Красный моцарт спектакль о чем

«Красный Моцарт» во МХАТе им. Горького

МХАТ на Тверском бульваре открывает постковидный театральный сезон новой музыкальной постановкой. Все, как полагается в наше нелегкое время: сложности с парковкой, шахматная рассадка, безалкогольный буфет (хотя бутерброды с семгой остались). Театр, конечно, должен начинаться с вешалки, но как будто именно в эти дни погода обещает смилостивиться – будет тепло и даже не очень сыро, можно не брать с собой плащ и сменную обувь.

В каждом театре обычно присутствует три репертуара: один – для брезгливых критиков, другой – для преданных фанатов, третий – для комфортного семейного просмотра. Последний и делает основную кассу. Во МХАТе беспроигрышным вариантом традиционно были пьесы из школьной программы: и детишкам хорошо – можно не читать оригинал, и родителям неплохо – отдыхают душой на знакомой с детства классике. Спектакль «Красный Моцарт» удивительным образом соединяет все три стратегии: это и эксперимент, и следование мхатовским традициям, и в определенном смысле классика.

Историю великого советского мелодиста Исаака Дунаевского художественно переосмыслил автор пьесы Дмитрий Минченок – это его перу принадлежит биография музыканта в книжной серии «Жизнь замечательных людей». Вероятно, Минченок знает его судьбу лучше, чем кто бы то ни было (за исключением, вероятно, Максима Дунаевского). Режиссер постановки Рената Сотириади на протяжении многих лет была сподвижницей Юрия Любимова в Театре на Таганке. Художник – Борис Краснов не нуждается в представлениях для тех, кто хоть иногда захаживает в московские театры. Композитор, что характерно, Исаак Дунаевский.

В нем действительно есть что-то моцартианское – легкость, гармоничность, но при этом и ощущение масштаба. О Дунаевском принято говорить в контексте не столько серьезной, сколько популярной музыки. А между тем главный музыкальный гений XX века Дмитрий Шостакович называл увертюру к фильму «Дети капитана Гранта» «симфоническим произведением большого накала и темперамента». При этом постоянно повторял, говоря о Дунаевском: «большой талант», «большой мастер». Определение «большой» у Шостаковича в отношении Дунаевского появляется как будто избыточно часто. Понятно почему – мы имеем дело с так называемым «большим советским стилем».

Большой стиль

Творивший главным образом при Сталине, Дунаевский не мог не передать дух эпохи. А эпоха была масштабной – это время героев и подвигов. Строилась великая, лучшая в мире страна, самая сильная и самая справедливая, под руководством величайшего гения – в этом не сомневалось большинство из тех, кто оставался на свободе. Ощущение счастья, грандиозности совершаемых событий и близкого светлого будущего было разлито в воздухе и транслировалось при помощи немногих в те годы массовых каналов – газет, радио и кино.

Как известно, основное свойство тоталитарных систем – их тотальность. Энергии власти пронизывают все уровни общества и жизнь каждого гражданина, проникая в его самые интимные сферы. От государева ока не спрятаться, не скрыться. Человек невольно чувствовал себя элементом колоссального механизма, жертвовал личным ради всеобщего, получая в награду радость сопричастности чему-то великому. Попробуйте встать прямо перед главной сталинской высоткой, зданием МГУ на Воробьевых горах, и посмотреть вверх. Но будьте осторожны, может закружиться голова. Вы почувствуете ментальность человека сталинской эпохи: странноватую смесь из ощущений своей ничтожности, благоговейного страха и восторга перед масштабом нависающей над тобой громадины.

Исаак Дунаевский, человек невысокого роста, умел создавать масштаб как никто – но масштаб особого духоподъемного свойства. Те же Прокофьев и Шостакович, много писавшие для кино, передавали драматизм борьбы с врагом, напряженное переживание национального подвига – это величественная, но тревожная музыка. Дунаевский был творцом счастья и мастером воодушевления. Его песни, звучавшие по утрам из репродукторов, придавали сил и бодрости, примерно как сегодня – пара чашек хорошего кофе. Тем более что за них не надо было платить. Он же – автор музыки к главным комедиям сталинской эпохи, в которых было меньше злого высмеивания и больше душевности.

Последовавшее высмеивание

Высокий имперский стиль советской эпохи ушел вместе с эпохой. Взамен мы имеем массовую культуру с ее ориентацией на телесный низ и искусство постмодерна, проникнутое идеей глумления над любыми ценностями. На смену соцреализму пришел соц-арт как центральный стиль актуального творчества. Монумент низвергнут, по нему можно смело стучать молоточками. Возвышенный советский пафос высмеивается и пародируется, доводится до абсурда и смешивается с грязью. Поначалу это было довольно мило и забавно – как в тех же книжках Венички Ерофеева и Саши Соколова, в живописи Комара и Меламеда, Эрика Булатова и Ильи Кабакова. Потом стало страшновато, как в романах Владимира Сорокина и Андрея Куркова. Последний, кстати, мало известный у нас, но знаменитый и востребованный на Западе русскоязычный писатель. Западу вообще нравится, когда наши люди издеваются над собственным прошлым. Есть простой, но действенный лайфхак: хочешь успеха за рубежом – начинай изгаляться над советскими идеями и символами. На тебя обратят внимание, пойдут гастроли, выставки, призы, гонорары.

Реакция и адаптация

Особенность нового мхатовского спектакля – как раз в попытке преодолеть принятое в модном современном театре глумление над советской эпохой. В желании воспроизвести на новом этапе хотя бы элементы высокого стиля и сделать это на легком комедийном материале. Но необходима адаптация к сегодняшнему восприятию. Прежде всего это касается музыки: мелодии Дунаевского изрядно аранжируются, приспосабливаются к привычным нам ритмам и интонациям. То же самое пришлось проделать и со сценографией и хореографией: оформление и действие не должны вызывать ощущение фейка, при этом быть оригинальными и приятными зрителю, воспитанному на современных образцах. Принципиально важен образ Сталина: довольно трудно удержать баланс между мрачной серьезностью этой фигуры и комедийным жанром постановки. Вождя в спектакле, кстати, играет Сергей Шакуров.

Может показаться, что МХАТ не совсем подходящее место для подобного рода экспериментов. Мы привыкли, что оперетты и мюзиклы нам показывают в других местах. Однако этот театр не всегда был только драматическим. Его основатель Станиславский в свое время немало потрудился над оперными постановками в Большом театре. Вместе со своим заклятым другом Немировичем-Данченко основал домашнюю оперную студию. Кроме того, недавно выяснилось, что в проекте здания на Тверском бульваре предусмотрена оркестровая яма – ее там обнаружили, сняв первые три ряда партера. Здание с самого начала строилось с учетом возможных музыкальных спектаклей в репертуаре. Поэтому здесь и уникальная для залов такого размера акустика. Удивительно, что за прошедшие полвека один из лучших по своим параметрам концертных залов Москвы не использовался в таком качестве. В этом смысле премьера «Красного Моцарта» – знаковое событие, открывающее новую страницу в жизни МХАТа, а может, и всей театральной Москвы.

Источник

Эдуард Бояков: «Красный Моцарт» поднимает вопрос отношений власти и культуры

от Елена Булова

Красный моцарт спектакль о чем. Смотреть фото Красный моцарт спектакль о чем. Смотреть картинку Красный моцарт спектакль о чем. Картинка про Красный моцарт спектакль о чем. Фото Красный моцарт спектакль о чем

Вчера во МХАТ им. М. Горького состоялось открытие нового 123-го театрального сезона. МХАТ представил первую премьеру – музыкальную комедию «Красный Моцарт».

– 123-й сезон будет сезоном важных, ключевых премьер, – сказал, обратившийся к зрителям перед началом спектакля художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков: «Мы строим новый театр. И нас ожидает ни много, ни мало – 20 премьер. Спасибо за ваши аплодисменты, спасибо за ваш кредит доверия и за веру в нас». Затем поднялся занавес с легендарной шехтелевской «Чайкой» и зазвучала музыка Исаака Дунаевского.

Нечастый для поклонников МХАТа жанр музыкальной комедии – это не эксперимент, а скорее возвращение к истокам: более ста лет назад Московский Художественный Театр создали великие режиссеры К. Станиславский и Вл. Немирович-Данченко, которые работали с оперными постановками и музыкальными спектаклями.

– Для МХАТа особенно актуален пример Станиславского, – поясняет Эдуард Бояков, – который сто лет назад выходил из глубокого профессионального кризиса через обращение к поэтическому слову и к музыке в театре. Именно тогда Станиславский обратился к оперному жанру, вместе с Немировичем-Данченко работал над постановками в Большом театре, создал у себя на дому Оперную студию, которая позже переехала в отдельное здание и превратилась в Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко. Уже в 30-х годах при театре работал оркестр из музыкантов высочайшего уровня. А здание МХАТа на Тверском бульваре проектировалось с расчетом на музыкальные спектакли: здесь под первыми рядами партера – оркестровая яма: акустике зрительного зала позавидует любой музыкальный театр. Накануне открытия сезона в зале Большой сцены, во время замены кресел и пола, были найдены элементы уникальной акустической системы.

Новое качество звука смогли оценить зрители на премьере музыкального спектакля «Красный Моцарт», который МХАТ представил в год 120-летия со дня рождения и 65-летия со дня смерти великого советского композитора Исаака Дунаевского.

– Русская культура, русская музыка немыслима без фильмов, без песен, без сочинений Исаака Дунаевского, – продолжает Эдуард Бояков. – «Красный Моцарт» напомнил российскому зрителю о том, что мы потеряли: о музыкальной культуре советской эпохи и о безусловных ценностях, ею утверждаемых.

Авторы спектакля — драматург, автор книги о Дунаевском Дмитрий Минчёнок, любимая ученица Юрия Любимова, режиссер Рената Сотириади и легендарный художник-сценограф Борис Краснов — поднимают актуальный сегодня вопрос о взаимоотношениях власти и культуры. Суперхиты великого советского композитора прозвучали в исполнении оркестра Воздушно-космических сил России под руководством заслуженного артиста России Владимира Иванова. Мир «советского Голливуда» открыли зрителям народный артист РСФСР Сергей Шакуров, заслуженная артистка Республики Башкортостан, оперная дива Елена Терентьева, заслуженный артист России Максим Дахненко и ведущий молодой артист МХАТ им. М. Горького Тимур Дружков.

Центральный персонаж постановки – музыкант-самородок Дуня Воробей, удивительно похож на композитора Исаака Дунаевского. Другие герои представляют музыкальный ареопаг СССР условных тридцатых годов прошлого века – великих композиторов советской эпохи, в равной степени зависимых как от воли Вождя, так и от прихотей условного дома творчества, где они собрались. Но главный герой спектакля – гениальная музыка Дунаевского, великого композитора, фигуры номер один в советской музыке «большого стиля».

– «Красный Моцарт» – это не спектакль-автобиография, а спектакль о музыке Дунаевского, – рассказывает режиссер Рената Сотириади. – Это спектакль о том, как эта музыка рождалась, о творчестве и о любви. В спектакль включены самые известные музыкальные композиции, любимые и народом, и самим Дунаевским.

– МХАТ им М. Горького восполняет очень страшный пробел – он приносит подношение композитору, про которого ни разу не было написано ни одной биографической книги, кроме моей в серии ЖЗЛ, не снято ни одного фильма. При том, что в России вряд ли вы найдете людей, которые не слышали музыку Дунаевского, – размышляет драматург, писатель, автор пьесы Дмитрий Минчёнок.

Об уникальности постановки высказался и художественный руководитель ансамбля Военно-космических сил России, заслуженный артист Российской Федерации Владимир Иванов.

– Это первый случай, – говорит он, – когда военный оркестр участвует в полноценном спектакле прославленного коллектива МХАТ им. М. Горького – ни один ансамбль песни и пляски Вооруженных сил никогда не играл в таких постановках. Для нас это большая честь. Особенно важно то, что коллектив не просто играет, а полноценно участвует в сценическом действии.

Художник-сценограф спектакля Борис Краснов всегда работал с масштабными проектами – Олимпиада, Универсиада, Азиатские игры. И здесь он тоже поражает зрителей масштабностью сценографии.

– Композитор Дунаевский, – считает Краснов, – синоним «большого стиля». Мне очень нравится идея и драматургия «Красного Моцарта»… Бывший дворец в стиле ампир, преобразованный в загородный Дом творчества, воздушный шар, отражающий тягу поколения к покорению высот, «дива», «кумир» – все это приметы эпохи. В свою очередь, Большая сцена МХАТ им. М. Горького уникальна по своим техническим параметрам: зал на 1345 мест, плунжеры, сценические фуры. Возможности МХАТ неимоверны, и мы используем их в полную меру.

Для художником по костюмам Елены Ярочкиной знаком высокого стиля стал белый цвет.

– Моей задачей, – рассказывает художница, – было не отразить эпоху буквально, а создать ее яркий образ. Если посмотреть на старые фотографии, видно, как много в одежде того времени белых элементов: белые береты, носочки, платья, костюмы, физкультурные майки, рубашки, туфли и даже парадные летние гимнастерки офицеров НКВД.

К премьере театр представил выставку из трех экспозиций, посвященную Исааку Дунаевскому и Любови Орловой, главным героям спектакля «Красный Моцарт». Выставка подготовлена совместно с музеем Булгакова, Алтайской библиотекой им. В.Я. Шишкова, Культурным центром Любови Орловой в Звенигороде и Риммой Александровной Дунаевской (вдовой сына Исаака Осиповича – Евгения).

Первая часть выставки – «Дунаевский лицом к лицу. Семейный альбом», мультимедийная экспозиция на 15-метровом экране – включает редкие снимки и портреты композитора в кругу семьи, с друзьями и музыкантами: уникальные фотографии предоставила театру Римма Александровна, хранительница архивов Исаака Дунаевского.

Вторая часть, «Дунаевский – неизвестный мхатовец», посвящена работе во МХАТ. Мало кто знает, что Дунаевский написал музыку к одному из мхатовских спектаклей и часто исполнял ее на вечерах в гостях у своего близкого друга, драматурга театра Михаила Булгакова. На основе этих музыкальных вечеров была записана грампластинка «Дунаевский в гостях у Булгакова» и выпущены ноты. Кроме того, на выставке представлены ранее неопубликованные фотографии Любови Орловой.

«Любовь Орлова. Давайте показывать любовь через песню» – так называется третья часть выставки. Экспозиция работает ежедневно и доступна любому, кто интересуется темой и захочет заглянуть в театр даже вне спектакля.

И еще – приятное дополнение к сказанному. Выставка – первый проект культурно-просветительского кластера «Открытые сцены», который с началом театрального сезона будет работать каждый день с 10 утра. Теперь в МХАТ можно будет прийти, поработать за столиком на открытом балконе с видом на Тверской бульвар, выпить кофе, купить подарок в магазине «МХАТ. Место», выбрать книгу в «МХАТ. Книги» и посетить самые разные мероприятия: читки, поэтические вечера, концерты, лекции, мастер-классы. И книжный «МХАТ. Книги», и магазин подарков «МХАТ. Место», и обновленное пространство городских кафе начали работать в день премьеры, то есть вчера.

Источник

3 октября 2020

Красный моцарт спектакль о чем. Смотреть фото Красный моцарт спектакль о чем. Смотреть картинку Красный моцарт спектакль о чем. Картинка про Красный моцарт спектакль о чем. Фото Красный моцарт спектакль о чем

УКУРКА ПОД КРАСНЫМ ЗНАМЕНЕМ. ВЯЗЬ

«Красный Моцарт». Д. Минченок.
МХАТ им. М. Горького.
Режиссер Рената Сатириади, художник Борис Краснов.

Музыка Исаака Дунаевского пьянит.

Спектакль «Красный Моцарт» (о Дунаевском) дает ощущение укуривания. Укурка происходит под музыку самого Дунаевского, хотя он музыкальной комедии «Красный Моцарт» не писал.

Есть в этом могучем проекте МХАТа им. М. Горького что-то обескураживающе поприщинское. Он выводит за пределы разумного настолько, что, даже будучи записным бумагомаракой и щелкопером, о нем просто так не напишешь.

Слишком велик густой массив сотворенного.

Слишком трудно охватить все программные парадигмы — от советско-патриотически-православной до зрелищно-кассовой.

Да попробуй разберись с когнитивным диссонансом…

Красный моцарт спектакль о чем. Смотреть фото Красный моцарт спектакль о чем. Смотреть картинку Красный моцарт спектакль о чем. Картинка про Красный моцарт спектакль о чем. Фото Красный моцарт спектакль о чем

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Тревожные ноты когнитивочки слышны еще в фойе. Ребрендинг! В глубоко советском интерьере МХАТа продают мерч с изречением Станиславского «Жить — это значит действовать». Оно выведено древнерусской вязью в форме кокошника на футболках и блокнотах…

Мало того, что КС никогда не тяготел к вязи, но и «действовать», то есть прочесть его слова, решительно не удается — они слеплены в берендейский узор намертво и просто отвечают за красоту, народность и русскую духовность. Поддерживая духовность и традицию, МХАТ уже организовал второе пришествие «Трех сестер» Немировича (эксгумированный труп не ожил, душа не захотела вернуться в пределы театра на Тверском). В нынешнем же сезоне откопают «Вишневый сад»-1988, поставленный на Доронину (ее сыграет Анна Большова).

…В правой ложе Вождь (С. Шакуров). На сцене — бравый офицер Красной армии Сокол (М. Дахненко) в сопровождении бодрых советских солдат. Они отбивают чечетку. На экране — финальные титры «Веселых ребят».

Звучит песня Исаака Дунаевского.

Видно слово «Конец». Но это лишь начало.

— Кто написал песню? — спрашивает Вождь — без усов, но в белоснежном френче.

Выясняется, что песня пришла самотеком от неизвестного самородка.

Вождь с трубкой и кавказским акцентом велит найти самородка, чтобы тот написал еще более прекрасную песню к 20-летию нового мира. «Пусть нас космос услышит», — говорит Вождь и дарит Соколу трубку, аналогичную своей: пока дым трубки Вождя окутывает Сокола — он неуязвим.

— А твоя жена хорошо поет. Как ее зовут?

Красный моцарт спектакль о чем. Смотреть фото Красный моцарт спектакль о чем. Смотреть картинку Красный моцарт спектакль о чем. Картинка про Красный моцарт спектакль о чем. Фото Красный моцарт спектакль о чем

С. Шакуров (Вождь).
Фото — архив театра.

— Любовь, — отвечает Сокол без акцента, но с решением начать курить.

То есть, музыку к «Веселым ребятам» написал не Дунаевский, а безвестный самородок, а Любовь — жена не режиссера Александрова, а командира Сокола. Пока она посвящает ему песню «Каким ты был, таким ты и остался», — новая информация дымится в мозгу, опровергая традиционное знание…

Далее задачи усложняются. Возникший на верхней галерее декорации оркестр ансамбля Воздушно-космических сил России (художественный руководитель — з. а. РФ профессор Владимир Иванов) исполняет «Марш энтузиастов». Так какого хрена нужно Вождю и зачем ему самородок, если к этому моменту уже сочинен «Марш энтузиастов»?!

Но Вождь приказал. И верный Сокол свозит под покровом ночи в Дом творчества разных советских композиторов. Это сатирическая толпа обывателей, выскочивших из Зощенко прямо в пеньюарах, с фикусами и саксофонами, с лисьими воротниками и в одном носке. Некоторые композиторы с мамами («Прошу уважать мои матерные чувства!» — говорит мама). В одном из комических уродцев просматривается Д. Д. Шостакович.

Провинциальная оперетта вываливается на сцену Художественного театра тяжелой нерасчленимой массовкой. Обслуживающий персонал Дома в исполнении художественников играет параллельное возбуждение: «Я Аделаида, но могу быть Музой!» — сообщает горничная.

Все эти придурки-композиторы будут сочинять наперегонки музыку для Вождя, но каждый будет сочинять… какую-нибудь песню Дунаевского. Видимо, все-таки музыку придумывает народ, а они, композиторы, ее только аранжируют.

Красный моцарт спектакль о чем. Смотреть фото Красный моцарт спектакль о чем. Смотреть картинку Красный моцарт спектакль о чем. Картинка про Красный моцарт спектакль о чем. Фото Красный моцарт спектакль о чем

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Фабула предписывает бесконечно искать самородка, автора музыки к «Веселым ребятам». Ищут так долго, что хочется отправить их мысленно в… Театр Сатиры, Театр оперетты и Ленинградский мюзик-холл, с которыми в это время уже много лет сотрудничает реальный и уже известный композитор с высшим образованием Исаак Дунаевский.

Наконец на сцене появляется небольшой человек в круглых очочках, кипе и белом балахоне — такой Пьеро. Его зовут Дуня Воробей, и он — чисто птичка и чисто — еврей (потому и Воробей). Для подтверждения на плечах у Дуни — перышки. Вероятно, этим авторы подчеркивают, что он — порхатый (именно через «О», а не через «А», каламбур такой), с другой же стороны — ангел во плоти. Исчезая, Дуня оставляет вместо себя живую птицу, но не воробья, а голубя… Вероятно, этим авторы подчеркивают присутствие святого духа в советской культуре.

В фойе — народность в виде вязи, на сцене — советское православие в виде голубя. Русского мужа Любы зовут Сокол, еврейского самородка — Воробей. Сама она, видимо, по умолчанию — Орлова. Птичий базар, в общем.

Дуня влюбляется в Любу (Елена Терентьева издали похожа на Орлову и поет неплохо), Люба влюбляется в Дуню (Тимур Дружков милый опереточный типаж) и поет «Я вся горю, не пойму отчего».

Блуждая в потемках большого стиля, театр попадает в стилистику провинциальной оперетты.

Мучительнее всего было гадать: почему Дуня?! Что ли сюжет «Волги-Волги» переплавился в кромешную ахинею? Что ли это Дуня — Стрелка-почтальонша-композитор-самородок прокатилась на велосипеде по авторской фантазии? Но почему Дуня-Дунаевский представился авторам местечковой птичкой, не знавшей нот.

Минченок — автор книги о Дунаевском в серии ЖЗЛ, но его приоритетный герой — Моцарт, ну, если не Вольфганг, то Красный.

Красный моцарт спектакль о чем. Смотреть фото Красный моцарт спектакль о чем. Смотреть картинку Красный моцарт спектакль о чем. Картинка про Красный моцарт спектакль о чем. Фото Красный моцарт спектакль о чем

Е. Терентьева (Люба), Т. Дружков (Дуня).
Фото — архив театра.

Напротив, опытный режиссер Рената Сатириади, имеющая большую дружную семью (с этого начинается ее представление на сайте театра в соответствии с пропагандой семейных ценностей) и поставившая по провинции не одну оперетту, наиболее частотно выступала с постановками в Храме Христа Спасителя. Она воплощала в Зале Церковных Соборов (театральный холдинг «Королевский») «Щелкунчика» и «Снежную королеву», а также создала в этом ЗЦС «Приключения „Голубой стрелы“» (театрально-концертное объединение «Интербал»).

Истинно: «МХАТ им. М. Горького на глазах превращается в место радости, юмора, веселья, в точку пересечения жанров и талантов, в театр, который дарит зрителям счастье!» (Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТа им. М. Горького на сайте театра).

…Сокол ревнует, Сокол теряет трубку, подаренную Сталиным, и чувствует себя уязвимым. Воробей летает, голуби поют, птицы щебечут и цвиркают, звезды мерцают, в небесах зависает дирижабль. Влюбленная Люба поет «Мэри едет в небеса».

Антракт. Мерч, вязь, хороший книжный магазин, объявления о репертуарных планах — 20 премьер за сезон!

Во втором акте на сцене возникли стога, а залетевший в советский большой стиль еврей Воробей увлекает композиторов на натуру — собирать урожай («Урожай наш, урожай»). Одновременно Любовь, которой тесно на земле, олицетворенной стогами, хочет улететь в небо. Она измучена любовным треугольником и предупреждает Воробья: «Мой муж подозревает вас, бегите отсюда, вас сожрут» (точно по тексту).

И самородок исчезает, предварительно оставив Любови ноты песни «Широка страна моя родная».

Я думаю, он улетает потому, что к этому моменту Дунаевского уже назначили главой Союза композиторов СССР.

Вождь удовлетворен работой Сокола. Его призыв «Нам нужно веселое, радостное искусство!» услышан, но, что важнее, звучит лозунг «Нам нужен красный смех!». Название страшного рассказа Леонида Андреева выглядит кощунством, которое не вписывается в программные заявления МХАТа.

А вот апофеоз — да. И он наступает. Демонстрация трудящихся со знаменами и «Любовь Орлова» поют «Широка страна моя родная». Спускаются золотые арки ВДНХ, все сияет, зал приподнимается в порыве рукоплескательной любви к великой стране и эпохе великого террора…

Красный моцарт спектакль о чем. Смотреть фото Красный моцарт спектакль о чем. Смотреть картинку Красный моцарт спектакль о чем. Картинка про Красный моцарт спектакль о чем. Фото Красный моцарт спектакль о чем

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Намек длится секунду, 26-м кадром. А дальше — занавес поднимается, и вся массовка лихо бьет чечетку (теперь думаю, что это тоже намек: вся страна стучит…).

Ощущение тяжелого бреда наваливается со всей силой. Сознание не может вместить все и одновременно. Порхатый ангел в сиянии арок, двадцать грядущих премьер объявленного ребрендинга, Эдуард Бояков, выходящий на поклоны спектакля, чайка на занавесе, советские барельефы на ложах, Шостакович, сочиняющий музыку Дунаевского…

Источник

МХАТ им. Горького вышел на «космический музыкальный уровень»

Красный моцарт спектакль о чем. Смотреть фото Красный моцарт спектакль о чем. Смотреть картинку Красный моцарт спектакль о чем. Картинка про Красный моцарт спектакль о чем. Фото Красный моцарт спектакль о чем

Красный моцарт спектакль о чем. Смотреть фото Красный моцарт спектакль о чем. Смотреть картинку Красный моцарт спектакль о чем. Картинка про Красный моцарт спектакль о чем. Фото Красный моцарт спектакль о чем

МХАТ им. Горького 17 сентября открывает свой 123-й сезон первой из 20 заявленных премьер. Это музыкальный спектакль «Красный Моцарт», который посвящен одному из самых любимых советских композиторов Исааку Дунаевскому. И знаете, такого МХАТа им. Горького вы, пожалуй, еще не видели: такого поющего, такого танцующего. Говорят, лет сто назад здесь даже оперы ставили и музыканты сидели в оркестровой яме, но со временем традиция ушла. А теперь, похоже, она возвращается. Впрочем, оркестр ансамбля Воздушно-космических сил, ставший участником этой музыкальной постановки, сидел прямо на сцене и играл так, что вывел спектакль, по словам худрука Эдуарда Боякова, на «космический музыкальный уровень».

Красный моцарт спектакль о чем. Смотреть фото Красный моцарт спектакль о чем. Смотреть картинку Красный моцарт спектакль о чем. Картинка про Красный моцарт спектакль о чем. Фото Красный моцарт спектакль о чем

Завязка сюжета пьесы Дмитрия Минченка (он, кстати, автор книги об Исааке Дунаевском в серии «ЖЗЛ») достаточно прост: в доме творчества собирают профессиональных композиторов и поручают к 20-летию Советской страны создать вдохновляющую и радостную музыку. А поскольку товарищу Сталину (он тоже будет, куда ж без него! Его играет Сергей Шакуров ) понравилась песня неизвестного народного таланта, он велел привлечь к задаче и его.

Красный моцарт спектакль о чем. Смотреть фото Красный моцарт спектакль о чем. Смотреть картинку Красный моцарт спектакль о чем. Картинка про Красный моцарт спектакль о чем. Фото Красный моцарт спектакль о чем

Именно музыкант-самородок Дуня Воробей (актер Тимур Дружков) и станет главным героем спектакля, своеобразным камертоном, по которому все присутствующие будут сверять собственные таланты – и… завидовать. Конечно, его песни должна исполнять необыкновенная певица – и на сцене появляется Любовь Орлова , которая тоже в присутствии Дуни Воробья ощущает небывалое вдохновение. Эту роль играет солистка Новой Оперы Елена Терентьева (а в октябре в том же образе на сцену выйдет и Ирина Линдт ).

Красный моцарт спектакль о чем. Смотреть фото Красный моцарт спектакль о чем. Смотреть картинку Красный моцарт спектакль о чем. Картинка про Красный моцарт спектакль о чем. Фото Красный моцарт спектакль о чем

Вы начнете смотреть спектакль – и наверняка вспомните старые комедии «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Весна» и другие, в которых звучали по сей день не забытые песни. Но они вдвойне прекрасны, когда их исполняют перед вами на сцене. (Кстати, после каждой композиции зрители начинают хлопать, как если бы были на концерте.) К происходящему в спектакле лучше всего относиться как к жанру музыкальной комедии, появление «отца всех народов» на сцене в этой пьесе – необходимый отсыл к прошлому, в котором люди должны были существовать и творить с оглядкой.

В спектакле есть и забавные моменты, и печальные. Дуня Воробей, вдохновляя окружающих радостными песнями, сам не очень-то вписывается в отношения с официальными композиторами, с властью, да и с женщиной, которая поет. Именно поэтому в финале спектакля, где все бодро, под красные знамена дружно поют «Широка страна моя родная», Дуня Воробей сиротливо сидит на ступеньках в сторонке и немного грустно напевает ее один…

Режиссер спектакля Рената Сотириади, художник-постановщик Борис Краснов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *