Креативный технопарк что это
Первый креативный технопарк Москвы приступил к реализации согласованного городом проекта развития
В Центре дизайна Artplay начала работу площадка Portal. На ней будут проходить встречи представителей профессиональных сообществ дизайнеров и архитекторов, конференции, круглые столы, воркшопы и другие b2b-мероприятия. Здесь же будут организованы ивенты для массовой аудитории — лекции, кинопоказы и другие события. В июне Мэр Москвы Сергей Собянин подписал распоряжение Правительства Москвы о присвоении Центру дизайна Artplay статуса креативного технопарка. Он стал первой в столице площадкой такого рода.
«Для творческого бизнеса новая площадка станет точкой профессиональных коммуникаций, пространством для дискуссий, диалога власти и предпринимателей. Сегодня мы только начинаем выстраивать работу по поддержке и развитию креативных индустрий столицы. И появление таких точек крайне важно для формирования эффективного взаимодействия», — сообщил руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин.
В июле был утвержден проект развития креативного технопарка «Центр дизайна Artplay». На основной территории запланировано строительство восьми тысяч квадратных метров новых площадей для развития креативных индустрий.
«Согласно предварительному проекту развития, у Центра дизайна появится возможность эффективно модернизировать территорию и предоставить больше ресурсов своим резидентам – представителям креативного бизнеса», — отметил генеральный директор Artplay Сергей Десятов.
На площадке Portal уже состоялась гибридная дискуссия «Градостроительная хартия – ценности и принципы» с использованием онлайн и офлайн-форматов. Московское отделение Международной академии архитектуры (IAA) представило проект новой градостроительной политики, направленной на повышение жизнеспособности российских городов. Кроме того, здесь прошла защита проектов курса «Рестораны 1.0» Русской Академии Дизайна (RAD), на которой студенты представили 30 дизайн-проектов ресторана в Сергиевом Посаде вблизи Троице-Сергиевой лавры. Один из них будет реализован.
Площадка Portal находится в мансарде шестого строения Центра дизайна Artplay. Ознакомиться с расписанием мероприятий можно на сайте креативного технопарка.
Справочно:
Центр дизайна Artplay является первым в Москве креативным технопарком. Этот статус дает возможность его резидентам претендовать на субсидии из бюджета города. Они позволяют компенсировать затраты на лизинг или приобретение оборудования, а также выплату процентов по кредитам. Управляющей компании технопарка доступны гранты на развитие имущественного комплекса. Развитие площадки курирует Агентство креативных индустрий, подведомственное Департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Оно было создано в июле 2020 года.
Artplay стал первым креативным технопарком Москвы Резиденты центра дизайна могут рассчитывать на господдержку
Artplay присвоили статус креативного технопарка. Центр дизайна стал первым московским креативным технопарком — соответствующее распоряжение подписал Сергей Собянин.
По словам главы департамента инновационного развития Алексея Фурсина, создание таких пространств ускорит развитие рынка креативных индустрий, повысит туристическую привлекательность города и даст площадки для проведения городских праздников.
Всего на Artplay расположены более 400 компаний, работающих в креативном секторе экономики. Среди резидентов — более 60 архитектурных бюро, 40 дизайн-студий, 20 рекламных агентств, центр цифрового искусства для проведения выставок, концертов и других мероприятий.
Что дает статус креативного технопарка
Статус технопарка позволит резидентам претендовать на получение поддержки от города: субсидия может составлять до 10 миллионов рублей в год. С помощью этих денег можно возместить расходы на лизинг, приобретение оборудования или выплату процентов по кредитам на эти цели. Выплаты позволят компенсировать до 25 % от стоимости импортного оборудования и до 35 % — при покупке или аренде отечественного.
Университет креативных индустрий Universal University, который также располагается на территории центра дизайна, рассчитывает, что субсидии позволят закупить больше оборудования для обучения студентов.
Решение о реализации пилотного проекта по созданию креативных технопарков власти Москвы приняли в прошлом году. К креативным индустриям обычно относят издательскую деятельность, работу в медиапространстве, кино, теле- и радиовещание, ИТ-сферу и разработку программного обеспечения, а также архитектуру, проектирование и дизайн.
Статус креативного технопарка могут получить творческие пространства столицы, где не менее 20 компаний-арендаторов представляют креативные индустрии и занимают не менее четверти от общей площади. 70 % резидентов должны являться субъектами малого и среднего предпринимательства.
Источник: пресс-служба департамент инновационного развития
Центру дизайна Artplay присвоен статус креативного технопарка
Центр дизайна Artplay первым в Москве получил статус креативного технопарка. Соответствующее распоряжение подписал Сергей Собянин. Статус управляющей компании креативного технопарка Artplay присвоен ЗАО «Яуза Риэлти».
Решение о реализации пилотного проекта по созданию креативных технопарков было принято в 2019 году в целях поддержки активно развивающегося сектора творческих индустрий. Сейчас в столице работают около 100 тысяч креативных компаний, в которых занято более 320 тысяч человек.
Статус креативного технопарка могут получить творческие пространства, соответствующие следующим критериям:
— не менее 20 компаний-арендаторов представляют креативные индустрии;
— 70 процентов и более резидентов — субъекты малого и среднего предпринимательства;
— профильные резиденты занимают не менее 25 процентов площади технопарка;
— предприятия обрабатывающей промышленности занимают не более 20 процентов площади;
— максимальная доля общей площади, занимаемой одним резидентом, составляет 30 процентов;
— у соискателя в наличии не менее двух объектов инфраструктуры, направленных на развитие креативных индустрий;
— совокупная площадь технопарка составляет не менее 10 тысяч квадратных метров.
Резиденты креативных технопарков могут претендовать на возмещение средств, направленных на приобретение оборудования.
Компании, которая купила импортное оборудование за свой счет, компенсируют 25 процентов его стоимости, если же было приобретено отечественное оборудование, то 35 процентов. Аналогичный размер возмещения установлен и в случае приобретения оборудования в лизинг. Если компания покупает оборудование в кредит, то город готов компенсировать кредитную ставку в пределах ключевой ставки Центробанка. В случае, если компания берет в кредит отечественное оборудование, размер компенсации увеличат на пять процентов. Максимальный размер субсидии составляет 10 миллионов рублей в год.
Управляющие компании креативных технопарков вправе претендовать на получение грантов на развитие имущественного комплекса, включая приобретение профильного оборудования.
Artplay — первый креативный технопарк
Центр дизайна Artplay появился в 2003 году. Он находится в цехах бывшего завода «Манометр» по адресу: Нижняя Сыромятническая улица, дом 10. Традиционная специализация центра — архитектура, дизайн и искусство.
На территории Artplay действуют несколько сотен объединений, среди которых:
— свыше 400 компаний, работающих в креативном секторе, в том числе более 60 архитектурных бюро и строительных компаний, 40 дизайн-студий и 20 рекламных агентств;
— Школа бизнеса и галерейного менеджмента RMA;
— Центр цифрового искусства Artplay Media, где проходят мультимедийные выставки, кинопоказы, спектакли, концерты, лекции по искусству, литературные чтения с использованием цифровых технологий;
— два коворкинга, 14 кафе и ресторанов, множество книжных магазинов, типографий, салонов красоты и языковых центров.
Среди резидентов Artplay такие архитектурные и проектные компании, как IND Architects, Alpbau, Wowhaus, Kleinewelt Architekten, Buromoscow, Аrchstruktura, Severin Group, «Яузапроект», Real.intellect, NoomeoRus.
На территории Artplay работают около трех с половиной тысяч человек.
Кроме того, в Москве расположено еще несколько творческих пространств, которые могут претендовать на получение статуса креативного технопарка. Например, центр творческих индустрий «Фабрика», созданный в 2005 году на территории бывшей фабрики технических бумаг «Октябрь» (Переведеновский переулок, дом 18). Он специализируется на дизайне и исполнительском искусстве.
На территории бывшего пивоваренного завода «Московская Бавария» (4-й Сыромятнический переулок, дом 1/8, строение 6) с 2007 года действует центр современного искусства «Винзавод».
Претендентом на этот статус стал и дизайн-завод «Флакон» (Большая Новодмитровская улица, дом 36). Он был основан в 2009 году на территории бывшего хрустального завода имени М.И. Калинина. Его главные направления работы — медиа и архитектура.
Креативная индустрия столицы: как развиваются творческие пространства города
Правительство Москвы планирует помогать креативной индустрии столицы. За образец хотят взять систему поддержки инновационного производства. Об этом Сергей Собянин сообщил на встрече с руководителями и собственниками столичных творческих пространств — центра дизайна Artplay, центра творческой индустрии «Фабрика», центра современного искусства «Винзавод» и дизайн-завода «Флакон».
«Креативная индустрия занимает солидную часть экономики городов и является ее драйвером. В Москве в промышленности в классическом ее понимании работает около 600 тысяч человек — это большая цифра. А в креативной индустрии — полмиллиона, то есть она уже практически догнала по своим объемам, по количеству работающих обычную, классическую промышленность Москвы, которая представлена такими большими, значительными предприятиями», — сказал Мэр Москвы.
Предполагается, что творческие пространства получат статус креативных технопарков, а вместе с ним льготы и субсидии. Это поможет привлечь дополнительные инвестиции для модернизации креативных площадок и позволит создавать новые пространства.
«В Москве сформировались уже такие значимые кластеры, как Artplay, есть еще около пяти таких территорий, которые динамично развиваются, где работают уже сотни предприятий и тысячи человек. В связи с этим, конечно, требуется более пристальный взгляд на все те процессы, которые там происходят, и, возможно, какая-то системная поддержка этих проектов», — добавил Сергей Собянин.
В мире
Креативная индустрия сейчас — это производство ювелирных изделий, полиграфия, издательская деятельность, кино, телевидение, радио, информационные технологии, разработка программ, производство музыкальных инструментов, архитектура, проектирование, дизайн, фото, творческое образование и так далее.
Во многих городах мира креативная индустрия активно развивается. Международные исследования показывают, что глобальный рост креативных индустрий достигает 14 процентов в год. А объем мирового рынка этих индустрий составляет почти 2,3 триллиона долларов. В среднем в креативных отраслях занято от двух до восьми процентов от общей численности экономически активного населения.
«Темпы развития креативной индустрии — они значительно выше, чем темпы развития обычной, классической промышленности и других отраслей. Москва еще отстает от ведущих мировых городов с точки зрения объема производимой продукции, но с точки зрения динамики она номер один в мире», — отметил Сергей Собянин.
Во многих странах экспорт продукции креативной индустрии стал одной из крупных статей внешней торговли. В Великобритании его доля составляет 4,87 процента, в Индии — 5,46 процента, в Германии — 6,06 процента, в США — 7,99 процента, а в Китае — 31,9 процента.
В Москве
Москва — крупнейший в России и значимый в мире креативный центр. Здесь действует около 153 тысяч фирм, работающих в этой сфере, в которых трудятся почти 500 тысяч человек. И это 14 процентов от всех занятых в креативной индустрии страны.
По данным Аналитического центра при Правительстве России, доля креативного сектора в валовом региональном продукте Москвы — 9,5 процента. Это в два раза выше, чем средний показатель по стране, который составляет пять процентов. Темпы роста многих креативных отраслей достигают 20 процентов в год и больше.
По словам Сергея Собянина, развитие общественных пространств становится стандартом крупных городов.
«Строительством жилья всегда занимались, занимались всегда офисами, торговыми центрами. Общественные пространства выпадали из поля зрения. Если первое ушло вперед, то второе катастрофически отставало. Для того чтобы это отставание нивелировать, нужны новые креативные идеи, новые подходы. Это очень важно», — сказал Мэр Москвы.
Центр дизайна Artplay
Креативная индустрия Москвы сосредоточена в творческих пространствах. В основном они расположены в цехах бывших заводов и фабрик. Такая практика распространена во всем мире. Открытый в 2003 году центр дизайна Artplay стал первой подобной площадкой. С 2008 года он размещается в цехах бывшего завода «Манометр». Специализации этого творческого пространства — архитектура, дизайн и искусство.
Сегодня Artplay — это более чем 400 компаний, в том числе свыше 300 шоурумов, 60 архитектурных бюро и строительных компаний, 40 дизайн-студий и 20 рекламных агентств.
На базе пространства работает университет креативных индустрий Universal University, включающий Британскую высшую школу дизайна, Московскую школу кино, школу компьютерных технологий Scream School, архитектурную школу «МАРШ», Московскую школу продвинутых коммуникаций (MACS) и Московскую школу музыки.
Архитектурная школа «МАРШ» занимается не только образовательными программами, но и принимает участие в реализации крупных городских проектов.
«Например, в соседней комнате находится студия магистратуры, которая работает над темой Московских центральных диаметров. С появлением диаметров многие территории в городе получат совершенно новый статус, обретут новое значение прилегающие к станциям территории», — рассказал директор архитектурной школы «МАРШ» Никита Токарев.
В центре дизайна Artplay действует школа бизнеса и галерейного менеджмента RMA и центр цифрового искусства Artplay Media, где проходят мультимедийные выставки, кинопоказы, спектакли, концерты, лекции по искусству и литературные чтения. Посетителям центра дизайна доступны два коворкинга, 14 кафе и ресторанов, книжные магазины, типографии, салоны красоты и языковые курсы.
Всего в центре дизайна Artplay работают 3457 человек. В планах — расширить деятельность и создать креативный технопарк.
Другие креативные пространства Москвы
Кроме Artplay, в столице работают и другие креативные пространства:
— центр творческих индустрий «Фабрика» по адресу: Переведеновский переулок, дом 18. Открыт в 2005 году на территории бывшей фабрики технических бумаг «Октябрь». Его специализация — дизайн и исполнительское искусство;
— центр современного искусства «Винзавод» по адресу: 4-й Сыромятнический переулок, дом 1/8, строение 6. Создан в 2007 году на месте бывшего пивоваренного завода «Московская Бавария». Специализация — медиа;
— дизайн-завод «Флакон» по адресу: Большая Новодмитровская улица, дом 36. Открылся в 2009 году на территории бывшего хрустального завода имени М.И. Калинина. Специализации — медиа и архитектура;
— лофт-квартал «Даниловская мануфактура» по адресу: Варшавское шоссе, дом 9. Создан в 2010 году на территории бывшей текстильной фабрики имени М.В. Фрунзе. Специализация — медиа.
Креативные пространства — это важные культурные и туристические центры города, которые каждый день привлекают тысячи москвичей и гостей столицы.
Точка междисциплинарного общения: как устроен креативный технопарк
В начале июня московскому центру дизайна Artplay был присвоен статус креативного технопарка, позволяющий его резидентам пользоваться мерами поддержки со стороны правительства Москвы. Мы узнали у представителей Artplay, зачем арт-кластеру нужен этот статус и как он может помочь резидентам.
Директор департамента управления недвижимостью Artplay
Что такое креативный технопарк?
Понятия «креативный технопарк» ранее не существовало — это пилотный проект. Планы по его запуску в апреле 2019 года озвучил Сергей Собянин, посетив Artplay и «Винзавод». В июле прошлого года вышло соответствующее постановление правительства Москвы, и спустя примерно год после этого нам был присвоен официальный статус креативного технопарка.
Креативный кластер — это институция, играющая большую роль в жизни города. В 2019 году при составлении рейтинга лучших мегаполисов мира, где Москва в итоге заняла шестое место, эксперты международного агентства Resonance Consultancy обратили внимание на Artplay и «Винзавод» как важные центры притяжения. Самое главное в креативном кластере — это целенаправленная политика по подбору резидентов в соответствии с базовой специализацией, формирование среды для междисциплинарного взаимодействия, создание коллективной инфраструктуры и наличие собственных мер поддержки резидентов. Это многолетняя осмысленная деятельность.
Как арт-кластер может стать технопарком?
С идеей включения нашего арт-кластера в городскую программу поддержки мы обратились в профильный департамент и затем вместе со специалистами ведомства около трех лет работали над тем, чтобы закрепить терминологию, понять, что нужно креативным индустриям и как инструменты арт-кластера помогают им развиваться. За основу был взят ряд положений классического технопарка, потому что на городском уровне уже была проработана нормативно-правовая база, и этот путь казался наименее времязатратным. В прошлом году вместе с коллегами из «Винзавода», «Фабрики» и «Флакона» мы создали Союз креативных кластеров, чтобы определить сущность таких институций и нюансы их работы, отточить терминологию, а также совместно доработать меры необходимой поддержки для дальнейшего развития.
Формальные критерии для получения статуса установлены, но мы не считаем процесс завершенным: меры поддержки креативных технопарков необходимо дорабатывать и адаптировать под специфику разноформатных индустрий. В планах по развитию Artplay — создание многофункционального образовательно-выставочного центра, модернизация центра цифрового искусства и открытие образовательно-выставочного пространства Аrtplay Portal. Последняя площадка должна стать точкой междисциплинарного общения, в котором нуждаются представители креативных индустрий: ее открытие состоится этим летом.
Как технопарк поддерживает своих резидентов?
Меры поддержки креативных технопарков делятся на два вида: субсидии для резидентов и гранты для управляющей компании. Первый пункт нуждается в доработке. Дело в том, что в основе лежит норматив по классическим промышленным технопаркам, поэтому сейчас субсидии распространяются преимущественно на закупку оборудования определенных категорий. Для большинства наших резидентов это неактуально: например, архитекторы и дизайнеры пока не могут компенсировать покупку дорогостоящих компьютеров и программного обеспечения. Мы сейчас работаем над тем, чтобы меры реальной поддержки с учетом специфики креативных видов бизнеса были включены в постановление городского правительства. Творческие индустрии очень разные: звукозаписывающим студиям нужно одно, образовательным учреждениям другое, архитекторам третье, художникам четвертое.
Что касается грантовой поддержки управляющей компании креативного технопарка, то здесь важно отметить целевую составляющую. Грант предоставляется строго на развитие имущественного комплекса, а именно на создание коллективной инфраструктуры. Мы пока не подавали заявку на грант, поэтому нам только предстоит узнать, как это работает на практике. Нужно понимать, что инструмент гранта имеет свои нюансы, среди которых большое количество отчетности и строгие требования к подрядным организациям и поставщикам. Безусловно, было бы гораздо комфортнее получить прямые налоговые льготы — в этом случае мы могли бы направить высвобожденные средства на поддержку резидентов без грантовых ограничений. Сейчас для восстановления разрушенных кризисом бизнес-процессов содействие города особенно важно. Креативные бизнесы являются наиболее гибкой, молодой и перспективной отраслью современной экономики и при наличии адекватных мер поддержки способны быстро адаптироваться к стремительно меняющейся реальности.