Кредитная политика кредитора что это значит
Отказалась от кредитной карты, а в кредитной истории появился отказ от банка, как так?
Полтора года назад я подавала заявление на получение кредитной карты в одном банке. Мне одобрили карту, и мы договорились о ее доставке. После этого последовала череда проблем, связанных с доставкой. Сначала их обещали решить максимально удобно для меня, потом передумали и сказали получать карту на общих условиях.
В общем, в какой-то момент после очередного разговора с представителем банка я отказалась от получения карты. Меня абсолютно не устроило качество обслуживания клиентов, и я решила, что лучше уже на этом этапе отказаться от сотрудничества. Мне еще несколько раз звонили и предлагали все-таки получить карту, потом было еще несколько звонков из отдела контроля качества, но я свое решение не изменила.
Недавно я прочитала вашу статью, узнала на сайте госуслуг, в каких БКИ находится моя кредитная история, и в каждом запросила ее. В двух отчетах содержится подробная информация по поводу этой моей заявки на кредитную карту и значится отказ по причине «Кредитная политика кредитора».
Насколько законно добавлена такая информация в мою кредитную историю, если на самом деле это я отказалась от кредитной карты, а не мне отказали? Как стоит поступить в данной ситуации? Реально ли обязать банк внести изменения в мою кредитную историю и указать верную информацию? Реально ли будет доказать, что я сама отказалась от карты, если у меня нет и не было никаких бумаг, а записей телефонных разговоров я не делала?
Заранее спасибо за ваш ответ!
Светлана, если банк действительно одобрил кредит, а вы от него отказались еще до получения, то информация в БКИ была передана некорректно, и исправить это реально. По закону заемщик имеет полное право полностью или частично оспаривать информацию в своей кредитной истории.
Какие бывают причины отказа
Кредитная история состоит из четырех частей: титульной, основной, информационной и закрытой. Информационная часть появилась с 2015 года, в ней указаны результаты рассмотрения всех поданных заявок на кредит, даже если сам кредит не был оформлен.
Поскольку по закону банки не обязаны озвучивать клиентам причину отказа в кредите, этот блок кредитной истории порой помогает хотя бы примерно понять, с чем связан отказ.
Чаще всего фиксируются следующие причины отказа.
Кредитная политика банка: у каждого банка свои представления об идеальном заемщике. Причиной отказа может стать, к примеру, возраст или занимаемая должность. Например, банк работает только с заемщиками в возрасте 21—70 лет и не рассматривает адвокатов или госслужащих — так тоже бывает.
Кредитная история клиента — например, если у человека были просрочки по платежам, или он подавал очень много заявок на кредиты в одно и то же время, или он уже получал отказы. Обращают внимание и на характер выплаты кредита: например, погасил ли клиент его досрочно или вносил платежи в течение всего срока действия договора. Смотрят, за какими кредитами и куда обращался человек: в банк, в МФО, в ломбард и т. д., — все это тоже влияет.
Кредитная нагрузка — это соотношение вашего ежемесячного дохода и обязательных ежемесячных платежей. Рекомендованный размер нагрузки — не более 50%, у разных банков эта сумма может различаться. Многое еще зависит от размера дохода клиента.
Несовпадение данных или недостоверная информация, если при проверке информации из заявки вдруг выяснилось, что данные не совпадают. Это может быть действительно недостоверная информация: к примеру, человек сказал, что работает в ООО «Ромашка» с доходом 50 тысяч рублей, а при проверке выяснилось, что фирма давно закрыта. Причиной отказа может быть и просто опечатка в анкете.
Все вышеперечисленные и другие причины отказа могут быть указаны, только если заявка не одобрена.
В письме вы сообщили, что банк одобрил вам кредитную карту, но вы от нее отказались, потому что не договорились о доставке. Вполне возможно, что кредитная карта вам была одобрена только предварительно. Вы заполнили заявку и дали согласие на проверку своих данных. Скоринг — автоматизированная система проверки данных — выдал положительный ответ по вашей заявке. Это и есть предварительное одобрение кредита.
Далее с вами связался банк, чтобы уточнить информацию: как и когда передать вам карту. На этапе предварительного одобрения — то есть до момента фактического подписания договора и получения карты — банк в любой момент вправе отказать вам в кредите. К примеру, в интернете заявку оформлял Иван Иванович, а на встречу с представителем банка за картой пришел Иван Васильевич — банк в этом случае откажет ему в кредите, так как очевиден факт мошенничества. Судя по письму, это все же не ваш случай.
Мне кажется, ваша заявка была одобрена только предварительно. Полностью ее бы одобрили, если бы вы получили карту и подписали договор.
Если банк предварительно одобрил заявку на кредит, но клиент от нее отказался, в кредитной истории должна появиться запись: «Клиент отказался от предложенного кредита». Если заявка действительно была бы полностью одобрена, в бюро должна была появиться информация об одобрении.
Если банк передал в бюро информацию об отказе в кредите, хотя кредит был предварительно одобрен, — это ошибка.
Как исправить ошибку
Вы имеете полное право оспорить информацию в вашей кредитной истории. Для начала рекомендую обратиться напрямую к кредитору. Уточните, какой был статус вашей заявки: была ли она одобрена полностью или получила только предварительное одобрение.
Иногда достаточно просто связаться с банком, чтобы в БКИ отправили корректную информацию для исправления кредитной истории. Объясните ситуацию сотруднику банка при звонке или лично сходите в отделение. Может потребоваться письменная претензия — об этом вам сообщит сотрудник. Нормальный клиентоориентированный банк проверит информацию: прослушает звонки и обращения по вашей заявке и внесет правки, если все так, как вы говорите.
Если банк вам навстречу не пойдет, можно будет решить вопрос напрямую через БКИ. Для этого необходимо заполнить специальное заявление и направить его в бюро. Ниже ссылки на образцы заявлений для трех крупнейших БКИ:
Если бы ваши ошибки касались информации о своевременности внесения платежей или закрытия долга, к заявлению можно было бы приложить чеки, подтверждающие оплату или справку о закрытии задолженности. Если у вас остались какие-то переписки с банком, сделайте скриншоты и приложите их к заявлению. Если скриншотов нет, бюро будет проверять информацию на основании только вашего заявления. Это нормально, поскольку в вашем случае договор не был заключен.
В течение 30 дней с момента получения заявления бюро обязано разобраться в ситуации и предоставить вам ответ. Всю эту процедуру мы подробно разбирали в другой нашей статье.
Если по результатам проверки БКИ не подтвердит информацию о некорректности действий кредитора, можно будет обратиться в суд.
Почитайте еще некоторые наши статьи на схожие темы:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Что такое денежно-кредитная политика простыми словами
С конца XVI века идея свободного рынка бередит умы экономистов и философов. Но пока она остается утопией. На современном этапе вмешательство государства в экономические процессы неизбежно. Осуществляется оно посредством денежно-кредитной политики (ДКП).
Суть денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика – это комплекс государственных мер по управлению финансовыми потоками в стране. Она позволяет регулировать состояние кредитного рынка, контролировать деятельность коммерческих банков, воздействовать на деловую активность и совокупный спрос. По-другому ее еще называют монетарной политикой.
Основная цель ДКП – обеспечение стабильности цен и низкой инфляции. Чем ниже уровень инфляции, тем более благоприятны условия для жизни и ведения бизнеса. Поддержание ценовой стабильности помогает решить сразу несколько актуальных для государства проблем:
Кто определяет и на что влияет
За реализацию денежно-кредитной политики государства отвечают специальные финансовые организации – их называют регуляторами. В России это Центральный банк, в США – Федеральная резервная система, в Евросоюзе – Европейский центральный банк. Они обладают определенной автономностью, поэтому защищены от давления госструктур и политических институтов.
Монетарная политика проводится в русле экономической стратегии государства и не должна противоречить ей. Ежегодно регуляторы совместно с правительством утверждают ее основные направления и публикуют в свободном доступе.
ДКП затрагивает всех субъектов финансовых отношений: банковский сектор, бизнес-структуры, простых граждан. Не всегда это влияние очевидно и понятно последним. Рассмотрим на примере.
Не так давно Дмитрий узнал, что Центробанк повысил ключевую ставку с 6,75% до 7,5%. Юноша никогда не сталкивался с этим понятием, поэтому решил навести справки.
Он выяснил, что ключевая ставка – это минимальный процент, под который государство кредитует коммерческие банки. Ее рост приведет к удорожанию займов для бизнеса и населения. Но есть и положительный момент – вырастут проценты по вкладам.
Дима в ближайшее время не собирается брать кредит и размещать деньги на депозите. Поэтому делает вывод, что повышение ключевой ставки никак его не коснется.
Но это не так. Текущая ситуация приведет к тому, что люди и компании менее охотно будут брать кредиты. Соответственно – меньше тратить.
Денежный оборот сократится, спрос на товары и услуги снизится, цены перестанут так быстро расти. Дмитрий сможет позволить себе купить больше товаров на свою зарплату.
Инструменты
В арсенале финансовых регуляторов есть несколько инструментов воздействия на экономические процессы. Как правило, они применяются комплексно и дополняют друг друга. В РФ они закреплены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» № 86-ФЗ.
Про нее мы уже сказали. Это главное «оружие» Центробанка в борьбе за ценовую стабильность. С помощью ключевой ставки регулятор поддерживает оптимальный объем денежной массы в обращении.
Резервные требования – метод контроля за соблюдением коммерческими банками своих обязательств. ЦБ определяет минимальный размер активов, который банки должны направить в резерв. Чем ниже норма резервирования, тем больше у банков возможностей для кредитования населения и бизнеса.
К ним относят куплю и продажу ценных бумаг, в основном облигаций федерального займа (ОФЗ). Выкуп Центробанком ОФЗ увеличивает объем денежной массы в обращении, а продажа – сокращает.
Помимо трех основных инструментов есть еще несколько дополнительных:
Иногда в качестве инструмента монетарной политики государства выступают публичные заявления и письма руководства центральных банков. В них приводятся рекомендации для кредитных организаций.
Например, в информационном письме от 22.10.2021 № ИН-06-59/83 ЦБ РФ рекомендовал банкам реструктурировать займы физлицам и предпринимателям, испытывающим трудности с выплатами на фоне эпидемии COVID-19.
Методы
Суть ДКП заключается в осуществлении контроля над денежной массой. Регулятор следит за тем, чтобы в свободное обращение не поступало слишком много денег. Если это происходит, спрос на товары начинает обгонять их производство.
В перспективе дисбаланс на рынке может привести к очень неприятным последствиям. Инфляция – лишь одно из них. Чтобы их избежать, государство использует два вида методов – прямые и косвенные.
Это меры административного контроля за деятельностью банков. Они имеют форму инструкций и предписаний, издаваемых ЦБ от лица государства. К ним относятся:
Эти методы активно применяются развивающимися странами. Также они характерны для плановой административно-командной экономики. Развитые государства прибегают к ним только в крайних случаях.
С помощью прямых мер можно добиться быстрого и ощутимого результата. Но достигается он за счет грубого вмешательства в рыночные процессы и подавления естественной конкуренции. Кроме того, жесткий контроль способствует оттоку финансовых средств на неконтролируемые («серые») рынки или за пределы страны.
Государство воздействует на финансовый сектор не напрямую, а с помощью доступных рыночных инструментов – они перечислены в предыдущем пункте. Каждое кредитное учреждение проводит собственную независимую финансовую политику.
Преимущество этой модели перед предыдущей – в более мягком и деликатном воздействии на рынок. Методы можно корректировать по ходу их внедрения, чтобы добиться лучших показателей.
Выделяют два вида монетарной политики: мягкая (стимулирующая) и жесткая (сдерживающая). Выбор осуществляется в зависимости от экономической ситуации. Если экономика переживает спад, государство «смягчает» политику и вводит стимулирующие меры. Это позволяет «оживить» рынок.
Если же наблюдается бурный экономический рост, регулятор вынужден запустить сдерживающие процессы. Иначе происходит скачок цен и рост инфляции.
Ее еще называют политикой «дешевых» денег. Направлена на стимулирование экономики за счет увеличения денежной массы в обращении и скорости ее оборота. Это достигается следующими методами:
Доступность кредитов как для коммерческих банков, так и для населения растет. За счет этого увеличивается количество заемщиков и общие траты людей. Параллельно происходит отток денег с банковских вкладов в сторону фондового рынка. Все это в конечном итоге оживляет экономику.
Но есть и неприятные последствия. Повышение спроса влечет за собой рост цен и разгон инфляции. Тогда регулятор вынужден развернуть монетарную политику на 180 градусов.
Или по-другому – политика «дорогих» денег. Она направлена на сокращение денежной массы в обращении и снижение инфляции. Характеризуется следующими процессами:
Удорожание кредитов приводит к снижению уровня потребления. Падает спрос на товары, а вместе с ним и инфляция. Проценты по вкладам растут, и финансовые потоки населения с фондового рынка перетекают в банки. Развитие экономики замедляется.
Этот процесс сопровождается укреплением национальной валюты. Она становится более привлекательной для иностранных инвесторов.
Государства вынуждены постоянно лавировать между мягкими и жесткими мерами, чтобы сгладить существующие противоречия. В странах с развитой экономической системой рыночные процессы более совершенны, поэтому вмешательство правительства минимально.
Развивающиеся государства вынуждены постоянно держать руку на пульсе, чтобы не допустить резкого снижения уровня жизни населения в результате повышения инфляции.
Сторонников мягкой ДКП называют «голубями», а последователей жесткой – «ястребами». Между ними ведется идеологическая борьба. Первые уверены, что экономический рост в конечном итоге приведет к снижению инфляции за счет повышения конкуренции. Поэтому его не нужно искусственно тормозить. Вторые относятся к этой идее скептически и ратуют за борьбу с инфляцией на государственном уровне.
История показала, что стремительный рост экономики – не всегда благо. Он приводит к истощению ресурсов и загрязнению окружающей среды.
В последнее время все больше стран обращают свой взор в сторону зеленой экономики. Не исключено, что в скором времени появятся новые виды денежно-кредитной политики, направленные на сохранение природных ресурсов.
Денежно-кредитная политика России
Основной целью ЦБ РФ на протяжении последних лет является поддержание инфляции на уровне 4%. Такая политика называется таргетированием инфляции (от англ. target – «цель»). Главным ее «оружием» служит ключевая ставка.
Руководство Центробанка устанавливает размер ключевой ставки восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным графиком. Каждое решение сопровождается разъяснением его причин и предсказанием возможных последствий, чтобы все субъекты финансового рынка могли планировать свою деятельность.
При режиме таргетирования инфляции валютный курс формируется под влиянием спроса и предложения. В 2014 году Центробанк отпустил рубль в «свободное плавание», то есть перестал вмешиваться в процессы на внутреннем валютном рынке.
Теперь курс рубля отражает его реальную стоимость относительно мировых валют. Но регулятор оставляет за собой право корректировать его в случае возникновения серьезных финансовых угроз.
Ежегодно ЦБ публикует документ, который называется «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики». В нем перечислены:
В начале сентября 2021 года Центробанком был опубликован проект основных направлений ДКП на 2022 год. При оптимистичном сценарии уровень инфляции вернется к отметке в 4–4,5% к концу 2022 года. Размер ключевой ставки будет колебаться в пределах 7,5–8,3%. Но существует риск, что пандемия COVID-19 внесет свои коррективы в эти цифры.
Не дожидайтесь, пока ключевая ставка снова повысится. Оформите кредит на развитие бизнеса в Совкомбанке прямо сейчас. Для корпоративных клиентов действуют специальные условия.
Как повысить шансы получить кредит на выгодных условиях
По данным НБКИ, в прошлом году банки начали отклонять больше заявок на потребительские кредиты. Положительное решение получила только треть потенциальных заемщиков. Казалось бы, финансовые учреждения могли бы заработать на увеличении спроса на займы, но они выбрали другую тактику: тщательнее проверять клиентов и выдавать кредиты реже, но в большем объеме.
Есть несколько причин, на основании которых клиенты чаще всего получают отказы по заявкам на кредит. И мы знаем, как исправить положение.
1. Уровень дохода
Это первый показатель, который оценивает финансовое учреждение во время рассмотрения заявки. Необходимо, чтобы размер зарплаты был как минимум в 2 раза выше ежемесячного платежа по кредиту. В противном случае заемщика считают неплатежеспособным и относят к группе риска неуплаты из-за большой финансовой нагрузки.
Другой фактор риска – слишком частые смены места работы, даже если заработная плата от этого становится выше. Банку необходимо иметь гарантии того, что клиент сможет вовремя вносить ежемесячные платежи и не допустит просрочки во время очередных поисков работы. Из-за этого многие кредитные организации прописывают в требованиях к заемщику минимальный непрерывный стаж работы, который составляет 3-4 месяца.
Отказ в кредитовании могут получить и клиенты с высоким доходом. Относится это к индивидуальным предпринимателям и стартаперам. Финансовое учреждение может отнести их к числу заемщиков с нестабильным доходом, даже если в реальности дела обстоят иначе.
Как исправить ситуацию
При наличии низкой зарплаты нужно максимально уменьшить ежемесячный платеж по кредиту. Сделать это можно путем увеличения срока кредитования.
Индивидуальным предпринимателям можно перестраховаться и предоставить банку финансовую отчетность либо найти поручителя.
При наличии у клиента высокого дохода банку может показаться подозрительным, что клиент хочет взять займ на покупку бытовой техники. В таком случае важно суметь аргументированно объяснить, почему сейчас кредит действительно необходим.
2. Неподходящий возраст
У каждого банка свои требования к возрасту заемщика. Одни готовы кредитовать с 18 лет, другие – с 21 года. Нередко отказы получают даже те, кто подходит под возрастные цензы. Чаще всего это студенты, пенсионеры и клиенты предпенсионного возраста.
Как исправить ситуацию
Выход здесь только один – подобрать кредитную организацию, которая захочет сотрудничать.
3. Умышленный или случайный обман
Предоставить в заявке ложную информацию о себе можно не только умышленно, но и по невнимательности. Правда, у сотрудников банка нет ни времени, ни желания разбираться в ситуации. Отказать в кредитовании гораздо проще.
Как исправить ситуацию
Не торопиться во время заполнения заявки и проверять правильность указанной в ней информации.
4. Проблемная кредитная история
Скрыть от банка наличие просрочек, даже если они были в прошлом и в другом финансовом учреждении, невозможно, так как информация об этом фиксируется в бюро кредитных историй. Также там есть информация и о других задолженностях: по штрафам, оплате коммунальных и т.д.
Противоположная ситуация, которая тоже не способствует появлению доверия к клиенту – полное отсутствие кредитной истории. В таком случае банку сложно угадать, как клиент будет вести себя в качестве заемщика и не всегда готов пойти на риск.
К слову, «пустая» кредитная история может быть не только когда клиент ни разу в жизни не брал кредиты, но и если закрыл их более 10 лет назад. Спустя этот срок данные из БКИ удаляются.
Как исправить ситуацию
Исправление кредитной истории – дело непростое. Можно попытаться создать образ «ответственного заемщика», чтобы вызвать доверие банка. Для этого необходимо получить кредит на мелкую бытовую технику и добросовестно его выплачивать или начать активно пользоваться кредиткой, не забывая вовремя погашать задолженность или вносить ежемесячные платежи.
5. Особые правила банка
Их никогда не описывают в требованиях к заемщику, но определенные «скрытые» критерии оценки клиентов есть в каждом финансовом учреждении. Поэтому одни банки действительно готовы выдавать кредиты абсолютно всем, кто подходит по возрасту, а в других взять займ, к примеру, пенсионерам, невозможно, хотя по официальным правилам те могут подать заявку на кредит.
Также существует неофициальный черный список заемщиков. Попасть в него могут не только «злостные неплательщики», но и «скандалисты».
Как исправить ситуацию
В этом случае что-то изменить, чтобы повлиять на решение банка, невозможно, так как неизвестно, что нужно менять. Единственный вариант – поинтересоваться наличием особых правил у менеджера. Вероятность того, что он расскажет правду, небольшая, но все же есть.
6. Ошибка
К примеру, во время подачи заявки выясняется, что у клиента уже есть незакрытый заем, хотя в самом деле его нет. Причина этому – системный сбой или невнимательность сотрудника во время введения персональных данных заемщика. В любом случае – ситуация не из приятных.
Как исправить ситуацию
После решения проблемы можно оформить повторную заявку.
Необходимо понимать, что сотрудники банка имеют право не разглашать причину отказа в кредитовании и обжаловать решение финансового учреждения невозможно. Поэтому узнать, почему не удалось получить займ, невозможно. Следование указанным выше советам позволит увеличить шансы одобрения заявки в несколько раз.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Кредитная политика коммерческого банка
Что такое кридитная политика банка?
Кредитная политика банка – программа и направление действий кредитной организации в области предоставления займов юридическим и физическим лицам. В основе кредитной политики лежит приемлемое для финансовой организации соотношение риска-доходности проводимых операций.
Факторы, влияющие на кредитную политику
Кредитная политика банка определяется исходя из макроэкономических внешних и микроэкономических внутренних факторов.
Ее макроэкономические составляющие – это общая экономическая ситуация в стране; политическая стабильность; стадия экономического цикла, которую проходит государство; уровень инфляции и процентных ставок; состояние национальной валюты; конкуренция в банковской сфере. В целом это те факторы, на которые кредитная организация самостоятельно повлиять не может.
Особое место занимают юридические вопросы. Так, регулирующие органы могут оказывать существенное влияние на кредитную политику банковской системы путем направления директив, изменения процентных ставок, размеров обязательных резервов и т. д.
К микроэкономическим факторам, влияющим на кредитную политику, относятся, прежде всего, ресурсная база, стоимость привлечения денежных ресурсов, клиентская база; специализация банка; ликвидность кредитного учреждения. Не последнюю роль играют и квалификация персонала, его готовность работать с различными категориями заемщиков.
Цели и задачи кредитной политики
Однако банки стараются сделать для потребителей максимально удобные условия получения кредитов, получить кредитную карту Сбербанка очень просто.
Кредитная политика в работе с юридическими лицами
Как правило, кредитная политика банков при работе с юрлицами направлена на развитие долгосрочных отношений с заемщиками. При этом в основе лежат определяемые критерии отбора клиентов для сотрудничества. Обычно предъявляются следующие требования: прозрачность схем получения доходов компании, устойчивость и доходность бизнеса, успешный опыт работы в различных экономических условиях, наличие собственного капитала, возможность предоставления обеспечения.
При взаимодействии с малым бизнесом и индивидуальными предпринимателями не последнюю роль играют личность руководителя, его репутация и кредитная история.
Кредитная политика в отношении физических лиц
На основе кредитной политики сотрудники банков строят свою работу с розничными клиентами, выбирают ту или иную модель скоринга, разрабатывают кредитные продукты.
При этом, исходя из кредитной политики, банк может ориентироваться на такие сегменты, как розничное кредитование в торговых сетях (POS-кредитование), автокредитование при взаимодействии с дилерами, предоставление ипотечных займов и т. д.
Кредитной политикой определяются требования к заемщикам: возраст, минимальный стаж работы, уровень доходов и другие показатели.
Кроме того, она влияет на предлагаемые банковские продукты: обеспеченные или необеспеченные, целевые или нецелевые займы, сроки кредитования и т. д.
Проценты по такого рода займам выше, но при этом банки берут на себя более высокие риски.
Реализация кредитной политики банка
Выработанная кредитная политика банка – это общие основные направления деятельности. Дальнейшая ее реализация состоит в том, чтобы были составлены соответствующие инструкции и другие документы, регламентирующие проведение тех или иных операций, определяющие критерии оценки клиентов и этапы взаимодействия с ними.
Кредитная политика не является чем-то раз и навсегда определенным в банке. Она должна пересматриваться в зависимости от меняющихся экономических условий.