Красное черное стендаль о чем произведение
3. 028. Стендаль, Красное и черное
3.028. Стендаль, Красное и черное.
Стендаль (Анри Мари Бейль)
(1783—1842)
Французский консул в Триесте, а затем в папской провинции Чивитта-Веккья Анри Мари Бейль (1783—1842) под псевдонимом Стендаль издал в 1831 г. роман «Le Rouge et le Noir» — «Красное и черное», ставший вершиной французского реализма 1830—40-х гг., периода т.н. Июльской монархии.
Стендаль, принимавший участие в военных компаниях Наполеона, боготворивший императора, посвятил ему немало своих произведений.
Главный герой романа Жюльен Сорель также обязан своим рождением Наполеону. И не только рождением, но и жизненной трагедией и смертью. Дело в том, что Сорель со своим безмерным честолюбием и с яростным поиском социальной справедливости запоздал родиться — не в героическую эпоху Великой французской революции и Империи, а в «безвременье» Реставрации, когда одним честолюбием было уже не преодолеть пропасть между богатством и нищетой, а всякий революционный настрой гасился в зародыше. «Красное и черное» имеет эпиграф «Правда, горькая правда» и подзаголовок «Хроника XIX века», который резонно продлить и на век XX.
«Красное и черное»
(1831)
Прототипом Жюльена Сореля стал молодой провинциал из Гренобля Антуан Берте, крестьянский сын, не по «чину» образованный честолюбец, казненный за убийство своей любовницы.
Но писатель героем сделал не мелкого честолюбца Берте, а героическую, трагическую личность Сореля, чье духовное становление и одновременно с этим нравственное падение стало стержнем произведения.
Именно за это «Красное и черное» относят к ярчайшим образцам социально-психологического романа в мировой реалистической литературе XIX в.
В романе фактически представлена вся Франция той поры: придворная аристократия, провинциальное дворянство, высшие и средние слои духовенства, буржуазия, мелкие предприниматели и крестьяне.
Хроника занимает четыре года (1826—30). Канва событий повторяет историю Берте. Жюльен Сорель, сын плотника, устроился гувернером в дом мэра де Реналя. У честолюбивого Жюльена был один бог — Наполеон, и не без оснований — его отличали незаурядный характер, прекрасные внешние данные, великолепная память и способность видеть суть вещей.
Поскольку эпоха великого императора миновала, Сорель решил сделать карьеру священника. В доме мэра он сблизился с его женой Луизой, покоренной его умом и манерами. Вскоре из-за городских слухов и анонимного письма об измене госпожи де Реналь, Сорель покинул городок.
В духовной семинарии в Безансоне молодой человек поразил ректора аббата Пиррара знаниями. Пиррар стал его духовником, а когда позднее переехал в пригород Парижа, порекомендовал Сореля своему другу маркизу де Ла Молю в качестве секретаря.
Ум и способности Жюльена не пропали втуне. Маркиз стал доверять ему самые ответственные дела. На «слугу» обратила внимание дочь маркиза, взбалмошная Матильда, но Сорель не замечал гордячки, чем глубоко ранил ее самолюбие.
Влюбившись в юношу, аристократка соблазнила Сореля и тут же разорвала с ним. Жюльен по совету друга стал флиртовать с другими женщинами. Матильда, не стерпев этого, вновь приблизила его к себе, а потом объявила, что у нее будет ребенок.
Сорель достиг желанного, оставался шаг, чтобы стать виконтом и зятем маркиза, но неожиданно де Ла Молю пришло письмо от госпожи де Реналь, в котором та обвинила Сореля в лицемерии и нечистоплотности. «Одним из способов достигнуть успеха является для него обольщение женщины, которая пользуется в доме наибольшим влиянием».
Сорель своим последним словом на суде обнажил суть сословного конфликта: «Я отнюдь не имею чести принадлежать к вашему сословию, господа: вы видите перед собой простолюдина, возмутившегося против своего низкого жребия… Я не вижу здесь на скамьях присяжных ни одного разбогатевшего крестьянина, а только одних возмущенных буржуа».
Герой Стендаля был обречен на гибель еще и потому, что был абсолютно равнодушен к деньгам, чем также противостоял буржуа, погрязшим в корысти и наживе.
В тюрьме Сорель помирился с госпожой де Реналь, раскаялся в содеянном и понял, что любил только одну ее. Луиза призналась ему, что письмо сочинил ее духовник, а она его лишь переписала. Матильда выкупила у палача голову казненного Сореля и совершила похоронный обряд. А что же госпожа де Реналь? «Через три дня после казни Жюльена она просто тихо умерла, обнимая своих детей».
В первом двухтомном издании романа были две иллюстрации, сделанные по указанию автора. На обложке первого тома Жюльен стреляет в госпожу де Реналь, на обложке второго — Матильда в черном, при свечах целует отрубленную голову Сореля.
Роман прошел незамеченным. Публика никак не отреагировала на произведение, которое через полвека заняло место на «золотой» полке величайших романов человечества.
Критика скупо и лениво попеняла автору за безнравственность и клевету на молодое французское поколение, отметила «в характере Жюльена… монструозные черты, в которых каждый признает типичность, но которые внушают отвращение» и замолкла на многие годы.
Писатель, видимо, и не ожидал другого, т.к. презирал читающую толпу и признавал только мнение писателей.
При его жизни «Красным и черным» восхищались О. Бальзак, И. Гете, П. Мериме, Ш. Сент-Бев, В. Гюго, А.С. Пушкин, П.А. Вяземский. Тема Наполеона отразилась в творчестве многих русских писателей: А.С. Пушкина в «Пиковой даме», Ф.М. Достоевского в «Преступлении и наказании», Л.Н. Толстого в «Войне и мире».
Особой популярностью образ Сореля пользовался у философов. Ф. Ницше заявил, например: «Он украл у меня лучшую фразу, которую только может выдумать атеист «Единственный предлог для мысли о Боге, это сознавать, что он не существует». Ж.П. Сартр сделал Сореля героем своей пьесы «Грязные руки».
В XX в. роман перевели на все языки мира. На русском языке он был впервые опубликован в 1874 г. в переводе А.Н. Плещеева.
Внимательный читатель, увидев тщету Жюльена Сореля выбиться «в люди», легко может экстраполировать его состояние в день сегодняшний, т.к. по сути ничего не изменилось.
Что тогда, что сейчас есть два слоя несмешиваемых людей — «сливки» общества и народ. Первые лицемерно говорят об «обществе равных возможностей», а вторые тратят жизнь на усваивание этой лжи.
После того, как лет 30 назад мы сами свернули с полпути к этому обществу, говорить о нем — что поминать покойника. Однако же тысячи жалких подобий Жюльена Сореля, не понимая, что пробиться в «элиту» нельзя априори, потому что верхи этого не хотят, низы не могут, а у них самих нет для этого главного — денег, с муравьиным упорством продолжают карабкаться вверх, ломая себе шеи и судьбы.
Эта тема сегодня серьезно занимает литераторов и деятелей искусства, но результаты их деятельности, увы, больше напоминают мыльные и болотные пузыри.
Существует несколько экранизаций романа. Две самые известные сняты на родине писателя: в 1954 г. режиссером К.Отана-Лара с Ж. Филипом в главной роли и в 1998 г. Ж.-Д. Веражем. Телевизионная экранизация впервые была осуществлена П. Кардиналем в 1961 г. В СССР в 1976 г. С.А. Герасимовым был снят чрезвычайно слабый телефильм.
7 секретов «Красного и черного»
Почему роман называется «Красное и черное»? Какие памятники искал Жюльен Сорель в Париже? Что Матильда де Ла-Моль имеет в виду, гордясь своим превосходством над госпожой де Сталь? Зачем Стендаль постоянно использует сокращение «и т. д.»?
1. Тайна парижских памятников
Вот что автор сообщает о главном герое Жюльене Сореле в первой главе второй части романа:
«Глубочайшее недоверие не позволяло ему любоваться живым Парижем; его трогали только памятники, оставленные его героем».
Что это за памятники и о каком герое речь? В данном случае под памятниками понимаются как скульптуры королей и полководцев, так и здания, колонны и даже целые улицы, появившиеся в наполеоновскую эпоху. Это триумфальная арка на площади Карусель перед Лувром, возведенная в 1808 году, и Вандомская колонна, воздвигнутая в 1810-м (обе увековечивали наполеоновские победы 1805 года), триумфальная арка на площади Звезды, мосты — Аустерлицкий, Йенский и Искусств (все три возведены при Наполеоне), церковь Мадлен, Парижская биржа, улица Риволи и площадь того же названия (ныне площадь Пирамид). Надо заметить, что многие из этих «памятников», хотя и были заложены при обожаемом Жюльеном императоре, закончены были при ненавистной ему и Стендалю Реставрации (биржа), а то и вообще после выхода «Красного и черного», при Июльской монархии (арка Звезды, церковь Мадлен). Почти все эти элементы парижской архитектуры и топографии, хранившие память о Наполеоне и Первой империи, расположены в самом центре живого Парижа, и отделить в них прошлое от настоящего было не очень легко, но Стендалю важно противопоставить героическое прошедшее скверной современности.
2. Тайна г-жи де Сталь
Во второй части (глава восьмая) Матильда де Ла-Моль думает:
«Я красива — это то самое преимущество, за которое госпожа де Сталь отдала бы все, и, однако, я умираю со скуки».
Если судить по театральным премьерам, упоминаемым в этой части романа, действие происходит в начале 1830 года. Французская писательница Жермена де Сталь (1766–1817) умерла тринадцать лет назад; она прославилась своими романами и трактатами, а мадемуазель де Ла-Моль о литературной карьере вроде не помышляет. Зачем же она — пусть не вслух, а только в мыслях — меряется преимуществами с госпожой де Сталь и гордится тем, что красивее ее?
3. Тайна Конгрегации
Во второй части романа (глава двадцать третья) заговорщики-ультрароялисты посылают Жюльена к «благородному герцогу***» (английскому герцогу Веллингтону). Жюльен должен рассказать иностранцу выученное наизусть содержание «секретной ноты». Но на постоялом дворе героя пытаются усыпить, обыскивают и вообще всячески стараются помешать ему выполнить задание. Выясняется, что коварный враг не кто иной, как знакомый Жюльену еще по семинарии аббат Кастанед:
«Аббат Кастанед, начальник полиции Конгрегации по всей северной границе, на его счастье, не узнал его».
Конгрегацией называется любое монашеское объединение, не имеющее статуса ордена. Почему же Стендаль пишет это слово с прописной буквы? Это дань устойчивым мифам, бытовавшим во французском обществе во второй половине 1820-х. В царствование Карла Х (1824–1830) власти в самом деле проявляли отчетливые клерикальные симпатии, и позиции Католической церкви в этот период очень усилились. Отсюда в либеральных кругах возникли представления о существовании тайной религиозно-политической организации под названием Конгрегация, которая управляет всем происходящим в стране и, будучи неким параллельным правительством, диктует свою волю правительству официальному. На самом деле, настаивают французские историки, конгрегация (носившая имя Пресвятой Девы) существовала в стране еще с начала XIX века, но занималась только благотворительностью и к политике отношения не имела. Наряду с ней имелась другая организация, в самом деле тайная и состоявшая из людей набожных, — общество «Рыцари веры», основанное роялистом Фердинандом де Бертье де Совиньи в 1810 году, в эпоху Империи, для восстановления во Франции законной монархии. Некоторые члены «Рыцарей веры» входили в состав конгрегации, и две эти организации поддерживали довольно тесные связи. Но именно во второй половине 1820-х годов, когда происходит действие «Красного и черного», ассоциация «Рыцари веры» по просьбе ее великого магистра Матье де Монморанси была распущена и прекратила свое существование. Что, впрочем, не мешало антиклерикальным политикам и литераторам продолжать ее обличать. Отдал дань этому и Стендаль, который не только верил в существование Конгрегации, но и наградил ее собственной полицией.
4. Тайна аббата Кастанеда
5. Тайна «и т. д.»
В «Красном и черном» неоднократно повторяется выражение «и т. д.», а порой даже удвоенное: «и т. д., и т. д.». Например:
«Целых два часа выслушивал Жюльен бессмысленную болтовню и высокопарные жалобы на людскую злобу, на отсутствие честности у людей, которым вверено управление казенными средствами, на то, каким опасностям подвергается через это бедная Франция, и т. д., и т. д., пока наконец не начал смутно догадываться об истинной цели этого визита. Они уже вышли на площадку лестницы, и бедный, наполовину разжалованный гувернер с должным почтением распрощался с будущим префектом некоего счастливого департамента, когда сей последний соизволил проявить неожиданный интерес к делам Жюльена и стал превозносить его необычайную скромность в отношении денег, и т. д., и т. д.»
Во французском оригинале, по подсчетам исследовательницы Сильвии Торель, etc, etc повторяется 21 раз, а etc — 27; в русском переводе повторов чуть меньше. Эти «и т. д.» выражают величайшее презрение автора к тому, что говорят его персонажи; все они, с его точки зрения, изъясняются клишированными фразами, и потому никакой необходимости передавать их реплики полностью нет. Ту же роль призвана играть в 22-й главе второй части «целая страница точек», которую автор, как он сам признается, хотел поставить вместо тех 26 страниц, которые Жюльен исписал, резюмируя идеи заговорщиков-ультрароялистов (в результате Стендаль от этой идеи отказался).
6. Тайна финала романа
«Жюльен вошел в новую верьерскую церковь. Все высокие окна храма были затянуты темно-красными занавесями. Жюльен остановился позади скамьи де Реналь, в нескольких шагах от нее. Ему казалось, что она усердно молится. При виде этой женщины, которая его так любила, рука Жюльена задрожала, и он не в состоянии был выполнить свое намерение. „Не могу, — говорил он себе, — не в силах, не могу“.
В этот миг служка, прислуживавший во время богослужений, позвонил в колокольчик, как делается перед выносом святых даров. де Реналь опустила голову, которая почти совсем потонула в складках ее шали. Теперь уже Жюльен не так ясно ощущал, что это она. Он выстрелил и промахнулся; он выстрелил еще раз — она упала».
Зачем Жюльен так опрометчиво погубил самого себя, выстрелив в де Реналь? От лица некоторых второстепенных персонажей Стендаль дает этому поступку несколько объяснений: Жюльен желал отомстить той, кто прервала его восхождение по социальной лестнице; Жюльен на суде бросил обвинения в лицо лживому обществу, и оно этого не простило; Жюльен, новый Вертер или новый Гамлет, расстается с жизнью из-за своей чрезмерной чувствительности — или, как новый Отелло, из-за овладевшей им ревности. Впрочем, все эти объяснения автор излагает иронически и явно не считает исчерпывающими.
К этой остроумной гипотезе можно добавить, что в одиннадцатом «Письме о Париже» (1831) Бальзак недаром причислил «Красное и черное» к «школе разочарования». Такой роман не мог кончиться хеппи-эндом. Стендаль, сам не слишком удачливый и в личной, и в литературной жизни, чувствовавший отчуждение от современной ему Франции и ее политического строя, не хотел и не мог даровать счастье своему герою.
7. Тайна названия
Пожалуй, самая загадочная вещь в романе Стендаля — это его название. Почему «Красное и черное»?
Известно, что сначала Стендаль хотел назвать роман именем главного героя — «Жюльен». Но потом передумал. Уже первые критики романа признавались, что они не понимают, отчего у книги такое название, которое «оставляет читателя в полном неведении относительно того, что его ждет в романе», и замечали, что роман с таким же успехом мог бы называться «Зеленое и желтое» или «Белое и синее».
Сам Стендаль печатно ни разу своего выбора не прокомментировал, но после смерти писателя его приятель Эмиль Форг сообщил, что тот якобы объяснил ему однажды: красное означает, что Жюльен, живи он в эпоху боготворимого им Наполеона, был бы солдатом и носил красный мундир, но он родился поздно, а потому вынужден избрать религиозную карьеру и ходить в черной сутане. Форг воспринял такой ответ как издевательство: черного цвета были не только сутаны, но и вполне светские фраки, а у наполеоновских солдат форма была вовсе не красная.
Первая ассоциация, которая приходит в голову при словах «Красное и черное», — это рулетка. Однако и это ничего не объясняет: во-первых, в названии романа оба цвета мужского рода («Le rouge et le noir»), а при игре в рулетку эти цвета чаще употребляются в женском роде. А во-вторых, рулетка в романе никакой роли не играет.
Советский историк французской литературы Борис Реизов, воспользовавшись отдельными замечаниями коллег-французов, предложил свое толкование: красный и черный цвета — пророчества трагической судьбы Жюльена. В первой части Жюльен Сорель видит в церкви обрывок газеты с извещением о казни некого Жанреля и отмечает сходство их фамилий, после чего отсвет красных полотнищ, закрывающих окна, кажется ему кровавым. Это красное. В начале второй части Матильда де Ла-Моль является к столу в глубоком трауре по своему далекому предку, казненному возлюбленному Маргариты Наваррской. Это черное. А дальше уже начинаются разнообразные символические толкования: красный — ярость, убийство, бунт; впрочем, и черный может означать то же самое…
Юрий Лотман, сочтя это объяснение недостаточно конкретным, предложил свой вариант. Он увидел в «красном и черном» не что иное, как цитату из романа Лоренса Стерна «Тристрам Шенди», где дядюшка Тоби и капрал Трим ведут спор о сравнительных достоинствах военной и духовной карьеры — Тоби говорит, что «Всевышний Бог настолько добрый и справедливый управитель мира, что, если мы только исполнили в нем свои обязанности, никто не станет и спрашивать, сделали ли мы это в красных мундирах или в черных кафтанах».
Наконец, существует еще одно объяснение, исходящее из психологии Стендаля. Презирая современных французов, он всячески подчеркивал свое с ними несходство. В частности, в автобиографической «Жизни Анри Брюлара» писатель замечает, что они редко упоминают яркие цвета и предпочитают неопределенные оттенки. Стендаль решил пойти по другому пути и дал своему роману название более чем яркое, а затем продолжил в том же духе: два его неоконченных произведения носят названия «Розовое и зеленое» и «Красное и белое».
Объяснений много, каждое из них имеет право на существование, но ни одно не может считаться исчерпывающим. Хотя Стендаль был убежден, что настоящая слава придет к нему через много лет после смерти, и предсказание его с лихвой оправдалось, эту тайну он нам разгадать не позволяет.
Анализ романа «Красное и черное» (Стендаль)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 17.02.2020 · Обновлено 17.02.2020
Произведение Стендаля «Красное и черное» считается вершиной французского реализма, в своем романе мастер искусно показал психологические, социальные и политические явления того времени. Подробнее об этой книге расскажет Многомудрый Литрекон, осуществив подробный анализ по плану.
История создания
Роман «Красное и черное» вышел в свет в 1830 году. Стоит отметить, что его основу составляют интересные факты:
Жанр и направление
Произведение «Красное и черное» относится к жанру социально-психологического романа: у него внушительный объем, огромное количество действующих лиц, разные сюжетные линии. В нем сочетаются черты романтизма и реализма. Чертой романтизма стоит назвать самого героя – его романтический образ, который наделен специфичными чертами. Главный герой находится в конфликте с обществом, при этом он незауряден, красив и образован. Он одинок и отвергнут людьми, поэтому болезненно горд и самолюбив. Также автор создает романтическое двоемирие: происхождение диктует Жюльену обыденный и заурядный мир нищеты и невежества, а мечты его витают в аристократических кругах.
К чертам реализма относятся:
Смысл названия
Точно не известно, почему Стендаль назвал свой роман «Красное и черное». Есть множество гипотез и предположений:
Таким образом, символы в романе «Красное и черное» являются главным истолкованием названия.
Суть: о чем роман?
Стендаль повествует нам о юноше по имени Жюльен. Он — сын обычного работяги, но с детства тяготится своим окружением и отличается от него. Из-за бедности и отсутствия связей он не может избрать военное поприще, поэтому идет в священники, чтобы хоть как-то вырваться из своей среды, где его не понимали и признавали.
«Это был невысокий юноша лет восемнадцати или девятнадцати, довольно хрупкий на вид, с неправильными, но тонкими чертами лица и точеным, с горбинкой носом. Большие черные глаза, которые в минуты спокойствия сверкали мыслью и огнем, сейчас горели самой лютой ненавистью. Темно-каштановые волосы росли так низко, что почти закрывали лоб, и от этого, когда он сердился, лицо казалось очень злым. Среди бесчисленных разновидностей человеческих лиц вряд ли можно найти еще одно такое лицо, которое отличалось бы столь поразительным «своеобразием. Стройный и гибкий стан юноши говорил скорее о ловкости, чем о силе. Однако за последний год его красивое лицо стало привлекать сочувственное внимание кое-кого из юных девиц. Все относились к нему с презрением, как к слабому существу…»
Благодаря своим выдающимся способностям по запоминанию Библии, Жюльен попадает воспитателем в дом г-на де Реналя. У него завязывается роман с хозяйкой дома, которая не любит мужа и скучает дома. Постепенно их близость порождает слухи, и юноши был вынужден покинуть дом своей покровительницы. Кроме того, ее страсть мешала его честолюбивым помыслам.
Молодой человек построил хорошую карьеру в доме господина Де-ла-Моля, которая предсказывала ему много радостей. Честолюбие заставляло его двигаться вперед, но неожиданно он оказался в тупике: пытаясь добиться расположения хозяйской дочери, он натыкается на госпожу де Реналь, и переживает за свое будущее в новом доме. Его отчаяние находит выход в выстреле: он стреляет в де-Реналь и оказывается на скамье подсудимых. На него обрушивается волна критики, скандал затрагивает его прошлое и перечёркивает будущее. Он приговаривается к смертной казни.
На протяжении всего произведения мы следим за душевной борьбой, которая бушует в недрах человека, за его переживаниями, ошибками. Читатель негодует и одновременно с этим переживает за него.
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон может описать всех основных героев книги, но это займет много текста и Вашего времени. Если это необходимо, напишите в комментариях. А пока перед Вами таблица, где описаны только главные герои и образы в романе «Красное и черное».
Жюльен Сорель | Это молодой человек, который обладает красотой и невероятной обаятельностью. Также он обладает хорошим умом и страстно желает поменять свою жизнь любым доступным способом. Жюльен – сын плотника, не хочет довольствоваться этим положением дел и всячески пытается попасть в высшее общество. С ранних лет юноша грезил военной службой, его кумиром был Наполеон, и он всячески старался равняться на него. Окружение Сореля невзлюбило его из-за стремления к большой карьере, юноша был «белой вороной». Несмотря на все, Жюльен Сорель кидает вызов всему свету и оказывается в обществе высокопоставленных людей. В главном герое мы можем уследить два обличия – гордеца и честолюбца, так же стоит отметить, что он остается по-детски доверчивым и наивным юношей. Изначально Жюльену симпатизировала самовлюбленная и честолюбивая Матильда, но по мере того, как он избавился от подобных пороков, его влюбленность в Матильду закончилась. После посягательства на госпожу Реналь, оказавшись в заключении, главный герой осознает, что его судят больше за то, что он посмел преступить законы, которые гласят, что человек низших слоев не может входить в высшее сословие, если он не относится к нему с рождения, а не за то, что он посягнул на жизнь другого человека. Жюльена Сореля приговорили к смертной казни. Жюльен не пытался спастись, он примирился с уготовленной участью. Он понял, что общество буржуа не для него, а жить в нищете он не хочет, осознав это, главный герой теряет смысл жизни. Казнь для него – единственное спасение. |
Луиза де Реналь | Красивая женщина средних лет, которая вышла замуж без любви. Муж не обращает на нее должного внимания, а она не находит в браке понимания. Нежная и тонкая натура, любит красоту и природу. Она тоскует и не видит смысла в обеспеченной, но пустой жизни. Она меланхолична и добра. За свою греховную страсть чувствует вину, но она не в силах ничего изменить. Сила ее любви захлестнула все, что было в ее сердце. Она не держала зла на Сореля и пыталась его спасти. |
Матильда де Ла-Моль | Легкомысленная и эгоистичная девушка из высшего света. Очень честолюбивая и тщеславная. Любит кружить головы мужчинам. |
Основные темы в романе «Красное и черное», которые автор затрагивает в своем произведении, это:
Проблемы
Проблематика романа «Красное и черное» интересна не менее, чем тематика. Если какой-то из разделов нужно раскрыть подробнее, пишите Многомудрому Литрекону в комментариях. Перед героем романа встает немало проблем. Такие, как:
Основная идея
Смысл романа «Красное и черное» состоит в трагедии человека, который не смог вырваться из своей социальной среды. Он превосходил ее, готов был занять лучшее место, но общество тех времен было слишком консервативно и относилось к выдвиженцам предосудительно. Поэтому он вынужден был выбирать нечестные пути для достижения цели: любовные связи, протекция, угодничество высшим силам. Он мог бы принести пользу миру и реализовать себя, но для простолюдинов ворота высшего света закрыты, что бы они не делали. Им остается лишь кривая дорожка к успеху, которая вывела героя к эшафоту.
Можно предположить, что главная мысль романа «Красное и черное» — это развенчание образа романтического героя, который был так популярен в то время. Автор показал, что его путь обычно приукрашивают, а в реальности такой гордый и одаренный человек незнатного происхождения обречен на трагическую судьбу. Мир не будет у его ног только на том основании, что он талантлив, умен и красив. Во Франции того времени все добродетели меркли перед титулом и богатством. Таково реальное положение вещей, которого избегала лживая литература, но в полной мере изобразил Стендаль. Неслучайно эпиграфом к роману стоят слова деятеля Французской революции Ж. Дантона: «Правда, горькая правда».
Критика
Критика 19 и 20-х веков сочувственно отнеслась к главному герою, потому что в ту пору бушевали революционные настроения, и люди понимали проблемы, с которыми столкнулся Сорель. Никто не мог построить карьеру честно, ведь властолюбивые начальники приближали к себе лишь тех, кто готов ради них на любую подлость. Свое истолкование романа «Красное и черное» представили многие литературоведы, подметившие художественные особенности книги:
В Жюльене видели сироту с «благородным сердцем» (О.В. Тимашева), «честные поступки» которого помогли ему утвердиться в глазах Пирара. О.В. Тимашева называет его «поистине благородным» человеком, который остается таким даже после выстрела в госпожу де Реналь и которого критик противопоставляет «трусливому» окружению «аристократов и дельцов».
Б.М. Проскурин и Р.Ф. Яшенькина уделяют внимание политической подоплеке романа и «трагичной судьбе» главного героя. Авторы учебника глубоко сочувствуют Жюльену, отмечая при этом, что «цель» и средства, которыми он стремился добиться этой цели, унижают и растлевают его. Именно поэтому «Жюльен — не положительный герой», «поэтому он должен был погибнуть, и он погибает». Однако после такого достаточно верного утверждения исследователи все-таки склоняются к социальной подоплеке поступков Жюльена, обусловленных «сословным угнетением»
Б.Г. Реизов полагает, что «Жюльен завоёвывает женщин, которых не любит, чтобы утвердить свою власть и свою личность, но затем исчезают честолюбивые замыслы, и он любит по-настоящему». Критик акцентирует внимание на социальной направленности романа и противопоставляет, как и Стендаль, плебея и высший свет, делая Жюльена подлинным героем своего времени. По этому же исследовательскому пути идет Г.Н. Храповицкая, считающая, что Жюльен явно выигрывает на фоне носителей титулов и высоких чинов, то есть «заводных кукол». Однако Г.Н. Храповицкая все же видит и отрицательные стороны Жюльена, такие как игру, «цинизм», «двойную жизнь», которые, тем не менее, оправдывает «долгом простолюдина», «зовущим к революции»