Краудфандинг что это такое простыми словами
Как краудфандинг-платформы помогают привлекать инвестиции на бизнес и личные нужды
Начинающие предприниматели, артисты и общественные деятели часто сталкиваются с необходимостью поиска денег. Чтобы получить поддержку от людей, которые разделяют их идеи, появился краудфандинг.
Что такое краудфандинг?
Краудфандинг – способ получить инвестиции от многих людей для реализации бизнес-идеи. В широком смысле слова – это народное финансирование.
Предприниматели по всему миру публикуют свои проекты на специальных интернет-площадках. Они просят помощи у тех, кто заинтересовывается их предложением. Любой пользователь платформы может стать инвестором и сделать взнос на нужную или произвольную сумму.
Механизм краудфандинга
Как работает краудфандинг
Например, вы придумали экономичный способ цветной печати на тканях. Чтобы реализовать задумку, можно взять кредит в банке или найти частных инвесторов. Но есть другой сценарий.
Вы идёте на краудфандинговую площадку и создаёте объявление. Заявляете свою цель (к примеру, внедрить технологию на производство, чтобы в два раза снизить себестоимость одежды с принтами), называете сумму стартового капитала. Потом вы должны предложить людям, которые будут инвестировать в вашу идею, что-то взамен: долю в бизнесе, процент с прибыли или упоминание в СМИ.
Всё, что будет происходить дальше, зависит от вас в меньшей степени. Пользователи на портале (их называют донорами, спонсорами или инвесторами) начинают вкладывать деньги, а информация о сборе отображается в режиме открытого доступа. Если удалось набрать нужную сумму, вам перечислят все средства (за вычетом налогов и комиссий), а вы будете отчитываться за них перед инвесторами и отдавать вознаграждения.
Ещё можно собирать деньги на помощь людям, поддержку разных движений, творческие начинания, даже на доставку пиццы домой.
Виды и модели краудфандинга
Есть три типа краудфандинга. Они зависят от того, какое вознаграждение получает инвестор
Сбор денег бывает с материальной отдачей и без. Второе характерно для личных проектов или пожертвований в благотворительные фонды. Дарение денег возможно в социально полезных бизнес-идеях: защита беженцев, утилизация мусора, поиск экологичных источников энергии.
Доля бизнеса или роялти с продажи продуктов называется краудинвестингом – самый популярный способ работы. Правда, такую модель инвестирования придумали только 15 лет назад – пока она осложнена законодательным регулированием. Ещё на краудфандинге можно просто брать взаймы под проценты.
Краудфандинг-площадки для бизнеса
Kickstarter
Kickstarter хороша и для бизнеса, и для творческих идей. Креативные проекты заходят лучше, поэтому музыку, гаджеты, независимое кино, комиксы поддерживают активнее, чем обычные IT-предложения. Здесь получали помощь игровая приставка OUYA и умные часы Pebble.
Проекты создаются бесплатно, а комиссия равна 5%. Авторы могут попасть в отдельные категории рекомендаций от команды платформы и получить дополнительный приток заинтересованных спонсоров.
Среди минусов – комиссия за вывод, работа только с американскими/британскими банками. Отсутствие благотворительных, политических, медицинских проектов.
RocketHub
Площадка для предпринимателей, которые хотят продавать свои идеи и улучшать их в «Комнате финансирования капитала». Отдельный плюс платформы – сотрудничество с каналом A&E, который отбирает проекты для своего телеэфира.
У сервиса простые правила: комиссия 4% и столько же – процент с переводов. Если цель не будет достигнута, комиссия увеличится вдвое.
Преимущество платформы – помощь новичкам с подачей заявки и открытии сбора. На RocketHub просят деньги на бизнес, научные разработки, произведения искусства, социальные проекты.
Fundable
CrowdFunder
Boomstarter
Если вы ищете для бизнес-краудфандинга российские площадки, то зайдите на Boomstarter.
Больше поддержки здесь получают развлекательные проекты: настольные или компьютерные игры, кино, приложения для смартфона. Тут помогли проекту надувного дивана без насоса «Биван» и мобильной игре «Империя». Всего есть 15 направлений для стартапов.
На Boomstarter есть услуга краудгифтинга – совместной покупки товаров имениннику или нуждающемуся человеку.
Минусы сервиса – сотрудничество по схеме «всё или ничего» и ограничения по минимальным пожертвованиям. Платформа работает для российских граждан с рублёвым счётом в банке.
Краудфандинг на личные нужды
Indiegogo
Indiegogo появился 10 лет назад и собрал десятки миллионов взносов от доноров из 200 стран. Сюда приходят со своими идеями даже если нет конкретных сроков по реализации.
В Indiegogo можно получить инвестиции на свадьбу, операцию, путешествие. Есть отдельный раздел для меценатов в благотворительность.
Можно реализовывать разные бизнес-идеи, фильмы, клипы, поддерживать приюты, проекты по защите прав человека или природы. Рейтинг проектов рассчитывается по автоматическому алгоритму, который учитывает число доноров и комментариев.
Сбор за пользование Indiegogo – 5% (но если цель не достигнута, то в два раза больше). Есть дополнительные расходы на обработку платежей. Аудитория скромнее, чем на Kickstarter, но требований к авторам меньше.
«Планета»
«Планета.ру» – краудфандинг российского происхождения. Творческие, образовательные, благотворительные и социальные проекты – горячо приветствуются. Здесь можно собрать деньги на выпуск книги, реставрацию городского памятника или спектакль.
На «Планете» почти нет минусов, но проекты нельзя одновременно размещать на других площадках. Регистрация для спонсоров обязательна, а срок денежных сборов можно продлевать только один раз.
Комиссия ресурса – стандартные 5%, ещё 13% – налог государству.
GoFundMe
GoFundMe поддерживает восстановление природных или общественных объектов в городах и просто исполняет чьи-то мечты. Идеальная площадка для частных проектов, благотворительных сборов для больного родственника или организации предложения руки и сердца. 40 млн пользователей ежедневно рассказывают здесь свои личные истории.
Преимущество – получение денег даже если установленная сумма не была накоплена к концу проекта.
Риски краудфандинга
Мошенничество
Для тех, кто инвестирует есть серьёзная угроза – мошенничество или неисполнение обязательств со стороны авторов. О любой идее на платформах вы получаете ограниченную информацию. Нет личного контакта между авторами и инвесторами.
К счастью, сайты краудфандинга выявляют мошеннические проекты. Модераторы проверяют идеи на адекватность и реализуемость, запрашивают документы. Они могут заблокировать доступ к проекту на любой стадии. Некоторые платформы планируют страховать финансы инвестора. А ещё можно найти автора в соцсетях и обсудить вопросы с ним лично, либо просто изучить его профайл.
Плохой бизнес-план
Возникают проблемы с расчётом инвестиций в бизнес и прогнозируемой прибыли. Бывает, что сумма, выставленная автором, не совпадает с практикой. Здесь некоторые платформы придерживаются гибкой политики – разрешают менять точную сумму по мере выполнения плана.
Плагиат
Если вы автор идеи и описываете весь бизнес-план на платформе в деталях, то рискуете столкнуться с плагиатом.
Недостаточное финансирование
Даже если вы подойдёте к оформлению внимательно, предложив интересную идею, нет никаких гарантий, что соберёте нужную сумму. Ещё необходимо учитывать комиссию, налоги, риски прекращения работы площадки, если вы доверяетесь не раскрученному ресурсу.
Поддержка со стороны краудфандинговой платформы не означает, что вам не придётся дополнительно вкладывать деньги на раскрутку своего проекта и уделять ему много времени.
Закон о краудфандинге
В России отрасль краудфандинга должен регулировать Федеральный закон «Об альтернативных способах привлечения инвестиций», но он всё ещё находится на рассмотрении. Его подготовила та же группа депутатов, которая сделала закон «О цифровых финансовых активах», предлагающий регулирование для криптовалют и ICO.
Закон определяет правила работы для операторов платформы, инвесторов и авторов. Операторы должны обеспечивать конфиденциальность данных, устанавливать порядок и сроки передачи денег участникам, свой размер вознаграждения, сохранность и достоверность записей в реестре договоров, а также могут менять правила платформы в одностороннем порядке.
Закон называет четыре способа вложения денег:
На пользователя платформы, у которого нет статуса квалифицированного инвестора или индивидуального предпринимателя закон накладывает ограничения. Он не может инвестировать в один проект больше 50 000 рублей или больше 500 000 рублей в несколько проектов за один год. Авторам бизнес-идеи нельзя привлекать в свой проект больше 200 000 млн рублей. Оператор обязан следить за этими ограничениями.
Банк России также ведёт реестр операторов инвестиционных платформ. Он должен контролировать их, проводить проверки и устанавливать формы отчётности. Пользователи могут пожаловаться в Банк России на действия или бездействия оператора.
Что такое краудфандинг простыми словами и как это работает
Вы давно хотели открыть свое дело, но оттягивали с реализацией планов из-за нехватки денежных средств? Самое время воспользоваться помощью коллективного финансирования.
Игорь и Василий – студенты 2-го курса инженерного университета. Они долго трудились над разного рода изобретениями, желая создать что-то уникальное и полезное для общества. Недавно они придумали робота, который помогал бы слабовидящим людям хорошо ориентироваться в пространстве. Но на реализацию этого проекта у студентов не хватает средств. Как быть в такой ситуации? Неужели эта задумка так и останется на бумаге?
Удобный способ привлечь финансирование – это воспользоваться краудфандингом. Что это за новое понятие и как оно работает?
Что такое краудфандинг
Это метод сбора денег на реализацию и поддержание научных, творческих, социальных, экологических и других идей. То есть желающие вкладывают средства или привлекают спонсоров, которые затем могут получить прибыль с финансируемых проектов. Но это также осуществляется и на безвозмездной основе, когда добровольно отдают средства для поддержки понравившегося стартапа или на благотворительность.
Для начала обратимся немного к истории. Само понятие «краудфандинг» в 2006 году придумал журналист Джефф Хау. С английского языка оно переводится как «общественное финансирование». Этим термином начали оперировать совсем недавно, но метод сбора средств существовал уже в прошлом столетии.
В начале XX века жители села Турнаева и соседних поселений объединили деньги для строительства Серафимовской церкви, первой на тот момент в Сибири. Всего им удалось собрать примерно 12 тысяч царских рублей.
В настоящее время краудфандинг реализуется чаще всего через интернет, то есть средства собираются через специальные онлайн-платформы. Первым в истории примером такой операции считается «спонсирование» гастролей рок-группы Marillion в 1997 году. Американские поклонники осуществляли акцию по всей стране и собрали более 60 тысяч долларов.
Где применяют краудфандинг и как он работает
Средства собирают для абсолютно разных целей. Можно помочь в реализации художественных, образовательных, технических проектов. Например, в открытии языковой школы, создании настольной игры, изобретении уникального чистящего средства для окон и многого другого.
Большая часть краудфандинга осуществляется на специальных интернет-платформах, но сбор денег происходит с помощью СМИ или даже через социальные сети. В новостях по телевидению показывают репортажи про детей, нуждающихся в лечении, или людей, находящихся в сложной жизненной ситуации и с финансовыми трудностями. Обычно просят отправить СМС с суммой пожертвования. Средства перечисляются в фонд, который сам их распределяет. В данном случае речь идет о о безвозмездном пожертвовании, фандрайзинге. Этот термин означает привлечение денежных ресурсов на социальные и благотворительные цели.
Также люди могут воспользоваться краудфандингом и для личных целей. Например, студент не может себе позволить оплатить учебу в университете; человеку не хватает для путешествия или на покупку машины. В таких социальных сетях, как Инстаграм или Вконтакте, в группах или на личных страницах иногда размещают объявления о помощи для поддержания творчества. Владелец страницы указывает данные карты, куда перечислять средства, или ссылку на краудфандинговую площадку.
Чтобы собрать денежные средства, автору краудфандингового проекта нужно указать точный срок окончания инвестирования и саму сумму.
Василию и Игорю необходимо 2 млн рублей, чтобы создать робота для помощи слабовидящим. Срок они определили в 6 месяцев.
Преимущество данного метода – это прозрачность денежных перемещений. То есть инвестор (бэкер) должен быть уверен, что его деньги не потеряются, а пойдут на реализацию задуманного.
Если говорить про благотворительность, то это безвозмездное вложение денег. Человек протягивает руку помощи и не ждет от этого прибыли. Чего нельзя сказать о стартапах. Если человек решил инвестировать в бизнес, то он в дальнейшем может получить прибыль. При условии, что проект окажется успешным и принесет много денег, инвестору полагается часть внесенных средств или их полная сумма.
Покупая акции в стартапе, вы, с одной стороны, рискуете, потому что не знаете, начнет ли процветать бизнес. Но с другой стороны, можете рассчитывать на увеличение вложений, если акции вырастут в цене.
Виды краудфандинга
Самые известные платформы для краудфандинга
Существуют специальные платформы для регистрации краудфандинга. Чтобы начать сбор денег, необходимо выбрать площадку, которая подходит для реализации именно данного проекта. Все действия инвесторов и авторов регулирует 259 Федеральный закон РФ.
Важно: чтобы основать краудфандинговую платформу, нужно зарегистрировать юридическое лицо и получить разрешение на такую деятельность. Что можно сделать, если вам еще нет 18 лет, можно прочитать в статье.
Перед тем как опубликовать проект на площадках, подумайте, будет ли он востребован и принесет ли прибыль. Это необходимо учесть в первую очередь, если бэкерам обещают вознаграждение или проценты.
Также ознакомьтесь с требованиями и условиями платформы. Некоторые из них ставят жесткие правила: если автор не сможет собрать необходимую сумму к указанному сроку, то он ничего не получает. С одной стороны, это мотивация придумывать заранее выгодные проекты, но с другой – огромный риск остаться с нереализованной задумкой.
Поэтому сначала стоит прочитать отзывы о площадке, узнать о ее репутации и собрать информацию у тех, кто уже имел опыт работы с ней.
Как разместить проект? Для начала расскажите о задумке так, чтобы убедить: этот проект принесет пользу. Чтобы привлечь больше внимания и подробнее продемонстрировать задуманное, можете записать видео.
Затем установите срок для окончания взносов и укажите нужную сумму. Напишите о вознаграждениях для спонсоров. И дайте рекламу в печатных, онлайн-СМИ, опубликуйте новость в социальных сетях. То есть воспользуйтесь всеми каналами для распространения.
В России
В России официально действуют 26 краудфандинговых платформ. В 2020 году с помощью данных интернет-ресурсов провели сделок на более чем 7 млрд рублей.
Рассмотрим некоторые популярные действующие российские площадки.
Boomstarter
Одна из первых в стране – основана в 2012 году. Действует принцип «все или ничего». Если автор вовремя не соберет финансы для проекта, то теряет все средства. Самым прибыльным вложением площадки является художественный фильм «28 панфиловцев» – собрали 1 063% от нужной суммы.
Planeta.ru
Крупнейшая в России. Осуществляет сбор средств для коммерческих, творческих и политических проектов. Также работает и с благотворительностью. Устанавливает такие правила: если автору удается получить половину необходимой суммы, то он платит 15% комиссии, а если всю сумму – то 10%. Платформа знаменита благодаря первому успешному проекту – сбору финансов для альбома российской группы «Би-2».
Василий и Игорь воспользовались данным онлайн-ресурсом. У них получилось собрать только половину суммы – 1 млн рублей. Согласно правилам Planeta.ru они заплатят 15% комиссии, то есть 150 тысяч. Но как поступить и откуда взять недостающие средства?
С помощью новой акции от Совкомбанка «0% по Халве+0% по кредиту» возможно взять в кредит до 30 млн рублей. Необходимо заполнить заявку на сайте и получить одобрение.
«Город денег»
Платформа удобна для инвесторов, которые финансируют малый и средний бизнес. Действуют электронные торги, благодаря которым фаундеры выбирают выгодные предложения. Комиссия – от 3 до 6%.
«Поток»
Функционирует в сфере p2b-кредитования (когда бэкер является физлицом, а заемщик – юридическим лицом). Здесь делать вложения имеют право как физлица, так и какие-либо организации. Представители малого бизнеса могут получить поддержку бэкеров.
В мире
На иностранных платформах действуют зарубежные платежные системы, что может вызвать сложности у пользователей из России. Поэтому зарегистрироваться там и реализовывать задуманное, скорее всего, не получится. Но если интернет-ресурс позволяет осуществить валютный перевод, ознакомьтесь с подробностями этой операции.
Kickstarter
Ее создатели популяризировали само понятие «краудфандинг». Инвестирование доступно для всех видов проектов, но опубликовано все должно быть на английском языке. Если фаундеру не удалось собрать всю сумму – вложения отдают обратно инвесторам. Известен нашумевшим проектом «умные часы», финансирование которого составило 10 266%. Однако российским пользователям там зарегистрироваться нельзя: площадка доступна для жителей США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых стран Европы.
Indiegogo
Краудфандинговая платформа, где реализуется сбор денег для художественных, благотворительных проектов и для личных задумок. Осуществлено уже более 200 000 проектов. Устанавливает следующие правила: в случае неудачи или если автор передумал он вправе забрать полную сумму, но при этом заплатит 9% комиссии.
Patreon
Довольно известная площадка, которой активно пользуются блогеры для сбора финансовой помощи (донатов). Иными словами: поклонники платят за подписку на канал, тем самым поддерживают кумира. Сайт забирает 5% с вложений.
Чем краудфандинг отличается от краудсорсинга
Оба являются методами привлечения помощи для реализации задуманного проекта. Различаются они тем, что краудфандинг позволяет собрать необходимые финансовые средства, а благодаря краудсорсингу вы найдете именно исполнителей.
Анна решила открыть магазин одежды. Уже нашла помещение, заключила договор с поставщиком, выбрала бренды для сотрудничества, наняла часть штата, но еще не определилась с дизайном вывески. Подумав, она разместила объявление на краудсорсинговой платформе, обозначив вознаграждение за услугу – скидку на ассортимент в шоуруме.
Существует два варианта для «коллективного труда».
Опубликованное объявление о проекте должно привлекать как можно больше желающих. Для этого опишите конкретно само задание и что вы желаете увидеть в конечном итоге. Установите срок выполнения задачи и укажите, какое вознаграждение получит исполнитель. Чем детальнее вы продумаете эти моменты, тем больше мотивации будет у работников.
Преимуществом такой системы по поиску человеческих ресурсов является экономия времени и денег. То есть работодателю, если речь идет о разовых задачах, не надо нанимать в штат специальных людей и ежемесячно им платить.
Подводя итоги, отметим: на средства, собранные коллективным финансированием, распространяется налог в размере 13%. Как физлицо, так и фирма платят проценты за доход.
Краудфандинг для самых маленьких (ч. 1)
Немного предыстории
Почему я выбрал эту тему? В свободное от работы время мы с коллегами занимаемся разработкой собственного проекта, имеющего аппаратную и программную части. Часто запуск и дальнейшая поддержка такого рода проектов требуют больших вложений, которые не мог бы покрыть наш бюджет. Финансирование привлечь мы не смогли бы, так как инвесторам в данном случае необходимо предоставить готовый продукт, однако понятно, что перспектива запущенного проекта без посетителей, и ждущего, что на него когда-то обратит внимание какой-нибудь бизнес-ангел, нас не устраивала, а значит средства нужны еще и для того, чтобы сразу запуститься и далее гармонично наращивать пользовательскую базу. В нашей ситуации нам идеально подошел краудфандинг. Мы основательно занялись изучением этого вопроса, и результатом наших исследований явилась данная серия статей. Спешим представить вам ее. Приятного чтения!
А теперь открываем тетрадочки и записываем
Согласно Википедии краудфа́ндинг («народное финансирование», от англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов).
Другими словами, это объединение людей, основной целью которого является привлечение (сбор) денежных средств на реализацию социальных, творческих, научных или производственных проектов каких-либо людей или организаций. Сборы такого рода в наше время как правило осуществляются через Интернет, причем под данным явлением подразумевается непосредственно сам способ сбора средств, а инструменты этого процесса играют второстепенную роль.
Данный процесс осуществляется с помощью специальных краудфандинговых платформ, или самостоятельно на официальном сайте заинтересованной в сборе организации или человека. Платформа в данном случае является гарантом сделок и безопасности, так как осуществляет проверку и отсев проектов, нарушающих правила системы. Весьма интересный нюанс заключается в том, что использование платформы более предпочтительно в силу того, что сборы где-то на независимом сайте приносят пользователю больше свободы в принятии решения в этой области. То есть заходя непосредственно на сам сайт проекта или организации, он не получает навязчивой просьбы «пожертвовать прямо сейчас», которая ко всему прочему обязательно снабжается картинкой, которая вызовет жалость у любого (да, это то, о чем вы и подумали). Платформы практически лишены этих недостатков, особенно при умелом создании текста кампании по сбору средств (об этом позднее), ведь специально заходя на нее, человек понимает зачем он попал сюда и для чего эта платформа, собственно, и предназначена, а значит он делает пожертвование по собственному желанию, действительно желая поддержать проект.
Отличительными особенностями любой кампании на любой платформе являются: текст с наглядными иллюстрациями, максимально точно отражающий суть будущего проекта, по желанию с видео и аудио-материалами, и возможность выбора вознаграждения, которое отличается в зависимости от того, какая сумма была пожертвована донором (разумеется помимо предоставления ему в дальнейшем непосредственно того, ради чего он и делал пожертвования). Как правило эти вознаграждения предоставляются в электронном виде (благодарность в специальном разделе сайта или соц. сетях, электронная копия муз. альбома и т. п.), иногда и сувенирная продукция. Как говорится, мелочь, а приятно. Нет нужды говорить, что для удобства доноров платформы предоставляют большое количество способов оплаты, начиная от электронных кошельков и заканчивая банковскими картами и платежными автоматами.
Окей, а что это за платформы?
Kickstarter
Однако существуют и платформы, принимающие и резидентов других стран. К ним относится не менее известная платформа IndieGoGo.
IndieGoGo
Оплата с помощью зарубежных платежных систем часто создает трудности у российских пользователей (с русскими платежными системами-то иногда создает, что уж и говорить о зарубежных), так же могут возникнуть сложности с выходом на рынок русских проектов, особенно интернет-проектов. Поэтому при всех своих плюсах работа с этими площадками не всегда возможна.
Закатываем губу обратно и возвращаемся в Россию
Скажем сразу: через три года после запуска первого российского аналога Кикстартера краудфандинг в России находится почти в зачаточном состоянии. «Почти», так как у нас имеются как минимум две довольно крупных платформы, с одной из которых плотно сотрудничает Lipton, находясь там в поиске проектов, которые он лично желает профинансировать. Определенно поддержка такого гиганта на рынке уже говорит о многом. Этой платформой является первая и до сих пор крупнейшая в России краудфандинговая платформа planeta.ru.
planeta.ru
Немного цифр: за все годы своего существования (с 2012) успешно реализовано более 2 000 проектов на общую сумму 220 млн руб. Самый успешный — мультфильм Гарри Бардина «Слушая Бетховена», относительно недавно, в мае 2015 года, собрал более 6 млн руб. Эта статистика более чем объективно показывает текущее состояние краудфандинга в России. Мы пока еще очень не зарубеж. Однако стоит смотреть на вещи оптимистично: лично мы на собственном опыте нашей кампании по сбору средств видим, что нам жертвуют люди, у многих из которых в копилке несколько десятков поддержанных ими проектов, что уже вселяет большую надежду на то, что данное явление в России весьма актуально. Так же не может не радовать список музыкальных коллективов, успешно реализовавших на ней свои проекты: БИ-2, Несчастный случай, Ляпис Трубецкой, Король и Шут, Сплин, Animal ДжаZZ, Ундервуд. Так что не время расстраиваться, определенно это явление достаточно развито у нас, просто еще недостаточно освещено.
Boomstarter
Мы вроде как живем в стране с развитой рыночной экономикой, и у нас тоже присутствует здоровая конкуренция, поэтому совпадение или нет, но через два месяца у платформы planeta.ru появился ее прямой конкурент — Boomstarter. За все время на нем реализовано более 3000 проектов, из них более 1000 успешных на сумму более 250 млн руб. Эти два сервиса являются аналогами, однако есть одно принципиальное различие: на Boomstarter’е проект считается состоявшимся только в случае, когда собрана вся требуемая сумма, на planeta.ru же для этого достаточно хотя-бы половины суммы. Поэтому есть смысл подбирать краудфандинговую платформу исходя из этих особенностей: если для проекта будет существенна даже половина собранной суммы — рекомендуется пользоваться Планетой, во всех остальных случаях подойдет Бумстартер. На обеих платформах при создании кампании по сбору средств за вами закрепляется ваш личный куратор, который будет помогать вам вести вашу кампанию на всем ее протяжении. Однако существенное отличие Бумстартера от Планеты заключается и в том, что практически на всем протяжении кампании на нем он будет давать вам советы о том, как сделать вашу кампанию эффективнее. На Планете же куратор отвечает только на вопросы, которые вы сами задаете ему. Средства связи с куратором разные: Скайп, эл. почта, мы даже иногда общались по обычному телефону, это вполне нормально.
Совсем недавно было сделано несколько весьма ощутимых нововведений. Во первых, как и на IndieGoGo, теперь можно жертвовать даже тогда, когда кампания официально не завершена. Во вторых — можно докладывать любую несуществующую сумму, если по каким-то причинам (например, для освящения в СМИ) необходимо, чтобы необходимая сумма (хотя-бы в виде цифр) была собрана любой ценой. Такой подход оставляет двоякое впечатление, однако с другой стороны, это всяко лучше, чем просить весь отдел вложиться в кампанию, а потом возвращать им все деньги целый год.
Отличаются и комиссии сервисов: комиссия Планеты составляет 10%, если поступило более 99,9% требуемой суммы, и 15%, если собрано от 50% до 99,9%. Комиссия Бумстартера — 5%. Дополнительно на обоих ресурсах взымается комиссия платежных систем 5% плюс подоходный налог в 13% для физ. лиц. На Бумстартере для ИП по упрощенке ПН составляет 6%. На Планете ПН для ИП или ООО не уплачивается, поэтому ИП или ООО тут быть предпочтительнее.
Мы выбрали для своей кампании платформу planeta.ru, так как для нас важна любая собранная сумма, будь это хоть половина от нужной суммы, ибо мы получим нужные нам средства в любом случае, но выбрав платформу с иной моделью сбора средств, где требуется полностью собранная сумма, мы бы рисковали остаться вообще ни с чем, если бы проект собрал бы хоть 99% требуемых средств.
Итог первой части
Подошла к концу первая часть из этого цикла статей. Мы рассмотрели в ней самые крупные и известные краудфандиногвые платформы, которые действительно заслуживают внимание. Хочется подвести итог: краудфандинг — определенно стоящая возможность получения финансирования без инвесторов и иных источников. Благодаря жесткой ручной модерации проектов возможность обмана минимальна. Так же, не смотря на то, что в России в этом направлении предстоит сделать еще много для популяризации данного явления и создания его положительной репутации у пользователей, уже существуют крупные краудфандинговые платформы, благодаря которым тысячи проектов получили финансирование на крупные суммы.
Краудфандинг в России до сих пор не обрел популярности. Причиной этому является его недостаточная освещенность. Так же на это влияет и тот факт, что мы просто напуганы тем, где каким-либо образом участвуют наши денежные средства, и нас можно полностью понять: за плечами известные всем не по наслышке лихие 90-е, пирамиды и лохотроны, а известный основатель этого движения совсем недавно снова успешно провернул свою кампанию уже с молодым поколением. Однако хотелось бы успокоить всех следующими фактами: