Крещение ребенка что нужно говорить
Крещение ребенка: правила, рекомендации, советы
Что такое крещение, зачем оно на самом деле нужно, в чем суть крещения ребенка? Каковы правила крещения ребенка в церкви, как проходит обряд крещения? Что необходимо делать перед крещением, после крещения? Нужны ли крестные родители и как выбрать крестного? Эти и многие другие вопросы встают перед родителями, собравшимися крестить своего ребенка. В этом материале вы найдете ответы на самые распространенные вопросы о крещении ребенка.
Суть крещения ребенка
Крещение является одним из семи таинств Православной Церкви, в котором новообращаемого трижды погружают в купель с освящённой водой с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа. Суть крещения ребенка состоит в том, что маленький человек «умирает» для греховной жизни и возрождается для жизни с Богом через таинственный обряд.
Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие
Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет
Установлен этот обряд самим Господом Иисусом Христом, когда Он был крещен Иоанном Предтечей (известным как Креститель) в водах реки Иордан.
Крещение необходимо человеку для спасения его души. Это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Небесного Царства. Через крещение таинственным, непостижимым для нас образом на человека действует незримая сила Божия – благодать. Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей:
Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа
Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и может приступать к другим церковным таинствам. Если родители желают своему малышу достойной, нравственной жизни – с Богом, Создателем мира и Источником всего доброго и светлого – начать этот путь стоит именно с крещения.
Некоторые считают, что креститься ребенок должен по собственному выбору в сознательном возрасте. Но это не так. Если родители желают воспитать из ребенка нравственную, сильную духом личность на христианских ценностях, то и крещение необходимо в самом раннем возрасте, так как оно смывает печать первородного греха и позволяет малышу участвовать в таинствах, без которых духовного развития просто не будет.
Еще один народный миф – необходимость крещения заключается в даровании ему здоровья через таинство. Подобный подход вообще касается всех церковных таинств, когда люди убеждены, что соборование или причастие – не важно – имеет своей целью решение насущных, земных вопросов человека, вроде исцеления от болезней или получения материальных благ. Крещение – это вход ребенка в Церковь, общность людей православной веры. Его здоровье будет зависеть не в последнюю очередь от образа жизни родителей и их молитв о нем, а также от соблюдения самых простых принципов правильного ухода за малышом.
Правила крещения ребенка
Церковные правила гласят, что после его рождения обряд совершается по существующему обычаю на 40-й день. Но в зависимости от обстоятельств это можно сделать раньше или позже. Например, после рождения ребенок слаб и болезнен, не дай Бог – при смерти. Крещение дает шанс молиться о ребенке Богу, сразу же по завершении таинства причастить его.
Для крещения необходимо выбрать храм, в котором будет проводиться обряд, предварительно выбрать крестных родителей, пройти огласительную беседу (на которой служитель церкви расскажет вам обо всех правилах), ребенку нужно подобрать имя в крещении, хотя оно может совпадать с данным при рождении.
Родителям и крестным необходимо молитвенно готовиться к этому событию, а также знать основные православные молитвы, о которых предварительно сообщит священник. К таинству крещения должны быть подготовлены следующие атрибуты: нательный крестик, крещальная одежда, полотенце, свечи, икона небесного покровителя крещаемого. Весь этот «комплект» можно приобрести в храме.
Как выбрать храм для крещения ребенка
Храмом для совершения таинства крещения может стать любой православный храм Русской Православной Церкви Московского Патриархата или другой канонической Поместной Православной Церкви либо находящийся непосредственно рядом с местом проживания семьи, либо выбранный по желанию.
С помощью сервиса – карты храмов – на нашем сайте вы можете выбрать храм для крещения ребенка, им может стать ближайший к вашему дому храм. Также здесь можно узнать и о местонахождении других церквей в своем населенном пункте.
Перед крещением ребенка
Итак, вы приняли решение крестить ребенка, выбрали храм. Что дальше?
Перед крещением ребенка вы должны совершить предварительный визит в выбранный храм, обратиться к сотруднику церкви и обозначить цель своего визита. Вас обязательно переведут на сотрудника, ведущего запись на крещение, а затем – на штатного катехизатора. Этим человеком может оказаться как священник (и именно он может крестить вашего ребенка в будущем), так и мирянин, ответственный за огласительные беседы. Об этом и поговорим.
Огласительная беседа
На огласительной беседе должны присутствовать и родители, и крестные будущего христианина. Вам расскажут о сути крещения, Боге, истории сотворения мира, грехопадении и истории человечества до Боговоплощения – пришествия в мир Иисуса Христа. Крестным сообщается о том, что на них отныне лежит большая ответственность за нравственное воспитание будущего крестника.
Огласительных бесед должно быть проведено минимум две.
Молитва перед крещением
Крестные родители должны знать до совершения таинства молитвы:
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, душа наша.
Богородице Дево, радйуся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днес, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Требуется хорошо уметь читать «Символ веры» (лучше – знать наизусть), текст этой молитвы вам обязательно дадут в руки:
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Пост перед крещением ребенка
Пост перед крещением ребенка должны соблюдать и родители, и крестные малыша, так как им необходимо исповедоваться и приступить к таинству причастия накануне торжества. Пост занимает 3 суток, если крещение (а, соответственно, исповедь и причастие взрослых) в воскресенье, значит, поститься взрослые начинают с четверга. Но в любом случае этот момент оговаривается на огласительной беседе.
Перед крещением родителям и крестным необходимо читать дома утренние и вечерние молитвы, а также специальные молитвы для причастия (каноны и последования). Все эти молитвы есть в любом православном молитвослове. Молитвослов можно приобрести в церковной лавке, если у вас его нет.
Видео о подготовке к Крещению
Крестные родители
Крестные родители – это духовные наставники будущего христианина. К их выбору нужно подойти очень ответственно. Ими не могут быть родители ребенка, монахи, несовершеннолетние и люди, не крещеные в Православной Церкви. Крестные родители обязаны следить за духовным развитием крестников, водить их в церковь и приобщать к таинствам, вести беседы о христианской вере, а также в трудную минуту давать советы. Духовная ответственность за ребенка-крестника перед Богом для крестного выше, чем родительская.
Как выбрать крестного?
Чтобы выбрать крестного, вам нужно посмотреть для этой ответственной роли кого-то из своего ближайшего окружения. Главное, чтобы человек был православным христианином. Нужно учитывать, что роль крестного – не номинальная, человек должен быть вхож в вашу семью, ведь после крещения он не только ребенку, но и вам становится духовным родственником, «кумом».
По традиции для мальчика в крестные выбирают мужчину, для девочки – женщину. Крестным родителем может быть один человек, а могут – двое. Всегда помните, выбирая крестного, что он отныне становится частью вашей семьи.
Крестный отец. Правила для крестного
Им может быть только православный христианин. Как минимум, крещеный, а как максимум человек «практикующий», ведущий духовную жизнь и участвующий в таинствах Церкви. По сложившейся традиции крестный отец становится крестным для мальчика, хотя у ребенка может быть двое крестных, и мужчина может в этой «паре» стать восприемником и для девочки. Крестный должен пройти огласительную беседу, исповедоваться, причаститься накануне крещения, знать вышеупомянутые молитвы. Во время крещения крестный отец держит крестника на руках.
Крестная мать. Правила для крестной
Правила для крестной матери не отличаются от правил для крестного отца. Крестная мать выбирается для девочки, проходит огласительную беседу, выдерживает пост, читает молитвы ко причастию, перед крещением исповедуется и причащается, участвует в таинстве крещения, читает необходимые молитвы, помогает одевать и раздевать малыша. После крещения крестная мама должна следить за духовным воспитанием ребенка, водить его в церковь на причастие.
Как выбрать день крещения ребенка?
По обычаю Церкви, как уже было сказано, ребенка крестят на 40-й день от его рождения. Но днем крещения ребенка может стать и другой день, например, если 40-й день выпадает на будни, а возможность соорганизоваться на крещение у родителей и крестных только в выходные дни – это может быть ближайший воскресный день. В силу обстоятельств выбрать дату крещения ребенка можно и позже 40-го дня с момента рождения, но лучше с этим не тянуть.
Крестное имя и выбор святого покровителя для ребенка
Имя в крещении теоретически может не совпадать с именем, данным ребенку при рождении. На Руси существовал обычай давать имя ребенку по святцам, то есть ребенка нарекали в честь святого, память которого выпадала на ближайшие дни. С этим именем ребенка потом и крестили. Но родители и сами могут выбрать небесного покровителя ребенку, особенно если он назван «экзотическим» именем.
Самое главное, помнить, что имя святого, которое дается ребенку при крещении, это пример, поэтому как родителям, крестным, так и самому ребенку в сознательном возрасте необходимо быть знакомым с житием небесного покровителя как с примером для подражания.
Крестик для крещения ребенка
Крестик для крещения ребенка лучше всего приобрести в церковной лавке храма, где вы собираетесь проводить крещение. Если вдруг родители или крестные решили приобрести крестик, например, в ювелирной лавке, до или после крещения его можно освятить. Проблема в том, что маленький ребенок этот дорогой подарок может просто потерять, поэтому лучше взять крест попроще, его цена ни коим образом не влияет ни таинство, ни на благодать, ни на уровень веры будущего христианина.
Вместо металлической цепочки перед крещением нужно приобрести гайтан, матерчатую веревочку, удобную и не способную нанести травму при снимании/одевании.
Крест, в котором ребенка крестили, должен пребывать с ним на протяжении жизни, он не снимается за исключением особых случаев, когда это необходимо по определенным обстоятельствам.
Как проходит крещение ребенка в православной церкви?
Крещение в Православной Церкви происходит следующим образом: перед началом самого таинства священник с молитвой обходит храм и останавливается у крестильной чаши. Крещаемый в этот момент должен быть на руках у крестного – если это мальчик, и у крестной – если это девочка. После священник читает запретительные молитвы отречения от зла, на которые крестные отвечают «Аминь».
Вслед за этим священник возлагает руку на голову младенца и читает молитвы-благословения. А затем просит крестных отречься за своего крестника от сатаны, задавая вопросы у получая ответы об отречении. Наступает момент, когда крестному необходимо читать «Символ веры». Затем священник освящает воду в купели и елей, после чего трижды погружая младенца в воду со словами: «Крещается раб/раба Божий/Божья (имя) во имя Отца (первое погружение), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святого Духа (третье погружение), аминь».
Уже освященным елеем священник мажет лоб, глаза, щеки, подбородок, руки и ноги, произнося молитву. После этого батюшка берет мальчика на руки, заносит его в алтарь и трижды обносит вокруг алтаря. Девочек в алтарь не заносят. Священник читает отрывки из книг Апостол и Евангелие, а крестные одевают на младенца крестик и одежду из комплекта для крещения. В завершении крещения священник состригает с головы ребенка прядь волос, что символизирует собой первую жертву Богу.
Обряд крещения на этом завершен. После священник обязательно обращается к родителям и крестным с проповедью.
Молитва на крещение ребенка
Это вышеописанный «Символ веры», который должен знать каждый христианин, на крайний случай эту молитву можно прочитать с листа. «Символ веры» содержит в себе краткие формулировки, раскрывающие всю суть православной веры. Все остальные молитвы во время крещения ребенка читает священник и поет церковный хор (если он есть).
Сколько длится крещение?
Крещение ребенка длится 30-40 минут, все зависит от священнослужителя.
Сколько стоит крещение ребенка в церкви?
В Православной Церкви все бесплатно, даром и во славу Божию. Но если в далекие (и не очень) времена каждый приход жил за счет регулярных пожертвований прихожан, живших в округе (и составлявших, как правило, 100% населения местности), сегодня ситуация изменилась. И «ценники» на требы (в данном случае на крещение) – вынужденная мера, нормированное пожертвование.
Встречаются храмы, в которых размер пожертвование остается на совести пришедших крестить ребенка людей: сколько дадут – и то слава Богу. Если денег совсем нет, священник обязан покрестить ребенка бесплатно. Церковь – это не организация, а сообщество верующих в Бога людей.
Издревле христианин старался отдавать в храм самое дорогое, и, конечно, никаких ценников на требы не было. Современное положение дел – вынужденное.
Крещение детей в церкви (видео)
Разница между крещением мальчика и девочки
Главная разница между крещением мальчика и девочки заключается в том, что ребенка мужского пола после погружения и миропомазания заносят в алтарь, а женского – нет. По православной традиции в алтаре храма могут находиться только мужчины. Также отличие заключается в соответствии пола крестного ребенку, которого крестят.
После крещения ребёнка
После совершения таинства вам на руки должны выдать свидетельство о крещении ребенка. С этого момента малыша необходимо регулярно приносить в храм для причастия, а родителям и крестным – стремиться жить и воспитывать свое чадо в христианском духе.
Хорошо, если вы будете чаще встречаться друг с другом, но не за праздными посиделками, а за совместной молитвой, беседами на тему веры, чтением духовных книг и просмотром таких фильмов, обсуждением их нравственного содержания, переложения на свою жизнь. Каким бы маленьким не был ребенок, ошибочно считать, что он ничего не понимает. Как минимум, он чутко впитывает ту атмосферу, которую родители и крестные создают во время совместных встреч. А многое услышанное и увиденное малышом чудесным образом прорастет в его жизни спустя много лет. Какие семена будут посеяны в душе ребенка – зависит только от вас.
Теперь вам известно о таинстве крещения Православной Церкви: в чем его суть, как выбрать крестных и как крещение проводится.
Таинство Крещения: текст службы
Входит священник и облачается в священническую одежду белую, и нарукавницы: и вжигаемым всем свещам, взем кадильницу, отходит к купели, и кадит окрест, и отдав кадильницу, покланяется.
Таже глаголет диакон: Благослови, Владыко.
Священник же возгласно: Благословено Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: Аминь.
Диакон же абие глаголет ектению: Миром Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.
О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.
О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.
О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.
О Великом Господине и отце нашем, Святейшем Патриархе имярек, и о господине нашем преосвященнейшем митрополите [или архиепископе, или епископе] имярек, честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве и о всем причте и людех, Господу помолимся.
О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.
О еже освятитися воде сей, силою и действием, и наитием Святаго Духа, Господу помолимся.
О еже низпослатися ей благодати избавления, благословению Иорданову, Господу помолимся.
О еже приити на воду сию чистительному пресущественныя Троицы действу, Господу помолимся.
О еже просветитися нам просвещением разума и благочестия, наитием Святаго Духа, Господу помолимся.
О еже показатися ей отгнанию всякаго навета видимых и невидимых врагов, Господу помолимся.
О еже достойну быти нетленнаго Царствия в ней крещаемому, [или крещаемей] Господу помолимся.
О еже ныне приходящем [или приходящей] ко святому Просвещению, и о спасении его [или ея], Господу помолимся.
О еже показатися ему сыну [или ей дщери] света, и наследнику [или наследнице] вечных благ, Господу помолимся.
О еже быти ему сраслену и причастнику [или сраслене и причастнице] смерти и воскресения Христа Бога нашего, Господу помолимся.
О еже сохранити ему [или ей] одежду Крещения, и обручение Духа нескверно и непорочно, в день страшный Христа Бога нашего, Господу помолимся.
О еже быти ему [или ей] воде сей банею пакибытия, оставлению грехов и одежди нетления, Господу помолимся.
О еже услышати Господу Богу глас моления нашего, Господу помолимся.
О еже избавитися ему же [или ей же] и нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Лик: Тебе, Господи.
И диакону глаголющу сия, священник глаголет в себе молитву сию, тайно:
Благоутробный и милостивый Боже, истязуяй сердца и утробы, и тайная человеческая ведый един, не бо есть вещь неявленна пред Тобою, но вся нага и обнаженна пред очима Твоима: ведый яже о мне, да не омерзиши мя, ниже лица Твоего отвратиши от мене, но презри моя прегрешения в час сей, презираяй человеков грехи в покаяние, и омый мою скверну телесную и скверну душевную, и всего мя освяти всесовершенною силою Твоею невидимою и десницею духовною, да не свободу иным возвещаяй, и сию подаваяй верою совершенною, Твоего неизреченнаго человеколюбия сам, яко раб греха, неискусен буду. Ни, Владыко, едине благий и человеколюбивый, да не возвращуся смирен, но низпосли мне силу с высоты, и укрепи мя к службе предлежащаго Твоего таинства, великаго и пренебеснаго: и вообрази Христа Твоего в хотящем [или в хотящей] паки родитися, моим окаянством: и назидай его на основании Апостол и пророк Твоих, и да не низложиши, но насади его насаждение истины, во святей Твоей соборней и апостольстей Церкви, и да не восторгнеши: яко да преуспевающу ему во благочестии, славится и тем всесвятое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Подобает ведати, яко не возглашает, но аминь в себе глаголет.
Таже глаголет молитву сию велегласно:
Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих. [Трижды.]
Ты бо, хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир: Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси. Тебе трепещут умныя вся силы, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо, яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил еси море песком, Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельския силы Тебе служат, Архангельстии лицы Тебе кланяются, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, окрест стояще и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются. Ты бо Бог Сый неописанный, безначальный же и неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего роды свободил еси, девственную освятил еси утробу рождеством Твоим. Вся тварь воспевает Тя явльшагося: Ты бо Бог наш, на земли явился еси, и с человеки пожил еси. Ты Иорданския струи освятил еси, с Небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев.
Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. [Трижды]
И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово, сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, Ангельския крепости исполнену. Да бежат от нея наветующии созданию Твоему: яко имя Твое, Господи, призвах, дивное и славное, и страшное сопротивным.
И знаменает воду трижды, погружая персты в воде, и дунув на ню, глаголет:
Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы. [Трижды]
Молимся Тебе, Господи, да отступят от нас вся воздушная и неявленная привидения: и да не утаится в воде сей демон темный: ниже да снидет с крещающимся [или со крещающеюся] дух лукавый, помрачение помыслов, и мятеж мысли наводяй: но Ты, Владыко всех, покажи воду сию, воду избавления, воду освящения, очищение плоти и духа, ослабу уз, оставление прегрешений, просвещение душ, баню пакибытия, обновление духа, сыноположения дарование, одеяние нетления, источник жизни. Ты бо рекл еси, Господи: измыйтеся, и чисти будете, отымите лукавства от душ ваших. Ты даровал еси нам свыше паки рождение водою и Духом. Явися, Господи, на воде сей, и даждь претворитися в ней крещаемому во еже отложити убо ветхаго человека, тлеемаго по похотем прелести, облещися же в новаго, обновляемаго по образу создавшаго его: да быв сраслен подобию смерти Твоея крещением, общник и воскресения будет: и сохранив дар Святаго Твоего Духа и возрастив залог благодати, приимет почесть горняго звания, и сопричтется перворожденным написанным на Небеси, в Тебе Бозе и Господе нашем Иисусе Христе.
Яко Тебе подобает слава, держава, честь и поклонение вкупе со безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: Аминь.
Священник: Мир всем.
Лик: И духови твоему.
Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.
Лик: Тебе, Господи.
И вдунет трижды в сосуд елея, и знаменает трижды сей, сиесть елей держимый от диакона, и рекшу ему:
Священник же глаголет молитву:
Владыко Господи Боже отец наших, сущим в ковчезе Ноеве голубицу пославый, сучец масличный имущую во устех, примирения знамение, спасения же от потопа и благодати таинство оными предобразивый, и масличный плод, во исполнение святых Твоих таин подавый: тем и бывших в законе Духа Святаго исполнивый, и сущих в благодати совершаяй: Сам благослови и сей елей, силою и действом, и наитием Святаго Твоего Духа, якоже быти тому помазанию нетления, оружию правды, обновлению души и тела, всякаго диавольскаго действа отгнанию, во изменение всех зол, помазующимся верою, или вкушающим от него в славу Твою и единороднаго Твоего Сына, и Пресвятаго, и Благаго, и Животворящаго Твоего Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: Аминь.
Диакон: Вонмем.
Священник, поя Аллилуиа трижды с людьми, творит кресты три елеем в воде.
Таже возглашает: Благословен Бог, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: Аминь.
И приносится крещаемый. Священник же вземлет от елея двема персты, и творит креста образ на челе и персех, и на междорамии, глаголя:
Помазуется раб Божий [или раба Божия] имярек, елеем радования, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.
И назнаменует его перси, и междорамия.
На персех убо глаголя: Во исцеление души и тела.
На ушесех же: В слышание веры.
На руках: Руце Твои сотвористе мя и создасте мя.
На ногах: Во еже ходити ему [или ей] по стопам заповедей твоих.
И егда помажется все тело, крещает его священник, права его держа, и зряща на восток, глаголя:
Крещается раб Божий [или раба Божия] имярек, во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь.
На коемждо приглашении низводя его и возводя. По крещении же умывает священник руце, поя с людьми:
Псалом 3:
Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси. Блажен муж, eмуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех eго лесть. Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день. Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя, возвратихся на страсть, егда унзе ми терн. Беззаконие мое познах и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего. За то помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребно: обаче в потопе вод многих к нему не приближатся. Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: радосте моя, избави мя от обышедших мя. Вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, воньже пойдеши, утвержу на тя очи Мои. Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе. Многи раны грешному, уповающаго же на Господа милость обыдет. Веселитеся о Господе, и радуйтеся, праведнии, и хвалитеся вси правии сердцем.
Сей же псалом глаголется весь, трижды.
И облачая его во одеяния, глаголет:
Облачается раб Божий, [или раба Божия] имярек, в ризу правды, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.
И поется тропарь, во глас 8:
Ризу мне подаждь светлу, / одеяйся светом, яко ризою, / многомилостиве Христе Боже наш.
ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТАГО МИРОПОМАЗАНИЯ
И по еже облещи его молится священник, глаголя молитву сию:
Благословен еси Господи Боже Вседержителю, источниче благих, солнце правды, возсиявый сущим во тьме свет спасения, явлением единороднаго Твоего Сына и Бога нашего: и даровавый нам недостойным блаженное очищение во святей воде, и божественное освящение в животворящем помазании: иже и ныне благоволивый паки родити раба Твоего новопросвещеннаго [или рабу Твою новопросвещенную] водою и Духом, и вольных и невольных грехов оставление тому даровавый. Сам Владыко, Всецарю благоутробне, даруй тому и печать дара святаго и всесильнаго, и покланяемаго Твоего Духа, и причащение святаго Тела и честныя Крове Христа Твоего. Сохрани его в Твоем освящении, утверди в православной вере, избави от лукаваго, и всех начинаний его: и спасительным Твоим страхом в чистоте и правде душу его соблюди, да во всяком деле и слове благоугождаяй Тебе, сын и наследник будет Небеснаго Твоего Царствия.
Возгласно: Яко Ты еси Бог наш, Бог еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: Аминь.
И по молитве помазует крестившагося святым миром, творя креста образ:
На челе, и очесех, и ноздрех, и устех, и обоих ушесех, и персех, и руках, и ногах,
и глаголя: Печать дара Духа Святаго. Аминь.
Таже творит священник с восприемником и младенцем круга образ.
И поем: Елицы во Христа крестистеся, / во Христа облекостеся, аллилуиа. [Трижды.]
Диакон: Вонмем.
Таже прокимен, глас 3:
Господь просвещение мое и Спаситель мой, / кого убоюся? Стих: Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?
Посем диакон: Премудрость.
И чтец: К Римляном послания святаго Апостола Павла чтение.
И паки диакон: Вонмем.
Апостол к Римляном [зачало 9, Рим 6:3-11]:
Иерей: Мир ти.
И чтец: И духови твоему.
Диакон: Премудрость, вонмем.
Чтец: Аллилуиа.
Посем диакон: Премудрость, прости, услышим святаго Евангелиа.
Иерей: Мир всем.
Людие: И духови твоему.
Иерей: От Матфеа святаго Евангелиа чтение.
Лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.
Диакон: Вонмем.
Евангелие от Матфеа, зачало 6, [Мф. 28: 6-20]:
Во время оно, единиинадесять ученицы идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Иисус: И видевше Его, поклонишася Ему: ови же усумнешася. И приступль Иисус рече им, глаголя: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам. И се, Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века, аминь.
Таже ектения:
Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Лик: Господи, помилуй, трижды.
Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе имярек, и о господине нашем преосвященнейшем митрополите [или архиепископе, или епископе] имярек [егоже есть область], и о всей во Христе братии нашей.
Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.
Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении и оставлении грехов раба Божия имярек, восприемника.
Еще молимся о новопросвещенном рабе Божии [или о новопросвещенной рабе Божией] имярек. О еже сохранену быти ему в вере чистаго исповедания, во всяком благочестии же и исполнении заповедей Христовых, во вся дни живота его.
Священник: Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: Аминь.
Священник: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.
Лик: Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови.
И священник творит отпуст.
ИЗМОВЕНИЕ ВО ОСМЫЙ ДЕНЬ
И во осмый день паки приносят его в церковь, во еже омыти. И разрешает ему священник пелены и пояс, глаголя молитвы сия:
Диакон: Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.
Иерей: Избавление грехов святым Крещением рабу Твоему [или рабе Твоей] даровавый и жизнь паки рождения ему подавый: Сам Владыко Господи, просвещение лица Твоего в сердце его озаряти выну благоволи, щит веры его не наветован от врагов соблюди: нетления одежду, еюже одеяся, нескверну в нем и неблазнену сохрани, нерушиму в нем духовную печать благодатию Твоею соблюдая, милостив емуже и нам бывая, по множеству щедрот Твоих.
Яко благословися и прославися, пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: Аминь.
Молитва вторая.
Диакон: Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.
Иерей: Владыко Господи Боже наш, купелию небесное осияние крещаемым подаваяй, паки родивый раба Твоего новопросвещеннаго [или рабу Твою новопросвещенную] водою и Духом, и вольных и невольных грехов оставление тому даровавый, возложи на него руку Твою державную и сохрани его в силе Твоея благости, некрадомо обручение сохрани и сподоби его в жизнь вечную и в Твое благоугождение.
Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Лик: Аминь.
Иерей: Мир всем.
Лик: И духови твоему.
Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.
Лик: Тебе Господи.
Иерей: Одеявыйся [или одеявшаяся] в Тя, Христа и Бога нашего, Тебе подклони с нами свою главу, егоже сохрани непобедима подвижника пребыти на всуе вражду носящих на него и на ны, Твоим же нетленным венцем даже до конца победители вся покажи.
Яко Твое есть, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: Аминь.
И разрешает пояс отрочате, и пелены, и соединив края их, омочает водою чистою я, и кропит отроча, глаголя:
Оправдался еси [или оправдалася еси]. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
И взем губу новую напоенную водою, отирает лице его с главою, и перси, и прочая, глаголя:
Крестился еси [или крестилася еси]. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси. Омылся еси: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.
Молитва на пострижение власов.
Диакон: Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.
Иерей: Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтивый человека, от души словесныя и тела благолепнаго устроивый его, яко да тело служит словесной души: главу убо на высочайших положивый, и в ней множайшия чувств водрузивый, незапинающия друг другу: власы же главу покрыл еси, во еже не вреждатися преложеньми воздушными, и вся уды его потребно насадивый, да всеми благодарит Тя Изряднохудожника. Сам Владыко сосудом избрания Твоего Павлом Апостолом заповедавый нам, вся в славу Твою творити пришедшаго раба Твоего [или пришедшия рабы Твоея] имярек, начаток сотворити стрищи власы главы своея, благослови вкупе с его восприемником: и даждь им всем поучатися в законе Твоем, и благоугодная Тебе деяти.
Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: Аминь.
Иерей: Мир всем.
Лик: И духови твоему.
Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.
Лик: Тебе Господи.
Священник же глаголет молитву сию:
Господи Боже наш, от исполнения купельнаго Твоею благостию освятивый в Тя верующия, благослови настоящаго младенца, и на главу его благословение Твое да снидет. И якоже благословил еси пророком Самуилом Давида царя, благослови и главу раба Твоего [или рабы Твоея] имярек, рукою мене грешнаго, приходя ему Духом Твоим Святым: яко да преспеваяй возрастом и сединами старости, славу Тебе возслет, и увидит благая Иерусалимова вся дни живота своего.
Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: Аминь.
И постригает его крестовидно, глаголя:
Постригается раб Божий [или раба Божия] имярек, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Лик: Аминь.
Таже ектения, в нейже поминает по Святейшем Патриархе восприемника с новопросвещенным.
Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Лик: Господи, помилуй, трижды.
Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе имярек, и о господине нашем преосвященнейшем митрополите [или архиепископе, или епископе] имярек [егоже есть область], и о всей во Христе братии нашей.
Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.
Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии и о спасении раба Божия имярек, восприемника и новопросвещеннаго [или о новопросвещенныя] имярек.
Священник: Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: Аминь.
Священник: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.
Лик: Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови.