведь это не растение…
Я рассказала детям, что в природе найти нужный кристалл сложно, поэтому его можно вырастить искусственно. Детям стало интересно, а из чего еще могут образовываться такие красивые кристаллы и можно ли вырастить кристаллы дома?
Гипотеза: мы предположили, что в домашних условиях действительно можно вырастить некоторые виды кристаллов.
Объект исследования: кристаллы соли.
Предмет исследования: поваренная соль.
• рассматривание бижутерии из искусственных камней;
• получение информации от взрослых;
Цель исследования: выращивание кристаллов в домашних условиях.
— Собрать сведения о кристаллах в книгах
— Подобрать и изучить безопасное,доступное сырьё для выращивания кристаллов.
— Вырастить кристаллы поваренной соли в группе и на окне и дома. Результат сравнить.
История кристаллов.
Слово «кристалл» означало в переводе с греческого только «лёд».
Что такое кристалл?
Кристалл — это обычно твердое вещество, но бывают и жидкие кристаллы. Каждое вещество состоит из маленьких частиц (молекул или атомов). Можно назвать их кирпичиками. Обычно в веществе кирпичики разные и по-разному соединяются друг с другом, т. е. получаются странные узоры. А в кристалле кирпичики одинаковые, они одинаково соединяются друг с другом, повторяются в точно такой же последовательности по всему веществу, т. е. получаются узоры правильной формы. Благодаря такой повторяющейся структуре кристаллы сами могут принимать странные и интересные формы.
Кристаллы люди используют в строительстве, при производстве ювелирных изделий, часов, электронных приборов, компьютерной техники.
Из книг, энциклопедий и из рассказов мамы мы узнали, что кристаллы бывают в природе (природные) и выращенные искусственно в лаборатории (искусственные).
2. Практическая часть.
Мы налили в стакан горячую воду, затем насыпали соль до тех пор, пока она не перестала растворяться.
Раствор процедили через фильтр, по желанию можно добавить краситель.
Остудили раствор. Взяли нитку, привязали пуговицу, повесили на карандаше так, чтобы он не доставал до дна. Поставили в место, где нет сквозняков.
Уже через несколько дней появились первые кристаллики.
Через три недели наш кристалл стал намного больше.
Наш эксперимент показал, что соль хорошо растворяется в воде, образуя при этом кристаллы. На форму кристаллов влияет температура.
Работая над проектом, дети освоили способ выращивания кристаллов из соли. Наблюдали рост кристаллов и в итоге, рассказал родителям, как вырастить кристалл.
Вывод: в результате проведенных исследование гипотеза полностью подтверждается,кристалл соли растет за счет нарастания на него из водного раствора соли, других кристаллов. Кристаллы растут в насыщенном растворе поваренной соли при постепенном испарении жидкости.
1.Большая детская энциклопедия: Химия, сост. К. Люцис. М. : Русское энциклопедическое товарищество. 2000.
2. Владимиров А. В. Солёное золото: Научно-художественная литература. М. : Детская литература. 1986.
3. Долгова А. В., Короленкова Т. Г. «Наша планета Земля» М. : Пилигрим, 1998.
4. Интерактивная энциклопедия «Всё обо всём», М. : Махаон 2007.
5. Леенсон И. А. Занимательная химия. М. : Дрофа. 1996.
6. Энциклопедия для любознательных «Что, зачем и почему?» М. : Махаон 2012.
7. Энциклопедический словарь химика. М. : Педагогика. 1990.
Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста В ходе проектной деятельности, решая проблему, ребёнок самостоятельно приобретает знания и умения необходимые ему в других видах деятельности.
Проектная деятельность с детьми 4–5 лет «Наши лесные друзья» Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный на.
Проектная деятельность с детьми «Будь здоров, малыш!» Информационная карта проекта Название проекта «Будь здоров, малыш!» Автор проекта: Медовикова Ольга Александровна Продолжительность проекта:.
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности.
Совместная деятельность педагога с детьми 3-го года жизни с элементами игр-экспериментирования овместная деятельность педагога с детьми 3го года жизни с элементами игр – экспериментирования. Группа «Солнышко» Воспитатели: Мельникова.
Выращивание кристаллов из сахара Цель проекта: научиться выращивать кристаллы из сахара в домашних условиях; вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию кристаллов.
Консультация «Выращивание кристаллов в домашних условиях» Выращивание кристаллов в домашних условиях Очень интересно, вырастить самостоятельно свой личный кристалл, да еще в домашних условиях.
Выращивание кристаллов дома с детьми
Самостоятельное выращивание кристаллов дома – один из самых доступных и наглядных естественнонаучных опытов. Самый простой опыт можно организовать буквально «из ничего», вам потребуется только поваренная соль и нитка с узелком, которую нужно опустить в насыщенный раствор соли. Идеально, если вы засели с ребенком дома на карантине!
Но можно не останавливаться на этом, а вырастить красивые сложные цветные кристаллы, как, например, это сделал Елена МИРОНЕНКО (УФ Смотрительница маяка).
Возможно, ваш ребенок когда-нибудь спрашивал вас, как вырастить бриллиант? Синтезировать бриллианты, а точнее алмазы, самостоятельно не получится, поскольку воспроизвести необходимые условия (например, высокое давление и температуру) дома не представляется возможным. Но, если вас завораживает блеск и геометрическая точность граней драгоценных камней, вы можете попробовать самостоятельно вырастить кристаллы – удивительные по красоте и правильности формы. В отличие от синтеза бриллиантов, процесс этот воспроизводим и в домашних условиях, а технология доступна даже маленькому ребенку (присмотр взрослых обязателен!). Буквально за несколько дней вы можете получить вот такие «сокровища».
Внешне эти кристаллы напоминают драгоценные камни, над которыми поработал огранщик. Но не все они выделяются большими ровными гранями и завораживающей красотой. Невзрачные крупинки соли и сахара – тоже кристаллы! И все-таки общее у этих веществ есть.
Как и все вещества, кристаллы состоят из атомов, ионов и молекул. Частицы вещества в них всегда располагаются в строгом и при этом закономерно повторяющемся порядке. Представьте себе трехмерную конструкцию из частиц (кристаллическую решетку), повторяющуюся во всех направлениях и образующую грани. Этим обусловлена правильная геометрия сформировавшихся кристаллов – они имеют форму симметричных многоугольников.
В природе кристаллы образуются при переходе некоторых веществ из газообразного или жидкого состояния в твердое. Основной способ образования – кристаллизация из расплавов и растворов. Важный фактор – скорость понижения температуры и наличие центров кристаллизации: каких либо дефектов, на которых начинает осаждаться кристаллизуемое вещество.
По понятным причинам, для выращивания кристаллов в домашних условиях используются перенасыщенные растворы, а не расплавы. Чтобы получить быстрый и эффектный результат, хорошо подойдет сульфат алюминия-калия (алюмокалиевые квасцы), химическая формула KAl(SO4)2●12H2O. Это вещество часто входит в состав готовых наборов для выращивания кристаллов.
Для эксперимента потребуется:
стеклянная посуда (например, банка);
Приспособления для размешивания, которые не жалко выбросить.
Внимание! Внешне многие соли похожи. Не оставляйте квасцы (особенно неокрашенные) без присмотра – их можно принять за поваренную соль. Дети должны проводить эксперименты под присмотром взрослых!
Несмотря на то, что в покупных наборах имеется инструкция, вырастить что-то стоящее, соответствующее вашим ожиданиям и обещаниям производителей, получается не так часто. По крайней мере, у моих знакомых лучшим результатом была «колючая ерунда». Да и у нас с сыном сначала ничего не получалось – кристаллы не росли. Залог успеха – получить действительно перенасыщенный раствор соли. Мы, очевидно, раствор не насыщали, стремясь к полному растворению соли, как рекомендовалось в инструкции. Также нам не подошли рекомендации, где указывались пропорции или вес веществ. А вот простой способ – на глаз – сработал.
В идеале для создания раствора нужно использовать очищенную, а лучше – дистиллированную воду. Наличие примесей, в том числе красителей, может влиять на скорость роста и форму кристаллов. У нас все получилось и с обычной водопроводной водой, но кристаллы с красителями, действитель, росли немного медленнее. Воду использовали теплую. В нее постепенно, ложку за ложкой, добавляли соль. Чтобы процесс растворения пошел быстрее, банку с раствором нагрели на водяной бане. До кипения раствор доводить не нужно. Когда соль уже не растворяется (соли на дне не становится меньше), перелейте получившуюся жидкость в другую емкость. А банку с осадком оставьте и соль из нее не выбрасывайте – она вам еще пригодится. Осталось опустить в перенасыщенный раствор затравку – кристаллик соли, закрепив его на ниточке.
Пока он вот такой маленький, но уже через час можно заметить рост, а на нитке начнут образовываться новые кристаллики.
” Почему кристалл растет в перенасыщенном растворе? Потому что ему есть, из чего себя воспроизводить. В случае недонасыщения кристалл будет растворяться вместо того, чтобы расти.
Через несколько часов получается ожерелье. Чем не украшение?
Это поликристалл. Оказалось, что вырастить такой проще, чем отдельный (моно) кристалл.
” К сожалению, эта красота хрупкая. Но продлить ей жизнь можно, покрыв кристаллы бесцветным лаком для ногтей.
Через некоторое время вы заметите, что кристалл замедлил свой рост, а потом и вовсе перестал расти. Это произошло из-за того, что раствор перестал быть насыщенным – часть растворенных в нем солей ушла на строительство, другая часть выпала в виде осадка на дно. Если вы хотите увеличить размер кристалла, следует приготовить свежий раствор. Мы взяли банку с осадком из нерастворившейся соли и перелили туда жидкость с осадком. Дальше повторяем манипуляции с подогревом на водяной бане и, при необходимости, добавляем еще соли. Опускаем «ожерелье» в новый раствор, и через пару дней получаем внушительный «кулон».
Параллельно мы выращивали поликристаллы с другим красителем и без него.
” Обратите внимание, красителя в раствор нужно добавить столько, чтобы цвет раствора был насыщенным, даже темным. Из светлого раствора будет осаждаться лишь слегко окрашенный кристалл!
Во всех образцах в скоплениях кристаллов можно отметить схожесть геометрии – треугольные и прямоугольные грани, симметрию. Но составляющим поликристалл кристалликам далеко до идеала. А все потому, что из-за скученности при росте они мешают друг другу. Нередко так происходит и в природе – кристаллы стремятся к симметрии и правильности, но им могут помешать соседние образования и породы. Поэтому растут они в направлении свободного места, образуя не совсем симметричные формы. В эксперименте наиболее правильным и крупным получился тот самый кристалл, который использовался в качестве затравки. На следующем фото – размеры на третий день.
Попробуем теперь решить задачу по выращиванию монокристалла. Очевидно, что нитку для подвешивания кристалла использовать нельзя – она ворсистая, поэтому на ней оседают и начинают расти другие образования. Вариант с леской реализовать не удалось – из нее кристаллик выскальзывал.
Можно положить затравку прямо на дно, но тогда нужно позаботиться о том, чтобы она не оказалась среди «соседей», выпавших из раствора. Они будут мешать расти нашему «бриллианту», потому что большое количество центров кристаллизации снижает скорость роста основного кристалла. Чтобы минимизировать их количество, насыщенный раствор фильтруют. Для этого используют фильтровальную бумагу или несколько слоев салфеток. В отфильтрованный раствор помещаем зародыш (просто кладем на дно).
” Уделите внимание подбору формы зародыша. Я сняла крошечный кристаллик с нитки из предыдущего опыта, который по форме напоминал крошечную пирамидку. Можно что-то выбрать из осевших на дно кристаллов (тоже из предыдущего опыта) или из россыпи соли.
На следующий день наш ждал сюрприз – в растворе росла не только пирамидка, но и еще один кристалл симметричной формы, причем, по росту он опережал затравку, вероятно, выпал из раствора. Так они и росли вместе, пока позволяла насыщенность.
Кажется, что формы кристаллов сильно отличаются. Но на самом деле можно рассмотреть, что наш «сюрприз» – это половинка сильно усеченного октаэдра.
А четырехугольная пирамида – половина октаэдра традиционного, хотя и у нее немного скошена одна грань – это влияние примесей. И все равно получилось красиво и похоже на драгоценные камни! Особенно эффектно смотрятся подсвеченные кристаллы.
А у меня теперь есть колечко с самодельным бриллиантом!