Крест с четырьмя точками по углам что означает
Что означает крест и какие виды крестиков бывают
Символ креста присущ разным культурам. Для человека, использующего крестик, он наполнен сакральным смыслом. Разберем основные виды крестов, значение крестов и краткую историю возникновения этого символа.
Как возник символ креста?
Первые символы с изображением крестов были обнаружены у древних египтян. Разные крестообразные изображения так или иначе связаны с образом богов, которым поклонялись в египетских традициях.
Алхимики связывали крест с четырьмя природными стихиями: водой, огнем, землей и воздухом.
В христианстве крест имеет непростую историю: возникновение символа связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на деревянном кресте. Горькая «традиция» распятия на кресте пришла из Финикии. По разным версиям, слово крест происходит от слов латинского происхождения, обозначающих «орудие пыток» и «пытать, мучать».
Несмотря на внешнюю простоту символа, многие века появлялись новые типы крестов, которые мы ниже чуть подробнее рассмотрим.
Крест как религиозный символ
Крест является религиозным символом Христианства, который указывает на самопожертвование и искупление грехов через него. Крестами украшены иконы, одежда священников, здания храмов, алтари, священные книги и многие другие атрибуты религии. Часто в христианской культуре говорят про то, что верующий должен «нести свой крест», то есть терпеливо соблюдать все заповеди на протяжении жизни.
Разновидности христианских крестов
Ниже мы рассмотрим значение крестов в Христианстве, где этот символ плотно закрепился.
Шестиконечный русский крест
Нижняя перекладина с наклоном на кресте связана со священными текстами, которые рассказывают о двух казненных разбойниках: один на распятии склонился под тяжестью собственного веса, в то время как другого, покаявшегося, крест возносит в небо. Эта нижняя перекладина становится неким символом внутренних весов для христиан, по которым стоит измерять свои действия в течение жизни.
Восьмиконечный крест
Символ с «дополнительной» короткой верхней перекладиной является символом Русской православной церкви. Считается, что это наиболее исторически достоверная версия креста. Над головой осужденного на распятии обычно писалась его вина. Считается, что Понтий Пилат не нашел, что вменить по отношению к Иисусу, и поэтому над его головой на верхней короткой перекладине написали только имя.
Восьмиконечный крест Голгофа
На описанном выше кресте нередко можно встретить внизу изображение черепа с костями. Оно символизирует захороненного на Голгофе Адама. на той же горе был распят Иисус, и его кровь стекала на погребенные останки первого человека, искупая грехи всего человечества. Такой крест часто используют в атрибутах рещения и похорон, указывая на соблюдение христианином обетов с младенчества до самой смерти.
Четырехконечный крест
Один из самых древних символов, который встречается не только в православии, но и в католичестве. Еще до Христианства в Китае и Греции такой крест символизировал Бога, раскинувшего руки. Этот крест нередко называют «Крест Страстей Господних» или «Крест Распятия».
Новгородский крест
Представляет собой православный крест, в середину которого вписан круг. Такой символ был распространен на территории Новгородской земли, поэтому его стали так называть. Второе название этого креста — Алексеевский, в честь архиепископа Алексия, установившего в память о Куликовской битве такой каменный крест, ставший известным.
Значение других крестов
Не только Христианство использует символ креста для защиты, аккумуляции сил и объединения. Ниже мы кратко расскажем значение крестов, закрепившихся в разных культурах.
Греческий крест
У этого символа все четыре стороны равной длины, поэтому его еще часто называют «равноконечным». Четыре буквы «гамма» греческого алфавита, расположенные друг к другу углами, создают собой такой крест. Его использовали еще в дохристианские времена, этот символ был связан с богом Солнца и Дождя, четырьмя стихиями природы и др. Когда Христианство только зарождалось, некоторое время греческий крест был символом Иисуса.
Андреевский, бургундский или косой крест
На таком кресте в виде буквы «Х» по преданию был распят один из 12 апостолов Андрей Первозванный, имя которого и получил крест такого вида. Этот символ распространен в России, он присутствует на флаге ВМФ РФ, а также его изображение есть в государственной айдентике Шотландии.
Св. Антония или Тау крест
Это Т-образный крест, который был распространен в Египте и африканских провинциях Римской империи. На таких крестах в древние времена казнили преступников. Назван он в честь Святого Антония, который был одним из основателей монашества в Египте.
Анкх или крест с петлей
Т-образный крест с петлей в Египте символизировал «нилометр» — считалось, что разлитие Нила приведет к спасению земель, поэтому жители относились к этому знаку с особым почитанием и благоговением. Его часто надевали в качестве оберега детям для защиты от болезней, а также этот крест считался мощным амулетом, защищающим от врагов и дарующим бессмертие. Позднее египтяне приняли Христианство, но анкх до сих пор сохранился в качестве священного символа, который нередко размещают рядом с православным крестом.
Патриарший крест
На Западе этот крест чаще называется «лоренским». Впервые он появился в Греции и используется в папских процессиях. Верхнюю короткую перекладину на кресте поместили по приказу Понтия Пилата для имени «Иисус Христос, Царь Иудейский».
Лотарингский или анжуйский крест
Лотарингия — это историческая область на границе Германии и Франции, символом которой является крест с двумя поперечными перекладинами. Позднее он стал знаком анжуйской династии, благодаря чему он получил свое второе название. Внешне Лотарингский крест внешне напоминает Патриарший, но различие в том, что на Лотарингском кресте две поперечины могут быть одной длины, а также располагаться не только в верхней части фигуры.
Папский, Тройной крест или Ферула
Крест с тремя перекладинами традиционно использовался в папских служениях, благодаря чему и получил свое название. Он указывает на власть папы как представителя Бога на земле, а также является символом Дерева Жизни.
Трилистниковый крест Клеве
Этот крест имеет на концах фигуры круглые «листочки» и символизирует воскресение Иисуса, благодаря чему знак стал главным напрестольным крестом в русском православии. Его изображение можно увидеть на государственных символах многих русских городов.
Мальтийский или восьмиконечный крест
Свастика или Солярный языческий символ
Этот древний символ до присваивания его нацистскими движениями был популярен в разных странах Евразии, Африки и древней Америки. Он нес в себе процветание, благополучие и свет, был одним из мощнейших оберегов. В конце XIX века нацистская Германия провозгласила его как символ «арийской расы», после чего этот крест стал ассоциироваться у большинства как символ зла, насилия и смерти.
Кельтский крест
Этот символ пришел к нам из Ирландии в VII веке. По преданиям, Святой Патрик объединил крест и языческий символ Солнца, чтобы символизировать соединением двух мощных знаков вечность Спасителя.
Крест-меч Святого Якоба из Сантьяго де Компостелла
Этот крест связан с католическим военным орденом Сантьяго. По легенде, этот крест с разветвлениями на концах и острым окончанием нарисовал сам король Филипп IV на автопортрете Диего Веласкеса в орденских одеждах, который и произвел художника в рыцари в 1659. Этот крест был символом защиты и оберегом от врагов.
На сегодня наше увлекательное путешествие в историю символики подошло к концу. Если вы планируете выбрать индивидуальный оберег для себя и своих близких, вы всегда можете обратиться за консультацией к экспертам Astro7 — они с радостью помогут подобрать амулет под ваши цели.
Что означает крест с четырьмя точками. Крест. Происхождение символа
Крест – это целый комплекс символических смыслов. Очень важно правильно понимать все знаки, все изображения и надписи, имеющиеся на нем.
Крест и Спаситель
Самый главный символ – это, конечно, сам крест. Обычай носить крест возник только в 4 в., до этого христиане носили медальоны, изображающие агнца – жертвенного ягненка, символизирующего самопожертвование Спасителя. Были и медальоны с изображением распятия.
Свастика использовалась как символ Германской национал-социалистической партии рабочих-гильдейцев Адольфа и нацизма, вероятно, вдохновленная обществом Туле. Он был отождествлен с символом предков арийской расы. Для Гитлера свастика символизировала «борьбу за победу арийского человека».
Для создания нацистской свастики использовались цвета белый, черный и красный, те же самые флаги германской империи, и она повернулась на 45 °. На Западе свастика связана прежде всего с нацизмом. Фактически, во многих странах, включая Германию, публичное показ нацистской свастики и других подобных символов запрещено.
Крест – изображение орудия смерти Спасителя – стал естественным продолжением этой традиции.
Он известен как «свастика леса» к проекту, образованному в лесу сосен с лиственницами в Зерников. Первоначально он был заказан немецким бизнесменом в качестве подарка на день рождения Адольфа Гитлера во время нацистской эпохи. Изображение было видно только с неба. В настоящее время часть свастики остается.
В 11-13 вв. на крестах появляется изображение Спасителя, но не распятого, а восседающего на троне. Это подчеркивает образ Христа как Царя Мироздания, которому «дана всякая власть на Небе и на Земле».
Но еще в более ранние эпохи изредка появляются кресты с изображением распятого Спасителя. Это имело особый смысл в условиях борьбы с монофизитством – представлением о полном поглощении человеческой природы в личности Иисуса Христа природой Божественной. В таких условиях изображение смерти Спасителя подчеркивало его человеческую природу. В конечном итоге именно такое изображение Спасителя на нательном кресте одержало верх.
Кроме того, считается, что фигура, включающая пять роз, представляет пять ран Иисуса. Он символизирует безопасность привязанности к любви Иисуса Христа и был найден на многих очень старых кладбищах, а также в эпитафиях и катакомбах. Огонь был очень символическим элементом, особенно во времена Инквизиции, когда они считались единственным способом очищения.
Голову распятого окружает нимб – символ святости – с надписью на греческом языке «ООН», что значит «Сущий». Это подчеркивает божественную сущность Спасителя.
Другие знаки
В верхней части креста расположена дополнительная перекладина с четырьмя буквами, которые расшифровываются как «Иисус Христос – Царь Иудейский». Дощечку с такой надписью прибили к кресту по приказу Понтия Пилата, поскольку многие последователи Христа действительно рассматривали его как будущего царя. Римский наместник таким способом хотел подчеркнуть тщетность надежд иудеев: «Вот он – ваш царь, предан самой позорной казни, и так будет с каждым, кто посмеет посягнуть на власть Рима». Возможно, не стоило бы вспоминать об этой выходке римлянина, тем более – увековечивать ее в нательных крестах, если бы Спаситель действительно не был Царем, и не только иудеи, но и всей вселенной.
Это особенно символизирует жертву. Он использовался главным образом первыми церковниками и представляет Иисуса. Как вы думаете? У вас есть какой-либо из этих символов, нанесенных татуировкой? Расскажите нам, что это символизирует для вас. Первые живописные или скульптурные изображения креста предлагают Славный Христос с длинной туникой с королевской короной: он на кресте, но это Виктор, воскресший. Только позже, с духовностью средневековья, он будет представлен в состоянии страдания и боли.
Нижняя перекладина изначально имела утилитарное значение – поддержание тела на кресте. Но она имеет и символический смысл: в Византии, откуда на Русь пришло христианство, на изображениях благородных и царственных особ всегда присутствовало подножие. Вот и подножие креста – это еще один символ царского достоинства Спасителя.
Правый конец перекладины приподнят, левый опущен – это намек на судьбу разбойников, распятых вместе с Христом. Тот, что был распят справа, покаялся и отправился в Рай, другой же умер, так и не раскаявшись. Такой символ напоминает христианину о необходимости покаяния, путь к которому открыт для всех.
Начало Евхаристия со знаком великого креста как символическое напоминание о Крещении: мы будем отмечать, как мы все крещены, мы принадлежим к людям последователей Христа, освятили народ как священническое сообщество таинств посвящения Кристиан. Евхаристия нацелена именно на крест: это мемориал спасения смерти Христа и хочет, чтобы мы участвовали во всей силе, которую этот крест исходит, также чтобы мы могли предложить себя в повседневной жизни.
В случае с этим знаком креста, который мы делаем в начале Евхаристии, добавляется еще один интересный нюанс: мы делаем это «во имя Отца, Сына и Святого Духа». Мы присоединяемся к символу креста Христа со Святым Имени Триединого Бога. Крест Христа Триединого Бога тесно связан: Христос, который умер на Кресте, является Сыном Божьим, и именно Он дал нам Свой Дух.
На обратной стороне нательного креста обычно располагается надпись: «Спаси и сохрани ». Это маленькая молитва, обращение христианина к Богу – просьба защитить не только от несчастий и опасностей, но и от искушений и грехов.
Мы также делаем знак Креста, на этот раз в его тройном кресте, на лоб, рот и грудь, в начале Евангелия. По закону Миссал требует этого только от читателя, но в настоящее время для всего сообщества принято быть святым. Каждый символический жест, каждый знак, может помочь нам, с одной стороны, вступить в общение, с которыми оно символизирует и обозначает. А с другой стороны, это также может быть опасностью, если мы останемся в простой внешности. Затем жест становится немного волшебным, ритуальным, рутинным, что ничего не значит или ничего не ведет.
Повторенный знак креста хочет быть обязательством: потому что крест является лучшим символом образа жизни, который научил нас Христос. Образ знамения креста хочет показать нам «пасхальный» путь, т.е. смерти и воскресения, который Христос уже совершил, и который теперь приглашает нас путешествовать: если кто-то хочет пойти за мной, отпусти его Сам, несите свой крест и следуйте за мной.
ДЛЯ многих людей крест — неизменный атрибут христианства.
Но если посмотреть на формы креста у многих христианских конфессий они отличаются. Почему?
Для того чтобы ответить на этот вопрос надо копнуть историю и понять как крест проник в христианство.
Вот какие данные приводятся в авторитетных справочных источниках.
«Британская энциклопедия»: «Почти на всей территории Старого Света археологи находили предметы, отмеченные крестами различных форм. Находки датируются временем задолго до Христа. Можно привести огромное число примеров из Индии, Сирии, Персии и Египта. [. ] Крест как религиозный символ почти повсеместно использовался до Христа и до сих пор используется среди нехристианских народов. Во многих случаях это связано с поклонением силам природы» (Encyclopædia Britannica, 1946, том VI, страница 753).
Правда в том, что никто не смог ответить на его заявления. Он просто выставил абсолютно реальный факт. Факт использования креста как простого декоративного элемента не является новинкой. Джастин Уэлби не ссылался ни на какую знаменитость, а на первую. Королева поп-музыки всегда использовала религиозную иконографию, и она сделала это особенно в промо-туре альбома «Исповедь на танцполе». Певец использует крест как декоративный элемент, и даже в ее сценариях мы видим огромные светящиеся кресты или покрытые блеском.
«Толковый словарь слов Нового Завета»: «Форма. [креста в виде двух балок] взяла начало в древней Халдее и употреблялась там, а также в соседних странах, включая Египет, как символ бога Таммуза (в виде мистического Тау, первой буквы его имени). К середине III века н. э. церкви либо отступили от некоторых учений христианской веры, либо исказили их. Церкви отступнического христианства, чтобы укрепить свои позиции, принимали язычников в свою веру без духовного перерождения и позволяли им сохранять языческие знаки и символы. Таким образом Тау, или Т, в наиболее распространенном виде с опущенной перекладиной, был перенят для обозначения креста Христова» (Vine W. E., An Expository Dictionary of New Testament Words, Лондон, 1962, страница 256).
Следует отметить, что архиепископ Кентерберийский сделал эти заявления в качестве пролога к книге, которую он только что опубликовал о Святом Кресте. Он хотел создать дискуссию в обществе, но, по крайней мере, в Англии ему это не удалось. Люди носили распятия на шеях на протяжении веков, мы можем это увидеть, например, в картинах эпохи Возрождения. Это нормально, что смысл эволюционировал. Раньше, например, люди несли крест, защищаемый Богом, как талисман. Но следует помнить, что этот элемент также использовался в течение этих столетий как символ, в соответствии с которым совершать настоящие зверства.
«Крест в обрядах, архитектуре и искусстве»: «Как это ни странно, но приходится признать бесспорный факт: крест как священный символ использовался задолго до рождения Христа и до сих пор служит религиозным символом в странах, на которые не распространяется влияние Церкви. [. ] Древнегреческий Бахус, тирский Таммуз, халдейский Бел и скандинавский О́дин — символы всех этих божеств имели крестообразную форму» (Tyack G. S., The Cross in Ritual, Architecture, and Art, Лондон, 1900, страница 1).
«Почитание мертвых»: «Крест, называемый crux ansata [крест с петлей или ушком наверху]. держали в руках египетские жрецы, а также цари, которые в то же время были верховными жрецами. Он служил символом их власти как представителей бога солнца и назывался „знаком жизни“» (Colonel J. Garnier, The Worship of the Dead, Лондон, 1904, страница 226).
Христианин начинает свое путешествие, свои молитвы и свои действия с помощью креста, «во имя Отца, Сына и Святого Духа, Аминь». Крещение посвящает путь во славу Бога и призывает к благодатью Господа, который позволяет ему действовать в Духе как сын Отца, знак креста укрепляет нас в искушениях и в трудностях.
В книге «Жесты и символы», опубликованной Центром Пастырской Литургики в Барселоне, мы находим более подробное объяснение. Христиане, мы часто делаем знак креста на наших людях своими руками. Или мы делаем других, как в случае крещения или благословений.
«Компэньон Байбл»: «Эти кресты использовались как символы вавилонского бога солнца. Они встречаются на монетах, впервые на монете Юлия Цезаря (100—44 до н. э.), а затем на монете, отчеканенной его преемником, Августом (20 до н. э.). На монетах Константина чаще всего встречается символ с кругом; однако такой же символ, только без круга (в который он тоже заключался) и с четырьмя равными концами, горизонтальными и вертикальными, почитался как „колесо солнца“. Следует отметить, что Константин поклонялся богу солнца и не присоединялся к „Церкви“ еще около четверти века после того, как он, согласно легенде, увидел такой крест на небесах» (The Companion Bible, Приложение № 162).
Сначала кажется, что это принято делать только на лбу. Затем он мало походит на то, что мы знаем сегодня: либо сделать великий крест на себе, либо тройной маленький крест, на лбу, на ртах и груди, как в случае провозглашения Евангелия. Это простой жест, но полный смысла. Этот знак креста является истинным исповеданием нашей веры: Бог спас нас в Кресте Христа.
Фактически, первым, кто сделал знак Креста, был сам Христос, который «протянул руки на кресте», и его вытянутые руки нарисовали между небом и землей неизгладимый знак его Завета. В Ветхом Завете говорилось о тех, которые отмечены знаком буквы «тау», в виде креста, и Апокалипсис также называет знак, который выбрали избранные, мы, христиане, притягивая наше тело к знамению Креста, исповедуем как члены нового народа, сообщества последователей того Христа, который спас нас от Его Креста.
О форме, назначении и символике крестов
Размышления у живописного полотна. Часть 3
Коллаж Натальи Ковалёвой
Фото крестов автора из книги: Шейнина Е.А. «Энциклопедия символов» ISBN 5-17-010659-9 ООО Изд. АСТ 2006 г, стр. 591, стр.28.
1.Греческий. 2. Латинский.3. Бургундский. 4. Патриарший. 5. Лотарингский. 6. Папский. 7. Православный. 8. Египетский. 8а Литовский. 9. Андреевский. 10. Библейский. 11. Антониевский. 12. Иерусалимский. 13. Румынский. 14. Пизанский. 15. Мальтийский 16. Австрийский армейский. 17. Марии-Терезии. 18. Леопольда. 19. Рупперта. 20.Стреловидный богемский. 21. Лилейный. 22. Клеверный. 23. Якорный. 23а. Армянский. 23б Армянский расщепленный. 24. Гельветический. 25. Кельтский. 26. Солнечный или нордический. 27. Античная свастика (Тетраскеле). 28. Свастика германская. 29. Свастика Индии и Индокитая.
И это далеко не полный список крестов. Формы крестов бесчисленны.
Пусть моего читателя не смущает, что мои размышления отрываются от сюжета картины А. ИвАнова и скачут сами по себе по своим законам. У меня не было цели исследовать творчество художника, этим занимались и продолжают заниматься искусствоведы и критики, литераторы и политики! Я самый обыкновенный человек… Смотрел и размышлял. Смотрел долго и не один раз.
На ум пришло сравнение картины «Явление Христа народу», написанное мне в рецензии коллегой по Прозе.ру художником и писателем Виталием Валсамаки: «В литературе эту картину можно сравнить с романом «Война и мир! Л.Толстого». Как это верно! Метко и точно!
Я сразу вспомнил, что когда читал роман в юности, меня занимали батальные и любовные сцены, а философские рассуждения Толстого пропускал. Описание дуба и размышления князя Андрея мне казались нудными и лишними. Позже я зачитывался именно этими местами, а уже в пожилом возрасте осмысливал непростую философию великого писателя…
Крест называют «знак знаков» |1|. Он с доисторических времен служил религиозным, охранительным символом практически в каждой культуре мира.
Крест использовался в различных формах языческого поклонения силам природы задолго до появления христианства, это подтверждают археологические находки на территории Европы, Индии, Сирии, Персии, Египте, в Северной и Южной Америке и Новой Зеландии.
А.А. Нейхард в книге «Происхождение креста» |2| пишет: «Известный путешественник капитан Джеймс Кук был поражён обычаем туземцев Новой Зеландии, ставить на могилах кресты. Языческие племена поклонялись кресту, как символу бессмертия»!
В египетской традиции существовал крест с кольцом, анх (сrux ansata), символ жизни и богов. Он отображал стилизованное соединение мужского фаллоса в виде буквы «Т» с женским началом в виде буквы «О», которая соединялась сверху в середине перекладины.
В книге «Краткая история фаллических культов» |3|, на которую ссылается С. Иванов в статье «Крест: святыня или заблуждение» |4| мы находим такое заключение:
«Кресты различной формы повсюду встречаются на египетских монументах и гробницах. Многие специалисты считают их символами либо фаллоса, либо совокупления. В египетских гробницах crux ansata соседствует с фаллосом.
Таким образом, древнее языческое происхождение креста несомненно и доказано. В музее Каира – пишет Инна Смирнова |9| собрана впечатляющая коллекция крестов разных форм, размеров и рисунков. Многие предметы, с которых в качестве примера воспроизводятся кресты, датируются периодом XIX династии 1350-1200 гг. до н.э!
2. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА «КРЕСТ»
И уже заканчивая эту часть раздела, перелопатив огромное количество достаточно сложной информации неожиданно для себя рядом, в родном литературном портале наткнулся на публикацию коллеги по Прозе.ру Н.П. Кормакова |12|, который привёл наиболее верную, так мне показалось, славянскую версию происхождения слова «крест». Она настолько любопытна, что я решил с его одобрения привести её полностью:
Трактовка эта полагает, что слова «Крест» и «Христос» оказались просто созвучны. Очень интересная мысль – я об этом ранее размышлял. Позже я попробую развить её.
3. ИСТОРИЯ КРЕСТА, КАК ЧАСТИ ЦЕРКОВНОЙ ОБРЯДНОСТИ
Сергей Иванов в своём исследовании |13| пишет, опираясь на мнение Голубцовой Н.И. |14|: «У христиан этот знак далеко не сразу стал важнейшим символом новой религии. В раннем христианстве, в I, II и даже в III вв., крест как орудие казни Иисуса Христа презирался верующими. В этой связи Минуций Феликс** писал: «что касается крестов, то мы их совсем не почитаем; нам не нужны они, нам христианам; это вы язычники, вы, для которых священны деревянные идолы, вы почитаете деревянные кресты»»
Первоначальная форма того, что называется «Христианский Крест», была найдена в Египте на христианском памятнике и недвусмысленно является языческим «Тау», или египетским «Знаком Жизни». Этот знак не имеет ничего общего с орудием казни Мессии и является простым заимствованием древнего и очень популярного языческого символа, так сильно живучего среди тех, кто, называя себя христианином, в сердце и уме фактически является язычником. Это, и только это, есть источником поклонения «кресту». Все вышесказанное, вне сомнения, может показаться очень странным и невероятным для тех, кто читал историю церкви с подачи Рима, как случилось с большинством людей, даже с протестантами».
Как раз в этой связи, Инна Смирнова |9| замечает: «Знаменитый богослов Тертуллиан отвечал, что культ поклонения кресту был внушён язычникам дьяволом, дабы привести в замешательство христиан и помешать распространению христианской веры. Остроумное возражение одного из отцов Церкви возымело своё обратное действие: крест стал постепенно завоёвывать христианский мир.
Приняв за символ веры языческий крест, христиане переосмыслили его в соответствии со своими воззрениями, однако некоторый языческий налёт ещё сохранился»
4. КТО УЗАКОНИЛ КРЕСТ КАК СИМВОЛ ХРИСТИАНСТВА
Позже Евсевий Памфил, епископ Кесарийский фантазировал, что Константин, еще только собираясь в поход, задумался, кому обратить свои молитвы о победе: то ли языческим богам или единому христианскому богу? Сам Кесарь якобы говорил Евсевию, что видел знамение:
— « Был полдень, солнце едва начало склоняться к западу, как вдруг на ясном небе явился сияющий знак креста с нодписью: «Сим победивши» (т.е. с крестом победишь!). По Евсевию не только Константин, но и всё войско увидело крест и было охвачено ужасом, не понимая, что может означать чудесное видение». |19|. Никакого подтверждения в исторических документах это видение не нашло. Таким образом, Лактанций упоминает, что император видел только сон, а Евсевий утверждает, что и сон и знамение! Да ещё со всем войском!
Бог с ними – этими противоречиями. В 315 году в Риме воздвигнута триумфальная арка в честь Константина Великого. Надпись на ней гласила, что победа дарована императору по воле божества римлян – непобедимого солнца Гелиоса, изображение которого чеканилось на монетах Константина всё его правление.
Меня больше заинтересовало и удивляло то, что Константин не являясь христианином, не только кардинально влиял на принятие сугубо богословских христианских решений, был, по сути, верховным судьёй в разрешении богословских споров. Константин фактически руководил всем епископатом. Без его ведома не решался ни один церковный вопрос.
Здесь требуются хотя бы краткие пояснения: к моменту правления Константина христианская религия, несмотря на гонения, практически уже завоевала беднейшие слои населения. Постоянные войны, проводимые Римом, приносили ощутимые потери легионов, которые оплакивали не только в бедных семьях, но и в кругах зажиточных горожан и даже аристократии.
Христанская религия утешала их тем, что родные и близкие встретятся на небе, в царстве божьем, где нет войн и несчастий.
Время язычества исторически было обречено и императоры Рима это понимали. Однако язычество уступать не хотело. Его влияние на жизнь империи было велико. Первый закон, допускающий христианское богослужение издан ещё до Константина августом Галерием в 311 году, за год до Мильвийской битвы. Текст закона включён в церковную историю Евсевия. Таким образом первый эдикт, признающий христианство издан не Константином, а Галерием.
А разбитый Константином правитель Рима Максенций не только принял эдикт Галерия, но и возвратил имущество христиан, конфискованное во времена гонений.
Так называемый Миланский эдикт, который приписывают Константину, требует пристального рассмотрения. Например, А. Каждан отмечает, что документ эдиктом не являлся. Текст Миланского «эдикта» написан в виде письма-рескрипта. Оно адресовано правителю Никомедии и у Лактанция фигурирует за подписью одного Ликиния, соправителя Константина |19|. Но даже если это письмо, именуемое в дальнейшем Миланским эдиктом и было бы подписано двумя императорами Константином и Ликинием, существа вопроса это не меняет: первый закон, разрешающий христианские богослужения издан императором Галерием и этого опровергнуть невозможно, то есть главная заслуга равноапостольного императора Константина перед христианством оказалась сомнительной, я бы сказал ложной.
Константин, понимая бессмысленность гонений на христиан, постарался взять их под свой контроль, что ему блестяще удалось. Он использовал христианство для достижения своих политических целей. Используя свой, как бы сейчас сказали, административный ресурс, Константин стал руководить всеми процессами в христианской церкви. Он соединил христианскую церковь с Римским государством, и церковь стала государственным органом, руководимой императором.
Приведу наиболее яркий пример: в 325 году в городе Никее в Вифании (в нынешнее время территория Турции) на первом вселенском соборе всех христиан (участвовало 318 епископов со всех концов мира), который созвал сам император Константин. В церкви возникал раскол по основным догматам христианства. (Межцерковный спор между Александрийским священником Арием и епископом Александром, имеющим впоследствии длительное и серьёзное противостояние****). Константин активно вмешался в церковные дела, добиваясь единства кафолической (всеобщей) церкви как условия единства империи и выступил арбитром в споре.
**** Арий учил о неравенстве Сына Божия с Богом-Отцом. |21|. После долгих споров на вселенском соборе в Никее (325 г.) и в Константинополе (381) был установлен церковный догмат о единосущии Бога-Отца и Сына и составлен символ веры. Арий еще в 318 г., после собора в Александрии, был лишен сана и отлучен от церкви епископом Александром, но у него уже было много последователей в народе; среди же епископов он пользовался сочувствием Евсевия Никомидского и Евсевия Кесарийского, тем не менее, на Вселенском соборе в Никее (325) они подписали установленный догмат, и ересь Ария была осуждена, но с этих же пор начинается продолжительная борьба обеих партии, просуществовавшая вплоть до 1666 г. (особенно в Польше). Учение Ария живо и по сей день.
И не надо думать, что крест сразу же вошёл в быт. Прошло ещё половина столетия после смерти Константина и в 431 году кресты стали входить в употребление в церквах и прочих заведениях, хотя использование крестов, в качестве шпилей на крышах не наблюдалось до 586 года. Образ распятия был окончательно утвержден католической церковью только в шестом столетии, но уже после Вселенского собора в Эфесе требовалось, чтобы в частных домах были кресты.
5. СЕМЬ САМЫХ РАСПРОСТРАНЁННЫХ КРЕСТОВ В России
Вы можете спросить: почему автор остановился на семи крестах при таком их многообразии? Во-первых потому, что в быту чаще всего упоминаются именно эти кресты, а во вторых, нельзя же превращать размышление в трактат!
В обыденной жизни мне довольно часто приходилось слышать вопрос:
— А что это за крест? Ах! Какой красивый! Интересно, что он отображает? Что это на нём изображено? А можно ли такой носить? А то мне подруга сказала, что можно только православный, а это какой? Мама сказала, что латинский! Мне его подарил молодой человек. А как церковь относится к тому, что у меня на шее латинский крест?
Именно после услышанного я и решил, что читателей заинтересует назначение и символика наиболее востребованных с моей точки зрения семи крестов. Ведь не обнимешь необъятное!
5.1. Равноконечный крест (1-ый на фото) – греческий. Разновидностью греческого креста является Андреевский крест в виде буквы «Х»
Это символ солнца, бога Дождя. Символизирует элементы, из которых создан мир: воздух, земля, огонь, вода.
В раннем христианстве равноконечный крест символизировал Иисуса Христа. Именно такой крест перед сражением явился римскому императору Востока Константину. Поэтому его часто называют «знамением победы». Во времена преследования христианства такой крест изображали в катакомбах. Поэтому он носит ещё одно название «катакомбный». Разновидностью этого креста является Крест Греческий. Форма такая же, только на всех четырёх концах расширение в виде трапеции. Равенство концов означает гармонию небесного и земного мира, «ко кресту Христову призываются все стороны света». Крест традиционен для Византии. Он же считается древнейшим русским крестом. Князь Владимир крестился именно таким крестом в г. Корсуни (Византия), вывез оттуда его и установил на берегу Днепра в Киеве. Поэтому его ещё на Руси называют Корсунским.
Андреевский крест обязан своим названием одному из апостолов Святому Андрею, проповедовавшему христианство балканским и причерноморским народам, за что и распяли его в греческом городе Патры около 69 г. н.э. именно на Х-образном кресте. На коллаже справа внизу представлена картина художника Франца Франкена Младшего «распятие апостола Андрея». Останки его хранились 300 лет, и были перевезены в Шотландию одним из монахов.
В Шотландии Святой Андрей считается небесным покровителем. С ним связан и национальный флаг страны – косой крест на синем полотнище.
А в Патрах хранится, как реликвия деревянный косой крест, на котором был якобы распят апостол. Этот крест был вывезен после захвата Византии крестоносцами в 1250 г. и хранился в храме св. Виктора в Марселе. В 1980 г. крест возвращен в Грецию.
Андрей, брат Симона (Пётр) стал первым из призванных учеников Христа, поэтому его часто называют Первозванным. (Евангелие от Иоанна 1-40)
В Православной традиции считается, что Апостол Андрей совершал поломничество в земли, на которых потом возникла Киевская Русь. Поэтому Андрея считают покровителем и Русской Православной церкви.
Особыми мистическими свойствами наделял Андреевский крест ученик Сократа Платон. Согласно его истолкованию, Х-образный крест подразумевал Божественную силу. А в России Пётр 1 поместил изображение Андреевского креста на государственном гербе. Потом и на своей печати и на военно-морском флаге. Пётр говорил, что «от сего апостола приняла Россия святое крещение» и для символики военно-морского флота важнейшим являлось то, что Святой Андрей являлся рыбаком. Голубой цвет креста указывал на связь с морскими мотивами.
Правда некоторые исследователи считают, что Пётр 1 утвердил этот знак под шотландским влиянием. Трудно сказать, кто из них прав.
В 1698 г. Пётр 1 учредил в качестве высшей награды Российской империи орден Св. Апостола Андрея Первозванного. Знаки ордена Андрея Первозванного состояли из собственно знака-креста, основным изображением которого был Святой Андрей, распятый, по преданию, на кресте Х-образной конфигурации, и серебряной восьмилучевой звезды с помещённым в её центральном медальоне девизом ордена «За веру и верность». Знак ордена носился на широкой голубой ленте через правое плечо, а звезда помещалась на левой стороне груди. В особо торжественных случаях знак ордена носился на груди, на золотой, покрытой разноцветными эмалями фигурной цепи Единственный из всех русских орденов, который имел цепь. Орден просуществовал до 1917 г, а в 1998 г. орден восстановлен как высшая награда Российской Федерации. Первыми двумя награждёнными стали академик Дмитрий Лихачёв и Михаил Калашников.
Форма буквы X вызывала ассоциации с написанием по-гречески имени Христа. В силу близости с римской X, Андреевский крест называется также crux decussata. (лат. крест перекрёстнопарный) В зависимости от цветовой семантики, крест символизировал разных святых: синий или белый — Андрея, золотой — первого британского великомученика Албана Первого, покровителя Англии, красный — покровителя Ирландии Патрика.
Церковь считает, что именно на латинском кресте распяли Иисуса Христа******, поэтому он известен ещё, как «Крест Распятия» и «Крест Страстей Господних». Такие кресты впервые появились в третьем веке в Римских катакомбах наравне с греческим крестом. Сейчас это наиболее распространенный крест на христианском Западе.
В 326 году Елена приказала построить великолепный храм Гроба Господня, где и поместили большую часть креста, завернув его в богато украшенное покрывало. Позднее персидский царь Хосров II, захватив Иерусалим, разграбил и сжег город, а драгоценную реликвию забрал с собой. Из почтения к священному куску дерева Хосров оставил его в покрывале. Христианский император Ираклий пришел в Персию и победил Хосрова в ходе недолгой войны, а условием заключения мира поставил возвращение креста и освобождение рабов-христиан. Его требования были выполнены, и он с триумфом вернулся в Константинополь, после чего отправился в Иерусалим и вернул городу крест. Чтобы священная реликвия не смогла попасть в руки иноверцев, ее разделили на несколько частей, разослав во все христианские страны. Большой фрагмент отправили в Рим.
Духовенство поспешило воспользоваться этой историей: множество легенд выросло вокруг креста, найденного Еленой. Эта история положила начало почитанию так называемых «священных предметов». Церкви стали состязаться одна с другой в приобретении священных реликвий. В ход пошли и гвозди, которыми якобы был пригвожден ко кресту Христос, и камешки от пещеры, в которой Он был погребен, и многое другое. Перед этими предметами люди преклоняли колени; язычники, ради выгоды, перешедшие в христианство, решили, что они эти предметы должны почитать вместо прежних идолов. Вожди церкви поощряли, а не останавливали эти языческие тенденции.
За свой подвиг Елена получила от христианской церкви именование равноапостольной. (На Руси равноапостольными стали княгиня Ольга, князь Владимир, Кирилл и Мефодий. Что же касается находки Елены, думаю, что комментарии излишни – читатель сам определится, чьи кресты она нашла. От автора.)
****** По вопросу, на каком же кресте был распят Иисус Христос до сих пор «ломают копья» многочисленные исследователи.
Правда тут ещё присутствуют сомнения некоторых учёных об историчности самого Мессии, основанные на слабой исторической, по их мнению фактологической базы, например, в одной из рецензий на мою работу http://www.proza.ru/rec_author.html?vagarin1yandex, коллега по порталу Проза.ру Михаил Беленкин написал:
— «Что же мы знаем об истинной истории крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем?
Исторические свидетельства об этой эпохи, конечно сравнительно, нельзя назвать скудными. Столетия, последовавшие с начала христианской эры, времена Тиберия и Августа, были, фактически, лучше всего задокументированы в истории, чем многие другие. Например, римский историк при Августе, Ливий (59 до н.э.-17 н.э.), один составил 142 тома, более ста из которых были впоследствии уничтожены христианскими фальсификаторами. Однако, несмотря на этот факт, нет в основном никаких небиблейских ссылок на исторического Иисуса ни у одного известного историка того времени в течение и после предполагаемого его появления.
Британский историк Кристофер Джей Уолкер писал: «Ни один литературный деятель того времени не упоминает его (Иисуса Христа) в своих трудах». Выдающийся еврейский эллинистический историк и философ Филон (20 до н.э.-50 н.э.), живший в предполагаемое время Иисуса, полностью проигнорировал великого еврейского чудотворца и возбудителя черни, который умиротворил гнев Рима и Иудеи. И при этом, Иисус и его последователи не упомянуты ни одним из примерно 40 других историков, которые писали в течение I и II столетий н.э., включая Плутарха, римского биографа, который жил в то же самое время (46-120 н.э.) и в том же самом месте (где, согласно утверждениям, было множество христиан) и который не оставил упоминаний ни о них, ни об их основателе, ни об их религии. Как говорится в «Циклопедии Теологической Литературы» МакКлинтока и Стронга: «После этих авторов осталось достаточное количество произведений, из которых можно составить целую библиотеку. И все же, в этой массе иудейской и языческой литературы, кроме двух поддельных пассажей в работах еврейского автора и двух спорных пассажей в работах римских писателей, отсутствуют упоминания об Иисусе Христе».
5.2.1. Казнь на кресте. Краткая история происхождения казни
******* Амвро;сий О;птинский (в миру Александр Михайлович Гренков; 21 или 23 ноября 1812 года — 10 октября 1891 г.) — священнослужитель Русской православной церкви, иеромонах. Прославлен в лике святых 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской православной церкви; почитался при жизни как старец. Прообраз старца Зосимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». (Материал из Википедии).
Действительно, поклонение орудию убийства более, чем странно, какой бы смысл в него не вкладывали! Любой инструментарий
для казни людей выглядит кощунственно в качестве объекта поклонения. Трудно себе представить виселицу, топор палача или удавку в алтаре!
Думаю, что точнее и вернее Старца Амвросия не скажешь, однако же, проблема существует. Многих интересует, на чём же распяли Иисуса Христа?
Но если существование висячих садов – доказанный факт, то изобретение казни на кресте Семирамидой имеет, лишь косвенные доказательства.
5.2.2. Как происходила казнь на кресте
Все современные исследователи истории древнего мира считают, что число распятых жертв было огромным. Казнь на кресте отменил римский император Константин. С тех пор символ креста приобрел культовый характер, как в греческих, так и в латинских литургиях. Крест занял важное место во всех христианских ритуалах и церемониях. Крест, некогда бывший орудием казни, стал символом воскресения.
Однако, если применение распятия к преступникам в Европе стало восприниматься как богохульство, но в Азии и на Востоке этот метод казни сохранялся ещё очень долго. В Японии, Бирме и Северной Африке приговаривали к распятию до конца девятнадцатого века.
Мартин Монестье, |27| писал: «Случаи распятий были отмечены во время Вандейской войны во Франции: так поступали республиканские солдаты, наказывая жителей городов Машкуль и Сен-Флоран, давших сигнал к восстанию в 1793 году. Людей распинали и в Испании во время наполеоновской кампании. Даже в СССР нацисты казнили на кресте партизан и евреев.
В семи странах, живущих по законам ислама, и сегодня можно на законном основании казнить людей на кресте, распиная их живыми. Речь идет о Судане и Северном Йемене, Объединенных Арабских Эмиратах, Иране, Мавритании, Пакистане и Саудовской Аравии».
5.2.3. Так на каком же кресте распяли Иисуса Христа? На латинском?
Двойной крест носил святой Русской православной церкви Авраамий Ростовский – архимандрит, основатель Богоявленского монастыря Ростовского, современника князя Владимира Святославовича. По преданию чудесным образом получил он жезл от почившего Иоанна Богослова и сокрушил им идола чудского каменного Вереса и на этом месте построил монастырь.
В 1551 году Иван Грозный взял этот жезл в поход на покорение Казанского ханства.
Двойной церковный крест служил отличием патриархов и епископов, тройной крест – используется исключительно папой.
Неприятие латинского креста определённой частью православных, в частности старообрядцами, не поощряется РПЦ. Святой Григорий Синаит святитель Дмитрий Ростовский говорит: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу пресвятой кровью Которого обагрился». Однако наличие этих высказываний лучше всего говорит о том, что проблема восприятия православными латинского креста была и остаётся.
5.4. Крест шестиконечный или «Русский крест», с косой нижней перекладиной вместо второй прямой, как у патриаршего креста. (На фото он отсутствует). Косая балка есть видоизменённая форма древне-византийского подножия креста. Датируется девятым – одиннадцатым веком. Косой брусок поднят правым концом вверх как противостояние рая и ада. Добра и зла. Как бы коромысло весов. Вверх смотрит правая сторона (по размещению тела на кресте) Наклон бруска в символическом смысле отражает поведение двух разбойников, распятых вместе с Христом. Один смеялся над Иисусом, второй искренне раскаялся в своих преступлениях.
В храме крест ориентируется поднятым концом на север, так как у славян путь на север отождествлялся с путём на «тот свет». У старообрядцев только такой крест признаётся единственно каноническим.
5.5. КРЕСТ ОСЬМИКОНЕЧНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ
Из-за сходства с виселицей, как ее делали в древности, его также называют «крестом виселицы». Некоторые исследователи полагают, что именно такой была форма креста, на котором распяли Христа. Убедительных доказательств, кроме того, что римляне использовали такой крест для распятия рабов я не нашёл.
5.7. Крест трилистниковый (22). Имеет на концах верхних перекладин и на стволе три полуокружности. В России употреблялись чаще других для изготовления напрестольных (алтарных) крестов. Такой крест использовался в государственных символах. Устанавливается на куполах храмов и колоколен. Узоры могут быть разнообразными.
Концы перекладин – надглавники символизируют Живоначальную Троицу: Бога Отца, Бога Сына, и Бога Святого Духа. Применяется и в качестве нательного креста.
Автор благодарен за оказанную помощь в редактировании Наталье Ковалёвой и Владимиру Теняеву.
Используемая литература и электронные источники информации: