Крахмал что это такое 2 класс
Крахмал что это такое 2 класс
Исследовательские работы и проекты
Крахмал и его свойства
В процессе индивидуальной исследовательской работы «Крахмал и его свойства» автором была поставлена цель путём проведения опытов и наблюдений выявить свойства крахмала и применение его в различных сферах жизни, дать определение понятия и изучить историю появления крахмала.
Подробнее о работе:
В проекте по начальной школе на тему «Крахмал и его свойства» учеником 2 класса обоснована выдвинутая гипотеза о том, что если дети будут владеть научно обоснованной информацией о свойствах крахмала, в том числе и о его воздействии на организм человека, то возникнет осмысленное отношение к процессу применения и употребления крахмала.
Оглавление
Введение
На свой день рождения в подарок я получил набор экспериментов «Юный химик». В огромной коробке было оборудование для опытов, инструкции и множество химических реактивов: маленьких колбочек, баночек, пакетиков с различными порошками со сложными названиями. Я не знал, с чего мне начать.
Гипотеза: если дети будут владеть научно обоснованной информацией о свойствах крахмала, в том числе и на организм человека, то возникнет осмысленное отношение к процессу применения и употребления крахмала.
Цель: путём изучения литературы, проведением опытов и наблюдений выявить свойства крахмала и применение его в различных сферах жизни.
Объект исследования: крахмал.
Предмет исследования: свойства крахмала.
Методы исследования: изучение литературы и интернет – ресурсов, опыты, наблюдение, анкетирование.
Новизна: входе проведения опытов получены достоверные данные о свойствах крахмала.
Практическая значимость: работы заключается в возможности ее использования на уроках окружающего мира, биологии, внеклассной работе.
Что такое крахмал
Слово «крахмал» произошло от немецкого kraftmehl, что значит «крепкая мука». И действительно, этот белый мучнистый, безвкусный пылеобразный порошок больше всего напоминает муку, только, если его сжать пальцами, он характерно поскрипывает.
Все крахмалы подразделяются на две группы: природные (картофельный; пшеничный; кукурузный; рисовый; тапиоковый; зерна саго) и рафинированные (считаются пищевой добавкой, которая предотвращает образование комков в готовой продукции пищевого назначения. (Приложение 2)
История происхождения крахмала
Крахмал из экстракта кукурузы был впервые произведён в 1840 г. Его делали и перерабатывали в белый порошок. Первоначально кукурузный крахмал использовался в качестве крахмала для одежды. Вскоре производители одежды открыли, что они также могут использовать его в качестве наполнителя.
В странах Европы крахмал из картофеля стали получать в 17 веке. В Россию картофель был завезен в начале XVIII века Петром Первым. После повсеместного распространения этой культуры в нашей стране из картофеля стали делать крахмал. Слово «крахмал» вошло в русский язык с петровских времён.
Оно заменило старославянское «скроб», существующее до сих пор в чешском и сербско-хорватском языках. Считают, что слово «скроб» имеет звукоподражательный характер: порошок крахмала хрустит, когда его мнут пальцами. «Крахмал» – искажённое немецкое Kraftmehl (состоит из двух корней: Kraft – «сила» и Mehl – «мука»). (Приложение 3)
Виды крахмала
Существует множество видов крахмала, они отличаются сырьем, которое используется для его изготовления, его качеством и полезными свойствами. Чтобы получить крахмал, зерна определенного сырья (кукурузы, риса и др.) размягчаются и перетираются. Крупяные зародыши удаляются, а остаток эндоспермы измельчают второй раз.
Тщательное измельчение способствует выделению нужных для продукта веществ, так в его составе может находиться небольшая часть витаминов и минералов. Картофельный крахмал – получают из клубней картофеля.
Образует вязкий прозрачный клейстер. Кукурузный крахмал – молочно-белый непрозрачный клейстер, имеет невысокую вязкость, с запахом и привкусом, характерными для зёрен кукурузы. Пшеничный крахмал – обладает невысокой вязкостью, клейстер более прозрачный по сравнению с кукурузным.
1. Амилопектиновый – получают из восковидной кукурузы. Обладает хорошей вязкостью. Используют в салатных приправах, соусах.
2. Тапиоковый (маниоковый) крахмал – получают из клубней тропического растения –маниока. Используют в пищевой промышленности в качестве загустителя в готовых супах, соусах, подливках.
3. Рисовый крахмал – обладает высокой стабильностью при хранении. Используют для приготовления пудингов, продукции парфюмерной промышленности. Применяют в текстильной и бумажной промышленности.
Информационная карта проекта «Крахмал»
Керн Алла Викторовна
Информационная карта проекта «Крахмал»
Информационная карта проекта.
Проект : «Крахмал»
Автор проекта: воспитатель Керн Алла Викторовна
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие
Область интеграции: «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение исследовательской литературы», «познание», «Труд».
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта : дети, педагоги
Выбор темы исследования
Однажды, когда дети за обедом в детском саду пили свой любимый напиток кисель, они спросили у повара, из чего его готовят. Он сказал, что из крахмала.Ребятам стало интересно узнать:
— что такое крахмал;?
— какие продукты могут содержать крахмал?
— когда люди узнали о крахмале?
— какими полезными свойствами обладает крахмал?
— как его можно обнаружить в продуктах.
Именно поэтому и была выбрана данная тема проекта.
Актуальность нашей работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Мы выбрали крахмал. Ведь он присутствует во многих продуктах.
Объект исследования: крахмал.
Предмет исследования: поиск крахмала в продуктах питания и изучение его свойств.
Гипотеза: мы предположили, что если подробнее изучим крахмал, познакомимся с его свойствами, то эти знания помогут нам оценить пользу и вред продуктов, которые мы потребляем в пищу и, возможно, внести изменения в свой рацион питания, а также узнаем, где еще применяется крахмал.
Цель проекта: Выяснить, что такое крахмал.
1. Собрать информацию о крахмале;
2. Изучить свойства, провести опыты с крахмалом;
3. Расширить знания о крахмале и его пользе, сделать выводы.
Сбор информации у взрослых, в книгах и Интернете;
1) получить крахмал из клубней картофеля;
2) опытным путём с помощью раствора йода проверить наличие или отсутствие крахмала в продуктах питания;
3) показать практические способы применения крахмала в быту.
4) презентация работы
Этапы реализации проекта
У нас в садике повар готовит кисель он такой вкусный и полезный, и нам всегда было интересно, из чего делают кисель. В рецепте написано «добавить крахмал». А что такое крахмал? Мы решили выяснить, что такое крахмал? Лариса Владимировна рассказала, что крахмал появился в России более трехсот лет назад. А от мамы я узнал, что крахмал содержится во многих растениях, но больше всего его в картофеле. Из опроса взрослых,просмотра книг мы узнали: крахмал – это порошок белого цвета, напоминает муку, нерастворим в холодной воде. При сжатии порошка крахмала в руке он издаёт «скрип». Крахмал содержится почти во всех растениях. Особенно много его в корнях, клубнях, плодах и зернах растений. В горячей воде крахмал набухает (растворяется, становится прозрачным, образуя раствор — клейстер. Взаимодействует с йодом (окрашивание в синий, фиолетовый цвет). Крахмал используется для приготовления киселя, клейстера, крахмаления одежды. Мы с другом решили самостоятельно обнаружить крахмал. И правда ли он содержится в картофеле?
2.2. Исследование свойств крахмала
Опыт №1. Получение крахмала из клубней картофеля. (Приложение №1)
Оборудование: Тертый картофель, миска с водой, вторая миска
Проведение опыта: Мы предположили, что если картофель измельчить, то получится крахмал. Сначала мы натерли картофель на терке, отжали сок, чтобы он быстрее высох. Через час кашица из картофеля потемнела. Высохший картофель мы измельчили. Получился порошок серого цвета.
Вывод:мы видим, что на дне есть осадок. Это и есть крахмал.
Опыт №2. Исследование свойств крахмала. (Приложение №)
Оборудование: сухой крахмал
Проведение опыт: Взяв крахмал в руки, мы начали его исследовать.
на вид белоснежная мучнистая масса;
на ощупь крахмал скрипит;
А еще наш повар Евгений Дмитриевич точно знает, что крахмал не имеет вкуса.
Опыт №3. Как изменяется вода с крахмалом при взаимодействии с йодом. (Приложение №)
Оборудование: Два стакана с водой, крахмал, пипетка, йод.
Проведение опыта. Что произойдет с крахмалом, если добавить каплю йода. Посмотрите, какого цвета йод?
Йод коричневого цвета (показывает пипетку, окрашенную йодом). Сейчас берем два стакана с водой. В один добавляем крахмал и размешиваем, а в другом только вода. Капаем йод в оба стакана. Там где в стакане была вода, цвет стал коричневый, а где был размешен крахмал цвет стал синий.
Можно сделать вывод: в результате взаимодействия йода с крахмалом, жидкость окрашивается в синий цвет.
Опыт №4. Определение наличия крахмала в продуктах питания. (Приложение №)
Оборудование: тарелки с картофелем, сыром, печеньем, кукурузой, колбасой, булкой, йод, пипетка.
Проведение опыта: Поочередно капнув йод на продукты, мы выяснили, что крахмал под воздействием йода окрашивается в синий цвет.
Итак можно сделать вывод: Йод окрасил в синий цвет картофель, печенье, булку и кукурузу. Значит, в этих продуктах содержится крахмал! Больше всего изменил окраску картофель.
Опыт №5. Использование крахмала в быту. (Приложение №)
Оборудование: кукольная одежда, крахмал разведенный в воде, миски с водой 2 шт.
Проведение опыта: Взяв кукольную одежду, мы опустили её в воду с крахмалом, а потом высушили её. После высыхание изделие стало более жестким.
Вывод: Крахмал можно использовать и применять в обработке ткани, чтобы придать ей форму.
Проводя исследование, мы нашли ответы на свои вопросы. Теперь мы знаем, в каких овощах находится крахмал. Больше всего крахмала содержит картофель. Он окрашивается в синий или фиолетовый цвет, если капнуть йод. Крахмал можно сделать самостоятельно из картофеля. Для того чтобы сварить кисель, сделать клейстер, добавляют крахмал. Он придаёт густоту. Мы познакомились с новыми словами: так, крахмал называли скорбилом, слова, которые почти не употребляют в речи крахмаленье, крахмалка, крахмальница.
Занимаясь нашим исследованием, мы научились чистить картофель, тереть его на терке, сделали крахмал, узнали много интересного об использовании крахмала, оформили «копилку». Опытно-экспериментальным путём расширили знания о его свойствах и поделились накопленными знаниями с детьми детского сада.
Теперь мы точно знаем что крахмал:
на вид белоснежная мучнистая масса;
при сжатии он издает характерный «скрип»;
при смешивании крахмала с водой, крахмал не растворяется, на дне появляется осадок;
в горячей воде набухает, получается клейстер;
в результате взаимодействия йода с крахмалом, жидкость окрашивается в синий цвет.
Выдвинутая гипотеза подтвердилась. В следующий раз обязательно узнаем, где ещё прячется крахмал, и как его можно использовать. Попробуем сделать крахмал из кукурузы или яблок.
Защита проекта
Презентация исследовательского проекта «Что такое крахмал» была проведена в форме доклада с показом экспериментов для детей старшей и подготовительной групп. После сообщения проведено обсуждение. Ребята ответили на вопросы слушателей – детей и взрослых. Присутствующие высказали свое мнение о проекте. Все дети могли провести опыты с крахмалом, получили схемы приготовления крахмала в домашних условиях. Это позволило наглядно убедиться в основных свойствах крахмала и разнообразном его использовании.
4. Список литературы и Интернет ресурсы
4.Энциклопедия для детей: Т. 3 (География).– Сост. С. Т. Исмаилова. – М. : Аванта+, 1994. – с. 377-391
5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия в 2-х дисках – 2005 г.
6. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия в 2-х дисках – 2009 г.
7. Детский интернет портал «Мамина Умничка» 2006-2010. www. umnichka.ua
8.«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова // Российская академия наук –Москва: 2005, с. 304
9.«Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля –Москва: ОЛМА – ПРЕСС-2004, т. 2, с. 159.
10. Энциклопедический словарь том 32 Коялович-Кулон (Репритное воспроизведение издательства Ф. А. Брокгауз – И. А. Ефрон)
Информационная карта проекта «К природе с любовью» Информационная карта проекта Полное название проекта: «К природе с любовью» Автор проекта: воспитатель 1 квалификационной категории Дмитриева.
Информационная карта педагога к аттестации Информационная карта Задание Ответ ФИО аттестуемого педагогического работника дошкольного образования Семик Надежда Анатольевна Место.
Информационная карта педагога Гусева Ольга Анатольевна 1. Общие сведения. Субъект Российской Федерации Липецкая область Населенный пункт Г. Лебедянь Дата рождения (день,.
Информационная карта инновационного педагогического опыта Информационная карта инновационного педагогического опыта воспитателя 1 категории Никитиной Елены Дмитриевны I. Общие сведения 1. Никитина.
Информационная карта проекта по расширению представлений детей о лесных животных «Кто, кто в теремочке живёт?» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Информационная карта проекта «Поможем птицам в холода» Покормите птиц зимой, Бросьте горстку крошек, И пускай снуют порой Стайки у окошек. Бросьте горсточку зерна. Много им не надо. И зима не.
Информационная карта проекта «С чего начинается Родина?» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Информационная карта проекта «Солнышко лучистое» Проект «Солнышко лучистое» Информационно-познавательный, долгосрочный Заявитель : дети 1 младшей группы «А» Автор проекта : воспитатель.
Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака» Информационная карта Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака» Цель проекта: создание условий для знакомства детей с творчеством С. Я. Маршака. Задачи.
Развитие экологического воспитания. Информационная карта проекта «Покормите птиц» Тема проекта: «Покормите птиц» Информационная карта проекта. Название проекта: «Покормите птиц» Вид проекта: групповой. По содержанию:.
Крахмал что это такое 2 класс
Загадочный крахмал
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Всем известно, что питание очень важно для человека, особенно если речь идет о детях. От их питания зависит, насколько здоровыми они вырастут. На уроке окружающего мира я узнал, что наша пища должна содержать и белки, и жиры, и углеводы. Углеводы нужны человеку для того, чтобы обеспечить организм энергией. А крахмал представляет собой основной источник углеводов. Мне стало интересно узнать о роли этого углевода в питании и я стал работать над этой темой.
Актуальность работы: подробное изучение крахмала поможет оценить пользу и вред продуктов, которые мы употребляем в пищу, и внести изменения в свой рацион питания.
Гипотеза: я предполагаю, что крахмал содержится во всех продуктах питания растительного происхождения.
Объектом моей исследовательской работы является крахмал.
Предмет исследования: физико-химические свойства крахмала.
Цель проекта: обработка и систематизация сведений о крахмале, поиск крахмала в продуктах питания и изучение его свойств.
1. Узнать, что такое крахмал и изучить его свойства;
4. Определить сферу применения крахмала;
3. Выяснить влияние крахмала на здоровье человека;
4. Выявить наличие или отсутствие крахмала в продуктах питания;
5. Получить крахмал в домашних условиях;
6. Провести эксперименты с использованием крахмала.
Теоретические: изучение и анализ литературы, просмотр видео по теме исследования.
Практические: проведение опытов.
2. Теоретическая часть
2.1 Что такое крахмал?
Крахмал – это безвкусный аморфный порошок белого цвета, нерастворимый в холодной воде [6]. Крахмал образуется в зеленых растениях при поглощении ими энергии солнечного излучения. В клетках, содержащих хлорофилл, из углекислого газа и воды на свету синтезируется глюкоза, которая затем превращается в крахмал. Крахмал поэтому чрезвычайно широко распространен в природе [1].
Для растений крахмал является запасом питательных веществ и содержится в основном в плодах, семенах и клубнях. Наиболее богаты крахмалом зерна злаковых растений: риса (до 86 %), пшеницы (до 75 %), кукурузы (до 72 %), а также клубни картофеля (до 24 %) [6]. В горячей воде крахмал легко набухает, образуя вязкий коллоидный раствор — крахмальный клейстер [3].
Крахмал при взаимодействии с раствором йода дает синее окрашивание. Эту реакцию открыли в 1814 году Жан-Жак Колен и Анри-Франсуа Готье де Клобри [6]. При нагревании это окрашивание исчезает, а при охлаждении вновь появляется. Раствор йода используют для обнаружения крахмала, а раствор крахмала (клейстер) – для обнаружения йода [2].
Зерновые крахмалы: кукурузный, пшеничный, рисовый и сорговый.
Клубневые крахмалы: картофельный крахмал и тапиоковый крахмал (из клубней тропического растения — маниоки).
Что такое модифицированный крахмал?
Для нужд различных отраслей промышленности выпускают модифицированные крахмалы, которые получают путем физических, химических и биохимических воздействий на исходный крахмал [8]. Вещество под названием «модифицированный крахмал» не имеет никакого отношения к генетически модифицированным продуктам. Это обычный крахмал с добавками, необходимыми для определенных целей. В РФ разрешено применение более чем 20 видов модифицированных крахмалов [9].
2.3 Историческая справка
Производство пшеничного крахмала было известно в глубокой древности. По свидетельству ряда античных писателей, пшеничный крахмал получали на островах Средиземного моря, в Древней Греции и Риме. Начало производства крахмала из пшеницы в других европейских странах относится к XVI в., а в XVII в. почти одновременно с распространением культуры картофеля, завезенной из Америки, стали получать картофельный крахмал. Более широко распространилось производство картофельного крахмала почти во всех странах Европы в конце XVIII в. после изобретения ручной терки.
В 1842 г. по предложению американца Т. Кингсфорда впервые начали вырабатывать крахмал из кукурузы. С тех пор в США развилась наиболее крупная кукурузо-крахмалопаточная промышленность, так называемая индустрия мокрого помола [15].
Крупнейшим производителем натуральных крахмалов в настоящее время является ГПК «Ефремовский» (Тульская область). Второе место по объемам выпуска натуральных крахмалов в стране занимает ООО «Крахмальный завод «Гулькевичский» (Краснодарский край). Третье место принадлежит Липецкой области, где находится АО «Чаплыгинский крахмальный завод» [12].
2.4 Применение крахмала
Крупнейшим потребителем крахмалов является бумажная промышленность, получающая более 60% производимого крахмала [8].
Модифицированный крахмал является основным компонентом клея для обоев [6]. Декстриновым клеем, полученным из кукурузного крахмала, смазываются оборотная сторона марок и почтовые конверты [11].
В строительной промышленности для производства строительных смесей используются загустители и связующие вещества на основе кукурузного крахмала [14].
Крахмал применяется в фармацевтической промышленности в качестве наполнителя таблетированных форм лекарственных препаратов. Он присутствует в детских присыпках, мазях. На его основе производятся сиропы, микстуры, сорбиты [6].
Крахмал может быть использован как биоразлагаемая пластмасса, которая разрушается в окружающей среде под действием физических факторов и микроорганизмов, не загрязняя ее [5].
Крахмал используют в пищевой промышленности в следующих целях: непосредственно как клейстеризованный крахмал, кисель; для повышения вязкости благодаря загущающим свойствам (в супах, детском питании, соусах, подливах и т. д.); как стабилизатор благодаря высокой способности крахмала удерживать влагу; как связующее для закрепления массы и предотвращения высыхания в процессе приготовления (колбасы и мясные продукты) [8].
Удаляет пятна от жира с любой поверхности, используется для чистки серебряных украшений и изделий из серебра, избавляет от разводов на стекле при мытье окон, используется для накрахмаливания предметов одежды [4].
Применение в косметологии
Используется для изготовления очищающих масок для кожи лица (крахмал улучшает цвет лица и функции кожи), разглаживает морщины на руках и смягчает огрубевшие участки кожи, убирает следы раздражения на коже ребенка, помогает избавиться от следов синяков на коже и устранить недостатки чувствительной кожи.
Применение в кулинарии
Добавляется для варки киселей, муссов, кондитерских изделий, используется для загущения соусов, начинок, помогает разъединять слипшиеся кулинарные изделия (зефир, мармелад и др.), придает пышность омлетам [4].
Крахмал используют также в народной медицине. Его можно применять от боли в горле, при кровоточивости ран, для лечения потертостей и воспалений кожи, при небольших термических ожогах, а также при обгорании под солнцем и укусах насекомых, при опрелостях у новорождённых [7].
2.5 Влияние крахмала на организм человека: польза или вред?
Биологическое значение крахмала для человека очень велико. Крахмал является основным углеводом рациона, в значительной степени обеспечивающим потребности человека в данном виде питательных веществ. Источниками крахмала в питании человека служат растительные продукты, прежде всего злаковые, картофель и продукты их переработки [8].
Роль крахмала в рационе человека – превращение в глюкозу для получения дополнительной энергии. Этот процесс начинается уже в тот момент, когда крахмалистая пища попадает в ротовую полость. На этом этапе слюна окружает молекулы крахмала, воздействуя на них, так возникает продукт расщепления – мальтоза, более простой углевод. Затем новое вещество попадает в тонкую кишку, где проходит очередные трансформации и превращается в глюкозу. И только после этого организм поглощает глюкозу (стенками кишечника), вещество попадает в кровь и уже по сосудам разносится по всему организму, снабжая каждую клетку энергией.
Меж тем организм не способен использовать за один «присест» сразу всю порцию глюкозы, полученной из крахмала. Лишнее хранится в виде гликогена в тканях печени и мышц. И когда организм переживает упадок сил, гликоген приходит ему на помощь [10].
Полезные свойства крахмала заключаются в следующем:
Снижает уровень холестерина в крови и в печени; выводит излишки воды из организма человека; участвует в поддержании уровня иммунитета человека; полезен для рациона питания людей, страдающих сахарным диабетом, так как его присутствие в пищевом тракте снижает скорость и интенсивность всасывания сахара в кровь человека, чем понижает уровень сахара после приема пищи; содействует организму в общей борьбе с воспалительными процессами и развитием опухолей, ростом патогенных клеток; влияет на понижение кислотности в пищевом тракте, имеет обволакивающие свойства, которые эффективно снижают риски язвенных образований в желудке.
Крахмал – самый ценный в плане энергетической подпитки организма углевод, который дает организму 40-50% энергии касательно всего рациона и до 80% обеспечивает потребности организма суточной норме углеводов.
Вред картофельного крахмала
Крахмал существует в двух видах:
1. Природный (фрукты, злаки, бобовые, овощи);
2. Рафинированный, полученный промышленном способом: крахмал и мука высшего сорта (белая), все пищевые изделия из них.
Крахмал в его природном виде не вреден для здоровья человека, при рациональном его употреблении без крайностей. Основной вред продукта заключается в употреблении модифицированного крахмала, полученного из растений путем обработки в промышленных целях.
Вред такого крахмала для здоровья заключается в том, что при переваривании организмом он: при злоупотреблении ведет к излишнему накоплению нерастраченной энергии, превращающейся в жировые клетки; приводит к развитию атеросклероза; нарушает гормональный баланс; утончает стенки сосудов крови; повышает риск развития различных заболеваний любого органа, особенно поджелудочной железы и желудка [13].
Крахмал принадлежит к числу продуктов, о пользе и вреде которых пока нет однозначного мнения. Отказаться от крахмала полностью нельзя, так как крахмал – это источник энергии. Меж тем, существует отличный совет, которым руководствовались люди в разные времена: всего должно быть в меру и тогда пища не будет во вред. Это касается и крахмала. Для того чтобы получить достаточное количество крахмала, примерно треть рациона должны составлять продукты, содержащие это вещество. Питание должно быть разнообразным. Нужно больше двигаться, заниматься спортом, есть свежие фрукты и овощи, поменьше мучных изделий и полуфабрикатов. И тогда никакой крахмал не навредит здоровью [10]!
3. Экспериментальная часть
1. Изучение физических свойств крахмала
Для опыта потребуется: крахмал, микроскоп.
Я рассматривал крахмал невооруженным глазом и под микроскопом, пытался определить запах крахмала, пробовал его на вкус (крахмал – пищевой продукт, поэтому этот опыт не навредит здоровью), растирал его между пальцами.
Вывод: крахмал – это сыпучий порошок белого цвета. Под микроскопом видно, что это зернистый порошок. Крахмал не имеет никакого запаха; вкус, свойственный крахмалу, не сильно выражен. На ощупь крахмал рыхлый. При сжатии крахмала он издает характерный скрип. Этот звук создаётся при трении крупиц друг о друга, они достаточно тверды и не разрушаются при таком воздействии.
2. Растворимость крахмала в воде
Для опыта потребуется: крахмал, стакан, ложка.
Сначала я проверил растворимость крахмала в холодной воде. Для этого в стакан с водой добавил ложку крахмала и перемешал. Сначала вода помутнела, но через некоторое время весь крахмал осел на дне стакана.
Вывод: крахмал не растворяется в холодной воде.
Далее я нагрел эту суспензию при постоянном помешивании, она загустела. Получился клейстер, это свойство крахмала используется для склеивания, для накрахмаливания белья, при приготовлении желе, киселя и других блюд.
Вывод: при нагревании взвесь крахмала в воде превращается в вязкую массу (клейстер).
3. Взаимодействие крахмала с йодом
Для опыта потребуется: 2 стакана с водой, крахмал, йод, пипетка и ложка.
Я налил воду в два стакана. В один стакан добавил немного крахмала. Затем в каждый стакан я добавил по 5 капель йода. В первом стакане была чистая вода. После добавления йода она пожелтела. Во втором стакане, где был крахмал, появилось синее окрашивание. Я поставил второй стакан в кастрюлю с горячей водой, синее окрашивание исчезло. После охлаждения стакана, оно появилось вновь.
Вывод: при взаимодействии крахмала с йодом происходит химическая реакция и образуется новое вещество сине-фиолетового цвета. Это качественная реакция на крахмал, химики используют ее для обнаружения крахмала.
4. Определение крахмала в продуктах питания
С помощью раствора йода я провел анализ некоторых продуктов питания на содержание в них крахмала.
4.1 Исследование наличия крахмала в овощах и фруктах
Для опыта потребуется: ломтики чеснока, сливы, картофеля, яблока, банана, апельсина, кабачка, болгарского перца, огурца, лимона, лука, помидора, патиссона, баклажана, моркови, груши, капусты и тыквы, раствор йода, пипетка.
Я капнул на образцы по 1 капле йодного раствора. Синее окрашивание появилось на срезах картофеля, яблока, банана, помидора, баклажана, моркови, груши и тыквы. Значит, эти фрукты и овощи содержат крахмал. Йодное пятно не изменило цвет на срезах чеснока, сливы, апельсина, болгарского перца, огурца, лимона, кабачка, лука, патиссона и капусты.
Вывод: не все фрукты и овощи содержат крахмал.
4.2 Исследование наличия крахмала в крупах и других продуктах ежедневного использования
Для опыта потребуется: образцы ячменя, манной крупы, кукурузной крупы, чечевицы, макаронных изделий, батона, ржаного хлеба, пшена, риса, гороха, овсяных хлопьев, муки, сахара, соли, гречки, апельсинового сока, карамели, мёда, мармелада.
Я капнул по 1 капле йода на образцы. Пятно йода посинело на образцах ячменя, манной крупы, кукурузной крупы, чечевицы, макаронных изделий, батона, ржаного хлеба, пшена, риса, гороха, овсяных хлопьев, муки. Крахмал не обнаружен в сахаре, соли, апельсиновом соке, карамели, мёде, мармеладе.
Из опыта видно, что крахмал есть и в муке, и в продуктах, изготовленных из нее (батон и ржаной хлеб). Значит, крахмал сохраняется в продуктах при термической обработке.
Вывод: крахмал присутствует во всех крупах. Крахмал сохраняется в продуктах при термической обработке.
4.3 Исследование наличия крахмала в молочных, мясных продуктах и рыбе.
Я также проверил молочные, мясные продукты и рыбу на наличие крахмала. В натуральных продуктах крахмала не должно быть.
Для опыта потребуется: детский йогурт, куриное яйцо, сгущеное молоко, сливочное масло, детский творожок, сметана, кефир, куриное филе, колбаса, молоко, творог, майонез, йогурт, треска, сыр.
Капнул по 1 капле йода на образцы. Результат порадовал, йодные пятна остались коричневыми. Ни в одном образце крахмала не было обнаружено.
Вывод: крахмал не содержится в натуральных молочных, мясных продуктах и рыбе.
5. Получение картофельного крахмала в домашних условиях
Для эксперимента потребуется: клубни картофеля, терка, вода, марля, тарелки.
Я помыл клубни картофеля, очистил от кожуры. При помощи мелкой терки измельчил клубни. Натертую массу соединил с холодной водой и тщательно перемешал. Полученную смесь процедил через несколько слоев марли, отжал. Оставшуюся кашицу еще раз промыл в небольшом количестве воды, снова отжал и соединил с ранее полученной жидкостью. Отфильтрованные порции воды оставил отстояться для того, чтобы крахмал осел на дно. Затем, не взбалтывая, осторожно слил верхнюю жидкость. Высушил оставшийся на дне крахмал, время от времени перемешивая. Из 1 кг картофеля у меня получилось 114 г крахмала.
Вывод: в домашних условиях можно получить крахмал из картофеля, но в небольшом количестве.
7. Приготовление киселя
Для опыта потребуется: замороженная черная смородина, сахар, крахмал, вода.
Сварил морс из черной смородины и сахара. Смешал 1 чайную ложку крахмала с небольшим количеством воды. Вылил тоненькой струйкой этот раствор с горячий морс, постоянно помешивая. Морс загустел, получился вкусный кисель.
8. Получение мармелада
Для опыта потребуется: 500 г яблок, 100 г сахара, 2 ст. ложки крахмала, 2 ст. ложки желатина.
Очистил яблоки от кожуры и вырезал из них сердцевину. Натер яблоки на средней терке, положил их в глубокую кастрюлю и засыпал сахаром. На медленном огне потушил яблоки в течение часа. За это время из яблок выпарился весь сок, а сама яблочная стружка размякла и масса стала почти однородной. 2 ст. ложки крахмала развел холодной водой и влил крахмал в яблочную массу. Довел смесь до кипения и проварил еще минуты две все вместе. Выключил после этого огонь и дал смеси остынуть.
Залил 2 ст. ложки желатина таким же количеством воды и дал ему набухнуть в течение получаса. Набухший желатин расплавил на медленном огне и добавил его в яблочную массу с крахмалом. Все тщательно перемешал и разлил в форму. Отправил мармелад в холодильник часа на три, чтобы все хорошо застыло. Застывший мармелад разрезал на части и выложил на тарелку. Чтобы мармелад не слипся, я его посыпал крахмалом.
9. Свинка-копилка в технике папье-маше
Поврал бумагу на мелкие кусочки, залил их небольшим количеством воды и подождал, пока бумага размокнет. Сделал клейстер из крахмала. Для этого к паре ложек крахмала добавил небольшое количество холодной воды, тщательно перемешал. Тонкой струйкой влил эту крахмальную жидкость в стакан горячей воды, одновременно перемешивая, чтобы не образовалось комочков. Соединил бумажную массу и клейстер, хорошо вымесил. Получилась масса, похожая на глину. Надул воздушный шарик до нужного размера и на всю его поверхность нанес массу. Толщина слоя примерно 3 мм. Подождал неделю высыхания. Канцелярским клеем вырезал отверстие в спине. Из новой массы сделал ушки, пятачок, хвостик и ножки для свинки. Снова ждал несколько дней высыхания. Затем раскрасил свинку-копилку.
10. Игрушка-мнушка из воздушных шариков и крахмала
Для изготовления потребуется: воздушные шарики, картофельный крахмал, воронка, пряжа, маркер, клей.
С помощью воронки в воздушный шарик засыпал крахмал, завязал узел на шарике. Маркером нарисовал на шарике личико и приклеил волосы из пряжи.
В школе на уроке технологии мы с ребятами сделали такие же игрушки-мнушки (приложение 1).
Применение крахмала в творчестве очень разнообразно (приложения 2-8).
В ходе исследовательской работы из литературных источников я узнал много новой, интересной и полезной информации:
Крахмал широко распространен в природе, он образуется в растениях в процессе фотосинтеза.
Крахмал еще в древности был известен человеку.
Сфера применения крахмала очень широка.
Биологическое значение крахмала для человека очень велико. Крахмал является основным источником углеводов для организма, внося наибольший вклад в энергетическую ценность рациона. Однако, в случае злоупотребления может нанести вред здоровью человека. Чтобы этого не случилось, питание должно быть разнообразным. Нужно больше двигаться, заниматься спортом, есть свежие фрукты и овощи, поменьше мучных изделий и полуфабрикатов.
По результатам проведенных экспериментов можно сделать следующие выводы:
Крахмал – порошок белого цвета. Он не имеет никакого запаха; вкус, свойственный, крахмалу, не сильно выражен. На ощупь крахмал рыхлый. При сжатии крахмала он издает характерный скрип, вызванный трением частиц.
Крахмал не растворяется в холодной воде. При нагревании взвесь превращается в вязкую массу (клейстер).
Крахмал при взаимодействии с раствором йода дает синее окрашивание.
Исследование крахмала в составе различных образцов с помощью качественной реакции показало его наличие в составе многих продуктов.
В домашних условиях можно получить крахмал из картофеля, но в небольшом количестве.
Моя гипотеза не подтвердилась. Крахмал содержится во многих овощах, фруктах и злаках, но есть продукты питания растительного происхождения, которые не содержат крахмал.
1. Нифантьев Э.В., Цветков Л.А. Химия: Орган. химия: Учеб. для 10-11 кл. обще-образоват. учреждений. ˗˗ 3-е изд.˗˗ М.: Просвещение, АО «Моск. учеб.», 1999. ˗˗ 190 с.: ил.
2. Хомченко Г.П. Химия (для подготовительных отделений: Учебник. ˗˗ 2-е изд., перераб. и доп. ˗˗ М.: Высш. шк., 1988. ˗˗ 368 с.: ил.
3. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. /Глав. ред. В.А.Володин. ˗˗ М.: АВАНТА+, 2000. ˗˗ 640 с.: ил.
Изготовление игрушки-мнушки на уроке технологии
Изготовление неньютоновской жидкости
Неньютоновская жидкость – это вещество, которое меняет свою вязкость в зависимости от скорости воздействия на нее. За этими изменениями очень интересно наблюдать.
Для опыта потребуется: 300 г крахмала, 200 мл холодной воды, краситель.
Я соединил крахмал и воду, тщательно перемешал. И все, жидкость с интересными свойствами готова. Если лить такую смесь с достаточной высоты, то в верхней части струи она будет течь, как жидкость, а в нижней части скапливаться комками, как твердое вещество. Если в емкость со смесью медленно ввести руку, то результат точно такой же, как если бы мы ввели руку в воду. Если резко ударить ладошкой по этой жидкости, то будет ощущение, будто стучишь по твердой поверхности. Если сжать эту смесь в руке, то она становится твердой, а если разжать ладонь, то жидкость начинает стекать.
Для опыта потребуется: лист бумаги, крахмал, вода, йод, распылитель, кисть, емкость для смешивания.
Я сделал клейстер из крахмала и с помощью кисти на бумаге написал слово «крахмал». Флакон с распылителем наполнил водой, в которую добавил йод. После высыхания клейстера разбрызгал на белый лист раствор йода, надпись проявилась. В самой бумаге тоже содержался крахмал, поэтому и бумага окрасилась в бледно-синий цвет. Надпись же стала ярко-синей.
Для опыта потребуется: 400 г кукурузного крахмала, 200 мл детского шампуня-геля (можно так же использовать бальзам для волос).
В глубокую тару к крахмалу добавляем детский шампунь-гель, тщательно перемешиваем. «Снег» готов, можно играть. Используя этот «снег», я собрал для сестры сенсорную зимнюю коробочку.
Изготовление бомбочек для ванны
Для опыта потребуется: 60 г лимонной кислоты, 120 г соды, 80 г кукурузного крахмала, несколько капель желтого пищевого красителя, 3 ст. ложки масла виноградной косточки, 10 капель эфирного масла лимона.
Выбор кукурузного крахмала в качестве наполнителя для бомбочки не случаен – крахмал отлично ухаживает за кожей, смягчает ее, придает матовость, бархатистость и чувство припудренности. Тончайшая пленочка, которую крахмал образует на поверхности кожи, делает кожу шелковистой и мягкой, устраняет сухость, шелушение и раздражения.
Я покрасил соду, добавив несколько капель пищевого красителя. Смешал предварительно измельченную лимонную кислоту, соду и крахмал. Тщательно перемешал. Добавил масло виноградной косточки и 10 капель эфирного масла лимона. Тщательно вымешал массу руками, пока консистенция не стала напоминать чуть влажный песок (при сжатии сохраняет форму, но достаточно легко рассыпается). Заполнил формочку массой, сильно сжал и подождал 15-20 секунд. Через минуту аккуратно достал бомбочку из формы и положил ее в сухое хорошо проветриваемое место на просушку на ночь.
Получение холодного фарфора
Для опыта потребуется: 170 г кукурузного крахмала, 200 г клея ПВА, 1 ст. ложка вазелинового масла, 1 ст. ложка глицерина, 1 ч. ложка сок лимона.
Смешал жидкие составляющие, затем постепенно добавил крахмал и тщательно перемешал. Фарфор готов. Из него я сделал памятные подарки бабушкам и дедушкам.
Изготовление кинетического песка
Для опыта потребуется: 3 стакана речного песка, 2 стакана крахмала, 1стакан воды.
Я соединил речной песок, крахмал и воду, тщательно все перемешал. И у меня получился песок, по ощущениям напоминающий кинетический. Он похож на обычный влажный песок, но он легко пересыпается сквозь пальцы, оставаясь сухим.
Изготовление массы для лепки
Для изготовления потребуется: крахмал, бальзам для волос, блестки, краситель, ложка и емкость для смешивания.
Я соединил крахмал и бальзам для волос (крахмала взял в 2 раза больше, чем бальзама). Все перемешал и несколько минут разминал массу в руках. Добавил блески и краситель. Получилась нежная масса для лепки.