Кратковременная память это что такое
Как работает кратковременная память
Содержание
Кратковременная память. Принцип работы
Мозг обрабатывает сигналы, поступающие к нему из различных источников и хранит до тех пор, пока они необходимы для какой-либо задачи. Основным механизмом сохранения информации на данном этапе является простое повторение. Прекращая повторение, человек, как правило, начинает забывать запомненное, освобождая таким образом место для хранения новых данных, которые кажутся ему более актуальными.
Отличие кратковременной памяти от оперативной и долговременной видов памяти
Но почему же мы до сих пор помним, что 2*2=4, что день рождения любимой бабушки в Июне, или то, что Архимед кричал “Эврика!”? Дело в том, что эти и другие подобные факты перешли в долговременную память. Именно там хранятся те данные, которые мы повторили достаточное количество раз, чтобы убедить мозг в их важности и актуальности.
Другие виды памяти
Разумеется, существуют и другие виды памяти. Например:
Сюда поступают сигналы от органов чувств, мимолётные ощущения, чтобы впоследствии трансформироваться в материал для кратковременной памяти.
Она позволяет телу двигаться, функционировать и принимать нужное положение, в автоматическом режиме. Именно благодаря ей мы не забываем, как нужно ходить или, скажем сидеть на стуле.
Она специализируется на пережитых ранее чувствах и эмоциях.
Однако эти виды памяти больше связаны с источниками воспоминаний или с механизмами восприятия, говоря же о сроках хранения, деление памяти на оперативную, кратковременную и долговременную более целесообразно.
Рекомендации по улучшению кратковременной памяти
Кратковременную память можно и даже необходимо развивать. Это поможет не только научиться сохранять нужные воспоминания, но и избежать всевозможных расстройств памяти в старости. Существует несколько простых способов, благодаря которым можно изменить гибкость ума и скорость мышления.
Рассмотрим каждый из этих советов подробнее.
Мнемонические приёмы рекомендовано использовать тем, кто имеет ярко выраженные проблемы с кратковременной памятью. Они также помогают переводить информацию в долговременную память, оказывая положительное влияние на скорость и качество запоминания. Действуют такие приёмы так: незнакомые и/или абстрактные понятия необходимо превратить в конкретные и понятные образы-ассоциации. Таким образом незнакомые данные прочно связываются с теми, которые уже хранятся в памяти, и информация максимально быстро закрепляется и не забывается.
Правильное с точки зрения потребностей мозга. Известно, что на улучшение памяти — как кратковременной, так и долговременной — положительно влияет употребление определённых продуктов:
Необходимо помнить, что недостаточно съесть горсть орехов, чтобы моментально улучшить память. Только ежедневное систематическое потребление необходимых продуктов даст хороший эффект в долгосрочной перспективе.
Что касается физической активности, то несложные физические упражнения и прогулки на свежем воздухе обеспечивают мозг кислородом и питательными веществами, что благотворно сказывается на его работе в целом и на способностях к запоминанию в частности.
Упражнения на развитие кратковременной памяти
Чтобы развить кратковременную память, необходимо регулярно ее тренировать с помощью специальных упражнений, направленных и на укрепление памяти, и на внимание.
Упражнения на внимание
Упражнения для развития памяти
Запоминайте пары несвязанных между собой существительных, представляя их в одних обстоятельствах:
Проверьте, легко ли вспомнить пару к одному из слов. Это упражнение тренирует скорость запоминания и наращивает объем запоминаемой информации.
Запоминание последовательностей из чисел или из слов обладает схожим эффектом. Правда, для того, чтобы их запомнить придется соединить не два образа, а целую цепочку-историю, включающую в себя нужные элементы. Так, чтобы запомнить такую последовательность:
Бабочка
Стол
Самолет
Корзинка
Книга
Нужно представить бабочку, которая приклеилась лапками к столу, в стол на всём ходу врезается самолет, а по его трапу спускается корзина, полная книг.
Попросите друга, коллег или любого, кто оказался с вами в одной комнате, убрать, например, со стола любой предмет. Разумеется, таким образом, чтобы вы этот предмет не видели. Затем постарайтесь вычислить, какой предмет пропал. Так вы натренируете и память, и внимание.
Иными словами, если вы не хотите через несколько лет обнаружить пробелы в памяти, начать работать над её развитием и укреплением нужно как можно скорее и чаще.
кратковременная память
Полезное
Смотреть что такое «кратковременная память» в других словарях:
Кратковременная Память — вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация … Психологический словарь
кратковременная память — оперативная память — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы оперативная память EN short term memory … Справочник технического переводчика
КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ — КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ. То же, что оперативная память. Подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти. Эта подсистема проявляется как сложное действие,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ — один из видов памяти, характеризующийся, во первых, немедленным запоминанием, запоминанием после одного и очень кратковременного предъявления информации и, во вторых, немедленным воспроизведением и очень кратким (до 30 с) сохранением. Можно… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
кратковременная память — см. память … Толковый переводоведческий словарь
Кратковременная память — (short term memory (STM)). Временная или оперативная память; информация, содержащаяся в ней, сознательно обрабатывается … Психология развития. Словарь по книге
КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ — подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти. Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного… … Профессиональное образование. Словарь
Кратковременная память — вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации … Психология человека: словарь терминов
Кратковременная память (short-term memory) — В конце 1950 х гг., на волне интереса к моделям обработки информ. применительно к научению, памяти и восприятию, возникла потребность в получении ответов на множество вопросов, касающихся характеристик последовательности обработки, от приема,… … Психологическая энциклопедия
Память (биологическая) — Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно… … Википедия
«У меня беда с краткосрочной памятью» или Как не быть рыбкой Дори?
Александра Иваницкая
У вас бывало такое, что вы знакомитесь с человеком, а уже через пять минут не можете вспомнить, как его зовут? Или вам приходилось готовиться к экзамену в последнюю ночь, и после получения долгожданного зачета на месте выученной информации каталось перекати-поле. Все это приближает вас к рыбке Дори из мультфильма Pixar «В поисках Немо», у оптимистичной и яркой героини были постоянные проблемы с краткосрочной памятью. Разбираемся, как работает этот вид памяти и как избежать проблем с ней.
Как работает краткосрочная память?
Краткосрочная память еще называется кратковременной. Это один из фрагментов многокомпонентной модели памяти, которую психологи разработали в 1950-х годах. Кратковременная память отвечает за удержание полученной здесь и сейчас информации, которая поступает из сенсорной памяти. Затем информация обрабатывается оперативной памятью и — если она нужна или повторяется несколько раз — переносится в долгосрочную память.
В кратковременной памяти информация удерживается недолго: от нескольких секунд до нескольких дней, пока она востребована, а после этого все будет безжалостно удалено. Если занесенная в кратковременную память информация не будет повторена через 20 секунд — вы ее забудете. Объем такой памяти тоже невелик: 4–5 переменных.
Примеры работы кратковременной памяти:
Когда вы читаете книгу, именно кратковременная память позволяет вам удерживать все имена героев и кто кому приходится братом, женой или любовницей. То же самое происходит при просмотре сериалов: специально, чтобы взбодрить краткосрочную память, делается вставка «в предыдущей серии».
Когда человек диктует вам номер телефона, именно краткосрочная память помогает вам удержать каждую цифру в момент между тем, как вы ее услышите и занесете в телефонную книжку.
И именно кратковременная память помогает вам удерживать нить разговора и поддерживать беседу.
Когда начинаются проблемы с краткосрочной памятью, какие-то из этих процессов дают сбои. Если забыть имя собеседника — это еще полбеды, то забыть адрес отеля в поездке — уже куда серьезнее. Точно также человек с проблемами с краткосрочной памятью может становиться рассеянным, ходить из комнаты в комнату, не в силах вспомнить, а что он забыл: ключи или телефон? Или собирался ли он вынести мусор или сходить в магазин за продуктами?
Проблемы с краткосрочной памятью наблюдаются у людей с болезнью Альцгеймера, а также у людей страдающих дислексией и последствиями инсультов и травм.
Будем на связи! Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте каждую неделю подборки актуальных и интересных статей от нашей команды.
Как развивать краткосрочную память?
Есть несколько техник для развития памяти, которые относительно просты и не требуют дополнительных инструментов и сложного оборудования.
Метод Айвазовского
В рамках этого метода вам нужно несколько минут смотреть на пейзаж или интерьер, а затем постараться нарисовать его по памяти, повторив наибольшее количество деталей. Если вы не обнаруживаете у себя таланта художника, то вместо рисунка вы можете просто составлять описание комнаты или пейзажа. Запоминайте цвета, формы, мелкие детали.
10 отличий
Используйте в качестве тренажера картинки, на которых нужно искать отличия.
Последовательности
Запоминайте последовательности слов. Выписывайте максимально не связанные между собой слова, заучивайте их наизусть и выписывайте по памяти. Главное — сохранить неизменную последовательность.
Хотите жить в согласии со своим организмом и не чувствовать себя совой в мире жаворонков? Рассказываем, как это сделать, на практическом курсе по биохакингу.
Для моих тренировок
Для работы с пациентами
Для использования членами моей семьи
Для работы с учениками
Для проведения научного исследования
Пожалуйста, подтвердите, что тренировки и/или тесты предназначены для вас. Вы создадите персональную учётную запись. Этот вид учётной записи разработан специально для того, чтобы помочь вам оценить и тренировать ваши когнитивные способности.
Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам, предназначенным для ваших пациентов. Вы создадите учётную запись для управления пациентами. Эта учётная запись специально разработана в помощь специалистам в области здравоохранения (врачам, психологам и т.д.) для диагностики когнитивных расстройств и вмешательства.
Подтвердите, что вы хотите предложить когнитивные тренировки и/или тесты вашим родным или друзьям. Вы создадите семейную учётную запись. Эта учётная запись создана для того, чтобы члены вашей семьи получили доступ к тестам и тренировкам CogniFit.
Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам для участников вашего исследования. Вы создадите учётную запись для исследователей. Эта учётная запись специально разработана в помощь учёным при исследовании когнитивных областей.
Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам для ваших учеников. Вы создадите учётную запись для управления учениками. Эта учётная запись специально разработана в помощь при диагностике и лечении когнитивных расстройств у детей и учащейся молодёжи.
Для вашего собственного использования (от 16 лет). Дети младше 16 лет могут использовать семейную платформу CogniFit.
Отправьте тесты и тренировки пациентам
Отправьте тесты и тренировки ученикам
Отправьте тесты и тренировки вашим детям и другим родственникам
Отправьте тесты и тренировки участникам исследования
При регистрации и использовании CogniFit вы соглашаетесь с тем, что вы прочитали, поняли и принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности CogniFit.
Кратковременная память
Когнитивная cпособность. Нейропсихология
Получите доступ к полной батарее когнитивных тестов для оценки кратковременной памяти
Определите и оцените наличие изменений и нарушений
Стимулируйте кратковременную память и другие когнитивные способности
Что такое кратковременная память?
Кратковременная память (КВП) может быть определена как механизм памяти, который позволяет нам хранить ограниченное количество информации в течение короткого периода времени. Кратковременная память временно удерживает обработанную информацию до того, как она будет забыта или перейдёт в хранилище долговременной памяти. Таким образом, кратковременная память имеет два основных свойства: ограниченную ёмкость и конечную длительность.
Кратковременная память выступает в качестве одной из дверей доступа к долговременной памяти, или как «хранилище», позволяющее нам сохранить информацию, которая не понадобится в будущем, но нужна в данный момент. Это означает, что повреждение КВП может помешать появлению новых воспоминаний в долговременной памяти.
В случае повреждения исключительно кратковременной памяти теряется способность сохранять информацию на короткий промежуток времени, необходимый для её работы. Таким образом, мы бы не смогли понять смысл длинных фраз и поддерживать беседу.
Кратковременная память и ее взаимосвязь с другими основными типами памяти
Когда мы говорим о памяти, обычно речь идёт о полученном опыте и воспоминаниях, но память включает в себя гораздо больше процессов. В целом можно выделить четыре относительно независимых друг от друга механизма памяти:
Кроме того, в случае повреждения кратковременной памяти претерпевают изменения системы, которые от неё зависят, например, рабочая (оперативная) и долговременная память. Если мы не сможем удержать информацию в кратковременной памяти, оперативная память не сможет обработать такую информацию. Что касается долговременной памяти, создание новых воспоминаний будет нарушено, так как передача информации от КВП к ДВП не может быть выполнена корректно по причине расстройства кратковременной памяти. Тем не менее, возможно восстановление воспоминаний, которые были ранее сформированы в долговременной памяти.
Примеры кратковременной памяти
Патологии и расстройства, связанные с потерей кратковременной памяти
Если бы различные типы памяти не были независимыми, ошибка одного всегда приводила бы к сбою в работе другого. К счастью, для каждого типа памяти предназначены различные области мозга, так что изменения в ДВП, например, не должны влиять на КВП. Как правило, все виды памяти работают сообща, и было бы очень трудно определить, в какой момент начинает работу один, и завершает другой. Когда один из видов памяти повреждён, наш мозг не может полноценно выполнять свои функции, что влечёт за собой негативные последствия в нашей повседневной жизни.
Нарушение кратковременной памяти может сократить как время, так и количество обрабатываемых элементов. Таким образом, при незначительном изменении, скорее всего, мы будем запоминать меньшее количество информации на меньшее время, поэтому ущерб будет незначительным. И наоборот, серьезный сбой в её работе может привести к потере функций КВП, с ощутимыми последствиями.
Кратковременная память может быть повреждена различными способами. Было установлено, что КВП нарушается при умеренных стадиях болезни Альцгеймера, хотя повреждение ДВП является более серьёзным при этом заболевании. Также наблюдается важность кратковременной памяти в случаях дислексии, потому что трудности хранения фонологической информации могут привести к проблемам в обучении чтению. Кроме того, употребление марихуаны является еще одним фактором, который может повлиять на целостность КВП. Повреждение головного мозга в результате инсульта или черепно-мозговой травмы также может ухудшить кратковременную память.
Как измерить и оценить кратковременную память?
Кратковременная память участвует в большинстве наших повседневных задач. Способность корректно взаимодействовать с внешней средой и окружающими людьми напрямую зависит от нашей кратковременной памяти. Таким образом, оценка кратковременной памяти и знание, в каком она состоянии, могут быть полезными в различных областях жизни: в учёбе (это позволит нам узнать, будет ли ребенок иметь трудности при обучении чтению или проблемы с пониманием длинных или сложных фраз), в медицинских областях (чтобы знать, что пациенту необходимо дать максимально простые указания, или что у него возникают проблемы при формировании новых воспоминаний), в профессиональных областях (кратковременная память может служить индикатором готовности усваивать новую информацию и работать со сложными задачами).
Можно оценить различные когнитивные функции, в том числе КВП, надёжно и эффективно с помощью комплексного нейропсихологического тестирования. Тесты, которые предлагает CogniFit («КогниФит») для оценки кратковременной памяти, разработаны на основе Методики Психометрической Оценки Памяти Векслера (WMS), Теста на Длительное Поддержание Функций (СРТ), Теста на Симуляцию Нарушений Памяти (ТОММ) и Теста «Лондонская башня». Помимо кратковременной памяти, эти тесты также измеряют пространственное восприятие, планирование, скорость обработки информации и рабочую (оперативную) память.
Как восстановить или улучшить кратковременную память?
Кратковременную память можно тренировать и улучшать, как и другие когнитивные способности. CogniFit («КогниФит») даёт вам возможность делать это профессионально.
Реабилитация кратковременной памяти основана на пластичности мозга. CogniFit («КогниФит») предлагает серию упражнений, направленных на восстановление КВП и других когнитивных функций. Мозг и его нейронные связи усиливаются при использовании тех функций, в которых они задействованы. Поэтому, если регулярно тренировать кратковременную память, нейронные соединения задействованных мозговых структур будут укрепляться. За счёт этого соединения будут работать быстрее и эффективнее, улучшая кратковременную память.
CogniFit («КогниФит») состоит из опытной команды профессионалов, специализирующихся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза. Это позволило создать программу для персональной когнитивной стимуляции, которая адаптируется к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с точной оценки кратковременной памяти и других фундаментальных когнитивных функций. На основании результатов оценки, программа когнитивной стимуляции от CogniFit («КогниФит») автоматически предлагает режим персональных тренировок для усиления кратковременной памяти и других когнитивных функций, которые, по данным оценки, следует улучшить.
Регулярные и адекватные тренировки имеют важное значение для улучшения кратковременной памяти. CogniFit («КогниФит») предлагает ряд инструментов для оценки и восстановления этой когнитивной функции. Для правильной стимуляции требуется уделять 15 минут в день, два или три раза в неделю.
Программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») доступна онлайн. Она содержит множество интерактивных упражнений в форме увлекательных игр для мозга, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit («КогниФит») покажет подробную диаграмму с прогрессом вашего когнитивного состояния.
Кратковременная память – что это такое? Как развить кратковременную память?
Сегодня мы остановим внимание на развитии кратковременной памяти (её также называют рабочей). Этот вид памяти отличается незначительным, около 30 секунд, промежутком сохранения информации. Цель кратковременной памяти – максимальная «выжимка полезного», упрощающая воспринимаемую информацию и отделяющая важное, полезное от второстепенного.
Память – психический процесс, складывающийся из нескольких связанных между собой компонентов: запечатление информации, её хранение, воспроизведение и забывание. Наиболее часто встречающаяся классификация такова: по длительности хранения информации выделяют мгновенную (длительностью максимум 15 секунд), кратковременную (и оперативную, связанную с ней) и долговременную память. Каждый из указанных видов памяти является также и важным этапом обработки (сохранения) данных.
Из кратковременной памяти важная для индивида информация поступает в оперативную, а затем и в долговременную память, но человеку приходится предпринимать для этого некоторые волевые усилия. Факторами, способствующими переходу информации в оперативную память, являются сопровождение информации эмоциями, многократные повторения, необычность, важность для данного человека.
Объём кратковременной памяти
Этот показатель у разных людей неодинаков и характеризует способность человека запоминать поступающую информацию. Если вас просят запомнить ряд слов, а затем сразу воспроизвести, то количество запомненных слов станет показателем объёма кратковременной памяти. В среднем эта величина составляет 7 плюс (минус) 2.
Итак, кратковременная память играет в нашей жизни важную роль:
Развитие кратковременной памяти
Развитие кратковременной памяти даёт нам ряд преимуществ:
Список можно продолжать. Как итог, улучшение уровня кратковременной памяти улучшает и качество нашей жизни.
Можно ли развить кратковременную память?
Доказано, что, регулярно получая определённые нагрузки, мозг перестраивается с целью достижения максимальной эффективности. Так, во время выполнения задач n-назад увеличивается объём кратковременной памяти и способность концентрироваться. Кроме того, при этом отмечается увеличение показателей подвижного интеллекта, т.е. способность анализировать, логически мыслить и, независимо от имеющегося опыта, решать новые задачи. Показатель подвижного интеллекта является определяющим в вопросе обучаемости, он является важной частью показателя уровня интеллектуального развития человека.
Учёные доказали, что мозг способен восстанавливать утерянные вследствие повреждения связи и изменять свою структуру под воздействием различных факторов, как внешних, так и внутренних. Это явление получило название нейропластичность. В мозге происходят непрерывные процессы как разрушения, так и рождения новых связей между нейронами. Благодаря нейропластичности мы способны обучаться, развивать память, даже восстанавливать функции мозга при его поражении. Доказано, что пластичность мозга не теряется с возрастом. Тренировку мозга часто сравнивают с тренировкой мышц, и не случайно.
Как развить кратковременную память?
Если классифицировать память по характеру психической активности, особого внимания заслуживает образная память. В ней сохраняются образы: запахи, звуки, зрительные представления. Одним из показателей индивидуально-типологической характеристики памяти является тот её вид, который является ведущим для конкретного человека. В этом ключе различают зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную и другие виды памяти.
Кратковременная зрительная память
Кратковременная зрительная память связана с фиксированием, хранением и воспроизведением зрительных образов. Её объём довольно несложно протестировать.
Тест на кратковременную память:
Нарисуйте таблицу 3X4 и заполните её случайными двузначными числами. В течение 20 секунд смотрите на таблицу, стараясь запомнить как можно больше чисел. Затем закройте её и запишите все числа, которые запомнили. Последовательность воспроизведения не имеет значения.
Для взрослого человека нормой считается уровень кратковременной памяти, при котором запоминается не менее 7 чисел.
Для тренировки зрительной памяти у ребёнка можно использовать такую игру: приготовьте две картинки с одним и тем же предметом, хорошо известным малышу. На первой картинке предмет должен быть изображён целиком, а на второй на нем должны отсутствовать какие-то элементы. Например, на первой картинке – стол, а на второй – он же, но без одной ножки. Вначале ребёнку показывают первую картинку, просят рассмотреть и запомнить (30 секунд). Затем первую убирают, дают вторую и просят назвать отличие (или отличия) от первой.
Кратковременная слуховая память
Кратковременная слуховая память связана с фиксированием, хранением и воспроизведением слуховых образов. Она является одной из разновидностей образной памяти. Ещё в 1960 году результаты экспериментов доказали, что слуховая память – одно из главных условий сохранения и воспроизведения вербальной информации (Джордж Стерлинг, американский когнитивный психолог).
Есть специальные тесты на кратковременную память, методики, позволяющие оценить объём слуховой памяти, но они актуальны прежде всего для оценки уровня готовности ребёнка к обучению в школе.
Для тренировки слуховой и ассоциативной памяти у ребёнка можно использовать игру «Опиши меня». Для этого взрослый называет какой-либо предмет или животное, а ребёнок должен представить его и назвать разные его вид, признаки, действие, особенности, звуки. Например: котёнок – маленький, тёплый, пушистый, шерстка длинная, густая, может мурчать вот так: «Муррр». Может мяукать вот так: «Мяу».
Взрослым рекомендуется научиться прислушиваться к звукам, окружающим нас и воспринимаемым как фон. Попробуйте выделять их по отдельности и мысленно повторять, стараясь быть как можно точнее. Это тренирует и внимание, и слуховую память.
Кратковременная память у ребёнка
В отличие от взрослых, дети имеют несколько меньший объём кратковременной памяти (5-6 слов, цифр или образов). По мнению учёных, в дошкольном возрасте кратковременная память развивается особенно интенсивно: в это время закладываются основы её развития. Дошкольник, в отличие от более старших детей и взрослых, информацию запоминает механически, и управлять памятью начинает с помощью родителей и педагогов. От того, насколько правильно происходило развитие основных психических функций ребёнка дошкольного возраста, зависит состояние его памяти и его успехи в обучении.
Каждый возраст имеет свои особенности развития памяти.
1.От рождения и до 1 года происходит формирование моторной памяти. Ребёнок запоминает движения, особенно имеющие позитивный результат и эмоционально подкреплённые.
2.От 1 года и до 2 лет – первые попытки узнавания близких (родители – не в счёт). Развивается нервная система, а с ней – и объём запоминания. Осваивается ходьба, и это освоение даёт новый важный опыт. Начинают формироваться зачатки образной памяти.
3.От 2 и до 4 лет возобладает механическое запоминание. Идёт освоение основных двигательных навыков, закладываются основы логики, происходит запоминание более сложных слов.
4.От 4 и до 6 лет у детей доминирует непроизвольный характер запоминания, не зависящий от волевых усилий и желаний ребёнка. Запоминание связано с деятельностью и зависит от её особенностей. Что увлекло, вызвало сильные эмоции – то и запомнилось.
Способность к запоминанию, как правило, оценивают по состоянию слуховой и зрительной памяти, что выясняется при немедленном воспроизведении ребёнком услышанного или увиденного. Иногда плохая кратковременная память у ребёнка сочетается с гипертрофированной долговременной, и в этом случае малыш не в состоянии запомнить короткое предложение, но детально воспроизводит события большого срока давности.
Нарушения кратковременной памяти у взрослых могут быть связаны в возрастом, травмами головы, приемом некоторых препаратов, опухолями мозга, хроническим недосыпанием, старческим слабоумием, психическими расстройствами, употреблением алкоголя и наркотических веществ. Но не будем забывать о нейропластичности мозга, о возможности развивать свои способности и о том, что терпение и труд все перетрут.
И ещё несколько общих советов:
Успехов Вам в саморазвитии и занятий с удовольствием!