Красиво то что целесообразно
И. Ефремов- Что такое красота?
Глазами обезьяны- нет более неприспособленного и уродливого создания, чем человек
(читая П.Буль- «Планета Обезьян»- хотя филосовский смысл книги- в ином).
Выборки из книг И.Ефремова: о красоте, целесообразности и многом ином- юным и любознательным- в силу возраста не знакомым с творчеством талантливого писателя
Прочтите сведения и цитаты- возможно пожелаете не по- наслышке, а прочесть его произведения.
Что такое красота?
Игорь Вадимов
Если просто так задать какому-нибудь прохожему на улице этот вопрос, в ответ вы скорее всего услышите, что «это что-то интуитивное». Интересное объяснение понятия красоты предложил много лет назад замечательный писатель Иван Ефремов в романе «Лезвие бритвы».
Будучи до мозга костей материалистом, он определил, что и красота сугубо материальна. Мол, раз у нас от природы существует чувство красоты, значит красота имеет важное значение в жизни человека. И он не просто «так решил», но и нашел множество аргументов в пользу своей теории. Вот бы и теперь, выдвигая теории, авторы утруждали себя приведением (а не придумыванием) аргументов в пользу своих теорий.
Иван Ефремов в романе дал определение красоты как «высшей целесообразности», пригодности человека к жизни, к борьбе за существование. И сегодня мы под красотой женских ног подразумеваем такую форму ноги, которая позволяет долго и неутомимо бежать. «Соболиные» брови отводят от глаз пот, но при этом достаточно узкие, чтобы в них не заводились насекомые-паразиты. И так далее, и так далее.
Однако уже тогда, когда писался роман, в 50-60-е годы, автор говорил о возможностях временного отхода человека от канонов красоты-целесообразности. Так сказать – есть каноны красоты-целесообразности, единые и вечные, а есть «красивость», которая временно и ненадолго принимается за эталон. Но времена меняются, меняются и «красивости», а общее понятие красоты остается практически одинаковым от диких кроманьонских племен до наших дней.
Ефремов приводил пример «временной красивости». В средневековой Европе в городах жители страдали от рахита. Все – и бедные, и богатые. Поэтому состоятельные горожанки (которые только и могли стать образцом красоты для художников – ибо кто еще, как ни их богатые мужья, могли заказать художнику портрет дамы) в той или иной степени были поголовно рахитичны. Посему одним из канонов красоты временно стал высокий лоб (признак рахита).
Такими рисовал своих мадонн даже великий Леонардо Да Винчи. Но прошло определенное количество лет, стеснение городской жизни сменилось (для богатых и очень богатых) на возможность жить на природе, в поместье. А свежий воздух, свежие фрукты и солнечный свет выгнали рахитичность (которую некогда называли «изысканной тонкостью черт») и «эти гордые лбы Винчианских мадонн» из критериев красоты. И снова «крутобедрые и высокогрудые» женщины стали идеалом.
И во времена «Песни песней» царя Соломона, и в наше время стандарт красоты един. Как бы наши современные тусовщики ни пытались объявить красотой татуировки, пирсинг и выбритые «под Котовского» головы (хотя сами выбрившие себе головы красавцы и ведать не ведают, кто такой Котовский), а эта мода на шрамы, ошейники, «ирокезы» на голове, черную помаду для губ – пройдет.
Выдуманная и массированно пропиаренная красивость закончит свое существование и будет забыта, а каноническая красота, та самая, что досталась нам от диких предков и была отточена в долгой борьбе за выживание, – останется
***
Ник. Заболоцкий- «Некрасивая девчёнка»
А что такое красота? И почему ее обожествляют люди? Сосуд она в котором пустота или огонь мерцающий в сосуде?
***
Иван Ефремов. Лезвие бритвы
Красота существует как объективная реальность, а не создается в мыслях и чувствах человека
Настоящую женщину можно сразу узнать по ее непокорности модному стандарту, она носит лишь то, что ей идет
Жизнь неизбежно перевернет страницу, и идеал изменится.
***
«– Я не знаток, я просто врач, но я много думал над вопросами анатомии. Если упростить определение, которое на самом деле гораздо сложнее, как и вообще все в мире, то надо сказать прежде всего, что красота существует как объективная реальность, а не создается в мыслях и чувствах человека. Пора отрешиться от идеализма, скрытого и явного, в искусстве и его теории. Пора перевести понятия искусства на общедоступный язык знания и пользоваться научными определениями. Говоря этим общим языком, красота – это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме. А восприятие красоты нельзя никак иначе себе представить, как инстинктивное. Иначе говоря, закрепившееся в подсознательной памяти человека благодаря миллиардам поколений с их бессознательным опытом и тысячам поколений – с опытом осознаваемым. Поэтому каждая красивая линия, форма, сочетание – это целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного отбора или найденное человеком в его поисках прекрасного, то есть наиболее правильного для данной вещи. Красота и есть та выравнивающая хаос общая закономерность, великая середина в целесообразной универсальности, всесторонне привлекательная, как статуя.
Нетрудно, зная материалистическую диалектику, увидеть, что красота – это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей, та самая середина между двумя сторонами всякого явления, всякой вещи, которую видели еще древние греки и назвали аристон – наилучшим, считая синонимом этого слова меру, точнее – чувство меры. Я представляю себе эту меру чем-то крайне тонким – лезвием бритвы, потому что найти ее, осуществить, соблюсти нередко так же трудно, как пройти по лезвию бритвы, почти не видимому из-за чрезвычайной остроты. Но это уже другой вопрос. Главное, что я хотел сказать, это то, что существует объективная реальность, воспринимаемая нами как безусловная красота. Воспринимаемая каждым, без различия пола, возраста и профессии, образовательного ценза и тому подобных условных делений людей. Есть и другая красота – это уже личные вкусы каждого. Мне кажется, что вы, художники, больше всего надеетесь именно на эту красоту второго рода, пытаясь выдавать ее, вольно или невольно, за ту подлинную красоту, которая, собственно, и должна быть целью настоящего художника. Тот, кто владеет ею, становится классиком, гением или как там еще зовут подобных людей. Он близок и понятен всем и каждому, он действительно является собирателем красоты, исполняя самую великую задачу человечества после того, как оно накормлено, одето и вылечено… даже и наравне с этими первыми задачами! Тайна красоты лежит в самой глубине нашего существа, и потому для ее разгадки нужна биологическая основа психологии – психофизиология.
***
Иван Ефремов. Лезвие бритвы
Главная причина враждебности людей- зависть.
ИЗ КНИГИ «ДОРОГА ВЕТРОВ»
«Ученый должен помнить, что самые лучшие планы изменяются неучтенными обстоятельствами.
«У знания нет вершины.
«Наше понятие человеческой красоты и красоты вообще родилось из тысячелетнего опыта — бессознательного восприятия конструктивной целесообразности и совершенства приспособленности к тому или другому действию. Вот почему красивы и могучи машины, и морские волны, и деревья, и лошади, хотя все это резко отличается от человеческого облика. А сам человек еще в животном состоянии благодаря развитию мозга избавился от необходимости узкой специализации, приспособления только к одному образу жизни, как свойственно большинству животных.
Ноги человека не годятся для беспрерывного бега на твердой, тем более на вязкой почве и, однако, могут ему обеспечить длительное и быстрое передвижение, помогают взбираться на деревья и лазить по скалам. А рука человека — наиболее универсальный орган, она может выполнять миллионы дел, и, собственно, она вывела первобытного зверя в люди.
Человек еще на ранних стадиях своего формирования развился как универсальный организм, приспособленный к разнообразным условиям. С дальнейшим переходом к общественной жизни эта многогранность человеческого организма стала еще больше, еще разнообразнее, как и его деятельность. И красота человека в сравнении со всеми другими наиболее целесообразно устроенными животными — это, кроме совершенства, еще и универсальность назначения, усиленная и отточенная умственной деятельностью, духовным воспитанием.
— Мыслящее существо из другого мира, если оно достигло космоса, также высоко совершенно, универсально, то есть прекрасно! Никаких мыслящих чудовищ, человеко-грибов, людей-осьминогов не должно быть! Не знаю, как это выглядит в действительности, встретимся ли мы со сходством формы или красотой в каком-то другом отношении, но это неизбежно»
Виктор-Виктория
Человек будущего
Воскресенье, 22 Апреля 2007 г. 23:58 (ссылка)
ИЗ ИНТЕРНЕТА
Ефремов Иван Антонович (1907-1972)
В литературу он пришел неожиданно, главным образом из-за беспокойства по поводу сильного «крена» общественной мысли в сторону науки и техники, в ущерб человеку, его душе и чувствам. Он был убежден, что наука ведет в пустоту, если за ней не стоит философия. Первые рассказы его были опубликованы в послевоенные годы, но славу самого конструктивного мыслителя в мире и родоначальника советской научно-социальной фантастики он приобрел после выхода в свет «Туманности Андромеды» (1957) и «Часа Быка»(1970).
По мнению автора главным двигателем прогресса оказывается не совершенство техники, а эволюция человека (причем, это общий для космоса закон), именно человек оказывается в будущем мерой всех вещей, а наука и ее открытия подчинены нуждам его развития.
Биография
Согласно записи в метрической книге, родился в семье вырицкого лесопромышленника в 1908 году, однако ещё в юности Ефремов добавил себе год, чтобы раньше начать работать, поэтому обычно в своих автобиографиях он ставил годом рождения 1907-й
Способности Ефремова проявились достаточно рано: в четыре года он научился читать, в шесть — познакомился с творчеством Жюля Верна и полюбил книги о землепроходцах, мореплавателях и учёных. В 1914 году его семья переехала в Бердянск, где он поступил в гимназию. Во время революции родители развелись, и в 1919 году мать с детьми перебралась в Херсон, вышла замуж за красного командира и уехала с ним, оставив детей тётке, которая вскоре умерла от тифа. Иван прибился к красноармейской автороте, вместе с которой «сыном полка» дошел до Перекопа. При бомбардировке Очакова был контужен, и с этого времени начал немного заикаться. В 1921 году, демобилизовавшись, уехал в Петроград с твёрдым намерением учиться и, благодаря бескорыстной помощи учителей, окончил школу за два с половиной года. «Революция была также и моим освобождением от мещанства», — говорил он позже.
Учёбу пришлось совмещать с заработком на жизнь: Ефремов работал грузчиком, пильщиком дров, помощником шофёра, затем шофёром в ночную смену. В 1923 году он сдал экзамены на штурмана каботажного плавания при Петроградских мореходных классах и, после окончания школы, весной 1924 года уехал на Дальний Восток.
К палеонтологии Ефремов пришёл, познакомившись с академиком П. П. Сушкиным, который открыл для него эту науку и помог сделать в ней первые шаги. Отплавав в 1924 году матросом навигацию на Тихом океане, будущий палеонтолог вернулся в Ленинград и поступил в университет на биологическое отделение. С середины 1920-х годов его жизнь проходит в экспедициях, приносящих многочисленные ценные находки и открытия.
Маршруты палеонтологических экспедиций Ивана Ефремова пролегали по Поволжью, Уралу и Средней Азии; в первой половине 1930-х он участвовал в геологических экспедициях по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку. Некоторые эпизоды его экспедиционной жизни позже вошли в рассказы «Алмазная труба», «Тень минувшего», «Голец Подлунный» и др.
В 1935 году Ефремов экстерном окончил Ленинградский горный институт. В том же году он стал кандидатом, а в марте 1941 года — доктором биологических наук (диссертация «Фауна наземных позвоночных средних зон перми СССР»). В это время Иван Антонович уже жил в Москве, поскольку в 1935 году сюда переехал Палеонтологический институт. В соавторстве с А. П. Быстровым опубликовал монографию по остеологии и анатомии эотриасового лабиринтодонта, за которую авторы впоследствии будут удостоены почётных дипломов Линнеевского общества (Англия).
В начале войны был эвакуирован в Алма-Ату, оттуда — во Фрунзе. Там перенёс тяжёлую форму лихорадки, получив тяжёлую болезнь сердца.
В 1940-е годы Ефремовым разрабатывается новая отрасль знания, тафономия — учение о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород. Рукопись «Тафономия» была завершена в 1943 году, но опубликовать её удалось только в 1950 году («Тафономия и геологическая летопись»); в 1952 году автор был удостоен Сталинской премии. Общее признание новая отрасль получила лишь в 1970-е годы, однако выводы своей науки Ефремову удалось успешно применить ещё во время экспедиции в монгольскую пустыню Гоби, принёсшей богатейший материал. Экспедиция, руководимая заведующим отделом древних позвоночных Палеонтологического института И. А. Ефремовым, работала в Монголии в 1946, 1948 и 1949 годах, и о ней написана документальная повесть «Дорога Ветров».
Во время войны И. А. Ефремов начал писать свои первые «рассказы о необыкновенном», в которых сочетается научная фантастика и приключения. В этих рассказах он предсказал открытие алмазных месторождений в Якутии и голографию. Небольшой повестью «Катти Сарк» он непосредственно повлиял на судьбу знаменитого британского парусника, ныне отреставрированного энтузиастами и стоящего на берегу Темзы.
В пустыне Гоби, в экспедиции за «костями дракона», у Ефремова родился замысел создать произведение о космическом будущем, о Великом Кольце миров Вселенной, о красивых, «ненасытных в подвиге» людях, подлинных человеческих отношениях и планете, превращённой её жителями в цветущий сад. Таким произведением стал роман «Туманность Андромеды», вышедший в 1957 году. Будущее, описанное в книге, коммунистическое — без частной собственности, рынка и профессиональных органов власти.
Однако реальные тенденции мирового развития становились иными, всё более тревожными, и к концу 1960-х появился роман-предупреждение «Час Быка». Писатель предупреждал о грозящей социальной, экологической и нравственной катастрофе. В книге светлому миру Земли, продолжающему линию «Туманности Андромеды», противостоит мрачная антиутопия планеты Торманс, управляемой олигархией. Распространённое мнение о том, что роман представляет собой карикатуру на СССР, некорректно: хотя писатель отразил тупиковые тенденции развития «реального социализма» (роман был воспринят как «клевета на советскую действительность», изымался из библиотек и не переиздавался до конца 1980-х), герои романа Ефремова так и не пришли к однозначному выводу, из какого общественного строя возникла олигархия Торманса — из «муравьиного лжесоциализма» (Маоизма) или из «гангстеризующегося капитализма». В 1969 году в письме американскому коллеге писатель говорит о «взрыве безнравственности», за которым последует «величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры».
Ефремов умер 5 октября 1972 года, не дожив до окончания публикации своего четвёртого романа — «Таис Афинская», посвящённого другу и жене, Таисии Иосифовне Ефремовой. Похоронен на кладбище в Комарово под Санкт-Петербургом.
Через месяц после смерти писателя сотрудники КГБ СССР провели в его квартире обыск. Существуют сведения, что писатель и его жена подозревались в шпионаже в пользу Великобритании[2]. По факту смерти КГБ СССР было заведено уголовное дело, которое было прекращено 4 марта 1974 года.
Позже в материалах писателя обнаружены и опубликованы в журнале «Студенческий меридиан», а после и в полном собрании сочинений две художественные работы: рассказ «Каллиройя» и повесть «Тамралипта и Тилоттама», некоторые фрагменты которой вошли позже в «Лезвие бритвы».
Мировоззрение Ефремова замечательно своей цельностью, в нём палеонтолог-эволюционист дополняет социального мыслителя, психолога и писателя. От примитивных биологических форм к кострам палеолита, и далее, через собирание жемчужин мысли и красоты, создаваемых человеком во все эпохи, к построению справедливого общества. Основные источники и составные части ефремовского мировоззрения: социалистическая мысль — диалектика марксизма, Н. Чернышевский, А. Богданов, Г. Уэллс; романтико-приключенческая литература — Г. Хаггард, А. Грин; русская поэзия Серебряного века — Николай Гумилёв, Максимилиан Волошин (эти поэты цитируются во многих произведениях Ефремова см. Л. Акопов. Поэзия в произведениях Ефремова); «Номогенез» выдающегося биолога Льва Семёновича Берга; гуманистическая психология К. Роджерса и Э. Фромма; идеи русского космизма — К. Циолковского, В. Вернадского и Живой Этики Рерихов[3][неавторитетный источник?], в которой он искал философию для будущего СССР.
Ефремов стал прототипом Фёдора Симеоновича Киврина в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»[4].
НЕтайное общество Белой вороны
МАГИЧЕСКИЙ СЕРПАНТИН ЯНВАРЯ
Комментарии
Внимание! Это пропустить нельзя!
Для Души
Познавательно и полезно
Мстительная выдумка женщин.
Красота спасет мир! Естественно, когда говорят о красоте, то подразумевают не только прекрасную музыку или вдохновляющие картины, но и изумительный шарм женщины.
А мужчины? Как шутят в народе, мужчине достаточно быть чуть-чуть красивее обезьяны. Я уверена, что такое первой могла произнести только женщина. ))
И это — понятно. Сколько веков гнета и подчинения мужской физической силе, сколько веков второстепенной роли! Но, уж в наше время, прекрасная и, когда-то слабая, половина человечества взяла реванш! Но, мы не о противостоянии полов. Мы говорим о красоте, именно о внешней красоте.
Только ли женская это прерогатива? А что, мужчинам без надобности
внешняя красота и здоровье? Совсем наоборот!
Кому не известна фраза «Встречают по одежке…» означает, что вначале
человека оценивают по его внешнему виду. И верно, ибо при первом
знакомстве (если оно не по телефону), при «первичном восприятии объекта»,
как говорят психологи, прежде всего воспринимаются, оценивается
( произвольно ли, непроизвольно ли, т.е., подсознательно) внешние
характеристики объекта.
Да, потом провожают, иногда, руководствуясь другими параметрами,
но в подсознании все равно остается отпечаток — приятный или не очень.
А еще говорят, что «внешность обманчива», поэтому и доверять ей не стоит.
Разве Вы не сталкивались со случаями, когда: «Надо же, ни за что бы не
подумал, таким респектабельным на вид выглядел, а оказался…»?
Только опыт показывает, что «внешность обманчива» — не абсолютная истина!
Связь телосложения и психики изучалась многими учеными, но наибольший
вклад в это учение внес Э. Кречмер (1888-1964) в своей книге
названием «Строение тела и характер».
Сущность учения Кречмера заключалась в том, что телосложение связано
с психикой из-за их общих корней — генов. По понятным причинам в нашей
стране мало кто знал про этого ученого, признанного во всем мире.
Каждый из нас слышал и сам произносил: «красивое лицо», «некрасивое лицо».
И хотя народная мудрость гласит, что на вкус и цвет товарища нет, но,
как мы уже знаем, народная мудрость — не всегда мудрость.
А потому, помня об этом, обратимся к такому понятию, как
«классическая красота» — то, что оценивается большинством людей
на протяжении веков как красивое.
Предполагаю, что сейчас мнения начнут делиться и поэтому обратимся
к авторитетам. Сократ утверждал, что все хорошо и прекрасно по отношению
к тому, для чего оно хорошо приспособлено. А Аристотель указывал,
что прекрасное в живой природе связано с целесообразностью.
А как влияет красота тела человека на его характер, и влияет ли вообще?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, как люди оценивают
красивое вообще и красивого человека (человека с красивыми чертами лица), в частности?
В подсознании укоренилось: красиво то, что целесообразно,
красиво — значит хорошо. И когда в жизни человек встречается с красивым,
он встречается с тем, что целесообразно, что у него невольно вызывает чувство «хорошо».
Итак, красивое — это «хорошее», а значит, понятно почему красивое вызывает
положительные эмоции (кроме случаев черной зависти).
Человек устроен так, что его всегда тянет к хорошему. А значит, его всегда
тянет к красивому (в соответствии с законом аттракции : человека всегда
невольно притягивают люди красивые и здоровые, и всегда невольно
отталкивают некрасивые и больные).
Вы увидели красивого человека — и Вам от образа такого человека стало,
помимо Вашей воли, хорошо, при этом Вы можете вовсе и не осознавать,
что Вам стало «хорошо».
Значит, даже в общении, положительная установка на красивую внешность
срабатывает автоматически. Общение, коммуникация — вся наша жизнь!
Так нужна ли красота только женщинам?
Если Вам от вида человека приятно, то, в силу закона аттракции (притяжения),
Вас начинает невольно тянуть к нему, осознаете вы это или нет. Такова природа.
А Вы согласны с этим? Напишите свое мнение в комментариях к посту.
Женская красота
Женская красота относится к тем неоднозначным темам, которые вызывают дискуссии и споры на протяжении всей истории человечества. Размышления о женской красоте запечатлены в многочисленных трудах культурологов, искусствоведов, историков, психологов и других ученых. Но однозначного ответа на вопрос, что же это такое, до сих пор нет. Возможно, потому, что понятие красоты может быть объективным и субъективным, а также подверженным социальному влиянию, т.е. навязанным общественным стандартам. Далеко ходить не надо, ведь пресловутые «90-60-90» уже не одно десятилетие царствуют на подиумах, в рекламных образах и реальной жизни.
Испокон веков поэты и писатели воспевали красоту женщины в самых лестных эпитетах, а скульпторы и художники создавали приятные для глаз светлые образы. Пожалуй, именно люди искусства могут тонко улавливать грань между красотой и уродством. В данном случае речь идет именно о внешности, а точнее о практически незыблемых канонах красоты, когда, глядя на лица женщин или мужчин (не важно какой эпохи), вы однозначно сочли бы их красивыми.
Пастернак говорил, что «красота есть счастье обладания формой, форма же есть органический ключ к существованию». Кто бы спорил, что без тела нам не жить, да вот каким оно должно быть, чтоб безоговорочно нравиться окружающим и себе? Пожалуй, довольно оригинальным и совсем не лишенным смысла ответом на этот вопрос являются размышления другого литературного классика – Ивана Ефремова, изложившего взгляды на целесообразность красивого лица и тела в романе «Лезвие бритвы».
«Подлинно анатомическую красоту» (а не очарование, обаяние или шарм) он считал плодом эволюции, естественного отбора. Разрез глаз, форма брови или прямой нос в том случае красивы, если идеально подходят для жизни в определенных природных условиях. Восприятие красоты, чувство эстетизма – «это опыт, накопленный в миллионах поколений при определении того, что совершенно, что устроено анатомически правильно, наилучше отвечает своему рабочему, функциональному назначению… Решительно все виды чувств, доставляющие нам ощущение красоты, в своей основе имеют важное и благоприятное для нашего организма значение, будь то сочетание звуков, красок или запахов. Что линии, которые мы воспринимаем красивыми, гармоническими, построены по строгим математическим закономерностям, — это уже бесспорно». Другими словами, красиво то, что целесообразно для жизни.
Подтверждением этой точки зрения являются научный или точнее биологический взгляд на понятие красоты. Что есть красота в глазах противоположного пола? Это возможность продолжения рода. В этом случае молодая здоровая женщина привлекательна для мужчины, т.к. может дать здоровое потомство. Как выглядит женщина в старости? Расплывшаяся или наоборот иссохшая зачастую горбатая фигура с отвисшей грудью, редкие волосы, морщинистая кожа, узкие губы, большие нос и уши (хрящи к старости, как правило, увеличиваются в объеме). Следовательно, противоположные «термины» и составят понятие красоты: нормальная фигура с ярко выраженной грудью, пышные волосы, гладкая кожа, пухлые губы, маленькие нос и уши автоматически делают из вас красавицу. Правда, вопрос еще в том, в каких пропорциях все это «компонуется» на лице и теле.
Возможно, у женской красоты есть еще и физиологическая составляющая, а именно гормон эстроген, который непосредственно влияет на состояние кожи и выражение лица. Ученые из University of St Andrews выяснили, что наиболее привлекательные женщины имеет высокий уровень этого гормона, и их лица, как правило, отличаются классическими чертами. Так что, красавицы не зря становятся объектом повышенного мужского внимания, все дело в их потенциально высокой плодовитости. К счастью, для всех остальных женщин ситуация поправима – умело сделанный макияж скроет недостатки и подчеркнет те черты лица, которые неизменно привлекают мужчин. Согласно данным все того же исследования, они не замечают «подделки».
Одним словом, красота повышает ценность ваших «акций» в глаза окружающих представителей сильного пола. Красивая женщина родит привлекательных детей, которым в свою очередь будет легче найти партнера, тем самым, обеспечив непрерывное продолжение рода. Кстати, именно о красивых детях родители заботятся более тщательно. Такой вывод сделали американские ученые, наблюдавшие поведение родителей с детьми в супермаркетах. Просматривая записи с камер наблюдения, ученые обратили внимание, что некрасивые дети часто оказывались одни в отделах без присмотра, в то время как привлекательные чада всегда были в пределах видимости родителей. Так это или нет, но здравое зерно в этом выводе явно присутствует.
Правда, у этой благостной картины есть оборотная сторона: красивых охотнее берут на работу и больше платят, зато и ждут от них несравненно больше, чем от остальных. Ошибочно полагая, что красивые сотрудники обладают большим опытом, умом, смекалкой и уймой способностей, работодатели рассчитывают получить соответствующую отдачу. А когда этого не происходит, они разочаровываются со всеми вытекающими из этого последствиями.
Красивым женщинам до недавнего времени приходилось на работе еще тяжелее, чем мужчинам: не секрет, что многие из них интересовали работодателей мужского пола не только с точки зрения профессионализма. К счастью, феминистское движение за права женщин решило эту проблему, юридически обезопасив их от подобных посягательств.
Тело или душа?
От красоты анатомической и выгод, которые она дает своей обладательнице, логично перейти к более полному понятию красоты. Ведь красивое лицо и тело – это всего лишь оболочка, форма без содержания, а было бы неплохо, если красивые «куклы» умели еще красиво двигаться, думать и говорить.
Речь идет не о классическом противостоянии «тело-душа», а наоборот об их гармоничном симбиозе – друг без друга в земном воплощении они существовать не могут. К сожалению, очень немногие люди осознают, что тело, жесты, осанка, общая динамика движений – это своего рода наша визитная карточка и внешнее выражение нашего характера и даже психологических комплексов. Вот уж где можно и нужно судить по внешности. Ученые установили, что за первые три минуты знакомства мы способны определить, какого рода отношения у нас сложатся с незнакомцем в будущем – негативные, дружеские или очень близкие. Все дело в том, что более 70% информации о человеке мы получаем по невербальным сигналам. Так что макияж не спасет, если вы сутулитесь и втягиваете голову в плечи, не говоря уже о затравленном взгляде и хмуром выражении лица.
Это подтверждают и мужчины, когда говорят о женской красоте. Если они оценивают внешность, то, как правило, воспринимают сначала женщину целиком (общий стиль), что называется «в образе», переходя от общего к частному. Хотя за всех мужчин сказать сложно, но общая тенденция такова. В данном случае, мы не берем личные предпочтения каждого из них, то, на что они «клюют» чаще – длинные ноги, большая грудь или пышные волосы. Это как говорится, дело вкуса и предпочтений, сложившихся еще в детстве. Но, говоря о женской красоте как таковой, представители сильной половины человечества ее неотъемлемой частью считают естественность поведения, интерес в глазах, уверенность в себе, индивидуальный стиль.
Ирландские специалисты из Университета Улстэра (University of Ulster) лишний раз подтвердили, что СМИ имеют огромное влияние на умы подрастающего поколения. Многие девушки четырнадцати- шестнадцати лет стремятся стать стройными как Бритни Сприс или Бийонсе Ноулз. Около 80% опрошенных подростков женского пола считают, что очень важно быть не только стройными, но еще и блондинками, т.к. это гарантирует внимание со стороны мальчиков и способствует счастью в личной жизни. Основную ставку ирландские девушки делают на плоский живот и длинные ноги; 70% девочек не довольны своим телом или весом; 45% опрошенных считают, что они полноваты, хотя на самом деле имеют нормальный вес; 49% уже пытались сидеть на различных диетах, а 38% практикуют ограничение в еде в настоящее время. У подростков складывается представление, что красивая внешность подарит им счастье и любовь, внимание друзей, обеспечит карьеру и благосостояние. Весьма обманчивая иллюзия о «всесильной» красоте.
Истинная красота = внешность + счастье + доброта + уверенность…?
Но стоит ли так уж гнаться за этим призрачным миражом под названием «красота»? Вопрос риторический, однако, не праздный для женщин всех времен и народов. Если вы не подходите под узко обозначенный в современном понимании идеал вечно молодой девушки «90-60-90» с идеальной кожей, порой совершенно не достижимый для обычной женщины в силу конституции тела или по другим причинам, то вам остается только «оригинальничать»?
Возможно, ответом на эти вопросы станут данные глобального исследования «Вся правда о красоте» компании Dove, проводимого среди женщин более чем 40 стран по всему миру, включая регионы Азии, Ближнего Востока и Европы. Задачей кампании было выяснить, как женщины во всем мире определяют понятие красоты, их уровень удовлетворенности своей красотой и ее влияние на чувство благополучия.
Оказывается, только 2% женщин во всем мире с полной уверенностью называют себя красивыми. Все остальные предпочитают менее категоричные эпитеты – привлекательная, женственная, симпатичная. Свыше 40% женщин чувствовали неловкость, когда называли себя красивыми. Все это – результат жесткого определения красоты в наше время. Больше половины представительниц прекрасного пола согласны, что СМИ и реклама создают нереальный для многих стандарт.
Так что же такое истинная красота? Согласно все тому же опросу «две трети женщин согласны с тем, что физическая привлекательность связана с внешностью человека, тогда как красота включает множество других аспектов личности».
Судя по всему, представительницы прекрасного пола уверены, что «счастье есть исходный элемент женской красоты». Еще бы! Когда наши глаза светятся от счастья, ни один мужчина в мире не скажет, что мы некрасивы. А особенно счастливы мы, когда влюблены. Так что в некотором смысле красивая женщина – это «творение» от мужчины. Доброта, уверенность, достоинство – все эти внутренние качества украсят любую женщину, и пожалуй, не нуждаются в особых комментариях. Более 80% представительниц слабого пола во всем мире считают, что «в каждой женщине есть что-то прекрасное» и что она может шикарно выглядеть в любом возрасте.
Кстати, российские женщины придают внешности большее значение, чем во всем мире. Наши соотечественницы с большим интересом и тщательностью ухаживают за собой, чаще остальных используя всевозможные косметические средства. Трудно сказать, с чем это связано. Возможно, с немалой конкуренцией (в России действительно много красавиц) или же с неким «косметическим голодом» доперестроечного периода, когда активно внушалось, что внешность не важна, а в магазинах купить качественную косметику было практически невозможно.