Креативные индустрии что это понятным языком
Что такое креативные индустрии?
Как появился термин «креативные индустрии»?
Термин «креативные индустрии» имеет ряд коннотаций: от экономических до социокультурных. В экономике синонимы креативных индустрий — креативная экономика или экономика знаний: сектор, так или иначе связанный с интеллектуальной деятельностью человека. Впервые термин «креативная экономика» использован нью-йоркским журналом Businessweek в 2000 году и с тех пор становится только шире. Базовые характеристики креативных индустрий — существенная роль инновационных технологий в различных областях творческой деятельности: разработке игр, широком спектре программных продуктов, продуктов виртуальной и дополненной реальности, музыке, искусстве, рекламе, архитектуре, кинематографии, анимации, дизайне и других областях, прямо или косвенно связанных с креативной деятельностью.
В социокультурной сфере креативные или творческие индустрии классифицируются как новый тип развития культуры, где объединяющей идеей всегда выступает творческий компонент, но при этом высока роль новых технологий и открытий. Креативная индустрия создает товары и услуги преимущественно для международного рынка. Привязка к определенной локации уже не имеет такого принципиального значения, самую важную роль играют создатели контента, проще говоря — интеллект. Импульс к развитию креативных индустрий дают технологии, например, цифровизация, отвечающая за оперативный доступ к средствам креативного производства, аддитивные технологии, искусственный интеллект.
Почему креативные индустрии – драйвер экономического роста?
Темпы развития креативных индустрий значительно выше, чем, к примеру, традиционной промышленности или других отраслей: даже во время экономического спада объем мирового креативного сектора вырос на 14%. Среди причин усиленного роста мирового креативного сектора эксперты отрасли отмечают высокую долю добавленной стоимости во всех отраслях креативной экономики и отсутствие естественных барьеров как с точки зрения производства, так и с точки зрения потребления. То есть создание продукта не требует больших материальных затрат, в то время как потреблять его можно повсеместно и без каких-либо ограничений. Плюс — появление сотен новых бизнесов, находящихся на стыке творчества и предпринимательства, ведет к созданию новых рабочих мест. Наконец, в силу своей специфики, креативные индустрии привлекательны для молодежи: сегодня занятость в креативной индустрии уже превышает показатели занятости в реальном секторе.
Как дела с экспортом креативных индустрий в России?
Согласно последним данным, Россия также увеличивает свою долю на рынке международных креативных индустрий. Очевидный подъем сейчас переживает российская индустрия создания цифрового контента: кинопродукция, мультипликационные фильмы, сериалы, IT-приложения, технологии виртуальной и дополненной реальности, разработка компьютерных игр — востребованные продукты на внешних рынках. Кассовые сборы российских фильмов за последние четыре года выросли в 1,5 раза, не меньший успех российских картин в прокате наблюдается и за рубежом. Так, за период с 2015 по 2018 год международные сборы российских фильмов выросли в три раза, а число российских кинофильмов в международном прокате постоянно увеличивается — в два раза за четыре года. Выручка российской креативной индустрии в 2017 году составила 8 трлн рублей. Ежегодно продажи российского контента на зарубежных рынках увеличиваются на 20%. По данным РЭЦ, география покрытия международных рынков российским контентом в 2018 году уже составляла 140 стран. Вклад креативных индустрий в российскую экономику пока не велик, но есть движение в позитивном направлении. Например, весной 2019 года было принято решение, что в нацпроект «Международная кооперация и экспорт» будет добавлен отдельный федеральный проект «Экспорт услуг».
Что такое рибейты и кому они положены?
Планируется, что система рибейтов не только привлечет в Россию крупнейшие международные кинокомпании, но и позитивно скажется на въездном туризме, усилив, к примеру, его сравнительно новый вид — популярный в мире кинотуризм.
По данным РЭЦ, российские компании, которые производят, в частности, сериалы и анимацию, сегодня активно работают с зарубежными партнерами с целью получения заказов для реализации в России программы рибейтов. Генеральный директор РЭЦ Андрей Слепнев рассказал, что запросы о работе в России уже поступают от американских, британских, индийских и китайских компаний. Надо отметить, что именно на РЭЦ возложены функции агента правительства по предоставлению бюджетных субсидий. В частности, РЭЦ будет организовывать отбор заявок от иностранных кинокомпаний, проверять полноту документации и ее соответствие правилам предоставления субсидий.
Как получить поддержку экспорта креативных индустрий?
Сегодня при всесторонней поддержке РЭЦ за рубеж уже продается продукция компаний аудиовизуального производства: сериалы, кино, мультфильмы, в фокусе — театрализованные постановки. С целью поддержки предпринимателей РЭЦ разрабатывает меры господдержки и оказывает реальную помощь в получении кредитов, налоговых и таможенных льгот, привлекает иностранные инвестиции.
Важно отметить, что сегодня креативный сектор — это не только развлекательный контент. Например, РЭЦ поддерживает развитие технологий виртуальной и дополненной реальности, применение которых не ограничивается компьютерными играми, но активно развивается, например, в медицине при проведении высокотехнологичной диагностики, и позволяет сократить длительный процесс реабилитации после хирургических вмешательств.
Среди прочих мер, принимаемых РЭЦ: снижение таможенных пошлин на технику для создания высокотехнологичных разработок и контента, помощь в защите интеллектуальной собственности и регистрации товарных знаков за рубежом, маркетинговая поддержка, организация деловых миссий, привлечение в страну крупных международных отраслевых мероприятий. РЭЦ активно поддерживает участие отрасли в различных международных мероприятиях. По словам Андрея Слепнева, важной частью развития креативных индустрий России является работа по формированию национальных образов. Так, экспорт креативной продукции позитивно скажется на смежных сферах: например, популярность российских мультфильмов уже привлекает на международные рынки игрушки, одежду, аксессуары, продукты питания с изображением героев.
Творчество равно бизнес: что такое креативные индустрии и как начать в них развиваться
Любовь Карась
Что такое креативные индустрии и чем они отличаются от культурных
Алена Кукушкина
Многие индустрии, такие как архитектура, кино, театр, музыка, телевидение и радио, находятся на стыке культурных и креативных индустрий. Четкой границы нет. Скорее можно говорить не о формальных различиях индустрий, а о концептуальных различиях между ними.
В основе любой культуры лежит эксклюзивность. Одна культура заметно отличается от другой. В этом смысл культурного строительства. Создать особую, уникальную культуру. Креативные индустрии — это индустрии инклюзивные. Этот принцип противоположен эксклюзивности.
Культуру можно уподобить возделыванию сада. Термин „культура“ возник в Античности. И означал он „возделывание“ применительно к сельскому хозяйству. Креатив же можно сравнить с алхимией. Это процесс, при котором объединение нескольких далеких друг от друга вещей дает неожиданный, революционный результат.
Главной особенностью креативных индустрий является способность превращать творчество в высококачественную услугу
Это очень демократичная индустрия. Креатив помогает творчеству преодолеть границы объекта искусства и стать частью повседневной жизни. Это можно сравнить с ситуацией, когда человеку до счастья остается один шаг, но он никак не может его сделать самостоятельно, потому что ему не хватает широты видения, парадоксальности мышления, эрудиции, а также навыков из смежных специальностей. Работники креативных индустрий помогают нам сделать этот шаг. Креаторы видят возможности там, где люди неподготовленные видят только лишь проблемы ».
Максим Лозовский
Профессионал и эксперт в сфере создания и запуска цифровых продуктов, стратегического и проектного управления, бизнес-планирования, повышения конкурентоспособности компаний и регионов, проведения масштабных отраслевых аналитических исследований, наставник проекта Art Team
«Устоявшихся определений креативных индустрий нет. Для целей единого понимания и в конечном счете эффективного управления их развитием я предлагаю считать, что креативные отрасли — это сектора экономики, в процессе функционирования которых создаются объекты интеллектуальной собственности или национального несырьевого и непромышленного экспорта. А для формирования перечня креативных индустрий можно пользоваться классификацией ООН.
Алексей Никишин
Cовременный фотограф, художник, преподаватель, куратор курса «Фотография для новых медиа» и «Фэшн-видео» БВДШ. Снимает рекламные кампании модным российским маркам, сотрудничает с селебрити
Актуальные статьи и подборки в вашем смартфоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте все материалы, которые выходят на нашем сайте.
Кто работает в креативных индустриях
Алена Кукушкина
«Креативные индустрии максимально используют достижения современной науки. Для любого актуального креативного продукта (мобильного приложения, фэшн-коллекции, ивента и так далее) нужна синергия специалистов из разных сфер: высоких технологий, промышленности, социальных институций.
Все эти профессии условно можно разделить на три группы. В первой группе — теоретики, стратеги, креаторы, концептуальные художники. Эти люди заняты аналитической креативной работой. Они изучают возможности, которые открывает перед нами современный мир, и создают прототипы креативных продуктов. То, что затем можно масштабировать индустриально. Любой креативный стартап начинается с труда этих людей. Вторая группа профессий — это продюсеры, промоутеры, популяризаторы. Это люди, который налаживают связи с консервативной частью нашей цивилизации. С жесткими иерархическими системами. Это специалисты, которые работают в В2В и В2G.
Особенность креативных индустрий — в том, что один человек может иметь множество компетенций и совмещать работу во всех трех группах. Например, быть концептуальным художником и куратором, продюсером и самостоятельно производить и распространять созданный креативный контент.
Важной особенностью креативных индустрий является то, что создаются новые профессии. Профессии создаются под креативные задачи. Причем обучение часто идет внутри индустрии. Так как в традиционном образовании просто нет специалистов, которые могут обучить этим профессиям. Креативные индустрии похожи на космический корабль, внутри которого происходит технологическая революция. Во время полета корабль совершенствуется и радикально изменяется».
Максим Лозовский
Алексей Никишин
«В креативных индустриях нужен человек, который смотрит на продукт и делает его современным. Сегодня на рынке таких специалистов практически нет. Для тех, кто занимается креативными проектами, самое важное — это быть в современной культуре. Быть погруженным в нее. Обычно те, кто занимается современными проектами, сами не современны. Из-за этого происходит сбой».
Как начать развиваться в сфере креативных индустрий
Алена Кукушкина
«В России много возможностей получить достойное образование в креативных индустриях. В нашей природе — большое творческое начало и много любви к креативным процессам. Самыми яркими, на мой взгляд, являются институции НИУ ВШЭ, БВШД, Институт «Стрелка», Академия коммуникаций Wordshop, проекты Роскультцентра.
Есть и другие классные институции. Все зависит от индустриальной специализации, которую вы выбираете. Много насыщенных современных программ, дающих возможность получить первое высшее или дополнительное профессиональное образование. Мне очень нравится методический подход, который использует RCA (Royal College of Art) в Лондоне. Их базовые стейтменты: «Learning that lasts a lifetime», «Collaborations & partnerships», «Community Engagement».
Нужно искать комьюнити, в котором активно идут креативные процессы. И стараться стать частью этого творческого объединения. Потому что ты двигаешь комьюнити, а комьюнити продвигает тебя. Важно участвовать в программах и конкурсах, которые инициирует государство. Пример прекрасной программы Роскультцентра — Art Team 2.0. Программа предназначена тем, кто создает свои креативные проекты, хочет повысить свои скиллы в менеджменте, стратегии и коммуникации».
Максим Лозовский
Для старта развития в креативных индустриях могу посоветовать следующее. Начать вести свой блог. Помогать с организацией мероприятий. Освоить новую компьютерную программу. Вариантов масса. Самое правильное — изучать себя, а не конкретную индустрию. И не стоять на месте».
Как будет развиваться сфера креативных индустрий?
Максим Лозовский
«Креативные индустрии — драйверы экономического роста. Просто сравните темпы роста: мировая экономика растет на 2–3% в год, креативные индустрии в мире — на 15–20%. В России: экономика (без учета пандемийного времени) — растет на 1–2% в год, тогда как — 40–50%, книжный рынок — 10–11%, игры — 20–30%.
Креативные индустрии будут расти быстрыми темпами. Крупные традиционные компании будут продолжать консолидировать рынки. Сохранятся риски деформации отраслей со стороны технологических гигантов. Если не принимать системных мер на уровне государства, пиратство будет сдерживать развитие креативных отраслей».
Алексей Никишин
Алена Кукушкина
«Креативные индустрии будут очень активно развиваться, потому что они помогают лучше использовать ресурсы планеты. Креативные индустрии повышают качество жизни и дают шанс на самореализацию большому количеству людей. Креативные индустрии развивают технологии и инвестируют в будущее. Креативные индустрии улучшают наше эмоциональное здоровье, потому что креативность — это борьба с рутиной и монотонностью. Появятся или укрепят свои позиции множество новых профессий: специалисты по нейроинтерфейсам, разработчики умных тканей, операторы умных городов, специалисты по ресайклингу в ».
Гибкая креативная индустрия
Необходим универсальный критерий, который позволит составить реестр субъектов креативных индустрий, поскольку они могут быть заняты в разных сферах экономической деятельности. На роль такого мерила отлично подходит капитализация прав на интеллектуальную деятельность. Правда, с этим критерием есть риск потерять сущность креативных индустрий как чего-то самостийного, отличного от культуры, науки или технологий.
По мнению руководителя коммуникаций «Родных городов» Наталии Беляковой, «российские креативные бизнесы вне столиц балансируют между социальным предпринимательством, культурной миссией, классическим бизнес-проектом и шеринговыми комьюнити. Как показывает опыт сибирских проектов, с которыми давно работает программа, инициативы самых разных направлений, опираясь на единство принципов и целей, совместно создают в городах целые креативные экосистемы. Многие их них начинаются как грантовые, а затем вырастают в самостоятельный бизнес». Для учета их вклада в экономику нужна комплексная оценка экономического и социокультурного влияния на длинных циклах.
Любая формализация, независимо от критериев, всегда в чем-то противоречит реальности. Но «формализм» необходим, чтобы заложить монолитную основу для развития креативного бизнеса, а затем развивать ее, взаимодействуя с экспертами и сообществами практиков. Поэтому так важно сегодня понять, каким образом предложенные Министерством культуры нововведения будут подхвачены на уровне других структур и нормативно-правовых актов. И еще важнее, создавая систему поддержки и регулирования, действительно дать новые возможности и не лишить креативные индустрии автономности и гибкости. Для них это ресурс даже более значимый, чем любая интеллектуальная собственность.
Креативные индустрии: содержание понятия и классификация
Начиная со второй половины ХХ века, в развитых странах мира начался переход от индустриального к постиндустриальному технологическому укладу производства. Одним из признаков подобной трансформации стало перемещение большинства индустриальных предприятий из стран Западной Европы в страны с более дешевой рабочей силой, оптимальными климатическими и экономическими условиями. К последствиям подобных трансформаций можно отнести изменение структуры занятости, а также структуры расходов и специфики потребления. Сегодня доля занятых в сфере услуг развитых стран западной Европы превышает 70%, а уровень себестоимости продукции составляет менее половины конечной цены, тогда как ее большая часть – это расходы на маркетинг.
Указанные социально-экономические трансформации стали предпосылкой для формирования и развития креативной экономики, основу которой составляют креативные (творческие) индустрии. Креативная экономика представляет собой особый сектор экономики, к которому причисляют различные рынки в зависимости от классификационных факторов, но объединяет все эти рынки одна общая черта – они базируются на использовании человеческих знаний и умений в выработке новых и креативных продуктов. Продукты креативной экономики – это товары и услуги, появление которых невозможно без активного интеллектуального участия их создателя.
Креативная экономика – это особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности человека, его основными характеристиками являются: высокая степень участия новых технологий в различных областях деятельности человека; высокий уровень неопределенности; большой объем уже существующих знаний и острая необходимость генерации новых знаний. Ключевыми компонентами креативной экономики являются: информация, технологии, право интеллектуальной собственности, авторские разработки, а также креативный класс.
Предшественником термина «креативные индустрии» является термин «индустрии культуры», введённый в научную среду в 1947 году исследователями Т. Адорно и М. Хогхаймером («Диалектика Просвещения»). В конце 60-х гг. ХХ века взаимосвязь между культурой и бизнесом значительно усилилась. Такие отрасли экономики как кино, телевидение, музыкальная индустрия и рекординг стали приобретать все большее общественное и политическое значение. В 90-е гг. ХХ века происходит стремительный рост распространения компьютерных технологий, цифровой культуры и Интернета. Все это приводит к становлению культурных (креативных) индустрий в качестве ядра креативной экономики.
К сектору культурных индустрий относят такие виды деятельности как: аудио-визуальное творчество; туристическая и спортивная деятельность; издательская деятельность; культурное наследие; театральное и визуальное искусство.
С развитием общества и цифровых технологий перечень индустрий расширился, а в их определении все чаще стал использоваться термин «креативные индустрии», который имеет относительно недавнее происхождение. Первоначально он был использован в 1994 году в Австралии при подготовке доклада «Creative Nation: Commonwealth Cultural Policy».
Определение понятия «креативные индустрии», которое часто используется современными теоретиками и практиками, было разработано в 1998 году представителями Департамента культуры, спорта и медиа Соединенного Королевства. По мнению сотрудников департамента, креативные индустрии представляют собой деятельность, которая основана на творческом начале, таланте или навыках и несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и использования интеллектуальной собственности».
Следует отметить, что словосочетание «креативные индустрии» принято употреблять именно во множественном числе. Это обусловлено тем, что отрасли (сектора) творческих индустрий (мода, архитектура, дизайн, издательское дело и т. д.) обладают разными специфическим особенностями, которые определяют их прибыльность и динамику развития.
В целях уточнения сущности понятия «креативные индустрии» обратимся к анализу более общего определения «креатив». Слово «креатив» происходит из латинского языка: «creatio» — сотворение, создание. В русском языке слово «креатив» появилось как калька с английского языка, причем в ряде случаев авторы обращают внимание на смысловые нюансы в понятиях «креативный» и «творческий».
В Большом словаре иностранных слов «креативный» истолковывается как «созидательный, творческий, отличающийся поиском и созданием нового». Как следствие, креативные (творческие) индустрии определяются как отрасли промышленности, которые возникают в индивидуальном творчестве, реализации мастерства и таланта.
Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (UNCTAD) трактует понятие «креативные индустрии» как «наукоемкое и трудоемкое явление, связанное с высокой концентрацией творческих ресурсов».
Согласно определению, представленному в Кембриджском словаре, «креативные индустрии» – отрасль, основой которой является работа, где важна оригинальность идеи, в таких областях как сфера искусства, средства массовой информации, разработка компьютерных программ и т. д.
По мнению известного специалиста в сфере маркетинга и бизнес-стратегии Дэвида Пэрриша под креативными индустриями следует понимать широкий спектр экономической деятельности, который связан с производством и коммерциализацией творчества, идей, знаний и информации.
Для более глубокого понимания специфики креативных индустрий важное значение имеет их классификация. С момента выделения креативной экономики, как самостоятельного сектора экономики были разработаны различные модели классификации креативных индустрий, однако наиболее востребованной сегодня является модель, разработанная UNCTAD. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию в 2010 году подразделила креативные индустрии на три категории:
1. Креативное применение – охватывает отрасли промышленности, которые развивают продукты или услуги, прежде всего, в целях продажи. Их существование зависит от рыночного спроса. В эту категорию входят:
2. Креативное выражение – охватывает продукты, которые не преследуют коммерческую цель. Эти продукты, как правило, определяют как «искусство ради искусства». В некоторых случаях эти продукты или услуги предоставляются даже в отсутствие рыночного спроса и могут положиться на поддержку со стороны общества. В данную категорию входят:
3. Креативные технологии – в большей степени полагаются на технологии и цифровые средства. Хотя технологии являются основным материалом для нескольких креативных индустрий, эта категория была специально выделена из-за своей основной функции – быть взаимосвязанной с цифровыми технологиями. К этой категории относятся:
В мировой экономической литературе представлен и ряд других моделей, определяющих структуру креативных индустрий и сферы деятельности, которые к ним относятся.
Модель концентрических кругов основывается на предположении, что стоимость креативных товаров и услуг наделяет их производство особыми характеристиками. Чем полнее воплощен творческий смысл в том или ином креативном товаре, тем больше его возможности на включение в состав креативных индустрий. Согласно положениям модели, центром креативных идей выступает искусство, музыка, художественные промыслы, которые в свою очередь, влияют на другие сферы креативной экономики, расположенные в виде кругов дальше от центра. Первый круг ограничивает относительные границы культурных индустрий, которые продуцируют художественные товары, защищенные авторским правом. Второй круг – креативные индустрии – включая производство и потребление не только культурных товаров, но и другую креативную продукцию постиндустриальной эпохи.
Таким образом, данная модель разграничивает товары и услуги по характеру их производства, типу производственного процесса, а также по типу средств, используемых для производства таких товаров. Однако недостатком такой модели является то, что она не выделяет четкой границы между креативными индустриями и другими секторами экономики.
Модель Всемирной организации интеллектуальной собственности в центре креативных индустрий ставит сферы деятельности, результатом которых являются товары, защищенные авторским правом. Основой модели креативных индустрий, построенной по этой методике, выступает интеллектуальная собственность как главное условие создания креативных товаров и услуг.
Креативные индустрии, согласно определению Всемирной организации интеллектуальной собственности, включают те отрасли, в которых производимый продукт (товар или услуга) содержит существенную часть творчества. Исходя из этого, выделяется 3 функциональных блока:
— креативные индустрии, основанные на интеллектуальной собственности (реклама, коллекционирование, киноиндустрия, издательское дело, программное обеспечение, музыка, исполнительское искусство, телерадиовещание, визуальное и графическое искусство);
— смежные индустрии (цифровые технологий, музыкальные инструменты, публикации, искусство фотографии);
— индустрии, которые частично охраняются авторским правом (архитектура, легкая промышленность, проектирование, мода, бытовые товары, игрушки, архитектура).
Главным условием включения отдельных отраслей в состав креативных индустрий, согласно модели Конгресса США, является их способность производить и распространять искусство. Такая модель построена на так называемых «arts-centric businesses» — предприятиях ориентированных на искусство. Она включает в состав креативных индустрий исключительно те предприятия, которые непосредственно связанные с производством и распределением искусства, как основного товара. В состав креативных индустрий в этой модели относят музеи, театры, сферу архитектуры, рекламы и т.п.
Принципиальным отличием этой модели является то, что она сосредоточена исключительно на творческих видах деятельности и совершенно исключает из креативных индустрий такие сферы как компьютерное программирование или научные исследования, которые по своей природе, не ориентированы на искусство.
Каждая из представленных моделей демонстрирует основную цель и методы управления развитием креативных индустрий. Однако каждая из них в качестве основы креативных индустрий ставит различные виды производства, различные отрасли промышленности, что бесспорно усложняет унификацию определения сущности креативных индустрий.
Растущее значение креативных индустрий в развитии экономики обуславливает расширение спектра инструментов их поддержки, как на уровне национальных правительств, так и муниципальной власти. Программы поддержки развития креативного предпринимательства занимают ключевое место в социально-экономической политике городов и стран Европы и Северной Америки и приобретают возрастающее значение в других регионах мира.
Таким образом, взаимодействие экономики и культуры на всех этапах развития позволило сформировать сложные глобальные процессы, связанные с формированием и развитием креативной экономики и ее основы – креативных индустрий. Сегодня важность креативных индустрий признается почти всеми правительствами мира. Креативные индустрии представляют собой совокупность взглядов, идей, тенденций и направлений современного развития экономики и характеризуются органичным сочетанием знаний, информации и творчества (креативности). Креативные (творческие) индустрии представляют собой также сферу разработок, производства и реализации конкурентоспособных инноваций в широком масштабе. Они способствуют модернизации и развитию всех сфер экономики и всех сфер общественной жизни, повышают уровень и качество жизни населения, способствуют росту эффективности, наукоемкости и качества трудовых ресурсов, обеспечивающих конкурентоспособность страны на международной арене.
Сущность и значение креативных кластеров раскрыты в следующей СТАТЬЕ.
Список использованных источников