Крапивин мальчик со шпагой чему учит
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Крапивин В. «Мальчик со шпагой» Читательский дневник, краткое содержание
Крапивин В. «Мальчик со шпагой» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Крапивин Владислав Петрович
Название: «Мальчик со шпагой»
Жанр: Роман.
Тема произведения: становление характера.
Число страниц: 1001
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Роман трилогия о жизни одиннадцатилетнего мальчика Серёжи и его друзей. С ними происходят разные приключения, Серёжа сбегает из лагеря, знакомится с журналистом, вступает в клуб фехтовальщиков, помогает тем, кто попал в беду.
Сюжет — краткое содержание:
Понравившийся эпизод:
Мне понравился эпизод, когда Серёжа не отказался помочь и проводить Стасика до дома, их класс задерживала в школе учительница. А по дороге на них напали хулиганы, но Серёжа не струсил, а бросился в бой.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Важно научиться быть смелым и честным, не бросать в беде друзей, бороться и не сдаваться.
Чему учит эта книга:
Роман учит нас быть смелыми, не бросать друзей в беде, не проходить мимо тех, кому нужна наша помощь. А ещё учит тому, что важно уметь признавать свои ошибки, отвечать за свои поступки, никогда не сдаваться, а идти вперёд.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне понравился главный герой романа. Серёжа всегда находит выход в трудной ситуации, не сдаётся, он не боится вступиться за слабых, не переносит несправедливости. В историях и героях Владислава Петровича всегда можно узнать себя и своих друзей, одноклассников и учителей.
Новые слова и выражения:
Палисадник – участок между домом и дорогой, огороженный забором.
Горнист – музыкант, подающий сигналы на горне.
Пословицы к произведению:
Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.
Друг познаётся в беде.
Не множество, а храбрость побеждает.
И это не просто часа два кружка проведенного времени, это уже образ жизни. В фехтовании надо бороться, идти до конца. Так и Сергей: по жизни добивается справедливости там, где, ему кажется, она отсутствует.
Есть у Сергея свой придуманный образ или идеал: эскадрон всадников, которых можно позвать в любое трудное для него время. И придумал он их во время болезни, когда была высокая температура. Так бывает, когда болеешь: встают перед тобой выдуманные образы. Эти всадники всегда рядом, это образ, на который он и равняется.
Сергей недоволен положением дел в пионерском лагере и не находит ничего лучшего, как самостоятельно уехать оттуда. (Представляете, сейчас бы такое произошло?)
Сергей недоволен тем, что жильцы дома забирают у детей мяч, потому что мяч летит в клумбы, в цветы, которые они выращивают. Ведет себя смело и достойно, но никогда не нагло. Не грубит и не дерзит взрослым.
И таких случаев в книге, когда Сергей пытается добиться справедливости, много.
Конечно, никакой взрослый не будет понимать и одобрять такого мальчишку, большинство из них считают его поведение за вызов, за непослушание. Хотя единомышленники находятся.
Тетя Галя, женщина, которая живет с его отцом, как-то устало говорит: «-Тебя послушать, так будто и хороших людей на свете не осталось».
И Сергей вспоминает за несколько секунд всех хороших людей, каких он знает. А плохих совсем немного, но «один такой может испортить жизнь многим людям».
Конечно, я была гораздо младше, чем мой герой, Сергей Каховский, мальчик со шпагой. Мне он, в годы моего детства, казался просто Супергероем с шпагой, который борется за справедливость во всех её проявлениях. Наверное, я влюбилась в книжный образ.
Видимо, от него остались уже в студенчестве справедливые замашки, когда я какому-то пьяному дылде предлагала уступить место для качающейся рядом бабушки. А взамен на мою просьбу дылда обещал мне не жить больше. Ужас какой!
Я всегда помнила Сергея, как героя. И книги Крапивина всегда вспоминала, как частицу доброты и лучики нравственности. Все это так.
Прошло время. Часто бывает так, что человек перечитывает книгу. Обычно по собственному желанию. Я перечитала «Мальчика. » уже в сознательном возрасте. Готовила обзор по книгам Крапивина. Готовила с энтузиазмом и вдохновением, ведь это мой Герой. Хотелось донести образ Сергея до сегодняшних детей.
Я, конечно знала об интересной особенности восприятия литературы, что в разное время жизни она воспринимается по-разному.
И вдруг я себя ловлю на мысли, что иногда я рассуждаю над поступками Сергея, как противная тетка Дзыкина из книги. Я тоже сажу цветы под окном, и не надо кидать в них мяч, это труд людей. Конечно, я могу сделать замечание, но никогда не буду идти на крайние меры, не буду пороть мяч ножом или забирать его.
В моем повзрослевшем состоянии образ Сергея немного померк. Да и не могло быть иначе. Ведь я уже не девочка, колупающая дырочку почтового ящика.( Хотя иногда так делаю).
И до детей я и пыталась донести образ Сергея таким, каким я его воспринимала в детстве, каким он остался в моем сердце.
Хотя намекнула им, что сейчас воспринимаю его образ не так, как раньше. (Ведь надо быть честной).
Как здорово все-таки, что в свое время были написаны такие замечательные книги! И ведь не имели мы возможности их купить!
В любом случае, спасибо Владиславу Крапивину, увлеченному человеку, произведения которого пронизаны темой товарищества, искренности человеческих отношений и победы светлых сил над злом.
Спасибо за то, что эти книги являются частичкой моего детства и доставили столько приятных мгновений.
Мальчик со шпагой
С этого и начинается история «Мальчика со шпагой». В подробностях сюжет пересказывать не буду, ограничусь общими замечаниями. Рассказ о Серёже Каховском буквально напичкан символами, намёками и межстрочными откровениями. Для начала – о фамилии. Фамилия главного героя – Каховский. По словам Серёжи, эту фамилию его дед-беспризорник получил в честь того, что именно под Каховкой его нашли и взяли с собой красные во время Гражданской войны. Декабрист Пётр Каховский не является предком пионера Серёжи. Однако известная фамилия обязывает быть таким же честным, смелым и принципиальным, как Пётр Каховский (активный участник восстания декабря 1825 года, застреливший генерала Михаила Милорадовича и командира лейб-гвардии Гренадерского полка Николая Стюрлера) – один из пяти повешенных декабристов.
Серёжа очень старается, так сказать, не осрамить славную фамилию, однако он часто при этом попадает в нелепые конфликтные ситуации. Честность и принципиальность Каховского играют с ним злую шутку: отстаивая справедливость, Серёжа вступает в противоборство с различными представителями мира взрослых. Он конфликтует с начальником лагеря, с учителями и соседями, с завучем школы и чиновниками, с вожатыми и бандитами. Серёжа искренне не понимает: почему книжная романтика и пропагандистские догмы не коррелируют с реальностью? Почему далеко не все взрослые оказываются хорошими и добрыми? Почему мир так жесток и несправедлив?
Найти ответы на эти вопросы Серёжа не может. И тогда он придумывает себе спасительную нишу: историю о всадниках. Всадники в представлении Каховского – это некие «боги из машины», являющиеся в самый критический момент и спасающие его. Будучи ещё наивным пацаном, он рассказывает историю о всадниках своим солагерникам – за это они подымают его на смех, а потом жёстко прессуют. Солагерников, прессующих Серёжу, начальник Совков называет «мои мушкетёры». Несколько пионеров из отряда Каховского находятся на службе у Совкова – они являются его «титушками» (если использовать современный термин) и ретиво выполняют все приказания начальника.
«Умный ты человек и упорный. Но свой характер ты растрачиваешь попусту. На мелкую монету размениваешь, не обижайся, пожалуйста… Я археолог, человек науки, ты тоже этим увлечен. Я увидел в тебе единомышленника. Но теперь я вижу: из тебя не получится учёного, если ты не начнешь жить иначе. Потому что величие мировых культур, которые мы изучаем, несовместимо с дрязгами повседневной жизни… Я ведь не уговариваю и, упаси бог, не воспитываю. В конце концов, каждый имеет право жить по-своему. Я даже готов уважать твои принципы. Но у меня тоже есть принципы. Я работаю для науки, а наука не терпит суеты. Не терпит она мелких споров, ссор, дерганья нервов. Если ты будешь жить, как живешь, археологом не станешь, имей в виду. И тогда нам не по пути».
Дядя Витя называет попытки ребят возродить «Эспаду» «гальванизацией трупа». Серёжа всерьёз задумывается над словами дяди. Он даже пытается заняться «лавировочкой», однако вспоминает девиз «Эспады», выгравированный на подаренной ему именной шпаге – «Смелость и честь» и… Посылает дядины приспособленческие принципы куда подальше вместе с их носителем.
Мы шли под грохот канонады,
Мы смерти смотрели в лицо,
Вперед продвигались отряды
Спартаковцев, смелых бойцов.
Средь нас был юный барабанщик.
В атаках он шел впереди
С веселым другом-барабаном,
С огнем большевистским в груди.
Однажды ночью на привале
Он песню веселую пел,
Но, пулей вражеской сражённый,
Пропеть до конца не успел.
С улыбкой юный барабанщик
На землю сырую упал,
И смолк наш юный барабанщик,
Его барабан замолчал.
Промчались годы боевые,
Окончен наш славный поход.
Погиб наш юный барабанщик,
Но песня о нем не умрёт.
Против кого собирались восставать барабанщики «Эспады» в Советском Союзе образца 1973 года? Против Брежнева и самой правильной на Земле Советской власти? Нет, конечно.
Против правильной Советской власти нельзя было не только восставать, но даже и думать об этом. Власть в целом была правильной и хорошей, но вот отдельные её представители являлись сволочами: Совков, например, или Стихотворов и Сыронисский. У этих персонажей и фамилии мерзкие, и сами они являются воплощением человеческой тупости и гнусности. О восстании против совковых и сыронисских речи пока не идёт. Крапивин только указывает цель и настраивает читателей на борьбу.
Кроме того, бороться следовало с проявлениями фашизма: вот, например, в Чили победили фашисты. Он убили Алехандро Альвареса Риоса (или другого подростка), а певцу Виктору Хара отрубили руки. Советский народ полагал, что фашизм был повержен в 1945 году, однако его метастазы случаются и в 1970-е годы. Вот с этим злом необходимо беспощадно воевать: с отечественными бюрократами и зарубежным фашизмом. Кроме того, члены «Эспады», занимаясь фехтованием, учатся обороняться от уличных хулиганов. Кстати, в городе, где происходит действие романа, на улицах орудуют только хулиганы, а вот милиция поспевает только к шапочному разбору. О таком явлении советского времени, как ДНД (добровольная народная дружина), Крапивин вообще не упоминает, хотя к 1970-му году в СССР действовало более 100 тысяч добровольных народных дружин.
Итак, о чём книга «Мальчик со шпагой»?
Она рассказывает о позднесоветском обществе, поражённом тяжёлыми болезнями: бюрократией, равнодушием, кумовством, формализмом… Но главная беда советского общества образца начала 1970-х – кризис идеологии, тотальное неверие народа официозу, начало распада советского общества. На пути героев романа постоянно возникают препятствия, а сам путь лежит в тупик. Советская Система не может предложить людям ничего нового, современного, прогрессивного. Она тупо пережёвывает старые, архаичные, протухшие и прогнившие догмы, пытаясь выдать их за нечто передовое. Даже советская символика и её ритуалы глубоко опостылели молодёжи. Молодые граждане СССР неосознанно желают чего-то иного, более соответствующего духу времени. Чего именно? Они и сами не знают. Крапивин показывает процесс поисков этого нового. Как мы знаем, в рамках советской Системы эти поиски оказались бессмысленными и безрезультатными.
О чём ещё книга?
Она – о принципиальных людях. Которые готовы ради своих принципов уничтожить всё и всех вокруг. Принципиальность Серёжи Каховского граничит порой с идиотизмом. Он готов «назло мамке отморозить уши». Вместо встраивания в социум, Каховский врывается в него и пытается разнести сложившийся порядок вдребезги. Ему не хватает гибкости в общении с людьми, он почему-то считает такую гибкость подлостью. Каково возможное будущее Каховского? Учитывая тот факт, что он родился в 1961 году, можно с большой долей вероятности предположить, что спустя 6-7 лет после описываемых в романе событий Сергей Каховский окажется в Афганистане. Где и погибнет, будучи свято уверенным в том, что защищает афганский народ от мирового империализма.
Крапивин «Мальчик со шпагой» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.
Владислав Петрович Крапивин – русский детский писатель, а также поэт, сценарист, журналист, педагог. Член Союза писателей СССР. Занимался литературным творчеством более 50 лет. Всего было выпущено более 200 изданий его книг на разных языках мира.
Одним из произведений автора является повесть «Мальчик со шпагой», написанная в 1974 году.
Краткое содержание
Читайте по теме:
1) Сережа Кохановский – школьник, отважный, справедливый, добрый, честный и благородный.
2) Олег Московкин – студент, тренер по фехтованию, руководитель «Эспады».
Главная мысль
Смелость, порядочность, честь – качества, которые должен воспитывать в себе каждый мальчишка.
Чему учит?
Повесть учит быть добрыми, отзывчивым, справедливым, честным, отважным, отвечать за свои слова и поступки.
Пословицы
1) Храбрый побеждает, трус погибает.
2) Сесть лучше бесчестья.
3) Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Отзыв
«Мальчик со шпагой» замечательная, добрая детская повесть. Она очень интересная и увлекательная. Это повесть о мальчишках, приключениях, фехтовании, о правильных и справедливых поступках, дает понимание значения чести, достоинства, справедливости.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 3 класса, 4 класса, 5 класса, 6 класса, 7 класса.
Салют Командору: чему учат книги Владислава Крапивина
Страшно обидно, хотя, возможно, и символично, что один из самых ярких отечественных детских писателей ушел от нас в День знаний. Ушел педагог, наставник и самый настоящий Командор — символ и рулевой для мальчишек и девчонок огромной страны. «Известия» свидетельствуют: для большинства из тех, кто читал в детстве его книги, герои Владислава Крапивина стали надежными друзьями и соратниками на всю жизнь.
Крапивинское ноу-хау
Умение сочинять необычные истории открылось у Владислава Крапивина еще в школе, а учеба в Уральском университете на факультете журналистики и вся последующая журналистская работа филигранно отточили его авторский почерк — яркий, образный, прямой, дотошный в деталях и построении сюжета, подводящий к выводам, который каждый делает сам. Никаких скидок на юный возраст читателя Крапивин не делал.
Среди своих любимых писателей он неизменно называл Константина Паустовского, а нюансы детской прозы познавал в литературной секции под руководством Льва Кассиля. В 1962 году вышла его первая книга «Рейс «Ориона», потом было членство в Союзе писателей СССР, в редколлегии журналов — «Уральского следопыта», где он начинал свой путь, и всесоюзного любимца «Пионера». Строгого учета написанному Крапивин не вел. Многие из его произведений экранизировались, но шедеврами детского кино не стали. Может, потому, что за увлекательными поворотами сюжета режиссеры не смогли сохранить главного — доверительного, ритмичного и насыщенного языка. Настоящего крапивинского ноу-хау.
Точно можно утверждать, что у каждого из почитателей творчества Владислава Петровича свой Крапивин. Штука в том, что реальные ситуации, в которые попадают Сережа Каховский с ребятами из отряда «Эспада» («Мальчик со шпагой») и Юра «Журка» Журавлев («Журавленок и молнии»), разительно отличаются от тех, что случаются в «Голубятне на желтой поляне» или «В глубине Великого Кристалла». Но все они единое целое. Как и удивительный «Фрегат «Звенящий» — об устройстве парусников и тонкостях корабельного дела, названный романом-справочником.
Владислав Крапивин беседует с юными актерами Свердловского театра юного зрителя, 1966 год
Самым выдающимся, по-настоящему поколенческим романом Крапивина стал «Мальчик со шпагой», первый в трилогии «Паруса «Эспады». Главный герой Сережа Каховский — бескомпромиссный борец с несправедливостью, даже в самых трудных ситуациях не допускающий выбора между честью и бесчестьем. Он живет в мире взрослых, но если этот мир вдруг идет на него войной и попирает им же придуманные высокие принципы, Сережа неизменно готов дать отпор.
Лев Пирогов, издатель детского журнала «Лучик»
Я рос с его книгами. Кусок жизни отвалился. Больно. Кажется, всё уходит. Всё лучшее, светлое, честное, доброе — в прошлом. Но знаете что? Недавно мы разговаривали по телефону, и я спросил: «Владислав Петрович, а дети сильно изменились за пятьдесят лет?» И он сказал: «Да совсем не изменились они!» Этот простой ответ тогда придал мне сил и помогает сейчас. Ничего не уходит, если держать, не отпускать. Он всю жизнь работал, всю жизнь отдавал нам, потом нашим детям. И мы тоже должны: когда трудно — работа спасает. И пока мы работаем, он жив.
Впрочем, на его маршрутах встречается куда больше людей настоящих, порядочных, искренних и честных — журналист Алексей Иванов, вожатый Олег Московкин, всадники со станции Роса, с которых всё и начинается. Именно они формируют характер Сережи, и потому перечисление их так важно. Описанный в «Мальчике со шпагой» потрясающий мушкетерско-пионерский отряд «Эспада» стал предметом белой зависти сотен тысяч мальчишек и девчонок СССР и прообразом детского отряда «Каравелла», который возглавлял сам Владислав Крапивин.
Вперед, «Каравелла»
Много ли найдется в мире детских писателей, ставших для своих читателей не только создателями занимательных произведений, но и командирами — мудрыми и грамотными? Кроме Аркадия Гайдара, пожалуй, навскидку никого и не назвать. Путь Крапивина и его «Каравеллы», в которой удивительным образом прививали целый спектр умений и качеств — от навыков морского дела до человеческой порядочности, — явление уникальное. Сколько ребят за многие десятилетия прошло через этот отряд, подскажут только вахтенные журналы, а они толстенные и их много.
Владислав Крапивин со своими читателями, пионерами отряда «Каравелла», Свердловск, 1974 год
Удивительное дело, но, живя в социалистических реалиях, Крапивин умудрялся уверенно вести свои книжки-корабли мимо глупых идеологических догм. Он как никто находил нужные сюжеты и слова, благодаря которым мальчишкам и девчонкам открывались подлинно глубокое и ценное — понятия достоинства, чести, взаимовыручки, плеча друга, романтики костров, походов и правильных песен.
К «Мальчику со шпагой» Крапивин вернется спустя годы, продолжив цикл книгами «Бронзовый мальчик» и «Рыжее знамя упрямства». Сменились герои и времена, но не идеалы. В 2014-м Крапивину вручали президентскую премию в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. И так совпало, что как раз в это время его любимый Севастополь снова стал по-настоящему русским городом. Конечно, нашлись и те, кто немедленно упрекнул Крапивина в искренней радости, на что он ответил: «Ребята, что я могу сказать? Это моя вторая родина. Я не влезаю в политику, но я счастлив, что Севастополь снова стал частью нашей страны. Когда узнал о том, что он снова наш, я налил стопочку коньяка, включил запись песни «Легендарный Севастополь», позвонил своим севастопольским друзьям-парусникам и сказал: «Ребята, это все-таки случилось. Мы дожили!»
Юрий Поляков, писатель и драматург
Владислав Крапивин — один из самых ярких представителей замечательного явления советской литературы. Его книги любимы, читаемы, издаваемы. Это особый дар, ведь навязать ребенку какую-либо историю или сказку невозможно, если они не сочинены по вербальным законам его восприятия мира. А крапивинские книги — «Мальчик со шпагой», «Мушкетер и фея», «Тень каравеллы», «Алые перья стрел» — из таких.
Думаю, ему было очень тяжело наблюдать крушение и исчезновение феномена детской литературы, которой активно занималось советское государство. Но, слава Богу, он дожил до дня, когда на нее вновь обратили внимание российские власти и была учреждена премия «За достижения в искусстве для детей и юношества». Он стал ее первым лауреатом. Владислав Крапивин успел сделать очень много для детской литературы. Он останется классиком советских и постсоветских лет еще и потому, что много времени уделял подготовке своей смены — искал талантливых пишущих ребят, более полувека вел свою студию, давшую им творческую путевку в жизнь.
Если говорить о его предшественниках и современниках, то это Аркадий Гайдар, Лев Кассиль, Виктор Драгунский, Анатолий Алексин, Владимир Железников, Евгений Велтистов — передовой отряд, без всякого боя завоевавший умы, сердца и, главное, души нескольких поколений. Придет ли кто-то им на смену?
Владислав Крапивин на закладке традиционной монеты в остов кораблика для Севастополя, 2014 год