Криминальная психология это что
Криминальная психология это что
1. Объекты и предмет исследований и теоретические задачи криминальной психологии.
2. Прикладные задачи криминальной психологии.
3. Методология криминальной психологии.
1. Объекты и предмет исследований и теоретические задачи криминальной психологии.
Криминальная психология представляет собой один из разделов такой отрасли психологической науки как юридическая психология. Криминальная психология изучает психические явления, детерминирующие преступные деяния. Она включает изучение с позиций психологической науки преступные деяния, личность преступников и преступные группы, причины и условия преступности в обществе.
Объектом научных исследований криминальной психологии являются психические явления, детерминирующие преступное поведение индивида, группы и преступность в обществе. Эти психические явления присущи личности преступника и преступным группам, общественному сознанию, а также процессу психической регуляции преступного поведения. Конкретизируя можно выделить следующие объекты научного познания в области криминальной психологии:
Раскрывая более детально предмет криминальной психологии и, соответственно, ее теоретические задачи, необходимо отметить, что она призвана изучать:
2. Прикладные задачи криминальной психологии.
3. Методология криминальной психологии.
Наряду с использованием категорий различных отраслей психологической науки, юридических и других социальных наук, криминальная психология формирует свой специфический понятийный аппарат. В частности к понятиям собственно криминальной психологии относятся: «психологический механизм (и генезиз) преступного поведения», «криминогенный комплекс личности», «криминогенная склонность личности», «антикриминальная устойчивость личности», «криминогенная мотивация», «криминогенные социально-психологические явления», «криминогенные дефекты правосознания», «криминогенные психологические свойства группы», «психологический генезис криминогенной личности» и др.
Принципы криминальной психологии это основополагающие идеи и правила получения и объяснения научных фактов, относящихся к объектам и предмету исследования криминальной психологии.
Криминальная психология основывается на философских, общепсихологических и конкретно-научных принципах познания. В качестве философских принципов выступают:
Кроме этих принципов криминальная психология использует общие принципы психологической науки: принцип единства сознания и деятельности; принцип личностного подхода; принцип формирования и развития личности в процессе деятельности, познания и общения; принцип взаимосвязи и взаимообусловленности психических процессов, состояний и свойств и другие.
В криминальной психологии складываются и свои конкретно-научные принципы. К ним можно отнести:
В криминальной психологии используется широкий комплекс методов исследования, которые применяются в различных отраслях психологической науки. В качестве таких методов выступают методы наблюдения, беседы, интервью, тестирования, опроса, биографический метод, методы анализа продуктов деятельности (преступных деяний), независимых характеристик, экспертных оценок, психофизиологического эксперимента (с использованием полиграфа). На основе указанных методов в криминальной психологии осуществляется разработка специальных методик исследования психических явлений, относящихся к ее объектам. Применение указанных методов и методик психологического исследования направлено на решение специфических научных и прикладных задач криминальной психологии.
Вопросы для самоконтроля и семинарских занятий:
Основы криминальной психологии
Криминальная психология и ее структура
Криминальная психология исследует психические явления и закономерности, которые находят проявление в процессе преступных действий (формирование преступных групп, создание преступной установки личности, преступность и ее мотивы, личности преступника, типология жертв, характеристика организованных преступных сообществ и др.). Образование преступного стереотипа поведения также является важной темой, которую должны изучать студенты.
Структура криминальной психологии включает:
Особенности криминального поведения
Объектом уголовно-правовой регуляции может являться психология делинквентного криминального поведения. Его особенность заключается в том, что вместе с причинами и условиями совершения преступления (внешними факторами), необходим учет формы вины, мотивов, цели преступления (внутренних факторов).
Внешние факторы имеют значение в поведении личности в случае преломления через сознание. По этой причине психологические особенности криминального поведения раскрываются при установлении внутренних причин, которые побудили индивида совершить определенные действия. Психологи рассматривают суть криминального поведения в активной потребности и стремлении достижения цели, реализации сознательно мотивированных действий.
Криминальное поведение – это внешний атрибут преступной деятельности. Само преступное поведение состоит из 2 этапов:
Мотивационный этап включает несколько этапов развития: возникновение потребностей, превращение их в мотивы противоправного поведения. Эта стадия характеризуется личностным смыслом поведения в определенной ситуации, образованием целей и выбором объекта преступного деяния, прогнозированием возможного результата поведения преступника.
Реализация решения намерений преступника осуществляется при выборе способов, средств, орудия достижения поставленных целей, анализа обстановки, условий, вероятных препятствий и др.
Для криминального поведения характерно то, что результат и намеченные цели преступного действия могут совпадать или не совпадать. Тип причин может быть как объективным (результаты не достигнуты, поскольку не реализована цель по не зависящим от преступников причинам) и субъективным (виновный не способен прогнозировать последствия собственных действий).
Криминальное поведение – это система стороны деяния, включая субъективную (воля, мотив, цель) и объективную (физические действия или бездействие). Каждое преступное деяние всегда имеет психологические (ненаблюдаемые) элементы. Для его функционирования характерна возникающая и нарастающая психической напряженностью, выражаемая агрессивным поведением. Агрессию определяют с помощью психологических исследований.
Виды преступлений
Психологические особенности существуют в преступном поведении и характерны для безмотивных преступлений. Они могут быть двух видов. Первая группа включает преступления, для которых присуща бессмысленность, избыточная жестокость по отношению к жертвам, непредсказуемость насильственные действия, множественность мотивов преступлений, разбросанность объектов и предметов нападения.
Вторая группа включает преступления насильственного характера, которые возникают в соответствии с механизмом смещения агрессии в сторону фрустрации. Примером может быть суицидное поведение, которое вызывается неудовлетворением одной или нескольких личностно значимых потребностей. Оно трансформируются в агрессию, которая концентрируется на объекте, не имеющем никакого отношения к начальной причине.
Безмотивные преступления в большинстве случаев происходят по неосторожности (так, что умышленные преступления непосредственно относятся к результату, а при неосторожном преступлении между мотивом, целью и наступившим результатом существует определенный разрыв). Когда юрист оценивает безмотивные преступления, то формируется искаженное восприятие картины происшествия. Представляется, что определение истинных мотивов невозможно без назначения и производства судебной психологической экспертизы или получения юридического заключения специалиста.
Психологами устанавливаются индивидуально-психологические характеристики личности преступника и жертв преступления; специфические аспекты ценностных ориентаций; существование или отсутствие признаков предрасположенности человека к преступлению; аномалии психики (невроз, дебильность, психопатия, акцентуация характера и др.). Все это преломляется биологическими, социальными, психологическими факторами личности.
Глава 11 Криминальная психология
Глава 11 Криминальная психология
§ 1. Система факторов детерминации криминального поведения
Криминальная психология — область юридической психологии, изучающая психологию правонарушителей, психологические механизмы совершения преступлений отдельными лицами и преступными группами, психологические аспекты вины и юридической ответственности.
Поведение человека — сложное многофакторное явление. Его изучение требует современных представлений о системных вероятностных процессах. Сущность каждого поведенческого акта определяется его местом в общей структуре поведения личности. В процессе индивидуального развития поведенческие системы трансформируются в сложный комплекс индивидуальной поведенческой стратегии, образуют поведенческий тип личности.
Поведение человека детерминировано, закономерно обусловлено системой порождающих его факторов.
Традиционно эти факторы подразделяются на две группы — социальные и биологические. Однако анализ многочисленных проявлений отклоняющегося поведения приводит нас к необходимости поставить вышеозначенную проблему в ином, системно-интегрированном плане.
В дилемму — социальное или биологическое — необходимо ввести системообразующий фактор — психическое, и весь комплекс проблем детерминации человеческого поведения обозначить как социопсихобиологическую детерминацию. При этом срединное положение фактора «психо» означает его интегрирующую функцию в отношении как социального, так и биологического фактора.
Говоря о детерминации криминального поведения, укажем на основные исходные принципы анализа проблемы.
1. Криминальное поведение, как и поведение в норме, многофакторно, оно не является следствием одной или даже нескольких причин.
Однако многофакторная обусловленность и вероятностный характер отдельного индивидуального преступления не означают принципиальной невозможности его изучения. Здесь преимущественное значение приобретает выявление типичных для отдельных категорий преступников индивидуально-психологических особенностей, ценностных ориентации, системы асоциальных и антисоциальных стереотипов, образующих тип преступного поведения.
Социальные и биологические факторы становятся детерминантами криминального поведения не сами по себе, а интегрируясь в личностно-психологических качествах преступника.
2. Криминальное поведение отличается от социально-положительного поведения как по содержанию направленности, так и по психорегуляционным особенностям. В схематизированном виде поведение человека характеризуется его потребностной сферой, системой осознанных и неосознанных побуждений, особенностями целеполагания и целедостижения.
Для поведения большинства преступников характерны социально-ценностная дезадаптация и дефекты саморегуляции. При низких регуляционных возможностях индивида асоциальные и антисоциальные установки и привычки не только не контролируются, но и сами становятся целеобразующими механизмами поведения.
3. Преступное поведение осуществляется на основе снятия индивидом своей социальной ответственности посредством механизма защитной (самооправдывающей) мотивации, обесценивания общепринятых ценностей.
4. Преступное поведение — поведение конфликтное, оно всегда основано на противоречиях, существующих в обществе, в социальных группах, между личностью и социальной группой, между отдельными личностями и, наконец, в самой личности.
Итак, преступное поведение не бывает прямым следствием только непосредственно воздействующих факторов. В поведении человека система внешних обстоятельств преломляется через систему сформированных у него внутренних условий. К ним относятся: система ценностных ориентации, особенности целеполагания и целедостижения, обобщенные способы поведения, психодинамические особенности саморегуляции.
Обобщенные способы поведения, т. е. характерологические особенности индивида, формируются преимущественно под влиянием условий среды. Психодинамические особенности —
Следствие биологических факторов — под влиянием генотипа. Все отмеченные факторы поведения не обособлены — они образуют единую личностную систему психической регуляции поведения. Однако системообразующим фактором поведения является направленность личности, система личностных значений (смыслов), иерархия интернализированных ею ценностей, определяющая иерархию ее мотивов.
В поисках ответа на вопрос о том, почему данный индивид совершает преступления, мы приходим к необходимости психологического анализа формирования данной личности. В этом сложном процессе взаимодействуют социально-средовые, индивидуально-психологические и генетические факторы.
Поскольку в поведении человека система внешних обстоятельств преломляется через систему внутренних условий, нельзя обособлять ни объективные, ни субъективные факторы человеческой жизнедеятельности. Ни одно внешнее и внутреннее обстоятельство само по себе не порождает поведенческого акта. Люди зависят от социальных условий не пассивно. Социальные факторы влияют на поведение людей не прямолинейно, а опосредуясь через многие внутриличностные и внутрииндивидуальные условия. Социальные воздействия по-разному ложатся на индивидуальную природную основу (и это иногда создает иллюзию «преступной природы»).
Нет природной предрасположенности к преступлениям, но есть генетическая предрасположенность к тем влияниям среды, которые могут обусловить совершение преступления.
Биологически унаследованные качества человека должны быть поняты как подсистема развития определенных психических качеств.
Неразрывная связь психического с биологическим резко выражается в психических аномалиях, что имеет существенное юридическое значение.
Психические аномалии, генетически обусловленные непатологические нервно-психические расстройства в сочетании с неблагоприятным средовым влиянием снижают адаптивные возможности индивида. Психические аномалии сами по себе не криминогенны, но при определенных условиях жизнедеятельности индивида могут выступать в качестве условия преступного поведения.
Психические аномалии личности — реактивные, невротические, психопатические, суперсуггестивные состояния, умственная отсталость, акцентуации характера — повышенная тревожность, ригидность, агрессивность, конфликтность — имеют опосредованную криминогенную значимость, модифицируя общую поведенческую схему личности. Психические аномалии, как и другие негативные психические качества индивида, не первопричина, а лишь условие криминального поведения. Они проявляются в общей дезадаптации поведения.
Нарушение социальной самоидентификации, аутизм, пренебрежение к базовым социальным ценностям — основная характерная черта лиц с психическими аномалиями. Личность с психическими отклонениями аномальна в сфере межличностного взаимодействия. Криминогенны не сами по себе психические аномалии, а их системное поведенческое последствие, обусловливающее уход личности из сферы нормативного социального взаимодействия.
При этом оказывается деформированной вся эмоционально-волевая сфера психической саморегуляции индивида: нарушаются эмоциональные контакты, резко снижается общая трудоспособность. Негативные внешние обстоятельства могут резко усилить этот социально отрицательный личностный синдром, общую неприспособленность индивида к социальной среде. Психические аномалии потенциально несут в себе функцию социальной дезадаптации. Жестокий, конфликтный, агрессивный индивид неизбежно находит в окружающей среде спусковой механизм для своей потенциально заряженной криминальности.
Многие лица с психическими аномалиями обречены на длительное бездомное существование, попадая в омут окончательного личностного падения. Рушатся социальные связи, формируется «выученная беспомощность». Резко возрастает предрасположенность индивида к антисоциальному поведению. Личность начинает самореализовываться в асоциальной среде. Вся социальная среда становится для нее враждебной.
К биологическим детерминантам криминального поведения нередко относят генетические аномалии — синдром Клайнфелтера (лишняя Х-хромосома — 47/ХХY-синдром или лишняя Y- хромосома — 47/ХYY-синдром). Лишняя Х-хромосома связывается с повышенной агрессивностью, а лишняя Y-хромосома — с аномалиями в сфере целеполагания и целедостижения, нарушением волевой регуляции поведения.
Генетические особенности индивида не являются обособленной причиной преступного поведения, но могут обусловить его во взаимодействии с социальными факторами. Социальные влияния в поведении человека соединяются с его природной организацией. Достижения современной генетики перестраивают ранее сложившиеся представления о сугубо средовой обусловленности психики индивида. Биологическое и социальное образуют сложный системный биосоциальный фактор детерминации человеческого поведения.
Итак, поведение человека обусловлено реальными условиями его жизнедеятельности. Но эти условия по-разному преломляются в психике индивида, ложатся на разную индивидуальную матрицу. Преступление детерминировано неблагоприятным воздействием среды на неблагоприятные психические особенности индивида. Даже при наличии психических аномалий индивид, находящийся в благоприятных социальных условиях, не подвергается криминализации. В самых тяжелых жизненных условиях социализированная личность остается преданной законам человеческого бытия. Преступление детерминируется соединением дефектов среды с дефектами психики конкретного индивида.
Социально-негативные психические особенности индивида, проявившиеся в его преступном деянии, являются не причиной, а условиями криминального поведения. Но при этом следует учитывать внутреннюю взаимосвязь причин и условий. Условия совершения преступления — фактор интенсификации его причин. Без наличия условий криминогенная причина не может реализоваться.
Читайте также
Глава 1 Психология лжи
Глава 1 Психология лжи Всем известно, что для того, чтобы овладеть инструментом, необходимо сначала изучить, как он действует, за счет чего работает и для чего применяется. Для нас этим рабочим инструментом является ложь. Посмотрим, из чего она
Часть 3. Криминальная психология
Часть 3. Криминальная психология Введение На протяжении ряда лет мне приходилось участвовать в психолого-психиатрической экспертизе различных происшествий и преступлений, и от некоторых из них сохранились копии материалов уголовных дел и мои записи о встречах с
Профессор Международной Академии Наук в Тулузе Криминальная Психология Преступные типы Предисловие ВВЕДЕНИЕ.
Профессор Международной Академии Наук в Тулузе Криминальная Психология Преступные типы Предисловие ВВЕДЕНИЕ. Криминально-психологическое изучение преступника, его задачи, необходимость и значение.Преступление всегда имеет два корня: один лежит в личности
Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология)
Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология) § 1. Основные категории социальной психологии Человек — существо социальное. Разделение общей и социальной психологии условно. Социальная психология изучает психологию человека в условиях
Глава 11 Криминальная психология
Глава 11 Криминальная психология § 1. Система факторов детерминации криминального поведения Криминальная психология — область юридической психологии, изучающая психологию правонарушителей, психологические механизмы совершения преступлений отдельными лицами и
Глава 3 Криминальная виктимология
Глава 3 Криминальная виктимология В данной главе рассматриваются насильственные действия против личности, которые подпадают под действие Уголовного кодекса, а именно криминальные преступления. Глава написана по материалам собственно криминальной виктимологии,
КРИМИНАЛЬНАЯ РИФМА
Глава одиннадцатая, криминальная, в которой мы обсудим, что делать, если вы столкнулись с детским воровством
Глава одиннадцатая, криминальная, в которой мы обсудим, что делать, если вы столкнулись с детским воровством Когда родители обнаруживают, что их ребенок что-то украл, первой реакцией обычно становится шок и отрицание: «Не может быть, наш ребенок не мог этого сделать».
Глава 5 Психология любви
Глава 5 Психология любви Что есть любовь? Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением… Песнь песней Соломона В этом разделе мы подходим, наверное, к самой сложной части
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРИМИНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Криминальная психология как наука
1.1.1. Краткий исторический очерк развития криминальной психологии
Преступность и преступления как социальное явление изучаются многими науками: криминологией, уголовной статистикой, науками уголовного права и процесса, криминалистикой и, конечно, криминальной психологией.
Криминальная психология — (от лат. criminalis — преступный) — область юридической психологии, которая изучает психологические механизмы правонарушений и психологию правонарушителей, проблемы образования, структуры, функционирования и распада преступных групп. В отечественной криминальной психологии отвергается учение о “прирожденном преступнике”, реализуется диалектико-материалистический принцип развития, определяющий исследование всего многообразия явлений, прежде всего социальных, оказывающих влияние на формирование психологических особенностей правонарушителей.
Остановимся подробнее на определениях криминальной психологии и научных областей, соприкасающихся с ней. Криминальная психология — раздел юридической психологии, изучающий психологические особенности личности преступника, мотивацию как в целом преступного поведения, так и отдельных видов преступного поведения (насильственная преступность, корыстная преступность, преступность несовершеннолетних лиц), а также психологию преступных групп (Шиханцов Г.Г., 2001).
Правовая психология — отрасль психологии, занимающаяся исследованием совокупности практических разновидностей психических оснований права и влияния его на психику.
Сюда относятся, например, вопросы о правовом чувстве, о психических предпосылках действия, о свободе воли, о духовном воздействии запрещения и разрешения и т.п.
Криминалистическая психология — область прикладной психологии, исследующая — как вообще, так и в отдельном конкретном случае — душевную жизнь и жизнь в целом у человека, заслуживающего наказания, и у преступника с целью установления психических причин преступления. При этом учитываются как индивидуальные (например, наследственная склонность, влияние наркотиков, темперамент), так и социальные факторы (например, экономическое положение, среда, дурной пример). Вместе с психологией свидетеля, защитника, прокурора и судьи криминалистическая психология образует судебную психологию.
Судебная психология — область психологии, изучающая круг вопросов, относящихся к нарушителям закона (криминальная психология) и свидетелям (психология свидетелей).
Отраслью судебной психологии, которая еще мало разработана, является судейская психология как наука о личности судьи. Судебная психология исследует психологические условия и причины (общие или частные) какого-либо проступка или преступления с целью помочь вынести справедливый приговор.
Криминальная психология, являясь самостоятельной ветвью более широкой науки — юридической психологии, изучает:
• психические явления, факты, психологические механизмы и психологические закономерности личности преступника, совершаемых им преступлений и преступности как массового социального явления;
• психические закономерности, связанные с формированием преступной установки личности, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также созданием преступного стереотипа поведения;
• личность преступника, а также пути и способы воспитательного воздействия на эту личность и группу в психологическом аспекте.
Диктуется необходимость изучения личности преступника прежде всего потребностями практики борьбы с преступностью. В рамках криминальной психологии исследуются психологические особенности личности преступников, структура и психологические особенности преступных групп.
Научные дисциплины по-разному подходят к генезису правонарушений. Так для криминологии, социологии и психологии более продуктивен динамический подход, позволяющий изучить поведение человека в развитии. Здесь конкретное правонарушение есть процесс, развертывающийся как в пространстве, так и во времени. Процесс формирования личности хотя и интересует право и криминологию, но, строго говоря, не является предметом их изучения, это дело педагогики, психологии, социологии и других наук о человеке.
Первые работы об использовании психологических познаний в уголовном судопроизводстве стали появляться в Германии в конце XVIII в. Перечень важнейших работ по применению психологии в уголовном судопроизводстве в Западной Европе привел А. Р. Ратинов в книге «Судебная психология для следователей» (1967).
В 1792 г. появились работы немецких ученых К. Экартсгаузена «О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений» и И. Шауманна «Мысли о криминальной психологии», в которых была сделана попытка психологического рассмотрения некоторых уголовно-правовых понятий, а также личности преступника.
В 1808 г. вышла работа И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях к судебной жизни», а в 1835г. — работа И. Фредрейха «Систематическое руководство по судебной психологии», в которых также рассматривались психологические аспекты личности преступника, уголовного судопроизводства, делалась попытка использовать данные психологии в расследовании преступлений.
Во второй половине XIX в. под влиянием бурного развития общей и особенно экспериментальной (измерительной) психологии стала развиваться довольно интенсивно криминальная психология. Заметную роль в этом сыграли труды итальянского тюремного психиатра Ч. Ломброзо, создателя биопсихологического направления в изучении личности преступника. В своей теории «врожденного преступника», который в силу своих атавистических черт не может быть исправлен, Ч. Ломброзо исходил из того, что преступное поведение является разновидностью психопатологии. Такая трактовка преступного поведения привела к тому, что криминальная психология на долгие годы тесно связала себя с судебной психиатрией и стала ее вторым наименованием.
В начале XX в. предмет криминальной психологии получил свое окончательное оформление в капитальном труде Г. Гросса «Криминальная психология» (1905 г.), а также в обширных исследованиях П. Кауфмана «Психология преступности» (1912 г.) и Ф. Вульфена «Психология преступника» (1926 г.).
В 50 — 60-е гг. XX в. вновь возрос интерес к проблемам юридической психологии. В это время появляются такие фундаментальные исследования, как «Психология и преступность» Р. Луважа (1956 г.), «Правовая и криминальная психология» Г. Тоха (1961 г.), «Криминальная психология» О. Абрахамсона (1961 г.), «Психология для работников следственных, судебных и исправительных органов» Г. Дудича (1955 г.) и др.
В России психология как наука стала зарождаться в XVIII в. Однако какого-либо влияния на уголовное судопроизводство она не оказывала, поскольку в то время господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, не нуждавшийся в применении психологических знаний. Уголовное судопроизводство было основано на тайном, письменном процессе, на стремлении получить признание обвиняемого любой ценой, в том числе с помощью самых изощренных, зверских пыток. Наряду с физическими пытками применялись психологические, основывавшиеся на использовании обыденного опыта воздействия на человека. Предпринимались попытки заставить человека под воздействием специально созданных условий и ситуации выдать свои чувства и истинное отношение к событию, которое являлось предметом расследования.
«Устраивались потрясающие обстановки, — писал Л. Е. Владимиров, — вводили подозреваемого или обвиняемого в слабо освещенную комнату, где лежал труп убитого, и у трупа торжественно увещевали обвиняемого сказать правду, рассчитывая на то, что потрясенный виновник выдаст себя. «.
Большое внимание при этом обращалось на поведение обвиняемого, на его жесты, интонацию, мимику и т. д. Составлялся специальный протокол об «одержимости и жестах подсудимого» во время допроса.
М. М. Щербатов (1733-1790), историк и философ, автор «Истории российской с давних времен», указывал на необходимость разработки законов с учетом психологии народа. Он одним из первых поднял вопрос об условно-досрочном освобождении от отбытия наказания, положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.
В начале XIX в. предпринимаются попытки обоснования отдельных уголовно-правовых положений психологическими знаниями. В 1806-1812 гг. в Московском университете читался курс «Уголовной психологии».
Судебные реформы 60-х гг. девятнадцатого столетия, становление научной психологии создали объективные предпосылки для использования психологических знаний в уголовном судопроизводстве.
С целью выяснения причин и условий совершения преступления более глубокому психологическому анализу подвергалась в судебных речах личность обвиняемого, подсудимого, вскрывались мотивы их поведения.
Появляются работы, посвященные применению психологических знаний в уголовном судопроизводстве. В учебнике Б. Л. Спасовича «Уголовное право» (1863) используется большое количество психологических данных.
В 1874 г. в Казани выходит в свет первая монография по судебной психологии — «Очерки судебной психологии» А. А. Фрезе, где автор рассматривает ряд уголовно-правовых понятий с психологических позиций.
В целом развитие криминальной психологии во второй половине XIX в. происходит по следующим направлениям. В работах некоторых русских ученых конца XIX в. личность преступника рассматривалась как психопатология, как состояние, близкое к психическому заболеванию. Достаточно привести названия работ: «Судебная психопатология» В. П. Сербского (1900), «Судебная психопатология» П. И. Ковалевского (1900).
В дальнейшем биологизаторский и психопатологический крен в изучении личности преступника был преодолен исследованиями В. М. Бехтерева, С. В. Познышева, М. Н. Гернета.
В 1907 г. по инициативе В. М. Бехтерева в Санкт-Петербурге был создан Научно-учебный психоневрологический институт, в программу которого входила и разработка курса «Судебная психология».
Активное участие в разработке судебно-психологических проблем, в основном в сфере криминальной психологии, принимал В. М. Бехтерев. В работе «Об экспериментальном психологическом исследовании преступников» (1902) он классифицировал преступников на группы по психологическим признакам: 1) преступники по страсти (порывистые и импульсивные); 2) преступники с недостатком чувствительной, нравственной сферы, совершающие преступления хладнокровно, преднамеренно; 3) преступники с недостатком интеллекта; 4) преступники с ослабленной волей (лень, алкоголизм и т. д.).
В 1912 г. В. М. Бехтерев издает большую работу о методике психологического изучения преступников «Объективно-психологический метод в применении к изучению преступности».
В области криминальной психологии работал С. В. Познышев. В книгах «Основные начала науки уголовного права» (1912) и в «Очерках тюрьмоведения» (1915) он дал глубокую психологическую характеристику преступников. Позднее свои исследования в этой области он обобщил в капитальном труде «Криминальная психология. Преступные типы» (1926).
М. Н. Гернет длительное время изучал психологию заключенных. В 1925 г. он издал работу «В тюрьме. Очерки тюремной психологии», где обобщил большой материал наблюдений за поведением осужденных, дал глубокий анализ психики заключенных.
В первые годы после революции резко возрос интерес к юридической психологии, стали изучаться психологические предпосылки преступности, психологические аспекты ее предупреждения.
В 1925 г. впервые в мире организуется Государственный институт по изучению преступности и преступника. В течение первых пяти лет существования института его сотрудниками было опубликовано около 300 работ, в том числе и по проблемам судебной психологии.
Специальные кабинеты и лаборатории по изучению преступника и преступности были организованы в Москве, Ленинграде, Саратове, Минске, Харькове, Баку и других городах.
Значительный интерес представляет в этом отношении лаборатория экспериментальной психологии, созданная в 1927 г. при Московской губернской прокуратуре. В этой лаборатории известный психолог А. Р. Лурия проводил исследования с целью выяснения причастности обвиняемого к совершению преступления. Взяв за основу разработанный западными психологами и криминалистами ассоциативный метод, А. Р. Лурия модифицировал его (кроме регистрации времени реакции — ответа на слово-стимул — специальный прибор одновременно регистрировал и мышечные усилия — тремор руки испытуемого). Разработки А. Р. Лурия значительно приблизили криминалистов и психологов к созданию лай-детектора (полиграфа).
Начавшиеся в стране в конце 20-х — начале 30-х гг. репрессии привели к правовому волюнтаризму, что обернулось неоправданным прекращением судебно-психологических исследований на 30 лет. Только начиная с 60-х гг. вновь стали обсуждаться насущные проблемы криминальной психологии. Постепенно начали разворачиваться прикладные психологические исследования для обеспечения эффективной правоприменительной деятельности. За последний почти 40-летний период исследования в области юридической психологии приобрели широкий диапазон. Это углубленное исследование личности преступника, мотивации преступного поведения, психологических аспектов профилактики правонарушений.
На современном этапе к основным теоретическим проблемам криминальной психологии относят (Еникеев М. И.):
• Взаимосвязь социальных, психологических и биологических факторов в детерминации преступного поведения личности;
• Содержание понятия «Личность преступника»;
• Психологическая характеристика преступников различных категорий;
• Психология индивидуального преступного деяния, групповой и организованной преступной деятельности;
• Психологические аспекты вины.
1.1.2. Предмет криминальной психологии
При определении предмета криминальной психологии важно учитывать четыре момента.
Во-первых, криминальная психология, как и любая отрасль психологической науки, не ограничивается лишь изучением и описанием психики человека, в данном случае преступника, не ограничивается выявлением психологических феноменов. Она призвана их объяснить, раскрыть закономерности и механизмы преступления как деятельности. Такой подход позволяет преодолеть описательство, констатацию лишь фактов, что подменяет психологические исследования социологическими.
От точного определения предмета науки зависит разработка и применение методов исследования. Специфические психологические особенности личности правонарушителя и криминальных групп, а также психологические аспекты их криминальной деятельности невозможно исследовать социологическими методами, тут нужны психологические методы исследования, адаптированные к условиям, в которых криминальной психологией изучаются преступность и преступник.
Во-вторых, данное выше определение предмета направлено против попыток сужения проблем криминальной психологии до рамок только фиксации фактов, а ведь главная задача любой науки, изучающей действительность, заключается в предвидении развития тех или иных событий. Значит, для криминальной психологии важно прогнозировать развитие криминальной ситуации в стране на основе раскрытия механизмов самовоспроизводства преступности.
В-третьих, в криминальной ситуации есть две стороны: преступник или преступная группа и пострадавший (пострадавшие). Развитие событий во многом зависит от поведения жертвы преступного посягательства. Изучение психологии потерпевших становится важной проблемой криминальной психологии.
Для криминальной психологии важно исследовать обстоятельства и факторы, способствовавшие формированию личности преступника или возникновению криминальной группы, и что важно было бы предпринять, чтобы преступление было предупреждено. И здесь мы выходим на превентивный аспект криминально-психологических исследований.
В-четвертых, для криминальной психологии первостепенное значение имеет изучение психологии преступных сообществ (какие сообщества бывают, как они возникают, каковы внутренние психологические механизмы их существования и др.).
В конце концов, изучение психологических явлений, механизмов и закономерностей в области преступности нужно для того, чтобы, используя психологические и другие, рекомендованные криминальной психологией средства, можно было бы активно воздействовать на преступность, сужая сферы и формы ее проявления.
1.1.3. Задачи криминальной психологии.
Исходя из определения предмета, можно сформулировать следующие основные задачи криминальной психологии:
1) изучение психологии личности преступника, особенностей различных типов преступников, разработка их классификации;
2) изучение психологии преступления как особого вида деятельности (мотивы, способы совершения, механизмы психологической защиты и самооправдания человека, совершившего общественно опасное деяние);
3) изучение психологии преступных сообществ (виды сообществ — случайно возникшие, организованные преступные группы, преступные организации; особенности действия в них психологических механизмов их существования, сплочения, активности и др.);
4) психологическое изучение преступности как массового социального явления (основные ее психологические характеристики, тенденции, социально-психологические причины и т.д.);
5) исследование психологических механизмов воспроизводства преступности в обществе и разработка психологических способов ее профилактики;
6) разработка психологических аспектов виктимологии (виктимология — учение о жертвах преступного посягательства) и разработка на этой основе психологических мер обеспечения личной безопасной жизнедеятельности.
Итак, на современном этапе развития криминальной психологии необходимо учитывать динамику современной преступности и личности преступника для более точного формирования задач науки.