Крещенская ночь бунин о чем

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Крещенская ночь»

Автор: Guru · 14.07.2020

В этой статье мы с вами рассмотрим по плану и проанализируем произведение И.А. Бунина «Крещенская ночь». Ознакомимся с краткой историей этого стихотворения и рассмотрим некоторые детали, ведь произведение уникально в своем жанре, потому что переносит нас своей волшебной атмосферой в ночь перед празднованием Крещения.

История создания

Итак, свое произведение о Крещенской ночи Иван Бунин написал, еще будучи подростком 16 лет, однако писал он его целых пять лет, окончив по достижению 21 года в 1901 году, так что это стихотворение можно отнести к периоду раннего творчества. Название стиха относилось к празднику, а в главной теме описывалась природная красота и ее постоянство.

Сам праздник имеет большое количество примет и суеверий. Например, год считали благоприятным для земледелия, если в ночь перед праздником стоял трескучий мороз. Однако Бунин начал произведение с описания именно ночи, отодвинув религиозный подтекст на второй план. Он описывает предпраздничную ночь и ее чарующее время.

При прочтении стиха создается впечатление, будто автор написал его, находясь в лесной чаще, но его дневник это опровергает. Поэт пребывал на Украине, а стихотворение писал, ностальгируя о своем родном крае. Окончил он его спустя 5 лет, во время путешествия в столицу, где гулял ночью в лесу зимой.

По своему жанру произведение Ивана Бунина «Крещенская ночь» является лирическим. Стихотворение имеет средний объем. Оно говорит о чувствах писателя и показывает нам красу и волшебство праздничной ночи. Помимо этого, лирический стих носит пейзажный характер, Его размер – это трехстопный анапест, который подчеркивает и усиливает мелодичность.

Композиция

Произведение состоит из трех частей. В первой части находятся начальные пять куплетов, в которых нам показана ночь в лесу, окутанная зимним величием, которое придают ей нотки волшебства в атмосфере. Природа словно оживает и обличается, наблюдая за всем. В этом нам показана важность природы и ее значимость для человека, ибо так было еще издревле.

А во вторая часть резко отличается от предыдущей своим контрастом, в котором состояние умиротворения сменяется напряжением, характерным для человека. Однако величие природы сохраняется. Но во второй части указывается, что человек разобщен с природой и не верит в мудрость Бога. В этом демонстрируется страх человека остаться наедине с самим собой. Впрочем, несмотря на то, что человек отделился от природы, он, тем не менее, стремится быть поближе к ней.

А к третьему фрагменту относятся всего два последних куплета, которые Бунин посвятил утраченному покою человека и его мудрости, которые постепенно возвращаются.

Образы

В произведении очень разнообразна система образов. Так, например, применяется образ звезды, причем, весьма символично, потому что, благодаря ей, люди прознали, что явился на свет Иисус Христос. Следовательно, есть возможность спасти свои души. Помимо этого, звезда – путеводная, по ней ориентировались, чтобы найти дорогу домой.

Также образом является и сторожка, которая символизирует собой одиночество души. Эти два образа встречаются в прозаических произведениях «Мелитон», в котором упоминается такой же образ одинокой жизни, и в «Сосны» — звезда, ее образ.

Главный герой произведения является чувственным, эмоционально отзывчивым человеком, который тонко улавливает все изменения в природе и ощущает ее могучий потенциал. Душа его творческая, он подобен художнику, поскольку видит и отличает все детали окружающей его красоты. Помимо того, он причисляет себя к природе, погружается в ее атмосферу, понимая и осознавая, что лишь праматерь всего живого может даровать душе успокоение.

Проблематика

Лирика произведения носит художественный характер пейзажа, и основная тематика с проблематикой вытекают из этого, а именно:
Тематика природы, которая имеет плотную взаимосвязь с человеческими эмоциями и чувствами, всегда умиротворяя и успокаивая человека, внутренне подталкивает его к единству со своими собратьями.

Второй темой является тема красоты атмосферы мира, которая показана через описание зимних пейзажей.

Третья тема произведения заключается в описании значимости природы для существования человека, над которой часто задумывался писатель.

Последней темой можно определить смену настроения в стихотворении, потому что оно переменное. Так, изначально стихотворение носит характер спокойствия и могущества, а во второй части меняется, напрягаясь и тревожась. Третья часть погружает нас в праздничную атмосферу.

Основная идея

Многие поэты воспевали зимнее очарование в своих произведениях, описывая его. Однако автор решил выбрать не обычную ночь, а праздничную, во время которой он соотносит себя с природой, которая имеет прежде всего высокую духовную ценность.

Смысл же произведения заключается в том, что родные края даруют автору душевный покой, а он уезжает надолго, за что приносит извинения.

Выразительные средства

Произведение очень богато различными средствами выразительности, такими как эпитеты, олицетворения, антитезы, аллитерации, ассонансы. Автор рисует состояние покоя, установившееся в зимней природе.

Источник

Поэзия Бунина — «живопись словом»

Школьное сочинение

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,

Прошел внезапный дождь косыми полосами —

И снова глубоко синеют небеса

Над освеженными лесами.

Выдающийся талантливый и своеобразный писатель Иван Алексеевич Бунин родился и сформировался как художник слова «в том плодородном Подстепье», где, как писал он сам, «образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым». Именно Толстой, а также Пушкин и Чехов стали для будущего писателя и поэта главными «богами» в литературе, на творчество которых он равнялся, И все же в художественном стиле Ивана Бунина много нового, оригинального, не похожего на стили других мастеров. Это относится в первую очередь к его поэтическому слову.

В поэзии Бунин использует классические двусложные или трехсложные размеры, но при этом наполняет их таким интонационным богатством живого русского слова, что эти размеры приобретают совершенно неповторимое, новое, «бунинское», звучание.

Бунин — настоящий художник, чутко воспринимающий и тонко чувствующий красоту окружающего мира во всем богатстве звуков, красок, эмоций. Особенно это проявлялось в поэзии, где глубину восприятия он с величайшим мастерством выливал в мелодичные строки.

Трудно найти другого поэта, который в области красок, звуков и запахов, всего того, как говорил сам Бунин, «чувственного, вещественного, из чего создан мир», достиг бы такого полного раскрытия тончайших подробностей, деталей, оттенков. Восхищают его описания времен года с неуловимыми бликами света и тени на стыке дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, в саду, на деревенской улице, в поле или в лесу. При этом поэт передает не только цвета, но и звуки, и запахи, и ощущения:

Щеглы, их звон, стеклянный, неживой,

И клен над облетевшею листвой,

. Беру большой зубчатый лист с тугим

пурпурным стеблем, — пусть в моей тетради

останется хоть память вместе с ним

об этом светлом вертограде

с травой, хрустящей белым серебром.

Он словно не пишет, а рисует словами живописные картины. Так, например, в стихотворении «Листопад» создается впечатление, что поэт не просто восхищается красотой золотой осени, а водит кистью художника, запечатлевающего пейзаж на полотне:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Столько красок, тепла и света, столько радости, роскоши и величия в описании этого осеннего леса! Мы словно сами окунаемся в волшебство этого царства природы — такого яркого, многогранного, такого живого! А когда мы попадаем в раннее весеннее утро, скованное легким морозцем, где хрустит тонкий лед, или в грустный осенний сад, наполненный запахом мокрой листвы, или в ночную зимнюю вьюгу, или оказываемся посреди летнего поля, где в «серебряно-матовых отливах ходит молодая рожь», — то все эти картины окружающего мира превращаются в наши личные переживания, оживая на наших глазах и вызывая лирические воспоминания и мечты.

Живопись словом присуща в полной мере и прозаическим произведениям Бунина. Писатель восхищенно рисует родные места с их хлебными полями, синими черноземами и белой тучной пылью степных дорог, с овражками, заросшими дубняком, с покалеченными ветром лозинами, с березовыми и липовыми аллеями усадеб, с травянистыми рощицами и тихими луговыми речками. Как кисть художника подмечает и отражает на холсте все эти детали, придавая обычным и привычным вещам неповторимую красоту и очарование, так и Бунин мастерским словом передает и одушевляет каждый листочек, каждую травинку, каждый лепесток. Так, например, в рассказе «Золотое дно», восхищаясь красотой русских лесов и полей, широко используя эпитеты, писатель старается передать читателю представшую перед ним яркую картину, наполненную разнообразием красок, звуков и запахов: «А лес-то. славный лес. Горько и свежо пахнет березами, весело отдается под развесистыми ветвями громыхание бубенчиков, птицы сладко звенят в зеленых чащах. На полянах, густо заросших высокой травой и цветами, просторно стоят столетние березы по две, по три на одном корню. Предвечерний золотистый свет наполняет их тенистые вершины. Внизу, между белыми стволами, он блестит яркими длинными лучами, а по опушке бежит навстречу тарантасу стальными просветами. Просветы эти трепещут, сливаются, становятся все шире. И вот опять мы в поле, опять веет сладким ароматом зацветающей ржи, и пристяжные на бегу хватают пучки сочных стеблей. «

В прозаических произведениях Ивана Бунина мы встречаем множество вдохновенных описаний природы, быта деревни и мелкопоместной усадьбы. При этом пристальное внимание писатель уделяет деталям интерьера, пейзажа. Так, он никогда не ограничивается сообщением о том, что путник прилег отдохнуть под деревом, — обязательно называет и дерево, и птицу, чей голос слышен в ветвях, и травы, и цветы, и животных, которых этот путник видит вокруг. Бунин всегда рисует фон, на котором разворачивается событие или действует персонаж: «Старые глубокие калоши кондуктора были в засохшей грязи, хлястик шинели висел на одной пуговице. Бревенчатый мостик, по которому он шел, лежал косо. Дальше, возле рвов, промытых вешней водой, росли чахлые лозинки. И Кузьма невесело взглянул и на них, и на соломенные крыши по слободской горе, на дымчатые и сиреневые тучи над ними, и на рыжую собаку, грызшую во рву кость. » («Деревня»). Причем автор делает акцент даже на самых мелких деталях и особенностях: «На окраине слободы, возле порога глиняной мазанки, стоял высокий старик в опорках. В руке у старика была длинная ореховая палка, и, увидав проходящего, он поспешил притвориться гораздо более старым, чем был, — взял палку в обе руки, поднял плечи, сделал усталое, грустное лицо. Сырой, холодный ветер, дувший с поля, трепал космы его седых волос. » («Деревня»). При описании человека такие детали помогают уже с самой первой встречи составить впечатление о персонаже, глубже проникнуть в характер героя, зримо представить его перед собой: «Годам к сорока борода Тихона уже кое-где серебрилась. Но красив, высок, строен был он по-прежнему; лицом строг, смугл, чуть-чуть ряб, в плечах широк и сух, в разговоре властен и резок, в движениях быстр и ловок. Только брови стали сдвигаться все чаще да глаза блестеть еще острей, чем прежде» («Деревня»).

Бунин — не просто мастер необычайно точных и тонких зарисовок. Он обладал исключительной способностью своим поэтическим словом проникать в самые потаенные уголки человеческой души, вызывая из памяти давно минувшие мгновения, придавая им новое звучание, окрашивая в новые краски, заставляя нас снова и снова переживать волнующие моменты. И тогда, всем своим существом ощущая прелесть жизни и красоту окружающего мира, мы вместе с поэтом готовы воскликнуть:

Источник

Поэзия Бунина — «живопись словом»

Школьное сочинение

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,

Прошел внезапный дождь косыми полосами —

И снова глубоко синеют небеса

Над освеженными лесами.

Выдающийся талантливый и своеобразный писатель Иван Алексеевич Бунин родился и сформировался как художник слова «в том плодородном Подстепье», где, как писал он сам, «образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым». Именно Толстой, а также Пушкин и Чехов стали для будущего писателя и поэта главными «богами» в литературе, на творчество которых он равнялся, И все же в художественном стиле Ивана Бунина много нового, оригинального, не похожего на стили других мастеров. Это относится в первую очередь к его поэтическому слову.

В поэзии Бунин использует классические двусложные или трехсложные размеры, но при этом наполняет их таким интонационным богатством живого русского слова, что эти размеры приобретают совершенно неповторимое, новое, «бунинское», звучание.

Бунин — настоящий художник, чутко воспринимающий и тонко чувствующий красоту окружающего мира во всем богатстве звуков, красок, эмоций. Особенно это проявлялось в поэзии, где глубину восприятия он с величайшим мастерством выливал в мелодичные строки.

Трудно найти другого поэта, который в области красок, звуков и запахов, всего того, как говорил сам Бунин, «чувственного, вещественного, из чего создан мир», достиг бы такого полного раскрытия тончайших подробностей, деталей, оттенков. Восхищают его описания времен года с неуловимыми бликами света и тени на стыке дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, в саду, на деревенской улице, в поле или в лесу. При этом поэт передает не только цвета, но и звуки, и запахи, и ощущения:

Щеглы, их звон, стеклянный, неживой,

И клен над облетевшею листвой,

. Беру большой зубчатый лист с тугим

пурпурным стеблем, — пусть в моей тетради

останется хоть память вместе с ним

об этом светлом вертограде

с травой, хрустящей белым серебром.

Он словно не пишет, а рисует словами живописные картины. Так, например, в стихотворении «Листопад» создается впечатление, что поэт не просто восхищается красотой золотой осени, а водит кистью художника, запечатлевающего пейзаж на полотне:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Столько красок, тепла и света, столько радости, роскоши и величия в описании этого осеннего леса! Мы словно сами окунаемся в волшебство этого царства природы — такого яркого, многогранного, такого живого! А когда мы попадаем в раннее весеннее утро, скованное легким морозцем, где хрустит тонкий лед, или в грустный осенний сад, наполненный запахом мокрой листвы, или в ночную зимнюю вьюгу, или оказываемся посреди летнего поля, где в «серебряно-матовых отливах ходит молодая рожь», — то все эти картины окружающего мира превращаются в наши личные переживания, оживая на наших глазах и вызывая лирические воспоминания и мечты.

Живопись словом присуща в полной мере и прозаическим произведениям Бунина. Писатель восхищенно рисует родные места с их хлебными полями, синими черноземами и белой тучной пылью степных дорог, с овражками, заросшими дубняком, с покалеченными ветром лозинами, с березовыми и липовыми аллеями усадеб, с травянистыми рощицами и тихими луговыми речками. Как кисть художника подмечает и отражает на холсте все эти детали, придавая обычным и привычным вещам неповторимую красоту и очарование, так и Бунин мастерским словом передает и одушевляет каждый листочек, каждую травинку, каждый лепесток. Так, например, в рассказе «Золотое дно», восхищаясь красотой русских лесов и полей, широко используя эпитеты, писатель старается передать читателю представшую перед ним яркую картину, наполненную разнообразием красок, звуков и запахов: «А лес-то. славный лес. Горько и свежо пахнет березами, весело отдается под развесистыми ветвями громыхание бубенчиков, птицы сладко звенят в зеленых чащах. На полянах, густо заросших высокой травой и цветами, просторно стоят столетние березы по две, по три на одном корню. Предвечерний золотистый свет наполняет их тенистые вершины. Внизу, между белыми стволами, он блестит яркими длинными лучами, а по опушке бежит навстречу тарантасу стальными просветами. Просветы эти трепещут, сливаются, становятся все шире. И вот опять мы в поле, опять веет сладким ароматом зацветающей ржи, и пристяжные на бегу хватают пучки сочных стеблей. «

В прозаических произведениях Ивана Бунина мы встречаем множество вдохновенных описаний природы, быта деревни и мелкопоместной усадьбы. При этом пристальное внимание писатель уделяет деталям интерьера, пейзажа. Так, он никогда не ограничивается сообщением о том, что путник прилег отдохнуть под деревом, — обязательно называет и дерево, и птицу, чей голос слышен в ветвях, и травы, и цветы, и животных, которых этот путник видит вокруг. Бунин всегда рисует фон, на котором разворачивается событие или действует персонаж: «Старые глубокие калоши кондуктора были в засохшей грязи, хлястик шинели висел на одной пуговице. Бревенчатый мостик, по которому он шел, лежал косо. Дальше, возле рвов, промытых вешней водой, росли чахлые лозинки. И Кузьма невесело взглянул и на них, и на соломенные крыши по слободской горе, на дымчатые и сиреневые тучи над ними, и на рыжую собаку, грызшую во рву кость. » («Деревня»). Причем автор делает акцент даже на самых мелких деталях и особенностях: «На окраине слободы, возле порога глиняной мазанки, стоял высокий старик в опорках. В руке у старика была длинная ореховая палка, и, увидав проходящего, он поспешил притвориться гораздо более старым, чем был, — взял палку в обе руки, поднял плечи, сделал усталое, грустное лицо. Сырой, холодный ветер, дувший с поля, трепал космы его седых волос. » («Деревня»). При описании человека такие детали помогают уже с самой первой встречи составить впечатление о персонаже, глубже проникнуть в характер героя, зримо представить его перед собой: «Годам к сорока борода Тихона уже кое-где серебрилась. Но красив, высок, строен был он по-прежнему; лицом строг, смугл, чуть-чуть ряб, в плечах широк и сух, в разговоре властен и резок, в движениях быстр и ловок. Только брови стали сдвигаться все чаще да глаза блестеть еще острей, чем прежде» («Деревня»).

Бунин — не просто мастер необычайно точных и тонких зарисовок. Он обладал исключительной способностью своим поэтическим словом проникать в самые потаенные уголки человеческой души, вызывая из памяти давно минувшие мгновения, придавая им новое звучание, окрашивая в новые краски, заставляя нас снова и снова переживать волнующие моменты. И тогда, всем своим существом ощущая прелесть жизни и красоту окружающего мира, мы вместе с поэтом готовы воскликнуть:

Источник

Анализ стихотворения «Крещенская ночь» (И. А. Бунин)

Крещенская ночь бунин о чем. Смотреть фото Крещенская ночь бунин о чем. Смотреть картинку Крещенская ночь бунин о чем. Картинка про Крещенская ночь бунин о чем. Фото Крещенская ночь бунин о чем

Анализ стихотворения «Крещенская ночь» (И. А. Бунин) открывает нам в авторе не только талантливого и известного прозаика, но и поэта, умеющего тонко чувствовать природу и взаимодействие с ней человека. Не зря Бунина называют певцом природы и ночи.

Стихотворение «Крещенская ночь» датируется 1896 – 1901 годами. Целых пятнадцать лет ушло на создание шедевра Бунина. Можно только предполагать, почему стихотворение, хотя и довольно большое, заняло такой значительный промежуток времени. Вероятно, автор подошел к его созданию осмысленно, продумав все детали до мелочей. Поэтому читатель и может сейчас в полной мере наслаждаться своеобразным гимном природе, совершенным во всех отношениях.

В стихотворении нет ни одной лишней детали, ни одного лишнего слова и символа. Все органично взаимодействует и создает картину морозной крещенской ночи.

Какой поэт или писатель не писал о зиме? Это время года всегда представлялось каким-то волшебным и таинственным периодом. Зима окутана ледяной тайной, это самое сказочное и удивительное время. Время чудес и загадок. «Зимняя ночь» Б. Пастернака, «Чародейкою зимою» Ф. Тютчева, «Идет волшебница зима» А.С. Пушкина и многие другие стихи известных поэтов дарят читателям завораживающие пейзажи зимнего леса, жизни людей зимой, и в каждом из произведений кроется сое волшебство и поэтический мир автора.

Но Бунин выбрал для своего стихотворения не просто зимнюю ночь, уже саму по себе величественную и прекрасную. Крещение – особенный праздник на Руси. В крещенскую ночь даже снег становится священным. Поэтому вместе с темой величия и красоты природы тесно сплетается тема святости происхождения человека, а главная мысль Бунина заключается в напоминании людям об одухотворенности природы Богом. Мы порой забываем о тесной связи нас с природой и, пожалуй, только оставшись наедине с ней, особенно в такую прекрасную праздничную ночь можно по-настоящему почувствовать это единение.

Стихотворение написано трехстопным анапестом, который придает плавность интонации, неторопливость, напевность. Его хочется читать нараспев, вполголоса, и даже напряженность некоторых строк не меняет ровной и спокойной тональности произведения.

Атмосферу и настроение сказки создает и композиция стихотворения. Его можно разделить на три части.

К первой части относятся первые пять строф стихотворения. Если бы не название, то с первых строк было бы не понять, что мы читаем именно о крещенской ночи. Мы видим удивительную картину зимнего ночного леса. Во всей своей красе и величии перед одиноким путником предстает природа. Все вокруг окутано пушистым снегом и сном. Повсюду торжественная тишина, покой и умиротворение. Ни одного звука не раздастся в этой глуши. Лес как будто скован морозом и ночью, так все замерло, не видно никакого движения. Но все-таки в неподвижности и гробовой тишине мы видим живую природу, и не просто живую, а одушевленную. Об этом говорят многочисленные олицетворения в первой части: «задремали, склонившись, березы», «месяц глядит», дорожки стелются, «убегая», «седые морозы», «убаюкала вьюга седая», «заснул» лес. Природа как будто сама наблюдает за всем происходящим в мире газами полного месяца откуда-то сверху, и ничто не ускользнет от его зоркого глаза. Природа сама убаюкала лес, который оцепенел, застыл. Все подчиняется единому закону, и в этом заключается гармония. Все в этом мире преходящее, и только покой и совершенство природы вечны.

Прекрасна и величественна зимняя ночь. Природа укрывает свои богатства снегом и сном, прячет от суетливого взгляда. Но в строках первой части мы можем усмотреть природную сокровищницу. Ее выдают эпитеты: «причудливо стелятся», «сквозной, неподвижный и белый» и сравнения: опушили «как мехом», «точно в алмазах», «серебро кружевное». Все окрашено в серебристые и белые цвета.

Первая часть – это не только описание величественной природы, но и ее значение в жизни человека, ее с ним взаимодействие. Так, преобладание гласных «о», «у» уносят современного читателя к истокам народного творчества, в котором выражалось почитание и глубокое уважение природы. В старину человек понимал бесценность ее даров, осознавал незыблемость ее мироздания и обожествлял ее, надеясь на ее милость. Так, словосочетание «снежное лоно» — это обращение к старинным народным поверьям и приметам, в которых снег наделялся магическими свойствами.

Природа в первой части кажется единоличной хозяйкой леса, если бы не маленький намек на присутствие человека в четвертой строфе. Вдруг среди сугробов и деревьев встречается сторожка. Она кажется очень маленькой и незначительной и теряется среди великолепия ночи и леса. Но ее достаточно, чтобы привнести беспокойство в нерушимый, совершенный мир природы. И уже в четвертой строфе появляются тревожные образы вьюги и метели. Они переносят нас во вторую часть стихотворения, где царит совсем другое настроение. Она все так же продолжает картину всеобщего сна и покоя:

Спят таинственно стройные чащи,

Спят, одетые снегом глубоким,

И поляны, и луг, и овраги,

Где когда-то шумели потоки.

Но уже в первой строке следующего катрена мертвая тишина прерывается звенящим возгласом, обозначенным восклицательным знаком:

Тишина, — даже ветка не хрустнет!

И сразу меняется тональность стихотворения. Нарушается гармоничная картина непоколебимой природы. Появляется тревожность и беспокойство. Это выражается глаголами, обозначающими движение: «пробирается волк», «чудится», «пробегают». Эти движения несут с собой суету. Но суета эта не природная. Она все так же спокойна и величественна. Но вот пришел человек и принес с собой совершенно иное настроение. Его пугает лес и темнота, и за своим страхом он не видит того, что должен увидеть. Как будто потерялась невидимая нить, связавшая когда-то тесно человека и природу. Но для нее человек словно неразумное дитя, которое потеряло свои истоки, и теперь мы видим переживания и трепетный страх лирического героя перед природой. Тревога становится основной эмоцией второй части. Она и в многоточиях, символизирующих отсутствие покоя, и в восклицательном знаке, в образах волка, странно переплетенных кустов между собой, теней и невидимых зверьков. Передается напряжение здесь и аллитерацией «р», нарушающей тишину леса рычанием из-за кустов.

Но все эти эмоции и суетливость только в душе лирического героя. Человек утратил веру в Бога, перерезал пуповину, связывающую его с природой. Отсюда его недоверие и страх, сомнения, мятеж, который передается антитезой:

Но в последней строфе второй части появляется огонек, который служит спасением для заблудшего путника. А может быть, это сам путник, заблудившийся во тьме и ищущий спасения. Огонек мелькает «осторожно и робко», он чего-то поджидает. Но чего?

Ответом на этот вопрос, как спасением для блуждающей души лирического героя, становится последние две строфы – третья часть стихотворения. Эта часть становится логичным итогом всего стихотворения. В ней уже отчетливо и смело звучат христианские мотивы и появляются христианские символы.

Так, в предпоследней строфе мы видим звезду «на востоке, у трона господня». Этот символ направляет нас к Рождественским традициям и приметам. Звезда укажет дорогу путнику, и яркая звезда в крещенскую ночь означает, что родится много ягнят. А ягненок – это символика Иисуса Христа. Поэтому такой спасительной силой наделялась она, появляющаяся в два главных праздника у христиан.

Звезда уравновешивает и успокаивает отношения человека и природы, приносит гармонию и тихую радость. Поэтому с ее появлением все встает на свои места и возвращается торжественность праздничной ночи уже в последней строфе. Снова появляется мотив покоя и тишины.

Волшебство ночи передается ярким сравнением звезды с бриллиантом: «бриллиантом лучистым и ярким» и метафорой:

И хрустальное царство лесное!

Эпитетом «хрустальное царство» передается крещенский мороз, настолько сильный, что все кругом сковано и обращено в хрусталь.

В этом стихотворении сочетается утонченность бунинского слога и его живой интерес к истинному началу человека. В нем уживаются народное отношение к природе и христианское одухотворение ее. Не случаен здесь малоприметный образ сторожки, крошечный по отношению к целой вселенной. Это как будто напоминание человеку не забывать о своем настоящем происхождении, помнить о том, что страх вселяет неверие.

Стихотворение несет свет и покой в душу читателя, а это, пожалуй, главное предназначение литературы: врачевать душу усталого человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *