Кредит мвф что это
Что такое МВФ. Объясняем простыми словами
МВФ (Международный валютный фонд) — организация, которая выдаёт кредиты государствам, временно столкнувшимся с кризисом ликвидности.
Международный валютный фонд существует на взносы государств, входящих в него (189). Если какая-то из этих стран столкнётся с кризисом ликвидности, МВФ может выделить ей кредиты — вместе с рекомендациями и определёнными условиями (например, провести реформы).
Ещё МВФ занимается статистикой, чтобы на её основе принимать решения о способах сохранения стабильности и делать прогнозы. С 1980 года фонд два раза в год публикует доклад World Economic Outlook. В нём содержатся свежие макроэкономические показатели стран мира. Доклад МВФ отражает состояние мировой экономики. Кроме того, фонд делает прогноз экономического роста.
Пример употребления на «Секрете»:
(Из новости о том, что международные резервы России в 2021 году достигли рекорда.)
История
МВФ появился в 1944 году. Россия входит в МВФ с 1992 года. По мнению Анатолия Чубайса, в 90-е годы Россия не смогла бы преодолеть кризис без помощи МВФ: «В какой-то момент по стечению обстоятельств мне говорят, что вопрос жизни и смерти — это займы МВФ. Без большого пакета МВФ пройти кризис невозможно. Бросай всё, делай, что хочешь, но добейся кредитов».
Нюансы
В 2010-х годах МВФ коренным образом изменила политику в отношении контроля движения капитала. Эксперты долгое время выступали против. Считалось, что ограничивают международные потоки капитала только страны с неэффективной экономической политикой. Теперь же специалисты МВФ поддерживают эти меры для борьбы с оттоком капитала.
«Традиционно считалось, что либерализация счета движения капиталов — это всегда хорошо, а контроль над ним — всегда плохо, — заявил Оливье Бланшар, бывший главный экономист МВФ. — Сейчас я заметил, что мышление изменилось отчасти потому, что оно было ошибочным уже тогда и очевидно ошибочным — во время кризиса».
Критика
В мае 2021 года первый заместитель председателя Центробанка Сергей Швецов сравнил МВФ с черепахой. По мнению российского регулятора, МВФ так долго вырабатывает свои рекомендации, что к моменту выхода они уже не отвечают экономическим реалиям.
«Например, мы получили сомнительную рекомендацию снизить ставки осенью прошлого года Похоже, они анализировали данные за период, предшествующий осени, то есть летний или весенний. Слава богу, мы не обязаны следовать их рекомендациям», — заключил он.
Международный валютный фонд (МВФ)
Общие сведения
Международный валютный фонд (МВФ) — ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.
МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.
Цели и задачи
Цель деятельности — поддержание стабильности мировой финансовой системы.
Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:
Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.
Финансовые ресурсы
Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.
Сотрудничество Российской Федерации с МВФ
В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.
В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.
Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.
Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).
Сотрудничество Банка России с МВФ
Управляющий в МВФ от России — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.
Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.
В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.
Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.
Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.
Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.
Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).
Дополнительно необходимо отметить участие Банка России в реализации Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной инициативы в России.
В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.
Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.
В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.
МВФ – функции и задачи
В этой статье мы расскажем о функциях Международного валютного фонда (МВФ), принципах работы, финансирования и его взаимодействии с Россией.
Для каких целей создаются международные фонды
Основная их роль – это финансовая и консультационная помощь странам-участникам в экономическом развитии.
Международному банку реконструкции и развития отводится ведущая роль в стабилизационной функции. В состав МБРР или Мирового банка входит Ассоциация развития и финансовая корпорация. Есть также различные международные банки, обслуживающие свои регионы – азиатские, африканские и европейские государства.
МВФ – история создания
МВФ – это валютно-кредитная организация, которая действует как специализированная структура ООН.
МВФ был создан 1944 году на Бреттон-Вудской конференции. В декабре 1945 года 29 государств подписали Устав Фонда.
Основные задачи Фонда – это:
На сегодняшний день в состав МВФ входят 188 государств.
Как формируется уставной капитал МВФ
Первоначальный Уставной капитал составил 7,6 млрд дол. США. Сейчас МВФ использует собственные резервные и платёжные средства, так называемые СДР – специальные права заимствования. Они не отпечатываются, а представлены в виде записей на балансовых счетах.
С помощью СДР регулируется остаток платёжных балансов, пополняются резервы, а также происходят расчёты за кредиты Фонда. Сегодня стоимость 1 СДР равна 1,4 долл. США, а примерная величина Уставного капитала МВФ оценивается в 238 млрд СДР или 327 млрд долл. США.
Фонд пополняется за счёт взносов государств согласно установленным квотам. Они определяют размер заимствования, а также право голоса страны-участницы.
Структура платежа примерно такова:
Российская доля квот составляет примерно 2,5%. Процент голосов нашего государства, в общем количестве голосующих в МВФ, составляет 2,4%.
Транш МВФ
Краткосрочное или долгосрочное кредитование стран-членов МВФ осуществляется порционно – траншами.
Размер финансирования может соответствовать обычным кредитным долям (максимум 125% квоты) или же быть значительно увеличен. Получить увеличенную сумму средств государство может в случае серьёзных трудностей с платёжным балансом.
Транши выплачиваются каждые полгода, три месяца, месяц или чаще. Ресурсы МВФ должны быть направлены на проведение реформ и стабилизацию макроэкономических или структурных показателей.
Условия предоставления кредита МВФ
Кредитование осуществляется совместно с выдвижением ряда требований. Несоблюдение условий Фонда может повлечь за собой отказ в дальнейшем предоставлении траншей либо в ограничении кредитования.
С каждым новым траншем требования МВФ ужесточаются. Такими условиями могут быть:
При помощи системы траншей МВФ может оказывать экономическое влияние на страну-заёмщицу.
Как погашаются долги МВФ
Страны-дебиторы погашают каждый кредитный транш в течение 4—10 лет. Благодаря реформам МВФ 2010-2011 гг. лимиты доступа к займам были удвоены. Был также увеличен размер кредитования беднейших стран мира без необходимости уплаты %% до 2016 года включительно.
Российская Федерация стала членом МВФ в мае 1992 года. Согласно информации МИД в начале 2005 года Россия досрочно погасила все кредитные обязательства перед Фондом в сумме примерно равной 3,3 млрд дол. США.
Сегодня РФ стремится самостоятельно разрабатывать и реализовывать экономические программы, без привлечения ресурсов МВФ.
Совет от Сравни.ру: следить за официальными новостями организации можно на официальном сайте.
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Навигация
Международный валютный фонд (МВФ)
Международный валютный фонд является межправительственной валютно-финансовой организацией, имеющей статус специализированного учреждения ООН. МВФ учрежден решением Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. Практическую деятельность Фонд начал 1 марта 1947. Штаб-квартира расположена в г. Вашингтон (США). Членами МВФ в настоящее время являются 188 государств. Общая численность персонала насчитывает приблизительно 2500 сотрудников из 156 стран. Директор-распорядитель МВФ – Кристин Лагард (гражданка Франции).
В своей деятельности МВФ сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции. Основными задачами фонда являются поддержание стабильности мировой финансовой системы и сбалансированного роста международной торговли, содействие устойчивости обменных курсов валют и равновесию платежных балансов, создание многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами МВФ, а также развитие международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.
Еще одним органом управления МВФ является Международный валютно-финансовый комитет (МВФК), базирующийся в Вашингтоне, который включает в себя руководителей финансовых ведомств государств-членов (министров или других официальных лиц сопоставимого уровня). Это консультативный орган Совета Управляющих, проводящий свои заседания два раза в год. МВФК докладывает Совету о состоянии международной валютной системы и ее функционировании, а также о предложениях по внесению поправок в Устав МВФ и др.
Исполнительный совет под руководством Директора-распорядителя отвечает за оперативную деятельность МВФ в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Советом управляющих. Его заседания проводятся на постоянной основе в штаб-квартире Фонда. В настоящее время он состоит из 24 исполнительных директоров. Директор-распорядитель МВФ выбирается Исполнительным советом и является руководителем персонала. Три заместителя назначаются Директором-распорядителем с одобрения Исполнительного совета.
Количество голосов каждого государства-члена в руководящих органах зависит от размера его квоты в капитале МВФ, существующей в виде т.н. специальных прав заимствования (Special Drawing Rights, SDR). СДР являются, по сути, искусственным резервным платежным средством или т.н. синтетической валютой, которая представляет собой потенциальное право государств-членов на часть внесенных в фонд денег. СДР существуют только в безналичной форме, имеют ограниченную сферу применения (обращается только внутри МВФ) и рассчитываются на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллара США, евро, иены и фунта стерлинга. В октябре 2016 г. в корзину СДР войдет также юань, который станет третьей по весу валютой с долей в 10,92% (соответствующее решение принято руководством Фонда 30 ноября 2015 г.).
Крупнейшая квота – у США (42,1 млрд. СДР или 17,7% всех голосов). Каждое из пяти государств-членов, имеющих наибольшие квоты (США, Япония – 15,6 млрд. СДР, ФРГ – 14,5 млрд. СДР, Великобритания – 10,7 млрд. СДР и Франция – 10,7 млрд. СДР), назначает своего исполнительного директора. 3 директора представляют каждый свою страну (Россия, КНР и Саудовская Аравия), 16 директоров избраны от остальных стран-членов, разделенных на соответствующее количество групп с учетом принципа географического представительства. Российская квота в капитале МВФ – 5,9 млрд. СДР (2,5%).
Механизмы финансовой помощи МВФ государствам-членам варьируются в зависимости от характера макроэкономических проблем, которые необходимо решать (механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту, экстренная помощь, механизм финансирования для преодоления внешних шоков и т.д.). Соглашения «стэнд-бай» обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной определенных условий.
Крупнейшие по объему заимствования по линии МВФ – 120 млрд.долл. США – пришлись на 1997-1999 гг. Основными реципиентами помощи в этот период стали страны, пострадавшие от финансового кризиса – Южная Корея, Индонезия, Бразилия и Россия. В 2009 г. в рамках новых соглашений о заимствованиях было принято решение о рекордном увеличении доступных по линии МВФ ресурсов до 600 млрд. долл. в целях антикризисной поддержки платежных балансов развивающихся стран.
После Сеульского саммита «двадцатки» (ноябрь 2010 года) наметились существенные подвижки в процессе проведения реформы МВФ. На саммите был утвержден план перераспределения квот и голосов в МВФ, который приводит расстановку сил в Фонде в большее соответствие с реалиями мировой экономики. Предполагается, что свыше 6% голосов будет перераспределено в пользу динамично развивающихся стран с переходной экономикой и от «перепредставленных» стран к «недопредставленным». При этом, однако, совокупная доля развивающихся стран и государств с переходной экономикой увеличится лишь на 2,8% (с 39,5% до 42,29%), что не вполне соответствует заявленным целям реформы. В качестве компенсации в совете директоров МВФ представителям развивающихся стран будет выделено на ротационной основе два дополнительных места за счет европейских государств.
Одновременно должно состояться удвоение капитала Фонда с нынешних 329 млрд.долл. до 659 млрд.долл.
В конце декабря 2015 г., после 5-летней «паузы», Конгресс США принял бюджетные законопроекты, касающиеся ключевых положений Сеульского плана действий по реформированию МВФ. Таким образом, менеджмент МВФ получил возможность приступить к практическому завершению процесса реформы.
Россия получила от МВФ почти 18 млрд долларов в рамках антикризисного распределения средств
2 Время прочтения: 2 минуты
Россия получила 17,5 млрд долларов от Международного валютного фонда в виде специальных прав заимствования (СДР от английской аббревиатуры SDR — special drawing rights. — Прим. Банки.ру) в рамках антикризисного распределения средств фонда, сообщает РБК.
Историческое по размеру распределение специальных прав заимствования среди стран — участниц МВФ на 456 млрд СДР, что эквивалентно 650 млрд долларов, 23 августа вступило в силу. Совет управляющих фонда одобрил его в начале августа.
Предложения выпустить дополнительные СДР в объеме не менее 500 млрд долларов впервые прозвучали весной 2020 года, на пике первой волны пандемии COVID-19. Директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева назвала состоявшееся распределение «прививкой для мировой экономики во время беспрецедентного кризиса».
Выделение средств должно помочь странам восстановиться после пандемии, повысив ликвидность международных резервов. Около 275 млрд долларов из новых резервов получили развивающиеся страны, в том числе 25 млрд долларов выделено государствам СНГ и Грузии.
Специальные права заимствования — искусственно созданное средство платежных расчетов МВФ, не имеющее физической формы. Валютный курс СДР ежедневно определяется на основе обменных курсов корзины валют — доллара, евро, иены, британского фунта и юаня.
В настоящее время в обращении находятся 204 млрд СДР (эквивалентно примерно 290 млрд долларов), новый раунд доводит общее количество до 660 млрд СДР. В предыдущий раз МВФ выпускал СДР на 250 млрд долларов в 2009 году, чтобы помочь мировой экономике справиться с последствиями глобального финансового кризиса.
Допэмиссия СДР распределена пропорционально квотам стран в МВФ — по сути, их долям в капитале фонда. Самая большая квота у США — 17,4%, у России — 2,71%. Размер определяется исходя из формулы, учитывающей ВВП страны, показатели платежного баланса и уровень международных резервов. Страны в МВФ ведут постоянную дискуссию о более справедливом распределении квот, отражающем реальный сравнительный вес экономик.
Главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец считает, что у России есть три теоретических сценария использования СДР.
Базовый сценарий. Банк России просто добавит их к своим международным резервам, составляющим около 594 млрд долларов. Из них на СДР до августовского распределения приходилось около 7 млрд долларов, следует из данных ЦБ.
Альтернативный сценарий. Россия присоединится к инициативе международного сообщества о добровольном перераспределении СДР от более богатых стран в пользу бедных. Бенефициарами могут стать пул бедных стран или конкретные государства, которым богатая страна захочет помочь.
Гипотетический «белорусский» сценарий: предоставление СДР для поддержки Минска (в долг или безвозмездно) или валюты в обмен на полученные Белоруссией СДР. По словам Донец, передача российских СДР для увеличения белорусских резервов сопряжена с политическими и репутационными издержками, хотя технических помех для нее нет.
\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t